415-417 417-420 АКТ О СУПРЕМАТИИ законодательный документ, окончательно закрепивший разрыв Английской Церкви с Римом в ходе реформации Генриха VIII 420-421 421-425 425-426 426-427 АКТЫ О ЕДИНООБРАЗИИ богослужения и совершения таинств, ряд законов, принятых англ. парламентом в XVI - XVII вв. 427-428 428-430 430-433 434-435 435-436 436-437 437-438 438-439 439-440 440-444 444-445 445-446 446-447 447-448 448-455 455-464 464-465 465-470 АЛБА-ЮЛИИ ЕПИСКОПИЯ входит в Ардяльскую (ист. назв. - Трансильванская) митрополию Румынской Православной Церкви 470-471 471-472 АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.) 472-473 473-474 474-475 АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСАНДР Николаевич Архангельский (1874-1930), прот., сщмч. (пам. 20 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Николаевич Беляков (1890– 1937), сщмч. (пам. 21 сент., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Львович Богоявленский (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Яковлевич Быков (1881-1937), свящ., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Михайлович Воздвиженский (1876 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/vol/i.html

Анатолий (Потапов) Оптинский († 12.08.1922, пам. 30 июля); прп. Нектарий (Тихонов) Оптинский († 12.05.1928, пам. 29 апр.); прмч. Никон (Беляев) Оптинский († 8.07.1931, пам. 25 июня); прмч. Исаакий II (Бобриков) Оптинский († 8.01.1938, пам. 26 дек.) – прославлены 26.07.1996 по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, священноархим. Оптиной пустыни, при наместнике архим. Венедикте (Пенькове). 74) Свт. Петр (Могила) , митр. Киевский и Галицкий († 31.12.1646), прославлен 6.12.1996 решением Синода УПЦ. 75–79) Прмч. Иосиф (Гаврилов), иеромон., Раифский, Казанский; прмч. Антоний, иеромон., Раифский, Казанский; прмч. Варлаам (Похилюк), иеромон., Раифский, Казанский; прмч. Иов (Протопопов), иеромон., Раифский, Казанский; прмч. Петр послушник, Раифский, Казанский – † 7.04.1930, пам. 14 янв.; 80) прмч. Сергий (Гуськов), иеромон., Раифский, Казанский († 10.08.1930, пам. 14 янв.) – прославлены 6.04.1997 определением архиеп. Казанского и Татарстанского Анастасия (Меткина). 81–88) Сщмч. Порфирий (Гулевич), еп. Симферопольский и Крымский († 2.12.1937, пам. 19 нояб.); сщмч. Николай, прот., Крымский († 14.02.1938, пам. 19 нояб.); сщмч. Димитрий (Киранов), прот., Крымский († 4.01.1938, пам. 19 нояб.); прмч. Варфоломей иеромон., Крымский († 10.02.1938, пам. 19 нояб.); сщмч. Владимир иерей, Крымский († 10.02.1938, пам. 19 нояб.); сщмч. Иоанн Блюмович, иерей, Крымский († 13.04.1938, пам. 19 нояб.); сщмч. Тимофей (Изотов), иерей, Крымский († 15.02.1938, пам. 19 нояб.); прмч. Антоний (Корж), иерод., Крымский († 14.03.1938, пам. 19 нояб.) – прославлены решением Синода УПЦ 11.06.1997, торжество прославления состоялось 29.06.1997, в неделю всех святых, в земле Российской просиявших. 89) Прп. Гавриил (Зырянов) , Казанский, Псковский († 24.09.1915), прославлен 30.07.1997 определением архиеп. Казанского и Татарстанского Анастасия (Меткина). 90) Прп. Матфей (Швецов) Яранский († 29.05.1927, пам. 16 мая) – прославлен 23.11.1997 в г. Яранске архиеп. Вятским и Слободским Хрисанфом (Чепелем). 91–92) Сщмч. Пимен (Белоликов) , еп. Семиреченский и Верненский († 16.09.1918, пам. 3 сент.); прп. Севастиан (Фомин) , старец Карагандинский († 19.04.1966, пам. 6 апр., обретение мощей 22.10.1997),— прославлены в 1997 г. определением архиеп. Алматинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова). 93–95) Сщмч. Анатолий (Грисюк) , митр. Херсонский и Одесский († 23.01.1938, пам. 10 янв.); сщмч. Василий (Зеленцов), еп. Прилуцкий († 9.02.1930, пам. 27 янв.); свт. Иннокентий (Борисов) , архиеп. Херсонский и Таврический († 25.05.1857),— прославлены в 1997 г. решением Синода УПЦ.

http://azbyka.ru/kanonizaciya-svyatyx-v-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «АЛЕКСИЙ» найдены статьи: АЛЕКСИЙ Ильич Княжеский (1884 – 1938), сщмч. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ. АЛЕКСИЙ (Орлов Владимир Павлович; род. 23 апр. 1974 г.), митрополит Челябинский и Миасский, глава Челябинской митрополии АЛЕКСИЙ Александрович Смирнов (8 фев. 1890 — 11 дек. 1937 г.), священник, священномученик (пам. 28 нояб., в Соборе Новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСИЙ Петрович Смирнов (4 марта 1867, – 28 фев. 1938), протоиерей, священномученик (пам. 15 фев., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников в Бутове пострадавших) АЛЕКСИЙ Иванович Рождественский (1865 – 1937), сщмч. (пам. 13 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. АЛЕКСИЙ Николаевич Троицкий (1875 – 1942), сщмч. (пам. 7 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АЛЕКСИЙ Сергеевич Смирнов (1870 – 1938), протоиерей, священномученик (пам. 9 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСИЙ Петрович Кротенков (1878 – 1930), свящ., сщмч. (пам. 5 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСИЙ Степанович Меркурьев (1851 – 1918), свящ., сщмч. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСИЙ Петрович Скворцов (1875 – 1938), сщмч. (пам. 21 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АЛЕКСИЙ (Соловьев Фёдор Алексеевич; 1846-1928), схим., старец, прп. (пам. 19 сент. и в Соборе Московских святых) АЛЕКСИЙ Николаевич Кузнецов (1871 – 1918), сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АЛЕКСИЙ Великосельский (1865 – 1918), сщмч. (пам. 17 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростовских святых), свящ. АЛЕКСИЙ Григорьевич Введенский (1890 – 1938), сщмч. (пам. 10 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот.

http://pravenc.ru/text/АЛЕКСИЙ.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период. Эпоха гонений. Политические процессы, массовые казни и ссылки АЛЕКСАНДР (Петровский Александр Феофанович; 1851- 1940), архиеп. Харьковский, сщмч. (пам. 11 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Руской) АЛЕКСАНДР (Трапицын Александр Иванович; 1862-1938), архиеп. Куйбышевский, сщмч. (пам. 1 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АЛЕКСАНДР Викторович Поздеевский (1868-1942), свящ., исп. (пам. 12 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АЛЕКСАНДР Александрович Зверев (1881 – 1937), прот., сщмч. (пам. 3 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Андреевич Вершинский (1873 – 1937), прот., сщмч. (пам. 25 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Васильевич Орлов (1878 – 1941), свящ., исп. (пам. 14 апр., в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Васильевич Поспелов (1883 – 1937), прот., сщмч. (пам. 13 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Васильевич Сидоров (1867 – 1918), свящ., сщмч. (пам. 27 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР (Кременецкий Александр Стефанович (1842 или 1843 - 1918 ), архим., духовный писатель, проповедник АЛЕКСАНДР Михайлович Левитский (Левицкий; 1876 – 1937), прот., сщмч. (пам. 26 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Михайлович Любимов (1884 (по другим данным 1885) – 1918), свящ., сщмч. (пам. 31 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Псковских святых) АЛЕКСАНДР Нилович Медведев (1889 – 1918), диак., сщмч. (пам. 28 авг., в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/121848.html

Зрелища ...Кто, отрекаясь раз навсегда от диавола и загладив все в крещении, идет от Христа на зрелище диавола, тот отвергает Христа, как отвергал диавола (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 356). Источник. Идолослужение... есть мать всех игрищ, чтобы привлечь к себе христиан, оно обольщает их наслаждениями зрения и слуха... (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 356–357). Источник. ...Непозволительно верным христианам... ни присутствовать на зрелищах, ни быть вместе с теми, которых Греция, для увеселения слуха, посылает всюду, выучив их разным пустым искусствам (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 360). Источник. ...Надобно блюсти и зрение наше и слух (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 361). Верный христианин... должен прилежать Божественным Писаниям: в них найдет он зрелища, достойные веры (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 362). Источник. Пребывание на зрелищах порождает прелюбодеяние, невоздержность и всякое бесстыдство... (свт. Иоанн Златоуст , 45, 176). Источник. Если похоть часто, как какой-нибудь хитрый разбойник, тайно входит и здесь , где псалмы и молитвы, и слышание Божественных слов, и страх Божий, и великое благолепие, то как могут быть свободны от этой злой похоти те, которые сидят в театре и ничего здравого не видят и не слышат, а будучи исполнены гнусности и беспечности, подвергаются воздействию чрез все (чувства) – и чрез слух, и чрез зрение? (свт. Иоанн Златоуст , 47, 855–856). На площади ты не станешь смотреть на обнаженную женщину, а еще менее дома, – ты оскорбишься таким зрелищем, а в театр идешь, чтобы оскорбить честь и мужского и женского пола, и осрамить глаза свои (свт. Иоанн Златоуст , 50, 70). Источник. ...Не столько грешит тот, который представляет в театре, сколько в сравнении с ним ты, который заставляешь это делать; и не только заставляешь, но и заботишься о том, радуешься и смеешься, хвалишь представление, всячески пособляешь демонской работе (свт. Иоанн Златоуст , 50, 70). Источник. Лучше грязью или навозом вымарать себе все лицо, чем смотреть... на беззаконие , потому что для глаза не так вредна грязь, как любострастный взгляд и вид обнаженной женщины (свт. Иоанн Златоуст , 50, 71).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Киприан (Керн), архим. Воспоминания о митр. Антонии (Храповицком) и епископе Гаврииле (Чепуре). – М.: ПСТБи, 2002. – С. 16. Например, Иларион, архиеп. Верейский, сщмч. Покаяние в Церкви и покаяние в католичестве//Иларион, архиеп. Верейский, сщмч. Без Церкви нет спасения – М.; СПб: Сретенский монастырь; Знамение, 2000. – С. 142; Иларион, архиеп. Верейский, сщмч. Христианство или Церковь?//Там же. – С. 591; Иларион, архиеп. Верейский, сщмч. Триединство Божества и единство человечества//Там же. – С. С. 626. Антоний (Храповицкий), митр. Нравственная идея догмата Церкви//Антоний (Храповицкий), митр. Молитва русской души [Сб. статей]. – М.: Изд. Сретенского мон-ря, 2006. – C. 21. Антоний (Храповицкий), архим. Нравственная идея догмата Пресвятой Троицы//Богословский вестник, 1892. Т. 3. 11. – С. 172 (2-я пагин.) В опубликованных источниках здесь ошибочный повтор: " Нравственная идея догмата Пресвятой Троицы " (А.Г.). Иларион, архиеп. Верейский, сщмч. Триединство Божества и единство человечества//Иларион, архиеп. Верейский, сщмч. Без Церкви нет спасения – М.; СПб: Сретенский монастырь; Знамение, 2000. – С. 626 Антоний (Храповицкий), митр. Чем отличается православная вера от западных исповеданий//Дорога домой: [сайт]. URL: http://www.dorogadomoj.com/dr163ant.html (дата обращения 17.08.09); цитата у архиеп. Илариона: Иларион, архиеп. Верейский, сщмч. Покаяние в Церкви и покаяние в католичестве//Иларион, архиеп. Верейский, сщмч. Без Церкви нет спасения – М.; СПб: Сретенский монастырь; Знамение, 2000. – С. 142. Антоний (Храповицкий), архим. Нравственная идея догмата Пресвятой Троицы//Богословский вестник, 1892. Т. 3. 11. – С. 151 (2-я пагин.) Антоний (Храповицкий), митр. Нравственная идея догмата Церкви//Антоний (Храповицкий), митр. Молитва русской души [Сб. статей]. – М.: Изд. Сретенского мон-ря, 2006. – C. 32-33. Антоний (Храповицкий), архим. Нравственная идея догмата Пресвятой Троицы//Богословский вестник, 1892. Т. 3. 11. – С. 171 (2-я пагин.) Антоний (Храповицкий), архиеп. Догмат Искупления//Богословский вестник, 1917. Т. 2. 10/11/12. – С. 299-300 (2-я пагин.) [Окончание].

http://bogoslov.ru/article/3546585

7 . Высшим судилищем и авторитетом в Церкви вселенской св. Киприан признавал собор всей Церкви, в особенности епископов. Важнейшие дела в Церкви, во время Киприана, по его свидетельствам, и должны были решаться и решались «снесением голосов всех епископов, а иногда и пресвитеров, диаконов, исповедников и даже мирян», причем Киприан ни разу не упомянул о необходимости утверждения подобных решений со стороны главы Церкви, римского епископа 639 . А епископов св. отец называет прямо «главой Церкви». «Мы держим главу и корень единой Церкви», пишет св. отец 640 . А это значит: «мы составляем главу и корень единой Церкви»; это видно из того, что здесь же сразу св. Киприан прибавляет: «мы глава единого кафолического крещения», рассуждая здесь о том, что только единая истинная Церковь имеет право преподавать благодать Св. Духа в крещении, равно как и в других таинствах, – а вне Церкви никто не имеет этого права. 8 . Именно, в подтверждение той мысли, что на земле нет и быть не может такого епископа епископов, каким хотел быть Стефан Римский, св. Киприан нередко высказывает мысль, что епископ подлежит суду только Господа нашего Иисуса Христа, а не какого-либо Его единоличного наместника 641 . Римский епископ у Киприана зовется просто епископом, соепископом, сослужителем (collega), братом 642 . Св. отец пишет к римским епископам не иначе, как: «Киприан Корнелию брату» 643 , «Киприан с товарищами Люцию брату 644 , Киприан Стефану брату» 645 , точно так же, как пишет он и ко всем другим епископам, например: «Киприан и прочие сослужители... Фиду брату» 646 : точно так же, как и римские епископы пишут к Киприану: «Корнелий Киприану брату» 647 . Киприан не называет римских епископов даже папами, тогда как его самого современники, и в том числе римский клир, величали: «благословенный папа Киприан» 648 , «все исповедники Киприану папе» 649 , «Киприану папе, пресвитеры и диаконы, в Риме состоящие» 650 , «блаженнейший и славнейший папа» 651 ; «Киприану папе Моисей и Максим пресвитеры, и Никострат и Руфин диаконы, и прочие исповедники» 652 ; «Киприану папе пресвитеры и диаконы, в Риме состоящие, спасения» 653 . Св. Киприан употребляет название: «епископ епископов»; но употребляет с тем, чтобы показать невозможность существования в Церкви подобного епископа епископов 654 . Всякий епископ, по выражениям св. отца «есть священник и судья вместо Христа (vice Christi) 655 , есть наместник (antistes) Христов 656 , есть преемника (successor) апостолов» 657 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Наконец, сщмч. Киприан интересен своей позицией в важном споре III века со Стефаном, епископом Рима (254–257), по вопросу о литургических чинах принятия еретиков и схизматиков, которые искали примирения с Церковью (этот спор форсировался так называемым Новацианским расколом середины III века, произошедшим в Римской церкви). В нескольких письмах сщмч. Киприан следует традиционному учению североафриканской Церкви, подчеркивая недействительность Крещения, совершаемого еретиками и раскольниками. Крещение вне общения с кафолической Церковью рассматривалось как недействительное, а потому его следовало повторять для тех, кто стремился вернуться к единству с Церковью. В своей аргументации сщмч. Киприан опирался на решения Карфагенского Собора 220 года, который возглавлял его непосредственный предшественник по кафедре. Для дальнейшего обсуждения этого вопроса под руководством сщмч. Киприана в Карфагене состоялись еще три Собора (один в 255, и два в 256 году). Глубокие разногласия между сщмч. Киприаном и папой Стефаном, занимавшим более либеральную позицию, создали угрозу разрыва общения между Церковью Северной Африки и Церковью Рима. Позиция Рима состояла в том, что Крещение, совершенное во имя Пресвятой Троицы и с намерением принятия крещаемого в Церковь , является действительным, даже если оно совершено еретиками или схизматиками. В самом Риме тех, кто был крещен в расколе или в ереси, принимали в общение просто через возложение рук епископа (как в случае принятия отступников от веры или кающихся). Их не перекрещивали! Но, несмотря на угрозы Стефана, североафриканская традиция перекрещивания сохранялась. Хотя история показала, что в этом споре в конечном счете взяла верх точка зрения папы Стефана и Римской Церкви, при жизни как сщмч. Киприана, так и Стефана эта проблема оставалась нерешенной. Более того, как мы скоро увидим, эта ранняя североафриканская традиция перекрещивания еретиков и раскольников возродилась и обрела силу в IV веке и позднее, в связи с так называемым донатистским спором, имевшим место в период епископского служения блж. Августина 340 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

15 янв. из-за сердечного приступа П. перевели в тюремное отделение больницы, где он скончался через неделю. Тело умершего было передано родственникам. Место могилы неизвестно. Имя П. внесено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Синода РПЦ от 7 окт. 2002 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-49503; ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 52. Л. 134 об.; Оп. 252. Д. 182. Л. 34; Ф. Р-49. Оп. 1221. Л. 150, 184-185 об.; Ф. Р-2798. Оп. 1. Д. 89. Л. 116; Д. 91. Л. 44; Ф. Р-2798. Оп. 1. Д. 98. Л. 18-22 об. Лит.: Были верны до смерти..: Кн. памяти новомучеников и исповедников Рязанских. Рязань, 2002; ЖНИР. Янв. С. 100-102; ЖНИР Моск. Доп. т. 1. С. 12-15; Иоаким (Заякин), иером., Мелетия (Панкова), мон. «Моя жизнь - Христос, и смерть - приобретение»: Новомученики и исповедники земли Рязанской, ХХ в.: Патерик. Рязань, 2012. С. 19-22. Мон. Мелетия (Панкова) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСАНДР Александрович Хотовицкий (1872–1937), протопр., сщмч. (пам. 7 авг., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе святых Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1017-1918 гг.) АЛЕКСАНДР Иванович Виноградов (1884-1942), прот., сщмч. (пам. 9 сент., в Соборе Московских Святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Михайлович Никитский (1891 – 1938), свящ., сщмч. (пам. 15 февр., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АНАТОЛИЙ Авдеевич Правдолюбов (1862-1937), прот., сщмч. (пам 10 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) ВАСИЛИЙ (Зеленцов Василий Иванович; 1870-1930), еп. Прилукский, вик. Полтавской епархии., сщмч. (пам. 25 янв, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) ВЛАДИМИР (Богоявленский Василий Никифорович, 1848-1918), митр., сщмч.

http://pravenc.ru/text/2580234.html

Параллельно с реставрацией здания были выполнены новые росписи. В центральном нефе на опоре, расположенной ближе к алтарю, на широкой, обращенной в наос стороне, находятся 2 сцены из Жития сщмч. Климента: в верхнем ярусе - «Поставление Климента в папы» (сохр. нижняя часть сцены), в среднем - «Климент совершает литургию»; на узких торцах - ростовое изображение прп. Антония (верхняя часть утрачена), «Прор. Даниил во рву львином», зооморфные и орнаментальные мотивы. На 2-й опоре наверху изображен восседающий на престоле Христос с предстоящими архангелами Михаилом и Гавриилом, сщмч. Климентом и свт. Николаем Чудотворцем (верхняя половина композиции не сохр.), ниже - 2 сцены из Жития прп. Алексия, человека Божия,- «Возвращение Алексия в Рим» и «Преставление Алексия», орнаментальная декорация; на торцах - в рост св. Бьяджо (Власий) и сцена «Чудо св. Бьяджо». Житийный цикл сщмч. Климента продолжен еще неск. сценами в нартексе: на зап. стене на месте заложенных арок слева от входа - «Перенесение мощей сщмч. Климента»; справа - «Чудо сщмч. Климента в храме»; ниже - медальон с погрудным образом сщмч. Климента и изображения предстоящих святому заказчиков росписи Бено де Рапицы и его супруги Марии Мачелларии с детьми; над сценой «Чудо в храме» находилась композиция «Ангел, сооружающий гробницу сщмч. Климента на дне моря» (утрачена, известна благодаря акварелям Й. Вильперта 1916 г.). Напротив, на вост. стене нартекса, помещена композиция «Деисус» - Христос на престоле с предстоящими архангелами Михаилом и Гавриилом, со святыми ап. Андреем и сщмч. Климентом и с коленопреклоненными преподобными, предположительно равноапостольными Кириллом и Мефодием (фреска снята со стены нартекса и перенесена в сев. неф верхней церкви; в лит-ре она получила определение «частный «Посмертный суд»»). Фрагментарно сохранились история святых Валериана и Цецилии (зап. стена юж. нефа), композиция «Страшный Суд» и ветхозаветные сцены (история праотца Авраама) (вост. стена сев. нефа), образ Христа в медальоне (на своде). Данная группа фресок, заказчиками к-рых (в нартексе и центральном нефе) являлись представители семейства де Рапица, датирована XI в. на основании стилистического сопоставления росписей с романской живописью Рима и его окрестностей в Лацио, произведениями, созданными под влиянием искусства аббатства Монте-Кассино в Кампании.

http://pravenc.ru/text/1841417.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010