6 сент. 1917 г. Соборный совет заслушал заявление 30 членов Собора во главе с Гродненским архиеп. Михаилом (Ермаковым ; впосл. митрополит) о приглашении П. Ф. Полянского на Собор в качестве его члена, но отклонил это предложение, равно как и предложения о приглашении на Собор ряда других лиц (Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. М., 2013. Т. 2. С. 54). Официально П. Ф. Полянский оставался членом Учебного комитета вплоть до упразднения последнего постановлением Высшего церковного управления от 4 окт. 1918 г. (РГИА. Ф. 802. Оп. 11 (1918 г.). Д. 1. Л. 18, 89). В дальнейшем он работал правителем дел гос. завода резиновой промышленности 2 «Богатырь» в с. Богородском (ныне в черте Москвы). 17 дек. 1919 г. арестован по доносу члена фабричной партийной орг-ции, где говорилось, что Полянский «мутит рабочие массы, натравляя их на коммунистов, и его агитация имеет широкий успех у рабочих» (Кифа. 2012. С. 717). 24 дек. дело было прекращено. С янв. 1920 г. являлся заведующим приютом дефективных детей в Москве. В первые месяцы 1920 г. патриарх Московский и всея России свт. Тихон (Беллавин) предложил П. Ф. Полянскому вернуться к служению Церкви, но уже в священном сане. Через нек-рое время Владимирский митр. Сергий (Страгородский ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) совершил его постриг в монашество с именем Петр. Не ранее мая и не позднее авг. 1920 г. рукоположен Верейским еп. сщмч. Иларионом (Троицким ; впосл. архиепископ) во диакона и митр. Сергием (Страгородским) - во иерея. Был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем московского во имя святителя Иоанна Златоуста мужского монастыря . 8 окт. 1920 г. хиротонисан во епископа Подольского, викария Московской епархии. Хиротонию в Сергиевском храме патриаршего Троицкого подворья в Москве возглавил патриарх Тихон. П. стал ближайшим помощником управляющего Московской епархией Крутицкого митр. Евсевия (Никольского); имел поручение заниматься брачными делами, что тогда было весьма опасно по причине стремления гражданских властей к монополии в этой сфере.

http://pravenc.ru/text/2580122.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Константинович Виноградов (24.03.1871, с. Архангельское Звенигородского у. Московской губ.- 27.06.1938, полигон Бутово Московской обл.), сщмч. (пам. 14 июня, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи диакона. Обучался в уч-ще при Московском Синодальном хоре. В 1888 г. поступил в МДС, но через месяц перевелся в Вифанскую ДС, которую окончил в 1894 г. 1 нояб. того же года рукоположен Дмитровским еп. Нестором (Метаниевым) во иерея к храму арх. Михаила в родном с. Архангельском. Одновременно с дек. 1894 г. являлся законоучителем 4-летней земской школы в Архангельском. Во время настоятельства Н. в храме арх. Михаила было сделано паровое отопление, а также перестроено здание для земской школы. В 1911 г. Н. овдовел, один воспитывал пятерых детей. С 1910 г. был членом благочиннического совета, с 1915 г.- помощником благочинного. В 1916 г. избирался депутатом съезда духовенства Московской епархии. 18 мая 1921 г. возведен в сан протоиерея Верейским еп. сщмч. Иларионом (Троицким) . В кон. 1929 г. арестован по обвинению в сокрытии церковных ценностей (не сданных властям серебряных креста, чаши и оклада иконы). 9 марта 1930 г. Воскресенский районный суд приговорил Н. к полутора годам лишения свободы с последующим запрещением проживания в Московской обл. на 5 лет и конфискацией имущества. Находился в заключении в тюрьме на ул. Матросская Тишина в Москве. Подал кассационную жалобу, показав, что сокрытые ценности были его личным имуществом. 21 марта 1930 г. решением Кассационной коллегии Московского окружного суда приговор был пересмотрен и отменен. Н. отпущен на свободу с прекращением дела. После освобождения продолжил служить в с. Архангельском. Был награжден медалью, набедренником (1902), скуфьей (1906), камилавкой (1913), наперсным крестом (1916), крестом с украшениями (1927), палицей (1929) и митрой (1933).

http://pravenc.ru/text/2565682.html

Петр (Руднев), архиеп. Куйбышевский. Фотография. 1935 г. (Руднев Николай Николаевич; 18.04.1891, с. Кузяево Московского у. и губ.- 3.11.1937, урочище Сандормох близ пос. Медвежья Гора, ныне г. Медвежьегорск, Карелия), архиеп. Куйбышевский. Из семьи земских учителей, родители происходили из духовного сословия. После учебы в Перервинском ДУ поступил в 1906 г. в Московскую ДС, к-рую окончил в 1912 г. В том же году принят в МДА. 4 янв. 1914 г., во время учебы в академии, пострижен в рясофор, исполнял обязанности чтеца и канонарха в академическом Покровском храме. 30 июня 1915 г. в Смоленской иконы Божией Матери Зосимовой мужской пустыни ректором МДА архим. сщмч. Иларионом (Троицким ; впосл. архиепископ) пострижен в мантию с именем Петр. 5 июля того же года рукоположен в Троице-Сергиевой лавре архиеп. бывш. Вологодским Никоном (Рождественским) во диакона, 20 июля - во иерея. По окончании 4-го курса академии не был включен в разрядные списки выпускников. Ему было разрешено «сдать устные испытания и представить курсовое сочинение после летних каникул, в сентябре месяце 1916 года, после чего и иметь суждение об удостоении его ученой степени или звания». В дальнейшем П. упоминается в числе бывш. учащихся академии, не явившихся на итоговые экзамены «частью по болезни, частью за пребыванием на театре военных действий» (БВ. 1917. Т. 2 . 6/7. С. 95). В 1917 г. П. служил священником в санитарных отрядах и госпиталях на Юго-Западном фронте. В 1918 г. преподавал в КДА, в 1919 г., после закрытия академии, переехал в Москву, был принят в братию Данилова во имя преподобного Даниила Столпника мужского монастыря . Видимо, в это время он завершил свое духовное образование - либо в высшей богословской школе, действовавшей в Даниловом мон-ре под рук. его настоятеля еп. Феодора (Поздеевского ; впосл. архиепископ), либо у преподавателей МДА, продолжавших после выселения академии из Троице-Сергиевой лавры учебную деятельность в Москве. Впосл. упоминается о наличии у П. степени кандидата богословских наук (ЖМП, 1931-1935. С. 174).

http://pravenc.ru/text/2580320.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография ИЛАРИОН НОВЫЙ ДАЛМАТСКИЙ (770-775/6 - 845), игум. Далматского мон-ря в К-поле, архим. (экзарх) к-польских монастырей, прп. исп. (пам. 6 июня) ИЛАРИОН УБИСЕЛИ [Убели, Убисский; Иерусалимский] Грузинской Православной Церкви, прп. (пам. груз. 5 окт., в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) ИЛИОДОР (пам. 28 сент.) - см. в ст. Александр, Алфей, Зосима, Марк пастырь, Никон, Неон, Илиодор и др., мученики ИЛИОФОТЫ († ранее XI в.), кипрские святые (преподобномученики или преподобные), получившие название по имени старшего из них - иерея Илиофота (пам. кипр. 13 июля) ИЛИЯ († 1384), Радонежский, ученик прп. Сергия Радонежского, прп. (пам. 6 июля - в соборе Радонежских святых) ИЛИЯ (Чеботарёв Иван Алексеевич; 1829 (1830?) - 1900.), прп. Верхотурский (пам. 30 нояб., 15 мая, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Валаамских святых и в Соборе Курских святых), схим. ИЛИЯ Васильевич Бажанов (1877 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 3 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Рязанских святых) ИЛИЯ Ильич Бенеманский (1883 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 18 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛИЯ Яковлевич Березовский (1890 - 1938), свящ., сщмч. (пам. 21 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛИЯ Михайлович Громогласов (1869 - 1937),прот., сщмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ИЛИЯ Александрович Зачатейский (1884 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 26 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛИЯ Измайлович (Исмаилович) Измайлов (1882 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 4 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛИЯ Игнатьевич Рылько (1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 9 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/122298_77.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ (Гаврилов Иван Иларионович; 16.10.1888, с. Усады Казанского у. и губ.- 25.03(7.04).1930, Казань), прмч. (пам. 14 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Казанских святых), иером. Из крестьянской семьи, окончил земскую школу. В 1907 г. поступил послушником в Раифский в честь Грузинской иконы Божией Матери мужской монастырь , нес послушания в монастырской гостинице и на пасеке. В 1910 г. призван в армию, служил в б-ке офицерского собрания в Казани. В 1914 г. демобилизован, вернулся в мон-рь, но с началом первой мировой войны вновь мобилизован и отправлен на фронт, служил кашеваром в армейской части. В кон. 1917 или в нач. 1918 г. вернулся в Раифский монастырь, но в нач. 1919 г. зачислен в рабочий батальон Красной Армии, служил на разгрузке вагонов. В конце того же года вернулся в мон-рь. В соответствии с указом временно управляющего Казанской епархией Чистопольского еп. сщмч. Анатолия (Грисюка ; впосл. митрополит) 4 янв. 1920 г. пострижен в мантию с именем Иосиф благочинным монастырей Казанской епархии игум. Феодосием (Лузгиным) и временно управляющим Раифским мон-рем иером. сщмч. Сергием (Гуськовым) . В том же году рукоположен еп. Анатолием во диакона. В кон. 1922 или в нач. 1923 г. Чистопольским еп. сщмч. Иоасафом (Удаловым) рукоположен во иерея. В 1929 г., после закрытия мон-ря, стал настоятелем обращенного в приходский монастырского храма Грузинской иконы Божией Матери, при к-ром продолжала существовать община из бывш. насельников обители. Арестован в числе др. Раифских новомучеников 23 или 27 янв. 1930 г. по обвинению в агитации против советской власти, отправлен в тюрьму в Казани. На допросах держался мужественно, говорил следователю: «Лучше умереть с верой, чем без веры». Не скрывал своего отношения к политике властей: «К советской власти я отношусь как к власти, данной от Бога, но власть от Бога должна исполнять Божию волю, советская же власть не исполняет волю Бога, а потому - не Божья власть, а сатаническая. Она закрывает храмы, надругивается над святыми иконами, учит детей безбожию, то есть исполняет сатаническую волю...» Отверг все предъявленные ему обвинения: «Против налогов я не шел, так как в Писании сказано: «Кесарево - кесарю, а Богово - Богу». Виновным себя признать не могу. Никакой антисоветской агитации не вел и не веду».

http://pravenc.ru/text/578439.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ Михайлович Троицкий (6.11.1888, с. Покровское Алексинского у. Тульской губ.- 5.08.1938, г. Лесозаводск Уссурийской обл. Дальневосточного края), сщмч. (пам. 23 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи священника. Двоюродный брат Верейского архиеп. сщмч. Илариона (Троицкого) . В 1904 г. окончил Тульское ДУ, в 1911 г.- Тульскую ДС. 15 июля 1913 г. рукоположен во иерея и назначен священником ко храму в честь Покрова Пресв. Богородицы в родном селе, на место умершего к этому времени отца. 2 сент. того же года он также был назначен законоучителем якшинской земской школы. В 1915 г. поступил в МДА, окончил 3 курса. В 1918 г. академия была закрыта по решению советских властей. М. поступил на службу священником в храм в с. Троицком Подольского у. Московской губ. В 1925 г. стал настоятелем Успенского храма в с. Валищеве того же уезда. 27 нояб. 1937 г. М. был арестован в Валищеве и заключен в тюрьму в Серпухове. Ему были предъявлены обвинения в том, что он, «используя религиозные обряды, вел среди верующих контрреволюционную агитацию, высказывая враждебные взгляды на советскую власть». Виновным себя не признал. 1 дек. 1937 г. Особая тройка при УНКВД СССР по Московской обл. приговорила М. к 10 годам заключения в ИТЛ. После пребывания в Бутырской тюрьме в Москве он был этапирован в г. Лесозаводск, куда прибыл в февр. 1938 г. 31 марта того же года Особая тройка УНКВД по Дальневосточному краю приговорила М. к расстрелу в числе ок. 30 священнослужителей и мирян. Осужденные, по всей видимости, не были извещены о вынесенном им приговоре, их продолжали выводить на общие лагерные работы. Через 4 месяца после вынесения приговора М. был расстрелян и погребен в безвестной могиле. Имя М. включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Свящ. Синода РПЦ от 25 дек. 2009 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. 20817; УВД по Амурской обл. Д. Р-607.

http://pravenc.ru/text/2563562.html

Архив Пн В Москве прошло заседание Христианского межконфессионального консультативного комитета стран СНГ и Балтии на тему: «Христианская семья – " малая церковь " и основа здорового общества» 5 февраля 2010 г. 12:13 4 февраля 2010 года в Москве состоялось пленарное заседание Христианского межконфессионального консультативного комитета стран СНГ и Балтии (ХМКК), посвященное теме «Христианская семья — " малая церковь " и основа здорового общества». Пленум возглавили сопредседатели ХМКК: председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , ординарий Римско-Католической архиепархии Божией Матери в Москве архиепископ Паоло Пецци , а также председатель Отдела внешних церковных связей Российского союза ЕХБ В.К. Власенко. Владыка Иларион огласил приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла участникам встречи. В своем выступлении председатель ОВЦС отметил, что в современном обществе наблюдаются деструктивные тенденции в вопросах семьи, рождения и воспитания детей и сохранения высоких духовно-нравственных идеалов. Митрополит Иларион выразил уверенность в необходимости ведения диалога с государственными властями и представителями религиозных организаций с целью защиты традиционного, библейского взгляда на семью и преодоления демографического кризиса. Членами Комитета являются Русская Православная Церковь, Грузинская Православная Церковь , Армянская Апостольская Церковь, а также Католическая и лютеранская церкви России, Беларуси, Украины, Латвии, Литвы, Эстонии и ряд протестантских объединений. В ходе мероприятия представители христианских церквей обсудили ряд актуальных современных проблем — соотношение нравственности и традиционных христианских ценностей, библейское понимание семейных отношений и воспитания детей, отношение к смешанным бракам и вопросы биомедицинской этики. Были единогласно приняты Итоговый документ пленарного заседания Христианского межконфессионального консультативного комитета стран СНГ и Балтии и Декларация о традиционных христианских ценностях. В рамках программы пленума прошла пресс-конференция, в которой приняли участие сопредседатели ХМКК. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 . 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/1063301.ht...

Архив Пн Священный Синод принял ряд мер по врачеванию последствий церковного разделения XVII века 31 мая 2014 г. 13:39 Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 30 мая 2014 года в Санкт-Петербурге, заслушав доклад председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона о дальнейших мерах по врачеванию последствий церковного разделения XVII века, постановил ( журнал 39 ): 1. Учитывая встречающиеся расхождения в современной пастырской практике, подтвердить определение Святейшего Синода за 1116 от 25 мая 1888 года, согласно которому крещенные в старообрядческих согласиях вступают в единство с Русской Православной Церковью посредством совершения над ними Таинства Миропомазания. 2. Поручить Синодальной богослужебной комиссии совместно с Комиссией по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством отредактировать чины воссоединения с Церковью последователей старообрядческих согласий с учетом постановления Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года и последующих соборных актов, после чего представить тексты чинопоследований на утверждение Священному Синоду. 3. Напомнить, что, согласно суждению святителя Филарета, митрополита Московского, подкрепленному многолетней практикой единоверческих приходов, старообрядцам, воссоединившимся с Русской Православной Церковью, разрешается поминать в молитвах своих родственников, умерших вне общения с нею. 4. В случае присоединения к Русской Православной Церкви старообрядца, принесшего ранее монашеские обеты, он, по его желанию, признается состоящим в монашестве. 5. Рекомендовать при изучении истории старообрядчества и единоверия в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви руководствоваться духом христианской любви и стремлением к преодолению существующих разделений. Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 . 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/3664880.ht...

Архив Пн Состоялось очередное заседание Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством 25 декабря 2019 г. 10:19 24 декабря 2019 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия под председательством митрополита Волоколамского Илариона состоялось очередное заседание Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством. В заседании приняли участие члены Комиссии митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан, архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан, епископ Губкинский и Грайворонский Софроний, епископ Клинцовский и Трубчевский Владимир, профессор Московской духовной академии протоиерей Владислав Цыпин, секретарь Отдела внешних церковных связей по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, настоятель Никольского единоверческого храма протоиерей Петр Чубаров (г. Санкт-Петербург), секретарь Комиссии, руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции протоиерей Иоанн Миролюбов и сотрудник ОВЦС Д.И. Петровский. В работе Комиссии впервые приняли участие три новых ее члена, утвержденные решением Священного Синода (журнал 32 от 4 апреля 2019 года): архимандрит Ахилла (Шахтарин), духовник женского старообрядного монастыря в честь иконы Богородицы «Киево-Братская» Киевской митрополии, протоиерей Евгений Саранча, клирик Михаило-Архангельского единоверческого храма с. Михайловская Слобода Московской областной епархии, и иерей Даниил Хохоня, настоятель старообрядного храма святого апостола Андрея Первозванного в г. Ростов-на-Дону. Участники заседания обсудили вопросы, касающиеся взаимоотношений со старообрядческими согласиями. Рассматривались также вопросы, касающиеся деятельности старообрядных приходов Русской Православной Церкви. Был принят отчет Комиссии о проделанной в 2019 году работе, который будет представлен на рассмотрение Священного Синода Русской Православной Церкви. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 . 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5553192.ht...

В заключение хочется привести оценку личности, деятельности и учения архиеп. Илариона современным богословом и патрологом, профессором А.И. Сидоровым : «В истории Русской Православной Церкви конца XIX – первой половины XX в.в., богатой, по милости Божией, великим сонмом несгибаемых мучеников, духоносных старцев, обильных благодатью подвижников, глубоких мыслителей и богословов, а главное, смиренных тружеников на ниве церковной, трудно найти более цельную личность, чем владыка Иларион. Совмещая в себе дары выдающегося учёного, яркого публициста, златоустого проповедника, неусыпного молитвенника и вдохновенного иерея, он был словно вытесан из одной глыбы камня адамантовой породы. Многочисленные грани личности этого новомученика Российского были проявлением одной идеи и одного чувства – идеи Церкви и чувства церковности». 84 архиеп. Василий. Символические тексты в Православной Церкви. Богословские труды, сб. 4. М., 1968. с.28–29. 1 Шестов Л. Апофеоз беспочвенности: Опыт адогматического мышления. – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1991. – С. 33. 24 Иларион, архиеп. Верейский, сщмч. О жизни в Церкви и о жизни церковной//Он же. Творения: В 3 – х томах: Т. 3: Церковно-пубицистические труды. – М.: Изд. Сретенского мон., 2004. – С. 459. 45 Цит. по: Гнедич, Петр, прот. Догмат искупления в русской богословской науке (1893 – 1944). – М.: Изд-во Сретенского мон-ря, 2007. – С. 151. 47 Лосский В.Н. Догматическое богословие//Он же. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. – М.: Центр СЭИ, 1991. – С. 284–285 50 Цит. по: Деяния Вселенских Соборов. Т. 5: Собор Константинопольский 2-ой, Вселенский Пятый. – Казань: Центральная Типография, 1913. – С. 47. 62 Феофилакт, архиеп. Болгарский, блж. Благовестник или толкование на Святое Евангилие: В 4кн. – М.: Лепта, 2001. – Кн.1: Толк. На Евангелие от Матфея. – С. 304. 80 Горбачев, Андрей. Об авторстве одного письма, приписываемого священномученику Илариону. – http://www.pravoslavie.ru/arhiv/71868.htm (дата публикации 1 июля 2014 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Asmus...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010