Понятно, что все эти комбинации не должны касаться великопостного времени, когда порядок Псалтыри особенный (по уставу прочитывается по дважды в седмицу). Здесь подошла бы следующая комбинация: На вечерни 18 кафизма, на полунощнице – 17, в субботу 9. На всенощной воскресной полностью 1, 2 и 4. На утрени по целой кафизме – по три славы. На часах по одной славе, кроме 1 часа понедельника и 9-го пятка. На преждеосвященной по целой кафизме. Вот схема: Воскресение Понед. Вторн. Четвер. Суббот. Полунощница 17, 118 обычно по частям как указано… 9, 2, 3 слава… Утрен. 2 и 3 Часы: первый » третий » шестой » девятый Вечерн. нет При этом можно допустить пропуски повторных псалмов, которых считая с псалмами великого повечерия, окажется 37+5=42. Останется 108 читать. Если в будние дни мы выгадываем время из богослужения для работы мирянам и для прочей пастырской деятельности клирикам, то в воскресные и обязательные праздничные дни мы напротив, желали бы, чтоб богослужение происходило по возможности дольше. Устав восточной Церкви признает две комбинации: Великая вечерня накануне и утреня в самый день. Или малая вечерня и: всенощная накануне. Первая указана на зимнее время, от Воздвижения до антипасхи. Вторая летом, так как солнце восходит рано, а утреня должна оканчиваться к рассвету. Этот устав редко где соблюдается даже в монастырях. Только монастыри и Успенский патриарший собор, как будто ему следуют: они с вечера поют малую вечерню и вместо утрени совершают полную всенощную. Но городские приходы должны сообразоваться с уже установившимся по всей Росси обычаем всенощных бдений. Рано встают в воскресный день одни сельчане и для них вполне уместна утреня в зимнее время. В городах в воскресный день люди утомлены от трудов, отдыхают и встают позднее. Для них должна совершаться накануне, в субботу, в 6 часов всенощная. Всенощная совершается так: Предначинательный псалом поется, во время его – каждение. После великой ектении, стихословие псалтыря. Так как во время чтения кафизм всем разрешается садиться, то должны быть устроены для желающих сидения, в виде скамей, вдоль стен и на хорах. Могут быть и стулья, простые, соломенные, который каждый при входе может взять. Пользование стульями может быть бесплатно или же очень дешево – копейка.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

На современном этапе праздник Воздвижения Креста Господня в Русской Православной Церкви причисляется к великим двунадесятым, является Господским, непереходящим. В день праздника установлен пост, подобный обычному посту в среду и пятницу, то есть без разрешения рыбы. Эортологический цикл включает в себя также один день предпразднства (13 сентября) и семь дней попразднства (с 15 по 21 сентября), отдание – 21 сентября. Чин Воздвижения Креста на праздник Крестовоздвижения Чин Воздвижения Креста является неотъемлемой частью богослужения праздника Крестовоздвижения. После события Обретения Честного Креста в Иерусалиме скоро установился обычай ежегодно в память этого события, а также в память Освящения (Обновления) иерусалимского храма Воскресения Христова (храма Гроба Господня) совершать чин Воздвижения Креста. Типикон знает большое число разнообразных вариантов этого чинопоследования – локальных и хронологических. Н.Д. Успенский полагает: «Многообразие чинов Воздвижения объясняется тем, что обряд Воздвижения Креста составлял непременную и общецерковноную особенность праздничного богослужения» 37 . Так, уже в иерусалимском Лекционарии V века, сохранившемся в армянском переводе, упоминается церемония поднятия Креста для обозрения всеми молящимися. В грузинском переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику V-VII вв., чин Воздвижения описан подробно. Он совершался 14 сентября в третем часу дня (считая от рассвета, т. е. после утрени) и начинался с того, что священнослужители входили в диаконник, облачались, украшали Крест или даже три Креста и полагали их на Святом Престоле. Сам чин включал в себя три Воздвижения (поднятия) Креста, каждое из которых предварялось группой молитв и песнопений и сопровождалось 50-кратным «Господи, помилуй». После третьего Воздвижения Крест омывали благовонной водой, которая раздавалась народу после Литургии, и все прикладывались ко Кресту. Затем его вновь полагали на Святой Престол и начинали Божественную Литургию. По крайней мере к VI веку чин Воздвижения уже был известен и совершался не только в Иерусалиме, но и в других местах христианского мира: так, Евагрий Схоластик сообщает о священнодействии поднятия Креста и его обнесения вокруг храма, происходившем в Апамее Сирийской. Составитель «Пасхальной хроники» VII века, отмечая празднование Крестовоздвижения в Константинополе в 614 году, говорит о «третьем Воздвижении», что указывает на существование уже к тому времени в Царьграде сложного чина 38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

От греч. λτη, что значит «моление, прошение, молитва» (общенародная, вне храма), шествие в списках устава называется литией. На пути шествия могли быть остановки: одна, две и даже три, не считая конечного пункта литии. Отсюда храм, при входе в который заканчивалась лития, в литургической литературе получил название стационального. При близком расположении стационального храма от Великой церкви остановок на пути могло не быть. Литию начинали в разное время суток: вечером, ночью, утром – на рассвете, после утрени, в первом или во втором часу дня (времяисчисление имеется в виду восточное). Литию совершали в государственные праздники: начало индикта (1 сентября), в день основания Константинополя (И мая), в дни имевших место в истории Константинополя землетрясений, великих пожаров и избавлений Константинополя от нашествия варваров. В некоторые праздники совершалось две литии – одна с вечера под праздник и другая в сам праздник утром 269 . Лития в день основания Константинополя имела одну остановку. По Иерусалимскому списку, «около часа дня» приходил в храм патриарх. Он шел боковой дверью в алтарь и здесь читал молитву Трисвятого. Архонты и певцы на амвоне пели тропарь «Город Богородицы благочестно вверяет Богородице свой покой, ибо Ею он утвержден и доселе существует, Ею спасается и одолевает, взывая Ей: „Радуйся, надежда всех концов земли " ». С пением тропаря лития направлялась на Форум Константина. Здесь читалась молитва , и за ней следовали три антифона. Антифон первый из псалма 45-го «Бог нам прибежище и сила» с припевом «Молитвами Богородицы»; второй – из 46-го псалма «Вси языцы, восплещите руками» с припевом «Аллилуиа» двойная, вечерняя; третий – из 47-го псалма «Велий Господь и хвален зело» с тропарем 4-го гласа «Божественно и истинно, Богородице». Патриарх читал обычные молитвы и преподавал мир. Далее [следовали] прокимен, Апостол, аллилуиарий и Евангелие. Диакон произносил великую ектению, и архонты и певцы пели тропарь гласа 4-го «Город Твой, Господи, яко око вселенной от всякаго праведнаго Твоего прещения свободи и украси его всячески скипетрами царства, подая ему Богородицею варваров низложение и бед отгнание». Певцы, возвращаясь в церковь , славословят « δοξζουσιν». Этот термин встречается во всех списках устава и указывает на завершение части литии, а в данном случае – всей литии, пением малого славословия («Слава, и ныне»), за которым еще раз повторяли тропарь. Этим лития заканчивалась. Придя в храм, начинали литургию пением Трисвятого 270 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

печатных Типиконах (напр., в венецианском издании 1577 г.) и Минеях. Появление такого указания связано с предписанием Типикона Великой ц. читать 15 сент. орос VI Вселенского Собора (в связи с памятью Собора в этот день), а также, возможно, с неправильным пониманием указаний более ранних памятников о совершении после вечерни В. чина «в Трулльской палате» (см. выше). Чин воздвижения Креста в иерусалимских памятниках засвидетельствован начиная с V в.: в арм. переводе иерусалимского Лекционария этого времени упоминается церемония поднятия Креста для обозрения всеми молящимися, составлявшая часть празднования Обновления ( Renoux. Lectionnaire arménien. P. 362-363). В груз. переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику V-VII вв., чин воздвижения описан подробно. Он совершался 14 сент. в 3-м часу дня (считая от рассвета, т. е. после утрени) и начинался с того, что служащие входили в диаконник, облачались, украшали Крест или даже 3 Креста и полагали их на престоле. Чин включал 3 воздвижения, каждое из к-рых предварялось группой молитв и песнопений (ектения, молитва, прокимен (непсалмический), ипакои и еще одна ектения) и сопровождалось 50-кратным «Господи, помилуй». Прокимен 1-го воздвижения: «Поклоняемся, Христе, копью прободшему», со стихом Пс 59. 5; 2-го: «Да просветит нас восшествие на Крест», со стихом Пс 96. 6; 3-го: «Кресту Твоему, Христе, поклоняемся», со стихом Пс 85. 17. При 1-м воздвижении между молитвой и прокимном читали «Отче наш», при 3-м не было начальных ектении, молитвы и ипакои. После 3-го воздвижения Крест омывали благовонной водой (она раздавалась народу после литургии) и все прикладывались к нему; затем Крест вновь полагали на престол и начинали Божественную литургию ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 2. [Pars. 1.] P. 44. [Pars. 2.] P. 37). По крайней мере к VI в. чин уже был известен и совершался не только в Иерусалиме, но и в др. местах христ. мира: так, Евагрий Схоластик ( Evagr. Schol. Hist. eccl. IV 26) сообщает об обряде поднятия Креста и его обнесения вокруг храма, происходившем в Апамее Сирийской.

http://pravenc.ru/text/155081.html

– 2-я часть: по 2-м Трисвятом поется кондак праздника (или великого святого); – молитва «Помяни, Господи, в надежди Воскресения...» опускается. Утреня Утреня – служба суточного круга, совершаемая после полунощницы. Это самая продолжительная из служб суточного круга, так как древние христиане во время гонений в основном совершали богослужение ночью и ранним утром. Утреня служится всегда в храме, при открытой завесе царских врат, а на праздничной утрени в определенное время царские врата отверзаются. Возжигаются светильники 309 и совершается каждение по Уставу. Священник, на практике, в течение всей утрени облачен в епитрахиль, фелонь и поручи. Идейное содержание утрени В последовании утрени содержатся следующие темы: – состояние человечества после грехопадения (Шестопсалмие); – Рождество Христово, Воплощение («Бог Господь...»); – наиболее полное отображение празднуемого события, прославление празднуемого святого (полиелей, если есть, и канон). Виды утрени в Православной Церкви В Православной Церкви существует три вида утрени: Утреня вседневная совершается в седмичные дни, когда празднуется память святого «без знака» или шестеричного святого; Утреня с Великим славословием совершается в те седмичные дни, когда Устав предписывает петь Великое славословие без полиелея – в праздники в честь славословных святых, отмеченных в Типиконе знаком , а также во дни отдания двунадесятых праздников; Утреня полиелейная совершается в те дни, когда случится полиелейный или бденный праздник. В последовании утрени есть как неизменяемые, так и изменяемые молитвословия. Неизменяемые тексты утрени находятся в Служебнике, Следованной Псалтири и Часослове, а изменяемые – в Октоихе, Минее и Триоди. В настоящем разделе мы рассмотрим только последование вседневной утрени и особенности утрени с Великим славословием. Последование полиелейной утрени опускается, так как по своей схеме полиелейная утреня очень близка к утрени воскресной, последование которой детально разобрано в 1-й части данной книги. Нам лишь необходимо указать те особенности, которыми полиелейная утреня, совершаемая в седмичный день, отличается от воскресной утрени. Об этом будет рассказано позднее в главе «Особенности богослужения полиелейному или бденному святому в седмичный день». Последование вседневной утрени

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В понедельник по Воздвижении на утрени, кафисма 4-я, 5-я, 6-я, а на вечерни во всю седмицу глаголем кафисму, 18. Во вторник на утрени, кафисма 7-я, 8-я, 9-я. В среду на утрени, кафисма 10-я, 11, 12. В четверток на утрени, кафисма 13, 14, 15. В пяток на утрени, кафисма 19, 20-я. В субботу на утрени, кафисма 16, 17. Егда же прилучится в те дни празднество, в нихже глаголется на утрени по 3 кафисмы, и тогда глаголем на утрени две кафисмы, а 3-ю рядовую на вечерни. Яко во всем общем уставе, от 22-го дне септемвриа месяца, повелевает начинати на утрени три кафисмы: зде же от недели, яже по Воздвижении, еже и мнит ми ся и поприлежнейшее, яко да от недели начало вземлет псалтирь. Аще ли убо прежде 20-го, или по 20-м дни будет неделя, всяко и всегда от понедельника начинаем 3 кафисмы. От 20-го же дне декемвриа месяца, до 14 ианнуариа месяца, Дóндеже отдастся праздник святаго Богоявления: Стихологисуем паки псалтирь, якоже и в неделю антипасхи, еже есть Фомина, по две кафисмы на утрени: а на вечерни, 3-ю рядовую. От пятаго же надесять дне ианнуариа месяца, до субботы, еже есть пред неделею о блуднем сыне. Стихологисуем паки на утрени, по 3 кафисмы, а на вечерни 18 кафисму: Ко Господу внегда скорбети ми: В две же недели в мясопустную и сырную, стихологисуем на утрени по 2 кафисмы, а на вечерни 3-ю рядовую, малаго ради покоя братии. В неделю же блуднаго, и в мясопустную, и в сырную, на утрени но псалмех: Хвалите имя Господне: и Исповедайтеся Господеви: Припеваем и третий псалом, 136: На реках вавилонских: со аллилуиею красною. Таже тропари, Ангельский собор: И ипакои гласа. Подобает ведати: яко от сея сырныя недели, даже до Воздвижения честнаго Креста, упраждняется полиелей, поется же токмо во бдениих владычних праздников. По отдании же Воздвижения честнаго Креста Господня, и до недели сыропустныя, кроме предпразднства, и попразднства Рождества Христова, и Богоявления, в соборней велицей церкви, и в прочих соборных церквах, в воскресныя дни на утрени, поется полиелей, якоже и в великих пречестных обителех.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Идейное содержание утрени. В последовании утрени содержатся следующие темы: – состояние человечества после грехопадения (шестопсалмие); – Рождество Христово, Воплощение («Бог Господь...»); – наиболее полное отображение празднуемого события, прославление празднуемого святого (канон, а также (если есть) полиелей и хвалитные стихиры). В последовании утрени есть как неизменяемые, так и изменяемые молитвословия. Неизменяемые тексты утрени находятся в Служебнике, Следованной Псалти­ри и Часослове, а изменяемые – в Октоихе, Минее и Триоди. §1. Виды утрени Устав Православной Церкви различает три вида утрени. 1. Вседневная утреня совершается в седмичные дни в случае святых без знака или шестеричных. Этот вид утрени в отличие от других не имеет праздничных элементов (то есть не поется полиелей или великое славословие). 2. Утреня с великим славословием совершается в седмичные дни в праздники святых со славословием, отмеченных в Типиконе знаком в виде красной скобы с тремя точками внутри. Также утреня с великим славословием назначается Уставом в дни отданий двунадесятых праздников. Эта утреня от вседневной отличается пением великого славословия и праздничным окончанием. 3. Полиелейная утреня, как можно понять по ее названию, отличается от других видов утрени пением полиелея, это самый торжественный вариант утрени. Полиелейная утреня назначается Уставом во все великие, бденные и полиелейные праздники, а также в воскресные дни 205 . Необходимо заметить, что в данную классификацию не входит пасхальная утреня, которая совершается во все дни Светлой седмицы и последование которой существенно отличается от полиелейной утрени. Потому пасхальная утреня занимает исключительное место среди всех видов утрени 206 . Кроме того, вседневная и полиелейная утрени, совершаемые в седмичные дни Великого поста, также имеют много особенностей, потому их последование с учетом всех великопостных элементов обычно рассматривается в разделах, посвященных богослужениям в период Великого поста 207 . §2. Вседневная утреня

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Духом Святым богослужение православной Утрени составляется! Итак, богослужение Утрени имеет внутреннюю цельность и взаимообусловленность всего молитвенного чинопоследования. Исключение хотя бы одной группы молитвословий приводит к нарушению внутренней логики словесного служения, к искажению смысла Утрени. К сожалению, приходская практика существенно искажает молитвенный строй Утрени, когда служащие бездумно и безосновательно сокращают чин богослужения, опуская важнейшие структурные злементы Утрени. Самое удивительно это то, что во всех воскресных Утренях опускается чтение 50-го псалма, который составляет наряду с Евангелием смысловой центр православной Утрени. Игнорирование 50-го псалма на Утрени равносильно тому, как если бы на Божественной Литургии не пелась Херувимская песнь. Чтобы не исказить строй Утрени надо петь, читать, произносить и т.п. все 40 злементов Утрени, хотя бы в сокращенном виде. Нам же не придет в голову прочитать из восьми песен канона только три, так почему же из положенных двух кафизм (шести “слав”) читается только один–три псалма. Конечно, канон мы сокращаем, поем не все тропари из песен, но один–два всегда прочитываем;точно также надо читать из всех “слав” хотя бы по одному псалму, – так будет сохраняться божественно–чудный строй православной Утрени. Завершая изложение моего восторга перед чудной красотой православной Утрени, вернусь к исходной теме – к соборной молитве; вернусь также, как возвращаются к самим себе темы молений в православном богослужении. IV. Соборная православная молитва IV. 1. Литургический закон молитвы Отметим еще раз, что христианское богослужение в качестве нормы и эталона имеет небесную Литургию, которую видел Апостол Иоанн Богослов. Следовательно, молебный чин Евхаристии является нормой всякого другого богослужения суточного круга. Литургия совершается так, что молитва возносится одновременно (параллельно) священником и народом, предводительствуемым диаконом; затем народ умолкает и слышится окончание молитвы священника как возглас благословения и народ на все совершившееся отвечает: Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ворота заскрыпели; парень вышел с дубиною и пошел вперед, то указывая, то отыскивая дорогу, занесенную снеговыми сугробами. «Который час?» – спросил его Владимир. «Да уж скоро рассве-нет», – отвечал молодой мужик. Владимир не говорил уже ни слова. Пели петухи и было уже светло, как достигли они Жадрина. Церковь была заперта. Владимир заплатил проводнику и поехал на двор к священнику. На дворе тройки его не было. Какое известие ожидало его! Но возвратимся к добрым ненарадовским помещикам и посмотрим, что-то у них делается. А ничего. Старики проснулись и вышли в гостиную. Гаврила Гаврилович в колпаке и байковой куртке, Прасковья Петровна в шлафорке на вате. Подали самовар, и Гаврила Гаврилович послал девчонку узнать от Марьи Гавриловны, каково ее здоровье и как она почивала. Девчонка воротилась, объявляя, что барышня почивала-де дурно, но что ей-де теперь легче и что она-де сейчас придет в гостиную. В самом деле, дверь отворилась, и Марья Гавриловна подошла здороваться с папенькой и с маменькой. «Что твоя голова, Маша?» – спросил Гаврила Гаврилович. «Лучше, папенька», – отвечала Маша. «Ты, верно, Маша, вчерась угорела», – сказала Прасковья Петровна. «Может быть, маменька», – отвечала Маша. День прошел благополучно, но в ночь Маша занемогла. Послали в город за лекарем. Он приехал к вечеру и нашел больную в бреду. Открылась сильная горячка, и бедная больная две недели находилась у края гроба. Никто в доме не знал о предположенном побеге. Письма, накануне ею написанные, были сожжены; ее горничная никому ни о чем не говорила, опасаясь гнева господ. Священник, отставной корнет, усатый землемер и маленький улан были скромны, и недаром. Терешка-кучер никогда ничего лишнего не высказывал, даже и во хмелю. Таким образом тайна была сохранена более, чем полудюжиною заговорщиков. Но Марья Гавриловна сама в беспрестанном бреду высказывала свою тайну. Однако ж ее слова были столь несообразны ни с чем, что мать, не отходившая от ее постели, могла понять из них только то, что дочь ее была смертельно влюблена во Владимира Николаевича и что, вероятно, любовь была причиною ее болезни. Она советовалась со своим мужем, с некоторыми соседями, и наконец единогласно все решили, что видно такова была судьба Марьи Гавриловны, что суженого конем не объедешь, что бедность не порок, что жить не с богатством, а с человеком, и тому подобное. Нравственные поговорки бывают удивительно полезны в тех случаях, когда мы от себя мало что можем выдумать себе в оправдание.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

1-го Сентября. Память св. Симеона Столпника. На утрени после первой кафизмы – чтение. «От днесь начинаем чести Метафраст Логофета Симеона, и Маргарит Златоустов, и толкование посланий св. Апостола Павла. По 6-й песни канона – пролог. Если случится 1-е Сентября в неделю, то в конце вечерни – чтение в посланиях апостольских. На утрени – чтение в толкованиях Евангельских, еже на ряду. После третьей песни канона – чтение жития св. Симеона Столпника. После шестой песни канона – пролог». 8-го Сентября. Рождество Пресвятых Богородицы. На вечерне – чтение в посланиях или праздника. На утрени по обычных кафизмах – чтение в Евангелии толковом. После шестой песни канона читается пролог. 14-го Сентября. Воздвижение Креста Господня. На вечерне – чтение слово о честном древе. На утрени по кафизмах – чтение праздника. По шестой песни канона – пролог. 1-го Октября. Покров Пресвятой Богородицы. На вечерне – чтение; на утрени по кафизма – чтение. 21-го Ноября. Введение во храм Пресвятой Богородицы. На утрени чтение в Евангелии толковом; по 6-й песни читаем пролог. 6-го Декабря. Святителя Николая Архиепископа, Мирликийского Чудотворца. На вечерне – чтение от жития святого: на утрени по кафизмах – чтение; по 6-й песни читаем пролог. 25-го Декабря. Рождество Господа нашего Иисуса, Христа. На вечерне – чтение в толковании, еже от Матфея, слово 4-е. На утрени по первой кафизме – чтение в толковом Евангелии Златоуста, еже от Матфея, о празднике; по второй кафизме – чтение в толковании Златоуста: по 6-й песни – пролог. 1-го Января. Обрезание Господне. На утрене по кафизмах читаем в Евангелии толковом; по 6-й песни – пролог. 6 " го Января. Крещенье Господне. На вечерне – чтение праздника. На утрени после первой кафизмы – чтение в Евангелии толковом, еже от Матфея; по второй кафизме – чтение в Евангелии толковом, еже от Матвея; после третьей песни – чтение... 2-го Февраля. Сретение Господне. На вечерне – чтение праздника. На утрени по кафизмах – чтение во Евангелии; по 6-й песни – пролог. 25-го Марта. Благовещение, Пресв. Девы Марии. На

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010