Годы патриаршества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. 7 июня 1990 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви на Московский Патриарший престол избран Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Интронизация состоялась 10 июня 1990 года. 25-27 октября в Свято-Даниловом монастыре заседал первый Архиерейский Собор, прошедший под председательством Его Святейшества. В центре внимания Собора: церковная ситуация на Украине, раскол, инициированный Синодом Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ), а также правовой статус Русской Православной Церкви, обусловленный новыми законами о свободе совести и вероисповедания. Архиерейский Собор принял решение о предоставлении Украинской Православной Церкви независимости и самостоятельности в управлении при сохранении юрисдикционной связи с Московской Патриархией. В конце 1990 года в одном из служебных помещений Музея истории религии и атеизма в Казанском соборе Санкт-Петербурга обретены мощи преподобного Серафима Саровского. 11 января Святейший Патриарх прибыл в Петербург, а 6 февраля святые мощи в сопровождении Первосвятителя были перенесены в Москву. 23-30 июля святые мощи крестным ходом в сопровождении Святейшего Патриарха были перенесены в Дивеевскую обитель. Второе обретение мощей святителя Иоасафа Белгородского. Учреждение Синодальных отделов по религиозному образованию и катехизации и по церковной благотворительности и социальному служению. 12 июня 1991 года Президентом Российской Федерации избран Б.Ельцин . Начало церковного прославления новомучеников и исповедников, пострадавших в годы революционной смуты и послереволюционного террора. 31 марта – 5 апреля в Свято-Даниловом монастыре прошел Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, который принял решение о канонизации преподобных схимника Кирилла и схимонахини Марии, родителей преп. Сергия Радонежского , а также о канонизации новомучеников митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского), митрополита Петербургского и Ладожского Вениамина (Казанского) Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары.

http://pravmir.ru/sluzhenie-patriarxa-al...

С. Девятова Скачать epub pdf Дивеевские старицы Краткая история Серафимо-Дивеевского монастыря Приблизительно около 1760 года прибыла в Киев вдова полковника Мельгунова Агафия Семеновна. Во Флоровском монастыре она приняла монашество с именем Александра. Господу было угодно возложить на нее обязанности первоосновательницы нового монастыря, об этом известила её Божия Матерь. (Матушка Александра однажды после долгого полунощного молитвенного бдения, будучи в легкой дремоте сподобилась видеть Пресвятую Богородицу.) Матушка Александра с благословения старцев Киево-Печерской Лавры отправилась странствовать по России. В селе Дивеево матушка Александра остановилась для отдыха у западной стены деревянной приходской церкви и задремала. В тонком сне она увидела Божию Матерь. Пресвятая Богородица сказала: «…Здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих. И Я всегда буду с тобою, и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете. Это – Четвертый Жребий Мой во вселенной…» (Первый Жребий – Иверия. Второй Жребий – Святая гора Афон. Третий Жребий – Киево-Печерский монастырь.) По совету Саровских старцев мать Александра поселилась в деревне Осиновка вблизи Дивеева. Сначала она благоустроила в Дивееве старинную деревянную церковь . В 1773–1780 годах на средства матушки Александры была сооружена каменная Казанская церковь с приделами во имя святителя Николая и первомученика архидиакона Стефана. С появлением Казанского храма началось становление монашеской жизни в Дивеево. В 1919 году монастырь был преобразован в артель, в 1927 году закрыт. В 80-е годы центром духовной жизни и паломничества в Дивеево стала келья схимонахини Маргариты (Лахтионовой). В 1991 году было обнародовано решение о возобновлении монастыря. Вечером 30 июля 1991 года у Святых ворот Серафимо-Дивеевской обители встречали крестный ход со св. мощами преп. Серафима . Великая святыня была возвращена Русской Православной Церкви 11 января 1991 года. Сбылось пророчество преп. Серафима: «…Тогда Дивеев будет диво, когда убогий Серафим ляжет в Сарове, а плоть свою перенесет в Дивеев». (В 1926 году Саровский монастырь был закрыт, честные мощи батюшки Серафима были увезены. В начале 1990-х годов во время инвентаризация запасников Музея истории религии и атеизма, который размещался в Казанском соборе в Петербурге, были найдены мощи преподобного Серафима.)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Бийск. Церковь Макария Алтайского. Свято-Макарьевская крестильная церковь Карта и ближайшие объекты Освящен 22 мая 2014 г. Одним из редких примеров современного храмостроительства на территории Алтая стал Свято-Макарьевский крестильный храм г. Бийска. В 1990-е гг., время возрождения Русской Православной Церкви, он задумывался как самый первый на территории Барнаульской епархии крестильный храм с баптистерием для совершения таинства крещения по историческим традициям с полным погружением. В 1997 г. в ограде Димитриевской церкви началось строительство краснокирпичного двухэтажного и двухпрестольного крестильного храма, который возводился на средства храма, прихожан и других благотворителей. Руководство строительством было возложено на Владимира Федоровича Дьяченко, главного инженера Бийского благочиния, автора-составителя архитектурного проекта храма. Кладку стен выполнили В.Ф. Дьяченко и Л.В. Кривоногов. В 2005 г. трехглавый храм был увенчан накупольными крестами, освященными Преосвященнейшим Максимом (Дмитриевым), епископом Барнаульским и Алтайским. В августе 2011 г. малым иерейским чином были освящены два его престола: нижний — во имя преподобного Макария (Глухарева) Алтайского и верхний — во имя святителя Макария (Невского) Алтайского, небесных покровителей Бийска и Алтайской митрополии. Архиерейским чином храм освящен 22 мая 2014 г. Преосвященным Сергием (Иванниковым), епископом Барнаульским и Алтайским. Резчиками открытого акционерного общества «Дом ремесел» г. Бийска С.А. Лочкановым, В.А. Петровым и А. Потаповым выполнена изящная резьба для иконостасов. Иконы полиграфическим способом отпечатаны под руководством профессионального бийского фотохудожника и дизайнера В.И. Черкасова. Верхний придел украсили уцелевшие старинные иконы «Господь Вседержитель» и «Пресвятая Богородица» из иконостасов разрушенных храмов Алтая. Большую настенную икону Божией Матери «Порт-Артурская», написанную в 2002 г. в иконописной мастерской Троице-Сергиевой Лавры И.Г. Шаховой, в дар храму приподнесли схимонахиня Серафима (Бородина) и монахиня Серафима (Чеснокова). В нижнем этаже-приделе храма по центру устроен каменный крестообразный баптистерий. В отдельных помещениях нижнего придела для людей, принимающих таинство святого крещения, расположены благоустроенные раздевалки с шкафами для одежды, пеленальными столами для младенцев.

http://sobory.ru/article/?object=57885

Господь дал нам о ближних только одну заповедь – любить! Рассказы и размышления схиархимандрита Власия (Перегонцева) Духовник Пафнутьева Боровского монастыря схиархимандрит Власий (Перегонцев) родился в подполе, куда его мать полезла за картошкой. Она думала картошки набрать, а раз – и родился сынок. Вся его жизнь прошла в подполье: большую часть долгой монашеской жизни его гнали и преследовали за веру. Он был келейником у иеросхимонаха Илариона (Рыбаря), научаясь от него монашескому деланию и умной молитве; в великую схиму его тайно постриг архимандрит Серафим (Тяпочкин), предсказавший его духовничество в монастыре. Духовными друзьями были схиигумен Савва (Остапенко) – духовник Псково-Печерского монастыря – и схиархимандрит Зосима (Сокур) – основатель Свято-Успенской Николо-Васильевской обители, с которыми он состоял в переписке и молитвенном общении. К нему приезжают из Лондона и Тибета, из Екатеринбурга и с Сахалина. Православные и не православные. Католики, мусульмане, буддисты и протестанты. Верующие и неверующие. В 1990-х к нему приезжал писатель Александр Солженицын, а сейчас бывают многие известные общественные и церковные деятели. Его келья открыта для приема приехавших с четырех утра до девяти вечера каждый день вот уже почти 50 лет. Предлагаем вниманию читателей высказывания и мысли отца Власия о своей жизни и вопросах, волнующих каждого современного христианина. Схиархимандрит Власий (Перегонцев) с прихожанами О бабушке схимонахине Михаиле Бабушка-монахиня наставляла: «Иди всегда к храму, иди к Богу, и Бог тебя никогда не оставит!» С детских лет меня дразнили и обзывали попенком, потому что бабушка моя была монахиней – схимонахиня Михаила. Мама меня не любила, отчим не желал признавать, и я жил у бабушки-монахини. Мне хотелось бегать и играть, как все, а она подзовет и скажет: «Иди-ка, милый голубь, присядь со мной», – и от себя не отпускала. Почему? Сейчас я это хорошо знаю. Только благодаря ее молитве надо мной, когда она, как клушечка над цыпленком, раскрывала надо мной свои молитвенные крылышки, благодаря только ей я выбрал для себя монашескую жизнь. Хотя горение, желание служить Богу было во мне с детства, но настоящей духовной жизни научила меня моя любимая бабушка Михаила. Она всегда мне говорила: «Без Бога – не до порога! Трудно тебе будет в жизни, внучек, иди всегда к храму, иди к Богу, и Бог тебя никогда не оставит!»

http://pravoslavie.ru/113512.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Святая Канавка - ограда до небес. Обыкновенные чудеса Дивеевского монастыря 14.11.2016 749 Время на чтение 8 минут В этой святой обители покоятся мощи преподобного Серафима Саровского, который оставил множество предсказаний. Часть из них уже сбылась. Каждый день по Канавке проходит Сама Царица Небесная, избравшая Дивеево в Свой четвёртый земной Удел. ©/ Из архива монастыря Про Казанский собор монастыря святой говорил, что при конце света «церковь эта будет целиком взята на небо». Про другой собор - Троицкий - предсказывал, что «убогий Серафим упокоится здесь телом». «Современники старца очень удивлялись этим его словам: " Нешто саровские вас отдадут? " Ведь старец подвизался в монастыре в Сарове, что в 20 км от Дивеева, туда за советом к нему и ходили сёстры», - рассказывает «АиФ» игумения Сергия (Конкова), настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. Произошло так, как и предсказывал великий старец, хотя сразу после прославления в лике святых в 1903 г. его мощи сначала находились в Сарове. После революции и закрытия монастыря они, как считалось, пропали, но были обретены чудесным образом в 1990 г. в Ленинг раде в запасниках Музея религии и атеизма. Саров к тому времени превратился в ядерный центр страны, закрытый город, куда можно было попасть только через военный КПП. Поэтому мощи преподобного, пройдя крестным ходом полстраны, упокоились в Дивееве, в Троицком соборе. Рака с мощами преподобного Серафима Саровского. Фото: Из архива монастыря Свеча старца Среди моря людей, встречавших в 1991 г. во вновь открытом монастыре мощи Серафима Саровского, была и 91-летняя схимонахиня Маргарита (Лахтионова). До революции она 15-летней пришла в Дивеевскую обитель, став послушницей. В 1927 г. после разгона монастыря большевиками насельницы, а их было больше тысячи, ушли в мир. Большинство монахинь прошли тюрьмы и лагеря, но от веры и монашеских обетов не отказались. Так, мать Маргарита провела в лагерях почти 10 лет. Вернувшись, поселилась в Дивееве недалеко от разорённого монастыря. Это у неё хранилась свеча старца Серафима, которую он незадолго до своей смерти в 1833 г. передал сёстрам со словами: «С ней вы меня будете встречать в Дивееве». Более 150 лет свеча передавалась от одного поколения монахинь к другому. И вот в 1991 г. мать Маргарита, будучи глубокой старицей, пришла встречать мощи святого Серафима с той самой свечой - она передала её дивеевскому протодиакону, тот вставил её в подсвечник и зажёг.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/n...

Особым совещанием при Коллегии ОГПУ освобождена из-под стражи. В 1951 г. в этой общине поселились сестры Христина и Феодора Григорьевны Воробьёвы. После начала Великой Отечественной войны, в 1941-1942 гг., в здании храма размещался временный сборный пункт. Ок. 1948 г. помещение храма оборудовали под склад. После ликвидации в 50-х гг. XX в. совхоза 5 в церкви располагалась овощная база Ленинского районного продторга. Решением Омского облисполкома от 23 мая 1989 г. здание Казанской ц. включено в «Свод памятников истории и культуры Омской обл.», в июле 1990 г. передано Омской епархии, а 21 июля того же года освящено. Однако др. монастырские постройки возвращены не были. Настоятелем храма назначен свящ. Иоанн Бабяк (с 2010 протоиерей). В церкви произведен ремонт, поставлен иконостас; заново отстроена колокольня. Среди чтимых святынь - ковчежец с частицей мощей свт. Игнатия (Брянчанинова) (привезен из Толгского ярославского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыря ), др. ковчег с частицами мощей Дивеевских преподобных Александры, Елены и Марфы, Казанский образ Божией Матери, икона «Неувядаемый Цвет» и образ св. блгв. кн. Александра Невского, до 1930 г. пребывавшие в монастырском храме, а затем сохраненные омскими монахинями и возвращенные в Казанскую ц. Также почитается образ Божией Матери «Всецарица». Решением Синода от 3 дек. 1994 г. при Казанском храме возобновлен О. м., духовником и старшим монастырским священником назначен Иоанн Бабяк. Ок. 2000 г. в обители проживали 3 монахини и неск. послушниц, но к 2018 г. монастырская жизнь пресеклась, Казанский храм является приходским. С 1998 г. при церкви действует воскресная школа для детей и взрослых, размещенная в бывш. заводском здании (70-е гг. XX в.). Рядом с О. м. поставлен памятник (1994), на к-ром увековечены имена омских сестер, пострадавших в годы репрессий, в т. ч. игумений Елены, Гавриилы и Евпраксии, схимонахинь Антонии и Аполлинарии, монахинь Ксении, Макарии, Ангелины, Варвары, Магдалины, Евпраксии, Марины, Марии, Серафимы, Ирины, Ариадны, Аркадии, Софронии.

http://pravenc.ru/text/2578407.html

Возрождение церковной жизни в Дивееве началось в 1988 г., когда власти разрешили купить дом над Казанским источником и перестроить его для церкви. В Лазареву субботу, 22 апреля 1989 г., была освящена деревянная церковь Казанской иконы Божией Матери. Весной 1990 г. был вновь освящен Троицкий собор. Монашеская жизнь в Серафимо-Дивеевском монастыре возобновилась 21 июля 1991 г. — решение Священного Синода было принято в день празднования Казанской иконы Божией Матери. 30 июля 1991 г. в Дивеевском монастыре встречали мощи прп. Серафима Саровского, с тех пор они почивают в Троицком соборе, по слову святого, который предсказывал, что плотью он будет в Дивееве. 17 ноября 1991 г. митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) посвятил в сан игумении Серафимо-Дивеевского монастыря монахиню Сергию (Конкову), до этого исполнявшую послушание благочинной в Спасо-Преображенской пустыни Рижского монастыря. В 2000 г. состоялось прославление в лике местночтимых святых Нижегородской епархии схимонахини Александры (Мельгуновой), схимонахини Марфы (Мелюковой) и монахини Елены (Мантуровой). В 2004 г. состоялось прославление в лике святых Дивеевских блаженных Пелагии, Параскевы и Марии. 14 апреля 2008 г.  учрежден Собор Дивеевских святых, празднование которого совершается 27 июня, на следующий день после дня памяти первоначальницы Дивеевской обители прп. Александры. В Собор Дивеевских святых входят 17 подвижников благочестия — святителей, преподобных, блаженных, новомучеников. Святые мощи восьмерых из них находятся в храмах Серафимо-Дивеевского монастыря. 23 октября 2022 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Благовещенского собора Дивеевского монастыря. Храмы Свято-Троицкий собор (освящен в 1875 г.). Собор является пятипрестольным: центральный престол освящен в честь Живоначальной Троицы; остальные престолы — в честь иконы Божией Матери «Умиление», прп. Серафима Саровского, Владимирской иконы Божией Матери, Третьего обретения главы Иоанна Крестителя. В 1927 г. собор был закрыт и частично разрушен. В 1989 г. передан Нижегородской епархии. 31 марта 1990 г. возобновились богослужения. С 1 января 1991 г. службы в главном Дивеевском соборе совершаются ежедневно.

http://patriarchia.ru/db/text/4710754.ht...

1829 г. – по молитве о. Серафима Мельничной общинке было пожертвовано три десятины земли. Эту землю обрыли канавкой в три аршина глубиной, складывая вырытый грунт внутрь отведенной площади, чтобы образовался вал. Так появилась канавка Пресвятой Богородицы. 1861 г. – Серафимо-Дивеевская обитель преобразована в монастырь. 1862 г. – игуменией монастыря поставлена матушка Мария (Ушакова); возглавляла монастырь более 40 лет. 1864 г. – возобновлено строительство Свято-Троицкого собора, закладка освящена еще в 1848 г. преосвященным Иаковом на месте, указанном преподобным Серафимом. 1875 г. – собор был освящен в честь Пресвятой Троицы. Внутренняя отделка собора продолжалась силами сестер обители. 19 августа 1904 г. – кончина игумении Марии. В обители насчитывалось около 1000 сестер, в хозяйственном устроении было «изобилие во всем». Наместницей стала матушка Александра (Траковская). 1905 г. – заложен против канавки огромный теплый собор. Построен по проекту архитектора А. А. Румянцева и расписан сестрами обители под руководством художника Парилова (1915–1916 гг.). Собор предполагалось освятить в феврале 1917 г., но он так и не был освящен. Ноябрь 1917 г. – конфискованы монастырские хутора. 1927 г. – закрыта организованная при монастыре артель, богослужения запрещены. 1937 г. – по суду «тройки» оставшиеся монахини были сосланы в лагеря Средней Азии. 1989 г. – верующим передан Троицкий собор. В Париже под руководством Н. Д. Хвостовой основан фонд помощи русских, сущих в рассеянии, на восстановление Троицкого собора. 31 марта 1990 г. на праздник Похвалы Богородицы архиепископ Нижегородский и Арзамасский Николай вновь освятил Троицкий собор. Только одна сестра дореволюционного Серафимо-Дивеевского монастыря дожила до этого времени – схимонахиня Маргарита (Лахтионова). 30 июля 1991 г. мощи преподобного Серафима Саровского торжественно внесены в Троицкий собор монастыря. В прославлении великого угодника Божия Серафима принимал участие Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

После войны неунимавшиеся богоборцы сорвали с храма уникальные купола, а в цокольных помещениях поруганной святыни был устроен городской соляной склад. На протяжении десятилетий атмосферные осадки размыли кирпичную кладку собора, а соль разъела штукатурку и уничтожила все настенные росписи. Над церковью нависла угроза полного уничтожения. В то время мало кто верил в возрождение собора. Лишь мичуринская старица схимонахиня Серафима (Белоусова) в далекие 1960-е гг. предсказывала, что коммунисты собор откроют и восстановят купола. Примерно в то же время на защиту бесценного украшения города – Боголюбского собора встали неравнодушные горожане во главе с отставным инженер-майором Г.Я. Можеевым. В результате многолетней борьбы власти признали храм памятником архитектуры государственного значения и согласились вывезти соль из церкви. Тогда же началась реставрация храма. Современное состояние [ править править код ] В 1990 г. Боголюбский кафедральный собор был возвращен верующим, в 1991 г. в нем были возобновлены богослужения. В первые годы после открытия в соборе то поочередно, а то и одновременно мироточило несколько икон: Казанской Божией Матери, святителя Митрофана Воронежского, блаженной Ксении Петербуржской и другие. В 1993 г. во время своего первого визита на Тамбовщину храм посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. В настоящее время продолжается реставрация собора. При храме возведена колокольня-часовня в честь новомучеников и исповедников российских. Сегодня Боголюбский кафедральный собор города Мичуринска вновь стал одним из красивейших храмов на Тамбовщине. Возобновляется при соборе и монашеская жизнь, есть надежда на возрождение и Боголюбского женского монастыря. Престольные праздники [ править править код ] Освященный в 1873 г. пятикупольный Боголюбский собор имеет три престола: главный – в честь Боголюбской иконы Божией Матери (1 июля), придельные – в честь Сретения Господня (14 февраля) и преподобного Сергия Радонежского. Фото [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Боголюбский_Ко...

Клавдия Георгиевна у могилы эконома Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Дионисия (Садикова)      Сама она по-прежнему жила более чем скромно, а директорскую зарплату распределяла среди тех, кто нуждался. Много Клавдия Георгиевна помогала в те годы гонимой Церкви. Ее духовная мать, схимонахиня Мария, поручила ей одно из самых сложных по тем временам служений: освобождать невинно осужденных архиереев и священников через родственника Клавдии Георгиевны – Председателя Верховного суда СССР Александра Федоровича Горкина. По послушанию взявшись за этот подвиг, с целым сонмом исповедников она познакомилась лично. Знала многих из тех, кто впоследствии был прославлен в лике святых: святителя Луку (Войно-Ясенецкого), преподобного Серафима Вырицкого (бывшего духовником схимонахини Марии); бывала и у преподобных Кукши Одесского, Амфилохия Почаевского, Севастиана Карагандинского, общалась и с преподобными Глинскими старцами. Тогда верующие были все особенно близки друг другу, говорила она, и старцев Господь во укрепление веры являл больше, и попасть к ним было проще. Когда начался церковный подъем, уже бывшая на пенсии Клавдия Георгиевна помогала многим открывающимся обителям и храмам, искала жертвователей, помощников. В начале 1990-х она особенно много общалась со старицей Любушкой Сусанинской. «Скольких игумений блаженная Любушка поставила!» – восклицала она и чуть ли не стольким же ей самой суждено было Промыслом Божиим помогать… Прожив многотрудную и многоплодную на подвиги жизнь, в 2003 г. Клавдия Георгиевна, почувствовав уже недомогание, приняла сначала в Москве в сентябре постриг в монашество с именем Ангелины (на что ее годами ранее благословил старец Николай Гурьянов), а в октябре того же года в Санкт-Петербурге она была пострижена в схиму с возвращением имени Клавдия. В день памяти своего «духовника», как она говорила, Преподобного Сергия Радонежского в том году схимница в последний раз побывала в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, получила там благословение близко знакомого ей Святейшего Патриарха Алексия II, помолилась у гроба своего духовного наставника – владыки Николая (Ярушевича), – точно испрашивая у всех у них благословение на предстоящий ей очередной подвиг.

http://pravoslavie.ru/117451.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010