Пять антифонов были постоянными: Пс. 85 , Пс. 140 , Π с. 3–62–133; Пс. 50 и Пс. 148–149–150 . Они пелись во все дни. Другие антифоны (числом 71), изменявшиеся, рапределялись по шести на службу (Вечерню и Утреню) в неделю; Утрени воскресные имели только три антифона ( Пс. 118 , разделенный на три), тогда как у субботней Утрени вместо псалмов были библейские песни. Псалмопение Вечерни начиналось всегда с постоянного антифона Пс. 85 ; далее следовали по порядку номеров шесть меняющихся антифонов. Восьмым и последним антифоном Вечерни был Пс. 140 . Утреня начиналась с постоянного антифона Псалмов 3–62–133; затем следовали шесть меняющихся антифонов; 8-й антифон был 2-ой песнью трех отроков ( Дан. 3,52 ... или Дан. 3,57 ...). Вход духовенства и народа с паперти в неф происходил при пении последнего антифона. В праздничные дни меняющиеся антифоны отменялись, и служба начиналась «на амвоне» посреди церкви, может быть, по причине большого стечения народа. Отмена изменяемых антифонов, быть может, объясняется тем фактом, что в предыдущий вечер совершалась «Паннихис». По кодексу Святого Креста 40 Типикона Великой Церкви 40 число менявшихся антифонов было 25 в день; они распределялись между Вечерней и Утреней в соответствии с временем года. Подобная практика была бы трудно примиримой с рубриками Евхология. Последний, действительно, предполагал только 8 антифонов в службу, предназначая молитву каждому антифону. Из восьми молитв, предназначенных для антифонов Вечерни, семь сохранились в современном Евхологии : шесть первых молитв из семи, которые священник произносит сегодня тихо во время пения Пс. 103 , плюс молитва , называемая «молитвой входа» 41 . Молитвами ωθινα для антифонов Утрени являются восемь первых из двенадцати, которые священник произносит тихо во время шестопсалмия современной Утрени 42 . Молитве 1-го антифона как Вечерни, так и Утрени предшествовала великая или мирная ектения. Вторая часть богослужения, которая начиналась с ектении « κτεv ç » или «великое Κριε λησον», была образована собранием трех антифонов и соответствующих молитв и напоминает нам собрание, имеющееся в Малых Часах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В творениях Симеона мы находим ссылки на утре­ню ( δρθρος) с «шестопсалмием» ( εξψαλμος), «стихословием» ( στιχολογα), «чтениями» ( αναγνσεις) и заклю­чительным тропарем 312 . Симеон ничего не говорит о третьем и шестом часах как отдельных службах 313 , но упоминает перерыв между утреней и Литургией 314 . Он также упоминает вечерню ( λυχνικν) 315 и повечерие («вечерние молитвы») 316 . Что касается полунощницы, то Симеон, вероятно, имеет ее в виду, когда говорит об μωμοι («непорочных»), то есть Псалме 118, кото­рый является составной частью полунощницы 317 . Симе­он советует читать эту службу в келлии, из чего при­ходится заключить, что μεσονυκτικν читался в обители св. Мамаса келейно 318 . Аллюзия на келейную молитву перед утреней 319 подтверждает такое предположение. 3. Суточный круг богослужения в писаниях преподобного Симеона Симеон считал ежедневное богослужение школой молитвы и духовной жизни. Он подчеркивает, сколь важно внимательно слушать каждое слово церковной службы. Наставляя новоначальных, Симеон пишет: [Монах] должен вставать в полночь прежде утре­ни и молиться установленной молитвой, и так после этого вставать вместе со всеми на славословие ( δοξολογα) и внимательно и трезвенно все его про­водить, особенно внимая началу пения, то есть шестопсалмию, стихословию и чтениям неленостно, не расслабляясь телом, не переминаясь с ноги на ногу, не прислоняясь к стенам и колоннам, но должен он крепко сложить руки, ноги равно утвердив на зем­ле, не вертя головой туда и сюда, не рассеиваясь умом... Глаза и душа должны быть нерассеянными и внимать только псалмопению и чтению и силе вос­певаемых и читаемых слов Божественного Писания, насколько хватает сил, чтобы ни одно слово из него не прошло напрасно, но чтобы, насыщаясь всеми ими, душа его пришла в умиление, смирение и Бо­жественное просвещение Духа Святого. 320 В этом тексте можно указать на несколько момен­тов. Во-первых, Симеон предписывает телесную дисци­плину, которая должна сопутствовать дисциплине ума: невозможно быть сосредоточенным, если тело в рас­слаблении. Может показаться неожиданным, что такой писатель-мистик как Симеон дает столь подробные практические указания относительно состояния тела, положения ног и рук.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

ЕКТЕНИЯ СУГУБАЯ В ПОСЛЕДОВАНИИ ЛИТУРГИИ    На литургии полагается сугубая заупокойная ектения. О небольшом, но характерном отличии ее от малых заупокойных ектений — однократном Господи помилуй — во время чтения тайной молитвы — было сказано. Эта особенность показывает, что на этой ектении, по крайней мере на ее тайной молитве, не должно быть столько имен, сколько может быть на малых ектениях панихиды или заупокойной утрени: назначение для литургии именно сугубой ектении предполагает сокращение произнесения на ней имен усопших. Это будет вполне соответствовать назначению литургии, ее положению в круге суточных служб. На панихиде, после неоднократного чтения синодиков, в конце службы, когда и силы и внимание богомольцев приутомились, в качестве последней ектении назначается ектения сугубая, на которой число поминаемых и сокращается до минимума. Литургия — служба завершительная, конечная в круге суточного богослужения. Предполагается, что и священнослужители, и усердные богомольцы, присутствовавшие при всех дневных службах, довольно уже утомились. Все синодики не раз прочитаны, и на литиях вечерней и утренней, и на проскомидии, может быть, и на панихиде. Вниманию богомольцев и их душевным силам вот сейчас, начиная с Херувимской песни и в особенности во время Евхаристийных молитв, и совершения превысочайшего Таинства предстоит самое большое напряжение за весь суточный круг богослужения. Поэтому-то и назначается здесь не малая заупокойная ектения, а сугубая, на которой из числа многих, помянутых ранее имен возглашаются лишь немногие, именно те, о которых будет нарочитое, по особливому случаю Приношение и память. ПЛАТА ЗА ПОМИНОВЕНИЕ    Для духовенства вопрос о поминовении у нас стоит в тесной связи с вопросом о содержании. Но ведь надо же их разделить!... Надо же знать и священнослужителям и мipяhaм, что долг первых — молиться о вторых и что этот долг они неленостно и неустанно должны исполнять без всякой мысли о вознаграждении. Mipяhe же должны знать, что они должники священнослужителей и свой долг должны уплачивать в первую очередь молитвою же о пастырях духовных.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

«Идея церковности – в ритме. Каждое дыхание и каждое биение сердца должно быть подчинено ритму Иисусовой молитвы. Ритмически бьются мысли, чувства, даже телесные ощущения Но это – ритм наименьшего круга. За ним идут другие циклы переживаний, – все увеличивая свой период, все усложняя свое содержание или, точнее, расчленяя основное содержание, основной ритм Иисусовой молитвы. А там находят еще новые и новые волны, все больших и больших длин, и бьют в душу и в тело. Цикл суточный – из девяти служб, ритмически повторяющихся изо дня в день, в соединении по три. Затем цикл седмичный, т.е. ритм «гласов»... Этот ритм повторяется из седмицы в седмицу. А там – еще «ширший» круг – годовой... Он повторяется из года в год. Сверх этого – особые вставные циклы – «около Пасхи», выражаемые Великим Постом и временем от Пасхи до Пятидесятницы» (Набросок «Дункан и Богослужение». 1913.1.8). 113 Эта ритмическая общность всех кругов Богослужения подчинена ритму космической жизни. «Тут нет произвола – служба течет с такою же точностью, как и светила небесные, да и сама есть явление небесной музыки здесь, на земле». 114 Каждая церковная служба есть сложное сплетение многих тем, контрапунктически связанных в единое целое, образующих сложную полифоническую структуру Богослужения. Размышляя о ритмической структуре богослужения, Флоренский напоминает теорему Фурье. «По этой теореме всякое периодическое явление, как бы сложно оно ни было, как бы волны ни набегали на волны всегда периодическое явление может быть разложено на ряд вполне определенных простых, с разными периодами и с разными амплитудами. Если бы меня просили подробнее разъяснить смысл этой теоремы, я не нашел бы ничего лучшего, как взять в пример Богослужение, с его циклами суточным, годовым – солнечными, седмичным – лунным и постно-пасхальным – лунно-солнечным» (Там же). Идея ритма, понимаемого как всеобщее жизненное начало, как закон жизни, находит у Флоренского многообразное философское выражение. Идя от дыхания, от молитвы – восходим к ритму человеческой деятельности, освящаемой в культе, к ритму внутренней жизни, строящейся «по образу и по подобию небесной музыки».

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

Имеются также грамматические ошибки в окончаниях, но их легко объяснить национальным происхождением автора. В конце работы нужно всё-таки поставить подпись. Несмотря на перечисленные недостатки, кандидатскую диссертацию можно оценить баллом «хорошо», при условии возможного исправления вышеуказанных погрешностей. —730— 6.2. ОТЗЫВ профессора А.М. ПЕНТКОВСКОГО на кандидатскую диссертацию профессорского стипендиата иеромонаха ИОАКИМА (Манукяна) по кафедре Церковной истории на тему: «История богослужения Армянской Апостольской Церкви (V–XIV вв.) и его особенности в свете Православного Предания». Диссертация иеромонаха Иоакима (Манукяна) посвящена изучению истории литургической традиции Армянской Апостольской Церкви, которая является одной из древнейших литургических традиций христианской Церкви и одним из основных источников при изучении древнейшего периода истории богослужения византийского обряда. Диссертация состоит из краткого предисловия, пяти глав («частей»), краткого заключения и библиографии. Во введении (с. 1–4) определена цель исследования, которой является «рассмотрение истории богослужения Армянской Церкви с научной точки зрения». В первой части, озаглавленной «Суточный круг богослужения», описывается история формирования суточного круга богослужения с IV по XIII век (с. 6–12), а также перечислены богослужебные книги, которые используются в современной богослужебной практике Армянской Церкви (с. 12–13). Затем автор приводит сведения об истории использования псалмов Давида, библейских песен, а также некоторых древних гимнографических произведений (например, Ефрема Сирина ) (с. 14–25), после чего переходит к изложению сведений об использовании библейских песен в богослужении и об оригинальных гимнографических сочинениях, использовавшихся в богослужении Армянской Церкви в Средние века (с. 25–33). Далее в работе приведены сведения о молитвах и диаконских ектениях (с. 33–39), причём автор одновременно рассматривает и «мелодизированные проповеди», называемые «кароз», и «кароз» – диаконские прошения, сопоставимые с прошениями ектении в византийской тра-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вообще-то разговор о молитве возникает сам собой, как только мы начинаем касаться конкретных эпизодов из Священной истории, жизни библейских героев, а также святых Новозаветной Церкви. Так, рассказ об Иоанне Златоусте может привести за собой разбор его молитвы на каждый час. Обучение личной молитве начинается медленно, исподволь: возможны слайды с молитвами, совместное чтение «единым сердцем и едиными усты». Но главное — не торопиться! Пусть сердце ребенка ищет путь к Богу, как тропу из темного леса домой, тогда и молитва у него пойдет. Личный опыт молитвы открывает перед ребенком высоту и силу нашего богослужения. Начальные понятия о богослужении должны опираться на эпизоды Священного Писания. Пусть нас не смущает, что они будут несколько фрагментарными. Например, рассказ о строительстве храма Соломона дает возможность сказать несколько слов о ветхозаветном богослужении. Читаем молитву Соломона на освящение храма, говорим об историческом преемстве богослужебной традиции. Если можем, кратко показываем, что из богослужебной практики Ветхозаветной Церкви перешло в Новозаветную. Затем, на занятии о каком-нибудь церковном празднике знакомим ребят со схемой богослужения. Это должны быть очень простые плакаты: суточный круг богослужения — названия, смысл служб. Говоря о чинопоследовании Литургии, показать основные структурные части Литургии Слова (см. схему 4), указать время евхаристического канона в Литургии Верных (см. схемы 5 и Обращаем внимание на соборное действие молитвы в храме. И ни в коем случае не заставляем заучивать непонятные слова наизусть. Это может привести к магическому отношению к молитве, как к заговору. Предлагаем научиться начальным этапам молитвы, т.е. вниманию, собиранию себя, предстоянию перед Богом. Затем только приходят слова молитвы: молитвы-прошения, молитвы-благодарения, молитвы-покаяния и молитвы- славословия. Пусть сначала это будут простые безыскусные детские слова родного языка. Молитва — глубинное действие духа, разумное обращение к Богу, она должна созреть как плод Души. Посредником между духом человека и Богом вначале, как мы уже говорили, может выступать только родной язык, за исключением редчайших, чудесных случаев мистической одаренности детей.

http://azbyka.ru/deti/kakoj-mozhet-byt-v...

Можете после этого бить себя пяткой в грудь сколько угодно, доказывая, что вы не то хотели сказать и вас не так поняли; считайте, что «малых сих» вы уже соблазнили – идите, примеряйте жернов… Но вернемся к ущербности, которая, как и любая другая ущербность, не распознается, как правило, своими носителями – к ущербности евхаристической . Ведь, собственно, в основном, из-за чего заявление о ненужности посещения всенощной перед причащением может вызвать негодование? Из-за того, что это – элемент говения, а перед причащением положено говеть. Ключевое слово – «положено». Кем и куда положено – неважно. Нам положено. Зачем? Это, дескать, не нашего ума, наше дело – исполнять. Все. Круг замкнулся. «Положено»… Наряду с трехдневным постом, «вычитывание» последования ко святому причащению – один из элементов того, что надо сделать , одна из наших обязанностей, исполнив которые можно будет, продолжая называть себя недостойным, утешать свою совесть сознанием, что «достойно причастились», перенося, таким образом, достоинство с формального исполнения «положенного» на представление о качестве своей души (т.е. мы и дальше будем, поскольку «так положено», называть себя «недостойными», но, благодаря тому, какие мы молодцы, делать мы это будем, как бы уже подмигивая самим себе: ведь мы-то знаем …). Обязательно ли быть на всенощной перед причастием? Тот, кто смеет ставить под сомнение обязательность «отстаивания» Всенощной накануне причащения, рассматривается «православным людом» как смутьян-обновленец именно потому, что ломает стройную конструкцию вот этого порочного мнимо-церковного сознания, окружающего причащение этакой полосой препятствий, которые надо потрудившись, преодолеть, а преодолевая, пострадать, чтобы получить причастие как бы в награду за понесенный «скорбный труд и дум высокое стремленье». Таким образом, получается, что изначально верная идея о важности участия причастника в богослужении суточного круга профанируется самими же «ревнителями», в результате чего участие в общественном богослужении вырождается в «отстаивание службы», в ее «выслушивание» (говорят же, например, «выслушать обедню»).

http://pravmir.ru/obyazatelno-li-byit-na...

Торговля свечами составляет 60-70% доходов на уровне храма... которая позволяет при продаже получать до 6000% (шести тысяч) прибыли! " . Наш философ, правда, перепутал все на свете. Требы - это богослужения, совершаемые не ежедневно (т.е. не входящие в суточный богослужебный круг), а по их необходимости (по требованию). Т.е. крещение, венчание и отпевание - это как раз и есть требы, а не " базовый пакет " , как изящно выразился наш добровольный финансовый инспектор. Но главное, господину революционеру Терещуку в азарте разоблачения чужих доходов начали мерещиться совсем несусветные цифры - 6000 %(!). Когда мерещиться, звездиться надо, господин " марксистский философ " . Большинство приходов УПЦ расположены в селе. А много ли там людей ходит на службу? Какие - такие свердоходы могут быть у священника, к которому на Литургию сходятся десяток прихожан. Потому большинство священников УПЦ живут очень бедно. Тяжкий труд на своем огороде, совмещенный с многочасовыми службами - вот и вся " роскошь " . Нет, есть конечно в Церкви и те, кто живет хорошо - но таких не очень много даже и в городе, тем более, что у священников обычно большие семьи, которые непросто прокормить. Все равно, как если бы кто-то упрекнул в свердоходах учителей - свердоходы есть у руководителей Минобразования, ректоров вузов. А у " пересичных " ? Вряд ли они сильно богаты. Однако вернемся к деятельности " главного марксиста " Украины. Не так давно он стал одним из соучредителей Организационного Комитета Украинского Социального Форума. В этой организации собрано много сложных личностей, известных русофобией и коммерческим жульничеством на политическом поприще. Очень интересен, например, в этом плане Олег Верник, в свое время изгнанный из рядов международного троцкистского движения по обвинению в банальном воровстве денег. Как заявлено на сайт данного Комитета, Организационный Комитет Украинского Социального Форума открыт для присоединения и для взаимодействия со всеми прогрессивными социальными движениями и персоналиями, открыт для всех....экологических, правозащитных, ЛГБТ инициатив и движений " .

http://ruskline.ru/analitika/2009/08/17/...

Искусственное пение – это, по мысли аскетов, еллинское, языческое измышление, совершенно чуждое духу аскетизма и способное вызывать в отшельниках лишь суетное тщеславие. Поэтому древние аскеты, подвергая суровому осуждению всю вообще современную им языческую мудрость и еллинистическую образованность, осуждают вместе с тем и пение. Со свойственной им прямолинейностью, они, во избежание соблазна, готовы отказаться не только от искусственного пения, но и от всякого пения, даже от псалмопения. – Конечно, это была крайность, не всегда встречавшая сочувствие и среди аскетов. Не имея в своей среде священников и чуждаясь песнопений, келлиоты по необходимости должны были значительно сократить обычный состав церковных молитвословий, исключив из своего обихода все то, чего нельзя исполнять без священника и певцов. В свою очередь сокращение состава молитвословий, при отсутствии певческого исполнения, естественно отражалось на продолжительности служб; и ночные бдения могли оканчиваться слишком рано. Чтобы восполнить заметный недостаток молитвословий, усилено было стихословие псалтири. Обилие псалмопения составляет новую выдающуюся черту келейных служб. Усиленное стихословие псалтири служило средством к удлинению служб и к достижению большей продолжительности бдений. При этом иноческое усердие не имело границ. Поучительным примером в данном случае может служить обитель преп. Нила Синайского . Благочестивое соревнование преп. Нила и его сподвижников простиралось до того, что они в течение одного всенощного бдения прочитывали нараспев всю псалтирь, от начала до конца 165 . Разумеется, остальное последование, хотя и более существенное в богослужении, совершенно подавляемое преобладанием псалтири, отступало при этом на второе место и исполнялось как бы между прочим. Вместо круга суточных служб создавался таким образом круг суточного чтения псалтири с молитвословиями после кафизм. И до настоящего времени сохранилось не мало древних Псалтирей, приспособленных для такого именно богослужения, – с тропарями и молитвами после кафизм.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Наряду с апостольскими и евангельскими чтениями для последующей судьбы последования св. елея имело значение и следующее обстоятельство, весьма характерное, – это постепенное уменьшение круга суточных служб, привлекаемых к елеосвящению. И как связь чина елеосвящения с суточными службами установилась с литургии, так и процесс освобождения от них начался тоже с литургии. Почему этот процесс начался с литургии, будет ясно из следующей заметки в рукописи с чином елеосвящения, уже освободившимся от литургии. «И должен желающий творить св. елей призвать семь пресвитеров вечером и (должно) петь следующее, где пожелает, в церкви или в доме своем 286 ». Из этой заметки можно видеть, что связь елеосвящения с литургией, требовавшая его совершения непременно в храме и потому сделавшая затруднительным его применение в широких размерах, стала стеснительной и, естественно, привела его к освобождению от приковывавшей его к храму службы. Но помимо этого и на самом последовании св. елея отразилось его освобождение от литургии. Но какой именно вид приняло последование св. елея: 1) по привнесении в него семикратного апостольского и евангельского чтения и 2) по освобождении его от литургии, – представление об этом дают нам рукописи библиотеки Лавры преп. Афанасия Афонского 189, Синайской библиотеки 960, Святогробской Константинопольской библиотеки 8, Афоно-Пандократорской библиотеки 149, Синайской библиотеки 985 287 , в которых чин елеосвящения предстает перед нами с обеими характерными чертами. В чине елеосвящения указанных рукописей апостольские и евангельские чтения действительно сначала занимают среднее место между освящением елея и помазанием им больного, и само выполнение их здесь предварялось седальнами 288 и сопровождалось чтением соответствующих молитв, по молитве на каждое чтение. В силу же устремления преимущественного внимания на изложение нового элемента – апостольских и евангельских чтений – другие части елеосвящения отступают на второй план и излагаются просто. А второстепенные части, не имевшие большого значения для последования, по возможности, объединяются с другими частями. Отсюда, влияние елея в сосуд, как особый седмеричный круг, в них не имеет места. Теперь, каждый пресвитер, вливая елей в сосуд, читал молитву и на освящение его. А возжжение светилен лишь в рукописи Синайской библиотеки 960 289 совершалось особо. Но и здесь оно отправлялось просто: пресвитеры по очереди зажигали свои светильни без произнесения каких-либо молитв. Во всех же других рукописях оно было объединено с апостольскими и евангельскими чтениями таким образом: каждый пресвитер по прочтении своего апостола, евангелия и молитвы зажигал свою светильню и отходил на свое место. В свою очередь, гашение светилен, хотя в данных рукописях о нем и не упоминается, могло быть объединено с помазанием больного елеем или же совершаться по окончании всего последования.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010