М.С. Красовицкая Лекция 11. Годовой круг неподвижных праздников. Великие праздники месяцеслова Теперь поговорим о месяцеслове, несмотря на то, что мы уже разбирали знаки праздников, отражающие их иерархию. Эта глава, будет единственной, посвященной праздникам месяцеслова, потому что дальше нам придется говорить о Триоди. И из всего месяцеслова мы разберем лишь великие праздники. Ни о какой полноте, всеохватности, обстоятельности тут не может идти речь. Мы лишь перечислим те рубрики, которые должны быть известны, и наметим направления для дальнейшей самостоятельной работы. С самого начала должна быть максимальная ясность в системе праздников. В богослужении три круга: дневной, седмичный и годовой. Дневной образуют службы суточного круга; седмичный образуется семью днями, начиная с недели, затем следуют пять будничных, седмичных дней и особый день – суббота. Пик седмичного круга, его праздник совпадает с его началом – неделя, это исключительный день в седмице. И, наконец, годовой богослужебный круг состоит из двух составных частей: месяцеслова и Триоди. Месяцеслов – это неподвижные, непереходящие праздники, закрепленные за определенным днем и месяцем года. Триодь – это то, что двигается вместе с Пасхой, т.е. меняет число и месяц год от года, но не меняет дня седмицы и промежутка времени, отделяющего празднование от Пасхи. Так, Вход Господень в Иерусалим всегда бывает за неделю до Пасхи, а Антипасха – это всегда первое воскресенье после Пасхи. Эти праздники не меняют своего положения относительно Пасхи и не меняют своего дня седмицы: Вознесение всегда в четверг, Троица всегда в воскресенье. Это система подвижных, переходящих праздников – все то, что связано с Пасхой, все то, что помещается в Триоди. Но сейчас речь пойдет не о Триоди, а о великих праздниках месяцеслова. В Типиконе они обозначены знаком «крест в круге», и это единственный знак для великих праздников. Типикон говорит о составе великих праздников достаточно расплывчато, т.е. из 47 главы нельзя узнать, какие именно праздники являются великими. Там сказано так: «Велицыи убо праздницы Христовы, и Богородичны, и Предтечева два: Рождество и Усекновение, и обоих верховных апостолов, Петра и Павла, имут знамения, крест окружен», т.е. обозначаются в Типиконе знаком «крест в круге».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Предисловие 1. Предмет, задача и план исследования Последование часов и изобразительных, составляющее предмет нашего исследования, включает в свой объем несколько вполне самостоятельных церковных служб. И прежде всего здесь нужно различать два совершенно независимых друг от друга последования с особыми названиями, а именно – последование часов и последование изобразительных. В свою очередь последование часов подразделяется на четыре отдельных часа – первый, третий, шестой и девятый, из которых каждый имеет свое особое «междочасие» или «почасие». Эти часовые службы вместе с изобразительными составляют особый круг дневного богослужения, почему и называются иногда: α μερινα προσευχα 1 . Последование изобразительных, за исключением пасхальной службы, почти не изменяет своего состава. Что же касается часовых служб, то из них одни лишь междочасия остаются всегда неизменными, а часы видоизменяются соответственно различным временам церковного года: в Уставе различаются часы повседневные, великопостные, царские и пасхальные. Все эти виды часов входят в состав нынешнего богослужения. Но древние памятники знакомят нас еще с так называемыми «песненными» часами и с архаическим чином «тритекти», который также обычно причисляется к песненным часам. Наконец, те же памятники говорят об особых «ночных» часах, имеющих непосредственную связь с известным и в современной келейно-монастырской практике «чином 12-ти псалмов». Историческое изучение всей совокупности названных служб составляет задачу нашего исследования, А так как история часов и изобразительных естественно сливается с историей всего суточного богослужения, то, по связи, приходится так или иначе касаться всех суточных служб, и даже литургии. Важное значение истории богослужения вообще и тех или других последований, в частности, не подлежит сомнению, и потому нет, надобности оправдывать выбор указанного предмета и доказывать необходимость постановки и решения намеченной выше задачи последования. Расширяя и углубляя понимание смысла и значения церковных чинов и обрядов, история вводит нас в самый процесс их развития, уясняет условия и законы этого развития и таким путем ведет к возрождению как бы угасшего и перешедшего в скрытое состояние, но все еще живого и всегда живительного церковно-богослужебного творчества.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Многие из читателей Правмира, вероятно, имеют представление о богослужебных кругах (циклах): годовой неподвижный круг, который находит отражение в Минее; годовой подвижный круг — Триодь Постная и Цветная; круг Октоиха; седмичный (недельный) круг; наконец — суточный круг богослужения. При этом обычно не принято говорить о евангельском цикле. Между тем, воскресные евангелия на утрене оказывают определенное влияние на состав песнопений, звучащих на той или иной службе. После исполнения канона (точнее, после малой ектении и возглашения «Свят Господь Бог наш») мы слышим воскресный эксапостиларий и его богородичен, а перед «Преблагословенна еси, Богородице Дево…» (иногда — непосредственно перед первым часом) — евангельскую стихиру. Все эти три текста (эксапостиларий, богородичен и стихира) зависят от евангельского чтения (а не от гласа) и находятся в приложении Октоиха (а не в его основной части). В дальнейших публикациях, наряду с текстом Евангелия, мы будем приводить и эти тексты — в традиционном церковнославянском переводе и в русском переводе иером. Амвросия (Тимрота). Продолжение следует. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 4 апреля, 2022 12 декабря, 2021 29 апреля, 2024 28 апреля, 2024 7 апреля, 2024 20 марта, 2024 19 марта, 2024 18 марта, 2024 13 апреля, 2023 4 апреля, 2022 12 декабря, 2021 29 апреля, 2024 28 апреля, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/evangelskie-chteniya-n...

Вместо Литургии мирским чином обычно служили обедницу и совершали молебен, посвященный празднику дня. Надо отметить, что таким образом миряне совершали полный круг чаще, конечно же, в храмах и часовнях соборно, в отсутствие священнослужителя. Для дома это было редкостью, но не отменяло такой возможности. В любом случае христиане старались жить богослужебным кругом, ведь храмовая служба на Руси была лучшей школой богословия. Отсюда и их длительность, которая позволяла погрузить людей во внимательное вслушивание в слова священных текстов. Нам сегодня представляется почти невозможным совершать самостоятельно богослужение в домашних условиях. Работа, семья, миллион забот… Но стоит хотя бы попробовать, и если не отмаливать весь суточный круг, то хотя бы – его части. Ниже мы поговорим о замене суточного круга Иисусовыми молитвами и Псалтырью, а также о том, зачем современному мирянину нужна эта практика. Но обо всем по порядку. «Приготовь себя» Если богослужение – праздник, да еще и неотмирный, значит, он требует особой подготовки. У единоверцев сохранился добрый обычай иметь специальную молитвенную одежду, которая предназначена не для физического, а для духовного труда. Это вполне логично для традиционных культур и берет свое начало из глубокой древности. Правда, сегодня и эта традиция уходит из наших приходов, но все же мужчины стараются надевать кафтаны и рубахи-косоворотки с поясами, а женщины закалывают платки под булавку и облачаются в красивые русские сарафаны. Это не «косплей» и «выпендреж», как принято сейчас говорить, а один из способов психологически настроить себя на молитву. Мы ведь надеваем на работу строгий костюм, а на тренировку – спортивный. Кроме того, на соборной молитве наш внешний вид помогает создать необходимую атмосферу. Думая об окружающих нас людях, мы минимизируем повод для соблазна. «Молитвенная одежда» и подчеркивает, что молитва – особое дело, и настраивает на молитвенный лад В домашней обстановке с этим, конечно же, проще. Но завести традицию «молитвенной одежды» по возможности будет полезно, в том числе и для детей. Это вкладывает свой кирпичик в формирование чувства святыни и того, что молитва – особое дело.

http://pravoslavie.ru/121457.html

Так, Божественная литургия, за исключением определенных дней в году, не может служиться ни «прежде свитания дне, ниже по полудни». Вседневная вечерня бывает «пред вечером мало»; малая – прежде солнечного захождения; великая – «по еже зайти солнцу мало». В зависимости от времени года вечерня, совершаемая отдельно от утрени и Божественной литургии, бывает от 2 до 5 часов пополудни; совершаемая вместе с утреней – в 6-м – 7-м часу пополудни; и совершаемая вместе с Божественной литургией – около 12-го часа дня. Малое повечерие начинается «по еже вечеряти братии». О великом повечерии, совершаемом в Великий пост не на бдении, в Уставе в начале последования говорится: «о часе 9-м свещевжигатель биет в било», то есть в 3-м часу пополудни; а в конце последования замечается: «подобает и сие смотрети прилежно, да егда повечерие отпущают, быти знамение дне, сиречь прежде сомрака». Великое повечерие на бдении по Уставу бывает: на Рождество Христово и Богоявление – «при 10-м часе нощи», то есть 4-м пополуночи; на Благовещение – «при 1-м часе нощи», то есть 7-м пополудни. По служебнику полунощница совершается «во утреннее время, прежде осветения дне». Вообще она может совершаться во всякий час ночи до утра. Утреня раньше всего совершается на день Пасхи. Хотя и нет строгого запрещения совершать церковные службы раньше или позже определенного для них времени, сообразуясь с характером праздника, временем года, местными условиями и потребностями верующих, не допускается произвола, так как по своему внутреннему содержанию и назначению каждая из них приурочена к определенному времени дня.    В состав общественного богослужения входят троякого рода молитвословия, песнопения и чтения: одни посвящены Церковью событиям, приуроченным к определенным часам суток, другие – к дням седмицы, третьи – к дням года. Поэтому церковные богослужения подразделяются на суточные, или дневные, седмичные и годичные. Совокупность каждого вида служб составляет так называемый круг. Круг суточных служб совершается в течение суток и затем повторяется снова.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Православное богослужение, кроме собственной молитвы и таинств, ставит своей задачей духовно-нравственное воспитание молящихся. Чтобы достичь этой цели, оно должно быть для них вполне понятным. Но в действительности, этого нет. Верующие не всегда разбираются в том, что они видят и слышат за богослужением. Порядок, содержание и смысл церковных служб многим непонятен, как непонятен и церковно-славянский язык, на котором совершается богослужение. Отсюда рассеянность, скука, отсутствие благоговения и молитвенного настроения, столь обычных у ваших верующих за богослужением. Если верующие сами пытаются проникнуть в смысл богослужения, то они или находят таинственное и сверхъестественное там, где их нет, или не хотят их видеть там, где они действительно есть. Все это создает обязанность объяснить богослужение. 1. Центральным, средоточным пунктом всего церковного богослужения является Литургия. Около нее группируется весь круг суточного богослужения. Поэтому она и должна быть главным предметом разъяснения. Опыт показывает, что это изъяснение создает целый переворот в душе верующих, открывая им глаза на то, что они раньше видя не видели и слыша не разумели. 2. Как изъяснить богослужение в проповеди? Указывая последовательно состав, порядок и смысл богослужения, нужно избегать произвольных толкований, руководствуясь святоотеческим и церковным толкованием. Отдельные моменты богослужения следует рассматривать в связи с общим смыслом и ходом всего богослужения. Это сообщит всему разъяснению высокую идейную назидательность и цельность. Не следует входить в подробное раскрывание догматического, исторического или таинственного смысла богослужения. Эти подробности нужны постольку, поскольку содействуют пониманию богослужения и усилению благоговейного и молитвенного участия в нем. 3. В какой форме и когда изъяснить богослужение? Целесообразнее всего изъяснить его в форме беседы после вечернего богослужения, например, после всенощного бдения, когда пастырь и пасомые связаны не службой и временем, а любовью и ревностью к раскрытию и усвоению богослужения.

http://azbyka.ru/propovedi/konspekt-po-g...

Наконец, третьим кругом богослужения времени является годовой круг, самый сложный по своей структуре, В него входят: а) Богослужение Месяцеслова , то есть неподвижных, связанных с определенной датой праздников, постов, памятей святых. Материал находится в двенадцати книгах Миней Месячных и распределен по датам, начиная с 1–го сентября. б) Богослужение великопостного цикла , обнимающего собой три подготовительные к посту седмицы, шесть седмиц поста и Страстную седмицу. Материал его находится в книге Триодь Постная . в) Богослужение пасхального цикла , состоящего из служб Пасхи, пасхальной седмицы и всего периода между Пасхой и Пятидесятницей. Богослужебной книгой этого цикла является Триодь Цветная (или «Пентикостарион») — см. Никольский, стр. 481–655: «о днях и службах кругов седмичного и годового». Богослужение годового круга включает в себя материал, как библейский, так и гимнографический, причем материал этот также не имеет самостоятельных служб, а включен в структуру суточного круга. 42 O. Cullmann. Le culte dans l’Eglise primitive. Neuchatel et Paris. 1944, р. 30. 43 G. Dix. The Shape of the Liturgy, Westminster, 1945, p. 325; cf. pp. 319 sqq. 44 «Ces distribue " es de façon un peu diffe " rente dans le cours de la journe " e sont essentiellement des prive " es». L. Duchesne. Origines du culte chre " tien. ed. Paris 1925, p. 469. 45 P. Batiffol. Histoire du Bre " viaire Romain, nouv. e " d., Paris 1895, p. 28 et suiv. 46 Batiffol, op. cit. p. 29. Cf. Dix, op. cit., p. 317 sqq. 47 L. Duchesne, op. cit., p. 472. 48 Op. cit., p.326. 49 Op. cit., p.265. 50 P. Freeman. The Principle of Divine Office. Vol. 1. Morning and Evening Prayer, London, 1893. 51 C. W. Dugmore. The Influence of Synagogue upon the Divine Office, Oxford, 1945. Критику построений Dix’a см. у J. D. Crichton in «Magnificat», 1946, 3, pp. 1–7; «Liturgy». The Quarterly of the Society of St. Gregory. January 1949, pp. 1–10; A. v. d. M. in «Eastern Churches Quarterly» October–December 1945, pp. 170–200. 52

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

В богослужении сокрыто все наше богатство, вся ризница наших духовных сокровищ. Глубины догматических истин, величайших откровений Божьих, как и нравственные заповеди, прикровенно содержатся в стихирах, тропарях, канонах. Ключевский говорил: «Люди, слышавшие проповедь Христа на горе, давно уже умерли и унесли с собой пережитое ими впечатление; но и мы переживаем долю того впечатления, потому, что текст этой проповеди вставлен в рамки нашего богослужения» (Курс русской истории, том III, стр. 366). Наша литература не особенно богата в этой области. Круг годичного богослужения, двунадесятые праздники исключительно полно, прекрасно и со всех сторон (и исторически, и догматически, и таинственно) объяснены профессором Киевской Духовной Академии М. Скабаллановичем в его серии «Христианские праздники». Толкованиями Гоголя, Дмитревского, «Письмами о богослужении» А. Н. Муравьева и еще несколькими новейшими трудами в этой области можно, пожалуй, ограничить всю нашу литературу по литургическому богословию, объясняющую суточный, годичный и отчасти седмичный круг богослужения. Предлагаемый сборник представляет собой слабую попытку дать некоторое толкование нашего седмичного круга богослужения («Шестоднев»). Остальные три статьи представляют собой разработку литургического понимания отдельных вопросов богословия: личности Богоматери (в очерке «Не рыдай Мене Мати»), общего подхода к нашему богослужебному материалу. Наш сборник отнюдь не представляет собой чего-либо законченного. Ни в цикле «Шестоднев», ни в остальных статьях мы не смогли, да и не пытались дать что-либо цельное и систематическое. Рассматривая литургическую концепцию отдельных догматических вопросов (Ангелы, Крест, Богоматерь, творение), мы и не предполагали дать совершенную и систематическую разработку. Наша задача главным образом состояла в том, чтобы дать общую литургическую характеристику данного вопроса, вскрыть перед читателем-христианином наиболее яркие, красивые и глубокие по содержанию места православного богослужения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Круг часов древнего Евхология включал шесть служб в день: Вечерню, Полунощницу, Утреню, III, VI и IX Час (с двумя молитвами для 1-го часа) и две особые некаждодневные службы: «Тритоекти» в Пост и ночное бдение или «Паннухис» по праздникам и во время Великого Поста. Вечерня и Утреня ( λυχνικν и ρθρος) соответствуют окончанию и началу дня. Это были две наиболее длинные службы круга. Полунощная служба и три дневные службы были намного короче, и все четыре имели сходную структуру. Не было службы I Часа, ибо Утреня сама по себе заканчивалась при восходе солнца, то есть на 1-м часе дня 30 . Тем более не было службы Повечерия. «Паннухис» (по структуре сходная с четырьмя Малыми Часами) следовала за Вечерней в те дни, когда она имела место, после промежуточного чтения; это было народное бдение (хотя и относительно короткое), а не служба при окончании дня. В этой главе мы ограничимся одними повседневными шестью часами, которые мы из практических соображений классифицируем на «Великие» и «малые», несмотря на то, что подобное различение не фигурирует в наших книгах. Мы начнем с Малых Часов, ибо их схема, пополненная, находится и в Великих Часах. I. МАЛЫЕ ЧАСЫ Служба Полунощная, III, VI и IX Час (и 1 Час там, где он существует) – все имеют одинаковую структуру: а) Три пресвитерские молитвы, называемые молитвами «первого», «второго» и «третьего антифона»; каждая молитва предшествовала пению антифона псалмов, а ей предшествовала диаконская ектения. б) Молитва , называемая «четвертой», отпуста ( πλυσις), являвшаяся продолжением просительной ектении ( ατσεις), которая представляет собой ектению, называемую «ангела мира» по первому ее прошению 31 . в) Пятая и последняя молитва с наклонением головы и прошением о божественном благословении 32 , предшествуемая призывом диакона «Преклоним головы наши перед Господом». 1 . Полунощная служба ( εχα μεσονυκτινα) О трех антифонах Полунощницы в Типиконе Великой Церкви говорится только один раз: их пели накануне Нового Года (1 сентября) после «Паннухис» и после кондака; не указывается, каким псалмам соответствуют эти антифоны. О Полунощной службе в целом говорится во второй раз в субботу 5-ой недели Поста: она совершалась духовенством Влахернской церкви после « τριαδικν».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Если сравнить древнейшие известные кодексы Евхология, те, которыми мы будем здесь заниматься, с текстом, бытующим в настоящее время в Византийской Церкви, можно установить лишь второстепенные расхождения : молитвы, диаконские ектении и даже основные рубрики Литургии и Таинств – одни и те же; различия же, напротив, затрагивают некоторые церемонии и обряды, которые не существуют со времени падения Империи, и главным образом суточный круг. Первоначальный Евхологий, действительно, предусматривал σματικ κολουθα; мы только что сказали, что эта служба исчезла, уступив место монастырскому палестинскому богослужению по Часослову. Однако если, с одной стороны, Часослов вытеснил древнюю службу часов Евхология, то, с другой стороны, Константинопольский Евхологий также стал шире употребляться во время византинизации православных церквей Среднего Востока, становясь единственным Евхологием Православной Церкви, практически идентифицированной с Византийской Церковью . Новые редакции Евхология, предназначенные для церквей с монастырской службой, будут пытаться применить пресвитерские молитвы песненной кафедральной службы к монастырским службам, в которых таких молитв, видимо, не было. Трудность такой задачи проявляется в том факте, что среди кодексов евхологиев, которые дошли до нас (в наших статьях о Вечерне и об Утрене мы рассмотрели из них более девяноста) редко встречаются два сходных друг с другом в том, что касается служб суточного круга; поэтому столь многочисленными и мало удовлетворительными были решения относительно подобной адаптации. Одна из наиболее разумных схем решения представлена в кодексе Патмос 105, XIII века, и она привлекла внимание литургистов 15 . Однако лишь молитвы Вечерни и Утрени из древнего Евхология [ σματικ κολουθα], и к тому же не все 16 сохранились в печатном Евхологии, приспособленном к богослужениям по Часослову. Немного рукописей древнего Евхология дошло до нас. Некоторые, впрочем, принадлежат уже церквам, имеющим монастырскую службу, но сохранившим еще признаки древней соборной службы. Эти рукописи мы изучаем в нашей статье о Малых Часах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010