Часть II. Богослужения седмичных дней Предварительные понятия Суточный круг богослужения Суточный круг богослужения составляют службы, совершаемые в течение суток, причем сутки, по церковному счислению, начинаются с вечера, так что каждый вечер относится уже к последующему дню. Это счисление перешло в Христианскую Церковь из Ветхого Завета. В частности, евреи считали началом суток время солнечного заката (примерно 18:00), и поэтому сутками считался период между солнечным закатом одного дня и последующего дня 301 . Суточный круг богослужения Православной Церкви включает в себя 9 служб: вечерню, повечерие, полунощницу, утреню, 1-й час, 3-й час, 6-й час, 9-й час и Божественную литургию. Однако некоторые литургисты не включают Литургию в суточный круг богослужения, поскольку, во-первых, она является важнейшей из церковных служб (все остальные службы только подготавливают верующих к участию в Таинстве Евхаристии), а во-вторых, Устав знает немало дней, когда Литургия не совершается: среда и пятница сырной седмицы, понедельник, вторник и четверг 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 6-й седмиц Святой четыредесятницы, понедельник и вторник 5-й седмицы (если нет в эти дни празднований великим святым), Великая пятница. В древности, особенно в монастырях, каждая служба суточного круга совершалась отдельно от других. Но впоследствии Церковь «снисходя к житейским нуждам христиан, к их немощи, назначила отправлять несколько служб за один раз, именно все указанные службы она назначила совершать в продолжение суток 3 раза, составив из них службу утреннюю, службу около полудня и службу вечернюю» 302 . Утреннюю группу служб составили, таким образом, полунощница, утреня, 1-й час; дневную – 3-й час, 6-й час и Литургия; вечернюю – 9-й час, вечерня и повечерие. Такое разделение суточного круга на 3 группы служб имеет своим основанием слова Псалмопевца: Вечер, заутра и полудне повем, и возвещу, и услышит глас мой ( Пс. 54, 18 ), а также слова церковной молитвы: Вечер, заутра и полудне хвалим, благословим, благодарим и молимся Тебе, Владыко всех… 303

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Утреня (заутреня) (греч. ρθρος (ортхрос) (от глагола ρθρζω — рано приходить)) – одно из богослужений суточного круга – церковное общественное богослужение , совершаемое, согласно  Уставу , утром. Время совершения и место Утрени в суточном круге богослужений Суточный круг, согласно сложившейся традиции, зафиксированной в Типиконе (книге, излагающей богослужебный устав), привязан не к астрономическому, но к так называемому богослужебному времени. Так, первое богослужение суточного круга – Полуночница (слав. Полунощница) – должна начинаться по прошествии половины ночи. Следующая служба – Утреня . Согласно Типикону, ее окончание совпадает с рассветом («Слава Тебе, Господи, показавшему нам свет!» – характерное начало воспеваемого или читаемого в конце утрени т. н. великого славословия). Далее – Первый час , совершаемый как правило сразу после утрени, в первом часу начинающегося с восходом солнца дня. Следующие богослужения суточного круга – Третий час , Шестой час , Изобразительны (по сути, древнее молитвенное правило ко Святому Причащению: у монахов в то время, когда складывался устав, была распространена практика ежедневного келейного причащения запасными дарами, освященными за воскресной или праздничной Литургией; после причащения полагалась трапеза), Девятый час , Вечерня , Повечерие (по-вечерие, то есть служба после “вечери” – ужина). Литургическая тема Утрени Каждое богослужение подразумевает выражение некоторой основной идеи; в частности, утреня, завершающаяся на восходе солнца, носит мессианский характер, воспевая восход Солнца Правды – первое пришествие в мир обетованного Спасителя, Господа Иисуса Христа. Уже в самом начале утрени, перед шестопсалмием, начинает раскрываться эта тема: «Слава в вышних Богу…» – песнь Ангелов на Рождество Христово. Происхождение Утрени Утреня в целом составлена из двух частей различного происхождения, обозначаемых обычно как кафедральная (городская) и монашеская. Первая из них, признаваемая наиболее древней, совершалась на рассвете в Иерусалиме в храме Воскресения Христова начиная с IV в. и оканчивалась вышеупомянутым великим славословием. Вторая, называемая тогда «канон», – предшествовала первой, совершалась в конце ночи, еще до рассвета, и сложилась в монашеской практике. Считается, что в V в. в монастырях эти службы совершались уже соединенными друг с другом. Виды Утрени

http://azbyka.ru/utrenya

Разделы портала «Азбука веры» ( 3  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 9. Годовой круг богослужения Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Мы продолжаем обсуждаем возможность самостоятельного совершения богослужебных последований. Богослужебные молитвословия зависят не только от времени суток и дней седмицы, но и дней года. Суточный круг образует канву богослужения, а с тем или иным видом его богослужения соединяются службы седмичного и годового кругов. Сегодня мы поговорим о годовом круге богослужения . Каждый день церковного года, посвящен или воспоминанию каких-либо священных событий или памяти различных святых. Все это именуется праздниками. Годовой круг делится на две части – неподвижные и подвижные праздники. Неподвижные праздники образуют собой систему месяцеслова. Здесь уже большее разнообразие служб, чем в седмичном круге. Что касается подвижных праздников годового круга, то это богослужения Великого Поста и Пасхального времени. Виды праздников В зависимости от степени торжественности праздники делятся на великие, средние и малые. Каждый из них имеет свои, ему одному присущие особенности. Правда, о составе великих праздников Типикон говорит достаточно расплывчато, т.е. из 47 его главы нельзя узнать четко, какие именно праздники являются великими. Там сказано только: «Велицыи убо праздницы Христовы, и Богородичны, и Предтечева два: Рождество и Усекновение, и обоих верховных апостолов, Петра и Павла». Кроме перечисленных великими являются так называемые двунадесятые праздники. Эти праздники относятся как к неподвижной, так и к подвижной частей годового круга. К последней, например, относится праздник « Входа Господня в Иерусалим ». Число 12 при этом достаточно условное. К примеру, Антипасха по богослужебному строю то же двунадесятый праздник, но формально к ним не причисляется, чтобы не нарушать то число, которое воспринимается церковным сознанием как священное. Какие именно праздники причисляются к праздникам двунадесятым? – это будет вашим домашним заданием на сегодня.

http://azbyka.ru/video/09-godovoj-krug-b...

Разделы портала «Азбука веры» ( 6  голосов:  3.8 из  5) Предыдущий Следующий 5. Суточное богослужение Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Поздравляю всех с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы, а также нашу прихожанку, ветерана Великой Отечественной войны, известного на всю страну своим подвигом, Барсученко Марию Тимофеевну, которой сегодня исполняется 99 лет от роду. Желаю ей крепкого здоровья. А вам напоминаю, мы с вами обсуждаем тему о том, КАК УСТРОИТЬ СВОЕ ДОМАШНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ В ВИДУ ОТСУТСТВИЯ ВОЗМОЖНОСТИ ПОСЕЩАТЬ ХРАМ ? Сегодня мы рассмотрим вопрос о том, какие существуют виды обязательных богослужений? Предварительно следует сказать, что богослужебные молитвословия зависят от времени суток, в которое богослужение совершается, от дня недели (седмицы), и дня года. Так образуются три круга богослужений: 1) суточный круг, 2) седмичный и 3) годовой. Из соединения элементов трех этих кругов и составляется богослужение каждого дня. В течение дня Устав предписывает совершать богослужения не один раз, и не два, а гораздо больше. Еще в Ветхом Завете установлено было освящать церковной молитвой утро, день, вечер и ночь. Этот обычай перешел к нам, христианам, и не только. Например, в исламе на молитву встают 5 раз в день в определенные промежутки времени. И хотя так сложилось сегодня, что у нас в храме это делают не более двух раз в день, потому что чаще собираться затруднительно, однако это не означает, что мы сами (вне храма) не должны совершать никакого богослужения в течение дня. А теперь внимание, вопрос: Кто скажет, сколько раз мы должны становится на молитву в течении суток? Ваши варианты?.. Подумайте еще… А теперь сравните: Согласно нынешнему Уставу в течение суток мы можем совершать 9 видов богослужений. Впрочем, как вы заметили, это еще не ответ. Ответ будет в конце нашего занятия. А пока давайте посмотрим, что это за богослужения? Перечисляю: 4) Утреня, 5) Час первый, 6) Час третий, 7) Час шестый, 8) Час девятый и 9) Изобразительные, 1) Вечерня, 2) Повечерие, 3) Полунощница.

http://azbyka.ru/video/05-sutochnoe-bogo...

Скачать epub pdf О ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ ПО УСТАВУ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Продолжая считать и усопших такими же членами своими, как и живых, и признавая молитву об усопших как способ общения живых и умерших и как дело любви, николиже отпадающей ( 1Кор.13:8 ), всегдашним и неотменным долгом живых, святая Церковь , как все вообще в поведении христианина, заботливо упорядочивает и поминовение усопших. Находящиеся в разных местах Типикона указания о поминовении представляют разработанную с большой тщательностью, единую, весьма стройную и последовательную систему. Не опуская ни одного случая, где и когда можно совершить поминовение усопших, Церковь вводит его в состав и общественного, и частного богослужения, и в домашнюю молитву. Согласно действующему у нас уставу, ежедневное богослужение, состоящее из девяти суточных служб, совершается в три приема, разделяясь таким образом на вечернее, утреннее и дневное. И на каждом из них непременно в той или иной форме, кратко или пространно, совершается поминовение усопших. ВЕЧЕРНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ Круг суточных служб начинается вечерним богослужением, так как день по церковному счету начинается с вечера 76 . Впрочем, девятый час, коим начинается вечернее богослужение, относится еще к богослужению дня предшествующего. Примыкая к вечерне, он этим напоминает, что молитвы христиан, их богослужение, должны быть как бы непрерывными 77 . Первой службой наступающего дня будет вечерня. И на этой первой службе всегда, не исключая и величайших праздников, непременно и неопустительно совершается поминовение усопших. Но вечерня, будучи первой службой церковного дня, вместе с тем является одной из последних служб дня естественного. После целодневных трудов и подвигов законно для утомленных желание отдохнуть, успокоиться. Поэтому Церковь , вообще не затягивая чрезмерно все обязательное вечернее богослужение, старается не удлинять и самую вечерню, службу сравнительно краткую. В соответствии с этим и поминовение усопших на вечерне совершается краткое, общей формулой на сугубой ектении: о всех прежде почивших отцех и братиях наших, зде лежащих и повсюду православных.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Разделы портала «Азбука веры» Святитель Иоанн Златоуст в Беседе 5 на книгу Быти я пишет: Если и после такого повторения, объятые еще заблуждением и ожесточившиеся сердцем иудеи пытаются спорить и считают вечер началом наступающего дня, обольщая и обманывая сами себя, продолжают сидеть в тени, когда истина сделалась столь ясной для всех, и пользуются свечой, когда солнце правды повсюду разливает лучи свои, то кто мог бы вывести упорство неблагодарных, если бы (Моисей) предложил это учение не с такой точности? 30 В сноске к этому месту говорится: Это обличение Златоуста падает и на тех толкователей, которые при объяснении истории творения начинают, подобно иудеям, счета дней или суток с вечера. Но у нас же богослужебные сутки начинаются с вечера и в Октоихе каждый суточный цикл начинается с Вечерни, которая начинается со 103-го Псалма — гимна творению. И в учебниках по Литургике я встречал такое объяснение со ссылкой на 1ю главу Бытия. Получается, что мы, по святителю Иоанну, иудействуем. Вот, например, Алексей Сергеевич Кашкин в своём учебном пособии по Литургике «Устав православного богослужения» пишет : Суточный круг богослужения составляют службы, совершаемые в течение суток, причем сутки по церковному счислению начинаются с вечера, так что каждый вечер относится уже к грядущему дню. Это счисление перешло в христианскую  Церковь  из Ветхого Завета. Евреи считали началом суток время солнечного заката (примерно 18.00), и поэтому сутками считался период между солнечным закатом настоящего дня и следующего дня 39 . Как согласовать критику, данную святителем Иоанном, с богослужебной практикой? Похожие вопросы 4 Ответа Богослужебный Устав твёрдо сложился намного позднее периода жизни святителя. Основа современного Устава формируется с IX века. Во времена Златоуста, только-только вводился праздник Рождества Христова. Эта римская традиция в Византии отсутствовала. Службы в монашеских пустынях и в городах значительно отличались. Вполне, что Златоуст в спорах с иудействующими, как аскет, имел свои соображения.

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-bogosluz...

4. Цель и содержание настоящей работы ГЛАВА ПЕРВАЯ. ПРЕПОДОБНЫЙ СИМЕОН И СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ 1. Священное Писание в православной Традиции 2.Учение преподобного Симеона о Священном Писании 3. Библейские аллюзии и цитаты у преподобного Симеона 4. Примеры толкования библейских текстов у преподобного Симеона 5. От буквы к духу 6. От аллегории к мистической типологии ГЛАВА ВТОРАЯ. ПРЕПОДОБНЫЙ СИМЕОН И БОГОСЛУЖЕНИЕ 1. Основные принципы и элементы богослужения в раннем монашестве 2. Монастырское богослужение в Константинопо­ле времен преподобного Симеона 3. Суточный круг богослужения в писаниях преподобного Симеона 4. Литургия и Причастие. Как часто монахи причащались? 5. Аспекты евхаристического благочестия преподобного Симеона 6. Годичный круг церковных праздников у преподобного Симеона ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ПРЕПОДОБНЫЙ СИМЕОН И СТУДИЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ 1. Студийский монастырь и его просветительская деятельность 2. Духовное руководство в студийской традиции 3. Сведения о жизни преподобного Симеона Студита 4. Аскетическое учение преподобного Симеона Студита А. Покаяние и слезы Б. Молитва В. Духовное руководство и исповедь Г. Различные аспекты аскетической практики 5. Развитие аскетических идей преподобного Симеона Студита в творениях преподобного Симеона Нового Богослова 6. Сравнительный анализ мистицизма преподобных Симеона Студита и Симеона Нового Богослова ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. КРУГ КЕЛЕЙНОГО ЧТЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА 1. Что читал преподобный Симеон? Святоотеческие аллюзии и цитаты в его произведениях 2. Преподобный Симеон и агиографическая литература Б. Современные святые ГЛАВА ПЯТАЯ. ТРИАДОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛЕМИКА В ТВОРЕНИЯХ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА 1. «Отец Мой более Меня» 2. «Как ты отделяешь Сына от Отца?..» ГЛАВА ШЕСТАЯ. СВЯТООТЕЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БОГОСЛОВИЯ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА 1. Истинный богослов 2. Непостижимость Бога 3. Божественные имена 4. Апофатическое богословие 5. «Бог есть свет» ГЛАВА СЕДЬМАЯ. АНТРОПОЛОГИЯ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА В СВЕТЕ ПАТРИСТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ 1. Двойная природа человека 2. Образ и подобие 3. Предназначение человека ГЛАВА ВОСЬМАЯ. ЭККЛЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА В СВЕТЕ ПАТРИСТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ 1. Церковь и спасение 2. Церковная иерархия 3. Таинства ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. МИСТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА В КОНТЕКСТЕ СВЯТООТЕЧЕСКОГО ПРЕДАНИЯ 1. Слезы и покаяние 2. Боговидение 3. Божественный свет 4. Экстаз 5. Бесстрастие 6. Обожение ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1. Мистический опыт и церковное Предание. Место преподобного Симеона в Православной Церкви 2. Влияние преподобного Симеона на последующее развитие восточно-христианского Предания Библиография Сокращения

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Бревиарий. Титульный лист. 1487–1492 гг. (Vat. Urb. Lat. 112) [лат. breviarium от brevis - краткий], католич. литургическая книга, содержащая последования всех служб суточного, седмичного и годового богослужебных кругов . В отличие от др. лат. богослужебных книг ( Миссала , Понтификала , Ритуала и т. п.), название к-рых прямо указывает на их содержание, слово «breviarium» означает лишь «изложение чего-либо вкратце», «конспект», «извлечение», «обобщение». История и причины составления Б. Античное христианство было преимущественно «городской» религией, но крушение Зап. Римской империи и общий культурный и социально-экономический упадок привели к тому, что церковная жизнь в раннесредневек. Европе сосредоточилась в небольших сельских приходах и мон-рях, к-рые не имели достаточных сил и средств для воспроизведения в полном объеме богослужения Рима и др. крупных центров. Реорганизация клира по типу монашеской общины и те изменения, что произошли во всем строе литургической жизни католич. Церкви при Каролингах , привели к появлению принципиально иных по своему характеру богослужебных книг. Если до VIII-IX вв. основные составляющие рим. оффиция (круга суточных служб) - псалмы, песнопения, молитвы, чтения из Свящ. Писания и т. д.- в соответствии с типом текста содержались в неск. отдельных книгах ( Псалтири , Сакраментарии , Антифонарии , Лекционарии , Гомилиарии и др.), то постепенно, в связи с тем что совершение служб суточного круга стало считаться прямой обязанностью одних лишь клириков и монашествующих, а не всей церковной общины, как в первые века ( Salmon. La prière des heures. P. 833), начала проявляться тенденция к созданию более универсальных литургических сборников, включающих в свой состав законченные последования служб одного праздника или отдельного периода года, чтобы даже один священник без помощи большого штата церковнослужителей мог совершать полный круг ежедневных молитвословий.

http://pravenc.ru/text/Бревиарию.html

И был вечер, и было утро: день один Почему утреню у нас служат вечером, после вечерни, и все это вместе с первым часом именуется всенощным бдением? 19 мая, 2014 Почему утреню у нас служат вечером, после вечерни, и все это вместе с первым часом именуется всенощным бдением? Тема нашей очередной беседы с Алексеем Кашкиным, кандидатом богословия, заведующим библейской кафедрой Саратовской православной духовной семинарии, — освящение времени. Освящение суток. Суточный круг богослужения. Как этот круг сформировался, в чем его смысл, почему необходимо жить по его часам? — Для начала вопрос, задаваемый многими: почему богослужебные сутки начинаются с вечера? — Это заимствовано христианством из иудейской традиции: и был вечер, и было утро — день один (Быт. 1, 5). У иудеев до сих пор шаббат — субботний покой — начинается перед заходом солнца в пятницу. — Как исторически складывался богослужебный круг? Когда-то ведь была только одна Евхаристия… — Да, в первые века христианства, действительно, была Евхаристия и, как правило, соединенная с нею агапа — трапеза любви. Но такие богослужения, как вечерня и утреня, сложились очень рано. Вечерня была призвана освятить темное время суток, утреня — светлое. По Типикону, вечерня должна совершаться после захода солнца, утреня начинается до восхода, завершается, когда солнце уже взошло. В III веке, как сообщают документы, вечерня была короткой и главным в ней было внесение в богослужебное помещение светильника. За этим следовали благословение, чтение Священного Писания, короткая молитва и отпуст. Утреня же отделилась от агапы. В древности утреннее богослужение включало в себя две библейские песни: песнь Моисея и песнь трех отроков в печи огненной (из книги пророка Даниила). Пелись также некоторые псалмы и Великое славословие, которое мы поем и сегодня: «Слава в вышних Богу…». В последующие века чинопоследования вечерни и утрени расширялись, и появились часовые богослужения — часы, как мы их называем, 1й, 3й, 6й и 9й. — Почему часы именно так нумеруются? Каково содержание часовых богослужений и когда они совершаются в храме?

http://pravmir.ru/i-byil-vecher-i-byilo-...

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 8. Седмичный круг богослужения Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Напоминаю, что мы обсуждаем возможность самостоятельного совершения богослужебных последований. Раннее я упоминал, что богослужебные молитвословия зависят не только от времени суток, но и от того или иного дня седмицы. Сегодня мы поговорим о седмичном круге богослужения. Круг седмичного богослужения Значит, кроме неизменяемых (постоянно совершаемых) молитвословий суточного круга, в состав богослужения вводятся еще изменяемые молитвословия, находящиеся в связи с воспоминаниями, которые Церковь соединяет с каждым днем седмицы. Посмотрим, что это за воспоминания. В первый день (понедельник) прославляются бесплотные, ангельские силы, которые занимают в лике святых первое место. Вы спросите, а почему не Божия Матерь? Разве Она не честнее Херувимов и не славнее Серафимов? Славнее, поэтому она в богослужении прославляется ежедневно. Во второй день (вторник) прославляется величайший из всех рожденных женами Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. В третий день (среду) вспоминается предательство Иуды, отдавшего своего Господа и Учителя на смерть иудейских начальникам. Поэтому этот день, кроме некоторых периодов года, отмечается постом. В четвертый день (четверток) прославляются Апостолы Христовы и особо свят. Николай, архиепископ Мир Ликийских чудотворец. Обращаю внимание на четверг всех Николаев… Этот день в богослужебном отношении для них должен стать особым, как мне кажется… а вторник – для Иванов… В пятый день (пятницу) вспоминается распятие и крестная смерть Господа Иисуса Христа, почему этот день, подобно среде, отмечается постом. В день шестой (суббота), прославляются все святые, достигшие упокоения в Боге. По этой причине в этот день совершается поминовение усопших и молитва об их упокоении. Седьмым днем является воскресенье – день, когда Церковь вспоминает и торжественно прославляет Христово Воскресение, почему этот день и называется в обиходе воскресным. Правда, в церковном Уставе этот день называется «неделей», то есть днем, в который «не делают» … но не в смысле вообще ничего не делают, а не делают работу мирскую, ради стяжания земных благ. Напротив же, дела духовные (направленные на стяжание Царства Божия) в этот день требуется делать наиболее интенсивно, ибо согласно заповеди, мы должны шесть дней работать и делать [в них] всякие дела свои, а день седьмой посвящать Господу, Богу ( Исх.20:9-10 ). Как посвящать его Богу

http://azbyka.ru/video/08-sedmichnyj-kru...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010