Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Сусанна Вавилонская, прав. - житие Страдание святых преподобномучениц Архелаи, Феклы и Сусанны 6 июня по ст.ст./19 июня по н.ст. В изложении святителя Димитрия Ростовского Девство, побеждающее мир и укрощающее плотские страсти, не было известно матери всех Еве, ибо ей было сказано Богом: " в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое " (Быт.3:16). Девство же свободно от этого; оно не увядает от долгих лет, но всегда цветет и украшает жизнь девствующих; девственница - становится невестою Христовою и входит в небесный чертог своего Жениха. Этим честным и божественным даром, - чистым девством, - была украшена блаженная Архелая, которая уневестилась Христу и показала себя победительницей мира. Жила она в одном месте близ города Рима, в небольшом и неизвестном монастыре, какой мог быть в те тяжелые для христиан идолопоклоннические времена. Когда нечестивым царем Диоклетианом1 было воздвигнуто в Риме великое гонение на христиан, святая девица Архелая, спасаясь с двумя во Христе сестрами и сподвижницами своими, Феклой и Сусанной от преследования мучителей, оставила Рим и бежала в Кампанию2; все они переменили свои одежды на мужские, дабы никто не узнал, что они были девицами; тут невдалеке от города, называвшегося Нола3, поселились святые девственницы в глухом и пустом месте, дни и ночи проводя в усердных молитвах к Богу, упражняясь в разных богоугодных делах и врачуя болезни страждущих, так как за чистую и святую жизнь они сподобились благодати чудесного исцеления болезней. Лица у них были смиренные, кроткие и вместе с тем светлые, ибо они всегда радовались сердцем своим о Господе Иисусе Христе; во взоре их сияло целомудрие и святость. Одежды на них были волосяные, простые и грубые, и вид они имели - пустыннический и постнический. Волосы на головах их были острижены, как у мужчин, так что многие считали их за мужчин, а не за женщин. Мало-помалу к ним стали собираться окрестные люди то за исцелением, то за духовным наставлением, так как они, кроме дара врачевания, имели и способность богодухновенного учения; они врачевали не только тела, но и души человеческие, и многих от языческого нечестия обратили к вере Христовой; слава о них распространилась по всей стране.

http://pravicon.com/info-3460

Едва святая произнесла эти слова, как тотчас над ее головой воссиял свет и слышен был голос, говоривший: - Не бойся! Я с тобой. Игемон, видя святую невредимой от ярости скрежетал зубами. Вблизи того места находился большой камень, который едва могли сдвинуть с места несколько человек; игемон приказал поднять его и положить на мученицу, чтобы она была раздавлена камнем тем. Когда слуги приступили к исполнению приказания игемона, Ангел Господень, невидимо присутствующий со святой девой, быстро отодвинул камень в другую сторону, так что он раздавил слуг мучителя, святая же осталась живой и хвалила Бога, воспевая: - Благословен Ты, Господь Бог отцов наших, спасающий уповающих на Тебя! Народ, видя это, взывал: - Велик Бог христианский, - Которого сия девица исповедует! Игемон же сказал: - Что теперь делать с волшебницей этой? Все мучения она преодолевает; возьмите ее и выведите из города; вместе с ней возьмите и тех двух девиц, которые следуют за ней, и всех трех умертвите мечем. Воины тотчас взяли святых мучениц, связали им назад руки и повели за город. Когда все дошли до назначенного места, воины уже приготовились усечь честные главы святых мучениц; в это время они увидали Ангелов и испугались; Ангелы же святые, взирая на страдание мучениц, приготовились взять со славой мученические души. Воины, почувствовавши некоторым образом присутствие сих Ангелов, пришли в ужас, затрепетали и как бы забыли самих себя. Но святая Архелая, совершивши молитву Богу, сказала воинам: - Исполните то, что вам приказано. Воины ответили на это: - Не смеем, - госпожа, ибо страх объял нас. Тогда девы все вместе сказали им: - Если не исполните приказания, то не будете иметь части с нами. Воины, услышавши это, обнажили мечи и отсекли им головы12. Так три святые преподобномученицы, - Архелая, Фекла и Сусанна, чистые девы, совершили свой подвиг, вошли в чертог небесный и ныне с Ангелами предстоят Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Единому, в Троице славимому, Богу, Которому воссылается слава вечно. Аминь.

http://pravicon.com/info-3460

Дошла весть о святых девственницах и до начальника кампанийского, именем Леонтия, ибо для надзора за христианами воины были расположены во многих местах; о сих святых девицах они и сообщили начальнику. Сей последний приказал взять их и привести к нему в город Салерну4, где тогда судили и мучили христиан. Святые девицы были взяты и приведены на допрос в Салерну. Поняли они, что Господь Иисус Христос - их бессмертный и нетленный Жених, - призывает их к венцу мученичества, дабы приять их в небесный чертог Свой, украшенных не только девством, но и страдальческой кровью, как бы царской багряницей. Преисполненные великим дерзновением и надеждою на Бога, они без страха явились к мучителю и свободным голосом поведали ему всю истину о себе, - кто они и откуда; не скрыли они ни своей жизни, ни веры христианской, не скрыли того, что они - девственницы - обрученные Христу и обещавшие Ему сохранять себя в чистоте до самой кончины. Игемон Леонтий, взирая на них и видя, что блаженная дева Архелая старше прочих летами, более дерзновенна в разговоре, заметив также, что лицо ее было особенно благочестным, обратился к ней и сказал: - Послушай, Архелая! По какому праву ты созываешь к себе всяких людей, добрых и злых, и учишь их поклоняться Иисусу Назарянину, Который не мог спасти Себя Самого, когда Его мучили и тем более не может оказать помощи никому другому? Как ты осмеливаешься заниматься какими-то волшебными словами и прельщать людей; как дерзнула ты, покрываясь мужскими одеждами, показывать себя мужчиной, когда ты на самом деле скверная и вредная волшебница? Вероятно, ты и этих двух девиц научила волшебству; если я тебя не погублю сейчас, то ты всех неопытных женщин и мужчин обольстишь своим ложным учением. На это святая девица отвечала: - Силу и власть диавола я попираю силой Христовой; людей же я научила благому, - именно тому, чтоб они познали единого истинного Бога, сотворившего небо, землю, море и всё, что в них: исцеление же всем болящим подаются именем Господа моего Иисуса Христа, Единородного Сына Божия, посредством меня, Его рабы; я не притворяюсь мужчиной, ибо сейчас объявила себя девицей и рабой Христовой; а эти две сестры мои в Господе с юности воспитаны в вере Христовой.

http://pravicon.com/info-3460

И сказал игемон: - Всякий, кто не повинуется царскому приказанию, будет предан лютой смерти. Отвечала святая: - Мы имеем - Царя, - Господа нашего Иисуса Христа, ради Которого презрели мир и всё, что в нем; Его приказанию повинуемся и ожидаем милосердия от Того, Кто обладает небом и землей и всем прочим. Сказал игемон: - Наши боги всё содержат и всем владеют; имен у них много: Кронос5, Трисмегист6, Гермес7, Афродита8, Гера9, Афина10, Дий11, который выше всех. Вот эти силы Божии содержат и управляют всей вселенной. Отвечала дева: - Боги твои - слепые, и слепые поклоняются им и веруют в них. Игемон сказал: - Ваш Бог один и Он не в силах защитить Себя, ибо и на кресте был распят, и уксусом напоен был, и терновным венцом увенчан, и копьем прободен. Ответила на это святая: - Всё это Бог наш потерпел ради нашего спасения, дабы все верующие в Него не погибли, но имели жизнь вечную; твои же боги не видят, не слышат, не говорят, и потому ни себе, ни другим не могут помочь. После таких слов, игемон, разгневавшись, приказал отдать святую на съедение голодным львам, думая, что они сейчас же растерзают ее; но звери сделались кроткими, как овцы, и лежали у ног святой. Она же молилась Богу, говоря так: - Господи Боже, Отец, Сын и Дух Святой, сохранивший доселе тело мое чистым от всякой скверны! Как ныне Ты укротил зверей и дал мне силу победить игемона, более лютого, чем звери, так и всегда будь мне, рабе Твоей, непрестанным помощником. Игемон, увидав, что святая осталась невредимой от зверей, исполнился еще большей ярости и приказал воинам убить зверей, а святую мученицу вместе с подругами ее, связавши, заключить в темницу. Но в темнице святым мученицам явился Ангел Господень, осветивший их неописанным светом и сказавший: - Не бойтесь, девицы Христовы! Молитвы ваши дошли к Богу и вам уже приготовлены венцы на небе. Когда стражи увидели этот необычный свет в темнице, то в страхе и ужасе говорили: - Действительно, Бог, Которого исповедуют эти девицы, есть Бог истинный. Утром игемон сказал слугам:

http://pravicon.com/info-3460

В александрийском кодексе и московском издании перевода LXX дополнение помещается после Псалтири в «Песнях» (9-я и 10-я песни). В ватиканском кодексе и других греческих рукописях оно находится в 3-й главе книги пророка Даниила, что, без сомнения, более естественно. Ссылок на молитву и песнь нет у Иосифа Флавия, в кумранских рукописях и в переводе Акилы. Ориген , свт. Афанасий Александрийский и свт. Кирилл Иерусалимский отстаивали подлинность дополнения. Блж. Иероним включил молитву и песнь в свой перевод Библии, но отметил, что они отсутствуют в еврейском тексте. Многие святые отцы толковали этот раздел и ставили отроков как пример мученичества и молитвы. На русском языке отдельного исследования молитвы нет. Краткие обзоры есть в общих трудах на книгу пророка Даниила 189 . 2.5.1.6. Использование в богослужении . На основании Песни трёх отроков составлены 7-я и 8-я песни канона. В великом посту, когда в соответствии с триодью библейские песни читаются полностью, она произносится на каноне. На вечерне великой субботы, соединенной с литургией Василия Великого , история трёх отроков читается в качестве заключительной (пятнадцатой) паремии, а их песнь читается с припевами чтецом и молящимися (или хором от их лица) 190 . 2.5.2. Сусанна ( Σουσννα ). Эта история также называется «Суд Даниила» (Δικρισις Δανιλ). В древнегреческих переводах она является своеобразным прологом и находится перед Дан.1:1 . В церковнославянском и русском переводах это 13-я глава, и расположена она после канонической части. Этот эпизод, наряду с историей о Ваале и драконе, можно назвать «двумя самыми ранними детективами» 191 . 2.5.2.1. Содержание . Сусанна ( [Шошанна] «Лилия») была красивой и благочестивой женой Иоакима, который жил в Вавилоне в первые годы вавилонского плена. У него был прекрасный сад, в котором собирались изгнанники ( Дан.13:1–4 ). Среди них было два старца-судьи, которые, хотя и пользовались большим уважением, но испытывали похотливые желания к Сусанне. Однажды, встретившись в парке, они поделились друг с другом своей нечистой страстью к этой женщине и решили воспользоваться первой же возможностью подстеречь её одну в парке и овладеть ( Дан.13:5–15 ). У них почти всё получилось, но Сусанна сопротивлялась, несмотря на угрозы ( Дан.13:22–26 ). Сусанна отвечала им: «Лучше для меня не сделать этого и впасть в руки ваши, нежели согрешить пред Господом» ( Дан.13:23 ). Тогда старейшины обвинили её в прелюбодеянии, и Сусанна была приговорена к смерти ( Дан.13:27–41 ). По дороге на казнь Даниил («Судья Божий») останавливает расправу и с помощью перекрестного допроса двух старейшин показывает, что Сусанна невиновна ( Дан.13:45–60 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Мы находим фигуру Даниила со львами часто возле надгробных надписей, несколько реже – на колечных камнях и глиняных лампах. Хотя ее нельзя указать в мозаиках древних церквей, она долго была любимым религиозным сюжетом христиан, в средние века; так, например, чрезвычайно грубое изображение Даниила в львином рве, видишь на некоторых поясных бляхах воинов, эпохи Меровингов, открытых в гробницах Швейцарии, Савойи и Бургундии; иногда, эта сцена представлена довольно подробно и пополнена ангелом и Аввакумом 508 . Очень редко, христианские художники изображали Даниила в другом эпизоде его жизни, именно, когда он отравляет дракона ( Дан. 14 ); так, например, в барельефе одного римского саркофага, пророк, одетый в тунику и паллиум, стоит перед жертвенником, на котором пылает огонь, и подает, обвивающемуся вокруг дерева, змею – ком из смолы, жира и волос, как сказано в тексте Библии. Сцена эта исполнена в очень хорошем стиле и очень напоминает, обвивающегося кругом дерева, змея, перед которым совершается на алтаре возлияние вина, изображение, встречающееся на обороте одной из медалей императора Коммода. Тот же сюжет представлен, с некоторыми изменениями, на других христианских саркофагах северной Италии и южной Франции. На дне стеклянной 509 чаши с золотыми фигурами, конца IV-ro или начала V-ro ст., пророк в этой сцене, поворачивается к молодому человеку, вероятно, Спасителю, Который стоит позади его и, как бы, дает Даниилу силу совершить чудо. Намерение выразить победу Христа над змеем искусителем, виновником грехопадения, проявляется в этом сочинении. Сусанна, о которой также говорится в кииге пророка Даниила ( Дан. 13 ), неправильно обвиненная преступными старцами, изображалась верующими, как христианская община, оклеветанная ее врагами и гонителями. – В одной фреске из катакомбы Претекстаты, Сусанна, как свидетельствует надпись, является овечкой, с ожерельем вокруг шеи 510 , а два старца – волками, которые приближаются к ней с каждой стороны, смотря на нее хищными глазами. – В барельефах саркофагов, Сусанна стоит между своими клеветниками, в положении молящейся, с поднятыми руками, напоминая фигуры Orante катакомб, которые, как мы уже видели, иногда символически, представляли собрание верующих, т. е. церковь . В стенописи, находящейся в подземном кладбище Марцеллина и Петра 511 , Сусанна молится, поднимая руки; направо и налево от нее изображено по дереву; старейшины, имея вид молодых людей, подкрадываются к ней. X.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 359-ом году сын Нонны, Григорий, закончил свое обучение, вернулся на родину и принял крещение от своего отца. Через два года отец посвятил молодого Григория в священники. А через несколько лет Григорий стал Константинопольским патриархом. Он был одним из самых проницательных и глубоких духовных писателей, за что получил почетное имя Богослова. Под конец своей жизни святая Нонна много потрудилась для Церкви. Ее праведная кончина наступила в 374 г. О благочестии святой Нонны можно судить по тому, что пятеро членов ее семьи (включая ее) причислены Церковью к лику святых. Мученица Сусанна 24 авг. (11 авг. по церк.кал.) Святая Сусанна была единственной дочерью римского пресвитера Гавания, родственника императора Диоклетиана (284–305 гг.). Воспитанная в духе христианской веры и в правилах благочестия, она изучила различные науки и считалась очень образованной и умной девицей. При своей внешней красоте она отличалась строгим целомудрием, твердой верой и горячей любовью ко Христу. Ради всецелого служения Богу целомудренная Сусанна отказалась от предложенного Диоклетианом супружества с Галерием (впоследствии императором) и пожелала остаться девой, подражая Деве Марии. Диоклетиан, чтобы склонить ее на брак, повелел поселить ее в своем дворце и поручил своей супруге, царице Сирене, убедить ее выйти замуж. Но царица была сама тайной христианкой и радовалась твердой решимости Сусанны. Узнав от царицы о непоколебимости Сусанны, Диоклетиан дал своему сыну Максимиану разрешение обесчестить Сусанну, для чего повелел отвести ее в дом ее отца. Явившись ночью к Сусанне, Максимиан застал ее молящейся Богу. Исполненный нечистого желания, он хотел было подойти к ней, но, увидев над ней ангела в ярком сиянии, со страхом убежал во дворец и рассказал о виденном Диоклетиану. Посланный Диоклетианом жестокий мучитель христиан, именем Македоний, тоже не смог склонить ее поклониться идолу. Тогда он без пощады начал избивать палками мученицу. Святая Сусанна оставалась непреклонной. Извещенный об этом Диоклетиан приказал бесчеловечному Македонию усечь мечем святую деву в ее родительском доме. Мужество и непоколебимая вера Сусанны поразили ее родственников – сановника Клавдия, жену его Препедингу, сыновей их Александра и Куфия, а также брата Клавдия Максима, и они приняли крещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Разделы портала «Азбука веры» священника Константина Пархоменко Сусанна и старцы  Неизвестный художник 17-го века. Сусанна и старцы. История, изображенная на этой картине, столь замечательна, что я не могу ее не привести. Это 13я глава библейской книги пророка Даниила. При многих иных интересных особенностях этого рассказа, в нем есть указание на современные нам методы… следствия. Не поленитесь, перечитайте — и, уверяю, не пожалеете. «В Вавилоне жил муж, по имени Иоаким. И взял он жену, по имени Сусанн, дочь Хелкия, очень красивую и богобоязненную. Родители ее были праведные и научили дочь свою закону Моисееву. Иоаким был очень богат, и был у него сад близ дома его; и сходились к нему Иудеи, потому что он был почетнейший из всех. И были поставлены два старца из народа судьями в том году, о которых Господь сказал, что беззаконие вышло из Вавилона от старейшин-судей, которые казались управляющими народом. Они постоянно бывали в доме Иоакима, и к ним приходили все, имевшие спорные дела. Когда народ уходил около полудня, Сусанна входила в сад своего мужа для прогулки. И видели ее оба старейшины всякий день приходящую и прогуливающуюся, и в них родилась похоть к ней, и извратили ум свой, и уклонили глаза свои, чтобы не смотреть на небо и не вспоминать о праведных судах. Оба они были уязвлены похотью к ней, но не открывали друг другу боли своей, потому что стыдились объявить о вожделении своем, что хотели совокупиться с нею. И они прилежно сторожили каждый день, чтобы видеть ее, и говорили друг другу: “[пойдем] домой, потому что час обеда”, — и, выйдя, расходились друг от друга, и, возвратившись, приходили на то же самое место, и когда допытывались друг у друга о причине того, признались в похоти своей, и тогда вместе назначили время, когда могли бы найти ее одну. И было, когда они выжидали удобного дня, Сусанна вошла, как вчера и третьего дня, с двумя только служанками и захотела мыться в саду, потому что было жарко. И не было там никого, кроме двух старейшин, которые спрятались и сторожили ее.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/palomn...

Конечно, не всякий может похвалиться, что он имел в жизни такого друга, каким была для маркизы Рогнеда Романовна, но маркиза была еще счастливее. Ей казалось, что у нее очень много людей, которые ее нежно любят и готовы за нею на край света. Положим, что маркиза в этом случае очень сильно ошибалась, но тем не менее она все-таки была очень счастлива, заблуждаясь таким приятным образом. Это сильно поддерживало ее духовные силы и давало ей то, что в Москве называется «форсом». У маркизы был сын Орест, который долго назывался «Оничкой», дочь Антонина, девица взрослая, дочь Сусанна, девица на возрасте, и сын Вениамин, молодой человек еще в самой зеленой поре. Маркиза относилась к своему Вениамину совсем не так, как относился к своему Вениамину патриарх Иаков . Она боготворила Оничку. Одни уверяли, что это идолослужение Оничке основано на том якобы, что известная Ленорман , посмотрев на этого мальчика, закричала: «Vicomte! — Marquis! — Ministre! — Poète! — Homme célèbre»; другие же просто говорили, что маркиза любила Оничку более всех потому, что он был ее первенец, и этому можно верить, потому что родительская нежность маркизы к Оничке нимало не пострадала даже после того, когда московский пророк Иван Яковлевич назвал его «ослицей вааловой» . Дочерей маркиза тоже любила не ровно. Антонина пользовалась у нее несравненно большим фавором, чем Сусанна, и зато Антонина любила свою мать на маковое зерно более, чем Сусанна, которая не любила ее вовсе. Сусанна росла недовольною Коринной у одной своей тетки, а Вениамин, обличавший в своем характере некоторую весьма раннюю нетерпимость, получал от родительницы каждое первое число по двадцати рублей и жил с некоторыми военными людьми в одном казенном заведении. Он оттуда каким-то образом умел приходить на университетские лекции, но к матери являлся только раз в месяц. Да, впрочем, и сама мать стеснялась его посещениями. — Он как-то огрубел и опустился, — говорила Рогнеда Романовна болтливым людям, удивлявшимся, что у маркизы никогда не видно ее Вениамина.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Дмитриев Михаил Владимирович (МГУ им. М. В. Ломоносова). Универсализм в памятниках русской исторической мысли XV - начала XVI вв.: имперский? церковно-христианский? иной? Акопян Ованес Львович (Гарвардский университет). От «трех Римов» Софьи Палеолог к «трем Римам» Максима Г река, или Еще раз о рецепции гуманизма на Руси Белякова Елена Владимировна (ИРИ РАН). Византийское наследие и проблема дегуманизации православия в «Третьем Риме» Филюшкин Александр Ильич (СПбГУ). Что Русь XV-XVI вв. усвоила из античных исторических образцов и политических идей? 12:15-14:15 Москва в водовороте идей и метафор (продолжение) Модераторы: Марк Аркадьевич Юсим, Павел Владимирович Лукин Носов Артем Владимирович (МГУ им. М. В. Ломоносова, Архив РАН). Служба свт. Григорию Паламе и его сочинения на Руси в XV-XVI вв. Ульянов Олег Германович (ВШК, Москва). Византийские интеллектуалы и их влияние на рецепцию Translatio Imperii при дворе государя Ивана III Щеглов Андрей Джолинардович (ИВИ РАН). Концепция «Уппсала - третий Иерусалим» и рассуждения о величии и исторической миссии Швеции в «Хронике Готского королевства» (XV в.) 15:15-16:45 Женщины, власть и политические союзы Модераторы: Татьяна Викторовна Кущ, Сусанна Карленовна Цатурова Близнюк Светлана Владимировна (МГУ им. М.В. Ломоносова). Королева Кипра Елена Палеолог и ее контакты с венецианским гуманистом Леонардо Джустиниани Лукин Павел Владимирович (ИРИ РАН). Женские образы и присоединение Новгорода к Москве Назаров Владислав Дмитриевич (ИВИ РАН). Две Марии и одна Софья: о политической роли великих княгинь в России во второй трети XV века 17:00-18:30 Женщины, власть и политические союзы (продолжение) Модераторы: Татьяна Викторовна Кущ, Сусанна Карленовна Цатурова Полехов Сергей Владимирович (РАНХиГС, Москва). Два московско-литовских династических брака: Софья Витовтовна и Елена Ивановна Цатурова Сусанна Карленовна (ИВИ РАН). Анна Бургундская герцогиня Бедфорд и союз корон Франции и Англии Белоруссова Татьяна Евгеньевна (Уральский федеральный университет). Матримониальные связи византийских деспотов Мореи в первой половине XV в. в контексте греколатинских взаимоотношений на Пелопоннесе

http://ruskline.ru/anonsy/2022/10/12/v_m...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010