ЗАПАДНЫЕ ЭКЗЕГЕТЫ ПЕРВЫХ ЧЕТЫРЕХ ВЕКОВ Западные отцы того времени в большей или меньшей степени следовали методам восточных экзегетов и находились в большой зависимости от них самих и их методологии. Тертуллиан 86 , наряду со св. Августином – величайший богослов Африки, доказывает в произведении Против иудеев ( Adversus Judaeos ), что старый Израиль отстранился от Спасителя, потерял благодать ( χρις) и не в состоянии найти духовный смысл Ветхого Завета. Ветхий Завет требует духовного толкования, так как духовный смысл – единственно правильный смысл. [Св.] Ипполит Римский 87 был современником Оригена , и его влияние на Западе оставалось громадным вплоть до средневековых мистиков. В экзегезе он использовал и типологический, и аллегорический методы, которые в это время были распространены на Востоке, где, судя по всему, он и получил образование. Из ветхозаветных книг он толковал Книгу пророка Даниила, Песнь Песней; в произведении О благословениях Исаака, Иакова и Моисея он применял типологию, а в Истории Давида и Голиафа и в Проповедях на псалмы дополнил типологический смысл аллегорическим. В толковании на Книгу пророка Даниила под четырьмя царствами он подразумевает вавилонское, персидское, греческое и римское, а в Песне Песней понимает, вслед за Оригеном , под женихом – Христа, а под невестой – Церковь . Иногда он называет и душу невестой Христовой, полной любви. Этим методом пользовался св. Амвросий Медиоланский 88 . (Толкование Книги пророка Даниила сохранилось в старославянском переводе.) Толкуя притчу о Сусанне, под Сусанной он понимает прообраз пречистой невесты Христовой – Церкви, которую преследуют два народа: евреи и язычники; Сусанна – «образ» Церкви, а ее муж Иоаким – Христа, сад около ее дома – это общность святых ( κοινονα γων), посаженная, как деревья, посреди Церкви, город Вавилон представляет собой целый мир, а два старца – обрезанных евреев и безбожников, преследующих Церковь . Св. Амвросий Медиоланский в экзегезе следует Оригену и св. Василию, в догматике – [св.] Афанасию Великому , Дидиму Слепцу и [св.] Григорию Богослову , а в катехетике – [св.] Кириллу Иерусалимскому . Он всему дает символическую окраску. Экзегезой он занимался в проповедях на Шестоднев, а также на другие главы Книги Бытия и псалмы (PL 14) 89 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

В заключительных стихах крест обретает не привычные четыре, а шесть измерений, как образ полноты бытия. На память здесь приходит «Крест Пресвятой Троицы» и шестиконечные кресты Антонио Гауди. Древнейшие изображения креста Хризма До появления первых изображений распятия крест изображали в виде первой или первых двух букв слова «Христос». Кстати, уже в древности обращали внимание на схожесть графического написания буквы «Х» с Андреевским крестом. Этот символ получил название «хризма». Само это слово означает «помазание» и тем самым отсылает к главному значению слова Христос – Помазанник. Этот знак также напоминает собой шестиконечный крест, «космический» крест, указывающий на шесть сторон света, о чем подробно пишет Климент Александрийский (Строматы. V, VI, 34). Эту же тему мы видели в одах Соломона. Изображения креста в катакомбах Иногда в катакомбах можно видеть своего рода граффити с изображением креста. Например, в катакомбах Присциллы (III bek) есть изображение креста и якоря между двумя рыбами… Другой замечательный образ – плуг. Ириней Лионский описывает действие креста, сравнивая его с тем, как плуг «очищает дикую землю» (Против ересей, IV, 34, 4). Этот символ восходит к пророчеству Исайи (2:3–4), который был одним из ключевых текстов тестимоний. А в «Одах Соломона» крест сравнивается с колесом, которое «вырывает, отсекает, корчует» (53:12). Оранта, образ спасения, евхаристическая фигура Распятого-Воскресшего В древности Христа нередко изображали в виде аллегорических образов, заимствованных из античного искусства. Наряду с этим предшественником привычных для нас распятий можно считать изображение человека воскресшего, человека в вертикальном положении, в позе «оранта». Этот образ заимствован из иудейской книжности. Человек, обращенный к небу с воздетыми руками, воспринимался первыми христианами как символ креста. Помимо внешнего жеста молитвы здесь присутствует внутренний образ человека, который вышел живым и невредимым из горнила смерти. Это икона спасения. Даниил во рву львином, три вавилонских отрока в огненной печи, Ной в ковчеге посреди губительных вод потопа. Во всех этих случаях смертоносные стихии – вода, огонь, хищные звери – говорят о близости смерти. Но праведник и в смерти пребывает под покровом Бога. Другой замечательный образ – Сусанна, оставшаяся в живых, несмотря на вынесенный ей старейшинами смертный приговор.

http://blog.predanie.ru/article/krest-ka...

И. упоминается в «Хронике» ( Hipp. Chron. 719) и в списке священников как сын Хескии, к-рый в 18-й год правления Иосии нашел в храме книгу закона (673-674) (Ibid. 675-680). В комментарии на Книгу прор. Даниила сказано, что Сусанна, жена Иоакима (Дан 13. 2), названа дочерью священника Хелкии, тогда И. можно считать ее братом. Со всеми пленниками он идет в Египет, живет и проповедует в Тафнисе, побит камнями иудеями ( Hipp. In Dan. I 12. 8; ср.: Clem. Alex. Strom. I 120. 2-3, здесь же отмечается, что современником И. был прор. «Амбакум» - 122. 4). Раввины рассматривали И. прежде всего как пророка, возвещавшего о Суде (Вавилонский Талмуд, Берахот. 57б; Wolff. 1976. S. 10). В то же время они не забывали традиц. образ И., известный уже из Маккавейских книг,- пророка - утешителя и молитвенника за народ. И. часто сравнивается с Моисеем ( Ginzberg L. The Legends of the Jews. Phil., 1939. Vol. 6. P. 386). В последние дни И. вместе с Илией возьмет землю обетованную для народа Израиля (Ibid. P. 341). Иерусалим мог быть разрушен только после того, как И. оставил город, он ограждал его молитвами как каменной стеной (Ibid. P. 393). И. иногда причисляется к библейским праведникам, к-рые живыми были взяты на небеса (Ibid. P. 400, 412), но в текстах сообщается о смерти и даже о мученичестве пророка в Египте, Палестине и Вавилоне. Иудейские легенды о рождении, юности, призвании и служении пророка во многом противоречивы ( Rothoff A. Jeremiah//EJud. Vol. 9. P. 1359-1360). Места, связанные с именем И. Наиболее достоверным, по мнению исследователей, является упоминание о том, что иудеи побили камнями И. и он был похоронен в доме фараона в г. Тафнисе (LXX: Τφναι; в наст. время от города остался курган в окрестностях Телль-эль-Фарамы, близ Порт-Саида) ( Jeremias. 1958. S. 108, 111). Иоанн Мосх сообщает о захоронении останков И. в Тетрапиле, на пересечении 2 основных дорог Александрии ( Ioan. Mosch. Prat. spirit.//PG. 87. Col. 2929). В позднем иудейском предании гроб некоего Иеремии в окрестностях г.

http://pravenc.ru/text/293630.html

Двигаясь по пути доктринального сближения с др. Церквами, К. принял решение о том, чтобы из копт. канона библейского был исключен ряд второканонических книг: Книга Товита, Книга Иудифи, дополнения к Книге Есфири, Книга премудрости Соломона, Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, Послание Иеремии, Книга прор. Варуха, дополнения к Книге прор. Даниила (3 отрока в пещи Вавилонской; Сусанна и старцы) и Маккавейские книги. В то же время К. всеми силами противостоял распространению в коптской общине католич. и протестант. влияния; отклонял предложения о защите коптов со стороны держав, боровшихся за гегемонию на Ближ. Востоке. К. принимал активное участие в политической жизни, был включен правителем Египта хедивом Исмаилом (1863-1879) в состав Совещательного собрания депутатов - 1-го представительного учреждения страны. В период егип. восстания 1881-1882 гг. К. поддержал Ораби-пашу, подписав в числе ряда политических и духовных лидеров постановление нового правительства об отрешении от власти хедива Тауфика (1879-1892). После поражения восстания, брит. оккупации Египта и возвращения хедива патриарх попал в опалу. В нач. 1911 г., опасаясь роста антихристианских настроений в Египте, он выступил против созыва Конгресса коптов в Асьюте, солидаризировавшись тем самым с позицией английских оккупационных властей. К. безоговорочно принял егип. революцию 1919 г. и благословил паству на борьбу за независимость Египта и единство долины Нила. До конца жизни патриарх сохранял дружеские связи с лидером егип. национально-освободительного движения С. Заглулем. В международных вопросах К. также продолжал политику Кирилла IV, важнейшим вектором к-рой было развитие отношений с Эфиопией. Еще в 1874 г. эфиоп. имп. Иоанн IV при посредничестве российского посла в К-поле убедил османское правительство обратиться к хедиву с требованием ускорить избрание нового патриарха, к-рым стал К. В 1881 г. по просьбе императора К. назначил в Эфиопию 4 архиереев из числа коптов (до этого в стране находился только 1 архиерей - копт. митрополит). В 1904 и 1909 гг. патриарх совершил пастырские визиты в Судан, учредив там Хартумскую епархию. К. поддерживал хорошие отношения как с егип. хедивом и тур. султаном, так и с эфиоп. и российскими императорами; все они наградили его гос. орденами.

http://pravenc.ru/text/1840423.html

древом во главу язвен 4903 , живота лишенны. С. Иуды Фаддея Иуда Леввей 4904 , и Фаддей реченны, свидетель Христов, в ребра прободенны. С. Симона Симон апостол истинне учаше Христовой, за Нь же трен пилою бяше. С. Матфия Матфий апостол, вместо Иуды избранный, в Ефиопии сечен, взя венец желанный 4905 . Подписание 4906 образов о Сусанне Скверна 4907 похоть Сусанну чисту 4908 искушает старцы, она же ложа верность соблюдает. 2 Ложными клеветами чистая Сусанна неправым судиею на смерть бе сказанна. 3 Неповинная скверне на смерть проводися. но мудрым Даниилом смерти свободися. 4 Лжепослуси каменми сами побиени 4909 , в ров, иже ископаша, старцы 4910 вовержени 4911 . О 4912 5 хлебех и 2 рыбех 4913 Бог Слово, прежде век сый, изволи плоть быти и неизреченная чюдеса творити. Взем пять хлеб и две рыбе, народом даяше, тех же пять тысящь разве жен и чад питаше. Десять со двема кошниц укрухов остаху, апостол и святии тыя сами взяху. О 4914 богатом и о Лазаре 4915 Богачь на сласти чрево разрешает, тебе, Лазаре, нища презирает. Пси язвы лижут, чюдно 4916 глаголати, ведят пси в любви люди превыжшати. 2 Смерть лютая нить жизни внезап пресецает 4917 , все излишество страстей напрасно кончает. Хищают душу беси в езера огненна, яко живе во сластех 4918 мерзких погруженна. 3 Нищий Лазарь смертию болезни кончает, в места злачна и светла воводим бывает 4919 . Молит о каплю воды, и та возбранися. весь богачь в снедь огневи вечно присудися. Из 4920 книги Даниила пророка 4921 Избра пленныя дети царь и дал учити, да бы в пособство царству его могли быти. 2 Муж желаний Даниил сон царев являет и будущая царству его провещает. 3 Златый образ народом всем ся почитает, муж желаний Даниил ему ся ругает. 4 Пируя царь с своими, повнегда упися, рука, суд пишущая на стене, явися. 5 От сна четыри 4922 царства будуща вещает и их непостоянство, и силы являет. 6 Змий Вавилонский пищи 4923 силою убися. тем же, яко не бог бе. народно явися. 4924 Иосифе 4925 Зло дело братов худа ненависть являет, Иосиф добротою веры побеждает,

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

– Третий бе на коня враном, и имяше в руце своей мерило, и продаяше меру пшеницы за динар един, и ячменя меры три за той же. – Четвертый ездец бе седящ на коня бледом, ему же имя смерть, и имяше последующа себе ада. Страшни два ездцы – первый оружием, но последний страшнейший есть: аще оружия имети не поминается, ибо всяческая орудия и вещи его суть оружия, ихже не носит с собою, яко везде имать готова. – К, тому яко и несытный ад со отверстыми челюстьми своими абие ему последует, сего вселютого ратника аще кому внезапу случится созерцати, не есть леть без устрашения, без трепета и кроме побледнения быти: и ко пределу живота притекшу невозможно есть не возгласити, яко Сусанна ( Дан.13 ): тесно ми от всюду; Валтасар царь вавилонский токмо персты, пишущая на стене изречение на него смерти, узре; толико ужасеся, яко же всему смутитися. Глаголет бо писание 5): тогда царя зрак (на полях: «образ») изменися и размышленья его смущаху его и соузы чрезла его расслабляйся и колена сосражахуся. – Иисус Сирахов и сямую память смерти горну быта повествует (Иис. Сирах. гл. 41), восклицая сице: о смерте! яко горка твоя есть память человеку мирствующу во имениях своих (на полях «его»). – Агаг царь амаликов не увиде меча в руку Самойла пророка и прииде к нему трепеща и ( 1Цар.15 ) глаголя: аще тако горка смерть? Аще толико сама память смерти горна есть; аще токмо три персты назии суд смертен пишущий толико страшна суть, колми паче сама смерть всеоружная, ни кимже победимая, ад служащ себе имущия, – страшна есть и горка, ею же страха неустрашитися желаяй и горестию не повредитися хотяй, да тщатся прежде смерти смерть видети и знати, прежде горести язвенные, горести памятней приобычен быти и прежде адова поглощеная – во ад мыслью своею низходити; тако бо смерть, яко и лютый лев множицею видевшим и не страшен, и горесть приобыкшим в ней сладка, и ад не поглотит по смерти низходившаго к нему в жизни. Страшна смерть на бледем вони еждения деющая, и того ради умирающий бледеют вси убо плотию, но не вси бледеют душею: ибо праведницы тогда процветати начинают душами, егда побледше телом истлевают.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Стараясь придать всему делу возможно большую торжественность, они сказали народу, чтобы послали за Сусанною, женою Иоакима, и привели к ним, так как у них имеется великое обвинение против нее. Сусанна пришла, а вместе с ней ее родители, дети ее и все родственники ее. «Она была очень нежна и красива лицом, и эти беззаконники приказали открыть лицо ее, так как оно было закрыто, чтобы насытиться красотою ее. Родственники и все, которые смотрели на нее, плакали». Оба старейшины, вставь посреди народа, положили руку на голову ее, она же в слезах смотрела на небо, так как сердце ее уповало на Господа. Затем старейшины публично высказали обвинение против нее. «Когда мы», – говорили они, – «ходили по саду одни, вошла эта с двумя служанками, и затворила двери сада, и отослала служанок. И пришел к ней юноша, который скрывался там, и лег с нею. Мы, находясь в углу сада и видя такое беззаконие, побежали на них и увидели их совокупляющимися; и того не могли удержать, потому что он был сильнее нас, и отворивши двери, выскочил. Но эту мы схватили и допрашивали: кто был этот юноша? Но она не захотела объявить нам; об этом мы свидетельствуем», – закончили они свое нагло-лживое обвинение ( Дан. 13:36–40 ). Обвинение было страшное, особенно для замужней женщины, и, по закону Моисееву, преступница подлежала смертной казни. Положение судей-старцев было так почетно и голос их пользовался таким доверием, что все собрание поверило им и состоялось определение, по которому Сусанна была осуждена на смерть. Услышав о состоявшемся приговоре, Сусанна возопила громким голосом и обратилась к единственной надежде, именно к правосудно Божии. «Боже вечный», – воскликнула она, – «ведающий сокровенное и знающий все, прежде бытия его! Ты знаешь, что они ложно свидетельствовали против меня, и вот я умираю, не сделав ничего, что эти люди злостно выдумали на меня». И Господь услышал ее молитву. Когда Сусанна уже ведена была на смерть, при вопле окружающих ее родственников и при необычайном горе ее мужа Иоакима, который, вместе с горем, нес на себе и позор своей жены, вдруг из среды народа выдвинулся молодой юноша, по имени Даниил, и он громким голосом закричал: «чист я от крови ее».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

В то время Иудеи, находившиеся в плену Вавилонском, имели двух старцев — судей, избранных разбирать случающиеся между ними распри. В определенные дни старцы эти собирались в дом некоего знатного и богатого мужа Иоакима и там разбирали распри среди народа Иудейского. У Иоакима была жена, по имени Сусанна, дочь Хелкия, — очень красивая и богобоязненная. Родители ее были люди праведные и воспитали дочь свою во всех правилах закона Моисеева. Старцы же те были люди беззаконные: под видом суда они творили неправду, так что исполнилось на них слово Писания: «беззаконие вышло из Вавилона от старейшин-судей» (Дан.13:5). Эти-то старцы видели Сусанну, ежедневно входящую в сад мужа своего и выходящую оттуда, и в них родилась похоть к ней. И извратили они ум свой и уклонили глаза свои, чтобы не смотреть на небо и не вспоминать о праведных судах; однако не открывали друг другу о страсти своей, так как стыдились в том признаться. Каждый из них искал удобного времени, для удовлетворения своей страсти. И они прилежно сторожили каждый день, чтобы видеть Сусанну, и говорили друг другу: — Пойдем домой, потому что — час обеда, — и вышедши расходились друг от друга, но возвратившись, снова приходили на то же самое место и, когда допытывались друг у друга о причине того, признались в похоти своей. Тогда они вместе назначили время, когда бы могли найти ее одну. Однажды, когда они выжидали удобного дня, Сусанна вошла, как всегда, с двумя только служанками и захотела мыться в саду, потому что было жарко. И не было там никого, кроме двух старцев, которые спрятались и сторожили ее. Сусанна сказала служанкам: — Принесите мне масла и мыла и заприте двери сада, чтобы мне помыться. Они так и сделали, как она сказала: заперли двери сада и вышли боковыми дверями, чтобы принести, что приказано было им, и не видали старцев, потому что они спрятались. И вот, когда служанки вышли, встали оба старца, и приблизились к Сусанне и сказали: — Вот двери сада заперты и никто нас не видит, а мы имеем похотение к тебе. Поэтому согласись с нами и побудь с нами. Если же не так, то мы будем свидетельствовать против тебя, что с тобою был юноша и ты поэтому отослала от себя служанок твоих.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

И вот однажды, когда похотливые судьи выжидали удобного дня, Сусанна по обыкновенно вошла в сад с двумя только служанками, и так как было очень жарко, то захотела искупаться в саду. В полной уверенности, что в саду нет никого из посторонних, она сказала своим служанкам, чтобы они принесли ей масло и мыло, заперли двери сада и оставили ее помыться. Они так и сделали, как она сказала, заперли двери сада, вышли боковыми дверями чтобы принести, что приказано было им. Сусанна, получив от служанок все, что ей нужно было, спокойно разделась и начала мыться, и конечно не подозревала, что в соседних кустах, разжигаемые похотью, сидели два старца-судьи. Увидев ее теперь обнаженною и одинокою, оба они не могли побороть своих преступных страстей, встали, подбежали к ней и сказали: «вот, двери сада заперты, и никто нас не видит, и мы имеем похотение к тебе. Поэтому согласись с нами, и побудь с нами. Если же не так, то мы будем свидетельствовать против тебя, что с тобою был юноша, в ты поэтому отослала от себя служанок твоих». Крайне испуганная этим, Сусанна застонала, и увидев себя в столь неприятном положении, сказала: «тесно мне отовсюду. Ибо если я сделаю это, смерть мне; а если не сделаю, то не избегну от рук ваших. Лучше для меня не сделать этого и впасть в руки ваши, нежели согрешить пред Господом». Затем она, собрав все свои силы, закричала громким голосом. Но старейшины, увидев, что она не соглашается удовлетворить их гнусной страсти, в свою очередь закричали еще громче ее, и стали показывать вид, как будто они поймали ее в преступлении с поличным. Один из них побежал и отворил двери сада. Когда находившиеся в доме услышали крик в саду, прибежали боковыми дверями, чтобы видеть, что случилось с госпожою дома и, к изумлению, услышали, как старейшины передавали о том, что они застали их госпожу в прелюбодеянии. Слуги Сусанны чрезвычайно смутились, так как никогда ничего такого о Сусанне не слышали раньше. На другой день собрался народ к Иоакиму, в дом которого пришли и оба старейшины, «полные беззаконного умысла против Сусанны, чтобы предать ее смерти».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

е., я не согласен на её несправедливое обвинение) 940 . Народ с удивлением обратился к нему: «что это за слово, которое ты сказал?» Тогда пророк, ставши посреди, с укором произнес: «так ли вы неразумны, сыны Израиля, что, не исследовавши и не узнавши истины, осудили дочь Израиля? Возвратитесь в суд, ибо эти ложно против нее засвидетельствовали». Вероятно, слова пророка-юноши были проникнуты глубоким воодушевлением, в голосе его звучало сильное пророческое обличение, – потому что народ был изумлен и поражен и потребовал нового пересмотра дела. Все возвратились назад в суд; с ними пошел и пророк Даниил; некоторые же старейшины, видя в нем необычайно сильный, просвещенный свыше ум и чувствуя его громадную нравственную силу, предложили ему сесть рядом с ними и принять деятельное участие в судопроизводстве. Впрочем, при этом пересмотре дела пророку Даниилу принадлежала главная, если только не единственная, активная роль. Так как цель нового судопроизводства состояла в оправдании Сусанны, то нужно было доказать, что старцы-судьи возвели на нее ложное обвинение; и потому теперь подсудимою является не Сусанна, а оба эти судьи. Пророк велел отвести их подальше друг от друга, чтобы не дать им возможности сговориться; потом призвал одного из них и сказал ему: «состарившийся в злых днях! ныне обнаружились грехи твои, которые ты делал прежде, производя суды неправедные, осуждая невинных и оправдывая виновных, тогда как Господь говорит: невинного и правого не умерщвляй 941 . Итак, если ты сию видел, скажи, под каким деревом видел ты их разговаривающими друг с другом?» Вероятно, допрашиваемый несколько смутился при таком неожиданном для него вопросе; но, надеясь, конечно, извернуться, отвечал: «под мастиковым деревом» 942 . Пророк, обличая его, сказал: «точно, солгал ты на твою голову; ибо вот, ангел Божий, приняв решение от Бога, рассечет тебя пополам». Отославши первого старца, он велел привести другого, к которому тоже обратился с обличительною речью: «племя Ханаана 943 , а не Иуды! красота прельстила тебя и похоть развратила сердце твое.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010