На полях внязу листов 12–37 приписка древнею скорописью: «Сия книга церкви преподобного Кирилла чудотворца что на Синдоше на рике». Состав: службы: 1) июня 9 – преподобному Кириллу Белозерскому, начинается седальнами по стихологии (1–11) ; 2) июня 23 – Владимирской Божией Матери (12–26 об.); 3) первоверховным апосетолам Петру и Павлу (27–-42 об.); 4) последование погребению мирским человеком (43– 83 об.); 5) служба и устав како подобает пети над умершим младенцем (84–91); 6) чин исповеданию православным царем и князем и велможам и всем християном мужска полу и женска на отгнание грехов, на очищение души, по преданию красотоделателей человеческим душам богоносных отец (92–130 об.), с поучением иерея к детям духовным (127 об.–130); этот же чин, но с дополнениями напечатан в Потребнике, изданном в единоверческой типографии в Москве в 1897 году; 7) чин погребения в Светлую седмицу (130); 8) житие и подвиги и чудеса преподобного Кирилла Белозерс (131–180 об.). Начало: «Понеже убо о нем великим и божественым мужем иже в посте и подвизе просиявшим». Житие неполное: нет нескольких листов между листами 149 и 150, 175 и 176. Последняя глава: «О преставлении святаго Кирилла» не имеет конца. 598. Сборник богослужебный , в четвертку, без начала и конца, 162 л., полууставом разных почерков первой половины XVI в., с заставкою (159 л.) и разрисованными буквами, в поврежденном кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 19–22, 25, 38, 44, 71, 84, 86, 95. Нет нескольких листов между листами 14 и 15, 144 и 145. Состав: 1) службы Общей Минеи (1–138 об.): апостолам, без начала (1–8), святителю, без конца (8 об.–14 об.); святителям, без начала (15–20); священномученику (20–26 об.); священномученникам (26 об.–33 об.); преподобному (33 об.–46); преподобным (46–53 об.); преподобномученику (53 об.–61 об.); преподобномученикам (62–70); мученику (70–78 об.); мученикам (78 об.–87); мученице (87–96 об.); мученицам (96 об.–107 об.); преподобной жене (107 об.–116 об.); преподобным женам (116 об.–126); праведнику (126–133 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

503 Печатается по: Котлин. 1906. 1 июля, 146. Датируется по указанию в газете, что письмо было получено адресатом 29 июня. Публикация отрывка из письма отца Иоанна сопровождалась следующей редакционной заметкой: «Вопреки сообщаемым Петербургскими газетами слухам о том, что отец Иоанн не вернется с родины и останется там на покое, сообщаем выдержку из его письма к одному из близких, полученному 29-го сего июня . Это пишет отец Иоанн из Архангельска, возвратившись из села Суры, сделав 250 верст на лошадях и 350 верст на лодке под веслами за мелководием р. Пинеги» (Там же). 506 Отдыхая у Поздеевых, отец Иоанн регулярно служил в этой церкви, поэтому хозяева особенно заботились о ее благоустройстве. Так, в письме от 26 января 1906 г. они писали: «Еще, дорогой Батюшка, просим Вашего св благословения устроить нашу домовую церковь , снять крышу, и прибавить высоты на два дерева, после этого отщскатурить в церкви и дом снаружи обшить тесом» (ЦГИА СПб. Ф. 2219. On. 1. Д. 55. Л. 41–41об.). 510 Отец Иоанн особенно любил хор Леушинского монастыря, поэтому сестры-певчие всегда готовились к его приезду. В письме трех леушинских монахинь Серафимы (Марии), Валерии (Таисии) и Алипии (Анны), в частности, говорится: «Молимся Господу, чтобы Он сподобил нас еще принимать Вас, Дорогой Наш Отец и Батюшка, в стенах нашей обители, лицезреть Ваш Дорогой для нас образ, насладиться Вашими духовными поучениями и милостивыми отеческими беседами, принять от Вас Ваше пастырское всемощное благословение и удостоиться нам, Вашим духовным послушницам и чадам, пропеть для Вас все любимые Вами священные песнопения. Эти особенные и выпадающие на нашу долю дни мы ожидали с особенною радостию, нетерпением и любовию…» (. ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 7г. Л. 102об. – 103). 515 Отец Иоанн вернулся в Петербург вечером 2 августа, а 3 августа совершил Литургию в церкви Леушинского подворья в сослужении нескольких иеромонахов и местного причта (Вед. 1906. 4 авг., 169). 517 Вследствие жаркого и сухого лета и быстрого спада воды в Пинеге пароход «Св. Николай Чудотворец» мог подняться только на 25 верст выше г. Пинеги. Оставшиеся до Суры 250 верст отец Иоанн вынужден был проделать на лошадях, несмотря на то, что езда на лошадях на дальние расстояния была совершенно ему запрещена врачами (Архангельские ЕВ. 1906. 12–13. С. 370). см. также письмо Е. К. Сергиевой от 7 июня 1906 г. и примеч. к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   Как чудно изменяют к лучшему, обновляя и укрепляя мою душу и тело, Святые Тайны — Тело и Кровь Христовы! Удивляюсь Благости и милосердию Божию, и Премудрости Божией, Всемогуществу Божию и Правде Божией, снисхождению и Смотрению Божию. Слава Тебе, Господи, слава Тебе!    2 июня (1905 г.), четверг.    «...Скажи только слово, и выздоровеет слуга мой...» (Мф.8:8). Какая простая и твердая вера сотника! Ее похвалил Сам Господь. Господи, повели и мне сказать Тебе: «Если мало воды в реке Пинеге, то Ты только скажи слово, и она наполнится водою, и мое судно, пароход «Николай» свободно пройдет по ней до родины, Суры, и обратно. Аминь».    «...Юноша! Тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его» (Лк.7:14-15). Какая сила Божия! Одно слово повеления, и оцепенение смертное прекращается, и возвратившаяся душа снова оживляет умершее тело. Дивны дела Твоя, Господи!    Господи, Ты и меня, почти мертвого в моей тяжкой болезни, воскресил и дал мне снова жизнь. Благодарю Тебя, Всемилостивого! В безмерном избытке пред всеми богачами мира сего наделила меня милость Божия духовными и вещественными благами. Она облекла меня саном священства, обожением непрестанным, властию отворять и затворять Небо для людей и всякими земными благами.    Силу и животворность покаяния по милости Божией ощущаю на себе непрестанно. Без числа я одолжаю Господу Богу моему прощением бесчисленных грехов во все дни жизни моей вот уже семьдесят лет, если не считать грехов детских до семилетнего возраста по невменяемости их.    15 ноября 1904 г. Понедельник. Сегодня я вознес к Господу Неба и земли тайную мольбу о даровании нам большого участка земли близ моего Паданского монастыря в вечное владение, как необходимого для обители во многих отношениях. Такую же мольбу вознес и к Владычице Богородице, как владычествующей всеми тварями, как Матери Творца. Уповаю и не сомневаюсь. Аминь. Я молил Господа в простоте веры о ниспослании дождя и обильной воды в реке Пинеге для беспрепятственного следования до Суры и обратно, и уповаю на обычное скоропослушество Владыки, что Он даст достаточную воду.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Отцы собора единогласно решили «в великом княжении низовския земли архиерею быти» 678 . Единогласное решение отцов собора проф. П. Ф. Николаевский объясняет тем, что новая епархия открывались не в пределах их епархий, а выделялась из патриаршей области, где не было защитника патриарших интересов 679 . Но, кажется, и без этого пора было решить единогласно вопрос об открытии Нижегородской епархии, хотя отсутствие патриарха, несомненно, ускорило дело. 24 марта 1672 года на Нижегородскую митрополию был назначен Филарет из архимандритов владимирского Рождественского монастыря 680 . В настольной грамоте Филарету, м. нижегородскому и алаторскому 681 , указаны пределы новой епархии. На первых порах епархия была сравнительно невелика. В состав её, кроме Нижнего Новгорода и Алатыря, вошли Курмыш и Ядрин с сопредельными селениями 682 . Все четыре города выделены из патриаршей области. За патриархом в пределах Нижегородской епархии все-таки оставлены два богатых монастыря – Благовещенский в Нижнем Новгороде и Николаевский Амвросиев Дудин, тогда в Нижегородском 683 , ныне в Горбатовском уезде 684 . По своему географическому положению епархиальная территория заняла часть бассейна Волги, от устья Оки до устья Ветлуги, и по Оке до Клязьмы, а также бассейн нижнего и среднего течения Суры с левыми её притоками. По левобережью р. Суры стояли Ядрин, Курмыш и Алатырь – три из четырех городов Нижегородской епархии. До этого времени они являлись пограничными пунктами патриаршей области со стороны Казанской епархии. Небольшая территория Нижегородской епархии с очень ограниченным числом городов была не так бедна церквами. По приходным книгам патр. казенного приказа за 1672 год в городах и уездах, поступивших в ведение м. Филарета, значилось в Нижнем Новгороде 22 церкви, в уезде – 36 церквей, в Закудемском стане – 131 церк. и 21 церковь грамотчиков, т. е. церквей, вносивших дани без всяких посредств; в Ядрине – 3 церк., в Алатыре с уездом – 48 церквей и 37 церквей грамотчиков, в Курмыше – 38 церквей, из них 7 – грамотчиков, всего – 336.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Как чудно изменяют к лучшему, обновляя и укрепляя мою душу и тело, Святые Тайны — Тело и Кровь Христовы! Удивляюсь Благости и милосердию Божию, и Премудрости Божией, Всемогуществу Божию и Правде Божией, снисхождению и Смотрению Божию. Слава Тебе, Господи, слава Тебе! 2 июня, четверг. " …Скажи только слово, и выздоровеет слуга мой… " (Мф.8,8). Какая простая и твердая вера сотника! Ее похвалил Сам Господь. Господи, повели и мне сказать Тебе: " Если мало воды в реке Пинеге, то Ты только скажи слово, и она наполнится водою, и мое судно, пароход " Николай " свободно пройдет по ней до родины, Суры, и обратно. Аминь " . " …Юноша! Тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его " (Лк. 7, 14–15). Какая сила Божия! Одно слово повеления, и оцепенение смертное прекращается, и возвратившаяся душа снова оживляет умершее тело. Дивны дела Твоя, Господи! Господи, Ты и меня, почти мертвого в моей тяжкой болезни, воскресил и дал мне снова жизнь. Благодарю Тебя, Всемилостивого! В безмерном избытке пред всеми богачами мира сего наделила меня милость Божия духовными и вещественными благами. Она облекла меня саном священства, обожением непрестанным, властию отворять и затворять Небо для людей и всякими земными благами. Силу и животворность покаяния по милости Божией ощущаю на себе непрестанно. Без числа я одолжаю Господу Богу моему прощением бесчисленных грехов во все дни жизни моей вот уже семьдесят лет, если не считать грехов детских до семилетнего возраста по невменяемости их. 15 ноября 1904 г. Понедельник. Сегодня я вознес к Господу неба и земли тайную мольбу о даровании нам большого участка земли близ моего Павловского монастыря в вечное владение, как необходимого для обители во многих отношениях. Такую же мольбу вознес и к Владычице Богородице, как владычествующей всеми тварями, как Матери Творца. Уповаю и не сомневаюсь. Аминь. Я молил Господа в простоте веры о ниспослании дождя и обильной воды в реке Пинеге для беспрепятственного следования до Суры и обратно, и уповаю на обычное скоропослушество Владыки, что Он даст достаточную воду.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=884...

«Сейгаку засси» («Сёогаку засси») — газета семинаристов — 123, 130, 132 «Сейкёо симпо» — «Православные вести» — официальный орган Японской православной Духовной миссии; выходили на японском языке с 15 декабря 1880 г. — 327 «Сейсей–засси» — 327 Семинария — Духовная мужская православная семинария в Токио была открыта отцом Николаем в 1875 г., в нее набирали подростков с начальным образованием. Программа, рассчитанная на семь лет, предусматривала как теологические, так и общие предметы, в ней преподавали: языки, историю (российскую и японскую), читали китайские классические книги. Первый выпуск семинарии состоялся в 1882 г. — 91, 112, 151, 192, 255, 326 Сиба–кёоквай — 187 Собор Японской православной Духовной миссии — был возведен в Токио по проекту архитектора М. А. Щурупова в 1884–1891 гг. — 82, 83, 91, 92, 100, 103, 105, 106, 109, 112, 114, 119, 130, 133, 134, 139, 140, 145, 147, 150, 161, 163, 171, 173, 183, 188, 189, 194, 204, 210, 211, 213, 217, 241, 243, 244, 250, 254, 257, 269 Суругадай — холм в Токио, на котором был построен собор — 274, 321, 326 Тоокёо (Токио) — 323, 326 Уено — 327 Училищная церковь в доме Японской православной Духовной миссии — 90, 91, 120 Хакодате — 71, 75–77, 115, 164, 210, 254, 325 «Кунге» (кугэ) не город, а придворная аристократия, двор. Хёого — 75, 76 Храм — см. собор Японской православной Духовной миссии. Церковь в Японской женской миссии — 212 Эдо — 137 Эдская семинария — 109 Япония — 74, 75, 77, 78, 80, 82–87, 89–91, 95–101, 104, 105, 107–110, 112–114, 117, 119–125, 128–130, 132, 134–136, 138, 140–142, 144, 145, 147, 150, 151, 153, 157, 158, 159, 161, 163, 166, 167, 169–176, 178, 180, 183, 187, 188, 191–193, 195–197, 200–202, 206, 208, 210–215, 217–219, 221, 223, 224, 228–231, 234, 236–238, 244, 246–249, 251, 252, 254–257, 259, 262, 263, 265, 268, 271–273, 278–280, 284–286, 288, 290, 294, 295, 298–300, 305, 307, 312–314, 316, 321, 322, 324–326 Японская православная Духовная миссия (образована в 1870 г.) — 78, 80–98, 100–103, 107–110, 113–116, 118–120, 122–125, 128–130, 132, 133, 138, 139, 142144, 152, 153, 156–159, 162, 163, 165, 170–173, 175, 184, 186, 187, 189, 190, 194, 196, 202, 203, 212, 215–221, 223, 229, 238, 240, 242, 244, 245, 248–257, 260, 261, 263–265, 267, 271, 274, 275, 281–283, 286–288, 290, 293, 298–302, 312–314, 317, 319, 321, 324–326

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

Католическая церковь оказалась достаточно честна и мужественна, чтобы в этих грешниках признать своих людей, а, значит, в их грехе увидеть и свою вину. Увидеть – чтобы преодолеть.Ни Будда, ни Христос, ни Конфуций не брали в руки меча. Их аргументы были далеки от мира военных технологий. Но с оружием в руках прорубали пути своим народам Моисей и Магомет. Может быть, поэтому и по сей день иудеи и мусульмане выясняют свои отношения на языке бомб. Сам основатель ислама соединил слово веры и меч. Поэтому среди его учеников идет спор между теми, кто предпочитает одно другому.И сам Коран разноречив, если не сказать – противоречив. Напомню, что Коран в мусульманском представлении – это собрание откровений, посылавшихся пророку Магомету в разные годы его жизни. Сам Магомет не записывал свои видения, а пересказывал. Сведение воедино разрозненных записей и мемуаров началось уже после его кончины, и лет через двадцать после нее одна из этих коллекций, составленная юношей Заидом, была провозглашена халифом Усманом единственно верной. Все остальные записи (в том числе и хранившиеся у вдов пророка) были объявлены ложными и сожжены [ VIII ]. Суры (книги) Корана расположены без логической связи друг с другом, кроме того, не в хронологическом порядке. То есть нельзя считать, что события, рассказанные в суре, расположенной в начале Корана, предшествовали событиям, о которых идет речь в дальнейшем. И нельзя считать, что первая из этих сур была дана Магомету раньше, чем вторая. Принцип их следования был избран подчеркнуто формальный: от самой длинной к более короткой (сура 2-я, " Корова " , насчитывает 286 стихов – аятов, а заключающая Коран 114-я, " Люди " , – всего 6 стихов). Вот таким путем составители Корана старались подчеркнуть одинаковую значимость любого слова, сказанного Магометом. Сокращенный вариант опубликован в газете " Известия " 15 сентября 2004 г. Часть 2 Тем не менее, обычно в Коране выделяют два ряда сур: мекканские и мединские. Мекканские суры были получены Магометом в Мекке, которая еще была ему неподвластна, в период его собственных странствий и гонений.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1032...

Когда батюшка вышел из школы, дети высыпали на улицу провожать его. Всех учениц около сорока; одеты все по-институтски: в темно-коричневых платьицах и белых пелеринках. Пообедав в доме отца Георгия, батюшка задумал осмотреть монастырские заводы, так как на следующий день вечером назначен был отъезд из Суры, перед которым предстояла еще поездка в скит Рощу, и, следовательно, времени оставалось очень мало. Пройдя мимо погоста, состоящего из двух кладбищ – раскольничьего и православного, мы вошли в загроможденный досками двор, в конце которого на самом берегу Суры помещаются заводы. Здесь так же, как и в самом монастыре, все еще в зачатке, не достроено и не окончено, хотя завод и работает вовсю. Пыхтит паровик, визжат пилы на нескольких станках, распиливая бревна, несутся по воздуху от вала к валу приводные ремни. Батюшка подробно осматривал каждое отделение. Объяснения давал священник отец Георгий. Терпеливо прождал отец Иоанн, пока длинное бревно, вставленное при нем в станок, не вышло с другой стороны уже в виде дюймовых досок. Потом все прошли вниз, где полученная из бревна доска была вставлена в строгальный станок, который придал ей форму длинного карниза. Затем приводные ремни были передвинуты на другой вал, и перед нами со страшной быстротой завертелось стальное колесо-пила. Та же доска была теперь подставлена под пилу и в какие-нибудь две-три минуты превратилась в несколько мелких отдельных кусочков, которые тут же и были розданы всем присутствующим на память. Из лесопильного отделения мы прошли в кирпичное, где на наших глазах из бесформенных кусков глины очень быстро были сделаны, при помощи паровой машины, очень правильной формы кирпичи. Тут же, по соседству, та же паровая машина приводит в движение мукомольный жернов. Благодаря устроенным тут заводам местные крестьяне получили новый источник заработка и дохода. Окончив осмотр заводов, отец Иоанн поблагодарил рабочих за труды и возвратился в дом отца Георгия. На следующий день в 6 часов утра отец Иоанн пожелал служить утреню и обедню в скитской церкви во имя Святой Троицы, которая находится в так называемой Роще.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

И тот, принимая трудовые, слезами и горем облитые и от чистого сердца, подаваемые медные копейки, стремился в храм Божий. — Тебе самой нужно… Тебе самой нужно… У тебя у самой скоро будут гореть свечи в ногах, — торопливо проговорил блаженный одной ветхой старушке, так же, как и все другие, ставшей класть в руку Яши свою медную копейку, и, высыпав ей на голову все те гроши, которые у него находились в руке, проговорил при этом: «Вот тебе и свечи… вот тебе и свечи…» А сам между тем все продолжал бежать к церкви. — Батюшка ты наш… Предвестник ты святой… Человек ты Божий!.. — завопила старуха и повалилась ему челом в землю. — Вишь ты что он… вишь ты что сказал… все это на свечи дал… кончина моя настает… Яша, между тем, уже входил на паперть церкви. Толпа молящихся здесь людей очищала ему путь в храм Божий, подаваясь в сторону. Блаженный, пройдя через всю церковь, подошел к образу святителя Николая Чудотворца и упал пред ним на колени. Все молящиеся в храме последовали его примеру. Но вот обедня уже кончилась, а Яша все еще продолжал молиться перед чудотворным образом святителя. Продолжал он свое моление и в то время, когда у лика Мирликийского Чудотворца уже начались общие молебны. Масса паломников, видя перед собой живой пример «человека Божия», прониклась чувством глубокого умиления пред Господом. Как свет солнца оживляет всю жизнь природы при своем появлении над землею, так и присутствие блаженного в церкви окрыляло дух молящихся для полета к Богу. Яша, наконец, поднялся, и толпа молящихся отхлынула на паперть. Вышедший из храма блаженный торопливо направился к берегу реки Суры. — Мне надо к ней… к ней… — говорил он про себя вслух. — Я видел ее в церкви… в церкви… Она приходила молиться… Она молилась за всех… со мной вместе… Господь так велел ей.… Его святая воля на то… Его воля… Мы к ней… теперь к ней. И толпа удалилась за Яшей. Он, точно ведомый невидимой душевной силой к берегу Суры, прямо направился к тому именно месту, где уже давно остывший лежал труп той старушки, голову которой блаженный посыпал мирскими грошами. Она, утомленная порою жаркого дня и той внутренней жаждой, которая терзала ее от далекого изнурительного перехода сюда от своей родной деревни, пришла на реку напиться воды и тут же, на берегу Суры, пала беззащитной жертвой свирепствовавшей страшной, чудовищной холеры.

http://azbyka.ru/fiction/rajskie-cvety-s...

На мой вопрос, «что такое?», мне ответили; «едет о. Иоанн Кронштадтский ». Тогда и я поспешил туда же и стал в длинную очередь. О. Иоанн стоял у открытого окна вагона и благословлял всех, проходящих мимо его окна: одного за другим широким русским крестом. Глава 11. Воспоминания б. Архангельского Исправника Н. Е. Паршенского Отец Иоанн мой земляк, уроженец Архангельской губернии, Пинежского уезда, села Суры. Последнее расположено на берегу реки Пинеги, приток Северной Двины. Не забывая своего родного севера, о. Иоанн в летнее время, чуть ли не ежегодно, приезжал в село Суры через Архангельск. В Архангельске он останавливался на один или два дня и обязательно совершал литургии в той или иной из многочисленных Архангельских церквей. А затем, по просьбам, посещал дома некоторых местных жителей для совершения молебствий. Помню, как каждый его приезд вызывал среди православного населения Архангельска приподнятое настроение. И всякий стремился, если уж не принять благословение, то хотя бы лично повидать необыкновенного пастыря. Весьма понятно, что та церковь , где служил о. Иоанн, переполнялась до отказа молящимися. Будучи в те годы на службе городским Приставом г. Архангельска, я помню, каких громадных усилий нам стоило тогда поддержание порядка в наэлектризованной религиозным порывом толпе. Особенно было трудно, когда по окончании литургии о. Иоанн выходил из церкви. Чтобы охранить его от возможности быть смятым толпою, мы окружали его плотным кольцом и только таким путем можно было пробиться к выходу. В окружающей толпе начинались возгласы: «Батюшка, благословите! Батюшка, помогите!» Слышался местами приглушенный скорбный плач. Хорошо сохранился у меня в памяти еще, кажется, последний его приезд в Архангельск летом 1907 года: Приезд его совпал с закладкой в г. Архангельске громадного каменного здания, предназначенного для подворья Сурского Женского Монастыря. Самый монастырь находился на месте родины о. Иоанна в с. Суре. Инициатива этого сооружения исходила от о. Иоанна и им же были собраны и средства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010