В одном из великих трудов мусульманской традиционной литературы кораническое учение об уникальной безгрешности Иисуса подтверждается замечательным преданием. Оно гласит: Пророк сказал: «Ни один ребенок, кроме Марйам и ее сына, не рождается без того, чтобы его не коснулся сатана, после чего он начинает кричать, потому что сатана коснулся его». ас-Сахих ал-Бухари, т. 6, с. 54 В этом заявлении Мухаммад явно отличает Иисуса от всех других людей, включая пророков, которые уже в момент рождения ощутили прикосновение сатаны. Следует знать эти отрывки из Корана и хадисов, так как они помогают христианам с большей убедительностью свидетельствовать об уникальном совершенстве их Спасителя. Совершенная безгрешность Иисуса в Библии В Библии существует множество отрывков, свидетельствующих о совершенной безгрешности Иисуса, однако достаточно знать самые выразительные и значительные с этой точки зрения. Первый из них: Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом. 2Кор.5:21 Новый Завет часто противопоставляет нашу греховность совершенной святости Иисуса, ссылаясь на удивительную истину: Он принял на Себя наши грехи, дабы мы могли разделить с Ним Его праведность. Таковы суть и душа христианского Евангелия в противоположность исламскому учению, которое заключается в том, что грех отнюдь не отчуждает человека от Бога и не требует вмешательства Спасителя. Другой текст, очень ясно выражающий этот принцип: Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды… 1Пет.2:24 В Новом Завете есть два других отрывка, которые прямо заявляют о безгрешности Иисуса. Каждый из них подтверждает уникальность Его святой природы. Вот эти отрывки: Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Евр.4:15 И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха. 1Ин.3:5 Ислам предпринимал много попыток свести на нет уникальность Иисуса, в частности своим учением о том, что Мухаммад тоже был безгрешным пророком и совершил много чудес. Но ни то, ни другое не имеет в Коране каких-либо подтверждений (более того, Коран свидетельствует об обратном (см.: суры 47.19; 17.90–93)), а учение это стало популярным из-за желания мусульман доказать, что Мухаммад по крайне мере равен Иисусу Христу.

http://azbyka.ru/bog-ili-prorok-otstaiva...

Второе. Любое одухотворение коранического описания рая, при сохранении ли личности человека или при исчезновении ее в Божественных атрибутах, все равно не решает той проблемы, что этот рай находится вне Бога. Максимальная близость с Божественным Возлюбленным, которой, как им казалось, достигали мусульманские мистики, – это всегда «пред», а не «в», к которому призваны христиане: да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня ( Ин. 17, 21 ). Третье. Кораническое чувственное представление (в котором эта чувственность, впрочем, не омрачена грехом!) является, как уже было сказано, оправданием воскресения плоти с точки зрения ислама. В суфизме же вследствие преодоления этого представления всеобщее воскресение теряет свою значимость, оно не находит себе оправдания в исламском мистицизме: «Любовь более величественна, чем сотня воскресений», – говорил Мухаммед Шамсуддин Хафиз (ум. 1389), 45 и для суфиев мысль о духовном воскресении уже в этой жизни имела большее значение, чем догмат о воскресении плоти в Последний День. Представление о блаженной посмертной участи человека крайне важно для понимания содержания той или иной религии, и тем удивительнее, что исследователи, как правило, обходят его вниманием, тогда как это основной нерв религии, без него лишается смысла все остальное: если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков ( 1Кор. 15, 19 ). И в исламе именно этим обусловлено то, что в Коране практически нет ни одной суры, которая не упоминала бы о «садах услады». Представление о рае, как лакмусовая бумажка, выявляет саму сущность религиозных представлений; оно тесно связано с представлением о Боге и человеке, о зле и добродетели, о самом мире. Так что и различия в каждом из этих пунктов в учении той или иной религии отражаются и фокусируются в образе будущей жизни уверовавших. Христиане прекрасно понимают это, и потому желающий перейти из ислама в христианство должен в числе прочего отречься от мусульманского образа рая:

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Здесь представляется дело таким образом: тот же самый Ангел, который возвещал Захарии во святилище о рождении Иоанна Крестителя, тут же обращается к Марии и говорит: «О Мария! Бог избрал тебя, очистил тебя и отличил от всех женщин (буквально: возвысил тебя над женщинами всех миров). О Мария! будь покорна Господу твоему, повергайся и преклоняй колена с теми, которые преклоняют колена...» (3-й суры 37 и 38 ст.) «Вот Ангел сказал: О Мария! Бог посылает тебе радостную весть о Слове, происходящем от Него, имя которому (Слову) Мессия Иисус сын Марии. Он будет знаменит в настоящей жизни и в будущей и будет один из приближенных к Богу» (3 сур. 40). «Он будет разговаривать с людьми в колыбели (т. е. будучи дитятею) и будучи человеком взрослым, и будет один из благочестивых» (ст. 41). Господи! сказала Она, как у Меня будет сын, когда ни один мужчина не прикасался ко Мне. Это будет так, сказал Ангел. Бог творит то, что хочет. Когда Он определил дело (т. е. предположил что-нибудь сделать), то Он говорит: да будет, – и бывает (ст. 42). В этих последних словах заключается такая мысль: Слово Божие безусловно действенно; иначе говоря: не может не произойти то, чему Бог повелел произойти. И эта мысль есть не более, как отголосок мысли, заключающейся в Евангелии, именно (слова Ангела к Марии): τι ουκ αδυνατσει παρ τω Θε παν ρημα, т. е. у Бога не останется бессильным никакое слово ( Лк.1:37 ). Слова Ангела к Марии: Ave Maria virgo Domini gratissima, virgo gratia plena, Dominus tecum, benedicta tu prae omnibus mulieribus, benedicta prae omnibus hactenus natis hominibus Или слова Ев. Луки: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты в женах ( Лк.1:28 ). «И вот Ангел Господень предстал пред Мариею, говоря: не бойся Мариам, ибо Ты обрела благодать у Господа, и зачнешь от слова Его (κα συλλψ εκ λγου αυτο...) и наречешь имя Ему Иисус» Сей (Иисус) будет велий, и Сын Вышнего наречется: и даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его, и воцарится в дому Иаковли во веки, и Царствию Его не будет конца ( Лк.1:32:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Итак, Мухаммед попросил дочь вымыть его меч, что он обычно делал сам, затем, в свою очередь, почтил двоюродного брата, омыв его мечи. Давайте посмотрим, как Иисус почтил Своих учеников: «Встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался; потом влил воды в умывальницу, и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан» ( Ин.13:4-5 ). «Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу: ибо Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» ( Ин.13:12-17 ). Мухаммед вымыл мечи своего ученика; Иисус — вымыл ученикам ноги. Трудно найти какой-либо другой пример для того, чтобы показать разницу их религий. Различия и сходства Чем больше вы узнаете об Иисусе и Мухаммеде, тем больше становятся очевидными их принципиальные различия. Тем не менее, многие западные люди продолжают искать сходства. Некоторые писатели тщательно ищут такие главы из Библии и суры из Корана, которые звучали бы похоже друг на друга, и ставят их рядом друг с другом. Их цель — уменьшение вражды между мусульманами, евреями и христианами. Они надеются таким образом объединить людей. Это благородная цель! Но во время поиска подходящих отрывков легко потерять изображение всей картины. В следующей главе мы рассмотрим тот вопрос, который легко искажается — любовь. Вместо того, чтобы сравнивать обособленные главы, мы рассмотрим общую картину, представленную Иисусом и Мухаммедом — и узнаем о более значимых различиях. 14. Учение о любви Когда я еще был мусульманином и жил в Египте, то приходил в некоторое замешательство, когда видел маленькие поговорки, которые христиане обычно наклеивали на свои машины или вставляли в рамки и вывешивали в своих магазинах. Фразы были следующими: «Аллах Махаб», или «Бог — это любовь». Слова «Бог» и «любовь» никогда не ставятся в Коране вместе. Я всегда думал: «Интересно, что эти люди пытаются сказать?»

http://azbyka.ru/iisus-i-muxammed

Когда Моисей был призван Богом, он получил способность творить чудеса в доказательство того, что он говорит от Бога ( Исх. 4 ). Для Илии на горе Кармил ниспавший с неба огонь подтвердил, что он – истинный пророк истинного Бога ( 3Цар. 18 ). И Никодим сказал Иисусу: «Равви! мы знаем, что Ты – Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» ( Ин. 3:2 ). Даже в Коране признаётся, что Бог подтверждает миссию Своих пророков (Коран, сура 7:103–105/106–108, 113–116/116–119), в том числе Иисуса, посредством чудес. Здесь рассказывается, что Бог обратился к Мухаммеду: «А если они отвергают тебя, то так отвергали и посланников до тебя, приходивших к ним со знамениями ясными» (Коран, сура 10:74). Аллах говорит: «Потом послали Мы Мусу [Моисея] и брата его Харуна [Аарона] с Нашими знамениями и ясной властью» (Коран, сура 23:47/45). Небезынтересно, что Мухаммед, когда неверующие с вызовом предлагали ему сотворить подобные чудеса, отказывался это сделать (см. Коран, суры 2:2:112/118; 3:179–180/183; 4:152/153). По собственным словам Мухаммеда (из Корана), «говорят они: «Если бы было ниспослано ему знамение от его Господа! " », поскольку даже Мухаммед признает, что «Аллах мощен низвести знамение» (Коран, сура 6:37; см. Коран: предполагаемое божественное происхождение; Мухаммед: предполагаемые чудеса). Однако чудеса стали ясным знаком миссии Иисуса, как и других Божиих апостолов и пророков ( Евр. 2:3–4 ; 2Кор. 12:12 ; см. чудеса: значение для апологетики). Когда ученики передали вопрос Иоанна Крестителя, Мессия ли Иисус, Он ответил: «пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокажённые очищаются, глухие слышат, мёртвые воскресают, и нищие благовествуют» ( Лк. 7:20–22 ). Чудеса, таким образом, являются божественным подтверждением указания пророка на то, что он говорит от Бога (см. чудеса). Но из всех учителей в мировых религиях только иудейско-христианские пророки и апостолы предъявляли это сверхъестественное подтверждение в виде подлинных чудес такого рода, что они никак не могли быть самообманом или мошеннической иллюзией. В число таких подтверждающих чудес входит превращение воды в вино ( Ин. 2 ), исцеление больных с органическими поражениями ( Ин. 5 ), умножение хлебов ( Ин. 6 ), хождение по воде ( Ин. 6 ), воскрешение мёртвых ( Ин. 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

— Мы лётчика нашли. Хотели заставить его в небо подняться, а он наотрез отказался. Пьяный в зюзю… — Пьяному в небо нельзя, — сказал Тимур. — Да не, он не потому, он и летал в последнюю ночь, и говорит, что всё вокруг горело. Даже небо. Тимур тут же листнул книгу в руках и торжественно прочитал: — А если вы в сомнении относительно того, что Мы ниспослали Нашему рабу, то принесите суру, подобную этому, и призовите ваших свидетелей, помимо Аллаха, если вы правдивы. Если же вы этого не сделаете, — а вы никогда этого не сделаете! — то побойтесь огня, топливом для которого люди и камни, уготованного неверным! — Тимур захлопнул книгу. — Аллах сказал пророку, что всё будет сожжено! — И Библия, я вот буквально только что читал, говорит, что последнее наказание миру будет огнём. У апостола Павла в Послании евреям читал и вот, даже выписки делал, — Олег вытащил из кармана свёрнутый вчетверо листок: — Земля, пившая многократно сходящий на неё дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец — сожжение ( Евр. 6:7-8 ). — А мы — терние? — задумался Тимур. И снова торопливо перелистал Коран: — Вот! Вот! Горе в тот день обвиняющим во лжи, тем, которые в водоёме забавляются! В тот день они будут ввергнуты в огонь геенны толчком… В огонь, — ещё раз повторил Тимур. — Всё совпадает и в Библии и в Коране. — Всё да не всё, — откровенно поморщился Никонов, — когда я воевал, нам читали и другие стихи из второй суры, чтобы мы кое-что понимали. Открой сто восемьдесят седьмой стих… Тимур торопливо перелистал страницы и начал читать: — И убивайте их, где встретите, и изгоняйте их оттуда, откуда они изгнали вас: ведь соблазн — хуже, чем убиение! И не сражайтесь с ними у запретной мечети, пока они не станут сражаться там с вами. Если же они будут сражаться с вами, то убивайте их: таково воздаяние неверных! — Дальше, — потребовал Никонов. — Если же они удержатся, то… ведь Аллах — прощающий, милосердный. И сражайтесь с ними, пока не будет больше искушения, а вся религия будет принадлежать Аллаху. А если они удержатся, то нет вражды, кроме как к неправедным! — Тимур остановился, посмотрел на Олега и спросил: — Что ты хочешь этим сказать?

http://azbyka.ru/fiction/repeticiya-apok...

Разделы портала «Азбука веры» Христиане считают, что слово «Утешитель» в 14 главе Евангелия от Иоанна: « И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» ( Ин.14:16-17 ) . «Утешитель» – “paracletos” по-гречески относится к Святому Духу Бога, и этот Святой Дух пребывает в каждом христианине, дабы помогать ему бороться с грехом. Мусульмане же полагают, что это было пророчество о Магомете. Мусульманин верит, что имеется такое пророчество в Библии из-за следующих слов в Коране, в Суре Ряды (Al-aff) 61:6: И вот сказал Иса, сын Марйам: « О сыны Исраила! Я – посланник Аллаха к вам, подтверждающий истинность того, что ниспослано до меня в Торе, и благовествующий о посланнике, который придет после меня, имя которому будет Ахмад». Когда же он пришел с ясными знамениями, то они сказали: «Это – явное колдовство! » В арабском языке имя aHMaD (достойный похвалы) и muHaMmaD (которого похвалят) – однокоренные (вы нашли бы их оба под H М D в арабском словаре) и употребляются в связанных значениях. Поэтому Мусульмане полагают, что это – немного скрытое пророчество Иисусом о Магомете. Так как чтение Евангелия не показывает такое пророчество в любой очевидной форме, более детальный поиск продолжался все годы существования ислама; и многие мусульмане теперь верят, что обещание Иисусом “Утешителя” (или “paracletos” по-гречески), содержащиеся в Евангелии от Иоанна в главе14, и есть то самое пророчество. Например, профессор Каткат утверждает это в статье «Manr Al-Islm», и Yusuf Ali выражает ту же самую идею в следующем примечании относительно коранической Суры 61:6: «Ahmad», или «Muhammad» – хвалимый, является почти переводом греческого слова “periclytos”. В существующем Евангелии Иоанна, Ин.14:16, 15:26 , и 16:7, слово «Утешитель», по-гречески «Paracletos». Мусульмане утверждают, что “Paracletos” – это искаженное “Periclytos”, что является пророчеством Иисуса о пророке Ахмаде, названном по имени.  

http://azbyka.ru/paraclete-kak-proroches...

29 сурам предшествуют отдельные буквы (ал-фаватих), число которых от 1 до 5. Множество ислам. и европ. гипотез, объясняющих значение и историю их появления в тексте, не привели к возникновению общепризнанной теории. Такие «буквенные зачины» позволили выделить еще 2 группы сур: ал-тавасин (начинаютя с та-син) и ал-хавамим (или ал-хавамимат), к-рые начинаются с ха-мим. Также выделяют группу сур эсхатологического содержания (20, 32, 36, 66, 67) и 2 суры (113 и 114), связанные с охранительной магией и получившие название «ал-муаввизатани» (эти 2 суры связаны и по ряду формальных признаков). Все суры, за исключением 9-й, начинаются с басмалы - формулы, традиционно переводимой как «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!». В этой связи важно отметить, что одна из древнейших рукописей К., фрагменты разрозненной части копии к-рой хранятся в С.-Петербурге и Париже, не имеет стандартного разделителя между сурами 8 и 9. Первоначально суры не имели названий. В ранних рукописях одну суру от другой отделял пробел, позднее часто заполнявшийся орнаментом. Однако требования удобства обращения к тексту привели к возникновению названий. Обычно сура получала название не по содержанию, а по ключевым словам того или иного фрагмента. Часто названием становилось слово или выражение, встречающееся только в данной суре. Существование разных традиций передачи текста привело и к возникновению различных названий для одной суры. Так, напр., у суры 98 зафиксировано 7 названий. По времени произнесения в соответствии с мусульм. традицией суры подразделяются на мекканские (610-622 гг., 90 сур) и мединские (622-632 гг., 24 суры, к-рые в большинстве длиннее мекканских). Европ. ученые (У. Мьюир, Т. Нёльдеке, Г. Гримме, Р. Белл и др.) на основании анализа намеков на исторические события, развития стиля и словоупотребления, эволюции идей в проповеди Мухаммада предложили ряд более детальных хронологий, которые тем не менее остаются условными. В соответствии с потребностями культа и для благочестивых упражнений текст К.

http://pravenc.ru/text/2057222.html

Айша, одна из жен Мухаммада, рассказывала, что пророк постоянно читал эти две суры. Каждую ночь он складывал руки в форме чаши и дул над ними после прочтения обеих сур, так же, как и после чтения главы Суратул-Ихлас. Затем он растирал руками все части тела, до которых мог дотянуться, начиная с головы, лица и передней части тела. Обычно он проделывал это три раза. Если он был болен, то читал эти суры еще раз и дул на свое тело. В такие моменты Айша обычно тоже читала их над ним и растирала руками его тело, надеясь на благословение (Ас-Сахих ал-Бухари, том 6, с. 495). Один из последователей Мухаммада записал следующее происшествие, после которого пророк специально рекомендовал читать эти две суры в качестве защиты: Укба б. Амир сказал: «Когда я путешествовал с посланником Аллаха (да пребудет он с миром), между ал-Джуфой и ал-Абвой нас настиг сильный ветер и непроглядная темнота окутали нас. Тогда посланник Аллаха (да пребудет он с миром) начал искать спасения у Аллаха, читая: „Я ищу спасения у Господа Рассвета“ и „Я ищу спасения у Господа Людей“. Затем он сказал: „Укба, всегда говори так, когда ищешь защиты у Аллаха, так как для этой цели ничто не может сравниться с (этими сурами)“. Он сказал: „Я слышал, как он декламировал их, ведя людей на молитву“». (Китаб ас-сунан Абу Дауда, том 1. с. 383) Нет большей чести для мусульман, чем читать Коран, но эти суры и стихи обладают в их глазах исключительной ценностью, а личное одобрение каждой из них самим пророком обеспечивает им особое положение в Коране и непременное чтение мусульманами при любом удобном случае. Суры, написанные в Мекке и Медине Стиль и характер двух периодов жизни Мухаммада Одной из проблем, с которой сталкиваются изучающие Коран, является не только полное отсутствие в нем хронологической последовательности описываемых событий, но и то, что сами суры зачастую составлены из отрывков, принадлежащих различным – мекканскому и мединскому – периодам пророческой миссии Мухаммада. Однако между этими отрывками существует отчетливая разница, которую можно распознать по природе этих двух этапов жизни пророка. Живя в Мекке, Мухаммад рассматривал себя, в первую очередь, как человека, призванного открыть своему народу истину и увести его от идолопоклонства. Суры того времени в основном пророческие и поучительные по своему характеру. В Медине же Мухаммад становится лидером сообщества, и суры этого периода, в противоположность мекканским, громоздки и являются правовыми по содержанию и стилю.

http://azbyka.ru/koran-svyashhennaya-kni...

Теперь необходимо сказать несколько слов о другой проблеме коранического текста – проблеме его хронологии и структуры. Дело в том, что свиток Корана Сабита отличался от свитков других сподвижников не только в словах, но и в композиции сур. Мухаммад Аза со ссылкой на Суйути говорит о том, что в двух свитках Корана, находящихся у Ибн и Ибн порядок сур отличался от порядка сур в свитке Усмана, более того, в них имелись две дополнительные суры: сура «(арабск.)» и сура «(арабск.)» 458 . Также со ссылкой на Суйути он говорит, что суры «Слон» и «Курейш» у некоторых «сподвижников пророка» были единой сурой, равно как и суры «Утро» и «Разъяснение», и что в свитке ибн уда не было первой и двух последних сур Корана в его нынешнем виде, и что он говорил о двух последних сурах Корана, что они «не являются частью Писания Аллаха» 459 . Даже после смерти Усмана следы этих различий еще какое-то время сохранялись. Так, Табарани выводил с верным иснадом от Абу Исхака то, что упоминал и Суйути: люди в Хорасане читали суры «(арабск.)» и «(арабск.)», и было это намного позже Усмана» 460 . До этого распоряжения Усмана хождение имели различные своды Корана: 1) свод Али ибн Аби Талиба, составленный, согласно мнению некоторых авторитетов, в хронологической последовательности сур; 2) свод Убаййа ибн аба, о котором, как мы уже упомянули ранее, доподлинно известно со свидетельств Ибн-ан-Надима и Суйути, что в нем были две суры, которые не были включены в кодекс Усмана; 3) свод Ибн в котором не было «Фатихи» и двух последних сур Корана, а также имелись две дополнительные суры. Кроме этого имеются сведения о целом ряде других кодексов, имевших хождение до кодекса Усмана, так, А. Джеффери со ссылкой на «Книгу сводов (свитков) Корана» Ибн Аби Дауда (с учетом сделанных им добавлений) насчитывает всего 27 кодексов: 14 – «первичных» и 15 – «вторичных» 461 . В традиции по этому поводу мы находим следующие свидетельства: «Абу Бакр ибн Тайиб говорил: «Предки расходились по вопросу структуры Корана. Так, были те, которые располагали суры в порядке ниспослания: мекканские прежде мединских. Были те, кто в начале его (Корана) полагали «читай именем Господа твоего» – так в моем свитке.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010