Е. Мельниковым , в ходе к-рого вновь подтвердились духовные и чувственные воззрения собеседников. ХХ век ознаменовался резким обострением полемики между этими направлениями, гл. обр. на востоке России, что привело к сближению непримиримых позиций и появлению ряда старообрядческих трудов, допускающих как букв., так и духовное понимание антихриста и пророков его пришествия Е. и Илии. В мусульманской традиции Е. известен под именем Идрис. В Коране о нем говорится, что «он был праведнейшим человеком и пророком», к-рый был вознесен Богом «на высокое место» (Сура 19. Аят 56-57). Он называется «терпеливым» (Сура 21. Аят 85). В «Историях о пророках» сообщается, что Идрис жил на протяжении 308 лет жизни Адама и, согласно Ибн Исхаку, 1-м начал писать тростью (каламом). Там же приводится хадис, в к-ром говорится, что Мухаммад видел Идриса на 4-м небе во время ночного путешествия и вознесения. Апокрифы, связанные с именем Е. Помимо 3 «главных апокрифов» -1-й Книги Еноха, 2-й Книги Еноха и 3-й Книги Еноха - с именем этого ветхозаветного праотца связано еще неск. произведений, к-рые были составлены в средние века. Прор. Илия и праотец Енох. Фрагмент иконы «Воскресение - Сошествие во ад». 2-я пол. XVI в. (ГВСМЗ) Прор. Илия и праотец Енох. Фрагмент иконы «Воскресение - Сошествие во ад». 2-я пол. XVI в. (ГВСМЗ) «История Еноха и Илии» сохранилась на лат. языке в стихотворном переложении Готфрида из Витербо ( 1191) под названием «Пантеон» ( Esposito M. Un apocrifo «Libro d " Enoch ed Elia»//Città di Vita: Riv. di studi religiosi. Firenze, 1947. Vol. 2. P. 228-236). В этом апокрифе говорилось об острове, на к-ром Е. и Илия ожидают прихода антихриста. Помимо проч. чудес этот остров изобилует золотом. Кельт. монахам удалось доплыть до него и побеседовать с Е. и Илией, к-рые предстали перед ними в образе старцев. М. Эспозито выдвинул гипотезу о том, что этот апокриф лег в основу «Плавания св. Брендана», составленного в IX в. ( Idem. An Apocryphal «Book of Enoch and Elias» as a Possible Source of the Navigatio Sancti Brendani//Celtica.

http://pravenc.ru/text/189985.html

Сура XXV. О различении (discrimination) (Мекка): различие состоит в признании того, что Бог есть один, творец и правитель всего; мекканцы известны в народных легендах, в которых говорится с упреком, будто пророк действовал и жил как простой смертный или как умопомешанный. Геенна должна служить наказанием неверующих в воскресение. Описание дня судного. Кураисы (Qurais) возражают против Богооткровенности Корана по частям. Моисей, Аарон и Ной рассуждают подобно Магомеду, и называющие его изменником должны быть наказаны; Ад и Тамуд погибли за один и тот же грех; примерами настоящими служат развалины городов в долинах, где жители некогда тоже не хотели принимать пророка. Бог контролирует и содеваемое втайне; дает людям ночь для успокоения, бесплодную землю делает плодовитою посредством дождя. Соделав свободными для плавания моря, он положил между ними земную границу. Он создал человека. Бог есть существо любящее и милосердое. Кураисы утверждают, что Милосердый и всеблагий Бог, есть Новый Бог . Бог усмиряет и возводит на высокую степень рабов своих, воздерживает их от идолопоклонства, убийства, лжесвидетельства, и всяких пустых словопрений. Необходимо возмездие за добро и зло. За отвержение неверными благовестия и Бог им не внемлет; их ожидает неминуемо наказание. Сура XXVI. Поэты (Мекка): Магомеда не чувствует только народ не верующий. Хотя ныне называют сего пророка изменником, но в конце всего он получит торжество. Моисей посылается к фараону; но боится, чтобы чего-либо худого не воспоследовало за убийство одного египтянина. Фараон неблагодарно обходится с нам. Их спор пред лицом Божиим. Фараон самого себя делает Богом. Чудеса при купине и с рукою – сделавшеюся белой. Моисей в борьбе с волхвами, которые убеждаются в силе Божией и делаются верующими; Фараон рассуждает о достойном для них наказании. Израильтяне оставляют Египет и преследуются фараоном. Переход чрез Красное море и гибель фараона и его войска. История Авраама; он проповедует против идолопоклонства. Ной считается изменником, но защищается Богом. Гуд проповедует народу Ада, и Залиф – Тамуду (Thamud); последний, подрезав подколенную жилу верблюжьей самки, и сам погибает. Преступление и наказание содомитян. Народ Гровэ и пророк Шо-хаиб. Куран открыт при посредстве верного Духа (Гавриил), в долине Аравийской. Ученые иудеи признают эту истину на основании пророчеств из Св. Писания. Не должно приобретать дьяволов. Магомед почитается смиренным из верующих и ходатаем своего рода (clansmen). Демоны всегда окружают поэтов и сами живут в каждой долине, бездельно блуждая.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

«История паломничества в Суру возникла еще при жизни отца Иоанна Кронштадтского, и первым паломником в деревню Сура был сам батюшка, - напомнил священник. - Отец Иоанн вообще много ездил, но его поездки были в основном миссионерские, и единственная поездка именно с паломнической целью была поездка на малую родину, в деревню Сура. Кронштадтский пастырь явил этим глубочайший образец патриотизма, любви к своей родине. Примечательно, что мы не найдем аналогов в русских житиях, чтобы святой столько сделал для своей малой родины. Серафим Саровский в Курске сам ничего не строил, отец его, правда, построил там храм, но нет известий, чтобы преподобный Серафим ездил в Курск на свою малую родину. Нет сведений, чтобы Сергий Радонежский, родившийся близ Ростова, ездил периодически в Ростов. Вологда особенно не манила святителя Игнатия Брянчанинова. Напротив, Иоанн Кронштадтский каждый год (16 лет подряд!) отставлял все свои дела для того, чтобы съездить в Суру, что в то время было неимоверно сложно. Отец Иоанн отводил на эту поездку месяца полтора. Учитывая, что батюшку знали все, эти поездки всегда становились общественным событием, их освещали, с ним ездили фотографы, издавались альбомы, о его поездках писали газеты». Отец Геннадий также обратил внимание на то, что поездки батюшки на свою родину были своего рода вызовом общественному мнению. «В России конца XIX века, когда одни смотрели на Запад, другие в астрал, когда Родная земля не была высшей ценностью, это был подвиг. Нам трудно себе это представить, но даже сейчас мы больше любим Россию, чем любили ее в конце XIX - начале XX века, как впрочем и Царя мы любим гораздо больше, чем те, кто жили в годы его правления. И вот Иоанн Кронштадтский показывал всем, что Родина - это важнейшая ценность, учил, как ее надо любить. И поэтому я могу с уверенностью сказать, что самый большой патриот в истории России - это Иоанн Кронштадтский. Никто не показал большую любовь к своей малой родине, нежели он. На своей родине он основал целый монастырь, построил величественный Никольский собор. Он сделал из Суры святое место. Село еще при жизни отца Иоанна, в начале XX века, стало в один ряд с Оптиной, Соловками. Люди начали туда ездить просто на поклон», - отметил отец Геннадий.

http://ruskline.ru/news_rl/2008/12/01/v_...

Возникает вопрос: если все пророки были последователями ислама, откуда взялись иудаизм и христианство? Коран учит, что иудеи и христиане извратили послания пророков, и в результате возникли иудаизм и христианство (см. Сура 2:7579; ср. с аятами 81–83; Сурой 5, аятом 13). Из этого следует, что Священные Писания иудеев и христиан неполноценны. Мухаммед сказал, что полученные им откровения положили конец христианству и иудаизму и вернули людей обратно к истинной религии, которой следовал Авраам, — к исламу. Таким образом, говоря об Иисусе, Мухаммед считал Его пророком Аллаха, учение Которого было исламским. Давайте рассмотрим конкретные заявления Мухаммеда об Иисусе. Мы увидим, что в ряде случаев Мухаммед соглашался с Библией относительно некоторых событий из жизни Иисуса. Но Мухаммед и противоречит Библии в большинстве основополагающих моментов учения. Учение Мухаммеда об Иисусе Мухаммед сделал множество положительных заявлений об Иисусе, в частности, через кораническое откровение. В своем исследовании я подготовил полный список цитат из Корана, в которых описываются качества Иисуса, упомянутые также и в Библии. Пожалуйста, прочтите этот список, он дается в Приложении Д. Один из наиболее ярких отрывков — Сура 3:33–63. Знатоки ислама утверждают, что этот отрывок был принесен Мухаммедом в 9 году по мусульманскому календарю, когда его посетили христианские священники из Найрана (территории на северной границе современного Йемена). Они пришли, чтобы побеседовать с Мухаммедом об исламе. Мухаммед сказал им: «Станьте мусульманами». Они ответили: «Мы и есть мусульмане». А затем пояснили: «И до того, как мы встретились с вами, мы поклонялись Единому Богу». Тогда Мухаммед указал им на разницу между исламом и христианством. В первую очередь он рассказал им историю Марии, матери Иисуса, и историю рождения Иоанна Крестителя. (Эти истории включали в себя библейские элементы, но в них также было много информации, которой в Библии нет.) Затем он описал им Иисуса следующими словами: Иисус родился от девственницы

http://azbyka.ru/iisus-i-muxammed

Сура XXXII. О поклонении (Мекка): Куран есть истина Божья. Бог – творец и промыслитель. Воскресение. Поведение истинно верующих, когда они внемлют миру и мир их слушает; их награда; наказание неверующих; описание ада. Народ увещевается к вере и поучается судьбою разрушенных городов, их окружающих; они предупреждены будут о последнем дне. Сура XXXIII. Союзники (confederates) (Медина): Магомед восстает против лицемеров. Жены разводятся с мужьями после формулы: «отныне будь ты подобна спине моей матери», т. е. в действительности они теряют право быть матерями, а потому должны считаться незаконными. Никто не может при усыновлении чужого сына почитать его действительным сыном. Действительный союз детства и единокровия может быть заменяем союзом братства по присяге или клятве. Союз Божий с пророками. Чудесное соперничество в пользу мослемов проявляется в войне с союзной армией в Медине. Поведение лицемеров в сем случае. Выступление к нападению. Сражение и поражение Бену Курайгах иудеями; экзекуция мужчин; их жены поступают в рабство, имущество конфискуется. Законы о вдовах пророков; они должны быть скромными, осмотрительными и воздержными. Поощрение их к добру, также и верующих другого пола. Образцом поведения замужних Магомед ставит Зайнаба, который женился на жене, разведенной от своего господина, и усыновил сына Заиба. Для случая женщины, разведенной прежде сожительства с нею, нет надлежащего даже термина. Особенные привилегии, даруемые Магометом по отношению к женщине. Ограничение свободы женщины-вдовы. Мослемы не могут вступить в дом пророка без дозволения; после вкушения пищи они удаляются, не вступая с ними в домашние разговоры; в обращении же со вдовами они должны держать себя вежливо и благородно; не могут вступать в супружеские союзы ни с какими другими, кроме сего рода женщин. Подобные-же отношения позволяются для не имеющих покрывала. Бог и его ангелы благословляют пророка. Убийство неверного должно быть наказуемо. С женщинами требуется умеренное обращение. Предостережение лицемерам и осужденным в Медине. Поражение неверных в день судный. Человек из всего творения прежде всего несет ответственность в вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

В 1920 году власти приняли решение передать здание Сурского подворья под Дворец труда - профсоюзную организацию. Площадь перед подворьем получила название площади Профсоюзов. 4 июля в здание подворья прибыла комиссия, которая не смотря на противостояние со стороны прихожан церкви, арестовала насельниц и реквизировала имущество. В помещении церкви был устроен актовый зал. С этого события началась кампания по закрытию храмов в Архангельске. Первоначально Сурское подворье Иоанно-Богословского монастыря выглядело как двухэтажное деревянное здание на набережной Северной Двины, при котором были кельи для сестер и часовня. Это описание относится к 1904 г. Его автор Н. Большаков сообщает, что тогда подворье не имело своего храма. По приезде в Архангельск о. Иоанн Кронштадтский служил в Свято-Троицком соборе и Благовещенском храме. В июне 1906 г. Батюшка Иоанн совершил закладку нового каменного здания Сурского подворья, где должен был быть свой храм. При этом присутствовали также Архангельский епископ Иоанникий и протоиерей Архангельского кафедрального собора отец Михаил Сибирцев (в прошлом наставник Праведного Иоанна по Архангельской семинарии). Строительство подворья было завершено к середине октября следующего года. Подворье Иоанно-Богословского женского монастыря - одно из самых красивых зданий в Архангельске. Оно было построено в 1907 г. и просуществовало до 1920 г., т.е. деятельность его приходилась на наиболее трудный период в истории России - эпоху войн и революций. 13 октября 1899 г. в селе Сура Пинежского уезда сенатским указом была учреждена женская община " во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова " , преобразованная в 1900 г. в женский Иоанно-Богословский монастырь. Учредителем общины явился уроженец села Сура Иоанн Ильич Сергиев, протоиерей Андреевского собора в Кронштадте (Иоанн Кронштадтский). В ходатайстве об учреждении общины он писал: " Опытом дознано, что иноческие обители весьма много способствуют не только религиозно-нравственному просвещению местного населения, но и материальному улучшению хозяйственного быта - наглядным примером трудолюбия " . Штат монастыря к 1903 г. состоял из настоятельницы и 120 сестер. В 1914 г. сестер было уже 150; еще около 50-ти проживало в Сурском подворье в Архангельске, построенном отцом Иоанном в помощь обители. Монастырь содержался исключительно на средства Иоанна Кронштадтского, а после его смерти рассчитывал на помощь благодетелей, однако тщетно. Для изыскания средств на содержание монастыря еще Иоанном было устроено подворье в Архангельске.

http://sobory.ru/article/?object=18087

Многие мусульмане понимают стих Корана 54:1–2 в том смысле, что по велению Мухаммеда Луна на глазах у неверующих раскололась на две половинки. Текст гласит: «Приблизился час [Суда], и раскололся месяц! Но если они видят знамение, то отворачиваются и говорят: “[это всего лишь] колдовство длительное!”» (Коран, сура 54:1–2). И снова при таком понимании текста возникают проблемы. В этом отрывке Мухаммед не упомянут. Коран не объявляет это чудом, хотя здесь и употреблено слово «знамение» (ayah). Если здесь речь идет о чуде, то это противоречит другим местам Корана, где сказано, что Мухаммед не вызывал подобных сверхъестественных событий в мире природных явлений (ср. Коран, 3:181- 184 Далее, этот отрывок идет раньше, чем те, в которых неверующие просят о знамении. Если бы Мухаммед действительно совершил нечто подобное, это знамение наблюдалось бы повсеместно и было бы с изумлением воспринято во всем мире. Однако никаких свидетельств о таком феномене не осталось (Pfander, 311–12). Даже исламисты считают, что речь здесь идет о воскресении последних дней, а не о чуде во времена Мухаммеда. Предполагается, что фраза «приблизился час [Суда]» относится к концу времен. Время глагола понимается как обычное для арабского языка средство указания на грядущее пророческое событие. Ночной перелет Одно из упомянутых в Коране чудесных событий — это Isra, «ночной перелет» Мухаммеда. Многие мусульмане верят, что Мухаммед, перенесенный в Иерусалим, вознесся на небеса на спине мула. В суре 17 сказано: «хвала тому, кто перенес ночью Своего раба из мечети неприкосновенной в мечеть отдаленнейшую, вокруг которой Мы благословили, чтобы показать ему из Наших знамений» (Коран, сура 17:1). Позднее мусульманская традиция дополнила этот стих, рассказывая, что Мухаммед в сопровождении Гавриила прошел несколько уровней небес. Его приветствовали выдающиеся личности (Адам, Иоанн, Иисус, Иосиф, Енох, Аарон, Моисей и Авраам). Тогда же он упросил Бога изменить заповедь для верующих, чтобы они молились не пятьдесят раз в день, а только пять.

http://azbyka.ru/muxammed-predpolagaemye...

б) Толкование слов «вознесу тебя ко Мне»: это значит, что Аллах вознес Его к месту, где никто не мог судить Его, так как на земле люди осуждали один другого, но на небе нет истинного и всезнающего Судьи, кроме одного Аллаха». VI.Henorpeшuмocmь Христа в проповеди и в жизни Некоторые люди представляют себе, что непогрешимость в проповеди тесно связана с непогрешимостью поведения, но стихи Корана противоречат такому мнению. Мы читаем многие стихи, которые ясно показывают, что жизнь пророков не была безупречной ни до проповеди, ни после нее. Однако в Коране жизнь Христа описана как безгрешная, точно так как и Его проповедь. Ангел возвестил об этом, когда он сказал Его матери: «Я только посланник Господа твоего, чтобы даровать тебе мальчика чистого». Эль-Байдави сказал: относительно слова «безгрешный», что Иисус, являясь безгрешным, усовершался из года в год интеллектуально. VII. Знамения доказали уникальность Его проповеди Его проповедь была уникальной, то есть единственной в своем роде, и это было благодаря силе Святого Духа. Она была также уникальной по множеству знамений, сопутствовавших проповеди, намного превосходящих знамения всех других посланников Божиих. Мы читаем: «И Мы даровали Исе, сыну Марйам, ясные знамения» – сура 2,253. Этими знамениями являлись чудеса, сотворенные Иисусом. Аль-Байдави сказал: «Аллах даровал Ему специальное поручение и сделал Его чудеса основанием для Его преимущества превыше всех других посланников (пророков). Имелись ясные знамения и великие чудеса, превосходящие численностью чудеса всех других (пророков)». VIII. Его всеведение Коран говорит: «А когда был приведен сын Марйам в пример, – вот твой народ от этого отварачивается. И он, поистине, – признак часа (т.е. дня возмездия)». Сура 43, 57.61. Аль-Джалалан сказал, объясняя значение фразы «знамение для часа»: «Видим, что Иисус был знамением для часа, так как Он знал, когда день суда придет. Когда мы вспомним, что люди обычно признают, что Аллах отделен от Его творений, и только Он Сам знает времена и сроки, то мы сможем постигнуть то особое место, которое отводится Кораном Христу».

http://azbyka.ru/lichnost-xrista-v-evang...

Имеется также другая глубоко укоренившаяся проблема, причиной которой является следующий стих Корана: «И вот сказал Иса (Иисус), сын Марйам (Марии): «О сыны Исраила! Я — посланник Аллаха к вам, подтверждающий истинность того, что ниспослано до меня в Торе, и благовествующий о посланнике, который придет после меня, имя которому Ахмад». Когда же он пришел с ясными знамениями, то они сказали: «Это – явное колдовство!» Сура Абу Джафар аль Табари приводит одно место толкования некоторых богословов: «Я слышал, как посланник Аллаха сказал: «Я предназначен Богом быть печатью пророков. Действительно, Адам отошел в прах земной. Я хочу сообщить вам прежде, что мой отец Авраам молился, и Иисус объявил о мне, и моя мать имела видение. Подобно этому, матери пророков видели (во время родов моей матери) – великий свет воссиял из нее, достаточный, чтобы осветить дворцы в Дамаске». Это утверждение мусульмане понимают буквально, и поскольку в Евангелии нет никакого упоминания о пророчестве, касающемся Мухаммеда, а также нет и стиха, в котором Христос говорил бы о нем, то они говорят, что Евангелие недостоверно. Имеется третья трудность, поводом для которой является вера христиан в повествование о страданиях Христа и Его распятие, как основную истину их религии. Коран отрицает распятие, так как в нем об иудеях сказаны следующие слова: «Потому что они (иудеи) говорят: «Мы ведь убили Мессию, Ису, сына Марйам, посланника Аллаха» (а они не убили его и не распяли, но это только представилось им; и, поистине, те, которые разногласят об этом, – в сомнении о нем; нет у них об этом никакого знания, кроме следования за предположением. Они не убивали его, – наверное, нет, Аллах вознес его к Себе: ведь Аллах велик, мудр!) Сура 4,157. Имеется четвертая трудность, причиной которой является вера христиан в то, что Христос есть Сын Божий. Коран же отрицает это учение Библии в целом ряде стихов, которые я буду упоминать в надлежащих местах этой книги, приводя их толкование в комментарии ученых. 2. Отличительные характерные черты Христа в Коране

http://azbyka.ru/lichnost-xrista-v-evang...

Сура XVIII. Пещера (Мекка): Куран предостерегает от мысли, что Бог имеет рожденного им сына. Магомед не оскорбляется на тех, кто не верит этому. История о пещерных товарищах. Их число ведомо единому Богу. Магомеду неугодно открыть об этом. Ему угодно, чтобы люди повиновались Богу во всех вещах и чтобы нищих не было между ними. Адский огонь ожидает неверных, а рай предназначен для добрых. Притча о гордом виноградаре, разрушившем все, что было насаждено и взлелеяно смиренным человеком. Жизнь подобна травному былию, которое скоро иссыхает и пропадает. Божьи дела гораздо продолжительнее, нежели сынов мира. О последнем дне. Иблис отказывается поклоняться Адаму, люди поэтому не считают его своим покровителем. В последний день они тоже принуждены будут отказаться от своих патронов. Человек желает верить, но так, чтобы сопровождалось все примером. Неверные несправедливы и не могут разуметь как следует или руководствоваться чем-либо. Бог – благ и милостив. История о Моисее и его слуге в исследовании Эль-Гидр; недостаток рыбы при слиянии двух морей; принятие странного пророка; корзина служит лодкой, а в ней младенец плывет по каналу, здания и стены колеблются при этом. Моисей (в этом повествовании) кажется хочет делать объяснение в том, что для него кажется странным. Повесть о Дгуль-Карнаин: он работает на океане до захода солнца, строит крепости для Гога и Магога; пред судным днем они исчезнут; награда и наказание в сей день. Море чернил недостаточно для описания слов Господа. Пророк же его – только смертный человек. Сура XIX. О Марии (Мекка): Молитва Захарии о даровании ему сына-наследника и получение обетования о рождении Иоанна, в знамение чего он сам делается нем в продолжении трех дней. Рожденный Иоанн, по книге значит суд, благодать и чистота. История о Марии, благовещение, рождение ею под пальмовым деревом; Младенец Иисус в яслях. О её невинности и собственной миссии. Объявление дня судного. История Авраама; он упрекает своего отца, стращавшего камнем. Авраам молится за него; от него рождаются Исаак и Иаков. Моисей в общении с Богом и Аарон – помощник его. Измаил и Идрис, упоминаемые у пророков. Милосердый Господь в знамение благоволения дарует им потомство. Мекканцы, их приемники, получают обетование о райской награде, если покаются и будут верующими. Ангелы спускаются свыше по Божьему мановению. Весть о воскресении; наказание тех, кои возмущаются против Милосердого Бога. Упрек тем, кои думают, что при страшном суде необходимо иметь имущество и детей. Лживые боги должны быть пренебрегаемы их почитателями. Злые духи посылаются для искушения неверующих. Внезапность судного дня. Вся природа содрогается при вести, что Милосердый Господь рождает сына. Откровением этим человечество только предупреждается для примера и последующим поколениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010