К числу городов Крутицкой епархии в XVII в. прибавляют еще несколько. Иеромон. Леонид говорит, что к концу XVII в. из нынешних калужских городов ей не принадлежали только Калуга, Таруса, Боровск и Мосальск. Тут небольшая неточность. Ей не принадлежал Малоярославец. Он принадлежал патриаршей области, куда поступил в 1668 г. из Суздальской епархии, не принадлежал и весь Малоярославецкий уезд (Арх. М. Юст. Патр. К. Прик. кн. 71, л.л. 613–618. Истор. ц. в Калужск. губ. и епарх. 52. 237). О городе Медыни (старинный город Мезецк – П. Семенов. Географ. Словарь, III, 204) определенно ничего сказать нельзя; часть его уезда принадлежала Суздальской епархии (Патр. Каз. пр. кн. 71 л.л. 634–635). Вслед за Сахаровым иер. Леонид причисляет к Крутицкой епархии Епифань. Но г. Епифань в XVII в. сначала был в Рязанской епархии, отсюда поступил в Коломенскую, а из Коломенской обратно в Рязанскую (Афремов. Ист. обозр. Тул. губ стр. 47, 63. Современник. 1837 г. VII, 3, 317. Арх. М. Ю. Каз. П. Пр. кн. 42 (1658 г.) л. 318. Акт. Арх. Эксп. IV 204). Равным образом к половине XVII в. не состояли в Крутицкой епархии города: Карачев, Орел и Кромы, хотя первый только у иеромонаха Леонида, а два последних еще в проекте 1681–1682 г. об открытии новых епархий вместе с Болховым отнесены к ней. Но это города по проекту 1681–1682 г. входили в состав проектируемой Волховской епархии, как «открестные». Так и названы они в соборных делах. (Акт. Ист. V, 75). В то время, как Болхов по документам крутицкого казенного приказа (с 1650–1695 г.) значится в Крутицкой епархии, три тамошних церкви с тремя приделами в 1656 г. состояли в патриаршей области (Арх. М. Ю. К. Пат. Пр. кн. 39 л. 866) и относились к Карачевской десятине. Знак, что у патриарха с крутицким митрополитом были совместные владения и их епархиальные территории перепутывались. То же нужно сказать о перемышльских церквах и др. Очень спутанна епархиальная зависимость г. Вязьмы. Это обстоятельство мешает точно указать, что принадлежало одной епархии и что другой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

165 25 января 1788 года, в силу приказа еп. Виктора, представлена была ему из Суздаля ведомость о всех, особливо о малоуспевших учениках. На ведомости последовала такая резолюция. «Тупых и непонятных, да и посредственных, которые долговременно в семинарии находились и впредь в успехах их не предвидится успеха исключить из семинарии и велеть им приискивать места». Такого рода учеников оказалось после окончательного подсчета 24 человека. Были между ними и такие, которые, обучаясь одиннадцать лет, дошли лишь до класса синтаксимы, достигнув при этом почтенного двадцатилетнего возраста. Было несколько и таких, которые в течении четырёх лет не могли одолеть первой самой низшей школы. После увольнения всех этих безнадёжных для семинарской науки элементов Суздальская школа сберегла для своего скромного бюджета 144 рубля, расходовавшиеся раньше в жалованье уволенным. 166 Прибегая к исключению из своего состава учеников непонятных и ленивых только в редких случаях, дореформенная Суздальская семинария часто и переводила учеников в высшие классы, применяя к их познаниям довольно снисходительную оценку. «2 сего октября (1775 г.), писал в своём указе в семинарию преосв. Тихон вскоре по вступлении на Суздальскую кафедру, ученик философии Семен Миловидов, явясь ко мне, просил пономарского места при Покровском девичьем монастыре. Будучи по его малолетству спрошен, когда введен в философию, объявил, что прошедшего сентября сего года. Но, когда я ему даль из латинской книги прочесть и он прочёл одень небольшой период, то, первое, читал тупо, а второе, по-русски перевёл только mundo», сказав «в свете», а более ни одного слова не мог сказать. Для того его из философии вывести обратно в риторику и, если подобные ему имеются, то и их, и впредь таковых отнюдь не дерзать в высшие школы переводить из низших». 167 Правильных периодических выпусков, подобных нынешним, дореформенная семинария не знала. Ученик оставался в семинарии до тех пор, пока его не определяли на какое-нибудь священно-церковнослужителькое место или же сам не уходил в светское звание.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1719 г. Питирим, по желанию Петра, назначен епископом Нижегородским. В видах еще большего успеха его противораскольнической деятельности, (в день самого посвящения, 23 марта 1719 г.), в его Нижегородской епархии оставлены были города Балахна, Юрьевец-Повольский с уездами и часть Галицкого уезда, но только по духовным делам, т. е. по миссионерству, поставлению священников, судным делам и т. п., по денежным делам балахнинские, юрьевец-повольские и галицкие приходы остались в ведении патриаршего Казенного Приказа. О том, что города Балахна, Юрьевец-Повольский и часть Галицкого уезда по духовным делам поступили в Нижегородскую епархию, были посланы указы в Москву Игнатию, м. Сарскому и Подонскому, управлявшему духовными делами Патриаршей области, а также в Казанскую и Архангелогородскую губернии. 115 К последней принадлежал г. Галич, а Балахна и Юрьевец-Повольский при первом разделении России на губернии и по упразднении временно существовавшей Нижегородской губернии, снова отнесены к Казанской губернии. Губернские власти интересовались денежными делами, почему и поставляются в известность о приписке городов по духовным делам к Нижегородской епархии, кроме того, в силу указа 1713 г., они должны были помогать миссионерам. Оставление Балахны, Юрьевца-Повольского, части Галицкого уезда по денежным делам в Патриаршем Казенном Приказе может свидетельствовать с одной стороны о том, что денежные интересы служили главным препятствием к уступке разбросанных патриарших городов в соседние епархии, с другой стороны еще о том, что урок донских казаков не прошел даром для администрации бывшей Патриашьей области, начавшей было, хотя и весьма скупо, раздавать свое наследство на далеких окраинах. Таким образом, после 1719 г. часть Патриаршей области между реками Лухом, Волгой, Унжей и Ветлугой, врезавшаяся почти четырехугольником между Суздальской и Казанской епархиями, весьма заметно расширила территорию Нижегородской епархии, сделавшейся к востоку соседкой Суздальской епархии, а на северо-западе дошедшей до естественных границ рр. Волги и Унжи. Для соединения двух окраинных восточных частей Патриаршей области осталась узкая полоса через г. Гороховец, и то ненадолго. 116

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Первоначальное образование и. А. Карабинов получил в Суздальском духовном училище, которое окончил в 1893 г. по первому разряду. За хорошие успехи и отличное поведение он был награжден 10 рублями процентных денег с капитала В. Я. Менци, бывшего почетного блюстителя училища и коллежского советника 5 . Окончив Суздальское училище, он был зачислен во Владимирскую духовную семинарию, которую также окончил по первому разряду в 1899 г. 6 После окончания духовной семинарии И.А. Карабинов , успешно пройдя испытания, был принят на казенный счет в Санкт-Петербургскую духовную академию. В академии его учителем стал заслуженный ординарный профессор кафедры церковной археологии и литургики СПбДА Николай Васильевич Покровский (1848–1917) 7 . Он являлся научным руководителем И. А. Карабинова при написании кандидатского сочинения и магистерской работы, был его преподавателем как в СПбДА, так и в Археологическом институте Санкт-Петербурга, о чем еще будет сказано ниже. Правда, в воспоминаниях О. И. Карабиновой «учителем-преподавателем» Ивана Алексеевича значится проф. Дмитрий Павлович Митров, но из контекста письма трудно сказать, в каком именно смысле он упоминается в данном статусе 8 . В 1902 г. на соискание ученой степени кандидата богословия Иван Карабинов выбрал одну из тем, предложенных проф. Н. В. Покровским , под названием «Происхождение и состав Постой Триоди» 9 . После написания сочинения проф. Н. В. Покровский составил на него положительный отзыв, а в 1904 г. работа была удостоена премии действительного статского советника в размере 150 рублей 10 . В списках о переводе на следующий курс И. А. Карабинов всегда числился в первой тройке по успеваемости наряду с Б. В. Титлиновым и А. И. Аргентовым. В конце IV курса трое вышеуказанных студентов получили Макариевскую премию за высший общий балл по семестровым сочинениям за все четыре года обучения 11 . Так же И. А. Карабинов имел хорошую подготовку по различным языкам в числе которых были греческий, немецкий, латинский и французский языки 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Суздаль, мастерская Покровского монастыря, первая половина XVI в. Шелк, тафта (XVI в., Восток), бархат (XVI в., Италия), холст (Россия), шелковые, льняные, серебряные и золотные пряденые и сканые нити, серебро, стекло; ткачество, шитье, тиснение, позолота. 68х55,5 Происходит из суздальского Покровского монастыря. Поступила из Владимирского музея в 1931 г. 480 Инв. ТК-2694 Кат. 25 На среднике подвесной пелены к моленной иконе по красному шелку вышито поясное изображение Богоматери с Младенцем палевой руке. Ее голова повернута в сторону Младенца, правая рука прижата к груди. Младенец изображен прямолично, левой рукой он опирает о колено свернутый свиток; правой, отведенной в сторону, благословляет. Личное шито некрученым тонким шелком серовато-песочного цвета плотно «в раскол» «по форме» без оттенений. Черты ликов и волосы Младенца – темно-коричневые, зрачки глаз – желтые. Чепец у Марии и рубашка Христа шиты тонким некрученым голубым шелком «в раскол». Мафорий Марии – сканым золотом с малиновым шелком. Каймы на ее плечах шиты песочным шелком «в раскол», с золотой бахромой. Квадрат на очелье и круг на плече – пряденым золотом. Пряденой же золотной и серебряной нитью с тонкой прикрепой шиты гиматий Младенца, свиток, зарукавья, нимбы (швы – «ягодка с одним стежком», «городок», «денежка»). На нимбе Богоматери – синее просверленное стекло. Складки прошиты двойной серебряной «веревочкой». Контуры изображения и отдельные детали обведены настилом из белой нити под обнизь жемчугом. Фон средника сплошь зашит пряденым серебром с тонкой однотонной прикрепой простым швом. На фоне настилом белой нитью с обводкой золотной «веревочкой» выложены монограммы: мр у, хс . На обрамленных с двух сторон настилом под жемчуг широких каймах по темно-фиолетовому бархату по настилу белыми льняными нитями выложен узор в виде соединяющихся углами ромбов с завитками и включенных в них серебряных позолоченных дробниц разных типов (гладких «домиками», гладких треугольных, круглых выпуклых с тиснеными розетками, сердцевидных и ромбовидных с тиснеными на них лилиями и завитками). Подкладка из желтой тафты. На подкладке в верхнем углу пришита ярко-желтая хлопчатобумажная ткань с надписью чернилами: ОРУЖ. ПАЛ.//18975//ДН. 1441, пришиты шесть матерчатых петель и два металлических колечка.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

СПб., 1913. С. 285–291; Описание РО БАН. Т. 4, вып. 1. Повести, романы, сказания, сказки, рассказы/Сост. А.П. Конусов, В.Ф. Покровская. М.; Л., 1951. С. 227–233. 34.8.18. Требник. Середина XV в. 4 ° . 151 л. Без начала и конца. Сербский. Филиграни: 1) Звезда, вид: Брике, 6027 (1457 г.); 2) Голова оленя, вид: Лихачёв, 973–974 (1440–1441 гг.), Пиккар XV, 1, III, 422–423 (1436 г.); 3) Три горы, вид: Лихачёв, 2636 (1450-е гг.); 4) Ножницы с петелькой, близкий: Лихачёв, 3931 (1450 г). Записи: л. 54 об. – «...писасе сия книга глаголема Требник лето Господне 1725 в 15 икъ Стоиков от Пени пангиски...» (лист оборван, нрзб., XIII в.); л. 130 об. – «Сия книга кир Стоика мещанина из Пенишехера» (XIII в.); л. 151 об. – «Сия святая книга глаголемии Требник монастира Пекскаго...» (далее стёрто одно слово); л. 9 об., 148–151 – записи о вкладах, сербские (XIII в ). Содержание: л. 2 об.–7 об. – разрешительные молитвы. Описания: Срезневский В.И. Сведения о рукописях, печатных изданиях и других предметах, поступивших в Рукописное отделение Библиотеки Императорской Академии наук в 1900 и 1901 годах. СПб., 1902 Т. 1. С. 2–4; ПС XV, 1597. 45.8.157. Богослужебная рукопись (отрывок). Первая половина XIV в. 4°. 3 л . Пергамен. Содержание: л. 1–2 – отрывки молитв из чина исповеди. Описание: Пергаменные рукописи Библиотеки Академии наук СССР. Описание русских и славянских рукописей XI–XVI веков/Сост. Н Ю. Бубнов, О.П. Лихачёва. В. Ф. Покровская. Л., 1976. С. 115. Рукописи Владимиро-Суздальского объединённого историкоархитектурного и художественного музея-заповедника В-5636 / 35. Требник. 1530-е гг. 4°. 615 л. Филиграни: 1) Рука с цветком, тип: Лихачёв, 2875 2876 (1530-е гг.); 2) Единорог, вид: Лихачёв, 1564 (1529 г.); 3) Перчатка со звездой, вид: Пиккар XVII, V, 1695 (1534 г). Содержание: л. 94–115 об. – чин исповеди (без начала); л. 95 об.–97 – поновление; л. 98–100 об. – поновление инокам; л. 100 об.–103 об. – поновление священникам; л. 113–115 об. – поучение детям духовным; л. 115 об.–127 об.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

За Оранским За Нижегородским Благовещенским За Николаевским Амвросиевым Дудиным Б) за девичьими монастырями: За Богородичным, что в Лыскове За Курмышским Троицким Итого за монастырями: 17.541 Всего за домом Архиерейским и монастырями 20.436 Платёж в экономию 13. Епархия Рязанская Число душ Деньгами Хлебом За Архиерейским домом А) За мужскими монастырями: За Спасским Рязанским За Духовым За Троицким, что на устье реки Павловы За Солотчинским За Богословским За Николаевским Радовицким За Спасским Муромским За Благовещенским За Муромским Борисоглебским За Николаевским Чернеевым За Успенской Проломской пустынью За Михайловским Новорождественским За Троицким Яблоновым За Ряжским Дмитриевским За Донковским Покровским Б) За Аграфениной девичьей пустынью Итого за монастырями 22.640 Всего за домом Архиерейским и монастырями 31.142 Платёж в экономию 14. Епархия Белгородская Число душ Деньгами Хлебом За Архиерейским домом А) За мужскими монастырями: За Белгородским Николаевским За Курским Знаменским За Хотмышским За Валуйским Успенским Б) за Курским Троицким девичьим Итого за монастырями Всего за домом Архиерейским и монастырями Платёж в экономию 15. Епархия Суздальская Число душ Деньгами Хлебом За Архиерейским домом А) За мужскими монастырями: За Суздальским Спасо-Евфимиевым За Архангельским, что в Юрьеве Польском За Николаевским Шартомским За Суздальским Васильевским За Троицким, что при городе Шуе За Святокукоцким За Золотниковской пустынью За Никольской Пищуговой пустынью За Нижеломовским Богородичным Казанским Б) за девичьими монастырями: За Покровским За Ризположенским За Александровским Суздальским Итого за монастырями 21.247 Всего за домом Архиерейским и монастырями 24.770 Платёж в экономию 16. Епархия Вологодская Число душ Деньгами Хлебом За Архиерейским домом А) За мужскими монастырями: За Кирилловским Белоезерским с приписными 21.590 За Спасокаменским За Павловым Обнорским За Спасским Иннокентиевым За Спасо-Прилуцким За Спасским Козорским Нуромским За Корнилиевым За Глушцким

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

СОХРАННОСТЬ Шитье в личном имеет большие утраты (виден фон красного шелка), утраты шитья в доличном. Золотные нити секутся, отстают. Утрачен весь жемчуг, что отмечено в документе 1931 г. (см. примеч. 1), остался настил и две серебряные дробницы. Другие дробницы помяты, позолота потерта. На плече Богоматери остались нити от утраченного камня или дробницы. Бархат на кайме вытерся, сечется, имеет прорывы (виден белый и синий холсты), сильно выцвел. Подкладка сечется, по краям отстает, местами грубо прикреплена белыми и красными шелковыми нитями, в левом нижнем углу – заплата. Общая загрязненность. ИКОНОГРАФИЯ Иконография традиционная (см. кат. 9). Особенностью изображения являются перекрещенные пальцы правой руки Богоматери. АТРИБУЦИЯ Художественные и технологические признаки (тонкий рисунок ликов и рук, отсутствие в них оттенений, небольшой набор золотных швов, использование шелкового шитья в одеждах) дают возможность датировать пелену не позднее середины XVI в. Узор же на каймах встречается на нескольких пеленах, поступивших из Суздаля 481 , что может подтвердить их суздальское происхождение. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 17, 18975; Георгиевский б/г. С. 4. 26. ПЕЛЕНА БОГОМАТЕРЬ ЗНАМЕНИЕ Суздаль, мастерская Покровского монастыря (?), середина XVI в. Атлас (XVI в., Восток), тафта (XVI в., Западная Европа), хлопчатобумажная ткань (XVI в., Восток), шелковые, льняные, серебряные и золотные пряденые и сканые нити, серебро; ткачество, шитье, тиснение. 37х33 Происходит из суздальского Покровского монастыря. Поступила из Владимирского музея в 1931 г. 482 Инв. ТК-2559 Кат. 26 На среднике подвесной пелены к небольшой моленной иконе по малиновому атласу вышито изображение поясной Богоматери Знамение. На ее груди в круге – поясное изображение Младенца, одна рука которого – в молитвенном жесте, другая держит свернутый свиток. На нимбе Младенца буквы – он, на фоне – мр у, хс. Личное шито тонким некрученым шелком песочного цвета «в раскол» «по форме», что создает чуть заметные оттенения.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

К 1 апр. 1925 г. в Николаеве имелось 5 правосл. общин, насчитывавших 3750 чел. В 1925 г. представители правосл. общины пытались получить не действовавшую с 1915 г. часовню в Николаевском торговом морском порту, но власти ее закрыли. К кон. 1925 г. в Николаевском округе насчитывалось 38 правосл. общин, к-рым принадлежало более 30 храмов. В Николаеве «тихоновскому» течению принадлежали церкви: кладбищенская Всехсвятская (391 чел.), Александро-Невская полковая (982 чел.), греч. Николаевская (572 чел.), Леонидо-Феодосиевская (165 чел., в 1926 перешла к обновленцам). В Новоодесском р-не действовала Архангело-Михайловская ц. в с. Себине (877 чел.). В Варваровском р-не «тихоновское» течение имело Екатерининскую ц. в с. Трихаты (1839 чел.), Преображенскую ц. в с. Нечаянном (645 чел.), Петропавловскую ц. в с. Петровском (610 чел.). Во Владимировском р-не имелись 4 правосл. церкви: Архангело-Михайловская в с. Дрентелево, Покровская в с. Ново-Владимировка, Троицкая в с. Софонове (Троицком), Николаевская в с. Владимировка. Самой многолюдной была община в Софонове - 1340 чел. Правосл. общины в Николаевском р-не действовали при церквах: Богоявленской и Духовской в пос. Богоявленск, Покровской в пос. Воскресенск, Духовской в с. Водопой (ныне в черте Николаева), Рождество-Богородичной и Успенской в с. Калиновка, Петропавловской в с. Матвеевка, Архангело-Михайловской в с. Пересадовка, Георгиевской в с. Широкая Балка, Рождество-Богородичной в с. Валовском, Петропавловской в с. Балабановка. Самыми многочисленными были общины сел Пересадовка и Валовское - 1500 и 1457 чел. соответственно. В Очаковском р-не правосл. общины действовали в Николаевской ц. в с. Куцуруб (1433 чел.), Николаевской ц. в с. Аджисполь (1870 чел.) и в ц. св. Евфросинии Суздальской в с. Парутине (815 чел.). В Вознесенском р-не имелась 1 «тихоновская» община - при Покровской ц. в с. Белоусовка. В Привольнянском р-не также действовала одна Покровская ц. в с. Привольном. В Новобугском р-не православные объединились вокруг 3 церквей: Успенской и Покровской в с. Явкине и Димитриевской в дер. Новодмитровка. Самым многолюдным был Успенский приход в Явкине - 1128 чел.

http://pravenc.ru/text/2565630.html

А. В. Кузьмин XVIII-XX вв. При образовании губерний в 1708-1710 гг. территория Владимирского края вошла частью в Московскую (Владимир, Суздаль, Юрьев-Польской, Шуя, Переславль-Залесский), частью в Казанскую (Гороховец, Муром, Вязниковская слобода) губернии. 2 марта 1778 г. была учреждена Владимирская губ., 1 сент. того же года преобразованная во Владимирское наместничество, статус городов получили Александров, Вязники, Киржач, Ковров, Меленки, Покров, Судогда. 31 дек. 1796 г. наместничество стало губернией. В 1910 г. Владимирская губ. состояла из 13 уездов: Александровского, Владимирского, Вязниковского, Гороховецкого, Ковровского, Меленковского, Муромского, Переславль-Залесского, Покровского, Судогодского, Суздальского, Шуйского и Юрьевского, ее территория составляла 42,8 тыс. кв. верст. В губернии имелось 15 городов, 1 посад и свыше 8 тыс. поселений. 21 сент. 1917 г. из Владимирской губ. в Московскую были переданы с. Орехово (совр. г. Орехово-Зуево) и мест. Никольское Покровского у., в 1918 г. в новообразованную Иваново-Вознесенскую губ. из Владимирской были включены Шуйский у., отдельные волости Суздальского и Ковровского уездов, в 1921 г.- сев. часть Вязниковского у. В 1921-1922 гг. часть территории Владимирской губ. отошла Московской и Нижегородской губерниям, во Владимирской губ. осталось 7 уездов: Александровский, Владимирский, Вязниковский, Гусевский, Ковровский, Муромский и Переславль-Залесский. 14 янв. 1929 г. образовалась Ивановская промышленная обл., состоявшая из бывш. Иваново-Вознесенской, Владимирской (в виде Александровского и Владимирского округов) и Костромской губерний. 14 авг. 1944 г. была создана Владимирская обл. в совр. границах. К 2004 г. В. о. была поделена на 16 районов: Александровский, Вязниковский, Гороховецкий, Гусь-Хрустальный, Камешковский, Киржачский, Ковровский, Кольчугинский, Меленковский, Муромский, Петушинский, Селивановский, Собинский, Судогодский, Суздальский и Юрьев-Польский; имела 23 города, 33 поселка, 2481 сельский населенный пункт. Религия

http://pravenc.ru/text/154967.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010