суздальском Покровском мон-ре



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

ЗВЕРИН В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ...Искать в Источникеpravenc.ru
... В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Новгородской и Старорусской епархии) , в г. Вел. Новгороде. Название обители происходит от микротопонима Зверинец, по одной из версий обозначавшего лес, в к-ром охотились новгородские князья. Время основания неизвестно, исследователи датировали возникновение З. м. периодом с кон. XI в. (В. Л. Янин) до 1-й трети XII в. (Петров. 1999. С. 6) . Впервые З. м. упоминается под 1148 г., когда в нем от удара молнии сгорела деревянная Богородицкая ц. (ПСРЛ. Т. 3. С. 28, 124; Т. 4. Ч. 1. С. 587) . Под 1192 г. сообщается о поставлении в монастыре в Зверинце игум. Евфросинии (Там же. С. 231) . В 1300 г. в З. м. была срублена деревянная Богородицкая ц. (Там же. С. 91) . В 1335 г. архиеп. свт. Василием Каликой построена ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы ( Там же. С. 346-347 ) , к-рая в 1399 г., при архиеп. Иоанне II, была полностью перестроена на собранную новгородцами сумму и освящена архиепископом «с попы и с клиросом святеи Софии» 1 окт. того же года ( Там же. С. 389, 394 ) . 1 сент. 1465 г. Новгород поразила эпидемия, вероятно, чумы, позднее именовавшаяся Симеоновским мором ( Там же. Т. 16. Стб. 219-221 ) . Об ... текст полностью ...
Иконография — Статьи — Церковно-Научный Центр ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... 2-й пол. XIX в. из ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи с. Ветошкина Нижегородской обл.) в руках Е. свиток с текстом: «Господи, да будет на месте сем благословение Твое» (.) В 1823 г. была создана новая рака для мощей преподобного с изображением фигуры Е. на крышке и образами Е. и прп. Сергия Радонежского в молении Св. Троице на одной из стенок ( Косаткин. Мон-ри. 1906. С. 39 ) ; в композиции XIX в. на паперти собора Спасо-Евфимиева мон-ря святой написан вместе с Московскими святителями Петром и Филиппом. Единоличный поясной образ кон. XIX в. с частицей мощей находится в суздальском Покровском мон-ре. Существуют иконы и литографии с изображением Е. на фоне мон-ря, в схиме, с развернутым свитком ( текст: «Не скорбите убо братия... » ) , напр. эстамп 1870 г. из мастерской ТСЛ (ГИМ, помещен в кн. : Сахаров Л. И. Ист. описание суздальского первокл. Спасо-Евфимиева монастыря. Владимир, 1870) , хромолитографии нач. XX в. (частное собрание) . На иконе посл. трети XIX в. из частного собрания, написанной во владимирских иконописных центрах (Мстёра?) , Е. показан возле обители, со свитком в руке (надпись: «Благодарю Тя, Господи Боже мои, милостив еси... ») , в ... текст полностью ...
ВЛАДИМИРСКАЯ И СУЗДАЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯИскать в Источникеpravenc.ru
... Боголюбского, Георгия (Юрия) Всеволодовича и его семьи, пострадавших от монголо-татар, Глеба Андреевича, Мстислава Андреевича, Изяслава Андреевича, Изяслава Глебовича, Константина Всеволодовича. В Успенском Княгинином жен. мон-ре хранится частица мощей мч. Авраамия Болгарского. В возрожденном соборе владимирского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря пребывают мощи священноисп. еп. Афанасия (Сахарова) . В Рождество-Богородицком соборе Суздаля почивают мощи свт. Иоанна, в суздальском Покровском мон-ре - мощи прп. Софии Суздальской. В суздальской ц. во имя равноапостольных Константина и Елены (приход принадлежит к «суздальскому» расколу) находятся мощи прп. Евфимия, основателя Спасо-Евфимиева мон-ря, и прп. Евфросинии. В храме в честь Смоленской иконы Божией Матери в Суздале хранятся частицы мощей преподобноисп. Леонтия (Стасевича) . В муромском Благовещенском мон-ре почивают мощи блгв. кн. Константина Муромского и его сыновей Михаила и Феодора. В муромском Свято-Троицком мон-ре находятся св. останки благоверных кн. Петра и кнг. Февронии. В муромском Николонабережном храме покоятся мощи прав. Иулиании Лазаревской, за алтарем храма находится ... текст полностью ...
ИСАИЯ • Православная Энциклопедия под редакцией ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Сб. науч. тр. Челябинск, 2006. Вып. 4. С. 100-129 (.) Песнопение «Да молчит всякая плоть» распева архим. Исаии (Лукошкова) . Список 2-й четв. XVII в. (РГБ. Ф. 304. I. № 429) 1321 (. Л. 195–195 об.) Последующие события Смутного времени И. пережил в своем мон-ре. В мае 1613 г. он присутствовал на Земском соборе, избравшем Михаила Феодоровича Романова на царство, он подписался под утвердительной грамотой сразу же за архиереями, 1-м из монастырских настоятелей (СГГД. Ч. 1. С. 637) . В дек. 1614 г. царь Михаил поручил И. возглавить погребение старицы-царицы Александры (Ирины Годуновой) в суздальском Покровском мон-ре (Описание актов собр. гр. А. С. Уварова: Акты исторические, описанные И. М. Катаевым и А. К. Кабановым. М., 1905. С. 159-160) . 25 марта 1615 г. он дал вкладом певч. сборник «храму Благовещения Пречистыя Богородицы и пределов ея у Соли Вычегодской на посаде» ( ГИМ. Син. № 819. Л. 1-28 ) , в к-ром началось служение и развивалось творчество мастера. В июне 1619 г. И. участвовал в избрании на Патриаршество Филарета (Романова) . В обряде наречения и поставления И. вместе с др. высокопоставленными лицами встречал при торжественном выходе патриарха Иерусалимского ... текст полностью ...
ИОАНН • Православная Энциклопедия под редакцией ...Искать в Источникеpravenc.ru
... сложилась: святой внешне напоминает свт. Леонтия, на нем многокрестная фелонь и белый клобук. Святители изображены в позе оранта, с благословляющей десницей, в левой поднятой руке Евангелие (т. н. зарайский тип) , это изображение явно восходит к аналогичным иконам Московских и Ростовских святителей, существовавшим уже в XV в. Рост почитания И. во 2-й пол. XVI в. подтверждается созданием шитого покрова на его гробницу, вложенного в Рождественский собор в 1578 г., при еп. Варлааме, кнг. Евдокией (в иночестве Евпраксия) , 1-й женой кн. Владимира Андреевича Старицкого, жившей в суздальском Покровском мон-ре. В 1581 г. она же вышила аналогичный покров с изображением свт. Феодора (Трофимова.) 1982. Кат. 39, 40 (; очередность исполнения произведений свидетельствует о более высоком статусе И. Композиция покровов с прямоличными фигурами святых в средниках, с текстами тропаря и кондака на каймах и со вкладными надписями обычна для предметов такого типа; образ И. исполнен в соответствии с общими чертами его иконографии и выделяется лишь богатой орнаментацией деталей) примечательно изображение полиставрия с крестами в кругах, напоминающее об аналогичном облачении свт. ... текст полностью ...
свт. Иоанн Суздальский и Нижегородский, еп. — ...Искать в Источникеelitsy.ru
... сложилась: святой внешне напоминает свт. Леонтия, на нем многокрестная фелонь и белый клобук. Святители изображены в позе оранта, с благословляющей десницей, в левой поднятой руке Евангелие (т. н. зарайский тип) , это изображение явно восходит к аналогичным иконам Московских и Ростовских святителей, существовавшим уже в XV в. Рост почитания И. во 2-й пол. XVI в. подтверждается созданием шитого покрова на его гробницу, вложенного в Рождественский собор в 1578 г., при еп. Варлааме, кнг. Евдокией (в иночестве Евпраксия) , 1-й женой кн. Владимира Андреевича Старицкого, жившей в суздальском Покровском мон-ре. В 1581 г. она же вышила аналогичный покров с изображением свт. Феодора ( Трофимова. 1982. Кат. 39, 40 ) ; очередность исполнения произведений свидетельствует о более высоком статусе И. Композиция покровов с прямоличными фигурами святых в средниках, с текстами тропаря и кондака на каймах и со вкладными надписями обычна для предметов такого типа; образ И. исполнен в соответствии с общими чертами его иконографии и выделяется лишь богатой орнаментацией деталей (примечательно изображение полиставрия с крестами в кругах, напоминающее об аналогичном облачении свт. ... текст полностью ...
ЕВФИМИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ...Искать в Источникеpravenc.ru
... трапезной, построенной после 1551 г. мастерами предположительно польско-литов. происхождения (Баталов А. Л.) Литвины польской короны на службе московского царя: К постановке проблемы Пинакотека. 2005. № 1. С. 193 (. Готические мотивы, указывающие на строительство церкви-колокольни теми же мастерами, присутствуют и в интерьере ц. Рождества Иоанна Предтечи. Ее пространство перекрыто не имеющим аналогов в рус. архитектуре зонтичным сводом на кронштейнах, часто используемым для перекрытия конх в готических постройках. Это позволяет датировать ее в том же временном пределе, что и трапезную суздальского Покровского мон-ря. Наверное, она была возведена ранее существующего монастырского собора, т. к. деревянный переход) на к-рый указывает портал дверного проема во 2-м ярусе (мог соединять колокольню только с собором, у которого, как и у собора в Покровском мон-ре, были 2-этажные паперти. Это мог быть только собор 1-й четв. XVI в., современный не имеет подклета и соответственно 2-этажных папертей.) В кон. XVI-XVII в. к церкви-колокольне была пристроена 3-пролетная звонница с часобитней, к-рая упоминается в описи 1660 г. : «... колокольница каменная о два верха; на колокольнице ... текст полностью ...
ВОДООСВЯЩЕНИЕИскать в Источникеpravenc.ru
... во исцеление болящего и в защищение дома», т. е. представляет собой молитву краткого последования, совершавшегося в домах больных. Эта молитва стала основой чина омовения св. мощей, параллельного чину малого В. Малое В. Малым В. в правосл. Церкви называют чин т. н. водосвятного молебна. В отличие от великого В., основанного на чине крещального В. и имеющего своим центром подобную анафоре торжественную молитву над водой, центром малого В. является освящение воды через прикосновение к святыне - к Кресту или к св. мощам. Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Икона из суздальского Покровского мон-ря. Нач. XVI в. (ГВСМЗ) Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Икона из суздальского Покровского мон-ря. Нач. XVI в. (ГВСМЗ) Одной из традиций, повлиявших на установление практики малого В., стало празднование в К-поле Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня 1 авг. - большинство рукописей чина малого В. прямо называют его чином «водоосвящения 1 августа». Также очевидна связь чина малого В. с чином омовения во Влахернах - Влахернский храм Богоматери и чудотворный источник в нем прямо упомянуты в тропарях малого В. : « ». ... текст полностью ...
; впосл. старообрядческий Славский епископ (, ...Искать в Источникеpravenc.ru
... смирение и терпение» К.) см. письмо Е. П. Мельникова к К., 1880 г. - РГБ. Ф. 164. Карт. 17. Ед. хр. 27. Л. 1 об. (.) В 1864 г. К. находился в С. -Петербурге, работал в Имп. Публичной б-ке, познакомился с ее директором А. Ф. Бычковым, а также с издателем ж. «Христианские древности» В. А. Прохоровым. В кон. года книжник совершил паломническую поездку в Тихвин, Новгород, Псков, затем вернулся в Москву. В марте 1869 г. К., потерпевший поражение в защите «Окружного послания», уехал из Москвы и вскоре совершенно отошел от участия в церковных делах и от писательского труда. Жил в Калуге, в Покровском мон-ре близ Клинцов. В 1876 г. в Калуге К. встретился с Т. И. Филипповым, видным гос. чиновником и правосл. публицистом, получившим в старообрядческой среде известность благодаря выступлениям в С. -Петербургском отд-нии Об-ва любителей духовного просвещения о возможности снятия клятв Большого Московского Собора 1666-1667 гг. на старый обряд. К. и Филиппов состояли в переписке, начавшейся ранее личного знакомства и продолжавшейся неск. лет. В их письмах затрагивались вопросы совр. церковной жизни, в частности заседания С. -Петербургского отд-ния Об-ва любителей духовного ... текст полностью ...
КАМЕННОБРОДСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ ...Искать в Источникеpravenc.ru
... при общине были открыты приют и одноклассная школа для девочек ( 10-20 чел. ) , в к-рой воспитанницы обучались золотошвейному мастерству. В 1903 г. для школы был выстроен новый просторный корпус. К 1911 г. в школе обучались 19 девочек и мальчик. С 1911 г. при обители имелись больничная палата и аптека, монастырский штат включал фельдшерицу. В июле 1913 г. 2 или 3 насельницы должны были обучаться на миссионерских курсах в саратовском Крестовоздвиженском жен. мон-ре (в т. ч. на «книгонош») . В янв. -февр. 1917 г. 2 насельницы посещали миссионерские противосектантские курсы при балашовском Покровском мон-ре. В годы первой мировой войны монахини ушли сестрами милосердия на фронт, в обители проводился сбор пожертвований для солдат. Существовала трапезная для нищих. К кон. XIX в. недалеко от К. м. открылся незамерзающий источник минерализованной воды, всего обнаружено 9 родников. Для приема многочисленных паломников к источникам (в т. ч. представителей дворянских фамилий - Голицыных, Строгановых, Трубецких) были выстроены 4 гостиницы и странноприимных дома. Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и место разрушенного Троицкого собора. Фотография. 2008 г. ... текст полностью ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: суздальском Покровском мон-ре
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"