Е. была похоронена у сев. стороны алтаря монастырского Смоленского собора. В 1-й пол. XIX в. в алтарную стену собора перед гробницей была вставлена каменная плита с памятной надписью, сохранившаяся до наст. времени. В кон. XVII в. над надгробными плитами Е. и Феофании (скорее всего прибывшей вместе с преподобной из Покровского монастыря) была установлена часовня, перестроенная в 1720-1722 гг. После уничтожения кладбища и перепланировки монастырской территории в кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. могильный камень с именем Е. приблизительно указывает первоначальное место ее захоронения. Е. издревле почиталась в Новодевичьем мон-ре. «Година Олене Девочкине, первой начальной строитель», «память старице Елене Девочкине, первоначальной во обители Пречистые Богородицы» и ее роду были записаны во вкладной книге Новодевичьего мон-ря 1674/75 г. и в монастырском синодике 1705 г. К нач. XVIII в. относятся свидетельства общерус. почитания Е. Она прославляется в «Похвале русским святым» (1-я четв. XVIII в.): «Преподобная Елена, московская игуменья, всеизрядная учительница девственного чина, вождь ко спасению известна» (РГАДА. Ф. 188. Ед. хр. 1200. Л. 20). В «Описании о российских святых» (известно в списках XVIII-XIX вв.) о Е. сообщается: «Преподобная мати Елена, игуменья Новодевичья монастыря, преставися в лето 7056 месяца ноября в 18 день» (С. 75). Торжество возобновления почитания Е. состоялось в Новодевичьем мон-ре 10 авг. 1999 г., в день празднования Смоленской иконы Божией Матери. После литургии, совершенной в Смоленском соборе Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, прозвучали новосоставленные тропарь и кондак преподобной. В монастырской иконописной мастерской написан новый образ святой. Ист.: Николай Михайлович, вел. кн. Московский некрополь. СПб., 1907. Т. 1. С. 430; Источники по социально-экономической жизни России XVI-XVIII вв.: Из архива моск. Новодевичьего мон-ря. М., 1985. Вып. 1/2; АРГ: АММС. 126, 149. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 193-194; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 138-139; Голубинский. Канонизация святых. С. 355; Кузнецов И. И., свящ. Могила первой игумении моск. Новодевичьего мон-ря схим. Елены (Девочкиной)//Московская церк. старина: Тр. комис. по осмотру и изуч. памятников церк. старины г. Москвы и Моск. епархии. М., 1904. Т. 1. С. 1-8; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 558; Геннадьева О. Московская заступница//ЖМП. 1999. 10. С. 12-16; Трутнева Н. Д. Игумении моск. Новодевичьего мон-ря: 1525-1920-е гг.//Новодевичий мон-рь в рус. культуре. М., 2001. С. 57-58; Святые града Суздаля. Суздаль, 2004. С. 214-216; Шарганов П. Новодевичий мон-рь и первая игуменья его Елена (Девочкина)//Моск. журнал. 1996. 10. С. 27-33; Макарий (Веретенников), архим. Свт. Макарий, митр. Московский, и архиереи его времени. М., 2007. С. 517-518; Святые и подвижники благочестия суздальского Покровского мон-ря. Суздаль, 2007. С. 45-53.

http://pravenc.ru/text/189739.html

В нач. 50-х гг. XIX в. К. поселился в Белокриницком Покровском мон-ре (см. в ст. Белая Криница ); после кончины в 1854 г. инока Павла (Великодворского), исполнявшего в мон-ре обязанности письмоводителя, это послушание перешло к К. Белокриницкий митр. Кирил (Тимофеев) 20 окт. 1855 г. в Белокриницком монастыре рукоположил К. во епископа Новозыбковского, о чем просили выходцы из стародубских слобод, решившие принять Белокриницкую иерархию. К. приходилось часто менять место жительства из-за преследований полиции в России, стремившейся арестовать епископов новоучрежденной Белокриницкой иерархии (в 1879 К. писал, что он подвергся заключению «за епископство» - РГБ НИОР. Ф. 246. К. 205. Д. 12. Л. 15-15 об.). В одно из посещений старообрядческого Владимирского архиеп. Антония (Шутова) в дер. Б. Двор Богородского у. Московской губ. К. участвовал в поставлении Иова (Зрянина) в епископа Кавказского и Донского; в янв. 1857 г. в Гуслице состоялась хиротония Геннадия (Беляева) во епископа Пермского, к-рую совершили архиеп. Антоний, К. и Иов. По словам К., им «рукоположены были токмо два священника и два диакона, по крайней неудобности» (Там же. Ф. 496. К. 1. Д. 1. Л. 1 об.). К. побывал в Иоанна Нового Сочавского монастыре (ныне в Румынии) «для обозрения древности». 16 окт. 1858 г., во время очередной поездки из Киева в Куреневский монастырь, К. был арестован в мест. Паволочь (ныне село в Житомирской обл., Украина). 30 янв. 1859 г. последовало постановление об отсылке его в мон-рь, 7 апр. он был доставлен в Евфимиев суздальский в честь Преображения Господня монастырь. Имевшиеся у К. деньги (167 р.) он попросил раздать беднейшим жителям Суздаля и передать мон-рю для нужд арестантов. Ко времени прибытия К. в Спасо-Евфимиев монастырь там содержались 2 старообрядческих епископа - Славский Аркадий (Дорофеев) и Тульчинский Алимпий (Вепринцев), позднее здесь оказался Геннадий (Беляев). Условия содержания старообрядцев были суровыми. К. много читал, посещавшие его отмечали кротость и смирение, с которыми он переносил заключение.

http://pravenc.ru/text/1841970.html

На территории К. м. проводятся ежегодные Всекубанские духовно-образовательные Кирилло-Мефодиевские чтения. 27 нояб. 2013 г. в Тимашёвске прошли Первые Михаило-Архангельские духовно-образовательные чтения, посвященные 700-летию со дня рождения прп. Сергия Радонежского . В Краснодаре действует правосл. б-ка «Троицкое слово», где священнослужители читают лекции, проводят встречи с читателями. Вторая по величине правосл. городская б-ка - им. равноапостольных Кирилла и Мефодия просветительской Краснодарской общественной орг-ции «Православная книга». Б-ки имеются почти во всех приходах митрополии. В 2005 г. при краснодарском храме Рождества Христова открылся детский дом «Рождественский». Помимо социальной опеки детский дом занимается духовным окормлением детей-сирот. В мон-ре в честь иконы Божией Матери «Нерушимая Стена» в Апшеронске возведено здание приюта для девочек до 7 лет. Д. В. Глухов Расколы на территории К. м. На рубеже XX и XXI вв. в пределах К. м. был создан ряд раскольнических кафедр. 17 апр. 1995 г. «епископ» Вениамин (Русаленко) зарегистрировал в Краснодаре Черноморско-Кубанскую епархию Русской православной церкви за границей (РПЦЗ), к-рая помимо общин в Краснодарском крае имела подворья в Курске и Перми. Данная структура была ликвидирована решением суда в 2009 г., к тому времени Вениамин входил в отделившуюся от РПЦЗ Русскую истинно православную церковь под упр. Лазаря Журбенко (см. в ст. Истинно православные христиане ). После снятия с регистрации епархиального центра официально действуют находящиеся в ведении Русаленко Крестовоздвиженский приход в ст-це Саратовская Горячеключевского р-на и «Курско-Коренной приход» в Краснодаре. Известна Краснодарская и Кубанская епархия Истинно православной церкви в юрисдикции лжемитр. Рафаила Прокопьева-Мотовилова, ее устав не зарегистрирован, почти все общины действуют нелегально; регистрацию в 2004 г. получил только Троицкий приход в Сочи, позже при нем был создан жен. мон-рь. Также неофициально действует Славянская и Южнороссийская епархия Русской православной церкви за границей в юрисдикции митр. Виталия (Устинова) (РПЦЗ(В)). Управляющий данной структурой «епископ» Виктор Пивоваров возглавляет Покровско-Тихоновский приход в Славянске-на-Кубани (зарегистрирован в 2000). В юрисдикции Российской православной автономной церкви (суздальского раскола) в Краснодарском крае в 2011 г. образована Армавирская и Северокавказская епархия; ее возглавил настоятель зарегистрированного в 2003 г. прихода св. Иоанна Крестителя в Армавире Василий Россоха, ставший «епископом» Марком.

http://pravenc.ru/text/2462169.html

И. принял участие в Соборе об установлении Патриаршества в России. В мае 1589 г. по приговору участвовавших в Соборе иерархов была учреждена архиепископия Суздальская и Тарусская. В нач. июля 1591 г., во время похода крымского хана Казы-Гирея на Москву, Суздальский архиепископ, находившийся тогда в столице, был направлен патриархом св. Иовом к русским войскам с Донской иконой Божией Матери . И. присутствовал при избрании и хиротонии в Москве в марте 1592 г. Новгородского митр. Варлаама . По сообщению П. М. Строева , в том же году И. был уволен на покой ( Строев. Списки иерархов. Стб. 655). Архиерей был погребен в построенном незадолго до его кончины Преображенском соборе Спасо-Евфимиева мон-ря, в юж. приделе во имя прп. Евфимия Суздальского. Сохранилась надгробная плита с надписью: «Лета 7102 месяца июня в 24 день, на память Рождества святаго славнаго пророка, предтечи, крестителя Иоанна, преставился раб Божий преосвященный архиепископ Иов Суждальский и Тарусский» ( Курганова Н. М. Страницы истории некрополя г. Суздаля. М., 2007. С. 70). В сер. XVII в. в Спасо-Евфимиевом мон-ре хранился покров с гробницы И.- «камка таусинная, на ней в кресте дробницы серебряны, золочены, по краям слова шиты золотом» ( Тихонравов. 1878. С. 38). Известна духовная грамота И., содержащая перечень многочисленных поминальных вкладов архиерея. Ист.: СГГД. Ч. 1. С. 584; Ч. 2. С. 95, 102; ДАИ. Т. 1. С. 229; ПСРЛ. Т. 14. С. 12; Т. 34. С. 233; Тихонравов К. Н. Описная книга суждальского Спасо-Евфимьева мон-ря 1660 г. Владимир, 1878. С. 25, 26, 38, 42; Акты суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря, 1506-1608 гг. М., 1998; Законодательные акты Рус. гос-ва 2-й пол. XVI - 1-й пол. XVII в.: Тексты/Подгот. текстов: Р. Б. Мюллер; ред.: Н. Е. Носов. Л., 1986. С. 58, 59. 40; Маштафаров А. В. Суздальский владычный дом в док-тах XVI - нач. XVII в.//РД. 1999. Вып. 5. С. 88-92; он же. Явочные челобитные 1568-1612 гг. из архива суздальского Покровского мон-ря//Там же. 2003. Вып. 9. С. 304. 34. Лит.: Федоров А. Ист. собрание о богоспасаемом граде Суждале//ВОИДР. 1855. Т. 22. Отд. мат-лы. С. 6, 31, 48, 51; Иоасаф (Гапонов), иером. Церковно-ист. описание суздальских достопамятностей. Чугуев, 1857. С. 26; Диев М. Я. Суздальская иерархия/Публ., предисл.: А. А. Титов. М., 1892. С. 61-62; Косаткин В. В., свящ. Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до нач. XIX ст. Владимир, 1906. Ч. 1. С. 44.

http://pravenc.ru/text/578170.html

В сер. XVIII в. В. м. был обнесен каменной оградой с 2 воротами и 4 башнями. В описях мон-ря XVIII в. упоминаются каменные 3-этажные настоятельские и 4 каменные братские кельи. К нач. XIX в. сохранились настоятельский корпус и «остатки второго каменного корпуса, служившего помещением для братии». С 1-й четв. XVII в. мон-рь владел двором в кремле Владимира. 1922-2005 гг. В ходе кампании по изъятию церковных ценностей у В. м. были конфискованы мн. предметы утвари. Постановлением губ. комиссии по ликвидации мон-рей и переучету церковных ценностей 14 апр. 1923 г., как и др. обители губернии, был закрыт, но в обращенном в приходской Никольском храме до кон. 20-х гг. совершались богослужения. Бывш. насельницы жили близ мон-ря, мон. Евпраксия ( 1980) несла старческое служение. 27 сент. 1937 г. на Бутовском полигоне был расстрелян служивший в В. м. прот. Сергий Сидоров. В 30-80-х гг. постройки мон-ря принадлежали колхозу, в Никольском храме размещались магазин, пекарня. В 1992 г. полуразрушенные здания В. м. стали подворьем суздальского в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-ря . В 1993 г. В. м. был открыт, старшей монахиней назначена насельница Покровского мон-ря Евфимия (Ромашова), 1 апр. 1999 г. утвержденная настоятельницей обители. В янв. 2005 г. в мон-ре жили 12 насельниц. Восстановлены холодный Никольский, теплый Сергиевский и надвратный Покровский храмы, келейный корпус, 2 башни. Арх.: РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. 314; Ф. 281; Ф. 1209. Оп. 1. 73. Л. 5; РГБ ОР. Ф. 256. 52; ГА Владимирской обл. Ф. 556; Ф. 567. Оп. 31, 43, 45; Р-357. Ист.: АФЗХ. Вып. 1, 3; [Опред. Св. Синода]//ЖМП. 1999. 5. С. 12; Частное строительство в Москве и Подмосковье. М., 2003. Т. 1. 491. С. 432-434. Лит.: ИРИ. Ч. 3. С. 608-609; Ч. 6. С. 648-649; Тихонравов К. Н. Упраздненный Волосов мон-рь//Владимирские ГВ. Ч. неофиц. 1856. 14. С. 110-111; он же. Синодик упраздненного Волосова мон-ря//Там же. 1861. 26. С. 107-108; он же. Церкви упраздненного Волосова мон-ря//Там же. 1869. 42. С. 99-101; Упраздненный Волосов мон-рь//Владимирский сб.

http://pravenc.ru/text/155175.html

В. был противником западноевроп. влияния на рус. двор. Швед. резидент в Москве писал, что, если следующим главой Русской Церкви будет избран В., против иностранцев в «усердии и кознях не будет недостатка». После кончины Патриарха Иосифа ( 1652) В. мог стать 1-м кандидатом на Патриарший престол. Казанский и Свияжский митр. Корнилий и протопоп Аввакум подали государю челобитную «о духовнике Стефане, чтобы быть ему Патриархом». Перед избранием В. постился и молился, прося Бога о даровании Русской Церкви достойного Первосвятителя, он предложил избрать Никона. При новом Патриархе В. постепенно был отстранен от активной церковной деятельности. В июле 1653 г. на Соборе Неронов в присутствии В. упрекал Патриарха Никона в том, что он перестал считаться с В. и др. «боголюбцами». После начала реформ (1653) В. встал на сторону Патриарха, но сожалел о расхождении с друзьями по кружку «ревнителей благочестия», к-рые стали учителями старообрядчества , и по возможности поддерживал с ними отношения. В 1-й пол. 50-х гг. XVII в. В. состоял в переписке с Нероновым и неоднократно пытался примирить его с Патриархом, Аввакум писал В. (в письме к Неронову Аввакум отмечал, что В. «всяко ослабел»). В 1653 г. В. основал Зосимо-Савватиевскую пуст. в Москве около Красного холма, через 3 года она была перенесена в с. Фаустово Гвоздненской вол. Московского у. В 1655 г. на средства царя В. построил московский в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь, где в том же году принял постриг с именем Савватий в честь Соловецкого преподобного. В. скончался в валдайском Святоозерском в честь Иверской иконы Божией Матери мон-ре , погребен в московском Покровском мон-ре. С 1658 г. его могилу часто посещал заботившийся о Покровском мон-ре Патриарх Никон, не раз он уходил от нее «плакався довольно». Сочинения В. неизвестны. Его считали автором «Слова о правде», входящего в сборник с владельческой записью В. Однако, как установила В. С. Румянцева, под этим названием фигурирует творение Ермолая-Еразма «Благохотящим царем правительница и землемерие». Возможно, В. подписывал свои сочинения псевдонимами, Н. Ф. Каптерев и позднее Е. К. Ромодановская высказали предположение, что послания Агафоника Суздальскому архиеп. Серапиону и Новгородскому митр. Никону написаны В. ( Каптерев. Т. 1. С. 90-92; Ромодановская. 1992. С. 48-49).

http://pravenc.ru/text/155232.html

Основание обители 36-летним Е., если исходить из его рождения в 1316 г., должно относиться к 1352 г., такая дата указана в пространной редакции Жития (РГБ. Троиц. 337. Л. 518; 696. Л. 11). Суздалем тогда владел вел. кн. Константин Васильевич (1331/32-1355), ни о каких владениях кн. Бориса в городе или близ него в это время сведений нет; кроме того, в 1352 г. суздальские земли сильно пострадали от опустошительной эпидемии чумы. По-видимому, создание обители Е. при участии кн. Бориса Константиновича на принадлежавшей последнему земле следует отнести к периоду после смерти Константина Васильевича († 1355) до начала борьбы кн. Бориса за нижегородский стол (1363). После смерти вел. кн. Константина Васильевича Нижегородско-Суздальское княжество было разделено между его сыновьями, Борис Константинович наследовал Городец и земли за р. Сурой. При этом, как можно думать, все сыновья, в т. ч. Борис, получили во владение территории в непосредственной близости от Суздаля, в частности, в плодородном и густонаселенном Суздальском ополье (см.: Кучкин В. А. Суздальское ополье в XIV-XV вв. и владения Спасо-Евфимьева монастыря//Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь в истории и культуре России: Мат-лы науч.-практ. конф. Владимир; Суздаль, 2003. С. 30). Владения близ Суздаля впосл. перешли к детям князей Бориса, Андрея , Даниила, Димитрия-Ногтя Константиновичей, дававшим эти земли в качестве вкладов в Спасо-Евфимиев мон-рь. В пространной редакции Жития Е. имеется рассказ об основании преподобным ранее 1363 г. по желанию др. сына Константина Васильевича - кн. Андрея (вел. кн. Нижегородско-Суздальский в 1355-1365) - неподалеку от Спасо-Преображенской обители суздальского в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-ря . Можно предположить, что Покровский мон-рь был создан на принадлежавших кн. Андрею пригородных суздальских землях. Первой настоятельницей Покровского монастыря стала двоюродная сестра Е. (племянница матери), до того подвизавшаяся в суздальском во имя мч. Александра Перского мон-ре .

http://pravenc.ru/text/187661.html

Изображение К. сохранилось в одной из групп рус. подвижников XVII в. в стенописи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре. Первоначальная живопись в академической манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия поновлялась и прописывалась в 70-х гг. XX в. и ок. 2010 г. К. написан крайним справа в профиль в мантии и клобуке, с седой окладистой бородой, его пальцы сомкнуты ниже груди. В кон. XX - нач. XXI в., после офиц. канонизации К., появились его иконы, выполненные в традиц. стилистике. Он представлен в композициях Соборов Владимирских и Суздальских чудотворцев, в частности в Покровском мон-ре Суздаля (на одной из икон - К. в коленопреклоненной молитве перед группой святителей). Как правило, К. изображен в верхних рядах слева в светлой рубахе как средовек с бородой средней величины, густые волосы взлохмачены. Кроме того, образ блаженного встречается на иконах «Собор Иваново-Вознесенских чудотворцев», напр. работы палехских мастеров (2011, Преображенский кафедральный собор в г. Иваново). Лит.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 143. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ Иванович Ворошин (1886 - 1937), блж., мч. (пам. 12 сент., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (кон. 1468 или кон. 1462? -.1557?), св. Христа ради юродивый (пам. 2 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГЕОРГИЙ блж., Христа ради юродивый, Новгородский (пам. 3 нояб., 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых) ГЕОРГИЙ (Будилов; XV в.), блж., Христа ради юродивый (пам. 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых), Шенкурский, Важский ГРИГОРИЙ, ЕВФРОСИНИЯ, АРТЕМИЙ И ДИМИТРИЙ († не позднее 1-й четв. XVII в.), праведные, Китовские, Шуйские (пам. во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, 7 июня - в Соборе Ивановских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), иерей, его дочь и миряне

http://pravenc.ru/text/1684732.html

В мае 1922 г. из Г. м. власти конфисковали оклады икон и др. церковное имущество из серебра весом 11 фунтов 92 золотника. 14 апр. 1923 г. постановлением Губ. комиссии по ликвидации мон-рей Г. м. был закрыт и передан в ведение губ. музею. До нач. 30-х гг. храмы Г. м. оставались приходскими. В 1929-1930 гг. с колокольни были сняты колокола, в сент. 1930 г. с иконостасов смыта позолота, расхищены старинные иконы, в 1940 г. сломаны Преображенский придел собора, св. врата с Покровской ц. В кельях и хозяйственных постройках разместились детский дом и общежитие техникума, уничтоженное кладбище использовалось местными жителями под огороды. После 1945 г. в храмах были устроены гараж, склад районной кинофикации, жилые помещения. Возрождение монастыря в 1993-2006 гг. Интерьер ц. во имя прп. Иоанна Лествичника. Фотография. 2005 г. Интерьер ц. во имя прп. Иоанна Лествичника. Фотография. 2005 г. Решением Свящ. Синода РПЦ 14 дек. 1993 г. Г. м. был открыт, наместником назначен иером. Петр (Радзин). 19 дек. в храме прп. Иоанна Лествичника состоялось первое богослужение, к-рое возглавил архиеп. Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов) . Насельники восстановили храмы Г. м., а также Знаменское подворье-скит (см. Гороховецкий Красногривский в честь иконы Божией Матери «Знамение» женский монастырь ), приняли участие в возрождении гороховецкого в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери женского монастыря , устроили гороховецкий Сергиев во имя великомученика Георгия Победоносца скит , построили ц. во имя прп. Силуана Афонского в дер. Перово Вязниковского р-на. Братией отреставрирован иконостас Казанской ц. в с. Красном. Г. м. оказывает благотворительную помощь детским приютам и нуждающимся, окормляет призывников в воинских частях, престарелых и инвалидов; в мон-ре проходят реабилитацию страдающие наркозависимостью и алкоголизмом. Скончавшийся 4 апр. 2003 г. игум. Петр (в схиме Алексий) был похоронен в Никольском храме Г. м. С 6 окт. 2005 г. наместник - игум. Илия (Иванов). К янв. 2006 г. в мон-ре - 13 чел. братии.

http://pravenc.ru/text/166259.html

К нач. XIX в. в мон-ре существовали 3 пруда, 2 сада, кедровая роща и орешник. Святыни В Б. м. хранился восьмиконечный деревянный крест, к-рым, по преданию, прп. Сергий благословил основателей обители (в наст. время в собрании Борисоглебского музея). Крест обит тонким листом золоченого серебра, оклад сделан, вероятно, в 1-й четв. XV в. В обители почитался список с Лиддской (Римской) иконы Божией Матери , привезенный в Б. м. из Москвы 9 февр. 1588 г. строителем Варлаамом (с 1954 - в Ростовском музее). В 2001 г. по благословению Ярославского архиеп. Михея (Хархарова) в ТСЛ был выполнен список с иконы и передан в Б. м. Др. реликвия мон-ря - «охранное знамя Сапеги» (в наст. время в ГТГ). Знамя выполнено в форме хоругви, на нем изображен арх. Михаил, охраняющий врата рая, и Иисус Навин. По легенде, это знамя Ян Сапега захватил в одном из сражений с рус. войсками (более вероятно, что это произведение годуновской школы шитья происходит из суздальского Покровского мон-ря, разграбленного поляками). Спасаясь после поражения от рус. войск под Калязином, Сапега остановился лагерем у Б. м. и оставил знамя в обители. Б. м. в 1924-2003 гг. Борисоглебский на Устье мон-рь. Вид с запада. Фотография. 2002 г. Борисоглебский на Устье мон-рь. Вид с запада. Фотография. 2002 г. Постановлением Борисоглебского волостного исполкома от 6 авг. 1924 г. здания Б. м. были переданы Ростовскому гос. музею. Несмотря на это, из упраздненного мон-ря в большом числе изымались художественные и письменные памятники, наиболее ценные из них вывозились в Ростов, Ярославль и Москву; иконы из Ростовского и Борисоглебского музеев составили основу собрания живописи ростово-суздальской школы в ГТГ. Большая часть монастырских икон была уничтожена. 8 нояб. 1928 г. в нек-рых помещениях Б. м. открылась музейная экспозиция, мн. помещения музей сдал в аренду. К 1940 г. Борисоглебский собор, Сретенская и Сергиевская церкви использовались под склад, в настоятельских покоях размещались банк и архив, в братском корпусе - общежитие милиции, в рассольном корпусе - кондитерское производство и склад льносемени, в подклете Благовещенской ц.- колбасное производство.

http://pravenc.ru/text/153193.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010