С Покровским монастырем связана и еще одна история. Как-то, снова приехав в Суздаль, я гуляла по монастырю с маленькими детьми. Старшей дочери было лет пять, второй — три с небольшим. Дети бегали за монастырскими кошками, кошки, явно не отвечавшие им взаимностью, прятались кто куда. Со стороны за всем этим наблюдали, улыбаясь, две насельницы, стоявшие у крыльца монастырского корпуса. Тут одна из кошек, измученная от детского внимания, изловчилась и юркнула в приоткрытую дверь монастырского домика. Дети задумались, а затем, после минутного совещания, встали напротив входа, и, взявшись за руки, запели детсадовскую песенку: «Серенькая кошечка, села на окошечко, хвостиком замахала, деток поджидала: «Где мои ребятки, серенькие котятки, спать пора ребяткам, сереньким котяткам». Это не могло не растрогать невольных зрителей – так забавно выглядели поющие маленькие девчушки с косичками, в одинаковых платочках. Насельницы не выдержали и вынесли дочерям сбежавшую кошку. И дети, подхватив ее на руки, радостно побежали гладить своего «военнопленного». Старшие дочери уже выросли, но каждый раз, собираясь в Суздаль, снова и снова просят рассказать им эту забавную историю. Много еще теплых воспоминаний связано с Суздалем. Вот и в этот раз, собираясь с детьми туда на праздники, я исподволь ожидала еще одного доброго «подарка» от любимого города. Вид на Суздальский Кремль В первые майские дни город был наполнен туристами – хорошая погода, красота мест, привычные развлечения – поводов побывать на Владимиро-Суздальской земле всегда предостаточно. Но прошло два дня, и на перерыв между праздниками отдыхающие разъехались, а мы с детьми остались, наслаждаясь тишиной и покоем города, гуляя по улочкам и переулкам. Суздаль сильно изменился за последние годы. На куполах большинства храмов сияют кресты, хорошеют улицы и фасады зданий, но и открываются один за другим рестораны, гостиницы вытесняют жилые дома, откуда-то стали появляться местные бомжи… Все это с одной стороны радует, с другой — огорчает и заставляет убегать подальше с центральных улиц в переулки, где еще сохранился дух старого города.

http://pravmir.ru/s-blagodarnostyu-za-xl...

Также небольшие погостские округа были во Владимирском уезде, в первой четверти XVII века. Из жалованной не судимой грамоты, от 30 марта 1623 года, Суздальскому Покровскому девичьему монастырю усматривается что к Николо-Ильинскому погосту приписано было всего 19 деревень, один починок и одна пустошь, а так как деревни в старину были немноголюдны, заключая в себе в среднем от 2 до 4 дворов, то выходит что в упомянутом погосте прихожан-домохозяев было от 70 до 75 человек, а всех прихожан (мужчин, женщин и детей) около 500 человек. Также не велик был и другой погост в том же уезде, а именно погост Никольский на речке Возотме. В нем числилось 20 деревень, 2 починка и две пустоши. 66 Еще меньший по размерам погост замечается в Чердынском уезде, Пермской области. Из писцовых книг XVII века (131 и 132 гг.) усматривается что в погосте Никольском-Ныробском, на речке на Роднике, было всего 8 дворов крестьянских, один двор бобыльский, а людей в них числилось 12 человек (т. е. дворохозяев) да 5 мест дворовых пустых. 67 В том же уезде было два гораздо большие погоста, именно: Косинский и Гаенский, которые вместе составляли одну соху и два прихода: а так как из царской грамоты от 1646 года мы узнаем что в Чердынском уезде в сохе числилось по 392 двора, то мы имеем довольно ясное представление о размерах этих двух погостов. 68 Самые точные сведения о размерах погостских округов мы имеем в царской жалованной грамоте Иверскому монастырю, от 1655 года, относительно трех погостов в Старорусском уезде, а именно: Коломенского, Черенчицкого и Рамошевского погостов отданных в вотчину монастырю «со крестьяны, и с деревнями, и с пустошами, по реке Ловоти, и со всеми угодьи, что к тем погостом изстари было крестьян и бобылей, и пашенныя земля, и сенные покосы, и рыбныя ловли, реки и озера, и лешие угодья, звериныя ловли, бобровые гоны, и всякия угодья». А по писцовым книгам «в Коломенском погосте в живущих село, да семнадцать деревень, да пятьдесят две пустоши, а в селе и в деревнях 124 двора крестьянских, а людей в них то ж, да в тех же дворах братии, и детей, и внучат, и племянников, и зятье, и сосед и подсоседников 459 человек (следовательно около 5 человек мужского пола на двор), да три двора бобыльских, а людей в них то ж, да в тех же дворех братий и детей шесть человек, да тех же деревень сошлых крестьян и их детей и братье шестнадцать человек, пашни паханныя, и перелогу, и лесом поросло, середния и худыя земли 1409 четвертей без третника, сена нет, лесу непашеннаго около поль в длину на осмь верст с полуверстою, а поперег на тринадцать верст с четвертью».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Порфирия, И. Д. Мансветова , Е. Е. Голубинского , В. А. Прохорова и Н. П. Кондакова , но до сих пор эти замечания имели лишь характер отрывочный, высказывались мимоходом при оценке отдельных памятников. Всю совокупность памятников, подлежащих нашему обследованию, мы сводим к следующим группам: 1) Памятники византийские от VI в. до падения Константинополя. 2) Памятники русские византийского типа: сюда относятся главным образом стенописи киевские, новгородские и владимиро-суздальские. 3) Памятники греческие XVI-XVIII вв., преимущественно Афонской горы. 4) Стенописи русские того же времени и особенно многочисленные стенописи храмов ярославских. В интересах полноты отметим также наиболее важные памятники периода древнехристианского. С VI столетия, вместе с установкою основного типа византийского храма, начинает слагаться коренной тип стенной росписи. Проследить шаг за шагом процесс этого развития пока невозможно; верно то, что памятники X в. представляют эту роспись в виде законченного целого, и в таком виде она переходит в Россию, где и находит свое приложение в указанных группах памятников. Византийские стенописи и мозаики XII и следующих веков представляют значительное расширение объема иконографического содержания, но отражения этого явления в стенописях русских мы не находим. В XVI в. следует возрождение греческого искусства и постепенное склонение греческой живописи в XVII в. к формам западным; необычайно широкое развитие иконографических тем разнообразного содержания и сильное осложнение символики храма составляет характерную черту стенописей греческих этого периода. То же явление замечается и в памятниках русских того времени. Связь между греческими и русскими памятниками, весьма заметная в XVI веке, начинает ослабевать в XVII в.; когда русские живописцы, освобождаясь все более и более от древних традиций, вступают на путь подражания западу и отчасти самобытного творчества: создают и разрабатывают совершенно новые циклы изображений, раскрывают идею литургии во всех подробностях и вносят в храм частные черты национальных верований, наряду с формами, заимствованными прямо с запада.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Не могло быть угодным духовенству Уложение царя Алексея Михайловича и своим решением вопроса о церковных имениях. Еще в 1580 г. Собором и синклитом с утверждения государя было постановлено, чтобы владыки и монастыри довольствовались только теми имениями, какими уже владели, и не покупали себе новых земель и вотчин, не принимали их в заклад и чтобы вотчинники своих вотчин по душам в монастыри не отдавали, а давали бы деньгами, сколько будет стоить жертвуемая вотчина, и только бедным монастырям, которым нечем жить, дозволено было бить челом государю о пожаловании их землею. Потому-то при первых наших патриархах, Иове и Гермогене, как мы видели, наши государи лишь подтверждали владыкам и монастырям прежние жалованные им грамоты на земли и вотчины, а вновь жаловали земельные владения только новым архиерейским кафедрам и новым монастырям. То же продолжалось и при патриархе Филарете и двух его преемниках. Царь Михаил Федорович дал подтвердительные грамоты, например, патриарху Филарету на Ржевскую десятину (1619), митрополиту Новгородскому Макарию (1623) и Коломенскому епископу Рафаилу (1627) на все их владения, также монастырям: Николаевскому корельскому, Васильевскому ладожскому, Вяжицкому, Кирилло-Белозерскому, Иосифо-Волоколамскому, Троицкому астраханскому, Покровскому суздальскому, Симонову и другим на все их владения. В этих грамотах подтверждались и все прежние права и привилегии духовных владельцев по управлению и суду в их вотчинах . А когда основалась новая архиерейская кафедра в Сибири и возникло там несколько новых монастырей, царь не замедлил назначить и кафедре и монастырям жалованье и наделить их землями . Иным монастырям, не жалуя новых земель и вотчин, жаловал или подтверждал другие льготы, доставлявшие им средства для жизни. Пожаловал, например, грамоты монастырям: Спасо-Прилуцкому на беспошлинную продажу 14 000 пудов соли, Соловецкому на такую же продажу 100 000 пудов соли, Кирилло-Белозерскому на такую же продажу 40 000 пудов соли, Архангельскому на такую же продажу 7000 пудов соли, Никольскому песношскому на взимание таможенных пошлин в селе Рогачеве, Васильевскому ладожскому на беспошлинную ловлю рыбы на монастырских тонях, Успенскому староладожскому на такую же ловлю рыбы в Волхове .

http://sedmitza.ru/lib/text/436134/

будет челобитье, что он над ними так учинил, исторонние люди про то ведают и скажут по сыску в правду; и у таких поместья их и вотчины, которые даны будут от царя, возмут назад на царя, а что он с кого имал каких поборов через силу и грабежом, и то велят на нем взять и отдать тем крестьянам, а впред тому человеку, кто так уничит, поместья и вотчины не будут даны до веку. А будет кто учнет так чинить над своими вотчинными купленными мужиками; и у него тех крестьян возмут безденежно и отдадут родственникам его добрым людям». Таковые строгие меры ясно свидетельствуют, что закон и правительство не поблажали помещикам и вотчинникам и продолжали смотреть на крестьян как на особое государственное сословие со своими общественными правами и обязанностями, старались поддержать это сословие и отнюдь еще не думали отдавати его власти землевладельцев. Не доверять современному свидетельству Котошихина мы не можем, ибо оно оправдывается Уложением царя Алексея Михайловича и вполне согласно с общественным ходом дел того времени. Правительство, продолжая собирать подати по сохам, т.е. смотря по состоянию и средствам крестьян, естественно должно было заботиться, чтобы крестьяне имели более средств; ибо с увеличением их средств увеличивались и доходы казны, собираемые по животам и промыслам, а с уменьшением уменьшались. Ежели в самом прикреплении крестьян к земле правительство видело финансовую меру для более удобного и неотяготительного сбора податей, то, естественно, оно и должно было заботиться, чтобы эта мера достигала своей цели; а прямым препятствием к достижению сей цели было разорение крестьян от помещиков и вотчинников; следовательно, правительство, для собственных своих выгод должно было брать строгие меры против произвола землевладельцев и охранять права крестьян. До нас дошли некоторые землевладельческие распоряжения относительно управления их крестьянами и об обязанностях крестьян в отношении к землевладельцам. Таков, например, наказ Воина Корсакова, главного управителя вотчинами Суздальского Покровского монастыря к приказчику Федору, 1622 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/k...

Фотовыставка, посвященная преподобномученице Елизавете Федоровне, пройдет в Иваново Москва, 19 ноября 2007 г. 22 ноября в Иваново откроется передвижная фотовыставка «От милосердия к святости», посвященная основательнице Марфо-Мариинской обители милосердия преподобномученице Великой княгине Елизавете Федоровне. Выставка подготовлена Центром национальной славы, Фондом святого апостола Андрея Первозванного, Марфо-Мариинской обителью, Иваново-Вознесенским епархиальным управлением совместно с Ивановским государственным объединением историко-краеведческих музеев области им. Д.Г. Бурылина. Фотовыставка приурочена к 100-летию со дня основания Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве и 91-й годовщине посещения города Иваново-Вознесенск Великой княгиней Елизаветой Федоровной, сообщает Патриархия.ru На выставке представлены фотографии из архива Марфо-Мариинской обители милосердия и Фонда Андрея Первозванного, а также копии писем, открыток, телеграмм, обращений от имени организаций, находившихся под покровительством Великой княгини. Большая часть документов предоставлена Государственным архивом Российской Федерации (ГАРФ) и Российским Государственным архивом литературы и искусства (РГАЛИ). На выставке так же представлены экспонаты из фондов Ивановского государственного историко-краеведческого музея им. Д.Г. Бурылина. В ноябре 1916 года Великая княгиня Елизавета Федоровна посетила город Иваново-Вознесенск в связи с открытием здесь Дома инвалидов для раненых и пострадавших воинов. 12 ноября (по новому стилю — 25 ноября) она молилась за Божественной литургией в Покровском соборе Иваново-Вознесенска (ныне — территория Дворца искусств на площади Пушкина). Приветствуя великую княгиню, архиепископ Владимирский и Суздальский Алексий (Дородницын), так же посетивший в эти дни Иваново-Вознесенск, сказал: " Ваше Императорское Высочество! Вы вступили под священные своды храма, созданного на трудовую копейку рабочего люда. Иваново-Вознесенск — это юдоль труда, где ежедневно десятки тысяч рабочих стоят, склонившись над ткацкими станками. Там за стенами этого храма — упорный труд, а здесь — тихая, теплая молитва, — вот то, что дает главное содержание Иваново-Вознесенска. "

http://pravoslavie.ru/24896.html

Ему подлежали митрополиты, архиепископы, привилегированные монастырские власти: настоятели, игуменьи и прикащики, все вообще обитатели привилегированных монастырей, монастырские слуги и лица белого духовенства, владевшие вотчинами: соборные протопопы с и духовенство монастырских сел, принадлежавших привилегированным Все эти лица судились чрез Приказ Большого Дворца в исках на них со стороны лиц других ведомств, светских. «А кому будет чего искати на то иск вчинять в Приказе,—так обыкновенно говорится в несудимых грамотах. Но некоторые монастыри находили для себя стеснительным и то, что они, подлежа ответственности в исках на них в Приказе Большого Дворца, сами должны вчинять иски на посторонних в различных приказах, которым ответчики были подсудны. Поэтому они просили государей пожаловать их правом нчинять иски на светских в Приказе же Большого Дворца, где и сами отвечали, и действительно получали это право. Так Суздальского Покровского монастыря игуменье с сестрами при Михаиле Феодоровиче пожаловано «кому будет чего искать на них игуменье с сестрами, и на их монастырских попех, и на слугах, и на крестьянех, или им будет игуменье с сестрами, и их монастырским попом, и служкам и крестьянем, и всяким монастырским людем, на ком всяких чинов на всяких людех искать какого управного дела, и они ищут тех управных дел на всяких людех в том же Приказе Большого Дворца, a в иных приказех во всяких управных делах игуменью с сестрами, и их попов, и слуг и крестьян, кому до них сторонним людем дойдет исковое дело, или будет им игуменье с сестрами дойдет до кого до сторонних дел исковое дело, и их опричь Приказу Большого Дворца не Такие же права даны были Новгородскому Юрьеву, Троицко-Сергиеву, Белоезерскому и некоторым другим Подобная жалованная дана была в 1634 г. Мая 29 дня архиепископу Вологодскому Варлааму, чтобы архиепископским стряпчим, которые живут на Москве и домовым людем и вотчинным крестьяном во всяких исковых делех искать и отвечать в одном Приказе Большого Прежде, чем сформировался при московских государях, Приказ Большого дворца, суд давался подлежащим лицам или самим Государем или дворецким Большого дворца, — «сужу их...

http://sedmitza.ru/lib/text/439421/

В 1730 г. началось устройство уличного освещения, в 1781 г.- сооружение первого в России городского Мытищинского водопровода. В 1771 г. в М. во время эпидемии чумы вспыхнул т. н. Чумной бунт - одно из крупнейших городских выступлений в России в XVIII в., беспорядки были прекращены прибывшим в М. военным отрядом под командованием гр. Г. Г. Орлова. В соответствии с Жалованной грамотой городам (1785) в М. была учреждена общая городская дума, главой городского управления был выборный городской голова. 18 дек. 1708 г. М. стала адм. центром Московской губ., образованной по губернской реформе царя Петра I в числе первых в стране 8 губерний. Первоначально включала 39 уездов. В состав Московской губ. вошла почти вся территория совр. Московской обл., к-рую она во много раз превосходила по площади. 29 мая 1719 г. Московская губ. была разделена на 9 провинций: Владимирскую, Калужскую, Костромскую, Московскую, Переславль-Залесскую, Переяславль-Рязанскую, Суздальскую, Тульскую, Юрьев-Польскую; она стала включать 49 уездов. В 1727 г. из С.-Петербургской губ. в Московскую были переданы Ярославская и Углицкая провинции, после чего количество ее уездов возросло до 57. В отличие от др. губерний большую часть своего существования Московская губ. возглавлялась генерал-губернатором (1727-1729, 1730-1737, 1739, 1865-1909) или равными ему по значению лицами: командующим полками в М. и первоприсутствующим в Московской сенатской конторе (1742-1751), главнокомандующим в М. (1762-1797, 1809-1812, 1812-1814, 1814-1816), военным генерал-губернатором (1796-1797, 1816-1865), военным губернатором (1797-1809, 1812, 1814), главноначальствующим над М. (1915). По губернской реформе 1775 г. из состава Московской губ. выделились Калужское (1776), Тульское и Ярославское (1777), Владимирское, Костромское и Рязанское (1778) наместничества. Окраинные земли совр. Московской обл. оказались в составе Боровского и Каширского уездов Калужской губ., Венёвского у. Тульской губ., Александровского, Киржачского, Переславского, Покровского уездов Владимирской губ., Егорьевского и Зарайского уездов Рязанской губ.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

соборе: апостолы мерным шагом, один за другим, приближаются к Иисусу Христу, фигуры и позы их одинаковы; расстановка фигур – редкая. Ангелы с рипидами, неизвестные в Евхаристии по памятникам ранее XI в., и появившиеся в этой композиции, вероятно, под влиянием средневековых литургических изъяснений, не позволяют признать целое изображение памятником ранее VIII в.; возможно, что оно не древнее киевских мозаик. Точное решение вопроса о древности его на основании копий кн. Гагарина невозможно. 1820 Крыжановский, Киев. моз. Зап. арх. общ., т. VIII, 251 (автор говорит на основании «Писем с Востока»); Dobbert, S. 20 (со слов Крыжановского). Айналов-Редин, Киево-Соф. соб., стр. 62, примеч. 7. 1821 Древн. Росс. госуд., особая таблица. Dobbert, S. 18. Крыжановский: Зап. археол. общ., т. VIII, стр. 249–251. Закревский, II, 792–793. Митр. Евгений, Опис. Киево-Соф. соб., стр. 42–43. Сементовский, стр. 84. П.Н. Полевой, Очерки русск. ист. в пам. быта, II, рис. 15–16. Schlumberger, Un empereur byzantin au X-me siècle Nicephore Phocas, p. 353 (неполное изображение). Айналов-Редин, Киево-Соф. соб., стр. 59–64. Прохоров, Христ. древн., 1875–1877 гг., табл. без Прот. Скворцов, Опис. Киево-Соф. соб., 15. Фундуклей, Обозр. Киева, табл. к стр. 38. Е.Е. Голубинский , Истор. русск. церкви, т. I, 2-я полов. стр. 167. Снимок в натур. велич. в моск. историч. музее. 1823 Прохоров, Хр. др., 1875–1877. Крыжановский, стр. 261–265. Закревский, II, 536–538. А.В. Прахов, Киев. пам. виз. русск. иск., табл VI (Труды Моск. арх. общ., т. XI, вып. III). 1827 Зап. общ. люб. кавказ. археол., кн. 1 под ред. Берже и Бакрадзе, стр. 35. Кавказ. стар., 1872 г., 1, стр 23. 1831 Примеры: Еп. Макарий, цит. соч., II, 50–52; В. и Г. Холмогоровы, Историч. матер. о церквах и селах XVI-XVIII вв., IV, 14, 30, 46, 47; V, 39, 107, 108; VI, 24, 25, 26 и др. 1834 Platner u. Bunsen, Beschreib. d. Stadt Rom, II Bd., S. 204. Bock, Gesch. d. liturg. Gewänder, I, Taf. VII. Прохоров, Xp. др., 1864, табл. I-III. Didron, Annales archéol., I, p. 152. Schnaase, Gesch. d. bild. Künste, III Bd., 1; Abtheil, S. 263. Bayet, L’art byzant., p. 218. Schlumberger, Un empereur, p. 301. Мы полагаем, что это не есть одежда западных императоров, но саккос греческого патриарха, и относим его, вместе с Прохоровым, к XVI в. 1835 K.H. Тихонравов, Шитая пелена XV в. в суздальском Рожд. соб. Изв. археол. общ., т. I, стр. 212–214. 1836 С. Крыжановский, О древн. воздухе, хранящ. в ряз. Крестовой церкви. Изв. археол. общ., т. II, стр. 297 и след. Снимок в красках доставлен нам А.В. Селивановым; сравнивая его с кратким описанием суздальской пелены Тихонравова, полагаем, что эти два памятника очень сходны между собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Во II экспедиции были: поверка приходо-расходных счетов Канцелярии Св. Синода и Синодальных Казенного и Дворцового Приказов, Духовной Дикастерии, Московской и Санкт-Петербургской Типографий, Монастырского Приказа и Коллегии Экономии с 1719 года. Кроме того, суд и расправа между подчиненными Св. Синоду лицами, также архиерейских домов и монастырей служителей и крестьян 255 . Десять лет спустя, 18 сентября 1740 года, Коллегия Экономии, рассудив для лучшего отправления дел, расписала их на 4 экспедиции следующим образом: В I экспедиции: · По Высочайшим из Кабинета, Сената, Синода и других мест указам ответы и о исполнении рапорты. · Приказный стол и смотрение над регистратурой. · Покупка и подряд и выдача в соборы и монастыри ладана. · Рапорты о приходе и расходе в надлежащие места. · Рассылка отставных и собирание о убылых монашеских порциях ведомостей. · Производство по всякого рода делам, касающимся монастырей Синодальной области: московских – Троице-Сергиева, Чудова, Симонова, Петровского, Андрониевского, Воздвиженского, Покровского на убогих домах, Ивановского девического; провинциальных – 20 Костромских, 2 Боровских, 4 Волоколамских, 17 Переяславль-Залесских, 20 Галицких, 1 Бизюкова в Дорогобуже и 6 Севских; а также следующих архиерейских домов со всеми монастырями тех епархий – Новгородского, Тверского, Белгородского, Вологодского и Тобольского. · Заопределенные архиерейские и монастырские вотчины в провинциях Московской, Суздальской, Углицкой, Тверской, Юрьева-Польского, Новгородской и Сибирской всякими касающимися делами, понуждением во взыскании с них положенных денежных и хлебных доходов и ежегодный контроль назначаемым в заопределенные вотчины приказчикам. Во II экспедиции: · Производство выдач в дом царя Грузинского и грузинскому духовенству, а также приезжим из Палестины жалованья. · Отдача в Москве оброчных земель и с них сбор. · Производство по всякого рода делам, касающимся монастырей Синодальной области: московских – Вознесенского женского, Донского, Данилова, Греческого, Спасского училищного, Сретенского и Воскресенского; провинциальных – 4 Владимирских, 3 Серпуховских, 2 Карачевских, 2 Темниковских, 9 Верхнего и Нижнего Ломова, 2 Калужских, 1 Оренбургского, 5 Тамбовских, 5 Козловских, 2 Добринских; а также следующих архиерейских домов со всеми монастырями тех епархий – Нижегородского, Крутицкого, Вятского, Псковского и Устюжского. · Все дела по бывшему Дворцовому Приказу с их подъячими. · Заопределенные архиерейские и монастырские вотчины в провинциях Костромской, Владимирской, Казанской, Свияжской, Пензенской, Вятской и Алаторской. В III экспедиции: · Хлебный стол – приход и расход, поверка комиссара. · Московский Госпиталь всяким правлением и поверка комиссара.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010