Висковатый находил противным церковным правилам изображение Распятого на кресте, прикрытого херувимскими крыльями и с руками сжатыми, вопреки словам канона: Длани на кресте распростер, исцеляя неудержанно простертую во Едеме руку первозданнаго. Сжатие рук он считал суетным мудрованием тех, которые помышляли, что не очистил Господь наш греха Адамова, а о крыльях, которыми прикрываемо было тело Иисусово на кресте, сомневался на том основании, что таково будто бы было мнение латинян. Внутренний смысл довода тот, что западное искусство изображало распятие Христово со многими символическими аксессуарами и старалось идеализовать этот живописный сюжет подробностями, представлявшими славу Распятого. Различие переводов одной и той же иконы также смущало Висковатого: он желал бы «писать иконы одним образцом, чтобы было несоблазнено, а то в паперти одна икона, а в церкви другая, то же писано, а не тем видом». Он сильно сомневался и насчет того, что, вопреки установившемуся обычаю, не было надписей на новых иконах, которые объясняли бы их значение: «кого вопрошу, и они рассказать не умеют, а подписи нет». Наконец, Висковатого соблазняла живопись, которою расписывали царские палаты, и он с особенным ударением указывал на пляшущую жонку, изображавшую, быть может, танцующую грацию. «И о том, государь, — писал дьяк митр. Макарию, — была вся ревность моя, что образы Спаса, Пречистыя и св. угодников Его сняли и в то место поставили свои мудрования… по своему разуму, а не по божественному писанию, потому что в средней палате государя нашего написан образ Спасов, да туто ж близ него написана жонка, спустя рукава, как бы пляшет, а подписано над нею: блужение, а иное — ревность, и иныя глумления… О том смущаюсь, государь, прости мя и настави на лучшее, да укрепится дух мой»… Сомнения насчет новописанных икон, устно и письменно заявленные Висковатым митр. Макарию, дважды в январе 1554 года обсуждались на соборе, по повелению царя. За разрешение недоумений дьяка взялся владыка Макарий, с самого же начала отметивший всю несообразность его рассуждений, что «он говорит и мудрствует о св. иконах не гораздо, так как живописцы невидимаго Божества по существу не описывают, а пишут и воображают по пророческому видению и по древним образцам греческим, по преданию святых апостол и св. отец». Получив от митрополита разъяснение на все свои возражения, Висковатый раскаялся, просил прощения в своем заблуждении и даже писал особый покаянный ответ, в котором отказывался от своих прежних мнений и признавал их ложными. Его подвергли церковному покаянию на три года и, под страхом отлучения от Церкви, потребовали от него впредь не держать у себя на дому книг и не учить других предметам священным, а самому «о невидимом Божестве не испытывать и о непостижимом Существе не рассуждать, но только веровать»…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

И обнищала, истощала родина наша. Грозные призраки повсеместного голода витают над градами и весями русскими. И уже предносится нам картина того, как «запустеет, ожестеет и иссохнет» и превратится в пустыню наша страна. Поистине отяготел над нами гнев Божий, – и на судьбах русского народа как бы сбываются древние пророческие слова: «народ мой оставил меня; они кадят суетным, споткнулись на путях своих, оставили пути древние, чтобы ходить по стезям пути непроложенного, чтобы сделать землю свою ужасом, всегдашним посмеянием, так что каждый, проходящий по ней, изумится и покачает головой своей; как восточным ветром развею их пред лицем врага; спиною, а не лицем обращусь к ним в день бедствия их ( Иер. 18, 15–17 ). Так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. Вы сеете много, а собираете мало. Едите, но не в сытость. Одеваетесь, а не согреваетесь. Зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька. Ожидаете много, а выходит мало, и что принесете домой, то я развею. За что, говорит Господь Саваоф, Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите каждый к своему дому». (Аггея. 1, 5–6, Отмеченное звездочками, при чтении с церковного амвона, можно опустить. Православные русские люди. Внемлите глаголу Божию, знамениями нашего времени призывающему нас к вере и покаянию. «Обратитесь ко Мне говорит Господь, чрез прор. Малахию, и Я обращуся к вам». ( Мал. 3, 7 ). Если же не покаемся, если не обратимся ко Господу Богу, то не только с братоубийц, поревновавших беззаконию Каина, но и со всех нас взыщет Господь безвинно пролитую кровь родных мучеников и страстотерпцев наших до крови только что убиенного пастыря, павшего за великие заветы нашей веры и родины. Ибо не из среды ли нашей вышли они?! Не по нашей ли теплохладности погасили они в душе своей светильники веры?! Не по нашей ли неправде сердца их оскудели елеем христианской любви?! Покой же, Спасе, с праведными всех в междоусобной брани убиенных рабов Твоих, их же имена Ты, Господи, веси, а в лике их и новопреставленного протоиерея Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—457— высит себя, желает иметь председательство – magnificat se et vult principatum cathedrae; по-гречески – protokathedria – нагл и многословен, берет мзду за свое прорицание; если же не получит, то и не пророчествует (tacet). Может ли дух Божий брать мзду и пророчествовать? (в греческом и латинском тексте здесь нет вопроса, а просто утверждение, что истинный пророк платы не берет). Делать это несвойственно пророку Божию; и в поступающих таким образом действует дух земной. Потом, он не входит в собрание мужей праведных (в греческом тексте здесь опять стоить слово «синагога»), но избегает их, имеет общение с людьми двоедушными и пустыми, пророчествует в местах потаенных (in angulis agit) и обманывает их, говоря по их желаниям, и отвечая суетное людям суетным: ибо пустая посудина, когда складывается с другими пустыми же, не разбивается, но они хорошо присаживаются одна к другой. А когда он входит в собрание людей праведных (в греческом снова стоить слово «синагога», а по-латыни – in coetu hominum proborum), имеющих духа божественного, и ими совершается молитва (et oratio ab istis facta fuerit), тогда тот человек оказывается пустым; земной дух от страха бежит от него, и он совершенно поражается (et fit sine sensu et totus confringitur) и ничего не может говорить... Так пустые пророки, когда придут к людям, имеющим святого духа, какими придут, такими и остаются. Вот образ жизни пророка истинного и ложного. Итак, испытывай по делам и по жизни, который говорит, что он имеет святого духа (de vita eorum et de factis hominum qui dicunt se spiritus sancti baculos esse). Верь духу, приходящему от Бога и имеющему силу, духу же земному и пустому, в котором нет силы, не верь, ибо он приходит от диавола». Такое высокое положение истинных пророков в древней церкви (о чем мы подробно будем говорить при изучении Дидахии) требовало от них, также как от апостолов и учителей, соблюденья высоконравственного образа жизни; они тоже должны были «ходить во святом учении Божием, надзирать, учить и вообще свято и непорочно служить избранным Божиим (Вид. III, 5). 437 При дальней-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сестры, берегитесь почасту без крайней нужды оставлять ваши келлии или часто выезжать в мир в гости к родным; берегитесь, да не рассеетесь между людьми: редко бывает, чтобы человек такой же возвратился в келлию, каким вышел из нее. Пустыня и уединение собирают добро, а соблазны мира расточают его. Ничем, сестры, мы не грешим так, как языком, в уединении же убегаем того греха. Келлия соблазнить не может и соблазна не приемлет. Юным же наипаче должно держаться уединения, да не подадите и да не Приимите соблазна. Полюбить же уединение вы тогда только сможете, когда реже будете оставлять келлию и когда будете принуждать себя к уединенной жизни; впоследствии, сестры, найдете в ней сладчайшее утешение. Очень похвально для инокини как можно реже выезжать в мир и даже совсем не желать этого. Как свято ваше тихое убежище, неужели возможно сменить его на суетный мир, где сама мудрость бессильна? Оставьте суетное людям суетным, а вы занимайтесь тем, к чему вас Господь призвал, и тогда да ничто не нарушит спокойствие вашего сердца и ваш душевный мир. Господь да хранит вас! Спасайтесь о Христе, матери и сестры, и меня, немощного, в своих святых молитвах поминайте! Господь Иисус Христос да помилует и спасет нас всех и части избранных сопричтет. Приложения Слово преосвященнейшего Иоанникия, архиепископа Нижегородского и Арзамасского, произнесенное на освящении Иверского соборного храма, совершенном 12 и 13 июня 1877 года Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущий. Пс. 126, 1 Наконец благочестивое желание сердца вашего, возлюбленные о Господе сестры, исполнилось: храм, построенный в обители вашей в честь Божией Матери с благословения архипастыря нашего, освящен, и место сие, в котором вы нашли себе тихое пристанище и скромный приют, уже не богадельный дом, но самостоятельная обитель, и вы, смиренные обитательницы оной, уже не будете искать, где напитать себя Хлебом Животным. Сей Хлеб, сшедый с небеси, будет преподаваться вам в сем новоосвященном храме. Предполагали ли вы, да и можно ли было кому предполагать, чтобы начатое созидание богадельни могло окончиться созданием целой обители, и не с молитвенным только домом, а с действительною церковью?

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

Оно основано, как мы сейчас видели, на сличении изъясненного словоупотребления в данном месте Евангелия с параллельными в этом отношении другими местами новозаветных книг. А что оно представляет собою истинное понимание известного Евангельского выражевия, и ни в каком случае не может быть названо совершенно ложным, за это ручается полнейшее соответствие его согласному с церковным преданием пониманию вселенского учителя, св. Иоанна Златоустог о, который уже потому самому, что был природный и высокообразованный грек, и притом глубокий знаток священного Писания, наверное отлично понимал, в каком смысле может быть изъясняемо слово πρτη – не только по букве, но и по мысли и словоупотреблению его в новозаветных книгах. Надобно полагать, что так резко отозвавшийся об изложенном „утверждении» г. профессор не ведал, что говорил, и в своем незнании святоотеческой письменности, только по неведению оскорбил и досточтимое имя одного из знаменитейших св. отцев Церкви. Даже при встрече в ученых изысканиях с каким нибудь действительно неподходящим к делу, частным мнением иного св. отца, никто из просвещенных христиан, подражающих в подобных случаях почтительным сыновьям Ноевым – Симу и Иафету, не позволил бы себе употребить такого резкого, оскорбительного отзыва. Но и это оскорбление слишком малозначительно в сравнении с тем, которое причинено религиозному чувству верующих – уже известными нам льстивыми доказательствами того предположения, что будто бы в данном вопросе невозможно иначе примирить кажущияся разногласия Евангелистов, как признанием порчи или подлога в подлинном, всею Церковию вселенскою общепринятом, тексте. Достанет ли, по крайней мере, у автора духу сознаться в своей погрешности? Не беремся предрешать этот вопрос. Но не можем при этом не пожелать от всей души, как нашему автору, так и всем, у кого бы явилась охота, так или иначе, подражать ему в духе и направлении, молодым и немолодым сподвижникам на духовно-литературном поприще, не увлекаться суетным желанием блеснуть пред всем ученым миром еще небывалым и уже будто бы окончательным решением того или другого „религиозного и канонического вопроса», а употребить лучше свои душевные и телесные силы и познания на раскрытие и уяснение пред жаждущею истины, многомиллионною православною паствою, – положим даже известных для посвященных в тайны богословской науки, но для огромного большинства еще мало доступных решений вселенской Церкви относительно правильного понимания слова Божия и церковно-исторических памятников веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

В. к. Иоанн очень уважал подвижника-игумена и это показал самым делом. Однажды случилось самодержавному великое искушение: какие-то злонамеренные люди оклеветали пред ним в тяжкой вине чародейства трех именитых боярынь. Строгий Иоанн, по обычаю тогдашнего времени, осудил их на страшную казнь сожжения. Напрасно умоляли его митрополит и бояре умилосердиться над осужденными. Блаж. Серапион, услышав о предстоящей казни и зная невинность обреченных на смерть, помолился Живоначальной Троице и всемирной Заступнице Богоматери и, призвав на помощь великих чудотворцев Сергия и Никона, дерзнул предстать пред лице разгневанного государя наедине и многими слезами умолил его отменить тяжкий приговор, и этим спас государя от греха, и три невинные жертвы от напрасной смерти, подобно тому, как великий чудотворец Николай ходатайством своим избавил от смерти трех невинных мужей. После этого и вел. князь возлюбил мужественного игумена за дерзновенное слово истины, которое избавило его от тяжкого греха 162 . Имея великое попечение о благоустройстве обители и, особенно, о жизни, достойной иночества, блаж. Серапион был на соборе о церковных имениях и немало подвизался об ограждении монастырских угодий и волостей. Когда кончился собор, рассуждавший о вдовых священниках, белозерские пустынники и в числе их преп. Нил Сорский начали выражать сожаление, что монастыри владеют землями и селами, и молили самодержавного, который всегда принимал их у себя с большим уважением «крепкого ради жития их, чтобы он помыслил об этом». По воле державного созван был собор (1504 г.) всех архиереев русских в царствующий град, для совещания о том, прилично ли монастырям иметь волости? На соборе обнаружились два совершению противоположные мнения. Белозерские пустынники и, особенно, преп. Нил утверждали, что монахам неприлично владеть имениями; ибо многое монастырское стяжание делает суетным отречение монахов от мира, чрез управление волостей опять вовлекает в молву житейскую тех, которые бежали суеты, чтобы жить по преданию св. отцов; монахам следует жить по пустыням и питаться от своих трудов, а не от имений. Другое мнение выражали и защищали игумены обителей Троицко-Сергиевой Серапион и Волоколамской Иосиф. Они крепко стояли на том, что имения необходимы для существования монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Святые отцы Восточной Церкви, особенно пустынножители, когда достигали высоты духовных упражнений, тогда все эти упражнения сливались в них в одно покаяние. Покаяние обымало всю жизнь их, всю деятельность их: оно было последствием зрения греха своего. Некоторого великого отца спросили, в чем должно заключаться делание уединенного инока? Он отвечал: умерщвленная душа твоя предлежит твоим взорам, и ты ли спрашиваешь, какое должно быть твое делание? Плач – существенное делание истинного подвижника Христова; плач – делание его от вступления в подвиг и до совершения подвига. Зрение греха своего и рождаемое им покаяние – суть делания, не имеющего окончания на земле: зрением греха возбуждается покаяние; покаянием доставляется очищение; постепенно очищаемое око ума начинает усматривать такие недостатки и повреждения во всем существе человеческом, которых оно прежде, в омрачении своем, совсем не примечало» т. 2, с. 122–127]. «Чем более человек вглядывается в грех свой, чем более вдается в плач о себе, тем он приятнее, доступнее для Духа Святого, Который, как врач, приступает только к сознающим себя больными, напротив того, отвращается от богатящихся суетным своим самомнением. Гляди и вглядывайся в грех твой! Не своди с него взора! Отвергнись себя, не имей душу свою честну себе! Весь вдайся в зрение греха твоего, в плач о нем! Тогда в свое время узришь воссоздание твое непостижимым, тем более необъяснимым действием Святого Духа, Он придет к тебе, когда ты не чаешь Его, воздействует в тебе, когда ты признаешь себя вполне недостойным Его! Но если в тебе кроется ожидание благодати, – остерегись: ты в опасном положении! Такое ожидание свидетельствует о таящемся самомнении, в котором гордость. За гордостью удобно последует, к ней удобно прилепляется прелесть. Прелесть есть уклонение от Истины и содействующего Истине Святого Духа, уклонение ко лжи и содействующим лжи духам отверженным. Прелесть существует уже в самомнении, существует в удостоении себя, в самом ожидании благодати» т. 2, с. 320–32].

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

7. О безмолвии. Совершенное безмолвие есть крест, на котором должен человек распять себя со всеми страстями и похотями. Но подумай, Владыка и сам Христос сколько наперед претерпел разных поношений и оскорблений, потом уже восшел на крест. Так и нам нельзя придти в совершенное безмолвие и надеяться святого совершенства, если не пострадаем со Христом. Ибо говорит Апостол, аще с Ним страждем, с Ним и прославимся. Другого пути нет. Безмолвие есть, имя бестелесное в телесном дому любопрится: еже прелестно есть. (Св. Иоан. Леств. в 27 ст.). Безмолвник есть рекий: аз сплю, а сердце мое бдит (Песн. песн. 5:2). Затворяй убо дверь келлии – телеси, и дверь языка – глаголанию, и внутреннюю дверь лукавствию духов. Иисусова молитва да соединится с дыханием твоим, и тогда познавши безмолвия пользу. Непрестанным призыванием во внутренности души Иисуса Христа, тайно ратуяй, супостата поражает и опаляет. «Непрестанно пребуди в имени Господа Иисуса, яко да поглотит сердце Господа и Господь сердце», сказал св. Златоуст. «Образ безмолвия стяжи. Не люби жити с людьми вещество-любивыми и злообдержимыми; или един живи, или с братиями не вещество-любимыми и едино-мудренными. С людьми же вещество-любивыми и злообдержимыми живущий, всяко приобщится и сам злообстоянию их и поработает человеческим повелениям и беседам суетным и иным всем лютым: гневу, печали, неистовым делом, страшным соблазнам, и прочим таковым злообстоятельствам. Аще же и келлия, в ней же сидиши, удобдержима будет, бежи и ея не щади, да не ослабевши по любви к ней. Вся твори, вся чини, да кано возможеши безмолствовати и безпопечителен быти, и тщися пребывати в воли Божией и в брани с невидимыми. Пребываний во граде бегай, и пустынные терпи», сказал монах Евагрий. Безмолствующу первее должно имети, яко основание, сии пять добродетелей, на нем же и делание созидается, сиречь: молчание, воздержание, бдение, смирение и терпение; деланий же богодухновенных три: псалмопение, молитва и чтение, и рукоделие, аще есть немощен, сказал св. Григорий Синаит .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/starch...

Вовсе не ищут они вечной правды, не алчут и не жаждут правды, как люди, возлюбившие Христа. Они алчут и жаждут совсем другого: алчут и жаждут они того, чтобы устроить как можно уютнее, как можно приятнее жизнь свою, жизнь своей семьи. Они только к благам временным и суетным благам кратковременной жизни земной стремятся, не помышляя о жизни вечной. Они не стремятся войти в нее, думая, что все кончается со смертью их. Много крови на этом широком торном пути, ибо со злобою и ненавистью борются на нем друг с другом все те, кто стремится только к благам мира сего. Много на этом пути, много таких, которые устраивают жизнь свою за счет благополучия других, которые предают друг друга, которые даже отрекаются от своих благодетелей и предают их. Правда, не все бегущие по этому широкому пути так нечисты, так жестоки. По этому пути идут и другие, идут люди честные, люди не творящие зла, не обагрявшие в крови рук своих, не устраивающие благополучие свое за счет благополучия других. Кто же это? Это те, которые «не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, не покорились праведности Божией» (Римл. 10, 3). Они не покоряются правде Божией, они ставят себе целью свою собственную правду. Одни ставят правду научную, другие правду политическую. Это их собственная правда, это тот кумир, который они сами себе создали. Они поклоняются этому кумиру, не поклоняясь Богу, они идут собственным путем. Различными путями идут люди в жизни и думают, что все их пути хороши, а Господь разоряет, часто совсем разоряет пути эти, ибо они не Божьи пути. Идущие этими путями не возводят очей своих горе, к престолу Божию. Они не помышляют о той вечной правде, которую принес на землю Господь и Бог наш Иисус Христос. Они даже ни во что ставят величайшую святыню Крови Христовой. О них сказал св. апостол Павел в послании своем к евреям: «Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью; то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?» (Евр. 10, 28–29).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

Всегда и каждого суд Церкви не считал ли заслужившим отлучение, как скоро он или отнимал что от веры, или прилагал к ней? Ибо вера, полно и ясно преданная нам апостолами, не допускает ни приложения, ни уменьшения. Мы читаем в наших священных книгах, что не должно ни прилагать, ни отнимать; лютая казнь постигнет и того, кто прибавляет, и того, кто отъимает (Апокал. 22, 18). Поэтому, мы готовим прижигание и железо; не надобно больше употреблять пластыря для тех больных членов, которые следует только отсечь: знаем, что тяжелые раны лечатся всегда с большим мучением. Оплакивая многое, что ты нечестиво проповедовал, и что кафолическая Церковь отвергает, мы больше всего плачем о том, что ты от символа веры отъял те слова, которыми утверждается в нас надежда на совершенную жизнь и спасение. От чего это так; – о том говорят твои послания, в отношении которых у нас никакого недоразумения нет, после того как ты сам прислал их к нам. Лучше было бы, если бы они никогда не приходили в наши руки, дабы нам не быть в необходимости давать суд о таком тягостном деле. Все пути твоих исследований сходятся в одной мысли: ты много расширяешься в своих беседах, идешь по многочисленным изворотам; но напоследок разными дорогами ты приходишь к своей нечестивой цели. Знаем, от чего остерегал тот, кто повелел избегать споров и распрей о законе, суть бо, говорит он, не полезны и суетны ( Тит. 3, 9 ). Что считается в настоящую пору бесполезным и суетным, то, без всякого сомнения, не принесет никакой пользы и в последующее время. Поэтому, после того, как брат Кирилл двумя своими посланиями хотел вывести тебя на прямой путь, я хочу дать знать тебе, что после первого и второго его вразумления, и после этого моего обличения, которое, как видишь, есть уже третье, ты совершенно отлучен и от епископского престола, который ты вместе с нами занимаешь, и от всего общества христиан, если скоро не исправишь своего злого учения, если не возвратишься на тот путь, который есть Христос, как он называет Себя. Тяготимый отчаянием, ты злобно поднял оружие против Того, кто в дому своем поставил тебя, как верного и умного раба, выше всех своих слуг, и ты потерял блаженство, обещанное тебе в награду за такое служение; потому что ты не только не раздаешь пищи в свое время, но губишь ядом тех, которых Ои приобрел Себе своею кровию и своею смертию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010