В книге – «Пастырь» святого Ерма – есть такие слова: «Эти двоедушные приходят к нему (лжепророку – прим. авт.) как к пророку и спрашивают его о том, что станет с ними, и он, не имея в себе Силы Духа Божественного, отвечает им, говоря то, что хотят они услышать, и наполняет души их лживыми обещаниями. Будучи суетен, он суетно и отвечает суетным людям. Впрочем, он говорит и кое-что справедливое, потому что дьявол вселяет в него свой дух, дабы привлечь кого-либо из праведных» . В этом – наибольшая опасность экстрасенсорики, ведь, сказано в Евангелии: если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму (Мф. 15: 14). Но различить «яму» людям в такой ситуации очень трудно; ведь человек-пациент обычно рассуждает так: «Экстрасенс и сам по себе человек высокодуховный, и наставить других на «путь истинный» может, а самое главное, его духовные советы и его лечение эффективны и реально помогают! От добра, как говорится, добра не ищут». А сам экстрасенс, прося «научения и вразумления» от «высших сил», и, прислушиваясь внутри себя к их ответу, часто начинает «слышать» некие «ответы» – например, в «двоичном коде». То есть, на четко сформулированный экстрасенсом мысленный вопрос в каком-то месте его тела начнутся покалывания или подергивания (например, покалывание означает ответ «да», а его отсутствие или какая-либо иная реакция – «нет»). На более высоком «уровне» подобные физические реакции могут прекратиться, и «ответы» будут появляться в виде каких-то мысленных образов или даже коротких фраз, «всплывающих» в голове и т. д. Так экстрасенс вступает с общение со «вторым» «небом», считая, что общается с Самим Богом (если вообще экстрасенс верит в личного Бога). При этом экстрасенс нередко поражает своих пациентов своими прозрениями и пророчествами, и пациенты наивно соблазняются в том, что, конечно, это человек от Бога. Как тут не вспомнить слова святителя Афанасия Александрийского: «и какая важность в таком предведении, хотя бы узнали мы и правду? Это не составляет добродетели и, без сомнения, не служить доказательством добрых нравов» …

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Но на самом деле здесь выводятся дети антихристианского характера, у которых тление греха прикрыто личиной доблести. Для мальчиков не существует религии и Бога: непослушание и обман — основные черты их поведения по отношению к старикам. Мальчики курят, воруют куриц, вступают в яростные драки, и все это возводится автором в какую-то доблесть. В книгах М. Твена встречаются рассуждения относительно молитв и Промысла Божия, полные насмешек над религией. В произведении «Принц и нищий» Марк Твен среди ряда светских людей выводит одно духовное лицо — отшельника, но он выводится безумным и грозит смертью принцу. В произведении «Гимназисты» Н. Г. Гарина описывается, как постепенно мальчик сбрасывал с себя «цепи религии». Окончательно потеряв веру, гимназист (очевидно, сам автор) иронически говорит: «Мне говорили, что без религии нет морали; а вот я не верю, но не имею потребности ни убивать, ни грабить». И «оправдана премудрость чадами ее»  (Мф. 11, 19). (Впрочем, в дальнейшем автор сам опровергает себя. Его герой-гимназист, ставший студентом, начинает свою половую жизнь насилием над горничной. Вероятно, здесь автор не постеснялся нарисовать картину из своей личной жизни, ярко характеризуя героя, сбросившего «цепи религии». Прим. авт.) Один из приемов сатаны для достижения обладания душой человека — это заставить его забыть о Боге. «Трепещу, — пишет св. Василий Великий, — чтобы по невнимательности ума или по занятию суетным не отпасть от любви к Богу. Ибо тот, кто ныне обольщает нас и мирскими приманками старается произвести в нас забвение о Благодетеле, к погибели душ наших ругается». И не ругается ли так громадная масса современной беллетристики, в том числе и детской? И нельзя закрывать глаза на то, что подобная литература, написанная авторами безбожного миросозерцания, будет если не отравлять, то во всяком случае подавлять духовную жизнь детей. Родители не в силах в полной мере уберегать от соблазна своих детей, и чем старше становятся дети, тем труднее это делать. Но и здесь, как и во всех сторонах воспитания, родители должны сделать все от них зависящее. Прежде всего они должны сами подбирать для детей ту литературу, о которой говорилось в 10-й главе и которая питала бы детей духовно. При недостатке такой литературы (а ее сравнительно мало) следует подбирать такие книги, которые были бы написаны если не живыми по духу христианами, то хотя бы не врагами христиан и были бы по духу близки к христианству (например, Диккенс). «Кто не против вас, тот за вас», — сказал Господь  (Лк. 9, 50).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

III 39. 15). Что касается знакомства Папия с Евангелием от Луки, то в дошедших до наст. времени свидетельствах об этом ничего не сказано. Слова Господа Папий черпал не только из письменных документов, но и из устной традиции (Ibid. III 39. 2-4). В цепи свидетельств о формировании евангельского канона информация Папия является важным звеном, демонстрирующим взаимодействие устной и письменной традиций в истории ранней Церкви. Евангелист Лука. Фрагмент царских врат. Кон. XV в. (ЦМиАР) Евангелист Лука. Фрагмент царских врат. Кон. XV в. (ЦМиАР) В Послании Варнавы (кон. I - 1-я пол. II в.; см. Варнавы ап. Послание ) встречаются цитаты, свидетельствующие о том, что Варнава был знаком с Евангелием от Матфея. Напр., говорится, что, когда распинали Иисуса Христа, «дали Ему пить уксуса с желчью» ( Barnaba. Ep. 7. 3; ср.: Мф 27. 34; однако нельзя исключать и влияние Пс 68. 22). Далее автор призывает остерегаться, «чтобы случайно не оказаться вне, как написано, «много званых, но мало избранных»» ( Barnaba. Ep. 4. 14; ср.: Мф 22. 14). В Barnaba. Ep. 5. 9 говорится, что Христос «пришел призвать не праведников, но грешников» (ср.: Мф 9. 13; Мк 2. 17). В Посланиях св. Поликарпа Смирнского († 167) цитаты из канонических Евангелий могут быть связаны в единое высказывание ( Polycarp. Ad Phil. 2. 3; ср.: Мф 7. 1-2; Лк 6. 36-38), приводиться дословно (Ad Phil. 7. 2; ср.: Мф 26. 41), но есть выражения, к-рые не встречаются ни в одном из канонических Евангелий (в Ad Phil. 2 заповеди блаженства Мф 5. 3 и 10 соединены в одну фразу). В Ерма «Пастыре» (кон. I - 1-я пол. II в.) обнаруживаются аллюзии на все 4 канонических Евангелия. Так, говорится, что в Царство Божие входит только тот, кто получил имя Сына Божия ( Herma. Pastor. III 9. 13; ср.: Ин 3. 15-18), в толковании на притчу о сеятеле (Мф 13. 3-8; Мк 4. 3-8; Лк 8. 5-8) автор замечает: «Таким людям (суетным.- Авт.) трудно будет войти в Царство Божье» (Pastor. III 9. 13; ср.: Мф 19. 23), но те, кто подобны детям, «несомненно, будут обретаться в Царстве Божием» (Pastor.

http://pravenc.ru/text/344423.html

Пищу (как замечалось уже выше) преподобный принимал также благоразумно. Он вкушал все, что дозволялось обетами иночества, но принимал в крайне малом количестве – только для поддержания жизни. Постоянно бодрствуя умом у дверей своего сердца, он не допускал к нему духа тьмы и обольщения. Его ум и сердце, очищенные от всякой привязанности к суетным вещам, полностью были свободны и постоянно жили в Боге, питаясь непрестанной молитвой. Силою своей молитвы он творил чудеса, избавлял многих от опасности и освобождал от нечистых блудных помыслов 31 (Житие, с. 9). От дара сильной и действенной молитвы в нем происходила любовь к уединению и молчанию, что заставляло его скрываться от людей, углубляться в себя и воспарять к Богу. Обладая глубоким знанием Слова Божия, святой Иоанн изучал и писания многих отцов-аскетов и учителей Церкви; знакомился даже с сочинениями еретиков – для того, чтобы лучше опровергать их заблуждения. Добрая слава о добродетельной жизни преподобного разносилась по всей Синайской пустыне. К нему стали приходить многие иночествующие и миряне, желая слышать его наставления и мудрые советы. Преподобный самоотверженно принимал всех, всегда и во всякое время. Он утешал скорбящих, воодушевлял немощных, возбуждал к покаянию высокоумных, поднимал падших во грехи. Столь обильные добродетели заслуживали большого удивления и уважения. Но завистник-диавол не мог больше терпеть доброй деятельности преподобного. Он уязвил завистью сердца некоторых из иноков, живших недалеко от келлии преподобного. Они стали называть его «пустословом и суетным», собиравшим к себе толпы народа из тщеславия и стяжательности 32 . Святой, всегда руководимый духом мудрости и рассудительности, решил уступить клеветникам. Он объявил всем посещавшим его, что не будет больше говорить ни с кем из них, и предался полному затвору, молчанию. Ему самому был любезен этот подвиг, но лица, доведшие его до этого, потом сами просили, чтобы он снова открыл свои уста для назидания требующим утешения и советов. Их поразило крайнее смирение преподобного, который снова, уступая их просьбам, с любовью обратился к прежнему своему образу жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Суета Знайте, что Дух ничем так не погашается, как суетными беседами (прп. Антоний Великий , 90, 39). Земля полна суеты, бед и скорбей (прп. Антоний Великий , 90, 101). Источник. Если любишь покойную жизнь, не входи в круг тех, у коих вся забота о суетностях, и если случайно попадешь в среду их, будь таков, как бы тебя там не было (прп. Антоний Великий , 90, 102). Источник. Кто имеет одно в сердце, другое на языке по лукавству, того молитва – суетна. С таковыми людьми не обращайся, дабы не заразиться ядом их; а обращайся с незлобивыми и святыми мужами, чтобы соделаться участником их добродетели и чистоты. Не держи в сердце своем злобы ни на кого, иначе труды твои будут тщетны и суетны (прп. авва Исаия , 60, 49). Источник. ...Господь Иисус для того соделался человеком, чтобы мы подражали Ему по мере сил наших, были свободны от забот и не развлекались попечениями суетного мира (прп. авва Исаия , 60, 68). Вино портится, если не будет сокрыто в местах глубоких и подземных; так и все труды юношества суетны, если не охраняются смирением (прп. авва Исаия , 60, 69). Глух тот, кто, предавшись суетным заботам, нисколько не упражняется в предметах Божественных; но когда, оставив все (суетное), исполняет заповеди Божии, тотчас начинает слышать (прп. авва Исаия , 60, 71). ...Возлюбленный Господь наш Иисус Христос знал, что невозможно уму человеческому взойти на крест, если не уклонится от всякого мирского попечения, то повелел оставлять все, чем ум низводится со креста (прп. авва Исаия , 60, 120). ...Невозможно уму, связанному попечениями века сего, служить Богу. Не можете, сказал Господь, Богу работати и мамоне ( Мф. 6, 24 ). Через мамону Господь означил все заботы мира сего. Если человек не оставит оных, то не может служить Богу (прп. авва Исаия , 60, 146). Горе нам, что мы, предавшись суетным вещам, забыли о борьбе со страстями (прп. авва Исаия , 60, 193). Когда ешь, не поднимай лица своего на того, кто подле тебя, не смотри туда и сюда, не говори слова суетного, не протягивай руки своей к тому, что тебе желательно, не сказавши: благослови, а когда пьешь воду, не давай горлу своему издавать гурчание, как (делают) миряне простые (прп. авва Исаия , 90, 286).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

И это вполне верно. Собственно альтруизм есть простая противоположность эгоизму и даже считается простым его метаморфозом, почему и содержание его постоянно измеряется тем или иным отношением к эгоизму. Христианская же любовь не есть противоположность эгоизму; она имеет совершенно иной источник, иное содержание, столь же мало противоречащее эгоизму, как и не совпадающее с ним. Это чувство совсем иной категории, не душевное, а духовное. Оно истекает от Бога. При данной природе человека альтруизм существовал бы и в том случае, если бы Бога совсем не было. Любовь же обязана своим существованием исключительно тому, что «Бог любы есть» ( 1Ин 4:8 ) и живет в нас. Потому св. Иоанн Лествичник определяет, что «любовь по качеству своему есть уподобление Богу» (Лествица, слово 30:7). «Любовь к Богу, говорит митрополит Филарет, есть душа истинной любви к ближнему» (Слова и Речи, т. 4, стр. 169). Весьма также выразительны относящиеся к этому предмету рассуждения св. Василия Великого . Великий учитель поясняет, что «вместе с устроением человек вложен в нас в виде семени какой-то закон, в самом себе заключающий побуждение к общению любви» (Твор. 5:89); но правильный рост этого семени дожжен направлять любовь прежде всего именно к Богу. Извращение же этого нормального направления крайне губительно. «Трепещу», говорит св. Василий Великий , «чтобы по невнимательности ума или по занятию суетным не отпасть от любви к Богу. Ибо тот, кто ныне обольщает нас и мирскими приманками старается произвести в нас забвение о Благодетеле, к погибели душ наших ругается» и т. д. (ib 95). Это замечательное место прямо попадает по адресу альтруистов. Они, как и св. Василий Великий , знают, что человек есть животное кроткое и общительное. Но как «по невнимательности ума», так и «по занятию суетным» они поддались влиянию, которое «мирскими приманками старается произвести в нас забвение о Благодетеле». Они Его забыли, не стали принимать во внимание, и свою мораль решили построить на том первобытном чувстве, которое ведет всякое животное к общественности.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Tihomirov/...

13. Не внимай речам суетным и избегай побасенок старух–бродяжек. 14. На праздники пьянствующих не гляди и на и на свадьбы чужих не ходи. Ибо дева, творящая это, нечиста пред Господом. 15. Отверзай уста свои для слова Божия и удерживай язык свой от многословия. 16. Смиряй себя пред Господом, и вознесет тебя десница Его. 17. Не отворачивайся от бедного во время горя его, и не оскудеет елей в лампаде твоей. 18. Делай все ради Господа и не ищи славы человеческой, потому что слава человеческая — как цвет травный, а слава Господня пребывает во веки. 19. Деву кроткую любит Господь, дева же гневливая ненавистна Ему. 20. Послушная дева вызовет сострадание, вступающая же в прекословие весьма неразумна. 21. Ропщущую деву Господь оставляет на погибель, а благодарную избавит от смерти. 22. Постыден смех и позорно бесстыдство, и только неразумная дева впадает в них. 23. Кокетничающая нарядом своим выходит за пределы целомудрия. 24. Не живи вместе с мирскими женщинами, дабы не развратили они сердца твоего и не сделали бы недействительными праведные намерения твои. 25. Ночью со слезами призывай Господа, и пусть никто не замечает тебя молящейся — тогда и обретешь благодать. 26. Желание прогулок и любовь к посещению чужих домов губят молитвенное состояние души и уничтожают её рвение по Богу. 27. Верующая дева ничего не устрашится, а неверующая в страхе побежит и от собственной тени. 28. Зависть изнуряет сердце, а ревность пожирает его. 29. Презирающая немощную сестру свою отдалит себя от Христа. 30. Не говори: это — мое, а то — твое, ибо во Христе все общее. 31. Не вникай с суетным любопытством в чужую жизнь и не радуйся падению сестры своей. 32. Помогай нуждающимся девам и знатностью своей не превозносись. 33. Не произноси речь из уст своих в церкви Господней и не поднимай очей своих. Ибо Господь знает сердце твое и наблюдает над всеми помышлениями твоими. 34. Всякую злую похоть отгоняй от себя, и враги твои не ввергнут тебя в печаль. 35. Пой псалмы от всего сердца своего, а не двигай только языком своим во рту.

http://predanie.ru/book/68290-tvoreniya/

77 Здесь кажется сделано опущение, которое, быть может, восполняется так: Почему Ему, как всемогущему, легко было повелением своим основать землю как на воде, так и без воды; ибо хотя и предположим, что вода находится под землею, но и она содержится повелением Божиим и следовательно все равно как если бы мы сказали, что земля основывается на ничем, как написано у Иова: Вешающий землю на ничем ( Иов.26:7 ). 78 Божеств. Кирилл иносказательно под реками разумел Апостолов, которые умственными реками наполняют подсолнечную и высокое небесное слово разносят по земле. А иные иносказательно также изъясняют сии слова так: под вселенною разумеют Церковь , под морями, или купели крещения, или по свойству их горькому – искушения, ибо чрез искушение Господь составил Церковь , а под реками – сладкие дары Святаго Духа. Ибо Он приготовил и украсил ее к принятию Святаго Духа, от которого, как из источника текут разнообразные дарования (у Никиты) 80 Слова Кирилла: Слово сие возводит на гору Божию только того, кто по всему чист, кто ни по разуму, ни по мысли, ни по делам, нисколько не оскверняет пребыванием во зле душу свою. И Вел. Василий: вот немногими словами указал совершенное истребление греха, производимого делом и мыслию. 81 Другой толковник говорит: Два значения содержит слово «всуе» или суетное. Называется суетным и излишнее; в этом значении мы говорим: такой-то напрасно трудится. Суетным также называется что-либо вредное; таково значение в сих словах: суетны сыны человеческие.... в веках, чтобы сделать неправду. Итак прекрасное дело не принимать души своей на суетное, – лишнее иди вредное (у Никиты). 82 Слова одного толковника: Сей приимет благословение от Господа, или похвалу и славу, ибо вместе с единокровными ему услышит пред престолом Божиим: Приидите благословенные Отца моего. Он приимет и милостыню от Бога. Ибо и все исполнившее и имеющие добрую совесть спасаются по милости и благодати. Почему? Ибо никто не похвалится, что он имеет чистое сердце, и даже не дерзнет сказать, что он чист от греха. Итак благословению, говорит, будет сопутствовать милостыня, чем не допускает вкорениться в нас надменности. И Феодорит сказал: Весьма кстати присовокупил к благословению милостыню. Ибо так называемые воздаяния только по Божию человеколюбию подаются людям. И ВСЕ правды человеческие не могут равняться даже с данными Богом дарами, а тем более с будущими, превосходящими и помышление человеческое.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Псалом Давиду, 25 Оклеветанный пророк Давид предъявляет свое незлобие пред Богом и просит Его об избавлении от предстоящих бед. Содержится в псалме и молитва Сына Божьего к Богу Отцу, оклеветанного иудеями перед Пилатом, говорившими: «Сего обретохом развращающа язык наш, ...и глаголюща Себе Христа Царя быти» (Лк. 23:2). Пророк также напоминает в псалме о необходимости нравственной чистоты для достойного приношения Богу молитвы и, тем самым, объясняет внутренний смысл омовения (Псалтирь с толкованием). Пс.25:1.   Суди ми, Господи, яко аз незлобою моею ходих, и на Господа уповая, не изнемогу. Никто так не приятен Богу, как человек «незлобив» . Он совершен и богоподобен. Отличительные черты его: простота, благородство, безыскусность нрава. Он исполнен радости и есть покоище Святаго Духа (Василий В., Антоний В., Руфин, Палладий). Пс.25:2.   Искуси мя, Господи, и испытай мя, разжзи утробы моя и сердце мое. Сказать эти слова может лишь такой человек, который подвизается и просит, чтобы чрез искушение, исходящее по попущению Божьему, дано было ему испытать себя: сохранит ли он терпение в тесноте искушения. Сильнейшим холодом греха умертвил диавол сердца людей. Поэтому, всякому христианину не должно предаваться безпечности, но всегда ожидать искушения и быть готову принять его: не почитать его странным и не смущаться им, но благодарно претерпевать тяготу скорби; «утробами» и «сердцем» называет помыслы и желания (Златоуст, Варсонофий). Пс.25:3.   Яко милость Твоя пред очима моима есть, и благоугодих во истине Твоей. «Милость» Божия воистину несказанная «пред очима» как праведного, так и грешного человека. «Яко солнце Свое сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и на неправедныя» (Мф. 5:45). Пс.25:4.   Не седох с сонмом суетным, и со законопреступными не вниду. Пс.25:5.   Возненавидех церковь лукавнующих, и с нечестивыми не сяду. Описывает Пророк виды своего «благоугождения» Богу: избегал злочестивых собраний и вредных бесед с ними ( «сонмом суетным» ). «Возненавидел» всякое сборище злых людей ( «церковь лукавнующих» ) (Феодорит).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Здесь встречаем наименование «мирских похотей», в которых, впрочем, заключаются и плотския, потому что им противополагается «целомудренное» житие. Апостол Иаков пишет: «похоть заченши раждает грех» ( Uak. I. 15 ). Из сего надлежит заключить, что похоти так же многообразны, как многообразны грехи. Апостол Иоанн пишет: «все, еже в мире, похоть плотская, и похоть очес, и гордость житейская, несть от Отца, но от мира сего есть» ( 1Иоан. 11:16 ). Святый Иоанн, для удобнейшаго обозрения воюющих на нас похотей, указует три главныя их отряда. Это суть, во-первых, «похоть плотская», о которой мы уже дали понятие; во-вторых, «похоть очес», неудерживаемое желание несытых глаз, которое предметами видимаго мира хочет не пользоваться благоразумно, а жадно наслаждаться, или завладеть, – любостяжание, любовь к суетным украшениям, страсть к зрелищам; в-третьих, «гордость житейская», желание превозносить себя над другими, а других видеть ниже себя, склонность величаться и тщеславиться некоторыми преимуществами видимаго и временнаго мира, частию достойными некотораго уважения, как то: родом, званием, знанием, делами необыкновенными; частию суетными и ничтожными, как то: богатством, пышностью и роскошью. Все сии виды похотей могут быть названы «плотскими», как названы у Апостола Петра; потому что их источник и цель есть плоть, а не дух, – и «мирскими», как у Апостола Павла: потому что берут себе пищу из видимаго и временнаго мира. Из сказаннаго доселе можно усмотреть, как многозначительно краткое увещание Апостола: «огребатися от плотских похотей». Он учит удаляться от невоздержания, от нетрезвости, от плотоугодия, от любостяжания, от любви к суетным украшениям, от страсти к зрелищам, от гордости, от тщеславия, от желания унижать перед собою других, которое легко перейдти может и в желание зла ближним. И притом учит удаляться не только от дел, в которых проявляются сии страсти и пороки, но и от безпорядочных и страстных желаний, не произведенных в дело, от похотей, еще не родивших греха действительнаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010