Своим ученикам Христос до этого сказал: Никто жизни у Меня не берет – Я ее свободно отдаю… И вот Он свободно, но с каким ужасом отдавал ее… Первый раз Он молился Отцу: Отче! Если Меня может это миновать – да минет!.. и боролся. И второй раз Он молился: Отче! Если не может миновать Меня эта чаша – пусть будет… И только в третий раз, после новой борьбы, Он мог сказать: Да будет воля Твоя… Мы должны в это вдуматься: нам всегда – или часто – кажется, что легко было Ему отдать Свою жизнь, будучи Богом, ставшим человеком: но умирает-то Он, Спаситель наш, Христос, как Человек: не Божеством Своим бессмертным, а человеческим Своим, живым, подлинно человеческим телом… И потом мы видим распятие: как Его убивали медленной смертью и как Он, без одного слова упрека, отдался на муку. Единственные слова, обращенные Им к Отцу о мучителях, были: Отче, прости им – они не знают, что творят… Вот чему мы должны научиться: перед лицом гонения, перед лицом унижения, перед лицом обид – перед тысячей вещей, которые далеко-далеко отстоят от самой мысли о смерти, мы должны посмотреть на человека, который нас обижает, унижает, хочет уничтожить, и повернуться душой к Богу и сказать: Отче, прости им: они не знают, что делают, они не понимают смысла вещей… Последний суд над Иисусом Христом у Пилата. (Глава из «Закона Божия» протоиерея Серафима Слободского) Когда снова привели Господа Иисуса Христа к Пилату, то уже к претории собралось много народа, начальников и старейшин. Пилат, созвав первосвященников, начальников и народ, сказал им: «вы привели ко мне этого Человека, как развращающего народ; и вот я вас исследовал, и не нашел Его виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его. Я посылал Его к Ироду, и Ирод также ничего не нашел в Нем достойного смерти. Итак, лучше, я накажу Его и отпущу». У евреев был обычай отпускать на праздник Пасхи одного заключенного, которого выбирал народ. Пилат, пользуясь этим случаем, сказал народу: «есть у вас обычай, чтобы я одного узника отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?» Пилат был уверен, что народ будет просить Иисуса, потому что знал, что начальники предали Иисуса Христа по зависти и злобе.

http://pravmir.ru/sluzhba-dvenadcati-eva...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Господа " Христос На Суде У Каиафы (Христос перед Каиафой) " Описания иконы Суд над Иисусом Христом у первосвященников Источник: Глава из " Закона Божия " протоиерея Серафима Слободского Сначала воины привели связанного Иисуса Христа к старому первосвященнику Анне, который к тому времени уже не нес служения в храме и жил на покое. Этот первосвященник допрашивал Иисуса Христа об учении Его и учениках Его, чтобы найти какую-нибудь вину в Нем. Спаситель отвечал ему: " Я говорил явно миру: Я всегда учил и в синагогах и в храме, где всегда сходятся иудеи, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? Спроси слышавших, что Я говорил им; вот они знают, о чем Я говорил " . Один слуга первосвященника, стоявший близко, ударил Спасителя по щеке и сказал: " так-то отвечаешь Ты первосвященнику? " Господь, обратясь к нему, сказал на это: " если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, то за что ты бьешь Меня? " После допроса первосвященник Анна отослал связанного Иисуса Христа через двор к зятю своему первосвященнику Каиафе. Каиафа же был на тот год служащим первосвященником. Он подал совет в Синедрионе: убить Иисуса Христа, сказав: " Вы ничего не знаете и не подумаете, что луч[...] Описание иконы Христос На Суде У Каиафы ХРИСТОС НА СУДЕ У КАИАФЫ Фрагмент из Евангелия изображен на этой иконе. Связанного Спасителя ввели в дом первосвященников, который находился в Сионе, богатом районе верхнего Иерусалима. (Сион — местность на юго-запад от храма, где некогда стоял дворец царя Давида. Во времена Спасителя в Сионе жили иудейские начальники и знать. Здесь же находился дом с просторной горницей, где Господь совершил Тайную вечерю. Дом был просторным, с множеством помещений, расположенных на периферии обширного двора. Правящим первосвященником был Каиафа, а Анна был его тесть. (Каиафа — это прозвище. Его настоящее имя Иосиф. Он правил в качестве первосвященника с 18-го по 35-ый год после Р.Хр. В 1993 г. в семейной усыпальнице первосвященников на расстоянии полкилометра на юг от храма археологи нашли изящно высеченный саркофаг с костями человека и с именем Каиафы, написанным снаружи саркофага. Предполагают, что это и есть Каиафа, упоминаемый евангелистами). Хотя Анна был смещен со своей должности, однако [...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Христос перед Каиафой. Ок. 1694 г. ММО. Диаметр 60 см. КОРОБОВ ПЕТР СЕМЕНОВ (КОРОБОК, КОРОБ) (уп. 1682–1696) - московский иконописец, ученик Симона Ушакова. Файл 29593.jpg:   Размер: 683x700, 0.48 MPix, 151 Kb. Дата: 2017-09-02, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (95) , (1) .

http://pravicon.com/icon-640

1179 Ведомости, стр. 841. В самом начале XIX века церкви измененной Слободско-Украинской губернии, но не епархии, по городам и уездам распределялись несколько иначе: Харьков – 75 ц., Валки – 38 ц., Богодухов – 68 ц., Ахтырка – 62 ц., Лебедин – 66 ц., Сумы – 52 ц., Змиев – 63 ц., Изюм – 55 ц., Купянск – 29 ц., Волчанск – 48 ц., в городах, отошедших от Слободско-Украинской губернии в Воронежскую, но оставшихся по епархиальному управлению в Слободско-Украинской епархии, Старобельске – 51 ц., Богучаре – 37 ц., Острогожске – 70 ц., всего – 678 цер. (Арх. Св. Син. д. 1803 г. 416, л. 75.). 1180 Арх. Св. Син. д. 1803 г. 416. Воронежъ – 69 ц., Задонск – 51 ц., Бобров – 43 ц., Землянск – 55 ц., Нижнедевицк – 36 ц., Бирюч – 53 ц., Валуйки – 40 ц., Коротояк – 55 ц., Павловск – 29 ц., зашт. г. Ливенок – 2 д., Войска Донского – 158 ц., всего – 501 ц. В это время в состав Воронежской губернии вошли города, бывшие в Слободско-Украинской губ., Острогожск, Богучар и Старобельск и Саратовской губ. – Новохоперск. По епархиальному управлению они оставались в прежней зависимости: первые три в Слободско-Украинской епархии, последний в Саратовской, только к 1806г. они поступили в Воронежскую епархию, о чем речь будет в III томе нашего исследования о Русских Епархиях в XIX в. 1181 После ухода митрополита новгородскаго и олонецкого (вместо петербургского) Гавриила (Петрова) на покой 19 дек. 1800 года Новгородская и С.-Петербургская епархии снова соединены под властью Амвросия (Подобедова) , получившего титул архиепископа новгородского и с.-петербургского, с 10 марта 1801 г. митрополита: однако территории и штаты их всегда сохранялись особо. Самое разделение С. Петербургской- и Новгородской епархий, несомненно требуемое пользой дела и церковными интересами обширного северо-запада, хотя шло от Синода, но вызывалось нерасположением императора Павла к митрополиту Гавриилу Петрову, человеку, утратившему прежнюю энергию и скоро скончавшемуся 1801 г. 26 янв. 1182 О штатах и окладах архиерейским домам – Калужскому, Тульскому, Пермскому, Саратовскому, Слободско-Украинскому и Оренбургскому, а также викариям – киевскому, новгородскому, московскому и казанскому см. Книгу штатов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

456 Синод, как бы не доверяя словам архиерея, просил полтавского губернатора уведомить его, точно ли в весеннее и осеннее время так трудно из Крестовоздвиженского монастыря сообщаться с Полтавой, как пишет архиерей. 457 Началась переписка и по истечении 12 лет, после издания указа о перенесении кафедры из Переяславля в Полтаву, приступлено было к постройке архиерейского дома, консистории и семинарии в самом городе Полтаве. 458 Примечание. Говоря о разных переменах, происшедших в царствование Николая I в наших епархиях, мы должны упомянуть здесь также и о том, что одна из них получила новое наименование. Теперешняя Харьковская губерния, по древнему положению своему на границе или украйне России и по особенному характеру её народонаселения, называлась в старину Слободско-Украинскою. Это имя оставалось за нею до 1835 г.; но как оно уже потеряло смысл и значение, то указом 5-го декабря 1835 г. велено было переименовать Слободско-Украинскую губернию в Харьковскую, по главному в ней городу. Синод, сообразуясь с новым названием, данным Слободско-Украинской губернии, положил и местному архиерею этой губернии, называвшемуся до сего слободско-украинским и харьковским, именоваться, по главному в губернии городу Харькову и уездному Ахтырке, харьковским и ахтырским. Государь утвердил это положение синода 5-го февраля 1836 г. (см. 2-е полн. Собр. Зак., 9058, об именовании епархиального в бывшей Слободско-Украинской губернии архиерея впредь Харьковским и Ахтырским). Отделение VII. Число православных епархий и викариатств в последний год царствования Императора Николая I В последний год царствования Императора Николая I число православных епархий считалось 55; из них 4 были первоклассные или митрополии: киевская, новгородская, московская и с.-петербургская, 19 второклассные или архиепископии, именно: казанская, астраханская, тобольская, ярославская, псковская, рязанская, тверская, херсонская, литовская, варшавская, рижская, могилевская, черниговская, минская, подольская, кишиневская, олонецкая, донская и иркутская; 27 третьеклассные или епископии: екатеринославская, калужская, смоленская, нижегородская, курская, владимирская, полоцкая, вологодская, тульская, вятская, архангельская, воронежская, костромская, тамбовская, орловская, полтавская, волынская, пермская, томская, пензенская, саратовская, харьковская, оренбургская, симбирская, кавказская, камчатская и самарская и 5 внеклассные, составлявшие грузинский экзархат, именно: карталинская, имеретинская, мингрельская, гурийская и абхазская.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тамбовскую и Шацкую (ранее и Пензенскую) епархию, но новому положению, в объеме одной губернии, территориально совпадающей с епархией, составили каф. г. Тамбов с уездом, в них 92 цер., уез. гор.: Козлов – 101 ц., Борисоглебск – 54 ц., Моршанск – 93 ц., Темников – 86 ц., Кирсанов – 69 ц., Шацк – 138 ц., Лебедянь – 61 ц., Липецк – 79 ц., Ниж. Ломов 102 ц., безуез. гор. Елатьма – 9 ц., Кадом – 4 ц., Спасск – 1 ц., Чембар – 1 ц., Усмань – 4 ц., Верх. Ломов – 4 ц. и Керенск – 5 ц., 1177 всего – 903 ц.; из них – 270 церквей до 1799 г. состояли в Рязанской епархии, 138 ц. – в Воронежской. 1178 В силу того, что г. Пенза отошел от Тамбовской епархии в Саратовскую, титул тамбовского епископа изменился; вместо «тамбовский и пензенский» он стал именоваться нынешним титулом «тамбовский и шацкий», рязанский епископ вместо «рязанский и шацкий» стал называться, как ныне, «рязанский и зарайский». XXXVI Пятой самостоятельной епархией, открытой по докладу Св. Синода, Высочайше утвержденному 16 октября 1799 года, была Слободско-Украинская и Харьковская. Она учреждена в границах Слободско-Украинской губернии, названной так вместо Харьковской. Самая епархия получила свое название по губернии, хотя губернским и кафедральным городом назначен г. Харьков, вошедший в титул нового епископа. Слободско-Украинскую кафедру, при её открытии, занял Христофор (Сулима), епископ феодосийский, викарий новороссийский, так как его викарная кафедра упразднена. По чисто экономическим соображениям, во избежание казенных расходов, для новой кафедры в архиерейский дом обращен харьковский Покровский монастырь, в котором, по-прежнему, оставлено существовавшее в нем училище. На устройство архиерейского дома в Харькове при монастыре, помимо отпускаемых штатных сумм, предположено употребить суммы, вырученные от продажи феодосийского архиерейского дома. Хотя Слободско-Украинская епархия заняла предпоследнее (19) место среди всех третьеклассных епархий, однако её епископу лично положено содержание против второклассных епархий, как он получал, по особому указу, в бытность феодосийским викарием. Кафедральный штат равно и преемники епископа Христофора по Слободско-Украинской кафедре должны были получать содержание по III-мy классу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Территория Слободско-Украинской епархии выделялась, главным образом, из Белгородской и Курской епархии, отчасти из Воронежской и Черкасской. От Белгородской епархии, состоявшей из двух губерний – Курской и Слободско-Украинской, к ней отошла Слободско-Украинская губерния почти полностью, в которой по ведомостями, составленным в Св. Синоде до представления доклада, насчитывалось 574 церкви: Харьков с уездом – 88 ц., быв. г. Валки – 6 ц., Ахтырка – 87 ц., б. гор. Лебедин – 13 ц., Богодухов – 73 ц., б. города – Краснокутск и Золочев – 10 ц., Сумы – 73 ц., б. города – Недригайлов и Белополье – 9 цер., Змиев – 84ц., Изюм – 62 цер., б. г. Славянок – 2 ц., Купянск – 41 ц., б. г. Волчанск 3 цер. и Старобельского уезда – 23 цер. От Воронежской епархии, как видно из тех же ведомостей, отошло к Слободско-Украинской епархии – 99 ц. в г. Старобельске с уездом – 24 ц., Богучаре – 85 ц. и Острогожске – 40 цер. Курская и Белгородская епархия, названная так вместо Белгородская и Курская, осталась в границах одной Курской губернии с кафедрой в уездном городе Белгороде. Городов и церквей в Курской епархии, даже после сокращения её территории наполовину, осталось достаточно – 8 городов с уездами и 7 заштатных, в них – 873 церкви. 1179 Воронежская и Черкасская епархия, введенная в границы губернии, после отделения от нее городов и частей уездов к Слободско-Украинской, Тамбовской, Саратовской и Рязанской (Раненбургского уез. – 8 цер.) епархиям, значительно сократилась как в территориальном отношении, так и по составу городов с церквами. По Воронежской губернии в ней в девяти городах с уездами оставалось – 428 цер. и 143 церкви в области Войска Донского с г. Черкасском, станицами и слободами, а всего – 571 церковь , вместо прежних – 823 церквей по пяти губерниям и Войску Донскому. В самом начале XIX в. число церквей в ней не много увеличилось, дойдя до 591. 1180 Доклад Св. Синода о согласовании епархиальных границ с губернскими и об изменении названий некоторых епархий соответственно губерниям, а также об открытии нескольких новых епархий в границах отдельных губерний с Высочайшей резолюцией от 16 октября 1799 года: «быть по сему» можно назвать только предпоследней стадией сложного дела упорядочения территориального устройства русских епархий, начатого по письму князя А.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Сумская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Сумской области [ править править код ] До конца 70-х годов XVIII века одна часть территории нынешней Сумской области относилась к Белгородской епархии, другая же часть - к Киевской. До 1799 года церкви Слободской Украины находились под ведением Белгородских архипастырей, как и в гражданском отношении Слободская Украины находилась под ведением Белгородских воевод и Белгородской губернской канцелярии. В 1780 году было открыто Харьковское наместничество, главным городом которого стал Харьков. С учреждением наместничеств по общему правилу, узаконенному еще при императоре Павле, пределы епархий должны были совпадать с пределами и границами губерний. В декабре 1796 года была образована Слободско-Украинская губерния с 11-ю уездами: Ахтырским, Богодуховским, Валковским, Волчанским, Змиевским, Изюмским, Купянским, Лебединским, Старобельским, Сумским и Харьковским. А 16 октября 1799 года была учреждена Слободско-Украинская и Харьковская епархия. В ее состав вошли все церкви Слободской Украины, а также некоторые церкви, входившие в состав Воронежской и Екатеринославской епархий. При образовании Слободско-Украинской и Харьковской епархии ее границы совпадали с границами наместничества, а затем и губернии. С 16 октября 1836 года Слободско-Украинская и Харьковская епархия стала называться Харьковской и Ахтырской. Указами Консисторий в 1860 году деятельность Духовных правлений была приостановлена. Указом Священного Синода от 14 ноября 1866 года было учреждено Сумское викариатство. Период с 1917 по 1945 годы в истории нашего Отечества был чрезвычайным по интенсивности и сложности исторических событий. Революционные перевороты 1917 года, превратившие крупнейшую православную империю - в страну, где правили безбожники и махровые богоборцы; восстановление патриаршества после двухсотлетней синодальной зависимости от властей предержащих; ни с чем не сравнимые гонения, направленные на тотальное истребление Православия и полное уничтожение Церкви.

http://azbyka.ru/palomnik/Сумская_област...

...чем те, кому служила утешением их «малая родина» — Понятие «малая родина» восходит к стихотворным сборникам Жоашена дю Белле (1522—1560) «Сожаления» и «Древность Рима» (1553— 1557), созданным в Риме, в них поэт с нежностью вспоминает свой Лире (место его рождения), что для него значительно милее палатинских холмов. 109 Аббат Райян, тетка Серафи — Аббат Райян — один из воспитателей юного Анри Бейля (Стендаля) (в 1793—1794 гг.), был арестован летом 1794 г. за отказ присягнуть новой конституции; о «тирании этого злобного иезуита» Стендаль с ненавистью вспоминает в автобиографической книге «Жизнь Анри Брюлара». Тетку Серафи (сестру покойной матери) он характеризует как набожную и взбалмошную лицемерку. Бернарден де Сен-Пьер Жак Анри (1737—1814) — французский писатель, автор философских эссе «Этюды природы» (1784—1787), романа «Поль и Виргиния» (1787); подобно Ж. Ж. Руссо, воспевал культ «естественной» и добродетельной жизни людей на лоне природы. Не в память ли о Хароне, взимавшем обол? ( греч. миф.) — Харон — перевозчик душ умерших через реки подземного царства, взимавший за это плату. С этой целью в рот умерших клали мелкую монету (обол). Янсенизм — реформаторское течение в католической церкви XVII — начала XVIII в., возникшее на основе учения голландского богослова Янсения (1585—1638). Янсенисты выступали против папства и церковной иерархии; отрицая за человеком свободную волю, развивали вслед за Блаженным Августином (см. коммент. к с. 26) учение о благодати и божественном предопределении; проповедовали скромность в быту и суровость нравов. Центром янсенизма стал монастырь Пор-Рояль, превратившийся в XVII в. в очаг борьбы с иезуитами. В юные годы Мориак, воспитанник марианитов, испытал сильное влияние янсенистских идей. 114 ...вплоть до теологических споров по поводу божественной благодати — Споры о соотношении роли божественной благодати и человеческой воли были одним из существенных разногласий между янсенистами и иезуитами, допускавшими участие свободной воли в спасении человека. В янсенистских кругах, с которыми был тесно связан Ж. Расин, образ Федры толковали как пример судьбы человека, не осененного божественной благодатью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Платон (Фивейский) , архиеп. Памятная книжка для священника, или Размышления о священнических обязанностях. M., 1860. Позов А. Основы древнецерковной антропологии. Мадрид, 1965, т. 1; 1966, т. 2. Покровский С. Духовный пастырь по Слову Божию. Опыт объяснения мест Священного Писания, изображающих нравственные качества пастырей Церкви и великую ответственность. Тула, 1887, вып. 1. Покровский С. Библейское и святоотеческое учение о пастырстве. – В кн.: Курс практического руководства для пастырей. Варшава, 1928. Поликопа И., протоиер. Церковно-практичсскис задачи деятельности священника на приходе. Загорск, 1972. Машинопись. Полисадов И., протоиер. Глухая исповедь. Пастырское наставление и обличение тех, кои откладывают напутствие болящих до последней минуты их жизни. 14-е изд. M., 1913. Попов E., протоиер. Письма по православно-пастырскому богословию. 2-е изд. Пермь, 1877, ч. 1–4. Попов И. В. , проф. Естественный нравственный закон (психологические основы нравственности). Сергиев Посад, 1897. Попов К. Д. , проф. Блаженный Диадох (V века), епископ Фотики Древнего Эпира, и его творения. Киев, 1903, т. 1. Попов Т. Д., проф. Пастырское Богословие (конспект лекций в Московской Духовной Академии, Московской Духовной Семинарии 1947–1951 гг.). Машинопись. Православная Богословская энциклопедия/Под ред. Лопухина А. П. СПб., 1900–1911. Пташинский Н. Аскетическое начало в жизни пастыря. Б. м., 1962. Машинопись. Разумихин А. И. Практичсское руководство для пастырей. M., 1905. Розанов Π. П. Опыт курса практического руководства для пастырей. 2-е изд. Киев, 1872, вып. 1, ч. 1. Рудаков A., протоиер. Краткое учение о богослужении Православной Церкви. СПб., 1878. Сергиев И., свящ. Мысли о священстве. – ПСС. СПб, 1899, т. 5. Сергий (Ляпидиевский), митр. Из лекций по пастырскому богословию. Достоинства священства. О трудностях пастырского служения. – Богословский вестник, 1900, т. I, 8–10; 1901, т. 2, 7–8; 1902, т. 3, 9. Сергий (Страгородский) , архим. Вопрос о личном спасении. – Богословский вестник, 1895, сент.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В заключение обозначим, как можно понимать «встречу», чтобы этот концепт мог стать предметом и педагогического рассмотрения. Встреча — это духовно-эмоциональное переживание другого как близкого, родного и желаемого. В контексте Божественного Откровения важнейшей и единственной встречей может быть только встреча с Богом, но Бог «многочастне и многообразне» подготавливает человека к этой встрече, что и является предметом Божественной педагогики. Если человеческие усилия, терпение, вера и любовь смогут «вытащить» внимание человека из футляра стереотипных представлений, смогут заинтересовать его (в оговоренном смысле) в восприятии нового и иного, то встреча с этим иным и другим неизбежно состоится, потому что Бог всегда к встрече готов, Он всегда и зовет и ждет. Вся проблема в нашей неспособности и неготовности к ответу на Его зов, к отклику на Его ожидания. Важно, чтобы человек смог услышать и вместить то слово, которое услышать и вместить способен, чтобы слово как семя смогло постепенно прорастать в человеке, по силам его принося плод. Список использованных источников и литературы 1. Керн Киприан, архим. Антропология св. Григория Паламы/архим. Киприан Керн. — Киев: Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, 2006. — 434 с. 2. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования/В.И. Слободчиков. — Екатеринбург: Информ.-издат. отдел Екатеринбургской епархии, 2010. — 264 с. 3. Сорокин Александр, протоиер. Введение в Священное Писание Ветхого Завета: Курс лекций/протоиер. Александр Сорокин. — СП б.: Ладан, 2009. — 408 с. 4. Сурова Л.В. Дорогою небес. Паломничество по святым местам. Педагогические рекомендации, беседы, архивные документы, впечатления/Л.В. Сурова. — Красногорск: Изд-во храма свт. Иоанна Златоуста Московской епархии, 2008. — 182 с. 5. Флоренская Т.А. Мир дома твоего. Человек в решении жизненных проблем/Т.А. Флоренская. — М.: Русский Хронографъ, 2009. — 478 с. 6. Флоровский Георгий, протоиер. Восточные отцы V–VIII веков/протоиер. Георгий Флоровский. — Репр. воспр. изд. 1933 г. — М.: Паломник, 1992. — 260 с. — (Бorocлobie отцевъ церкви).

http://pravoslavie.ru/55799.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010