12 . Костромская учреждена в 1745 году Императрицею Елисаветой Петровной под именем Галицкого и Костромского Епископства. Ныне Архиереи сей Епархии именуются Костромскими и Галицкими. 13 . Тамбовская основана в 1682 году Царем Феодором Алексеевичем. В 1699 году была упразднена и Епископ оной отлучен Собором, а в 1758 году возобновлена под именем Тамбовской и Пензенской. Ныне с 1798 года Епископы оной именуются Тамбовскими и Шатскими. 14 . Орловская учреждена первоначально в 1764 году Викарной в помощь Московскому Митрополиту под именем Севской Епархии; но в 1788 году она сделана местной, и ныне Епископы оной именуются Орловскими и Севскими. 15 . Полтавская учреждена первоначально в Переяславле при В. Кн. Всеволоде Ярославиче в половине XI века, а спустя 200 лет, рушилась от нашествия Татар. Восстановлена в начале XVIII века Царем Петром Алексеевичем. Епархия сия с самого начала учреждения своего и потом в разные времена по возобновлении была Викарной или Коадъюторской Киевской Митрополии; но в 1799 году учинена местной. С 1803 года Епископы оной именуются Полтавскими и Переяславскими. 16 . Волынско-Житомирская учреждена в 1799 году вместо Житомирской, бывшей с 1795 года Викарной Минского Архиепископа. Ныне Епископы оной именуются Волынскими и Житомирскими. 17 . Пермская первоначально основана в Перми в половине XIV века, но в XVI соединена была с Вологодской, а потом приписана к Вятской. Ныне существующая учреждена в 1799 году и Епископы оной именуются Пермскими и Екатеринбургскими. 18 . Пензенская учреждена в 1799 году под именем Саратовской и Пензенской, а с 1803 года Епископы оной именуются Пензенскими и Саратовскими. 19 . Слободско-Украинская учреждена в том же 1799 году. Епископы оной именуются Слободско-Украинскими и Харьковскими. 20 . Оренбургская учреждена в том же 1799 году Епископы оной именуются Оренбургскими и Уфимскими. В Грузии По присоединении в 1783 году к России Ексархии Грузинской, Католикос оной пожалован навсегда Членом Св. Синода: а в 1814 году повелено быть одному Ексарху Св. Синода в Грузии и Имеретии и именоваться Митрополитом Грузинским и Имеретинским. Из существовавших же прежде в Грузии 13 Епархий составлено три Епархии: Карталинская, Осетинская и Сигнагская. Первая присвоена управлению Ексарха, с титлом Митрополита Мцхетского, Тифлиского и Карталинского; вторая назначена в управление Архиепископу, именовавшемуся прежде Телавским и Грузино-Кавказским; а третья бывшему Архиерею Алавердскому, с именованием оного Сигнагским и Кизикским. Викарные

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

И. Слободской I. Личность и творчество «Из разбросанных сочинений Ницше нельзя смастерить системы», говорит Алоиз Риль в своем этюде «Фридрих Ницше». С этим нельзя не согласиться, ознакомившись с сочинениями этого замечательного философа-художника конца минувшего века. За исключением самых ранних его произведений, все его многочисленные сочинения представляют из себя ряды кратких афоризмов самого разнообразного содержания. Даже его философская поэма «Так говорит Заратустра» есть не что иное, как цепь кратких и сильных изречений, связанных между собою личностью героя этой поэмы. Быстро мчится поезд его мысли, и для читателя эти афоризмы мелькают и исчезают из глаз, как телеграфные столбы и непрерывно меняющиеся картины пейзажей в окне вогона. И пока, при этой калейдоскопической смене разноцветных мыслей и ярких впечатлений. не почувствуется утомление, пока эти внезапно выплывающие и исчезающие образы не примелькаются, трудно читателю установить общее и типичное в произведениях Ницше, и кружится голова от пестрых восточных красок его речи. Но глаз привыкает к этим картинам; несколько утомленное внимание к частностям позволяет выделить общее. И если невозможно прочитанного Ницше всего от начала до конца запрятать в систему, если при этой попытке он будет выскальзывать из разграфленных клеток, как школьником выпрыгивал из правил школьного регламента, -тем не менее, при более скромных намерениях, понять этот образ капризного философа возможно, по крайней мере настолько, чтобы выделить его из ряда других, не только, как капризного, a и весьма определенного в типичных чертах своего учения мыслителя. Характеристическою чертою философии Ницше является ее субъективность, отмечаемая всеми исследователями ее. Ницше не присяжный философ, который занимается философией, как ремеслом, он не бесстрастный и холодный мыслитель, a философ-поэт; он не просто логизирует, он горит и перегорает в темном пламени своей философии, он живет ею, страдает и радуется. Его философия представляет из себя повесть ο пережитом, отзвуки внутренних борений, душевной драмы и трагедии, это – его автобиография. A будучи таковою, она естественно должна представлять из себя и противоречия отдельных переживаний и единство характера переживающей личности.

http://azbyka.ru/otechnik/6/fridrih-nits...

«Мы не знаем, когда и как поможет Господь, но уверены: Он поможет» Формула семьи: Смирновы И отец Евгений, и матушка Ирина сначала готовились создать семьи совсем с другими людьми. Но их избранники отказались, испугавшись, что не понесут ту высокую планку семейной жизни, которую задавали себе будущие супруги Смирновы. Можно сказать, что их встреча была устроена Господом. И они не опустили планку: воспитали не только своих пятерых детей, но и троих приемных. Смирновы Протоиерей Евгений , 40 лет. Настоятель Троицкой церкви города Слободского Вятской епархии. Благочинный Слободского округа Вятской епархии. Руководитель отдела религиозного образования и катехизации Вятской епархии. Матушка Ирина , 39 лет. Регент. В браке 19 лет. Дети: Приемные дети: Протоиерей Евгений Смирнов с матушкой Ириной Отец Евгений: – Я сам сын священника. Я видел, как жили мои родители, с какими проблемами сталкивались на приходе, и понимал, что меня ждет то же самое, но хотелось пойти именно по стопам родителей, которые для меня всегда были примером, и послужить Богу и людям. Служение священника – это особенное служение, поэтому для меня было очень важно, чтобы моя избранница придерживалась правил православного благочестия. Я искал девушку, готовую нести крест матушки. Когда мы познакомились с Ириной, я учился на первом курсе духовной академии, а она только поступила в регентскую школу. До нее я встречался с другой девушкой, но в какой-то момент она сказала мне: «Я не могу соответствовать твоим ожиданиям. Я не справлюсь». Я и сам уже это понимал, поэтому не стал ее удерживать. А с матушкой я сразу почувствовал, что мы будем жить душа в душу, – так и случилось. Я благодарю за это Господа. По окончании духовной академии я был направлен на службу в г. Слободской. Там я начал окормлять интернат, познакомился с ребятами. Несколько подростков постоянно ходили ко мне в храм, исповедовались, причащались… Со временем мы приняли решение о создании приемной семьи. Для ребят это был осознанный выбор. Не мы пришли в школу-интернат и сказали: дайте нам вон того мальчика, он нам понравился. Всё сложилось стихийно. Ребята приходили на богослужения, помогали мне по храму. Потом стали приходить ко мне в гости, и на каком-то этапе стало понятно, что мы, наверное, уже не расстанемся. Видя, как ребята к нам тянутся, не ответить на эту привязанность я не смог.

http://pravoslavie.ru/121574.html

Иван III отправил в Вятскую землю огромное по тем временам войско — 60 тысяч человек. Осажденный Хлынов сдался в 1489 году, уже без условий. Татарских воинов отпустили в Казань, значительную часть бояр переселили (как говорили тогда — «вывели») в центр великого княжества, дав уделы. Аникеева и других лидеров восстания доставили в цепях в Москву и там казнили. Недолгая Вятская вечевая республика прекратила существование. Не вятичи, а вятчане! Иногда жителей Вятской земли называют «вятичами». Это неверно: вятичи — древнерусское племя, а в Кировской области живут вятчане. Об этом свидетельствует местный фольклор, в том числе и знаменитая местная поэма «Вани-вятчане» . 6 Забвение, память и слава Вятская земля окончательно стала частью Москвы почти одновременно с Новгородом Великим. Последствия присоединения были не столь драматичны: Иван III и после «ссылки» вечевого колокола несколько раз заменял новгородскую элиту служилыми людьми из иных краев, не говоря уже о бойне, устроенной его внуком — Иваном Грозным. Вятка, воевавшая против Москвы в союзе с Казанью, подверглась единовременной карательной операции и после этого никогда не попадала в опалу. «Повесть о стране Вятской» завершается завоеванием Казани, и в этом был символизм: древняя история Вятки-Хлынова закончилась. На какое-то время город Вятка оказался вдали от магистральных событий жизни России. «Из этого города даже дороги дальше никуда нет, как будто здесь конец света», — писал Салтыков-Щедрин, который, кстати, отбывал в Вятке ссылку. Кого и за что ссылали в Вятку: трагические истории известных людей Великий сатирик допустил маленькую неточность — кроме дороги из столицы, еще один почтовый тракт вел на Казань через Уржум и Малмыж, а третий, через Слободской и Глазов, — на Пермь и далее в Сибирь. Именно через Слободской, по старой Сибирской дороге, провезли большинство декабристов. И все же Вятка середины XIX века соответствовала определению другого сатирика — Гоголя: «хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь».

http://sever.foma.ru/vjatka-gorod-na-gra...

Помню, когда я учился в средней школе, папа договорился, чтобы ребят по понедельникам отпускали на час раньше, и подростки могли приходить к нему на уроки Закона Божия. Он ставил им оценки, которые шли наравне с другими в американской школе. Однажды произошел такой забавный случай: мы пришли на урок, посвященный чудесам. Один ученик, сидевший на задней парте, шалил, разговаривал, ничего не слушал. Папа остановился, назвал его по имени и строго спросил: «Скажи мне, что такое чудо?» Ответил мой двоюродный брат, который громко произнес: «Будет чудо, если он ответит!» В Лазареву субботу вместо уроков вся школа приходила в храм, отец Серафим нас исповедовал, а на следующий день, на Вход Господень в Иерусалим, мы причащались. Конечно, в юности я всегда исповедовался у папы, и мне запомнились его доброта и снисходительность. Не помню подробностей, но мне не было трудно ходить на Исповедь к нему. Естественно, он знал о моих недостатках, но, как мне помнится, Исповедь всегда проходила для меня очень хорошо и поучительно. Став постарше, я иногда ездил на Исповедь к батюшке по соседству – к отцу Адриану (Рымаренко), который потом стал епископом Андреем. В России про папу мне сказали: «Это очень хороший автор» Когда в конце 1950-х годов вышло первое издание учебника «Закон Божий», мне было только 5 лет. Но работа над ним шла очень долго. Еще в России мой дедушка – иерей Алексей Слободской – говорил папе: «У нас такая большая страна, но не нашлось никого, кто написал бы хороший учебник по Закону Божию». Эти слова засели в душе моего отца, и он часто думал об этом. Уже будучи в Германии, еще до принятия священства, папа устраивал духовные кружки для молодежи. После войны там было большое стечение русских, многие из них выросли в Советском Союзе и не получили никакого церковного и духовного образования. Именно в то время у него и зародилась мысль составить такой учебник. Поначалу папа думал о нескольких томах, чтобы все было подробно. Он от руки написал первую книгу, которую назвал «Божий Мир», и сам ее в красках проиллюстрировал. Этот том хранится у нас до сих пор. Уже после смерти отца Серафима мама включила «Божий Мир» в «Азбуку», которую она издала.

http://ruskline.ru/opp/2021/11/06/alekse...

Перед Воздвижением. Записки матушки …Завтра Воздвижение. Завтра, родная моя Еленушка, день твоего торжества. Завтра найденный тобою Крест воздвигают. Прости, прости меня, святая царица Елена, что я с тобою фамильярничаю. Знаешь, – а ведь ты знаешь! – мой сын тоже со мной фамильярничает. И за руку дергает, и за подол, и на шею залезает, хоть и весит уже и не пять кило, и даже не пятнадцать… Крестили меня 19 лет назад. Крестить крестили, а что, зачем и почему – объяснить забыли. Зато подарили книжку протоиерея Серафима Слободского «Закон Божий». Я просто дышала этой книгой, этой золотой виноградной лозой на обложке, этими ерами и ятями, этими простыми объяснениями. «Молитва – это наш разговор с Богом». И всё, и после этого никакой «суеверно-оккультный» подход к Церкви уже не грозит. «Молись своей святой», – сказал мне тогда кто-то. Ну кто же знал, что есть такая святая Юлия, кто бы показал тот замурзанный листочек, куда переписали дату моих именин с не менее замурзанного церковного календаря! Возможно, что-то об этом значилось в свидетельстве о моем крещении, но и сей документ был моими родными заботливо потерян. Ну кто ж ты, моя святая-то, а? Кому молиться-то? Я в свои неполные тринадцать ни одной святой не знаю! И никто из родных не знает! В полной растерянности я открыла Слободского, это ж такая книга! – там же на все вопросы должны быть ответы, и даже о том, какая святая покровительствует Юльке в драных тапках, приехавшей креститься из Самары в Питер! Ну вот, что-то уже вырисовывается. На странице – чудный лик в короне и подпись: «Святая благоверная царица Елена». Ну вот и замечательно. Святая Елена, а можно, я буду тебе молиться? Вот, тут даже написано, как это правильно делать… Шли годы. Глупые, заполошные, безстыжие, безцельные. И вот я уже без пяти минут аспирантка, гордость научного руководителя – воинствующей атеистки, прощающей, похоже, только мне добрые слова о Христе. Слова, слова. Перед каждой сессией я молюсь только мне известными, мною же придуманными словами, надеваю крестильный крест, и зачетка пополняется отличными оценками, а кошелек – «повышенной» стипендией, без которой ходить бы мне зимой в лаптях и в майке. А по окончании сессии я честно объезжаю несколько храмов и долго стою перед иконами, не зная, что я делаю не так. Вроде бы «какая-никакая духовность», вон, карма-йогу штудирую, да еще то, что потом назовут «транссерфингом реальности»…– забавно. Мы с друзьями-подружками веселимся. Сосредоточишься эдак, замерзая на остановке, и выдаешь вслух: «Итак, сейчас из-за поворота появится автобус номер пятьдесят – икарус, а за ним тоже пятьдесят, но старый и пустой!» Остановка шушукается: «Больная, что ли? Пятидесятый маршрут на старых не ездит, и вообще пятидесятому сейчас перерыв на час, мерзни еще…» И тут появляется из-за поворота мой «заказ», и друзья-подруги восхищенно ахают: «Вот это сила духа!»

http://pravoslavie.ru/41716.html

В книге А. Михайлова «Д. В. Ухтомский и его школа» (М., 1954 г.) история постройки Покровского собора рассматривается только с точки зрения деятельности учеником Ухтомского в провинции. Наше сообщение рассматривает историю постройки Ахтырского Покровского собора несколько шире, чем это делает А. Михайлов. На протяжении столетия Слободская Украина являлась порубежной территорией Русского государства, ареной длительной, почти непрерывной, трудной и кровопролитной борьбы с крымскими татарами, подвергавшими русские и украинские земли страшным опустошениям. С середины XVII в., со времени возникновения Слободских казачьих полков, до первой четверти XVIII в., когда южные границы России, хотя уже и не проходили непосредственно по территории Слободской Украины, но были близки к ней, быт слобожан был подчинен задачам обороны, все материальные и людские ресурсы использовались для несения военной службы, возведения и поддержания военно-фортификационный сооружений. Часто у слобожан не хватало рабочих рук, средств и возможностей для хозяйственной деятельности, тем более у них не было условий для строительства больших каменных сооружений. Вообще зодчество Слободской Украины в этот период было деревянным. Дерево, как основной, и, можно сказать, единственный строительный материал в условиях борьбы с иррегулярной татарской кавалерией, не знавшей тактики правильных осад укрепленных городов, вполне себя оправдало во всех видах строительной деятельности. Слободская Украина значительно позже других районов России и Украины перешла к каменной архитектуре и при возведении первых каменно-кирпичных сооружений, которыми были церкви, естественно, обнаружилась острая нехватка специалистов зодчих и мастеров каменщиков. И на первых порах освоения слобожанами-строителями новой архитектуры к ним на помощь приходят русские мастера – зодчие и каменщики. Выдающиеся русские архитекторы Старцев, Аксамитов, Мичурин, Растрелли, Ухтомский и ученики его школы Квасов и Дудинский и другие архитекторы оставили заметный след в зодчестве Украины, обогатили и развили ее, на основе глубокого и тонкого понимания местных архитектурных традиций. В этой связи большой интерес представляет собой история постройки Ахтырского Покровского собора, ярко и полно отразившая развитие русско-украинских культурных и экономических связей во второй половине XVIII в.

http://sobory.ru/article/?object=04966

Виктор Алексеевич 7 мая 2016, 00:17 Здравствуйте,в связи с предстоящим Праздником – 71-летия Великой Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, очень хотелось бы восстановить боевой путь своего деда – Сапелкина Павла Андреевича __.__.1907 10.07.1941 Лукояновский РВК, Горьковская обл., Лукояновский р-н, с. Н-Дар, Красноармеец, стрелок, пропал без вести __.12.1941 ЦАМО 58 977520 572 К сожалению, практически все родственники, которые могли бы мне помочь с исследованием по данному вопросу умерли, место службы и гибели деда не установлено. Очень прошу Вас прислать хоть какую-нибудь зацепку: именной список граждан призывной команды, " Призывную карту " , номер призывной команды и дату отправки команды Лукояновским РВК, производившего призыв и мобилизацию граждан на 10 июля 1941г и отправку на сборный пункт, маршевая рота, запасной СП(учебный), фронтовой пересыльный пункт (ПП) формированные, переформированные или доукомплектованные воинские части, направлявшиеся на фронт и участие в боевых действиях под своими номерами. Заранее благодарен, Виктор Алексеевич. svzrku@yandex.ru Смирнова Лидия 2 мая 2016, 21:18 Online Лидия Смирнова Здравствуйте. Я ищу своего деда Смирнова Ивана Тимофеевича, без вести пропавшего в июне 1942 года. Помогите пожалуйста найти хоть какую-нибудь информацию о нём. Мы не знаем даже, куда его отправили со сборно-пересылочного пункта в г. Слободской Кировской области. Даты призыва разные. Дата призыва в источнике информации ЦАМО - 10.03.1942г. а дата призыва в справке из РВК - 16.02.1942 г. НО, у нас хранится письмо деда, которое он отправил жене Александре Фёдоровне из г. Слободской. Дата отправки письма - 08.03.1942 г. и дата получения - 14.03.1942 г. Получается, что скорей всего его призвали - 16.02.1942 г. Так же и с годом рождения. В источнике информации ЦАМО - 1894 год рождения. В справке РВК- 1897 год рождения. А в свидетельстве о рождении - 1896 год. Информация из документов, уточняющих потери Фамилия Смирнов Имя Иван Отчество Тимофеевич

http://pravoslavie.ru/79189.html

В царствование Александра I отношение к раскольникам стало особенно терпимым. В 1801 г. от 5 Апреля, по случаю открытия духоборов в Слободско-Украинской губ., секретно был разослан от генерал-прокурора Беклемишева ко всем гражданским и военным губернаторам циркуляр такого содержания. «Государь Император, обращая милостивое и человеколюбивое внимание на заблуждающихся по простоте и невежеству, уклоняющихся от правоверия и святою церковью утвержденных правил, Высочайше повелеть ему соизволил подтвердить, всем господам военным и гражданским губернаторам, чтобы вместо строгости, с каковою пред сим с ними было поступаемо, и которая не к исправлению, а к единому ожесточению служить может, отныне впредь не делалось им ни малейшего притеснения, но предоставлялось бы духовным особам их вразумлять и наставлять на путь истинный без всякого с их стороны принуждения, но с кротостью, с терпением и с усердным настоянием, что единое может смягчить сердца жесточайшия и отвести от закоренелого упорства: а из-за сего иметь только попечение, чтобы повсеместное спокойствие нарушаемо не было, нарушителей же оного отсылать к суждению, куда по законам следует, и притом наблюдать, дабы каждый поступал по предписанным государственным узаконениям и исполнял бы все то, что к его состоянию принадлежитъ» 995 . Как на практике исполнялся этот циркуляр, мы узнаем из письма обер-прокурора Св. графа Кочубея к С.-Петербургскому митрополиту Амвросию от 13 Ноября 1802 года. Вот текст этого письма: «В Саратовской губернии открылись в четырех селениях раскольники, под именем малаканов. Новохепрское Духовное правление, приняв на себя обратить их к православию и не успев в том, отослало их с делом в Саратовскую Духовную Консисторию, которая, найдя их так же непреклонными, положила предать их суду по законам. Узнав о сем, Гражданский губернатор сообщил Саратовскому Преосвященному Высочайший рескрипт, коим по случаю духоборцев в Слободско-Украинской губернии открывшихся, предписано было всем губернаторам наблюдать, дабы никакого принуждения в насилие совести допущаемо не было.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sud-i-...

Д.П. Миллер. Архивы Харьковской губернии. Референт обозрел девять архивов северо-западной части Харьковской губ. (между ними четыре частных). Старинных для здешнего края документов, т. е. XVII и первой половины XVIII вв. в этих архивах очень мало, бедным оказался архивный матерал и позднейшего времени. Первое место принадлежит архиву графини Строгановой, бывшему – Кондратьевых, в с. Хотень Сумского уезда: здесь большое собрание фамильных документов, имеющих непосредственное отношение к истории Сумского края XVII–XVIII вв. М.Н. Беретков. О рукописном собрании Петра Яковлевича Дорошенко в Глухове. Данное собрание состоит частью из фамильных бумаг Дорошенков и родственных с ними фамилий Коропчевских, Соколиков и Куколь-Яснопольских, частью из документов общеисторического характера за время XVII–XIX вв. Число этих последних доходит до тысячи с лишком, так что в целом собрание г. Дорошенка должно быть признано за одно из самых значителоьных между другими собраниями Глуховского уезда Черниговской губ. В.В. Иванов. Об архивных материалах по Слободской Украине. Референт дал общую характеристику (перечень и названия) дел по Слободской Украине, находящихся в архивах: Московского отдела Минист. Импер. Двора, Московского отдела общего Архива Минист. Иностран. Дел, Сенатского Архива, Московского Меженого Архива, Московского отделения Архива Главн. Штаба и Архива Минист. Юстиции. Особенно интересно дело о знаменах слободских полков с упоминанием о неизвестной еще в литературе теории Герольдийской конторы, по которой название города Харькова и реки Харькова произошло от „зверька хорь“, в изобилии водившегося некогда в этой местности. Д. А-ч 1 В дальнейшем обзоре рефератов мы будем держаться того хронологического порядка, в каком они предлагались на самом съезде. 2 Наблюдения референта опираются на исследование академика Шахматова – „Обще-русские летописн. своды XIV и XV веков“ – в Ж. М. Н. Пр. 1900–1901 г. и отд. Читать далее Источник: Абрамович Д.И. Памятники языка и письма и археографические находки на XII археологическом съезде в г. Харьков//Христианское чтение. 1903. 1. С. 174-183.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010