Особенность порядка вечерни в XIV веке, как и в веке предшествовавшем, заключалась в количестве молитв, читаемых во время её тайно священником. Состав вечерни в рассматриваемое нами время увеличился в этом отношении. В XIII веке, как уже было сказано, самое большее количество молитв вечерних, не считая молитв выходной и на главопреклонение, было пять; но в XIV веке их известно шесть. Митрополит Киприан в послании к игумену Афанасию писал: «О молитвах же вечерних и на заутрених вопросил мя еси: колко их есть? И на вечерни убо шесть, а седьмая выходная, а осьмая по исполнении вечерняя и повозглашении». 337 Обращаясь к служебникам рассматриваемого нами времени, мы находим их еще более: в одних из служебниках всех вечерних молитв полагается одиннадцать, 338 а в других десять. 339 В Служебниках, имеющих одиннадцать вечерних молитв, к нынешним девяти молитвам прибавлено две, именно молитва: «Благословен еси, Господи, сведый ум человечь», читаемая в чине вечерни по некоторым греческим спискам, 340 и молитва прилежного моления, читаемая на сугубой ектении. Последняя из этих молитв могла войти в чин вечерни из чина литургии, в котором полагается читать и при возглашении известного прошения сугубой ектении. Русскому переводчику или переписчику могло казаться неверным то обстоятельство, что, согласно практике церкви греческой, ектения сугубая с молитвою прилежного моления возглашалась только на литургии, на вечерне же не возглашалась, и он внес её в чин этой последней, руководствуясь чином литургии. Но эта особенность последования вечерни не вошла еще, можно думать, во всеобщую практику церкви Русской в XIV веке; так как почти половина служебников, сохранившихся до нас от этого времени, не имеет её, вследствие чего число молитв вечерних по этим служебникам ограничивается десятью. – К числу особенностей последования вечерни в XIV веке должно быть отнесено также то, что одну из вечерних молитв, именно читаемую теперь седьмою, по некоторым служебникам, положено читать во время чтения «Сподоби, Господи» 341 и начальный возглас вечерни был сходен с начальным возгласом литургии. 342 Первая из этих особенностей не имеет для себя оснований в богослужебной практике церкви греческой; что же касается второй, то она может быть объяснена влиянием на обычное последование вечерни «Песненного последования», по которому не только литургия, но и утреня и вечерня начиналась возгласом: «Благословенно царство». 343

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Во время чтения Апостола, при служении архиерея, он благословлял старших из служащих иереев правой и левой стороны с произнесением слов: «Господи Боже наш, благослови иерея своего сего, имярек, служити Тебе преподобием и правдою». 669 Нынешняя молитва пред чтением Евангелия точно так же, как и благословение горнего места, появившись в предшествовавшем веке, в рассматриваемое нами время, в некоторых местах еще не вошла в употребление, 670 а в других – вместо неё читалась иная, читавшаяся в предшествовавшем веке пред апостолом: «Господи Боже наш, преклони сердца наша в послушание божественных твоих повелений». 671 Но преобладающею практикою было чтение пред Евангелием той же молитвы, которая читается в это время в нынешнем последовании литургии; так что указанные два факта – отсутствие всякой молитвы пред чтением и чтение иной молитвы в это время – составляли исключение. Если служил второй диакон, то слова пред Евангелием: «Премудрость, прости, услышим св. Евангелия» произносил он. 672 В древних греческих списках литургии Златоуста, мы не находим этой особенности богослужения, а потому мы не можем сказать вполне определенно – произошла ли она в России или в Греции. Во время чтения Евангелия священник стоял за престолом, если было место; если же не было «тесноты ради олтарныя», то пред ним. 673 Эта особенность в положении священнослужащего, имевшая свое приложение в богослужебной практике церкви Русской в предшествовавшем веке, была можно думать, чисто русского происхождения и обусловливалась несомненно крайнею теснотой храмов древней Руси. Сугубая ектения, следовавшая за Евангелием, в рассматриваемое нами время имела двоякую форму. Наряду с новою формою её, близкою к нынешней, продолжала существовать древняя форма её; 674 но эта последняя, в рассматриваемое нами время доживала свой последний век, как дает нам основание заключать малочисленность памятников, свидетельствующих о её существовании. Сообразно с тою или другою формою сугубой ектении и молитва прилежного моления читалась не в одно и тоже время, не после одного и того же прошения; но или, по новой форме, после прошения о князе, или, по старой форме, после прошения: «Помилуй нас Боже»... 675 В этом случае замечается обратное явление: как новая форма сугубой ектении была наиболее распространенною, а древняя форма её существовала как исключение: так наоборот – древняя практика относительно места чтения молитвы «прилежного моления» была преобладающею, а новая была весьма мало распространена, как показывают памятники.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

После сугубой ектении читается или поется молитва “ Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам... ” 26 , затем произносится просительная ектения и поется песнь Семеона Богоприимца “ Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко ” 27 , после нее молитва “ Богородице, Дево, радуйся... ” Хор троекратно поет краткую молитву праведного Иова “ Буди имя Господне благословенно от ныне и до века” 28 (то есть во все времена) и священник с амвона благословляет народ. Первая часть всенощного бдения, вечерня, закончилась. По большим праздникам после сугубой и просительной ектений бывает лития 29 и благословение хлебов. Священнослужители выходят из алтаря в храм под пение стихир и останавливаются у самых дверей. Раньше они выходили в притвор, где стояли кающиеся грешники, не смевшие зайти в сам храм, и совершали молитвы вместе с ними. Теперь грешники в притворе не стоят, поэтому не выходят туда и священнослужители. На переносной столик, который помещается обычно перед праздничной иконой в центре храма, алтарник ставит в это время сосуды с пшеницей, вином, елеем и хлебами. После литии священнослужители переходят к столику и старший из них благословляет все, что находится в сосудах, прося Бога, чтобы пища эта не оскудевала в нашей стране и во всем мире и чтобы Господь освятил тех, кто ест ее с благоговением. Елеем на всенощной помазывают молящихся и при этом же обычно раздают освященный хлеб, политый освященным вином. Нам эти молитвы напоминают о временах, когда служба шла очень долго, люди приходили издалека и во время нее молящимся раздавали пищу для подкрепления сил. УТРЕНЯ. Вторая часть всенощной начинается с чтения Шестопсалмия 30 , которое называется так потому, что состоит из шести избранных псалмов. В храме гасится свет, к праздничной иконе в центр выходит псаломщик и при свете свечи читает. Верующие должны так внимательно слушать его, как если бы с ними говорил Сам Господь. После Великой ектении поется краткая песнь о явлении Христа в мир: “ Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне. ” 31 Хор поет тропарь праздника и начинается чтение кафизм. Кафизма – греческое слово, которое означает “сидение”, потому что в это время на богослужении позволяется сидеть. Вся Псалтирь содержит 150 псалмов и разделена на 20 кафизм. Их чтение по уставу продолжается долго, но сейчас в приходских храмах обычно читаются только короткие отрывки.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

А вот всех других случаях на повечериях обычное: Слава: ТРОПАРИ «СО ДУХИ ПРАВЕДНЫХ»    По окончании канона поется Трисвятое и после Отче наши возгласа тропарь глас 4-й: «Со духи праведных скончавшихся»...На утрени после последнего Трисвятого никогда не может быть более 3-х тропарей, включая сюда и богородичен. На панихиде с богородичном 4 тропаря,— это потому, что данные тропари соответствуют стихирам в конце утрени, тем более, что 3 их этих тропарей употребляются в Октоихе именно в качестве стихир. ЗАУПОКОЙНАЯ СУГУБАЯ ЕКТЕНИЯ    За тропарями Со духи праведных следует заупокойная сугубая ектения. От обычных малых заупокойных ектений она отличается первым прошением и тем, что к каждому прошению Господи помилуй припевается по трижды. Но в то время, как на малых ектениях после возглашения: Господу помолимся следует сорокократное Господи помилуй,на ектении сугубой оно поется всего один раз. Это потому, что на малых ектениях иерей и на тайной молитве Боже духов, поминает прежде усопших по ряду,т. е. по синодикам. Ектения сугубая произносится в самом конце панихиды, когда, предполагается, все синодики прочитаны и, может быть, даже не по разу. Да и естественное утомление после некороткой службы побуждает не удлинять ее еще. Потому на тайной молитве здесь не следует уже поминать по именам, а достаточно ограничиться общей формулой, которая и дается в данном месте в самом последовании панихиды. Тогда как на малых ектениях указывается поминать преждеусопших по ряду,что, конечно, означает чтение по порядку синодиков с именами, на сугубой ектении о поминовении на молитве Боже духов дается иное указание и поминает яже от века умершия и братию нашу, зде лежащия и повсюду православныя христианы.Во время медленного и однократного пения Господи помилуйможно сравнительно спокойно прочитать тайную молитву со включением в нее вместо многих имен этой общей формулы, от века умерших отец и братии наших, зде лежащих и повсюду православных христиан.    Отпуст на панихиде, как и на всех почти заупокойных последованиях, один: Воскресный из мертвых Христос истинный Бог наш.Молитвослов иерейский в службе заупокойной делает неясное и не имеющее основания в других богослужебных книгах указание: отпуст: Живыми и мертвыми обладали:после сего стоят две точки и далее с новой строки и с большой буквы: Воскресый из мертвых...и следует весь текст заупокойного отпуста полностью.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

35) Слово «во Христе» в тексте великой ектении отнесено только к диакону потому, что в греческом тексте «ν Χριστ», вероятно, есть вариант и произошло от прилагательного εχρστου, каковое значит – «благопотребный», «нужный», «полезный»; эти же выражения соответствуют служению диаконов, которые в первые века христианства на вечерях любви удовлетворяли нужды бедных (см. подр. Ц.В. 1889, 12), – Форму возношения Высочайших имен Августейшей Фамилии на ектениях – великой и сугубой, на великом входе и проч. см. на 843 стр., 11 прим. – Форму эту должно знать твёрдо и всегда произносить правильно, ясно и отчётливо. – Согласно, определению Св. Синода от 12 янв. 1905 г. на литургии, после прошения: «О плавающих…», произносятся установленные указом Св. Синода от 8 мая 1881 г. следующие два прошения: «О еже не помянути грехов и беззаконий наших и потребити от нас вся неистовые крамолы супостатов, Господу помолимся»; «О еже утвердити в земли нашей безмятежие, мир и благочестие, Господу помолимся» (см. Ц.Вед. 1905, 3, офиц. ч.). – Иногда на великой ектении (а равно и на сугубой) полагаются особые прошения (причем присоединяются и особые тропари по входе, Апостол, Евангелия и проч.; см. в «Иерейском молитвослове», изд. С.-Петерб. Син. типогр., – «Службы на разные потребы»). В книге «Молебных пений» (см. «Благодарение о получении прошения») относительно этого так говорится: «Получив убо кто от Бога благодеяние кое, абие должен есть прибегнути к церкви, и иереа просити еже благодарение Богу от него воздати, сим образом. Аще на Божественной литургии сие бывает: по Благословенно царство, ектениа обычная, к нимже прилагаются благодарственная. По входе же тропари последующие, и по дневном прокимне благодарственный, и по апостоле дневном, апостол благодарению: такожде и по дневном евангелии чтется благодарению. По евангелии же и по обычных ектениах прилагаются благодарению. Причастен дневи, благодарению же сей: Воспою Господеви. По заамвонной же молитве чтет иерей молитву благодарения, и поется славословие великое посреди церкве, якоже и на утрени.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Разделы портала «Азбука веры» ( 3  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 57. Вечерние моления Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Мы продолжаем обсуждать возможность самостоятельного совершения богослужебных последований. До Отдания Пасхи нами была рассмотрена 1ая часть Вечерни. Теперь поговорим о 2ой ее части, которая имеет мно­го общего с литургией — те же ектении (сугубая и просительная), а на праздничной вечерни, и в том же порядке; такое же (как на литургии) окончание — Ныне от­пущаеши, Трисвятое, тропарь, а бывает еще и 33 пс. По этой причине некоторые даже именуют эту часть вечерни литургией без Даров. СУГУБАЯ ЕКТЕНИЯ При праздничном варианте начинается она с «прилежного моления», называемого в просторечии сугубой ектенией и представляющей из себя повторение Великой ектении с добавлением усиленно-молитвенных прошений о верных христианах. При простом варианте Вечерни это моление переносится в конец службы или заменяется 40-разовым «Господи помилуй» (и не только при отсутствии священника), например, в период Вел. Поста. Если 2я часть вечерни начинается с сугубой ектеньи, то она звучит так: «Рцем вси от всея души и от всего помышления рцем». — Никого не смущает такое прошение? На русском это звучит так: «Говорим все от всей души и от всего помышления говорим». К чему эта тавтология? - Дело в том, что это еще не молитва, а лишь приглашение к ней. Вот почему, если сугубая ектенья совершается в конце общего вечернего моления то, это прошение опускается, ибо приглашать к ней уже нет смысла. А само приглашение раньше выглядило примерно так. Диакон выходил на амвон и призывая людей к молитве, объявлял им: «Рцем вси, Господи помилуй», т.е. сейчас «Скажем все: Господи помилуй». После того, как все услышали данное объявление и дали об этом знак (кивнули головой), он начинал: От всея души, и от всего помышления нашего рцем. И наученые уже люди дружно отвечали: «Господи помилуй». Сегодня же объявление и прошение слились воедино и получилась всем уже привычная, но непонятная тафталогия.

http://azbyka.ru/video/57-vechernie-mole...

При соборном служении, предстоятель, принимая от диакона в царских вратах Евангелие, только один, а не все священники, целует его, передает второму священнику который и ставит его на престоле), затем предстоятель становится пред престолом и все остальные иереи становятся так же, как до пения «Святый Боже...» Сугубая ектения, раскрытие антиминса и окончание литургии оглашенных Передав священнику Евангелие, диакон становится на амвоне и произносит сугубую ектению: «Рцем вси...» Хор: «Господи, помилуй». Диакон: «Господи Вседержителю...» Хор: «Господи, помилуй». Диакон: «Помилуй нас, Боже...» Хор: «Господи, помилуй» (3) (и на каждое прошение трижды). Диакон: «Еще молимся о Великом Господине...» Священник во время прошения о властях церковных читает тайно молитву прилежного моления: «Господи Боже наш, прилежное сие моление...» Затем священник развертывает илитон и антиминс с трех сторон; свернутой остается только верхняя сторона антиминса. Диакон: «Еще молимся о Богохранимей стране...» Хор: «Господи, помилуй» (3). Диакон: «Еще молимся о братиях наших...» Хор: «Господи, помилуй» (3). Диакон: «Еще молимся о блаженных и приснопамятных...» Хор: «Господи, помилуй» (3). После этого обычно полагаются особые прошения о здравии: Диакон: «Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих (имена или имя) и всех зде предстоящих и молящихся и о еже умножити лета живота их». Хор: «Господи, помилуй» (3). Диакон: «Еще молимся о плодоносящих...» Хор: «Господи, помилуй» (3). Священник: «Яко Милостив и Человеколюбец...» Хор: «Аминь». (Бывает также чтение особах молитв после сугубой ектении. Тогда диакон произносит: «Господу помолимся». Хор: «Господи, помилуй». Священник читает молитву, например, о болящих). Во все дни церковного года (кроме воскресных дней, двунадесятых и храмовых праздников (на практике, и в воскресенья, так как службы на приходах не всегда совершаются часто) после сугубой ектении читается ектения об усопших, при открытых царских вратах и с кадилом:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Совершается такой ход (три раза обходится купель), новокрещенные остаются перед купелью, а священник и диакон уходят в алтарь. Здесь совершается чтение Апостола и Евангелия, как на литургии. Но прокимен, Апостол и Евангелие берутся из последования Св. Крещения. Можно, конечно, соединить и с дневным чтением, но можно взять крещальное чтение. Затем следует сугубая ектения из чина литургии до последнего прошения, а вместо него произносится прошение из сугубой ектении крещального чина: «Еще молимся…» и дальше — о крестных, о восприемниках и о новокрещенных. После сугубой ектении опускаются ектения заупокойная и ектения об оглашенных, и начинается литургия по обычному чину с молитвой верных. Когда священники причастятся в алтаре, совершается воцерковление новокрещенных: мальчиков вносят в алтарь, девочек прикладывают к иконам на амвоне. После этого отверзаются царские врата, священник выходит с чашей и всех причащает. Литургия заканчивается обычным возгласом, а после отпуста совершаются обряды восьмого дня. Все это, надо сказать, происходит довольно быстро, литургия задерживается не намного. Такая торжественная служба почему-то напоминает пасхальную службу и оставляет удивительно радостное чувство. Конечно, было бы замечательно, если бы мы понемногу стали возвращаться к такому совершению великого чудного таинства крещения. 16.02.94. Лекция 17. Таинство Брака Сегодняшняя наша тема — это таинство брака. Вы можете заметить, что мы начинаем изучение таинств с тех таинств, которыми как бы рождается, устраивается человеческая жизнь — крещения, миропомазания, а теперь брака. И здесь нужно сказать, что именно эти таинства и еще таинство покаяния принадлежат к числу «узких мест» в нашей церковной жизни. В нашей церковной жизни все пострадало: здания, люди, чинопоследования, сама вера и нравственная жизнь христиан. Пострадало и понимание очень важных моментов церковной жизни. Но все-таки одни здания пострадали больше, а другие меньше. Подобно этому, разные части церковной жизни пострадали по-разному. Можно с сожалением констатировать, что таинства крещения, брака и покаяния понимаются сейчас в среде людей, называющих себя христианами, так искаженно, что приходится говорить о профанации этих таинств. Такая их поврежденность имеет ряд причин и тяжелых следствий.

http://azbyka.ru/lekcii-vorobjeva

На сугубой ектении Архиерей открывает антиминс. Ему помогают 1й и 2й священники. После этого Архиерей, 1й и 2й священники крестятся, прикладываются к престолу, крестятся, 1й и 2й священники кланяются Архиерею, который их благословляет. Обычно, начиная с возгласа сугубой ектении, Архиерей распределяет возгласы между духовенством. Священник, чья очередь приближается, должен быть готов к произнесению возгласа. Архиерей подает знак своим благословением. Священник кланяется Архиерею, произносит положенный возглас и в конце возгласа крестится и кланяется Архиерею. На Литургии, совершаемой Архиереем, Царские врата отверзаются на: “Благословено Царство” и остаются открытыми до возгласа: “Святая Святым”. Ектению об оглашенных произносит 3й диакон или ставленник во иереи. На словах: “Открыет им Евангелие Правды” 3й и 4й священники открывают верхнюю часть антиминса и вместе с протодиаконом и 1м диаконом крестятся, прикладываются к Престолу, крестятся и кланяются Архиерею. На возгласе: “Да и тии…” протодиакон и 1й диакон выходят из алтаря и вместе с 3м диаконом возглашают: “Елицы оглашеннии изыдите…”. 2й диакон, стоя на Горнем месте, берет у Архиерея благословение на кадило и совершает полное каждение алтаря (Архиерея кадить сначала трижды по трижды, а в конце каждения трижды). После возгласа: “Да и тии с нами славят…” (или по другой практике – после возгласа: “Яко да под державою Твоею…”) Архиерей омывает в Царских вратах руки. По возвращении Архиерея в алтарь протодиакон и 1й диакон возлагают на него малый омофор. 2й или наиболее опытный священник, назначенный благочинным отходит к жертвеннику и совершает следующие действия: – снимает воздух со святых сосудов и кладет его на левый угол жертвенника; – снимает с дискоса и Чаши покровцы и кладет один на другой на правый угол жертвенника; – снимает с дискоса звездицу и ставит ее за дискосом и Чашей; – проверяет наличие на жертвеннике стоящих перед дискосом и Чашей двух невынутых просфор на тарелочках и лежащей между ними еще одной тарелочки с копием.

http://azbyka.ru/rukovodstvo-dlya-ipodia...

Состав прошений употреблявшейся сугубой ектении был следующий: Помилуй нас Боже... Еще молимся о милости, здравии, спасении... Господи, помилуй (40 раз). Еще молимся о еже милостиву, кротку и благопременну быти. Господи, помилуй (3 раза). Яко милостив... 383 Иногда третье прошение и не включалось в состав сугубой ектении 384 . Различны были элементы, подбиравшиеся и для освящения елея. Так, в одних рукописях после обычного начала прочитывались псалмы 50 и 90 и «Верую» 385 , в других 386 – псалом 50 и «Верую», в третьих 387 – псалом 90 и «Верую», в четвертых 388 – только псалом 90, в пятых 389 – одно «Верую». Зато относительно литургийных антифонов в рукописях замечается устойчивое согласие. Во всех рукописях, сохранивших литургийные антифоны 390 , согласно показывается первым антифоном псалом: Благо есть исповедатися..., вторым антифоном – псалом: Господь воцарися..., на Слава и ныне: Единородный Сыне..., антифоном входа – псалом: Приидите, возрадуемся Господеви... Выбор тропарей, певшихся перед приходом больного, производился в рукописях на различных основаниях. Впервые с упоминанием о тропарях мы встречались в рукописи библиотеки Лавры преп. Афанасия Афонского 13 в. 391 , и там их выбор был предоставлен воле совершителей таинства: «И поют, – говорится в указанной рукописи, – отпустительные святым, какие желают, а также и кондаки». Но в последующее время в этом отношении успели сложиться определенные основания, сообразно которым и происходил их выбор. И нужно заметить, что основания для их выбора были неодинаковы. В одних случаях тропари выбирались применительно к характеру таинства. Из тропарей этого рода мы можем обметить две группы. Первую группу составили богородичные тропари, исполнявшиеся по гласам: Матерь Тя Божию ведуще вси... Милосердия сущи источник... Прибежище и сила наша... К Богородице прилежно ныне притецем... Скорый Твой покров и помощь... Многая множества... Плод чрева Твоего, Пречистая... Слава и ныне: Разумная дверь... 392 Эта группа богородичных тропарей имела и варианты. В рукописи Афоно-Дионисиатской библиотеки 393 после тропаря «К Богородице прилежно» следующие тропари имеют такой состав: От Девы воссиявый... Милосердия двери... Плод чрева Твоего... Разумная дверь... Слава: Снятии бессребреницы... И ныне: Тя стену и утверждение имамы. Затем в рукописях Московской Синодальной библиотеки 280 и 281 394 более существенно они уклоняются от приведенного выше состава их: Матерь Тя Божию... Милосердия сущи... Каждый идеже спасается, тамо праведне и притечет... К Богородице прилежно... Скорый Твой покров... Милосердия двери... Яко имущи милостивное... Разумная дверь... Снятии бессребреницы... Благодать приемши... Душу мою, Господи... Прибежище и сила...

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010