Что значит моление о пребывании Государя? Т. е. чтобы Господь продлил Его жизнь и царствование. Еще молимся о Супруге Его ... (имя). Еще молимся о наследнике Его ... (имя) и о всем царствующем Доме. Как – о св. Синоде и вообще о духовенстве? Еще молимся о Святейшем Правительствующем Синоде, и о Митрополите, Архиепископе, или Епископе (имя) и всей во Христе братии нашей. Кто разумеется здесь в словах: братии нашей? Все духовенство. Как – о воинстве? Еще молимся о всем Их христолюбивом воинстве. Какое особенное прошение о духовенстве прибавляется на сугубой еткении на литургии? Еще молимся о братиих наших, священницех, священномонасех, и всем во Христе братстве нашем. Как молимся в сугубой ектении о создателях храма и о умерших? Еще молимся о блаженных и приснопамятных (на литургии: святейших патриарсех православных, благочестивых царех и благоверных царицах ), о создателях святаго храма сего и о всех, прежде почивших (умерших), отцех и братиях, зде лежащих 26 и повсюду православных. Как – о братии, или так называемых прихожанах храма? Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих, братии (прихожан) святаго храма сего. Как – о благодетельствующих храму, трудящихся при нем и пр.? Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людях, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости. Кто такие плодоносящие, добродеющие и труждающиеся? Плодоносящие , это – те, которые снабжают храм припасами, потребными для богослужения, напр. вином, елеем, ладоном, свечами, или дают деньги для приобретения сих вещей. Добродеющие , это – те, которые жертвуют собственно на украшение храма, на содержание оного и притча. Труждающиеся , это – слуги при храме, стерегущие его, наблюдающие за чистотою храма и вещей к нему принадлежащих. Какой возглас священника на сугубой ектении? Яко милостив и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне… Просительная ектения

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Еще молимся о братьях наших по службе и по Христу. 9. Еще молимся о блаженных и приснопамятных святейших патриарсех православных, и благочестивых царех, и благоверных царицах, и создателех святаго храма сего, и о всех преждепочивших отцех и братьях, зде лежащих и повсюду, православных. Еще молимся о прочих православных Патриархах, о других православных царях и царицах; – о всегда памятных создателях Св. храма; о всех наших умерших родителях и братьях, погребенных здесь и в других местах. 10. Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих братии Святаго храма сего. В этом прошении мы просим у Господа телесных и духовных благ прихожанам того храма, где совершается служба. 11. Еще молимся о плодоносящих и добродеющих (πρ τν χαρποφοροντων χαι χαλλιεργονων) во святем и всечестнем храме сем, труждающихся 54 (χοποντων), поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости. Еще молимся о людях: «плодоносящих» (т.е. приносящих вещественные и денежные пожертвования на богослужебные потребности в храме: вино, елей, фимиам, свечи) и «добродеющих» (т.е. производящих украшения в храме или жертвующих на поддержание благолепия в храме), а также о делающих какую-нибудь работу в храме, напр. читающих, поющих, и о всех людях, находящихся в храме в ожидании великой и богатой милости. При большом сходстве в общем смысле и частностях сугубой и великой эктении, сугубая ектения отличается от великой тем, что: на сугубой эктении после каждого прошения поется «Господи помилуй» трижды, а на великой – по одному разу; приглашение помолиться Господу («Господу помолимся») на сугубой эктении стоит в начале каждого прошения, а на великой – в конце; на сугубой эктении прошение за Государя и Его семейство находится ранее прошения за Св. Синод, а на Великой эктении наоборот – сначала за Св. Синод, а затем за Государя и Его семейство. 58. Просительная ектения Просительная ектения состоит из ряда прошений, оканчивающихся словами «у Господа просим», на которые певчие отвечают словами: «подай Господи».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1. «Рцем вси от всея души и от всего помышления нашего рцем»; и 2. «Господи вседержителю, Боже отец наших, молимтися, услыши и помилуй». На эти два воззвания лик поет: «Господи, помилуй» по единожды. Начиная с самого первого прошения ектении, которым иногда эта ектения и начинается без двух вышеуказанных воззваний: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости твоей, молимтися, услыши и помилуй»; лик поет на каждое прошение, которых обычно бывает всего шесть, «Господи, помилуй» по трижды, отчего ектения и называется " сугубой«, то есть «усердным», «прилежным» молением. Заканчивается сугубая ектения всегда одним и тем же возгласом иерея: «яко милостив и человеколюбец Бог еси…» После сугубой ектении на всенощном бдении читается молитва: «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам…» Она составляет как бы продолжение славословия Триединому Богу, воссылаемого в вечерней песне «Свете тихий» и заканчивается сама славословием Пресвятой Троице: «Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков, аминь». За молитвой «Сподоби Господи» следует так называемая «просительная ектения», начинающаяся словами: «исполним вечернюю молитву нашу Господеви». После этого воззвания следует прошение: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, твоею благодатию». На первое воззвание и на это прошение лик поет «Господи, помилуй» по единожды, а затем следуют шесть прошений, на каждое из которых лик поет «Подай, Господи!» в соответствие заключительным словам каждого прошения «у Господа просим!» почему и самая ектения эта называется «просительной». Прошения этой ектении посвящены исключительно благам духовным, причем в каждом содержится моление о даровании мира, этого высочайшего духовного блага. Заканчивается она, как и великая, и малая ектения, преданием себя в волю Божию, на что лик поет: «Тебе, Господи». Иерей заключает ектению возгласом: «Яко благ и человеколюбец Бог еси…» Непосредственно после этого возгласа иерей, продолжая оставаться перед престолом, поворачивается лицом к народу и преподает: «Мир всем», благословляя народ рукой. Иерей приветствует таким образом молящихся тем самым благом, которого они только что так усиленно испрашивали. Он преподает дар сей, по заповеди Самого Господа, который оставил нам мир Свой. Во времена Спасителя «Мир» было обычным приветствием, и оно было любимым у Него (см. Иоан. 14, 27 ), и Он повелел приветствовать миром всех ищущих мира ( Матф. 10, 12–13 ). Об этом говорит св. Златоуст: «Разве я даю мир? Христос чрез нас вещает» (Беседа 3-я к Колосянам).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Сугубая ектения на вечерне     На вечерне сугубая ектения, надо полагать, была большей частью такого же состава, как на литургии. Это видно из того уже, что многие ркп. не дают в чине вечерни текста ее; где же он дается, там совпадает с литургийным текстом сугубой ектении той же эпохи. Так в груз. ркп. Тифлисск. цер. муз. 450 XVI в. в чине вечерни, носящей следы песненного последования, после прокимна такая ектения:    «Рцем вси… Господи Вседержителю… Богатый милостию… Нехотяй смерти грешника… О святем храме сем… О архиепископе нашем… О еже пособити и покорити ему… О граде сем… О благорастворении воздухов… О плавающих, путешествующих… О избавитися нам… И о всех требующих у Бога помощи… Заступи, спаси…».    3-е и 4-е из этих прошений указываются на вечерней ектении и нек. слав. ркп. XIII-XV в. В чине вечерни, сохранившей менее предшествующей груз. ркп. следов песненного последования, по ркп. Патмос. библ. 105 XIII в., сугубая ектения: три первые прошения, как ныне, – и далее:    «Еще молимся о еже милостиву, благому и благоуветливу быти человеколюбивому Богу на прегрешения наша… О благочестивейших и благочестивых царех наших, державе, победе, пребывании… О рабе Божием N и всем во Христе нашем братстве, здравии, спасении… Здесь поминает живых, кого хочет. О здравии, спасении и оставлении согрешений всех… И о иже во благочестивей памяти бывших царех наших… О преждепочивших отцех игуменех и братиях… Еще молимся о оставльшихся и во отшествии сущих, исцелении в немощи лежащих, о упокоении, ослабе и блаженней памяти, оставлении грехов всех прежде почивших…».    В этих и большинстве ркп. до XII в. на вечерней сугубой ектении полагается молитва, общая с литургийной. Первые печ. греч. изд. имеют сугубую ектению на вечерне со следующей разницей от нынешней. Прошение о воинстве: «Еще молимся о оставлении (грехов) и укреплении христолюбиваго воинства»; есть прошение: «о священницех, священномонасех и всем священнем и монашестем чине»; прошение о ктиторах («создателех») не заключает упоминания о всех православных христианах.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

– О еже посетити их (или его), посещением Святого Своего Духа, и исцелити всяк недуг и всяку болезнь в них (или в нем), гнездящуюся славы ради имени Своего, Господу помолимся. – О еже милостивно, якоже хананеин, услышати глас молитвы нас недостойных, рабов Своих, к нему вопиющих, и якоже тоя дщерь помиловати и исцелити больных рабов Своих (или больного раба Своего), имя рек, Господу помолимся. – В сугубой ектении прошения о болящих следующие: Врачу душ и телес, со умилением в сердце сокрушенном к Тебе припадаем и стеняще вопием Ти: исцели болезни, уврачуй страсти душ и телес рабов Твоих (или души и тела раба Твоего), имя рек, и прости им (или ему), яко благосерд, вся прегрешения, вольная н невольная и скоро воздвигни от одра болезни, молимтися услыши и помилуй. – Не хотяй смерти грешных, но еже обратитися и живым им быти, пощади и помилуй рабов Твоих (или раба Твоего), имя рек; милостиве, запрети болезни, остави всю страсть и весь недуг, утоли зиму и огонь и простри крепкую Твою руку, и якоже иаирову дщерь от одра болезни воздвигни я здравых (или здрава) представи, молимтися услышити и помилуй. – Огненную болезнь Петровой тещи прикосновением Твоим испеливый, и ныне люте страждущих рабов Твоих (или люте страждущаго раба Твоего), имя рек, болезнь благосердием Твоим исцели, здравие им (или ему) скоро подавая, прилежно молимтися, источничне цельбами, услыши и помилуй. – езекиины слезы, манассиино и неневитян покаяние, и Давидово исповедание приемый, и скоро тех помиловавый, и нашя в умилении приносимыя Ти мольбы приими, всеблагий Царю, и яко щедр помилуй люте болящих рабов Твоих (или болящаго раба Твоего), здравие им (или ему) даруя, со слезами молимтися, источниче жизни и безсмертия, услыши скоро и помилуй. В книге Молебных пений, в чине благословения в путешествие в великой ектении содержится такое прошение. «О еже помиловати рабов Своих (или раба Своего) имя рек, и т. д. В сугубой ектении – следующее прошение: «Стопы человеческия исправляяй, Господи, призри милостивно на рабы (или раба Твоего, имя рек) и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

У всякого на молитве должна быть своя основа – сердечная вера (сердечное зрение); без своей основы молитва не молитва, потому что говорить чужими словами – не значит молиться. Если чужие слова молитвенные, как на нитку бисер, навязываются на нашу основу – на сердечную веру, тогда и молитва будет наша, хотя слова и не наши. Вы слышите в церкви больше всего гласы священнослужителя и поющих о помиловании нас. Что это значит? Это значит, братия, что все мы, сколь нас ни есть в храме Божием, по грехам своим достойны казней Божиих и что прежде всего по пришествии нашем в храм мы должны помнить, что мы – грешники, что пришли к Господу неба и земли, Творцу и Благодетелю, ежедневно и ежечасно прогневляемому нашими неправдами, умолять Его – каждый за себя, и даже по христианской любви за других – о помиловании Божием. Моления о помиловании бывают то великие, то сугубые; так как в Церкви нет ни одного лишнего слова, то при пении сугубой ектении нужно особенно сильно молиться Богу, из самой глубины души, от сердца самого сокрушенного, как и говорится об этом в начальной ектении: рцем вси от всея души и от всего помышления нашего рцем, – в это время отложить нужно и малейшую холодность, малейшее невнимание сердечное, но, горя духом смиренным и ставши весь вниманием, возносить Создателю теплейшую молитву о помиловании нас, грешных. Но что мы видим при возглашении священнослужителя и пении певцов сугубой ектении и великой? Большею частию – обыкновенную невнимательность и равнодушие молящихся. Как после недостойного причащения, так и после недостойной, холодной молитвы бывает одинаково худо на душе. Это значит: Господь не входит в наше сердце, оскорбленный нашим сердечным неверием и холодностию, и попускает в сердце нашем возгнездиться духам злым, дабы дать нам почувствовать разницу между Своим и их игом. Хочу, чтобы вы были без забот [слав.: Хощу же вас безпечальных быти] [ 1Кор. 7,32 ], говорит апостол. Особенно от тебя хочет этой беспечальности о мирских вещах Бог. Он на каждом шагу почти дает тебе чувствовать, чтобы ты все житейское, вещественное предоставил жене, а сам занимался бы только духовным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

После окончания пения тропарей и кондаков предстоятель произносит возглас Трисвятого: «Яко Свят еси, Боже наш». Диакон, выходя в царские врата и наводя орарь на народ, заканчивает: «и во веки веков». (Диаконского возгласа «Господу помолимся» пред «Яко Свят» не полагается произносить, хотя в практике и встречается это во многих местах.) Во время пения Трисвятого предстоятель тихо произносит: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» (трижды), независимо от пения, целует престол, отходит на горнее место и становится на южной стороне лицом на запад. Стоять и сидеть на горнем месте можно только архиереям. Прочие священники одновременно с предстоятелем также целуют престол и приближаются к горнему месту, становясь по старшинству по обе стороны горнего места. Пред возгласом: «Мир всем» – предстоятель кланяется направо и налево сослужащим священникам. Второй священник, после окончания чтения Апостола, кланяется предстоятелю, идет к престолу и вручает диакону Евангелие. По прочтении диаконом Евангелия все священнослужители с горнего места идут на свои места, сделав поклонение горнему месту, а предстоятель принимает от диакона Евангелие и передает его второму священнику, который ставит Евангелие на престол между антиминсом и дарохранительницей. На сугубой ектении, во время прошения о патриархе, предстоятель развертывает илитон и антиминс, оставляя неразвернутой только верхнюю половину антиминса, а на ектении об оглашенных при возглашении: «Открыет им Евангелие правды» два священника открывают верхнюю половину антиминса, крестятся и кланяются престолу, а затем предстоятелю. Возглас по сугубой ектении произносит предстоятель, прочие возгласы до Херувимской произносят священники по очереди или по указанию предстоятеля. На Херувимской песни только предстоятель воздевает руки и читает вслух: «Иже Херувимы...». Остальные священники молятся тайно. На великом входе при соборных служениях предстоятель идет с потиром вслед за диаконом. Остальные священники исходят чрез северные двери за предстоятелем по старшинству (младшие в конце) и в таком порядке встают в ряд на амвоне лицом к народу. Диакон на солее возглашает: «Великаго господина и отца нашего (имя), Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков».

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

д.с.п. 1886, 41). – При решении вопроса о дозволительности произнесения проповеди после чтения Евангелия, по мнению «Цер. Ведомостей», может иметь руководственное значение указ Св. Синода о времени произнесения слова в неделю о слепом (см. выше, 662 стр. печатного оригинала), особенно если проповедь произносится с целью усиления сбора пожертвований (см. подр. Ц.Вед. 1908, 8; сн. Ц.В. 1904, 14; Орлов. Е.В. 1904, 38; Ц.Вед. 1908, 29). 70) Некоторые, утверждая, что указание о запирании царских врат по прочтении Евангелия касается тех случаев, когда после сугубой ектеньи нет молитвы, ни торжественного поминовения усопших, – говорят, что нет никакой надобности стучать царскими вратами каждую минуту, запирая их и после Евангелия, и после молитвы (Ц.В. 1888, 46; сн. 1892, 15); в Служебнике ясно и положительно сказано, что по прочтении Евангелия тотчас затворяются царские врата и затем сугубая ектенья («Рцем вси») произносится уже при закрытых царских вратах (см. Рук. д.с.п. 1886, 49; 1890, 7). 71) Определением св. Синода от 28 окт. 1905 г. (см. Ц.Вед. 1905, 44, офиц. ч.) установлено возношение во всех церквах Империи за Божественной литургией на сугубой ектении после прошения: «Еще молимся о плодоносящих» и проч., ещё следующего прошения: «Еще молимся, о еже сохранитися царствующему граду нашему и всей земли нашей, от глада, губительства» и проч., кончая словами: «и помиловати ны», – так же, как на великой вечерне в 4-м прошении на литии (см. Служ., послед. веч.). – На сугубой ектении, как и на великой (см. 35 примеч.), иногда произносятся после прошения: «о всем… воинстве», особые прошения, а после возгласа – особая молитва (см. «Иерейский молитвослов»; «Последов. молебных пений», «Молебное пение во время губительного поветрия…»). – Прошения о болящих следующие: «Врачу душ и телес, со умилением в сердце сокрушенном к Тебе припадаем, и стеняще вопием Ти: исцели болезни уврачуй страсти душ и телес рабов Твоих (или души и тела раба Твоего), имя рек; и прости им (или ему), яко благосерд, вся прегрешения, вольная и невольная, и скоро воздвигни от одра болезни, молим ти ся».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Поминовение живых и усопших на проскомидии и по освящении Даров, хотя и негласное, по своему значению, силе и действенности не может быть сравниваемо ни с какими другими молитвенными поминовениями: заздравными молебнами, заупокойными панихидами или какими-либо другими благочестивыми подвигами в память живых и умерших. Оно не может быть сравниваемо с гласным поминовением на той же литургии на ектениях великой и сугубой, (что по местам допускается) и на специальной заупокойной ектении. Поминовение усопших на проскомидии и во время пения Достойно есть или задостойника никогда не опускается, когда только совершается полная литургия. Никогда также не опускается поминальное прошение на сугубой ектении как на литургии, так и на вечерне и на утрени, когда только сия ектения произносится на этих последних службах. Это поминовение усопших на вечерне, утрене и литургии не опускается даже и тогда, когда отменяются и решительно возбраняются все другие гласные заупокойные моления, не отменяются даже и в первый день Пасхи. Поминовение усопших в конце повечерия и полунощницы на заключительной ектении также никогда (за исключением седмицы Пасхи) не отменяется ни в воскресные дни, ни в великие праздники, если только в эти дни не отменяются самые службы повечерия и полунощницы 91 . Таковы основные моменты поминовения усопших на ежедневном богослужении. И как соответственно воспоминаниям круга седмичного и годового изменяются и в содержании и в строе отдельные службы, также подвергается изменениям и порядок поминовения усопших. Каждая степень церковных воспоминаний и праздников вносит свои изменения в стройную систему поминовения, начиная от почти исключительно заупокойных молитвословий в субботы родительские, уменьшаясь в простые субботы и будничные дни, сокращаясь еще более в предпразднества и праздники соответственно степени каждого. При этом употребление в седмичные дни песнопений октоиха является большей частью как бы некоторым мерилом и для заупокойных молений. Чем больше берется песнопений из будничной службы октоиха, тем усиленнее моления об умерших. И, наоборот, по мере сокращения заимствований в седмичные дни из октоиха, сокращаются и заупокойные молитвословия. ВСЕЛЕНСКИЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Даров? – Можно ли допускать к изъятию частиц неслужащих священников, и как они должны делать это?  – Можно ли вынимать частицы в честь и память каких-либо святых (кроме поименованных в чинопоследовании проскомидии), и в особенности в память так называемых девяти мучеников для избавления от лихорадки? и т.п. – Кого именно из верующих нужно и можно поминать на литургии? – Можно ли молиться за произвольных самоубийц и казненных преступников? – Что делать в том случае, если бы звездица спала когда с дискоса или сам дискос как нибудь перевернулся и при сем рассыпались бы частицы, на нем положенные? – О тяжести греха тех, кои по нерадению или по другим каким-либо причинам не всыпают в чашу всех частиц, изъятых на проскомидии, и не погружают их во Св. Кровь по уставу? §133. Если диакон служит со священником, то он ни в каком случае не имеет права вынимать какие-либо частицы на обедни, а тем более вынимать оные за живых или умерших на проскомидии (Номокан. при б. требнике, пр. 214, сравн. Constitut. apost. lib. VII стр. 46 . Печерск. Кормч. ч. I. л. 20 наобор.). Вместо этого, по обычаю церковному, диакон может сам поминать кого желает, но с тем, что при этом частицы за поминаемых может вынимать один только священник. Кроме того диакон имеет право поминать кого желает на сугубой ектении (за здравие) и на ектении заупокойной, но и то впрочем не иначе, как с согласия служащего с ним священника, чтобы самопроизвольным поминовением не произвести какого-либо беспорядка или недоумения при священнослужении. Только во время пения: Достойно есть, или другого какого-либо задостойника, диакон может поминать «ихже хощет живых и умерших», по Уставу Церковному свободно, не спрашивая ни у кого на сие соизволения. §134. Священник должен всегда наставлять прихожан, чтобы они подавали на частицы только во время проскомидии, до начала литургии. Впрочем, в случае надобности, священник может вынимать частицы и после этого впредь до самого великого входа, особенно когда служит с диаконом, и имеет свободное время от чтения молитв, в особенности во время чтения Апостола (но отнюдь не Евангелия, на котором священник должен всегда стоять на своем месте, хотя бы служил и с диаконом), также во время великой и сугубой ектении, и наконец во время херувимской песни до начала великого входа, по прочтении известной молитвы: никто же достоин от связавшихся...

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010