10) В субботу 5 седм.– блаженна от канона Акафиста песни 3 и 6 (л. 330). 11) Если в субботу 5-ю случатся а) праздник Благовещения, то – блаженна от канона праздника песни 3 и 6 на (л. 208), б) его отдание, то – блаженна от канона Акафиста песни 3 и 6 (л. 220). 12) В Лазареву субботу – блаженна от канона этого дня песни 3 и 6 на 8 (л. 332 на об.). 13) Если в Лазареву субботу случится Благовещение, то – блаженна от канона праздника песнь 3 на 4 и от канона Лазаря песнь 6 на 4, итого на 8 (л. 209). В. В период времени пения Триоди Цветной. 1) В седмичные и субботние дни периода времени пения Триоди Цветной никогда не поются вседневные антифоны; но, за исключением немногих дней пения праздничных антифонов, всегда изобразительные, а после них блаженны. 2) Блаженны никогда не заимствуются из Октоиха, но, взамен его, всегда от канона праздника, с присоединением иногда блаженн от канона святого. Праздничными же днями называются: а) недельные, или воскресные, дни этого периода времени. Напр., если в последов. понедельника 2 нед. Антипасхи сказано, что в это время поется блаженна Триоди, песнь 1-я праздника на 6 (Тип., л. 361), то здесь разумеется 1 песнь канона, петого в предшествующее, т.е. Фомино, воскресенье и напечатанная в Триоди Цветной; или если в послед. понедел. 3 нед. по Пасхе сказано, что в этот день поется «на литургии на блаженнах песнь 1-я праздника на 6» (л. 366); то здесь разумеется 1 песнь канона, петого в неделю, или воскресенье, Мироносиц и также напечатанная в Триоди Цветной. б) Особенные, бывающие в это время, празднества, по отношению к которым известные седмичные и субботние дни служат попразднством или отданием. Таковы: Преполовение, Вознесение и Пятидесятница. Так, напр., если в послед. четверга, следующего за Преполовением, сказано, что в сей день «блаженна праздника песнь 1-я с ирмосом на 6» (л. 369); то здесь разумеется 1 песнь канона, петого в среду – в праздник Преполовения. Тот же канон имеется в виду, напр., в понед., втор. и среду после недели Самаряныни, и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Вопрос о сочетании триодных чтений с минейными великих праздников, является специальным предметом внимания т. н. Марковых глав. Наиболее обстоятельно он ставится здесь в отношении праздника Благовещения. Во все недели (кроме Ваий), и в том числе 3-ю, при совпадении их с Благовещением, указывается на благословении хлебов «чтение в посланиях, а прочая чтения праздника» 979 ; о чтениях триодных здесь не упоминается вовсе, конечно, потому что первооригинал Иерусалимского Устава не имел их для недель поста. В субботу акафиста 980 , в субботу Лазареву 981 и неделю цветную 982 , вопреки Алексеевскому и Евергетидскому Уставам, а по более поздней редакции (собственно Марковы главы) и в первые три дня страстной седмицы (согласно Евергетидскому и вопреки Алексеевскому) 983 на утрене чтения триодные («дневные») предшествуют чтениям минейным Благовещения («праздника»), занимая места на благословении хлебов (даже и в неделю Ваий) 984 и на кафизмах и оставляя последним место на полиелее и на каноне, а в первые три дня страстной седмицы и по 3 кафизме; древнейшая редакция правила о первых трех днях страстной седмицы (в самом тексте Устава под 25 марта) указывает порядок обратный – чтения праздника предшествуют чтениям дня (т. е. как в Алексеевском Уставе) 985 . Чтение четвероевангелия, вопреки Евергетидскому Типикону, сохраняется 986 . В великий четверг чтения Благовещению занимают места на благословении хлебов, полиелее и 3 п. канона, оставляя свободным лишь место по 6 п. канона 987 . В великий пяток по 6-ом евангелии и по 3 п. чтение праздника – «Паки радость», по 6 п. чтение дня 988 . В великую субботу – по непорочных чтение дневное, а на полиелее, по 3 и, если есть время, 6 пп. канона – празднику 989 . «Оглашение праздника» Благовещения в первые три дня страстной седмицы переносится с 9 часа на 1-й час, в субботы акафиста и Лазареву и недели поста – на конец утрени 990 ; в великую пятницу на 9 часе полагается чтение дневное, а об оглашении праздника (как и в великую субботу) не упоминается 991 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Так как на четверток великого канона в Типиконе назначена литургия преждеосв. даров, то уместен вопрос, следует ли ее совершать и во вторник в случае перенесения на этот день великого канона. На этот вопрос, в Типиконе оставленный без разрешения, можем ответить так: совершение литургии преждеосвящ. даров во вторник не было бы в противоречии с общим взглядом Типикона на время совершения литургии преждеосвященных даров. Хотя постоянным временем для неё он считает среду и пяток первых шести седмиц Великого поста, а для прочнх дней указывает часы с изобразительными и вечерней; однако, в 39 хр. главе, озаглавленной: „Аще случится храм святаго в среду 4-ю поста крестопоклонную“, указывает на возможность совершения литургии преждеосвященных даров во вторн. 4 седм. Великого поста (л. 421 на об.); точно так же, значит, можно совершать ее и во вторник 5 седм. 779 . Седьмая маркова глава составлена на тот случай, если Благовещение будет в день пения великого канона, т. е. в четверток 5 седм. Вел. поста. Великий канон в этом случае, по указаниям сей главы, переносится на вторник и поется с вторничным трипеснцем, а служба Благовещению в среду вечера и в самый праздник дол. быть отправляема так, как она назначена для постного дня, при чем на утрени праздничный канон следует петь с четверговым апостольским трипеснцем. – Из предыдущего ясно, что вечерние стихиры великого канона надобно петь в понедельник вечера. Восьмая маркова глава составлена на тот случай, если Благовещение будет в пяток 5 седм. Великого поста. В ней сказано только то, что в данном случае предпразднство Благовещения с четверга 24 марта переносится на среду 23 марта, а канон святаго, бывающего в 23 число, поется на повечерии (разумеется повечерие накануне среды). Ясно, что в этом случае службу Благовещению надобно править по уставу постного дня. Девятая маркова глава составлена на тот случай, если Благовещение будет в субботу Акафиста на 5 седм. Великого поста. При обозрении этой главы следует заметить, что в данном случае общий порядок богослужения такой же, какой указан в 1 мр. гл. на случай, если Благовещение будет в субботу 3 и 4 седм. Но в литийных стихирах назначено петь: Слава, и ныне, Благовествует Гавриил... После первой и второй рядовых кафизм, 3 и 6 песней канона полагается чтение акафиста. Поются каноны праздника с ирмосом на 8, ирмос по 2, и Акафиста на 6; субботний же четверопеснец: Пострадаете мученицы... и Память совершающе... переносится на повечерие в четверток. Катавасия – праздника. К тропарям 9 песни канона Акафиста припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

По Типографскому уставу великий канон поётся в среду 5-й недели «вечер в третий час нощи» (следовательно, было всенощное бдение), а по Синодальному – в четверг на утрене. В субботу 5-й седмицы на утрене – чтение акафиста. Оно начинается по 6-й песни канона и происходит следующим образом: вслед за кондаком «взбранной воеводе» поют «прочее 20 и 4 икоса и на тех не седети». Так говорится в Синодальном уставе лист 17), а по Типографскому «поют икос 24 не седающе». О значении выражения 24 икоса в отношении строя древнего акафиста см. в нашей статье: о кондакаре XII–XIII b. из Синодальной библиотеки в Прибавлениях к Творчествам Святых Отец 1880 г. По окончании акафиста следует 7-я песнь канона и далее служба идёт своим порядком. В 5-ю неделю на утрене поют два канона, из которых второй преподобные, творение Марка глас 8, посечённого несек., т.е. канон Марии Египетской, творение Марка Идрунтского. Подробнее говорится о службе Марии Египетской в уставе Типографском. В Лазареву субботу на утрене «евангелие не глаголется» (в иерусалимских уставах исключение делается для храмового праздника), но поётся «Воскресение Христово видевше» (следовательно, служба справляется праздничная, в виду чего мог возникнуть и вопрос o евангелии); на конце песней канона «глаголются ирмосы иже на Пасху». На литургии вместо трисвятого «елицы во Христа крестистеся», прокимен «Господь просвещение мое». Вероятно, в древности этот день был избираем для совершения крещения, как видно и из содержания кондака этого дня; «спогребшеся тебе крещением твоим Господи». На вечерне в субботу ваий по окончанию «блажен муж» переменяются стороны (хоры певцов): правая переходит на левую, а левая обратно; пение «Господи воззвах» начинается с левой стороны. В Типографском уставе упоминается на вечерне «мефимон малый»; так называется здесь повечерие. На утрене в неделю ваий после евангелия не поётся «воскресение Христово видевше». В Типографском уставе описывается обряд раздаяния ваий, при пении 50-го псалма (см. описание этого устава приложение III), но в Синодальном об этом обряде не говорится, а описание его внесено в дополнительную часть. Полагается канон творения Косьмы (Майюмского) «явишася источницы», но со следующей оговоркой: « аще ли ветхыи обычаи дьрж. (если же держаться древнего обычая) да и кан (канон) андровъ поеть гла д въспоим п бо съ ренымь канъмь поть добр было въ не (неделю) то оставльшемъ тъкмо пти козьмы мьниха. ко подобае т того кан истиха и потиши пти. по съкончанииже коеждо п поють в перисъ мсто» (лист 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Если бденный святой не имеет храма, то прокимен, Евангелие и всё до канона воскресное. Молитва, «Спаси, Боже, люди Твоя». Целование Евангелия, иконы храма и елеопомазание. Каноны: воскресен с ирмосом – на 4, ирмосы по одному разу, Триоди – на 4 и храму – на 6; катавасия «Отверзу уста моя». По 3-й песни кондак Триоди и седален храму (дважды); по 6-й – кондак и икос храму; по 9-й – «Свят Господь». Светилен воскресен и храму. На «Хвалите» стихиры воскресные – 4, храму со славою – 4, затем припев «Воскресни, Господи Боже» самогласна стихира Триоди; «Слава» – та же, «И ныне» – «Преблагословена еси». По великом славословии тропарь воскресен. Ектении и отпуст. На часах тропари воскресен и храму; кондаки Триоди и храму переменяются. На литургии Блаженны гласа – на 6 и храму, песнь 3-я – на 4. По входе тропарь воскресен и храму, «Слава» – кондак храму, «И ныне» – Триоди. Прокимен, Апостол, Евангелие, причастен дню и храму. Так же можно править службу святому с бдением и в Недели 4-ю и 5-ю. ПЯТАЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА Служение в субботу 5-й седмицы с бдением храмовому святому В пяток вечера кафизма обычная. На «Господи, воззвах» стихира – на 10: самогласен Триоди дню (дважды), Богородице – 4 и храму – 4, «Слава» – храму, «И ныне» – акафиста. Вход. Прокимен и паримии дню и храму – 3. «Да исправится молитва моя». Литургия Преждеосвященных Даров. Четверопеснец субботы поется в другой день на повечерии. На всенощном бдении поется великое повечерие с каждением всего храма и народа и с пением «С нами Бог». По 1-м Трисвятом тропарь храму, «Слава, и ныне» – «Повеленное тайно»; по 2-м Трисвятом кондак храму, «Слава, и ныне» – Богородице «Взбранной Воеводе». На литии стихиры и «Слава» – храму, «И ныне» – Богородичен в тот же глас. На стиховне стихиры и «Слава» – храму, «И ныне» – Богородичен воскресный в тот же глас. На благословении хлебов тропарь храму (дважды), Богородице (один раз). На утрене на «Бог Господь» тропарь акафиста (дважды), «Слава» – храму, «И ныне» – акафиста. По 1-й кафизме обычное чтение кондаков и икосов; по 2-й кафизме также чтение акафиста. Полиелей и величание храму. Степенна – 1-й антифон 4 гласа. Прокимен, Евангелие и стихира храму. «Спаси, Боже, люди Твоя», целование иконы и елеопомазание.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

28-го в пятницу встал рано на братский молебен. Рассказал все отцу Науму, а он говорит: " Молись Преподобному. Он все устроит». И я так думаю. От Преподобного – на завтрак, а потом – к Инспектору за характеристикой. Получили характеристики аж в 11 30 и сразу – в военкомат. Там было все обычное. Нас записали, отметили повестки, проверили данные, и началась комиссия. На комиссии в конце полковник спрашивает: «Бегать можешь?» – Говорю: «Нет», – «Почему?» – «Ноги отекают, и сердце болит, одышка», – «Ну ладно». Записал меня в стройбат. Так этим и закончилось... Многие помнят Сергея – отца Алексия – как неутомимого труженика, который всегда был в заботах, куда-то спешил, порой почти бегом. И никто не догадывался, что у него больное сердце. Напротив, думали, что Господь наградил его отменным здоровьем, большой физической силой, которую он использовал с большой отдачей на пользу ближним во славу Божию. А он, как видим из письма, трудился, превозмогая свои недуги... Из военкомата сразу пошел к Преподобному, а там как раз служили акафист архимандриты Кирилл, Наум и другие. Понимаешь, мамочка, по пятницам и воскресеньям служится акафист, как у нас в Покровском храме (бывает много батюшек). Отстоял акафист и пошел на почту – не дозвонился. Тешил дать телеграмму. Поучил уроки, но они чего-то не учились... Было как-то нехорошо. В субботу встал поздно, в 8 00 пели панихиду. Каждую субботу вместо утренних молитв в храме поется молебен или панихида. Попели панихиду и – на занятия. В 13 00 пошли на спевку. Что было после обеда я уже и не помню... В Воскресенье встал опять поздно, в 7 10 –7 20 . После Литургии – завтрак. Потом сходил к Преподобному и встретил батюшку И. Рассказал про армию. Он посоветовал не расстраиваться, а побольше молиться... От мощей Св. Сергия, где-то в 14 10 , пошел на почту, решил опять тебе позвонить... После обеда спал до 18 часов. Потом пошел на занятия в класс до ужина. Что было после ужина, не помню. Перед вечерней молитвой я почитал Евангелие и Псалтирь...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1519 Богородичен 9-й песни канона, седален по 3-й песни канона, в Неделю Святой Пятидесятницы на утрене. – Триодь цветная. Ср.: «Служба и акафист Пресвятой Троице». СПб., 1887. С. 10. 1520 Молитвы Отцу, Сыну Божию и Святому Духу. См.: «Служба и акафист Пресвятой Троице». СПб., 1887. С. 63–74. 1522 2-й трипеснец, троичен 8-й песни канона, в среду ваий на утрене. – Триодь постная; Троичен 3-й и 5-й песней 2-го канона, в среду преполовения на утрене, 7-я стихира на «Господи, воззвах» в субботу седьмой седмицы по Пасхе вечера. – Триодь цветная. 1525 Троичен 9-й песни, 2-й трипеснец третьей седмицы Великого поста на утрене; 7-й тропарь 2-й песни, 2-й трипеснец, в понедель­ник Страстной седмицы на повечерии. – Триодь постная. 1526 Троичен 1-го гласа на утрене перед кафизмами. – Триодь постная; 1-й тропарь 9-й песни канона Святой Троице, в Неделю утра на полунощнице. – Октоих, глас 7. 1528 2-й трипеснец, троичен 5-й песни, в пяток утра третьей седми­цы Великого поста; 2-й четверопеснец, троичен 9-й песни, в суббо­ту третьей седмицы Великого поста, на утрене. – Триодь постная. 1530 Троичны 3-й, 9-й песней канона в Неделю мясопустную на утрене; Троичен 8-й песни, трипеснец в понедельник сырный на утрене; Седален по 2-м стихословии, во вторник сырный на утрене; Троичен 3-й и 8-й песней канона св. Андрея Критского , в понедель­ник первой седмицы Великого поста, на повечерии; Седален по 2-м стихословии, во вторник сырный, на утрене. – Триодь постная. 1531 Тропарь мертвых на «Слава» по 17-й кафизме, в субботу мясо­пустную, на утрене. – Триодь постная; Троичен 2-й песни канона св. Андрея Критского , в четверг первой седмицы Великого поста, на повечерии; Трипеснец, троичен 5-й песни, в пяток утра первой седмицы Великого поста; 2-й трипеснец, троичен 1-й песни, в по­недельник второй седмицы Великого поста, на утрене; Троичен 9-й песни, 2-й четверопеснец, в субботу утра четвертой седмицы Великого поста; 2-й трипеснец, троичен 8-й песни, в понедельник утра пятой седмицы Великого поста; 2-й трипеснец, 8-й тропарь 9-й песни канона св. Андрея Критского , в понедельник Страстной седмицы, на повечерии. – Триодь постная.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Теперь нам следует разобрать ваши замечания на счет моего quasi незнания структуры акафиста и различия между кондаками и икосами. Если бы это была только одна придирка, или выражение известного полемическаго приема, я бы конечно пропустил ее без внимания и охотно согласился в своем „lapsus calami“, но дело имеет более серьезное значение и затрогивает вопросы чисто научные. Пиша свою статью, я имел дело не с печатными акафистами и не „с акафистником 1880 г.“ (существование котораго оставляю на вашей ответственности), а с рукописными образцами этого рода гимнографии или с изданиями акафиста на основании древних рукописей. Основываясь на них, я говорил и теперь повторяю, что „в форме акафиста мы имеем полную кондакарную пиэсу в составе одного кондака и 24-х икосовъ“. Ваша поправка: 13-ти кондаков и 12-ти икосов (р. 197) доказывает или забывчивость, или незнание. В рукописях везде только один кондак: „взбранной“, остальныя же строфы пишутся под ряд с общим заглавием „икосъ“, а не чередуются с кондаками, как это принято в последствии. Вот почему, держась древней терминологии, которая, как мне думается, особенно необходима при научном обсуждении гимнографических вопросов, я выражался: не кондаки и икосы, а строфы аллилуйныя и строфы с „ χαρε“, что подало вам повод къ неуместному глумлению. Посмотрев в древния рукописи и справившись с изданием акафиста в вашем же кондакаре, вы увидите, что строфы с аллилуия кондаками не называются. Мы конечно далеки от намерения перебирать и цитовать эти источники, и не в нашем интересе вдаваться в этот труд, укажем то, что имеем под руками сейчас. В синод. уставе 330–380 (XII в.), на утрене в субботу 5-й недели великого поста, по 6-й песни канона, читается: „ ко блговщению· възбраньнм· несдающе· и проче· к (20) и четыри икоси и на тхъ несдти“ (л. 17). О кондаках – ни слова. В типографском уставе, из кондакаря котораго, по указанию покойного И. И. Срезневскаго , выписывали вы кондаки, в той же службе по шестой песни полагается кондак глас 8-й „ възбраньноумоу вовод и пою ико кд (24) несдающе“ (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Затем целый лист утрачен. На следующем записано окончание литургии в субботу второй седмицы. Лист 2. Неделя 2-я поста, в нюже творим память преподобного Поликарпа. Тропарь: нравом причастник. В неделю третью поста совершается обряд поклонения кресту следующим образом: «на заутрене... по к кафизме (в синодальном уставе по пении двух кафизм, типограф. по двою каф.) сноситься крест и полагается на святеи тряпезе, по песни поставляется стол пред олтарем и паволоце простерте. полагается крест на нем и по святый Боже поют трепарь кресту твоему покланяемся и поклонению бывшю. по сем октения и поминается игумен и братья и рекут Господи помилуй и отпущение по сих оболкьшся поп и дьякон в ризы (лист 2 оборот) и попови несущю крест на главе и диакону кадящю и свещи единой предыдущи обиходят келья поюще: кресту твоему». Неделя 4 поста, в нюже бывает память святого Доментиа. В среду 5 недели вечер в 3 час нощи поют канон великий. Лист 3. В субботу пятой недели на утрене полагается чтение акафиста в таком порядке: после Бог Господь тропарь глас 4-й «послан бысть Гавриил... и по пении псалтирнем поют канон 3, по шестой песни кондак глас 8-й: « въбраньномо вовод и пою т ико дк неседающе и п и вьсе по рядоу. В пятую неделю поста поют стихиры и канон Марии Египетской, чтется и житие её в ту неделю. Лист 3 оборот. Тропарь в субботу Лазареву читается следующим образом: Обще воскршени пре сво мокы ивща и мъртвыихъ въскрси еси лаор хе бе нашь тмьже и мы ко отроци побдьны обраы приносще теб побдителю съмьрти въъпимъ осанна въ вышнихъ блгнъ грдыи въ им гн. На литургии в трисвятого место «елико во Христа». То же и в неделю цветную. В субботу цветную на вечерни по отпетии блажен муж пременяетася стороне: левая убо преходит на десную, а десная на левую и починает левая сторона господи воззвах, якоже и в ины субботы. Лист 4. Описывается обряд раздаяния ваий со следующими подробностями: на утрене после евангелия «игумен в олтарь входит кукулем главу покрыв и целующе братья евангелие идут по чину к игумену; он же приемля от кутника ваия с свещами раздает им, псалму 50-му поему не поетжеся тогда воскресение Христово и поют канон глас 4 Козмы творение «явишася источницы».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

В пятницу первой недели после литургии преждеосвященных полагается последование св. Феодору Тирону. В студийских уставах этой службы нет. В более ранних иерусалимских типиках только упоминается о благодарственном каноне св. Феодору (εχαριστριος κανν), в позднейших подробно излагается вся служба и – что особенно замечательно – при этом делается ссылка на некоторые из древнейших типиков (τρα τν παλαιωτρων τυπικν), где порядок службы представляется несколько иначе. По окончании её даётся антидор «κατκλαστον», по-славянски – «преломление». В воскресенье первой седмицы служба сохраняет ещё следы древнего последования пророкам, приуроченного к этому дню, но преобладающее содержание её заимствуется из воспоминаний о восстановлении святых икон. Обряд православия не записан. В пятницу пятой седмицы (накануне субботы акафиста), после вечерни, недельный поп отправляется на кладбище и служит там панихиду. Это значит, что заупокойная служба, совершаемая по субботам, на этот раз отменялась по случаю чтения акафиста и переносилась на пятницу (ср. послание Киприана к Афанасию). По теперешнему уставу «канон мертвен поём в гробнице». О чтении евангелия на часах в первые три дня страстной седмицы не упоминается в студийском уставе, но в иерусалимских об этом есть особая статья, почти буквально повторённая в теперешнем печатном издании. В греческом тексте замечено, что аналогий, на котором лежит евангелие, покрывается «μετ το βλατου». βλτιον – шёлковая ткань – по-славянски переводится иногда словом «паволока». Умовение ног в Великий четверг совершается после литургии. Совершителем его является игумен или екклесиарх. Из замечания в одном уставе – «если угодно настоятелю», видно, что совершение этом обряда не было обязательно и в монастырях. На утрене Великой субботы «στιχολογομεν μωμον μετ τν λληλουια κα υθως ναστσιμα τροπρια». Отсюда следует, что тропарей на непорочных ещё не было, и они исполнялись как в обыкновенную субботу, с припевом «аллилуйя». В Великую субботу на вечерне положены, как и теперь, сначала стихиры воскресные первого гласа, а затем – Великой субботы. Вообще в иерусалимском уставе замечается стремление приблизить велико-субботнюю и пасхальную службу к обыкновенному её порядку, определяемому общим уставом. Так после обедни полагается благословение хлебов, подобно тому, как этот обряд совершается на каждом субботнем бдении, а потому называется в службе Великой субботы «συνθης, υλογα ρτου κα oνου», и с ним соединяется чтение Деяний апостольских. Запрещение выходить из церкви до начала пасхальной утрени стоит в связи с продолжительностью велико-субботнего бдения. Поэтому в студийском уставе, где всенощных не полагалось, после вечерни в Великую субботу братья расходятся и затем собираются в положенное время к утрене. После чтения на благословении хлебов, по некоторым спискам иерусалимского устава, назначается совершать панихиду (παννυχς), т.е. сокращённое повечерие с каноном.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010