Малоярославец. 2006. С. 245 (разрядка наша. — иг. Ф.).    Игнатий (Брянчанинов), святитель. Собр. писем. С. 352—353 184; разрядка наша. — иг. Ф).    Там же. С. 230 129).    Там же. С. 181 106).    Там же. С. 180—181 106).    Там же. С. 181 106). О том же говорил и преосвященный Платон (Левшин): «Мир думал, что довольно ко оправданию пред Богом своих так почитаемых добрых дел: Дух истины научил, что все и добрыя наши дела недостаточны и с страстьми смешаны: что оныя только тогда действительны, когда им содействует Евангельская благодать». См.: Платон (Левшин), митрополит Московский. «Из глубины воззвах к Тебе, Господи...». С. 220.    Страбон. География. X, IV, 4, 7—14. С. 282—287.    Гомер. Илиада, II, 646.    Страбон. География. X, IV, 11. С. 285 (стадий — около 185—195 м. — Ред.).    Игнатия, монахиня. Церковные песнотворцы. С. 125.    Председатель (пред сидеть) — тот, кто сидит на первенствующем, возглавительном месте, пред всеми другими.    Ирмос на 9-й песни, глас 2.    Симеон Новый Богослов, преподобный. Слово 80, 1/Симеон Новый Богослов, преподобный. Творения. Т. 2. С. 329—330.    Там же. С. 331.    То есть — не сложная.    В субботу акафиста на утрени в акафисте икос 2.    Ефрем Сирин, преподобный. Псалтирь. 9-е изд. М., 1913. Пс. 147. С. 299—300.    Этот кондак русское церковное благочестие навыкло слушать коленопреклоненно, склонив голову к земле. Я еще застал времена, когда на коленях стояла вся церковь, без изъятия, без скидок на возраст, сан и болезни.    На полунощнице вседневной тропарь по Отче наш, глас 8.    Ефрем Сирин, преподобный. Пс. 12. С. 32.     «И став Азария молился и, открыв уста свои среди огня, возгласил: «Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, хвально и прославлено имя Твое вовеки. Ибо праведен Ты во всем, что соделал с нами, и все дела Твои истинны и пути Твои правы, и все суды Твои истинны. Ты совершил истинные суды во всем, что навел на нас и на святый град отцов наших Иерусалим, потому что по истине и по суду навел Ты все это на нас за грехи наши.Ибо согрешили мы, и поступили беззаконно, отступив от Тебя, и во всем согрешили.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

После посещения Успенского храма мы проходили мимо полуразрушенных городских стен, держа путь к Живоносному Источнику. Укрепления говорили о некогда величественной греческой столице – славной Византии, а главное о непрочности могущества человека. Придет праведный гнев Божий, и в прах рассыплются все его изобретения и физическая сила. Происхождение Живоносного Источника относят к V веку и связывают его с именем Императора Льва I Маркелла, явившегося здесь свидетелем одного поразительного чуда. В VI веке тут же получил исцеление Царь Иустиниан, построивший в благодарность храм и при нем мужскую обитель. По сказанию Синаксаря, «на этом месте совершалось такое обилие благодатных знамений», что их «ни описать, ни изрещи невозможно». Св. Православная Церковь отмечает сие, когда в пятницу на Пасхальной неделе поет особо положенную службу Пресвятой Богородице в честь Ее Живоносного Источника. И до сих пор он привлекает множество молящихся. Внутри, где находится св. кладенец, всегда можно застать дежурного иеромонаха, отправляющего желающим молебны: тот же священнослужитель при отпуске, полагая на голову каждого епитрахиль и руку, кроме формулы благословения «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа», произносит еще молитву благопожелания. Образец ее дан в Ветхом Завете: «И сказал Господь Моисею, говоря: скажи Аарону и сынам его: тако благословляйте сынов Израилевых, говоря им: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир» ( Числ. 6, 22–26 ). В наших св. обителях, церквах и часовнях около чтимых святынь также стоят очередные пастыри, но они, благословляя приходящих, к сожалению, опускают напутствие, так утешительно действующее на сердца верующих. Приятно было бы, если бы греческий порядок и у нас получил распространение. Далее мы посетили Влахерну, некогда величайший и славнейший храм Царьграда; здесь покоилась риза Богоматери и пояс Ее. Здесь было явление Преблагословенной «на воздусе» Андрею Христа ради юродивому в дни нашествия варваров, отраженных по предстательству Владычицы мipa. Здесь совершилось сверхъестественное призвание четырех храмоздателей Киево-Печерской Лавры, которым Царица Небесная вручила чудотворную икону Успения. Здесь стоял образ «Одигитрии», писанный евангелистом Лукою, источавший множество чудес. Отсюда, наконец, во время тяжких испытаний и народных бедствий выходили крестные ходы, направляясь на городские стены и к морю. История при этом гласит, что Матерь Божия после подобного рода молений неоднократно спасала Константинополь от врагов, например, скифов, в память чего Церковию установлено акафистное пение в субботу пятой недели Великого Поста (Похвала Пресвятой Богородицы).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

После этого коливо благословляется и раздается верующим. Празднование великомученику Феодору в субботу первой седмицы Великого Поста описывал патриарх Константинопольский Нектарий (381 — 397).     Настольная книга священнослужителя, Т. II Суббота первой седмицы Великого поста     Таинство Причещения — таинство, через которое мы делаемся причастниками Божества, соединяемся со Христом.     «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:53—54). Таинсво Святого Причащения питает нашу душу и тело, способствует нашему укреплению, возвышению, возрастанию в жизни духовной: «ядущий Меня жить будет Мною» (Ин. 6:58). Причащение служит для нас залогом будущего воскресения и вечно-блаженной жизни: ядущий хлеб сей жить будет вовек (Ин. 6:58).    Желающий приобщиться Святых Таин должен перед Причащением исповедаться и прочитать три канона: Спасителю, Пресвятой Богородице и Ангелу-Хранителю, а также Последование ко Святому Причащению. Желающие могут прочитать также акафист Иисусу Сладчайшему и (или) Божией Матери.    Таинство Причащения совершается во время Литургии. Все исповедавшиеся повторяют за священником молитву перед Причащением и делают земной поклон, а потом благоговейно подходят к Святой Чаше со сложенными крестообразно на груди руками, и причащаются Тела и Крови Христовых. После этого причастники выслушивают благодарственные молитвы. ПЕСНОПЕНИЯ СУББОТЫ ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА     Тело Христово приимите. Источника безсмертного вкусите.     Причастен     Душею и телом да освящуся, Владыко, да просвещуся, да спасуся, да буду дом Твой причащением священных Таин, Живущего Тя имея в себе со Отцем и Духом, Благодетелю Многомилостиве.    «Благодаря причащению Святых Таин, Владыка, да освящусь душой и телом, да просвещусь, да спасусь, да буду Твоим домом, в котором живешь Ты, многомилостивый Благодетель, со Отцом и Духом».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Прор. Иеремия. Миниатюра из Книги Пророков. 1489 г. (РГБ. Ф. 304. I. 90. Л. 291 об) Изображения И. с атрибутом - каменной скрижалью завета - редки (иконы «Похвала Богоматери, с Акафистом» - ок. 1502, ГРМ; 2-я пол. XVI в., ГММК). Как правило, в руках у пророка свиток, который в отдельных случаях свернут (напр., в Книге пророков) или по форме напоминает свиток ап. Петра (напр., в мон-ре Паммакаристос (Фетхие-джами) в К-поле), иногда пророк обеими руками держит развернутый поперек свиток (ц. Сан-Витале в Равенне). На развернутом свитке чаще всего присутствует текст Вар 3. 35 (напр., София К-польская, ок. 878; ц. вмч. Георгия в мон-ре Старо-Нагоричино, 1317-1318) или Вар 3. 36 - вероятно, самый ранний из известных текстов в монументальном искусстве (ц. Санта-Мария дель Аммиральо (Марторана), Палермо, Сицилия, 1143-1148; ц. Панагии Паригоритиссы в Арте, ок. 1290; мон-рь Хора (Кахрие-джами) в К-поле, ок. 1316-1321). Эти тексты на свитке И. наиболее часто встречаются в визант. и древнерус. искусстве XI-XII вв. Средневек. богословской мыслью И. рассматривался как ревностный служитель Бога, провозвестник нового завета, т. к. предсказал воплощение Сына Божия и Его страдания. Текст Книги прор. Иеремии на свитках встречается реже: Иер 11. 18 (Введенская ц. мон-ря Нова-Павлица, Сербия, до 1389), Иез 11. 19 (Токалы-килисе в Гёреме, Каппадокия, кон. X в.), Иер 38. 31 (ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, ок. 1320; ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) мон-ря Студеница, Сербия, 1314), Иер 11. 18-19 - часть литургического чтения в Страстной четверг, связанная со Страстями Христа, а Иер 38. 31 - часть службы в субботу Страстной седмицы, связанная с НЗ. На иконах текст свитка чаще из Книги прор. Иеремии - Иер 31. 21 («Обрати сердце твое на дорогу, на путь, по которому ты шла; возвращайся, дева Израилева, возвращайся в сии города твои») или Иер 31. 31 («Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет»). В декорации храмов И., как и др.

http://pravenc.ru/text/293630.html

2) На вторник, среду, четверток (исключая 5-й седмицы – день чтения Великого канона), пяток и субботу (исключая 5-й седмицы – день акафиста) Великой Четыредесятницы. 3) На вторник, среду Страстной седмицы. Посему великое повечерие не совершается: 1) На сырную среду и пяток, если в эти самые дни или накануне их (т. е. во вторник и четверток) случится Сретение (Тип., 2-го февраля), или храмовой праздник (Тип., храм. гл. 28). 2) Великое повечерие не совершается в посту на понедельник, так как канун сего дня есть день праздничный, воскресный. 3) Великого повечерия не бывает накануне того дня, в который читается на 5-й седмице Великого поста канон святого Андрея Критского , т. е. на четверток или на вторник 274 . 4) Не бывает великого повечерия и на, субботу 5-й седмицы Великого поста, субботу акафиста. Великое повечерие в соединении с утренею совершается на праздничные дни, на которые, вместо малой вечерни, отправлялась вечерня вседневная или великая, именно: 1) На Рождество Христово и Богоявление, в какие бы дни седмицы ни случались эти праздники. 2) На дни храмовые, если они бывают: а) в субботу 1-й седмицы Великого поста (Тип., храм. гл. 32) 275 ; б) во вторник, среду, четверток, пяток и субботу 2-й, 3-й, 4-й, 5-й, и 6-й седмиц Великой Четыредесятницы (Тип., храм. гл. 35). На день Благовещения, если он случится: а) до Недели ваий – во вторник, среду, четверток, пяток и субботу (Тип., послед. 25 и 26 марта); б) во вторник, среду и четверток Страстной седмицы (Тип., 25 и 26 марта). Малое повечерие читается во все дни не в посту, равно и в пост, в те дни, в которые, как видели, не указано великого повечерия. Есть дни, в которые в храме не положено читать повечерия, а назначено читать его в келии, например: в 5-ю Неделю Великого поста на день чтения Великого канона и на день акафиста (Тип., послед. среды и пятка 5-й седмицы Великого поста). Полунощница бывает вседневная, субботняя и воскресная. Они совершаются (та или другая, смотря по дню седмицы) на разные праздники великие, средние и малые, если только не будет на эти праздники совершаемо всенощного бдения.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

2026 3-й тропарь 6-й песни канона Пресвятой Богородице, в суб­боту на повечерии. – Октоих, глас 7; 1-й трипеснец Богородичен 8-й песни, в четверг 3-й седмицы Великого поста, на утрене. – Три­одь постная. 2028 Трипеснец Богородичен 5-й песни, в пяток утра 1-й седмицы Великого поста; Богородичен 8-й песни канона Пресвятой Бого­родице, в Неделю сырную на утрене; Богородичен седальна по З-й песни канона, в субботу утра 1-й седмицы Великого поста; Богородичен 9-й песни 2-го канона во 2-ю Неделю Великого поста, на утрене. – Триодь постная. 2029 2-й трипеснец, Богородичен 8-й песни, в понедельник 5-й сед­мицы Великого поста; 3-й тропарь 8-й песни, 4-й тропарь 9-й песни канона Пресвятой Богородице, в субботу Акафиста, на утрене. – Триодь постная. 2030 3-й тропарь 4-й песни канона Пресвятой Богородице, в Не­делю на повечерии; 4-я стиховная стихира на «И ныне», в субботу утра. – Октоих, глас 3. 2035 1-й трипеснец Богородична 2-й песни, во вторник сырной сед­мицы, на утрене. – Триодь постная; 1-й тропарь 3-й песни, 4-й тро­парь 1-й песни канона Пресвятой Богородице, в понедельник на по­вечерии. – Октоих, глас 3. 2036 1-й тропарь 4-й песни канона Пресвятой Богородице, в среду на повечерии. – Октоих, глас 4; 1-й тропарь 8-й песни канона Пре­святой Богородице, в субботу на повечерии. – Октоих, глас 5. 2037 2-й трипеснец, Богородичен 8-й песни, 1-й трипеснец, Богородичен 3-й песни, в понедельник утра 5-й седмицы Великого по­ста. – Триодь постная. 2038 Богородичен 1-й песни 2-го канона, во 2-ю Неделю Великого поста, на утрене. – Триодь постная. 2039 1-й тропарь 9-й песни канона Пресвятой Богородице, во втор­ник на повечерии. – Октоих, глас 1. 2040 4-я стихира на стиховне, в субботу перед 5-й Неделей по Пасхе, на малой вечерне. – Триодь цветная. 2046 3-й тропарь 7-й песни канона Пресвятой Богородице, в Неделю на повечерии; 3-й тропарь 3-й песни канона Пресвятой Богороди­це, во вторник на повечерии. – Октоих, глас 8. 2048 1-й и 2-й тропари 2-й песни, 3-й тропарь 3-й песни канона Пресвятой Богородице, в субботу на повечерии. – Октоих, глас 7; 10-я стихира на «Господи, воззвах», в субботу вечера. – Октоих, глас 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Прихожанка. Да что вы говорите! Если последнее верно, то получается, что причиной появления того, что мы сегодня так любим, мы же сами и были!? Пресвитер. Это мнение вряд ли верно. Прихожанка. Почему? Пресвитер. В том акафисте есть такие слова: «Радуйся, огня поклонение угасившая». А это прямое свидетельство в пользу победы над персами, которые, как известно, являются огнепоклонниками. Впрочем, нам важно знать не это, а то, что сочиненный акафист исполнялся сначала только во Влахернском храме Константинополя, и только с IX века вошел во всеобщее употребление Восточной Церкви, оставаясь таковым вплоть до конца Византийской эпохи. Именно эта традиция и вошла в Устав. Правда, у греков этот акафист исполняется не один раз, а весь Великий пост. Прихожанка. Как это? Пресвитер. Они акафист делят на четыре части и каждую часть поют на повечерии в первые четыре субботы, а в пятую уже весь акафист целиком на утреннем богослужении. Собственно по такому же принципу исполняется и великий канон святого Андрея Критского . Сначала он прочитывается за первые четыре дня, опять же на повечериях, а полностью читается в четверг утрени пятой седмицы поста. Прихожанка. Подождите, подождите, но ведь акафисты нельзя читать Великим постом! Пресвитер. Так и есть, потому что тон акафистов торжественно-хвалебный, праздничный и, следовательно, не соответствует великопостному настроению. Прихожанка. А почему греки тогда его читают постом? Пресвитер. Откуда вы это взяли? Прихожанка. Так вы же сами сказали, что они читают его в продолжении всего Великого поста! Пресвитер. Вы меня не поняли. Я сказал, что его читают не во время поста, а в его период, причем по субботам. Прихожанка. И в чем тут разница? Пресвитер. Согласно правилам субботние и воскресные дни не являются постными, а поститься предписывается только в Великую Субботу 182 . Прихожанка. Не поняла. Вы хотите сказать, что по субботам и воскресеньями Великим постом можно не поститься? Пресвитер. Не я, апостолы постановляют: «Во всякую субботу, исключая одной (Великой), и во всякий день Господень, составляя собрания, радуйтесь, ибо постящийся в день Господень,.. повинен будет греху, потому что в эти дни должно веселиться, а не сетовать» 183 . Но надо иметь в виду, что на языке церковных правил, пост подразумевает сухоядение, когда воспрещается есть целый день до вечера. В современном же не столь строгом понимании поста смысл этого правила в том, что в субботу и воскресенье в период установленных постов должно быть некоторое послабление строгости поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

По распоряжению правящего архиерея в храмах Винницкой епархии будет совершаться вдвое больше богослужений, чем прежде 16 января 2009 г. 10:12 С 1 января 2009 года вступило в силу распоряжение архиепископа Винницкого и Могилев-Подольского Симеона  по упорядочиванию богослужений на приходах Винницкой епархии . В частности на городских приходах кроме обязательных воскресных и полиелейных служб, которые выпадают на неделе, будут совершаться Божественные литургии также каждую субботу. Священникам сельских приходов, которые служат в двух храмах, благословляется совершать богослужения в каждом из них еженедельно попеременно — в одном в воскресенье, в другом в субботу. А священники, которые обслуживают по три храма, отныне будут служить в двух из них в субботу и воскресенье, а в третьем, также в воскресенье, будут совершаться молебны, акафисты и другие службы. Таким образом, если раньше прихожане видели священника в своем храме лишь два раза, а то и раз в месяц, то теперь они будут иметь возможность молиться вместе с ним еженедельно. По мнению владыки Симеона, такой порядок должен приблизить священство к пастве и способствовать ее духовному воспитанию и совершенствованию. Полностью текст распоряжения правящего архиерея выгядит так: «Этим благословляется, начиная с 1 января 2009 года, совершать богослужения на приходах Винницкой епархии таким образом: — священникам городских приходов совершать Божественную литургию в своих храмах каждую субботу и каждое воскресенье; — священникам сельских приходов, которые обслуживают два храма, совершать Божественную литургию в одному храме в субботу, в другом в воскресенье, еженедельно изменяя порядок; — священикам сельских приходов, которые обслуживают три храма, совершать Божественную литургию в одном храме в субботу, в другом в воскресенье в это же воскресенье — молебен, акафист и требы в третьем храме, еженедельно изменяя порядок. Это распоряжение издано в связи с провозглашением 2009 года в Винницкой епархии годом духовного просвещения и миссионерства и имеет целью сближение пастырей со своей паствой для ее постоянного духовного окормления и усердного исполнения священниками своих душепастырских обязанностей». Пресс-служба Винницкой епархии / «Украина православная» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/527238.htm...

Фото: Vyksoroik.ru Причастие, а перед ним три канона и пост. Можем ли мы выбирать? И почему быть с друзьями не хуже, чем читать акафист 20 мая, 2023 И почему быть с друзьями не хуже, чем читать акафист Фото: Vyksoroik.ru «Вы можете провести вечер перед Причастием в кафе с любимыми друзьями или запереться у себя дома и читать акафист — сделайте так, как вам больше нравится». «Правмир» публикует фрагмент презентации книги протоиерея Алексия Уминского « Книга о молитве. Тяжесть правила или разговор с Отцом? », которая вышла в издательстве «Никея». — (Вопрос из зала) Батюшка, последование ко Причастию, каноны, которые мы вычитываем — для меня это некая каторга. И если я раньше причащалась каждые 3–4 недели, то последние несколько лет я причащаюсь раз в 2 месяца. Что бы вы порекомендовали? — Выбросите свой молитвослов ( в шутку ). — Вот я могу минуту поговорить с Господом? Меня хватает на минуту… — Отлично! Это совсем не мало. Это очень хорошо. — То есть я могу прийти на Причастие без трех канонов, без последования? — Можете. — А по-вашему, современному молодому человеку сколько нужно причащаться периодически? — Нет таких специальных рекомендаций, кроме самой литургии. Когда служится литургия, люди приходят, чтобы причащаться. — И по поводу поста. Я тут узнала, что когда ты держишь много постов, то как бы допускается рыба даже в пост в субботу утром… — Да что вы говорите? Вы знаете, я даже открою больший секрет: пост в субботу запрещен Шестым Вселенским собором. И тот, кто постится в субботу, должен быть отлучен по правилу Шестого Вселенского собора. — А тогда как, вот если я соблюдаю все посты, в пятницу, в среду, я что — субботу пропускаю? — Пост литургический заключается в том, чтобы вы не вкушали пищу и не пили воду с 12 ночи. Все, больше никакого поста литургического нет. Ну, если быть совсем строгим, все остальное мы придумали за последнее время, чтобы человек не слишком свободно себя чувствовал, а чувствовал, что он пришел на работу и должен заработать себе Причастие, заслужить.

http://pravmir.ru/prichastie-a-pered-nim...

Разделы портала «Азбука веры» Акафист Пресвятой Богородице (Великий акафист, читаемый в субботу Акафиста) с переводом В Избранное См. также: Аудио: Кондак 1 Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице; но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Перевод 1: Бранноподвизающейся за нас военачальнице дары победные, и, как избавленные от бед, дары благодарственные приносим Тебе, Богородице, мы рабы Твои: но Ты, как имеющая державу непреоборимую, освободи нас от всяких опасностей, да взываем Тебе: Перевод 2: Победную песнь небесной Воительнице и благодарность Той, что нас от бед избавила твои рабы возносят, Богородица! Так пусть спасет нас Твоя мощь необоримая от бедствий всевозможных, чтобы взывали мы: Перевод 3: Мы, избавленные от бед, возносим Тебе, Богородица-военачальница, победные и благодарственные песни; Ты же, как имеющая державу непреоборимую, от всяких напастей освободи нас, да взываем к Тебе: Перевод 4: Обороняющей нас Военачальнице за избавление от страшных бед учреждаем Тебе торжества победы благодарственные мы, рабы Твои, Богородица! Но Ты, как имеющая власть необоримую, от всяческих опасностей нас освободи, да взываем Тебе: Радуйся, Невесто Неневестная. Икос 1 Ангел предстатель с Небесе послан бысть рещи Богородице: радуйся, и со безплотным гласом воплощаема Тя зря, Господи, ужасашеся и стояше, зовый к Ней таковая: Перевод 1: Ангел Первостоятель послан был с небес, сказать Богородице: Радуйся. И созерцая Тебя, Господи, с безплотным гласом воплощаемаго, был в ужасе, и стоял, возглашая к Ней такия речи: Перевод 2: Первый из ангелов был послан с небес, чтобы Богородице радость возвестить. И когда бесплотный вестник увидел, как Ты, Господь, принимаешь плоть, то замер в изумлении, взывая к Ней: Перевод 3: Начальствующий Ангел послан был с небес сказать Богородице: Радуйся; и при этом бесплотном воззвании созерцая Тебя, Господи, воплощающегося, был в ужасе и стоял, возглашая к Ней так:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010