Да и весь мир – великая притча о своем Творце. Святитель Тихон Задонский назвал одну из своих книг «Сокровище духовное, от мира собираемое». Эта книга учит извлекать духовную пользу даже из простых земных предметов, из простых человеческих дел. «Кто имеет уши слышать, да слышит», – говорит Господь. Ну, а кто скажет, что он не имеет ушей? А если так, то чем будешь оправдываться, если птицы небесные у всех на глазах растащат все то сокровище, которое Бог приготовил специально для тебя? Суббота. О нуждающихся и не нуждающихся Мф.9:9–13 Рим.8:14–21 Только что Господь Иисус Христос исцелил расслабленного, сказав ему: «Встань, возьми постель твою, и иди». Проходя же «оттуда, Иисус увидел» другого расслабленного, но не телом, а духом. Он увидел мытаря, «сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея». Господь сказал ему: «Следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним». И вот, Господь в его доме. С ним – ученики; здесь же и фарисеи, которые неотступно следовали за Господом и внимательно следили за каждым Его шагом. Пришли сюда же и «многие мытари и грешники» «и возлегли с Ним и учениками Его». Когда же фарисеи с удивлением спросили: «для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками»? – Господь ответил: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». А покаяние, это – когда отпадшее творение снова соединяется со своим Творцом, чтобы, как некогда в Раю, пребывать в вечной радости, символом чего на земле является совместная трапеза. В том-то и состоит врачевание, что Он, бесконечно Высший, сошел с Неба, сделал шаг навстречу. И они, зная о Его праведности, о Его высоком учении, о уважении к Нему народа, все-таки дерзнули подойти. Значит, была в них жажда соединиться с теми, от которых их отторгла греховная жизнь, соединиться с теми, у которых совесть чиста. Их обнадежило, что Господь уже вошел в дом мытаря, и теперь они радуются, что, наконец-то, тоже сделали первый шаг.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Тот, кто предал душу Господу Иисусу Христу, всегда помнит, что истина – одна; что нельзя разойтись, не определив ее; что нельзя двоим пребывать в распре и в то же время в истине; и что быть отлученным от истины, это значит быть отлученным от Христа, Который есть не только Истина, но и Жизнь. Суббота. О Боге и богах Ин.10:27–38 Продолжая беседу о Добром Пастыре, Господь сказал: «Овцы Мои слушают голоса Моего, и Я знаю их, и Они идут за Мною». Вообще возможность общения – великая тайна. Мы никогда не могли бы слышать, понимать, сочувствовать друг другу, если бы не вышли из рук единого Творца. «Отец Мой, Который дал их Мне, больше всех», – говорит Господь. Наш Творец дал нас друг другу. Мы можем говорить и слышать, потому что Он дал каждому и уста, и уши. И в наших душах Он как бы натянул одинаковые струны. И когда душа слышит, струны ее звучат, и она соглашается, сочувствует и отвечает. Но это – о людях, о существах одной природы. А разве не справедливо возмутились иудеи, когда услышали: «Я и Отец – одно», где «Я» – видимый человек, а «Отец» – невидимый и Всемогущий Бог ? Что общего у Творца с тварью, и как они-то могут соединиться в одно? Так, «иудеи схватили каменья» и сказали Человеку Иисусу: «Не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом». И тогда Иисус не стал защищать Свое Божественное достоинство, но неожиданно заговорил о достоинстве человеческом. Он напомнил восемьдесят первый псалом, где есть такие таинственные слова: «Бог ста в сонме богов, посреде же боги рассудит… Аз рех: бози есте (Я сказал: вы боги) и сынове Вышняго вси»… Иудеи, конечно же, никогда не отрицали, что слово Божие обращено было к их народу. Но ведь надо идти до конца: если струны человеческой души могут откликаться и на Божественные звуки, – значит, в этих струнах – Божественный строй. И если Сам Бог – Бог по естеству, то человек – бог по благодати. Бог и сотворил человека именно «по образу Своему, по образу Божию сотворил его» ( Быт.1:27 ). Человек, пока не согрешил, мог буквально видеть и слышать «Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня» ( Быт.3:8 ). И возможности человека безграничны: «верующий в Меня дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» ( Ин.14:12 ). «Не написано ли в законе вашем: «Я сказал: вы боги» ( Пс.81:6 )? И если так велико человеческое достоинство, если Бог «назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, – Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите «богохульствуешь», потому что Я сказал: «Я Сын Божий»?

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Великая Суббота Стража у гроба Иисуса Христа На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату, и говорили: «Господин! мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: «После трех дней воскресну». Итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтоб ученики Его, пришедши ночью, не укради Его, и не сказали народу: «Воскрес из мертвых». И будет последний обман хуже первого». Пилат сказал им: «Имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете!» Они пошли, и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать 586 ( Мф.27:62–66 ). 107 Собственно во дворе храма, где стояли прозелиты, или уверовавшие в Истинного Бога язычники. Это место так и называлось двором язычников. Торговля, хотя и необходимыми предметами для богослужения, как-то: маслом, мукою и проч., не соответствовала святости места, а шум, производимый торговлей, мешал молиться. 108 Иерусалимский храм, в котором был Иисус Христос, как известно, строился около двадцати лет; но в продолжение сорока шести лет этот храм перестраивался и расширялся. 109 Господь знал непостоянство и легкомыслие людей, видел, что некоторые были склонны почитать Его за земного царя, а не за Основателя Царства Божия. Поэтому Он не придавал значения прославлению Его иудеями. 110 Никодим пришел к Иисусу Христу ночью, чтобы побеседовать с Ним наедине; вместе с тем он хотел укрыться от посторонних взоров, так как, по фарисейской гордости, не решался сделаться явным учеником Христовым. 111 Господь Иисус Христос прямо отвечает Никодиму на вопросы, которые его волновали. Никодим пришел побеседовать о Царстве Божием, и Иисус Христос говорит ему об условиях вступления в это Царство. Чтобы войти в Царство Божие, необходимо родиться свыше, т.е. обновиться, переродиться в водах крещения Святого Духа. 112 Человек рождается по плоти от родителей, но возможно и необходимо для человека еще рождение от Святого Духа. Это рождение духовное. 115 Земным здесь Господь называет то, о чем Он говорил до этого времени Никодиму, т.е. об условиях вступления в Царство Божие; под небесным же Господь разумеет тайны этого Царства, как-то: сошествие на землю и воплощение Сына Божия, Его крестные страдания, неизреченную любовь Божию к людям и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svyashe...

Солнце у горла Овна в зените над Палестиной. Луна на чаше Весов в надире над Америкой. Пасха – Исход – Жертвоприношение. Се – Агнец Божий висит на древе – Вземляй грехи мира. По прошествии субботы пришёл и славный час, и уже на заре (осьмаго) дня – 25 марта, день Благовещения, Ангелы благовестили женам мироносицам: Христос воскресе! «Исполнение закона и пророков Сам Сый, Христе Боже наш, исполнивый все отеческое смотрение, исполни радости и веселия сердца наша, всегда, ныне и присно и во веки веков» (из молитвы на Литургии). Предоставляем благочестивому читателю самому судить об истинности предлагаемых исследований. Мы же веруем, что если Богу угодно, то откроются их внешние (исторические) подтверждения. Ко всему, полагаем, что разумнее считать наше летоисчисление от Воскресения Христова, дарующего людям новую жизнь. Мудрецы века сего признают «историческое лицо» Иисуса Христа, но отрицают Его Божество. И принятие летоисчисления именно от Воскресения Христова явилось бы исповеданием не только историчности, то есть, что было Рождество Христово, но и признанием Его Сыном Божиим и Спасителем мира. Чтобы мы все пришли в познание истины и осознали бы наконец слова Апостола: «Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего. Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем. Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь всё новое» ( 2Кор. 5:15–17 ). Познаем силу Воскресения Господа нашего Иисуса Христа! Церковь постоянно свидетельствует о Воскресшем Спасителе. За каждым воскресным бдением читается Воскресное Евангелие и поётся Воскресная песнь: «Воскресение Христово видевше...» Каждая Божественная Литургия – это Пасхальная весть и радость. g2 Великая Суббота – Воскресение. О времени Воскресения Господа нашего Иисуса Христа Господь наш Иисус Христос воскрес после иудейской субботы, «во едину от суббот», в воскресенье, в третий день по Своём распятии, как благовествуют все евангелисты и предречено Писанием. Это известно всем верующим.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pasha-i...

В христианстве оценивается не столько деятельность человека, сколько качества души его, проявляющиеся в этой деятельности. Святитель Николай публично заушил Ария и был осужден отцами Собора, усмотревшими в этом поступке нарушение дисциплины любви, но Бог оправдал Своего избранника, ибо в этом заушении сказалась горячая ревность святителя о вере, его великая любовь к Богу и, несомненно, к тому же Арию, хульные речи которого надо было остановить, дабы не поразил его гнев Божий. Господь, как всегда, смотрит в корень вещей. Таким корнем в духовной жизни является душа; внешние деяния — это только плоды. Важно прежде всего, чтобы корень — душа — был здоров, тогда и плоды будут хороши.  Так всякое дерево доброе приносит и, плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые (Мф. VII, 17-18). Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выно сит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его (Лк. VI, 45). Стоя на этой: точке зрения, Господь и все внешние установления религии, ее обряды, правила, обычаи оценивает исключительно до их связи с душой человека, то есть поскольку они или выражают религиозные настроения и движения души, или служат средством ее религиозного воспитания.  Суббота для человека, а не человек для субботы, — говорит Он (Мк. II, 27). Это значит, что все внешние формы, в которых проявляется религиозная жизнь, хороши и ценны, если они содействуют духовному развитию человека и помогают ему приблизиться к Богу. Ценны искренние молитвы, потому что они служат выражением веры, благоговения и любви к Богу, преклоняя Господа на милосердие к молящемуся, сближают Бога с человеком. Ценны церковные службы, полные символизма и глубоко трогательных обрядов, ибо они развивают в человеке религиозное чувство. Ценны дела милосердия и различные благочестивые упражнения, ибо они воспитывают благонастроенную волю, стремящуюся к Богоугождению.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Потому умоляем тебя, украшение мучеников, молись о наших душах». Прокимны, гл. у. 1. Да услышит тебя Господь в день печали». Стих: «Защитит тебя имя Бога Иаковлева». (Пс. 19; 1). 2. гл. 6: «Возвысься, Господи, силою Твоею и мы будем воспевать и прославлять Твое могущество». Стих: «Господи, силою Твоею веселится царь». (Пс. 20; 14. 2). Тропарь великомученику Феодору Тирону: «Великая победа–вера! Среди огня, как бы на воде упокоения, святой великомученик Феодор радовался, ибо сожигаемый огнем, как сладкий хлеб, приносился Троице. По молитвам его, Христе Боже, спаси души наши». Суббота. На литургии, прокимен, гл. у: «Возвеселится праведник о Господе и будет уповать а Него». Стих: «Услышь, Боже, голос мой в молитве моей». (Пс. 63; 11. 2). Аллилуйя: «Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане». Стих: «Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего». (Пс. 91; 13 — 14). Причастный: «В вечной памяти будет праведник, не убоится худой молвы (Пс. 111; 6–7). В первое воскресенье Великого поста: «Торжество Православия». Тропарь, гл. 2:«Пречистому Твоему образу поклоняемся, Благий, Христе Боже, прося прощения наших грехов, ибо Ты благоволил добровольно взойти плотию на крест, чтобы избавить созданных Тобою от рабства врага. За то мы с благодарностью восклицаем Тебе: «Спаситель наш. Ты, пришедший спасти мир, все исполнил радостью». Кондак, гл. 6: «Неизобразимое Слово Отца изобразилось при воплощении от Тебя, Богородица, и, воссоздав оскверненный человеческий образ и его первоначальном виде, придало ему божественную красоту. Поэтому, прославляя наше спасение, мы изображаем Его делом и словом. На литургии, прокимен, гл. 4: 1. (песнь отцев)..«Благословен Ты, Господи, Божа отцев наших, прехвально и прославлено имя Твое во веки». Стих: «Ибо праведен Ты во всем, что сделал с нами». (Даниил 3; 26–27). Аллилуйя: 1. «Моисей и Аарон между священниками и Самуил между призывающими имя Его». 2. «Взывали к Господу и Он внимал им». (Пс. 98; 6). Причастный: 1. «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних». (Пс. 148; 1). 2. «Радуйтесь, праведные, о Господе; правым подобает словословмть»(Пс. 32; 1).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=781...

«Наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» — апостол предупреждает о духовной опасности: исправляющий другого должен наблюдать за собой, чтобы не возгордиться. «Носите бремена друг друга» — невозможно, будучи человеком, быть свободным от недостатков. Поэтому апостол убеждает не быть строгими судиями погрешностей других, но терпеливо сносить недостатки ближних, чтобы и другие сносили их собственные недостатки. Например, тот вспыльчив, а ты сонлив. Сноси же его бурные порывы, чтобы и он сносил твою вялость. В результате и он не согрешит, когда встретит снисхождение к себе с твоей стороны, и ты не погрешишь, раз брат твой терпит в тебе то, что для него тяжело. Так и в нашем теле: если кто станет требовать от всех членов одинакового служения, то тело не устоит. Так и между братиями произойдет великая вражда, если мы от каждого будем требовать всего. Спаси Господи! Николай Старостин 16 мая 2016, 16:37 Я пришел к Богу лет 15 назад.. Сейчас мне 33 и не один из моих друзей, увы, не стал воцерковленным, дружим при этом крепко. Бог есть любовь, а не закон. И у каждого свой путь. Храни вас Господь! Виктори 16 мая 2016, 16:14 ( " Много раз сказано, что в Церкви нужно искать не чего-то другого, а именно Бога, а все остальное приложится вам (ср.: Мф. 6: 33). Но человек немощен, уязвим и, когда попадает в травмирующую ситуацию, ищет помощи, защиты, поддержки, утешения. " ) Люди вполне оправдано ищут в Церкви любви, ведь сказано: " Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга " (от Иоанна 13). Мне странно, что автор в целом хорошей статьи, кажется считает, что Ирина не права. А по-моему это вполне нормально, что человек в Церкви ищет тепла, понимания и любви. И горе нам, не первый день ходящим в Церковь, что не находит. А все потому, что не исполняем мы заповеди и что забываем, что суббота для человека, а не человек для субботы. У меня похожая ситуация недавно была с подругой, но более успешно разрешилась, я сама с ней пошла и сама поддержала. Кстати, и у человека давно ходящего в Церковь может быть нужда в любви, могут быть тяжелые времена и он тоже может не выдержать того равнодушия(в лучшем случае), которое у нас процветает.

http://pravoslavie.ru/93314.html

Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа». О том, что после распятия и смерти Христос душою Своею сошел во ад, в Новом Завете почти ничего не сказано, кроме слов Самого Христа ученикам: Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф 12:40), и некоторых упоминаний в посланиях апостольских , например: Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал (1 Пет 3:19—20). Однако представление о том, что Господь в день субботний, сойдя душою во ад, проповедовал там весть о Царстве Божием и вывел души праведников на свободу, в рай, где до того пребывали только взятые живыми на небо пророки Илия и Енох, а также благоразумный разбойник, на кресте исповедавший Христа, является одной из основ православного учения. Это представление служит каноническим иконописным сюжетом Воскресения: валяются сорванные с петель створки адских врат, и Христос, в особом миндалевидном нимбе (мандорле), выводит Адама, Еву и других праведников из адских глубин. Наиболее полно сошествие во ад описано в апокрифическом «Евангелии от Никодима» (3 век). В России на его основе старообрядцами был составлен апокрифический сборник «Страсти Христовы». В этом сборнике в отдельной главе «О воскресении Христове и о сошествии его во ад»рассказывается, что «Исус Христос сниде во ад, диявола гоня» и приводится рассказ с описанием битвы у ворот ада (сам ад символически описывается как некое одушевленное существо, соратник сатаны). Дьявол оказывается пойманным Христом, который «сведе и в преисподняя земли, во юдоль плачевную, и связа его узами железными и нерешимыми, и посла его во огонь неугасимый и червь неусыпающий». ВЕЛИКАЯ СУББОТА — ДЕНЬ, ИСПОЛНЕННЫЙ ТИШИНЫ И ПОКОЯ.  И ветер в этот день утихает, молчит небо, молчит земля… Но для нас это день, исполненный не только печали, но и надежды, и ожидания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Воскресения день, просветимся, людие. Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, Победную поющия: Х ристос Воскресе из мертвых! Пасха как переход Слова этого песнопения напоминают нам, что Пасха это переход или прохождение из одного места или состояния бытия в другое. Христос не умер на кресте в одно мгновение и не воскрес немедленно из мертвых. Некоторое время прошло между днем Его смерти и днем Его Воскресения. Именно это время мы и воспоминаем в Святую Субботу. По учению Церкви, Иисус Христос, Богочеловек, снизшел в глубины ада, в место пребывания душ усопших людей. Он снизошел в самую подлинную область смерти, управляемую князем тьмы и зла, и разрушил его власть и силу, ибо Божественная Жизнь оказалась сильнее смерти. Вот когда воистину началось Воскресение Христово. От смерти к жизни – Христос ведет нас “Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим”. Иисус Христос воскресил Лазаря из мертвых после того, как тот был мертв целых четыре дня. Он сделал это, чтобы показать, что обладает властью над живыми и мертвыми. Однажды, когда Христос придет судить всех людей, настанет всеобщее воскресение. Только в Евангелии от Матфея упоминается, что мертвые восстали из гробов своих после Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. И в этом был о знамение, что Сын Божий воистину обладает властью воскрешать мертвых и дарует вечную жизнь в сем, кто уверует в Него. Спаситель разрушил силу смерти Своею собственною смертью на Кресте. Он одолел смерть для того, чтобы даровать всем нам новую не оскудевающую жизнь. Великая и святая суббота Поклонение Плащанице Днесь ад стеня вопиет: уне мне бяше, аще бых от Марии Рождшагося не приял; пришед бо на мя, державу мою разруши, врата медная сокруши; души, яже содержах прежде, Бог сый воскреси. Слава, Господи, Кресту Твоему и Воскресению Твоему.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Воины привели Иисуса Христа на место казни. Здесь они распяли Его на кресте между двумя разбойниками. Один из разбойников смеялся над Иисусом Христом и говорил: «если Ты Христос, то спаси Себя и нас», а другой разбойник удерживал его и говорил: «или ты не боишься Бога; мы осуждены справедливо, а Он ничего худого не сделал». Потом, обратившись к Иисусу Христу, он, с глубокой верой, сказал: «Помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие Твое». Иисус Христос ответил ему: «ныне же будешь со Мною в раю». У креста стояли Матерь Божия и ученик Иисуса Христа Иоанн. Иисус Христос сказал Матери, указывая на Иоанна: «вот сын твой», – а потом, посмотрев на Иоанна, Он сказал: «вот Мать твоя». Иоанн понял завещание Господа, взял Пречистую Деву Марию в свой дом, почитал и заботился о Ней как о своей матери. От 12-ти до 3-х часов дня солнце померкло, сделалась великая тьма. Наступил час смерти Иисуса Христа. Он сказал: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой», – и, преклонив голову, испустил дух. В это время земля потряслась, камни расселись, завеса в храме разодралась на две части, гробы открылись, и многие из умерших святых воскресли. Погребение Господа Иисуса Христа. Иосиф Аримафейский, тайный ученик Иисуса Христа, пришел к Пилату и просил разрешения снять тело Иисуса с креста и похоронить Его. Пилат позволил. Иосиф принес погребальные пелены. Пришел с ним Никодим, также тайный ученик Иисуса Христа. Они сняли тело Иисуса с креста, омыли его, обвили чистым полотном и положили в новый гроб, в котором никто еще не был похоронен, а вход в пещеру завалили большим камнем. Воскресение Христово. Суббота кончилась. Наступил первый день недели. Вдруг сделалось сильное землетрясение. Ангел Господень сошел с неба, отвалил камень от гроба и сел на нем. Лицо Ангела блистало как молния, и одежда его была бела как снег. Иисус Христос воскрес из мертвых и в продолжение сорока дней являлся ученикам и другим верующим и учил их истинам святой христианской веры. Вознесение Господне. В сороковой день после воскресения из мертвых Иисус Христос в последний раз явился ученикам в Иерусалиме. Потом Он вывел их из города на гору Елеонскую, стал благословлять их и возноситься на небо. Светлое облако взяло Его из вида их. Ученики с благоговением поклонились вознесшемуся Господу и с великой радостью возвратились в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010