К дверям гроба привалили большой камень. При погребении Иисуса Христа находились Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосиева.    Первосвященники и фарисеи знали, что Иисус Христос предрекал о своем воскресении, но не веря этому предсказанию и опасаясь, чтобы апостолы не похитили тела Иисуса Христа и не сказали народу: воскрес из мертвых, — в Субботу выпросили у Пилата военную стражу, приставили ко гробу и самый гроб запечатали (Мф. 27:57—66; Ин. 19:39—42) и тем доставили истине новое подтверждение.    «Христос положен был в новом гробе, в котором никто прежде не был положен, чтобы Воскресение не могло быть приписано кому?нибудь другому, вместе с Ним лежащему; чтобы ученики, по близости этого места, легко могли прийти и быть зрителями случившегося и чтобы свидетелями погребения были не только они, но и враги. То, что положены были печати на гробе и приставлена стража из воинов, это, действительно, с их стороны было свидетельством погребения, так как Христос хотел, чтобы и погребение Его было не менее достоверно, чем Воскресение. Потому?то и ученики ревностно стараются доказать, что Он действительно умер. Воскресение Его имело быть подтверждаемо всем последующим временем; между тем, если бы смерть Его в то время была скрыта и не сделалась совершенно известною, то это могло бы повредить слову о воскресении».    Все дни превосходит св. Четыредесятница, но больше Четыредесятницы святая и Великая седмица (Страстная) и больше самой седмицы Страстной есть Великая и святая Суббота. Ибо как в первом миротворении Бог, создав все твари и в шестой день окончательно сотворив человека, в седьмой день почил от всех дел своих и освятил его, наименовав субботою, т. е. покоем: так и в делании умного творения, совершив все (дело искупления), и в шестой день — Пяток, паки воссоздавши истлевшего грехом человека и обновив его живоносным крестом и смертью, в настоящий седьмой день Господь успокоился, уснув животоестественным и спасительным сном. Бог Слово плотью снисходит во гроб, снисходит же ив ад (1 Пет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3067...

«Приимите, ядите: сие есть Тело Мое...» И когда они ели, Господь взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего». И воспев духовную песнь, пошли они на гору Елеонскую. Священное Писание на Страстной седмице Заполните клеточки краткими заметками о темах, событиях и действиях в Страстную седмицу, в том числе укажите важнейшие сноски. Темы из Священного Писания и события Сноски Особые богослужебные песнопения Особые богослужебные действия Великий и святой понедельник Великий и святой вторник Великая и святая среда Великий и святой четверток Начало Тридневной Пасхи Великий и святой пяток Великая и святая суббота Пасха: Светлое Христово Воскресение Дела нашей веры 28 – Христианское поведение 1 . Напишите на маленьких карточках или листочках бумаги каждое из этих слов по отдельности: верный, испуганный, уверенный в себе, трусливый, любящий, смелый, кающийся, слишком гордый, сильный, слабый, храбрый, непонимающий, пылкий. 2 . Соберите своих ближних и положите карточки со словами посередине стола, так, чтобы каждый мог их видеть. Посмотрите на эти слова вместе и подумайте какие из них подходят доброму христианину, а какие определенно не подходят. Некоторые слова могут показаться «нейтральными», относительно других могут возникнуть разногласия, но так и должно быть. Обсудите между собой свои утверждения и постарайтесь поразмыслить какого рода поведение согласуется с этими словами. 3 . Прочтите вместе места из Священного Писания, посвященные апостолу Петру, Ин.1:40–42 ; Мф.16:21–23 ; Мк.14:32–37 ; Лк.22:31–34 ; Ин.18:3–11 ; Лк. 22:54–62 . Решите, можно ли какое-либо из слов, написанных на ваших карточках, применить к событиям, о которых вы прочли. Какие из слов, которые, по вашему мнению, не могут описывать христианина, тем не менее приложимы к поступкам апостола Петра?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Слово 117. О женах-мироносицах. В Великую Субботу (по Евангельскому чтению) Я с вами во все дни до скончания века. ( Мф.28:20 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Вот и наступила благословенная Великая Суббота… Сегодня сердца всех верных Господу устремлены навстречу скорому неизреченному торжеству воскресения Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Мир замер в ожидании. Ждем и мы, внимая жизнеутверждающему Слову Божиему… С особым трепетом прозвучало для нас за Божественной Литургией Евангельское чтение (см. Мф.28:1-20 ), рассказывающее о воскресении Возлюбленного Господа. По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб, – повествуется в Святом Евангелии от Матфея. О Марии Магдалине, верной последовательнице Христа, мы знаем довольно много. Другая Мария, вероятно, это Мария Иаковлева , мать Иакова и Иосии, жена Клеопы, которую называет спутницей Марии Магдалины евангелист Марк, упоминающий еще и о Саломии. Итак, на третий день по распятии пришли ко гробу жены-мироносицы. Они несли с собой благовония, чтобы помазать тело своего Учителя, воздать Ему последние погребальные почести. Верные, любящие Господа, безмерно преданные Ему, они, хрупкие и слабые женщины, оказались гораздо сильнее и смелее мужчин. Не убежали, не попрятались, а, не скрываясь от властей, делили со Спасителем самые тяжкие минуты: стояли у креста, присутствовали при положении во гроб. И вот теперь, за любовь и преданность их ждала благословенная награда – они должны были первыми узнать о воскресении Господнем и увидеть Его. Именно они, по Божией милости, возвестят апостолам и всему миру о Величайшем Чуде. В рассветной тишине взволнованные ученицы Христовы остановились перед гробом Божественного Учителя. Из уст явившегося им прекрасного Ангела, блистающего как молния, одетого в белоснежную одежду, мироносицы услышали необыкновенные слова: Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь; Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Мы тоже, как и мироносицы, переступаем порог. Правда, в отличие от жен-мироносиц, тотчас же покинувших пустую гробницу, для того чтобы встретить снаружи Христа и услышать от Него Радуйтесь! ( Мф.28:9 ), мы входим в храм, чтобы найти Господа именно здесь – в пасхальной литургии, в Евхаристии, в соединении с Ним через причащение Его Телу и Крови. И если жены-мироносицы в то утро Воскресения лишь припали к Его ногам, то мы дерзаем ныне совершить гораздо большее: принять Господа внутрь себя… Церковные двери распахнуты, и крестный ход стремительным потоком вливается в храм. Вся церковь ярко освещена. Звучат песнопения пасхальной заутрени. Там, за пределами храмовых стен – по-прежнему холодная ночная темнота. Но здесь, в церкви, для нее уже нет места. Ночь прошла, а день приблизился ( Рим.13:12 )… Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Великая Суббота: «во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог…» В Великую Субботу вспоминается погребение Господа, поставление римской воинской стражи у гроба Иисуса, а также сошествие Христа во ад, над которым Он ныне одержал победу и откуда вывел души уверовавших в Него умерших. Но главное, день Великой Субботы – это время явного предощущения близящегося Воскресения Иисуса. Итак, снятое с Креста тело Господа было погребено верными Ему учениками Иосифом и Никодимом в пещере, находившейся посреди сада – неподалеку от места Распятия. К двери гроба был привален огромный камень. Вот как об этом говорится в Евангелии: Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен ( Ин.19:40–41 ). …И, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился ( Мф.27:59–60 ). В это время первосвященники и фарисеи пришли к Пилату. Они помнили о предсказании Господа воскреснуть в третий день и, считая, что готовится обман – похищение апостолами тела Христа и попытка распространить ложное известие о восстании Иисуса из гроба, – попросили прокуратора Иудеи опечатать пещеру погребения и приставить к ней стражу. Он согласился. На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать ( Мф.27:62–66 ).

http://azbyka.ru/propovedi/pasxa-voskres...

В чём причина всех этих потрясений и переворотов? Причина их в том, что совершилось небывалое, противоестественное. Смерть принял Богочеловек, будучи ни по Божеству, ни по человечеству не причастным к смерти. По Божеству как Бог, по человечеству, как невинный и безгрешный. Христос мог избежать смерти, как не раз избегал её раньше ( Мф. 21:46 ). Но ведь Он пришёл на землю, чтобы отдать душу Свою для искупления многих ( Мф. 20:28 ), чтобы вознесену быть на крест, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин. 3:14, 16 ). Не предав себя смерти, Он не мог бы нас избавить от смерти, не мог бы уничтожить, омертвить наши грехи и самую смерть, как неизбежное следствие этих грехов. Сказав нам, что нет больше той любви, как кто душу свою положит за други своя ( Ин. 15:13 ), Он и на деле положил за нас Свою душу и тем проявил неизреченную Божественную любовь к нам. Эта-то Любовь оказалась сильнее её (смерти), столь доселе всесильной и как будто непобедимой. Исполнилось проречённое: Смерть! Где твое жало! Ад ! Где твоя победа? ( Ос. 13:14 ; 1Кор. 15:55 ). Ибо «во гробе плотски, во аде же с душою яко Бог», Христос телом был во гробе, но душой в это же время, яко Бог совершая дело, любви и победы в самом таинственном и страшном месте в аду, оживив там умерших и им проповедав ( 1Пет. 3:18–19 ). В недрах самой смерти, т. е. в мертвенном теле Христа пребывал Источник жизни, Который делал это тело «живоносным», не причастным тлению (разложению). О пребывании тела Христова во гробе так говорится в чине «Непорочных» и в Пасхальном каноне: «Мертвость Твою нетленную Христе, Мати Твоя зрящи» (из второй статьи). «Тело живоносное Иосиф погребает с Никодимом» 52 О «теле живоносном и погребённом» поётся в пасхальном каноне (икосе). В тех же церковно-богослужебных источниках смерть Христа называется сном, т. е. временным, скоропреходящим явлением. «Уснул еси Христе естественно животным сном» 53 . «Уснул мало, и оживил еси умершие» 54 . «Плотию уснув яко мертв, Царю и Господи», – вещает пасхальный канон 55 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

9 Гвоздь, вынутый из руки Христа. Судьба всех четырех гвоздей, использованных палачами при Его казни, доподлинно неизвестна. Частица одного из них хранится в московском Храме Христа Спасителя. 10 Плащаница — большой кусок льняной ткани, в который заворачивали тела умерших. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко (Ин 19:40–42). Плащаница Спасителя, согласно общепринятому у христиан мнению, хранится в итальянском городе Турине. 11 Блюдо с полотенцем, которым омывали Христа. По иудейскому Закону перед погребением следовало провести ритуальное омовение тела. Процесс подготовки к погребению отражен в одном из песнопений Великой Субботы: " Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив и благоуханьми, во гробе нове покрыв положи " . Перевод: Благородный Иосиф, с древа сняв пречистое Тело Твое, чистым полотном обвив и помазав благовониями, в гробнице новой положил. 12 Сосуд с маслом для погребения, который принес Никодим — еще один тайный ученик Христа. Он принес состав из смирны и алоя, литр около ста (Ин 19:39), которым обычно помазывали тело очень знатных усопших. Сцена сошествия Христа во ад изображена на одноименной картине Гюстава Доре, хранящейся в Малом дворце Парижа. 1 Христос в белой одежде несет крест. Он окружен светом, осветившим тьму ада, где до Его смерти и воскресения души всех умерших людей, в том числе и праведников, ожидали последнего Суда. 2 Один из ветхозаветных пророков. Эти люди пользовались большим уважением в древнеиудейском обществе и предсказали многие события, в том числе и приход в наш мир Спасителя. Так, пророк Осия говорил о Воскресении Христа: От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя» победа?  (Ос 13:14). 3 Прародители человечества Адам и Ева. Своей смертью и воскресением, согласно учению Церкви, Христос искупил их первородный грех, когда в Раю они, согласно библейской книге Бытие, ослушались Бога и вкусили от древа познания добра и зла, за что и были изгнаны, а сама природа человека повредилась и стала смертной. Спаситель же показал, что все люди могут вновь обрести рай и все они непременно воскреснут в день Его второго пришествия. 4

http://foma.ru/velikaya-subbota-na-karti...

1 Тело Спасителя, которое сняли с креста. Евангелист Иоанн повествует, что распятие совершалось накануне шабата, который начинается у иудеев в пятницу вечером, поэтому тела казненных надо было успеть похоронить до наступления священного дня. 2 Богородица. Согласно церковному преданию, после снятия Спасителя с креста Его Мать и те немногие ученики, которые присутствовали при казни, оплакали Его. Эта драматичная сцена, хотя и не отражена в Евангелиях, очень популярна в искусстве. 3 Иоанн Богослов — единственный из апостолов, кто видел казнь Учителя. 4 Иосиф Аримафейский — знатный член синедриона (высшего суда в Иудее) и тайный ученик Христа. Согласно Евангелиям, именно он снял тело Спасителя с креста, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен (Лк 23:53). 5 Благоразумный разбойник, распятый справа от Христа. Если бы не наступление субботы, тела казненных так и остались бы на крестах в назидание народу. Но на этот раз их сняли. Обычно останки преступников либо безо всяких ритуалов закапывали в землю, либо просто выкидывали на свалку. Вероятно, так поступили и с разбойниками. 6 Крест, на котором распяли Христа. По учению Церкви, Крест Спасителя из орудия казни стал орудием победы над смертью. 7 Табличка, на которой была написана «вина» Христа. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский. Пилат отвечал: что я написал, то написал (Ин 19:19–22). Надпись была сделана по-гречески, поскольку именно греческий язык считался тогда международным, как французский во времена Пушкина или английский в наше время. 8 Терновый венец, который сплели для Спасителя римские войны, насмехаясь над ним. По преданию, его b IV веке обнаружили в Иерусалиме и перевезли в Константинополь как величайшую святыню. Но b XIII веке захватившие город крестоносцы увезли его во Францию. Сейчас Терновый венец хранится в Соборе Парижской Богоматери.

http://foma.ru/velikaya-subbota-na-karti...

«Разве не читали» и пр.: чтобы защитить от нарекания и Себя и учеников, Спаситель указывает на один случай с Давидом, рассказанный в священной книге еврейской ( 1Цар.21 ), который, следовательно, они должны были знать и понимать, именно – как Давид, когда был алчен со своими спутниками во время бегства от преследований Саула, с благословения тогдашнего первосвященника, ел хлебы предложения и даже дал их есть своим спутникам. – «В Дом Божий», т.е. в Скинию, которая была тогда в городе Номве. – «Хлебы предложения» и пр.: по закону ( Лев.24:5–9 ) на особом столе во второй части Скинии (а впоследствии храма), называвшейся Святое, священники должны были возлагать 12 чистых пшеничных хлебов, которые назывались хлебами лица, т.е. Божие, положенными пред лицом Господа ( Исх.40:23 ), или хлебами предложения, в том смысле, что полагаемое пред лицом предполагается тому, пред кем положено. По субботам их сменяли новыми хлебами, снятые принадлежали священникам, которые одни должны были есть их на святом месте, так как это великая святыня для них из Господних жертв. Давид, мучимый голодом, по предложению самого первосвященника, ел эти хлебы, – и не только он, но и спутники его, следовательно, по-видимому, явно был нарушен закон. Однако же Давида никто не осудил и не осуждал за это. Следовательно, в случае необходимости, позволительно иногда нарушение закона и – это допущено всеми законодательствами. Такой случаи был теперь с учениками Господа, когда голод принудил их срывать колосья и есть. Следовательно, они не подлежат осуждению за нарушение субботы. Но «как это, скажите, можно приложить к нашему предмету? Давид не нарушал субботы? – Господь... указывает на предмет важнейший, нежели суббота. Ибо нарушить день и приобщиться оной священной трапезе, которой никому нельзя приобщаться, не одинаково важно. Таким образом Христос побеждает, приводя важнейшие примеры». И «не говори мне, что Давид был пророк (а потому нарушение им закона не может оправдывать нарушение субботы учениками Господа). Ибо и сие не давало ему права есть, потому что такое преимущество имели только священники... Ибо хотя Давид был и преславный пророк, но не священник. Если же он был и пророк, то не были таковыми бывшие с ним» (Злат.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Если общий тон самосознания ветхозаветного человека был образом раба, то человеку Нового Завета была предложена роль друга: Я уже не называю вас рабами: вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам… Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому сказал вам всё, что слышал от Отца Моего. Для этого потребовалось кардинальное переустройство всей конструкции мира, вплоть до глубин ада. Господь не только сделал шаг навстречу блудному сыну, но предложил выйти ему самому навстречу Богу. Без желания самого человека, без усилий сделать этот шаг ничего не произойдет. В древности Великий пост служил временем подготовки народа к крещению. И в Великую субботу люди в белых одеждах становились в центре храма. Они, как и мы сейчас, слышали повествование о сотворении и развитии мира. В этих повествованиях рассказана история отношений Бога и человека. Пятнадцать паремий проводят наш разум через тысячи лет и ставят его пред словами Крещального Апостола. Это тот Апостол, который читается при крещении человека: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения». То есть Господь предлагает нам сплести нашу жизнь с Его жизнью как нити одной ткани. Нам предлагаются божественные права, связанные с божественной ответственностью. Всё это вместе обеспечивает нам бессмертие и вечное блаженство, подобное покою и блаженству Самого Бога. Нам предлагается как Христу выйти в мир, как явился Он в Рождество. Нам предлагается Его Иго, которое благодаря любви становится легким. И, наконец, честная смерть – как портал между мирами. Смертью, подобной смерти Христа, мы очищаемся и входим в мир бессмертия.

http://pravmir.ru/velikaya-subbota-obnov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010