20 ст. Но вы не так познали Христа. Т. е. вы не для того познали Христа, чтобы вновь предаваться этому постыдному образу жизни. 21 ст. Потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, так как истина во Иисусе. – Чрез веру во Христа вы научены совершенно иному, именно – 22 ст. отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, 23 ст. а обновиться духом ума вашего. Т. е. направляйте силы ума вашего не к прежней языческой жизни, а к новой жизни, жизни по Христу, старайтесь быть новой тварью во Христе. 24 ст. И облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины. В правде и в преподобии истины. Облечься в нового человека, это значит стать другим человеком, противоположными тому, чем был доселе, стать созданным по Богу, т. е. приблизиться к тому образу человека, каким он вышел из рук Творца, т. е. быть нравственно совершенным, быть отображением образа Божия и Его подобия и быть таковым в праведности и святости не на словах только, а в действительности, в истинности. 25 ст. Посему, отвергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Хотите быть новыми людьми по духу, а не по плоти какими вы были в язычестве, первее всего перестаньте лгать друг другу. Ничто так не разрушает добрых, хороших отношений между людьми, как лживые речи людей злонамеренных и праздных; они ведут к нестроениям в обществе и поселяют вражду. Хотите, чтобы между вами царили мир, любовь и согласие, говорите истину каждый ближнему своему, тем более что мы христиане, как члены тела Церкви Христовой, где глава Христос, являемся самыми близкими членами между собой. Одно уже это обязывает нас говорить друг другу одну правду. 26 ст. Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем. Живя среди людей, при нашем несовершенстве, трудно бывает нам иногда удерживаться от гнева, а потому если бы тебе и случилось впасть в гнев, быть может и справедливый, то как истинный христианин, ты скорее старайся подавить этот гнев в сердце своем, не дай ему перейти в грех , т. е. в дело, да не зайдет солнце во гневе вашем, по возможности постарайся это сделать, т. е. подавить грех , в тот же самый день, когда ты разгневался, до наступления ночи. Чем ты дольше пребываешь в гневном состоянии, тем труднее изгнать потом его из сердца своего; вот почему не ложись спать во гневе твоем, ибо это послужит к укреплению греха в твоем сердце. Кто просыпается с гневом в сердце своем, тот этим самым показывает, что он еще далек от нравственного совершенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Пророк в скорби начинает ходатайствовать за согрешивший народ, но получает ответ: «ты не молися о людех сих (ст. 14). Зачем возлюбленная Моя (дочь Сиона) в доме Моем сотворила мерзости многие; разве одни внешние обряды могут избавить тебя от гнева и наказания! Я сделал тебя доброй маслиной, но ко времени обрезания сделались непотребными ветви твои и, как сухие, они должны быть брошены в огонь. И Господь сил глаголал на тя зло за злая твоя» (ст. 15–17). За такие грозные речи иудеи решили погубить пророка, но Господь открыл ему их коварные замыслы. «Господи, Ты мне сказал, и я узнал намерения их, а раньше я, как ягненок незлобивый, не понимал, что они составили против меня заговор, говоря: придите, вложим яд в хлеб его и истребим его с лица земли» (ст. 18–19). Пророк, из ревности о Боге, призывает мщение на врагов своих и получает ответ, что его соотечественники, запрещают ему проповедовать и грозящие смертью , сами погибнут со всем своим потомством (ст. (20–23). Глава 12-я Грозные речи Иеремии о погибели Иерусалима и отведении народа в плен, которые он говорил в храме, возбудили гнев Пасхора священника, поставленного от царя надзирателем в храме (ст. 1). Этот нечестивый священник ударил Иеремию и заключил его в темницу, бывшую здесь у ворот Вешаминовых, т. е. ведущих на север в колено Вешаминово (ст. 2). Когда на другой день Пасхор выпустил Иеремию из темницы, он объявил ему грозное определение Божие: не Пасхор нарек Господь имя тебе, что значит «мир везде», но Магор – Миссавив, что значит: «ужас кругом» (ст. 3). Ибо так говорит Господь: вот Я отдал в руки царя Вавилонского и тебя, и всех друзей твоих, и всего Иуду, и они падут от меча врагов своих в Вавилоне, и ты сам со всем родом своим пойдешь в плен и там умрешь за то, что пророчествовал ложь (4–6). Затем пророк, измученный и физически и нравственно, обращается с жалобной молитвой к Богу: «Ты увлек меня, Господи, на пророческое служение, и я увлечен; Ты сильнее меня и превозмог, хотя я отказывался от пророческого служения, как трудного, по моей немощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

а) Нечестивые и коварные замыслы Никанора напасть на Иуду в день субботний (ст. 1–6). б) Воодушевляющая речь Иуды Маккавея и замечательный сон его о первосвященнике Онии, молящемся за народ, и о пророке Иеремии, вручающем золотой меч на поражение врагов (ст. 7–16). в) Решимость иудеев напасть на врагов, и молитва Иуды Маккавея (ст. 17–25). г) Поражение Никанора, отсечение головы его и руки с плачем, и принесение их в Иерусалим (ст. 26–30). д) Всеобщая благодарственная молитва и ежегодный праздник в память победы над Никанором (ст. 31–39). Ст. 12. …Видение же его (Иуды Маккавея) было такое: он видел Онию, бывшего первосвященника,... что он, простирая руки, молился за весь народ иудейский... Это видение Иуды Маккавея, о котором рассказывает писатель 2-й книги Маккавейской, выражает веру церкви Иудейской в ходатайство святых, пред Богом, за людей, живущих на земле. Приметить это нужно, в особенности, для обличения лютеран, которые не хотят признать церковной древности в православно-христианском обычае прибегать к ходатайству святых и к молитвам их пред Богом. Ст. 38. …Если я изложил свою историю хорошо и удовлетворительно, то я сего и желал; если же слабо и посредственно, то я сделал то, что было по силам моим... В этом признании можно видеть один из признаков неканоничности 2-й книги Маккавейской; ибо писатель, водимый Духом Божиим, едва ли бы так стал говорить о слабости и посредственности своего произведения. К сим мыслям приводят и заключительные слова писателя 2-й книги Маккавейской, где он сравнивает свое произведение с вином, разведенным водою 1196 , а также и предыдущее его заявление, что труд его не имеет самостоятельности, а есть лишь сокращение чужого труда 1197 . Последовательный порядок событий, совместно изложенных в первой и второй книгах Маккавейских Для приведения к единству и согласию первых двух книг Маккавейских, взаимно пополняющих себя, весьма важно дать надлежащее место каждому изложенному в них событию, так, чтобы составилось цельное и последовательное повествование, удобное для изучения и усвоения. Это повествование может быть изложено в следующем виде 1198 :

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Можно полагать, что по разрушении Соломоном своих капищ, они потом были неоднократно восстановляемы нечестивыми царями Иудейскими – под именем Соломоновых. Глава 19. Ревность пророка Илии против распространившегося в Израильском царстве идолопоклонства а) Клятва гневной Иезавели об отмщении Илии за истребление жрецов Вааловых (ст. 1–2). б) Удаление Илии в Вирсавию, и затем – в пустыню на день пути (ст. 3–4). в) Подкрепление от ангела принесенной пищей, и путешествие до горы Хорива (ст. 5–8). г) Явление Бога в веянии тихого ветра на горе Хориве, и божественные повеления пророку Илии (ст. 9–18). д) Помазание Елисея в преемники Илии (ст. 19–21). Ст. 1. И пересказал Ахав Иезавели все, что сделал Илия, и то, что он убил всех пророков (Вааловых) мечом… Судя по тому, что Ахав показал некоторое раскаяние под впечатлением Кармильских событий, даже плакал 511 , и, умиленный, возвращался домой в сопровождении Илии 512 , можно полагать, что он своим рассказом хотел подействовать на жену в пользу Израильской религии. Но Иезавель оказалась закоренелой и фанатичной язычницей, Ахав же – слабодушным и бесхарактерным угодником ее. Эти черты слабодушия и бесхарактерности проходят через всю историю Ахава. Ст. 2. …И послала Иезавель посланца к Илии сказать: [если ты Илия, а я Иезавель, то] пусть то и то сделают мне боги, и еще больше сделают, если я завтра к этому времени не сделаю с твоею душею того, что сделано с душею каждого из них… Т. е., если ты, Илия, в своих поступках так смело опираешься на свое достоинство пророка Иеговы и так превозносишься своим именем; то и я хочу дать тебе почувствовать, что значит Иезавель, чтительница Ваала. Пусть же чем угодно накажут меня боги, если я так же не убыо тебя завтра, как ты убил моих жрецов. Достойно примечания, что Иезавель не только не скрывает своего мстительного замысла, но спешит предупредить о нем пророка Илию. К этому увлек ее сильный и безразсудный гнев, овладевший всей ее душой, а, может быть, и тщеславное желание показать презрение к силе пророка, и самого его заставить трепетать в ожидании казни. Между тем, Провидение Божие все эти замыслы и желания нечестивой царицы обращает в средство ко спасению для пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Это видение было одному только Даниилу, бывшие же с ним не видели его, потому что разбежались от страха. Даниил, оставшись один, при виде этого таинственного мужа пришел в великое смущение, а когда услышал голос его, то не мог даже держаться на ногах и в страхе упал лицом на землю. Тогда явившийся прикоснулся к нему своею рукою и несколько приподнял (востави мя на колена) с земли (7–10 ст. ср. Иез. 2:1–2 ), и при этом сказал ему: «Даниил, муж желаний (ср. 9:23), размысли о словах, которые я скажу тебе, стань на ноги твои (на стоянии твоем), ибо я послан к тебе». Как только он изрек эти слова, Даниил тотчас же встал (11 ст.). После этого явившийся объясняет Даниилу, что с самого первого дня, как он расположил (подал еси) сердце свое к тому, чтобы достигнуть разумения (еже разумети) и для этого нес труды перед Господом Богом (2–3 ст.), молитва его услышана и он пришел бы по словам его (приидох в словесех твоих); но князь царства персидского стоял против него двадцать один день. Но вот пришел к нему на помощь Михаил, один из первых князей, и он, оставив там (состязаться) с князем персидским Михаила, сам пришел сюда возвестить Даниилу, что ожидает народ его в последние дни (12–14 ст.). Когда он говорил это, Даниил преклонил лицо свое до земли и онемел (и умилихся). В это время некто подобный сыну человеческому прикоснулся к его устам и Даниил, открыв уста свои, сказал стоявшему перед ним: «Господи при виде Тебя (в видении твоем) внутренности повернулись во мне (обратися утроба моя во мне) и не стало во мне силы. Как может раб твой, Господи, говорить с тобою? ибо я ослабел и нет во мне силы» (15–17 ст.). При этом снова (приложи) прикоснулся к нему некто, имеющий вид человека (ср. 16 ст.), укрепил его и сказал: «не бойся, муж желаний! мир тебе; мужайся и крепись». При этих словах пророк действительно почувствовал в себе силу (после предшествовавшего изнеможения) и сказал: «пусть говорит Господь мой, ибо Он укрепил меня» (18–19 ст.). Тогда явившийся сказал ему: «знаешь ли зачем (почто) я пришел к тебе? Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем персидским.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

а) Помещение Иудифи в сокровищнице Олоферновой, и данное ей право пользоваться пищей от стола Олофернова, а по ночам выходить в долину Ветилуи для молитвы и омовений (ст. 1–9). б) Пир Олоферна и приглашение на него Иудифи (ст. 10–14). в) Прибытие Иудифи в роскошном наряде, страстное влечение к ней Олоферна, необузданное веселье его, и крайнее опьянение (ст. 16–20). Ст. 1. И приказал Олоферн ввести Иудифь туда, где хранились серебряные сосуды его... Жилище Иудифи отведено было в сокровищнице Олоферновой с тем, очевидно, расчетом, чтобы поразить и увлечь прекрасную еврейку видом сокровищ и богатств Олоферновых. Ст. 5–6. ... пред утреннею стражею Иудифь встала и послала сказать Олоферну: да даст господин мой повеление, чтобы рабе твоей дозволили выходить на молитву... Эта просьба Иудифи могла бы, конечно, внушить Олоферну разные подозрения; но его ослепляли, с одной стороны, страсть, которую он почувствовал к ней, с другой же стороны – необыкновенное превозношение своим несокрушимым могуществом и уверенность в невозможности произойти чему-нибудь опасному от женщины и, наконец, крепкое убеждение, что Иудифь, как некоторая пророчица и посланница неба, за которую она себя выдавала, должна была по временам искать уединения для получения откровений от Бога, насчет того, когда евреи сделают свое преступление 1074 , и когда настанет, таким образом, благоприятное время, для нападения на Ветилую. Ст. 7. ... И пробыла Иудифь в лагере три дня, а по ночам выходила в долину Ветилуи, омывалась при источнике воды у лагеря... Это были религиозные омовения Иудифи перед молитвой. Таковые омовения были в обычае у евреев со времен весьма древних, и не только у евреев, но и у всех почти восточных народов. Ст. 9. … По возвращении она пребывала в шатре чистою, а к вечеру приносили ей пищу... Это примечание, очевидно, имеет ввиду дать понять, что добродетель и нравственная чистота Иудифи в стане ассирийском оставались совершенно неприкосновенными, – о чем, впрочем, Иудифь и сама торжественно заявила по возвращении в Ветилую 1075 , а также, что жизнь ее была такая же воздержная и подвижническая, какую она проводила дома во вдовьем своем уединении 1076 . Пищу она принимала один раз в день, уготовляла себя постом и молитвою на совершение задуманного ею геройского дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

7 ст. Ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, 8 ст. ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работой ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, – 9 ст. не потому, чтобы мы не имели власти, но, чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам. Удаляйтесь от этих бездельных, живущих по-язычески, людей. Вы сами знаете, что не им а нам вы должны подражать; а мы, когда жили среди вас, не проводили время в праздности, не предавались утехам праздной жизни, не старались жить на чужой счет, а, наоборот, проводили время скромно, в труде, и работали не покладывая рук, чтобы не быть кому либо из вас в тягость. И это не потому, чтобы мы не имели по апостольскому своему положению возможности или власти жить на ваш счет, а потому, чтобы дать вам образец, которому следовали бы и вы. 10 ст. Ибо когда мы были у вас, то завещали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Когда я был среди вас, я дал вам в этом смысле прямую заповедь: кто живет в праздности, тот не имеет нравственного права есть чужой хлеб, хотя бы он шел и от рук благотворителя. 11 ст. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Не смотря на мой прямую заповедь о том, чтобы каждый трудился по мере своих сил и способностей, слышно, что некоторые среди вас все же живут не по заведенному у вас нами порядку, а только в суете бродят праздно. 12 ст. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб. Всех этих, уклоняющихся от данной вам заповеди, прошу и умоляю именем Господа нашего Иисуса Христа оставить праздную жизнь, жить скромно, сидеть у своего семейного очага и в тишине и уединении зарабатывать себе трудом свой хлеб. 13 ст. Вы же, братья, не унывайте, делая добро. Вы же, трудящиеся, продолжайте быть тем, что вы есть, не завидуйте этим людям, живущим в праздности, продолжаете заниматься вашим трудом, продолжайте быть милосердными и добрыми, не смущайтесь тем, что иногда люди праздные злоупотребляют вашей добротой и милостыней.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

5–6). Почетное посольство из старейшин Моавитских и Мадиамских с подарками (слав. «и волхования в руках их») отправилось к Валааму. На предложение их Валаам сказал, чтобы они переночевали у него, а он ночью будет ожидать соизвония на то Господа. Господь действительно приходил ночью к Валааму и запретил ему идти с послами проклинать Израильтян, потому что они благословенны Богом (ст. 7–13). Посольство возвратилось ни с чем (ст. 14). Послано было второе посольство «множайшее и честнейшее», и Валаам из корыстолюбия, вопреки явному запрещению Божию, решился идти с посланными (ст. 15–21 ср. 2Пет.2:15 ). На пути «Ангел Божий» 104 с мечем в руке три раза преграждать дорогу, и три раза ослица, на которой ехал Валаам, сворачивала с дороги, но ослепленный господин ее не видел грозного Ангела и бил чудесно-зрящую ослицу (ст. 22–27). Наконец ослица заговорила; отверзлись тогда и очи Валаама и он увидал пред собою угрожающего Ангела, который, обличивши его корыстолюбивое ослепление, сказал: «пойди с людьми сими, только говори то, что Я буду говорить тебе» (ст. 28–35). Царь Валак с почестью встретил Валаама еще на границах своей земли и упрекал его за то, что тот гак долго не шел по его приглашениям; но Валаам ответил: «вот, я и пришел к тебе, но могу ли я что от себя сказать? Что вложит Бог в уста мои, то и буду говорить» (ст. 36–38). После обильного угощения прибывших в столице Кириаф-Хуцов (слав. «грады сельные»), на другой день утром Валак повел Валаама на высоты Вааловы, откуда видна была часть Езраильского стана (ст. 39–41). б) Здесь по распоряжению Валаама воздвигнуто было семь жертвенников и на каждом из них Валак принес по тельцу во всесожжение (23:1–2). Затем, когда закурились жертвы, Валаам приказал Валаку стать у всесожжения своего, а сам пошел в гору для волхования 105 , сказавши впрочем, что быть можеть ему встретится Господь (от. 3 сн.24:1). Господь действительно встретился Валааму и вложил слово Свое в уста его, и вот он, возвратившись, произнес пред Валаком и князьями Моавитскими, вопреки собственному желанию, по действию Святого Духа, свое первое благословляющее проречение (слав.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Здесь разумеются новорожденные чада Церкви Христовой, которые через проповедь апостольскую обратились к вере во Христа. Во время своего земного служения чада эти постоянно стремились душами своими к Богу и по совершении оного были восхищаемы к Нему и Его престолу. Ст. 6. А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней. Св. Андрей Кесарийский пишет: «Когда действующий в антихристе диавол вооружится через него против Церкви, тогда избранные и верховнейшие в ней, презревши гражданские волнения и мирские удовольствия, убегут из городов в пустыню, бесплодную для всякой злобы, плодоносную же для всякой добродетели, и там избегнут брани воюющих демонов и лукавых людей. Время, обозначаемое 1260 днями есть то, в которое будет владычествовать отступление». Ст. 7. И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, Ст. 8. но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. Ст. 9. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. Спаситель от смерти и явился в мир, чтобы вступить в брань с врагом жизни и разрушить его дела. Всей Своею жизнью, проповедью покаяния и самоотвержением до смерти Христос разрушал козни диавола. Когда на земле происходила брань Спасителя с духом злобы, тогда и в духовном мире должна была происходить брань между светлыми Ангелами и духами тьмы и поражение последних первыми. Мысль эту подтверждают слова Самого Христа: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию ( Лк.10:18 ). Ст. 10. И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. Ст. 11. Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти. Ст. 12. Итак, веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени.

http://azbyka.ru/apokalipsis/apokalipsis...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010