Глава V Наставление пастырям и пасомым (1–9). Апостольское приветствие (10–11). Приветствия и извещения (12–14). 1Пет.5:1 .  Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: Обращаясь в заключительной главе послания с наставлениями ко всем читателям, пастырям и пасомым, Апостол Петр прежде всего устанавливает свой авторитет наставника в Церкви. Обращаясь с своими наставлениями к пастырям-пресвитерам – πρεσβτερος именно в смысле должности в Церкви (ср. Деян 11:30, 20:17 ), а не в смысле преклонного возраста (слав. «старцы»), Апостол смиренно называет себя их сопастырем ( συμπρεσβτερος). «Потом, желая показать, что он преимуществует пред ними, и что называет себя пресвитером по смиренномудрию, выставляет свое достоинство, именно то, что он свидетель Христовых страданий. Он говорит как бы так: если я, изъяснивший вам такие видения, не нахожу низким называть себя сопресвитером, то и вам несправедливо возноситься над подчиненными своими» (блаж. Феофил.). Апостол называет себя свидетелем страданий Христовых не только в том смысле, что он проповедовал о страданиях и смерти Христовых, очевидцем которых он был, но и в том, что в самой жизни и деятельности своей он сделался исповедником Христовым, перенося различные страдания за имя Христово; быть может, Апостол предвидел, по внушению Божию и согласно предречению Самого Господа о мученической кончине Ап. Петра ( Ин 21:18–19 ), свои страдания и смерть за Христа и в этом предведении называл себя исповедником Христовым. Наконец, в том же ст. 1 Апостол именует себя общником, соучастником ( χοινωνς) будущей славы в Царстве Христовом, в несомненности которой для всех истинных исповедников веры Христовой Апостол твердо уверен ( 1Пет.5:4 ), как и Ап. Павел ( Кол 3:4 ; 1Тим 4:8 ). 1Пет.5:2 .  пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, 1Пет.5:3 .  и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава XXVI Эта глава, – как бы победный гимн избавленных Господом,-славит Господа за его милости к тем, которые были в порабощении и в скорби. Этот псалом выражает чувства тех, которые никогда не усумнились в грядущей помощи Господней и которые понимали, что только Господь мог их спасти от рабства и угнетения. Мучился народ, как беременная женщина при наступлении родов, но вот наступила минута спасения, и пророк видит, что: „оживут мертвецы... ибо роса Господня оживит их и земля извергнет мертвецов“ 958 . Город крепкий I-ro стиха есть Иерусалим, который как указано в Ис. 60:1–3 , осветит сиянием своим все народы. Как и в других пророчествах, Исаия говорит и о ближайших событиях, но видит в далеком таинственном будущем духовный Иерусалим, новую землю, на которой живет правда. В словах его есть и утешение и указание живущим в его время (стихи 3–4, 11–12, 16, 20) и в них можно читать и смирение Езекии, несущего перед Господа письмо Сеннахерима и которого Господь спасает в граде его, окруженном врагами;– но в главе XXVI больше этого; в ней содержится навеки утешение церкви Божией на земле во многих скорбях, которые посещали и посещают ее. Слова этой главы вполне применяются к скорбям имеющей быть основанною Христианской церкви, и применяются к последним временам земли, на что указывает стих 19 словами: „оживут мертвецы Твои!“. Эта глава есть хвалебный псалом, рисующий всю духовную жизнь собрания верующих от времен Езекии до наших времен. 1 . В тот день будет воспета песнь сия в земле Иудиной: город крепкий у нас; спасение дал Он вместо стены и вала. 2 . Отворите ворота; да войдет народ праведный, хранящий истину. „Бог нам прибежище и сила“, восклицает псалмопевец ( Пс. 45 ) и в том же смысле говорит о крепости святого града Исаия. Не стены, сооруженные человеческою рукою, могут составить силу града, а силу горнего Иерусалима составляет даруемое жителям его спасение. Очевидно, что выражение это, – могущее иметь при жизни Исаии лишь узкий смысл сохранения города чудом Господним от армии Сеннахерима,– приобретает свое настоящее значение лишь для Христианина. Мысль эта, высказанная в 1 стихе, связуется в этом значении с восклицанием ст. 8–9 предыдущей главы: „возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Дональд Карсон (баптист) Послание к Филимону Введение Послание к Филимону, самое короткое из посланий Павла, больше напоминает частные письма своего времени, чем послания Павла, адресованные церковным общинам или группам общин. Однако это не означает, что оно представляет собой всего лишь образец личной переписки. Как и остальные послания, оно было средством раннехристианской миссионерской деятельности и замещало Павла в его отсутствие. Что послужило поводом к написанию послания Послание адресовано Филимону, которого Павел называет «возлюбленным и сотрудником нашим» (1). Кроме того, в приветствии упомянуты Апфия, которая, вероятно, была супругой Филимона, Архипп, «сподвижник» Павла (может быть, сын Филимона и Апфии), и церковная община (ekklesia), собиравшаяся в доме Филимона (2). О том, что послужило поводом к написанию послания Филимону, можно догадаться по его содержанию, хотя не все подробности ясны. Раб по имени Онисим провинился перед своим владельцем Филимоном, христианином из Колосс (1–2; ср.: Кол. 4:9,17 ). В чем заключался проступок Онисима, неизвестно, но на основании ст. 18 полагают, что он украл деньги у своего хозяина и сбежал. Возможно, впрочем, что слова «если же он чем обидел тебя, или должен» означают лишь то, что Онисим был послан исполнить какое–то поручение, но отсутствовал слишком долго. В Римской империи времен Павла рабы нередко пускались в бега. Они присоединялись к шайкам грабителей, скрывались в больших городах, пытались бежать за границу или искали убежища в храмах. Вероятно, Онисим, будучи товарищем Павла по несчастью, сошелся с ним в тюрьме. Павел проявил к нему участие, и это привело к обращению Онисима (10). Апостол полюбил его общество (ср.: 12) и счел его служение полезным (11,13). Он хотел оставить Онисима при себе, чтобы тот мог занять место Филимона в деле распространения Евангелия. Однако не сделал этого не только потому, что это было незаконно с точки зрения римского права, но и потому, что могло привести к конфликту между Павлом и его братом по вере Филимоном.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Жизнь и деятельность игумена Вениамина (Лукьянова). 1843–1896 391. Свидетельство о рукоположении монаха Вениамина 699 в сан иеромонаха Святая гора Афон, 11 января 1843 г. монастырь Кутлумуш Копия На основании апостольских и соборных правил русский монах Вениамин из скита Святого Пророка Илии, что на Афонской горе, православного вероисповедания, честной и неукоснительной жизни, рукоположен нами в иеромонаха в Кутлумушском монастыре, в доказательство чего и дано ему сие свидетельство. Бывший Самосский Парфений. РГИА, ф. 797, оп. 24, отд. 2, ст. 2, д. 34, л. 9. 392. Письмо архимандрита Порфирия (Успенского) к иеромонаху Вениамину Афон 18 мая 1846 г. Копия Жизнь коротка и длинна: коротка, если мы сокращаем ее каким-либо тяжким грехом или многими грехами; длинна, если вера, надежда, любовь, девственность, чистота тела и души, труд посильный и многие другие добродетели привлекают к нам благодать Божию, сообщают долголетие Иоанна Богослова. Нельзя вдруг с берега моря на вершину Афона: так нельзя вдруг взойти на высоту благоделания иноческого и святости жизни духовной. Заметь господствующие в тебе греховные наклонности, или страсти, или слабости – и сражай, и умерщвляй их одна за другою, а не всех вдруг. Когда умрет один змий, тогда поражай во главу другого. Молись недолго, но горячо. Если начнешь спасение свое молитвами краткими, то кончишь непрерывным горением и возношением к Богу. Люби уединение и свой скит. Будь послушен и братолюбив. Предпочитай молчание многоглаголанию. Назидай других своим примером. Впрочем, да наставит тя Дух Святый. Аминь. P.S. Прошу тебя, брате: отслужи три панихиды за упокой сестры моей Любови и отца моего Александра, когда тебе угодно. Ты огорчишь меня, если не примешь три червонца, кои я посылаю тебе при сем. Прим. о. Вениамина. В этом году, в бытность архимандрита Порфирия в ските святого пророка Илии, я, будучи иеромонахом, имел намерение отправиться в Иерусалим и осмелился просить его наставления о жизни духовной. Вот вам выше его назидание. Письма [разных лиц] к игумену Вениамину, [члену Русской Духовной Миссии в Иерусалиме]. 18461884//Библиотека ИППО. Шифр: И.П.П.О. Б. IV 888. С. 1–2. Далее: Письма [разных лиц] к игумену Вениамину. 393. Письмо гофмейстера великой княгини Елены Павловны 700 Д.П. Хрущова к обер-прокурору Св. Синода графу Н.А. Протасову

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Номинант первой Нобелевской Премии Мира Виктор Немеровский о Царе Николае II как миротворце, опередившем своё время 19.11.2022 617 Время на чтение 9 минут Источник: Православие.ру 20 октября (2 ноября по н.ст.) 1894 года в Ливадии скончался Государь Император Александр III Миротворец. На следующий день – 21 октября (3 ноября) – на Всероссийский престол взошел Император Николай II, а Царица Александра Федоровна присоединилась к Православию. 14 (27) ноября того же года состоялось их бракосочетание и Венчание. Каждую неделю жители Пскова, горячо почитающие семью последнего российского Императора, причисленную в 2000-м году к лику святых, молятся ей в Царской часовне. В акафисте Царю Николаю II есть слова: «Радуйся, в житии твоем миротворче». Хотя о Николае II как миротворце, е сожалению, знают далеко не все. Этой более чем актуальной теме посвящена книга «Миротворческая деятельность Императора Николая II (1894–1917 гг.)», написанная Виктором Немеровским, кандидатом педагогических наук, доцентом Псковского государственного университета, автором 16 учебных пособий, 8 монографий по педагогике, истории и спорту, 5 оздоровительно-образовательных технологий, награжденным знаком отличия «Ветеран» Министерства науки и высшего образования РФ. Портрет императора Николая II. 1896. Художник: Илья Репин – Виктор Михайлович, в своей проповеди на день 4/17 июля святитель Иоанн Шанхайский, Западно-Европейский и Сан-Францисский Чудотворец, сказал о том, что Государь Николай II воплотил в себе лучшие черты Царей Дома Романовых, что преступление против него тем страшнее и греховнее, что вместе с ним была убита вся его семья, ни в чем не повинные дети, что такие преступления не остаются безнаказанными. Они вопиют к Небу и низводят Божий гнев на землю. – Святитель Иоанн (Максимович) назвал причину того, что сейчас происходит с нами. Жаль, что не все осознают тот факт, что именно за убийство беззащитного Царя-мученика и его семьи страдает ныне весь русский народ, допустивший страшное злодеяние и безмолвствовавший, когда Царя подвергли унижению и лишению свободы. Владыка Иоанн говорил, что пред униженным, оклеветанным и умученным Царем должна склониться Русь, что Божья Правда требует от нас глубокого осознания греховности содеянного и покаяния перед памятью Царя, что величайшее преступление, совершенное в отношении Царя-мученика Николая II и его многострадального семейства, должно быть заглажено горячим почитанием его и прославлением его подвига.

http://ruskline.ru/opp/2022/11/19/nomina...

Закрыть itemscope itemtype="" > Очерки по теории иконописания. Часть 12 (нерукотворность) 02.04.2008 341 Время на чтение 5 минут Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Часть 11 Теперь, говоря о творческом начале в иконописании, нужно объяснить, что подразумевается под нерукотворностью икон. Значение выражения " нерукотворный образ " следует понимать в свете Евангелия от Марка гл.14 ст.58: " Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный " - образ этот прежде всего сам Христос, воплощенное Слово, явленное " в храме тела Его " (Ин.2:21). Со времени Его явления Моисеев запрет образа теряет смысл, и иконы Христовы, с точки зрения православия, становятся неопровержимым свидетельством воплощения Бога. Здесь не образ Бога, сделанный по образу человеческому, а подлинный лик ставшего человеком Сына Божия, который предание Церкви возводит к непосредственному соприкосновению с живым Его ликом. Значит, икона всегда, в принципе, воспроизводит первую, нерукотворную. Ее освящение - это подтверждение того, что нет пропасти между истинностью изображения и самой Истиной. Нерукотворность содержится в самом творчестве иконописания. Творчество, как мы видели, основано на жесте доверия человека Богу, в ответ на Его верность своему творению. Художник, творя, ежесекундно принимает то или иное решение. И когда уже не сам художник, пусть себя смиряя, принимает эти решения, но с молитвой препоручает себя высшей силе - " не я, но Ты " , - тогда открывается за изображением источник благодати, тогда - икона, а не картина. Икона - благодарность художника Богу в ответ на благодать. Все краски замешаны на благодарности. Нерукотворность иконы - не от греховной немощи, а от другой немощи, немощи отдающейся, которая дает силе действовать в себе: " довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи " (1 Кор.12,8). Эти слова, обращенные к апостолу Павлу, поясняет митрополит Сурожский Антоний: " Вы, наверное, помните, как, когда вы были маленькие, ваша мать или отец или кто-нибудь другой вдруг, решил вас учить писать.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Иисус Христос, освятив брак, как таинство изображающее союз Его с Церковию, благоволил Своим Божественным примером и словом указать новый, совершеннейший образ жития в жизни безбрачной ради Царствия Божия: но не обязуя к нему всех, предоставил его в удел только тем, которые получили от Творца природы и Духа благодати всеосвящающей дар воздержания и чистоты. Не вси вмещают словесе сего, сказал Он ученикам Своим о жизни безбрачной, но имже дано есть ( Мф.19:11 ). Но хотя высота жизни равноангельской не для всех доступна: тем не менее сподобившиеся сего дара обязываются быть верными Божественному призванию и свято блюсти высокий дар чистоты, как и всякий дар Божий. Могий вместити да вместит, прибавил Господь к предыдущим словам Своим (ст. 12.). При изобилии даров духовных в нервенствующие времена Христианства и общей ревности к высоким подвигам, можно видеть, как плодотворно было сие указание нового пути к совершенству. Многие, родившись в Христианстве, или крестившись в юных летах, избирали себе навсегда жизнь девственную, и соединяя подвиг воздержания с другими подвигами самоумерщвления, проводили все время в посте и молитвах, иждивали свое достояние на дела богоугодные, и таким образом нераздельно посвящали Господу и самих себя и все свое. Первый пример девственной жизни, после Преблагословенной Приснодевы Богородицы, еще под Законом предначавшей свой подвиг по духу Евангелия, представляют те из Апостолов, которые, до призвания Иисусом Христом, не вступали в жизнь брачную: Иаков, брат Господень, Иоанн и брат его Иаков, и Павел. О Св. Иакове свидетельствует Егезипп, Палестинский Писатель (2 стол.), что он, посвященный Богу от чрева матери, не вкушал вина, не питался мясами животных, не намащал тела своего елеем; колена его, от частых коленопреклонений пред Богом в молитвах за себя и за других, покрыты были наростами 1 . Блаж. Иероним прибавляет к сему, что Иаков соблюдал и девство 2 . Тот же учитель Церкви свидетельствует, что девственником был и Иоанн, удостоенный особенной любви от Господа и усыновленный Им Преблагословенной Деве со креста 3 . Св. Епифаний, Епископ Кипрский, называет девственником Св. Иакова, брата Иоаннова, также одного из ближайших учеников Господних 4 . Апостол Павел сам говорит безбрачным и вдовицам: добро им есть, аще пребудут, якоже и аз ( 1Кор.7:8 ); сам свидетельствует о себе: умерщвляю тело мое и порабощаю, да не како иным проповедуя, сам неключим буду ( 1Кор.9:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Кветунь. Чолнский Спасский монастырь. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно 1500 - 1600. Адрес: Брянская область, Трубчевский район, с. Кветунь, Дом инвалидов Координаты: 52.54016, 33.62475 Проезд:От г. Трубчевска по шоссе на ст. Витемля 11 км до указателя " интернат " (проехав с. Кветунь), далее повернуть налево и проехать 1 км до ворот монастыря. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Спасо-Чолнский монастырь, 3 класса, в 12 верстах от города Трубчевска. Основан или возобновлен князем Трубчевским Алексеем Никитичем в XVI веке; по устному же преданию, существовал уже в конце XII века. Здесь находится чудотворная Чолнская икона Божией Матери. По преданию, эта святая икона явилась пастухам в челне, плывшем по реке Десне против течения, в том месте, где ныне находится монастырь; по молитвам пред нею получил исцеление от недуга князь Трубчевский, после чего святая икона, будучи поставлена в устроенной там князем часовне, прославилась многими чудотворениями. При монастыре школа и странноприимница.  Из книги С.В. Булгакова " Монастыри в 1913 году " МОНАСТЫРЬ ЧОЛНСКИЙ СПАС­СКИЙ Расположен на краю села на правом высоком и крутом берегу Десны, возле древнего городища Кветунь, на территории селища 9-12 вв. (по мнению В.А. Падина - посада древнего Трубецка, перенесенного в 12 в. на новое место). Монастырь основан, видимо, в 16 в., однако первые документальные сведения имеются только с нач. 17 в. (уцелел в Смутное время). До конца столетия немногочисленные строения мужской обители, в 1680 г. приписанной к Киево-Печерской лавре, были деревянными. На рубеже 17-18 вв. на средства московского гостя М. Сверчкова сооружен каменный соборный храм Рождества Христова. В 1731 г. возведены церковь Антония и Феодосия Печерских и нижний этаж трапезной, а в 1741 г. - церковь Введения и вся трапезная. Большинство других каменных зданий монастыря (колокольня, трапезная при соборе, братская поварня и ограда с башнями) построены на рубеже 18-19 вв., при игумене Кесарии Плюгине (1798-1817). В последующее время были возведены лишь отдельные хозяйственные и жилые постройки.

http://sobory.ru/article/?object=07137

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прот. Александр Мень. Фотография. 80-е гг. XX в. Александр Владимирович (Вольфович) (22.01.1935, Москва - 9.09.1990, близ ст. Семхоз (ныне в черте г. Сергиев Посад Московской обл.)), прот., религиозный писатель. Из семьи служащих. Отец Владимир Григорьевич (Вольф Гершлейбович) Мень занимал должности главного инженера на крупных текстильных производствах, мать Елена Семеновна работала чертежником. Глубоко верующие мать и ее двоюродная сестра В. Я. Василевская, примыкавшие к одному из оппозиционных течений в РПЦ (см. Катакомбное движение ), оказали большое влияние на духовное становление М. Младенцем он был тайно крещен 3 сент. 1935 г. в Загорске (ныне Сергиев Посад) схиархим. Серафимом (Битюковым; 1880-1942), духовным руководителем нелегальной общины закрытого московского храма во имя святых Кира и Иоанна на ул. Солянке. С 1943 г. М. учился в московской муж. школе 554 (ныне 1060) в Стремянном пер., сочинял стихи, увлекался биологией и живописью, много читал по древней истории, философии и религии. С 1945 г., после избрания патриарха Московского и всея Руси Алексия I и воссоединения с Патриаршей Церковью большинства общин «непоминающих» , М. вместе с матерью стал ходить в храмы РПЦ. С 11 лет посещал домашний кружок, основанный духовными детьми прот. сщмч. Сергия Мечёва . Члены кружка устраивали лекции по культуре и религии, совместные чтения и обсуждения Свящ. Писания. Занятия обычно проходили на квартире Б. А. Васильева (1899-1976), тайного иерея и ученого-антрополога, который поощрял юношеские стремления М. согласовывать научные знания с верой (впосл. стал его духовником). По настоянию матери М. с 12 лет ежедневно читал Библию, старался каждый день по пути в школу заходить в храм Иоанна Воина на ул. Б. Якиманка. С 15 лет он помогал в храме в честь Рождества Иоанна Предтечи на ул. Красная Пресня: читал на клиросе, пел в церковном хоре, прислуживал в алтаре. С 18 лет его духовником был свящ.

http://pravenc.ru/text/2562996.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРСТЭРС [англ. Carstares, также Carstairs] Уильям (11.02.1649, Каткарт (ныне район г. Глазго), Шотландия - 28.12.1715, Эдинбург), представитель шотл. протестантизма , сторонник пресвитерианства , один из идейных руководителей Церкви Шотландии ; политический деятель, советник кор. Англии Вильгельма III (1689-1702). Детство и образование (1649-1672) К. происходил из семьи Джона Карстэрса (1623-1686), приходского протестантского проповедника, жившего в пригороде Глазго, и Джанет (1625-1685), дочери Уильяма Мьюира. Будучи убежденным и твердым пресвитерианином, Дж. Карстэрс подвергался гонениям в ходе обострения борьбы между епископалами (см. ст. Шотландская епископальная церковь ) и пресвитерианами: в 1662 г. он был лишен прихода, в 1664 г. был вынужден на нек-рое время бежать в Ирландию, в 1666 г. поддерживал восстание ковенантеров , которое завершилось неудачей. Несмотря на это, отец К. и впосл. принимал участие в политической деятельности, направленной на «защиту гражданских и религиозных свобод своей страны» ( McCormick. 1774. P. 4; ср.: Clarke. 2004. P. 317; подробнее см.: Dunlop. 1967. P. 15-34). Начальное образование К. дал друг его отца, протестант. проповедник из Ормистона (ныне в обл. Вост. Лотиан, Шотландия) Джон Синклер. Увлекавшийся классической культурой Синклер требовал от учеников не только изучать латынь в школе, но и общаться на ней дома, благодаря чему К. прекрасно освоил лат. язык. В окт. 1663 г. К. был зачислен в Эдинбургский ун-т, к-рый успешно окончил в июле 1667 г. ( Dunlop. 1967. P. 35). Борьба между епископалами и пресвитерианами повлияла на его дальнейшую научную карьеру: не имея возможности свободно продолжать образование в Шотландии, он, как и мн. др. пресвитериане, отправился в Нидерланды, куда к этому времени эмигрировал из Шотландии его отец с семьей. В 1669 г. К. был внесен в списки студентов Утрехтского ун-та. К.-л. подробности о годах его обучения в Утрехте неизвестны. 9 июня 1681 г. он был рукоположен голл. пресвитерианами и стал протестант. проповедником; сохранилось подписанное 8 голл. и шотл. проповедниками свидетельство о рукоположении К. в «служители Евангелия» (minister of the Gospel - Ibid. P. 36). Хотя К. собирался стать пастором, это намерение осталось не осуществленным вслед. смещения его интересов в область церковной и светской политики. Политическая деятельность и участие в заговорах (1672-1685)

http://pravenc.ru/text/1681173.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010