Специально для местной церковной истории 18–18 вв. среди рукописей о. прот. И.В. Ливанского есть немало интересного. Так, здесь сохранился том указов, касающихся одной из церквей г. Орла – Смоленской Одигитриевской церкви – с 1777–1828 г. Среди указов циркулярного характера есть указы о перестройке церкви, опись ее имущества и вообще много материалов для истории церкви, причта и прихода. Наконец, в сборниках проповедей собрания о. Ливанского сохранились слова и поучения местных проповедников с 1783 г. До 50-х годов 19 ст. Проповедники эти следующие: 1) Гавриил Руфинов (1783 г.), 2) свящ. Василий Тимонов, 3) священник Говоров, 4) священник с. Острова Николай Острогорский, 5) священник Николай Федоров (говорил в 1814 г. В Богоявленской и Михаило-Архангельской церкви г. Орла). Будущий историк церковной проповеди в Орле и орловской епархии должен будет сказать большое спасибо нашему почтенному собирателю за его труды для потомства по сохранению среди других документов – образцов орловской проповеди с 18 в. до доступного нашему наблюдению времени! Как бы для полноты картины проповеднического облика нач. 19 в. в одном сборнике дается курс богословских лекций в орловской семинарии 1833 г. на латинском и русском языках. Собрание о. протоирея И. В. Ливанского – третье коллективное поступление в наш Музей 1 . В нем нет каких-либо исключительных редкостей, как и в первых двух собраниях, но для местного провинциального собрания оно представляет несомненный вклад. Мозаика прошлой орловской жизни еще не заполнена, и наше третье рукописное собрание даст для нее немало ценных крупиц разной величины и обликов. 1. Апостол. Рукопись 16 в., 4, 429 л., в кожаном переплете. Пред всеми книгами помещены вводные статьи-сказания; отмечены начала. Книги следующие: 1) Книга Деяний святых Апостол, 2)Соборное собрание Яковле, 3) Святого Апостола Петра Соборное послание. 4) Того же святого Апостола Петра послание второе, 5) Святого Апостола Иоанна Богослова Соборное послание первое, 7) Святого Иоанна Богослова послание Соборное третье, 8) Соборное послание Иудино; Послания св. Апостола Павла – 9) к Римлянам, 10) к Коринфянам 1-ое, 11) к Коринфянам 2-ое, 12) к Галатам, 13) к Ефесам, 14) к Филистимлянам, 15) к Каласеям, 16) к Селунянам, 17) к Селунянам второе, 20) к Титу, 21) к Филимону, 22) к Евреям. – В конце помещено указание начал апостольских, антифонов, прокимонов, аллиуариев; полностью помещены непорочны. (пс.118).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о поклонении Богу Ин.4:23–24 . «Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». Объяснение. Если бы сказано было поклоняться в одном духе и не было бы добавлено ещё и истине, то, конечно, телесные движения в деле молитвы были бы излишни; но ведь поклоняться в духе и истине значит без притворства и лицемерия: 1Ин.3:18 . Не духом, а только телом можно лицемерить, а что истинное поклонение должно начинаться в духе и потом выражаться в непритворных, нелицемерных телесных движениях, об этом нам свидетельствует и Слово Божие: 1Кор.6:20 ; Мф.28:9 ; Лк.22:41 ; Ин.13:15 ; Рим.12:1 . Деян.17:25 . (Бог)... «Не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чём-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё». Объяснение. Бог не требует служения, как нуждающийся в нём, но требует его как всеблагий Отец, создавший людей для блаженства и вечной жизни, которых они не могут иначе обрести, как только чрез служение Богу: Мф.4:10 . Не требует Бог жертвы для своего блага, но требует для нашего блага и потому ставит в пример вдовицу, пожертвовавшую всё, что она имела: Лк.21:2–4 . Не отрицается, а утверждается Священ. Писанием прославление Бога не одной душой, но и телом в молитве: 1Тим.2:8 ; 1Кор.6:20 . Деян.28:8 . «Отец Публия лежал, страдая горячкою и болью в животе: Павел вошёл к нему, помолился и, возложив на него руки (свои), исцелил его». Объяснение. Отсюда видно, что было в обычае у апостолов возлагать руки на больных для сообщения им исцеляющей благодати Святого Духа. Сопоставляя это место с другими местами кн. Деяний, приходим к заключению, что в апостольские времена в Церкви Христовой возложение рук употреблялось для сообщения трояких даров: 1) общих всем верующим (без различия между мирянами и духовными): Деян.8:17; 2 ) свойственных различным ступеням священства, например, диаконам: Деян.6 :б; или пресвитерам: Деян.14:23 ; и 3) потребных для исцеления от болезней тела: – Деян.28:8 , но всё сие производит один и тот же Дух: 1Кор.12:11 . В этом же 8 ст. говорится, что святой апостол Павел помолился, да и вообще в книге Деяний часто молитва сопровождалась внешним, телесным действием – преклонением колен: Деян.7:60:9:40:20:36:21:5 ; отсюда вразумление тем, кто отвергает нужду и значение телесного поклонения: 1Кор.6:20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

12 Послание к Магнезийцам, VIJ, 1—2. Русский перевод, стр. 82—83. 13 Послание к Смирнянам, VHL 2. Русский перевод, стр. 174. Перевод этой фразы очень труден. Я считаю, что приведенный в тексте русский перевод является наилучшим. 14 Понятие целостности церкви у Игнатия, как и у Иустина, является идеальным. В эмпирической жизни она полностью не находит своего выражения, т. к. всегда некоторые члены отсутствуют на Евхаристическом собрании. Эта эмпирическая недостаточность не нарушает идеального единства и полноты Евхаристического! собрания, т. к. оно в интенции всегда есть и всегда должно быть собранием всех, а не некоторых. 15 Формула Павла «en Cristw» необычайно трудна для толкования. Я беру ее, как выражение учения о том, что Церковь есть тело Христово, отлично отдавая себе отчет, что существуют другие толкования этой формулы. См — Е. Percy. Der Lelb Christ!. Lund 1942, S. 18 sq. 16 См. статью О. Cullmann. La d4Hvrance anticipee du corps humain d " apres le N. Т. в сборнике «Hommage et Reconnaissance a K. Bartb», Neuchatel — Paris 1946, p. 36. 17 O. Cullmann. Urchristentum und Gottesdienst, Zurich 1950. 18 Если «преломление хлеба» означает обычные трапезы, то тогда вообще ст. 46 ничего не дает для решения вопроса, сколько было Евхаристических собраний в Иерусалимской церкви. 19 Множественное число «cat oicon» употребляется только в Codex Bezae Cantabriensis. 20 См. статью Р. Benoit. «Remarques sur les «Sommaires» de Actes 2,42 a 5» в сборнике «Aux sources de la tradition chretlenne». Paris-Neuchutel 1950. 21 Нет положительно никаких данных считать, что первое время в Дамаске, или в Антиохии, или в Риме были христиане, но не было «церкви». 22 См. статью G. Stalin. «xevoz» и «Theologisches Worterbuch zum Neuen Testament». B. V, S. 1—36. 23 Иустин М. 1-ая апология, гл. 65. Русский перевод-Москва, 1864 года, стр. 106. 24 Иустин Мученик, 1-ая Апология, гл. 67. Русский перевод, стр. 107—108. 25 Ипполит Римский. «Апостольское Предание», ХХП. 26 Epist. XL. 5. 27 Глагол «leitourgew» и существительное «leitourgia» в переводе LXX обозначало священническое служение, имеющее прямое отношение к приношению жертв в храме. См. статью Н. Strathmann. Th. W. N. Т. В. IV, S. 225—236.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3727...

Такое употребление светильников имело значение религиозное и отнюдь не было простым освещением, необходимым для присутствия в святилище в ночное время ( Исх. 30:8 ). В Новом Завете есть также указания на религиозное употребление светиль ников – указания, хотя и краткие, но тем не менее из них можно заключить, что это употребление хорошо было из вестно всем и не требовало каких-либо пояснений ( Деян. 20:7–12 . Откр. 1:12– 13:4–5 ). Относительно же обычая возжигать пред св. иконами свечи, сделанные из пчелиного воска, а не из сала животных, должно заметить, что православная Церковь поступает так по следующим весьма важным основаниям. Кровавые и, вообще, животные жертвы отменены в Новом Завете, воск же составляется пчелами из множества благоуханных трав, а потому может служить наилучшим выражением желания христианина принести в дар Богу нечто приятное в природе и дорогое ( Лев. 22:21–22 . Мал. 1 гл.). Бескорыстный труд и усердие пчелы служит выражением искренности и усердия, с каким христианин приносит жертву и молитвы Богу, а чистый воск напоминает христианину заботу о чистоте души своей. Употребление восковых свечей при богослужении ведет начало еще от вре времен апостольских (Правил. апостол. 72, л. 20). Употребление при богослужении фимиама, а также и светильников существует по указанию св. Писания (см. Исх. 30:7–8; 40:5; 40:26 – 27 ; 2Пар. 26:16–18 ; Мал. 1:11 и и др.) и из Нового Завета видно, что вифлеемскими волхвами принесены Богомладенцу дары: золото, ладан и смирна. Во время земной жизни Иисуса Христа в знак глубочай шого почтения одна женщина помазала йоги его дрогоценными миром, издаю щим необыкновенно топкий и приятный аромат ( Лук. 7, 37–38 ; Ин. 12:3 ). И Христос не отверг такого помазания (см. еще Ин. 19,39–40 .) Поэтому и право славная Церковь , при совершении боже ственной литургии, повелевает кадить фимиамом св. Дары в воспоминание со бытий смерти и погребения Иисуса Христа. Наконец, Иоанну Богослову в открове нии было показано, как 24 старца пали пред агнцем, имее каждый гусли и золотыя чаши, полные фимиама, кото рые суть молитвы святых» (5, 8). В 8 главе св Иоанн Богослов описывает фимиампыя возношения, чистыя жертвы искупленных сынов Божиих (ст. 2–4). Здесь указывается внутреннее знамепо вание каждения фимиамом при бослужепии. Итак, обряд возжепия светильников и курения фимиама находит для себя осно вание, как и почитание св. храмов, в свящ. Писании. II. Основания из слова Божия для православного учения о храмах

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Псалом 73. Жалобная молитва над развалинами Иерусалима. Зачем Бог навеки (до конца) отвергнул Свой народ (ст.1) 515 ? и молитва – вспомнить его снова Своею милостию, так как он есть собственность Его и гора Сион есть избранное Его жилище (ст.2) 516 , – молитва – обратить Свою силу против горделивых врагов, неистовствовавших в святилище Его (ст.3) 517 . Затем изображаются эти их неистовства (ст.4–7) и показывается печальное положение Израиля (ст.9). – Дикими криками завоеватели прервали священные празднества 518 и в слепой гордости везде водрузили свои штандарты (ст.4) 519 . С величайшим презрением к святилищу они разрубили двери храма (ст.5–6) 520 , зажгли его и разрушили до основания (ст.7) 521 ; – все это для того чтобы раз навсегда положить конец служению Иегове (ст.8) 522 . Вот что сделали враги; и они довели дело до того, что все отличительно иудейское (знамения наша) исчезло из страны, не было в ней уже пророка, Бог как бы не знал своего народа, оставил его (ст.9) 523 . После этого поразительного изображения псалмопевец с тоскою спрашивает: долго ли продолжится это состояние, долго ли Бог (в своем народе) будет поругаем врагами (ст.10) 524 , долго ли Израиль, любимец Его, должен оставаться беззащитным (ст.11) 525 ? Будет ли это вечно (в конец) продолжаться? Нет! Бог с самых первых времен есть Царь Израиля и многократно совершал над ним чудные и спасительные дела Свои (ст.12) 526 . Он провел его чрез Чермное море, в котором египтяне нашли свою смерть (ст.13–14) 527 , чудесно давал ему воду в пустыне и по суху перевел через Иордан (ст.15). Как в истории Своего народа (ст.12–15) Бог столь же великим является и в Своем творении (ст.16–17) 528 . Такой Бог не может ненаказанно поносим быть язычниками; пусть поэтому Он вспомнит, что они (людие безумнии) поносят Его (ст.18) и да не предаст впредь под власть их Израиля, который знает и прославляет Его (ст.19). Вспомни, Господи, что Ты заключил завет с нами, потому что вот неправда и насилие этих ослепленных язычников (помраченнии земли) распространяются все дальше и больше (ст.20) 529 . Не оставь народ Свой неуслышанным и в стыде пред Тобою, и Он тогда восхвалит Тебя (ст.21); явись с могуществом и правдою Твоею против богохульных и гордых врагов (ст.22–23)! Псалом 74. Бог несомненно спасает своих верующих и осуждает их врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

б) Материально-богатые , которые привязываются всем сердцем к земным сокровищам и возлагают на них всю свою надежду (ст.21–24 ср. Иов. 31:24). 2. Если же трудно богатым войти в царствие Божие, то кто может быть спасен? Человеку и одними человеческими силами это решительно невозможно, но от Бога и при помощи благодати Божией возможно все (ст.25–26 ). Важнейшие темы, предлагаемые проповеднику нынешним Евангелием, могут быт следующие: (Ст. 16). “Какой первейший и важнейший вопрос в жизни?” или “почему люди так мало спрашивают о том, что для них важнее всего?” (Ст. 17). “Без соблюдения заповедей невозможно войти в царствие Божие.” (Ст. 18) “О повиновении родителям.” (Ст. 20) “Начало благочестия нужно полагать в юности.” (Ст. 22) “Привязанность к материальному богатству составляет великое препятствие для спасения.” и т. п. Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? (ст. 16). 1. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф. 7:21; Иак. 2:26; Рим. 2:13; Иак. 1:22–26 ). Какие ? а) Не убивай . (Мф. 5:22–25; l Иоан. 3:15; Мф. 18:6 ). б) Не прелюбодействуй (Мф. 5:28–29 ). в) Не кради, не лжесвидетельствуй (Ефес. 4:25; Иак. 1:26 ). г) Почитай отца и мать; и люби ближнего твоего, как самого себя (ст.19). 2. Кто же, после этого, может быть спасен (ст.25)? Согрешивший во едином не будет ли повинен всем. (Иак. 2:10 )? а) Для человек это своими силами невозможно . Напрасно обольщаются мыслью, будто человек сам собой, одними естественными силами, может исполнить нравственный закон и достигать внутреннего совершенства, — это невозможно. (Рим. 7:18–23; Иак. 1:14–15; l Петр. 5:8; . 1 Иоан. 1:8 ) У Бога же все возможно . При помощи “ божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия ” (2 Пет.1:3) даруемое нам благодатию во Христе. Мы можем всё об укрепляющем нас Иисусе . (Фил. 2:13; 1 Иоан. 2:1–2 ). в) От нас требуется только нетщетное принятие Божьей благодати , постоянное возгревание этого дара и искреннее сознание наших немощей, — “ ибо сила Моя совершается в немощи… когда я немощен, тогда силен ” (2 Кор. 12:9–10 ). Об истинном воспитании детей

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Иов.21:17 .  Часто ли угасает светильник у беззаконных, и находит на них беда, и Он дает им в удел страдания во гневе Своем? Иов.21:18 .  Они должны быть, как соломинка пред ветром и как плева, уносимая вихрем. Отрицаемая Иовом теория земных мздовоздаяний не может быть доказана случаями бедствий грешников. Как показывает вопросительная форма речи ( «часто ли?» евр. «камма», ср. Иов 7.19, 13.23 ), они составляют, по его мнению, единичные, редкие явления. Редко угасает у нечестивых светильник ( Иов 18.5–6 ); находит беда ( Иов 18.12 ), и постигает назначенный от Бога удел страданий. Редко равным образом подвергаются они внезапной гибели (ст. 18; ср. Пс 1.4, 17.13, 72.14 ; Ис 40.24, 41.2, 47.14 ). Иов.21:19 .  Скажешь: Бог бережет для детей его несчастье его. – Пусть воздаст Он ему самому, чтобы он это знал. Иов.21:20 .  Пусть его глаза увидят несчастье его, и пусть он сам пьет от гнева Вседержителева. Иов.21:21 .  Ибо какая ему забота до дома своего после него, когда число месяцев его кончится? Не может быть опровергнут взгляд Иова и тем положением друзей, что грешники наказываются в лице своих детей ( Иов 5.4, 20.10 ). Бедствия последних не могут быть его бедствиями, так как после смерти ( «когда число месяцев его кончится» – ст. 21) он ничего не знает о судьбе своего потомства ( Иов 14.21 ; Еккл 9.5–6 ). Поэтому кто согрешил, тот и должен быть наказан (ст. 19–20; ср. Иез 18.4 ), сам обязан испить чашу божественного гнева (ст. 20 cp. Пс 74.9 ). Иов.21:22 .  Но Бога ли учить мудрости, когда Он судит и горних? Утверждая, что на земле существует строгое мздовоздаяние, настаивая на его непреложности ( Иов 18.4 ) и древности, – изначальности в роде человеческом ( Иов 20.4 ), друзья хотят быть мудрее Бога, предписывают законы мироправления Тому, Кто по Своей мудрости неизмеримо выше человека: «судит горних» – небожителей (евр. «рамим»; ср. Иов 4.18, 15.15, 25.2 ; Пс 77.69 ; Ис 24.21 ). Управляющего небом хотят учить способу управлять землею! Иов.21:23 .  Один умирает в самой полноте сил своих, совершенно спокойный и мирный;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Советы и наставления умирающего Давида Соломону относительно наказания Иоава, а также Семея (ст. 8–9) нередко рассматривались толкователями как свидетельство кровожадной мстительности Давида. Но Давид не знал христианского всепрощения: для ветхозаветного человека кровомщение было институтом, регулированным законом ( Чис.35:19 ; Втор.19:6,12 ; Нав.20:3,5,9 ), и совершенно обычным явлением жизни ( 2Цар.14:11 ); следовательно, требовать от Давида христианской добродетели, неведомой древнему миру, нельзя, как нельзя, с другой стороны, и пытаться оправдывать Давида: из-за стремления очистить Библию от всех якобы пятен мы не должны забывать, что священная история дает нам точный и совершенно беспристрастный образ данной эпохи и действующих лиц (припомним, с каким беспристрастием сообщается в Евангелиях и апостольских посланиях о несовершенствах апостолов). – «Ты знаешь, что сделал мне Иоав» (ст. 5) – по некоторым (напр., проф. Гуляев), имеется в виду главная скорбь, причиненная Давиду Иоавом, – убиение Авессалома ( 2Цар.18:14 ), но скорее здесь – общее указание на преступное поведение Иоава, сейчас же поясняемое раздельно называемыми двумя примерами совершенного им вероломного убийства двух главных полководцев: Авенира ( 2Цар.3:27 ) и Амессая ( 2Цар.20:9–10 ). Предлагая Соломону применить к Иоаву закон кровомщения, Давид, однако, все предоставляет мудрости, бдительности, осторожности сына; опасность для него со стороны Иоава он хотел предотвратить: «боялся Давид, что Иоав по обычному своему злонравию станет презирать Соломона по его юности и сделает одно из двух: или, прикрываясь личиною благожелательности, умертвит Соломона тайно, как предал смерти Авенира и Амессая, или вооружится открыто и произведет разделение в Израиле (блаженный Феодорит, вопр. 4 на 3 Цар). Преисподняя (ст. 6, 9) евр. шеол , LXX: δης, Vulg.: inferi, слав. «ад» (ассирийск. Siwan – область за горизонтом): подземная темная область ( Иов.10:21–22 ; Притч.9:18 ), где находятся все без изъятия мертвые ( Пс.15:10 ; Ос.13:14 ; Притч.5:5,23:14 ; Ис.38:18 ); как ненасытное чудовище, преисподняя требует (евр. гл. шаал откуда, может быть, и вышло название шеол) новых и новых жертв смерти ( Ис.5:14 ; Авв.2:5 ; Пс.140:7 ; Притч.1:12,27:20 ); в царстве шеола невозможно прославление Бога ( Пс.6:6 ), равно как прекращается всякая вообще деятельность ( Еккл.9:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

18 . Чудесное жертвоприношение Илии и истребление жрецов Вааловых. 19 . Явление Бога Илии в пещере горы Хорива. 20 . Двукратная победа Ахава над Венададом, царем Сирийским. 21 . Присвоение Ахавом виноградника Навуфеева. 22 . Союзная война царей еврейских Ахава и Иосафата против Сирийцев. Краткий обзор царствования Иосафата и Охозии, сына Ахавова. Последовательное чтение священного текста Часть первая (гл. 1–11). Царствование Соломона Глава 2. Завещание Давида Соломону, и утверждение царства Соломонова а) Умирающий Давид завещает Соломону ходить путями Господними (ст. 1–4). б) Также, не оставлять без наказания Иоава и Семея и без награды сынов Верзеллия (ст. 5–11). в) Вследствие домогательства Адонии, через Версавию, получить Ависасу в замужество, Соломон казнит Адонию, сторонника его Авиафара ссылает в Анафов (город священнический), Иоава также казнит в самом дворе скинии и на место его делает военачальником Ванею, а первосвященником – Садока (ст. 12–35). г) Вводное замечание о мудрости Соломона, о супружестве с дочерью Фараона, Царя Египетского, о постройках Соломоновых, о ежегодных жертвах его и о построенных им городах, а также о завещании Давида насчет участи Семея (вставка без счета стихов). д) Дарованное Семею право жизни – под условием безвыходного пребывания в Иерусалиме; за нарушение этого условия – казнь Семею (ст. 36–47). Ст. 1–2. ... и завещал умирающий Давид сыну своему Соломону, говоря: ... будь тверд и будь мужествен. И храни завет Господа Бога твоего... Эти завещательные слова великого и богодухновенного царя замечательны в том отношении, что в основу твердости и мужества, столь необходимого, в особенности, царям, он полагает послушание и верность Господним повелениям и заветам. Не отсюда ли и сам он почерпал свое неустрашимое мужество в многоразличных случаях своей многоопытной жизни? В самом деле, как истинным верноподданным может быть только поистине мужественный и твердый человек, ибо ему надлежит быть готовым на все опасности для своего государя; так и истинным государем, и мудрым, и мужественным, может быть только государь, верный Господу, вознесшему его на трон, и всему предпочитающий заповеди Господни; ибо таким только государям Господь посылает неиссякаемый запас мужества и величия, необходимый в многотрудном их служении.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Гора Цемараим (LXX» Σομρων Σομαρμ, слав.: «Сомори», Vulgata: Somenon) в горах Ефремовых (ст. 4), вероятно, лежала вблизи города этого имени в уделе Вениаминовом (( Нав.18:22 ), ср. «Толковая Библия», т. II, с. 110) упоминание этой горы в ряду гор Ефремовых и путь, по которому Авия преследовал Иеровоама, показывает, что она была на границе Ефремова и Вениаминова колен (теперь Сумра, Onomasticon, 861), а войско израильское было расположено к востоку от него (см. у проф. Гуляева, «Исторические книги», с. 524). Завет соли (LXX: διαθκη λς, Vulgata: pactum salis), т.е. вечный (как слав.-русск.) встречается в Библии два раза: здесь и в ( Чис.18:19 ) (ср. ( Лев.2:13 )), где идет речь о вечном завете Иеговы со священством народа Божия (ср. «Толковую Библию», т. I, с. 549). В обоих случаях значение образного выражения можно объяснить из свойства соли, которая предохраняет жизненные припасы от порчи. Арабы и теперь, заключая договоры между собой, подтверждают их вкушением хлеба и соли (см. у проф. Гуляева, цит. м.). Таким образом «соль» служила подходящим символом завета Иеговы с народом израильским, причем общее выражение этот завет находил в жертве, отсюда обязательное употребление соли при всякой жертве ( Лев.2:13 ). В частности, этот завет выражался в богоучрежденном священстве ( Чис.18:19 ) и в теократической царской власти ( 2Пар.13:5 ). Ровоам называется (ст. 7) «молодым и слабым сердцем» не в силу действительной маловозрастности его (при вступлении на царство ему был уже 41 год), ( 3Цар.14:21 ; 2Пар.12:13 ), а по неопытности в государственном управлении (см. «Толковая Библия», т. II, с. 424). Об изгнании священников Иеговы (ст. 9) из Израильского царства см. ( 2Пар.11:14–15 ) (ср. ( 3Цар.12:31 )). Относительно поставления новых священников Авия укоряет израильтян не за незаконность способа поставления священников, способ посвящения, здесь указанный, не отличается от указанного в ( Исх.29:1–9 ) и ( Лев.8:1–13 ) посвящения священников рода Ааронова, а за то, что в десятиколенном царстве посвящение совершалось не во имя Иеговы и посвящались лица, не принадлежащие к избранному роду Аарона и вообще не из колена Левиина (( 3Цар.12:31 ); ср. далее стих 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010