г) безжалостно осуждают своих собратий по одному их внешнему виду (ст.11): — « как этот мытарь ;» д) превозносят себя выше всех, потому что считают себя совершенством (ст.11); е) прославляют свои дела (ст.12): — « Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю » и проч. 2). Напротив, люди, чуждые, подобно мытарю, гордого самомнения о своей праведности: а) не считают себя достойными даже приблизиться к престолу благодати Божьей (ст.13): — « Мытарь же, стоя вдали »; б) глубоко чувствуют свою вину (ст.13): — « не смел даже поднять глаз на небо »; в) сокрушаются о своих грехах (ст.13): — « ударяя себя в грудь » г) отдают себя во власть милосердия Божьего (ст.13): — « Боже! будь милостив ко мне, грешнику! ». Б). Следствия превозношения. Надмевающиеся собственной праведностью: а) не удостаиваются благодати Божьей: « сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот »; б) мало-помалу падают с высоты нравственной жизни, погрязают в пороках и осуждаются Богом (ст.14): « возвышающий сам себя, унижен будет ». Частные темы, предлагаемые проповеднику дневным евангелием, весьма разнообразны; они могут быть развиваемы или в связи со всем текстом, или отдельно от него. Так, стих 10 дает повод беседовать: — О хождении в храм для молитвы, как непременной обязанности христианина. — О различных нравственных расположениях, с которыми люди идут во храм Божий, или о том, что многие посещают общественное Богослужение по привычке, а не по влечению сердца. Ст. 11 и 12: — О молитве фарисея — богопротивной молитве. — О людях, носящих образ благочестия, но отвергшихся его силы. — Какова твоя молитва, таково и твое сердце. — О самомнении, как главной причине нравственного самообольщения. — О духовной гордости (в чем она проявляется, как опасна и как мы можем её избежать). — Почему мнимое благочестие так склонно к презрению других. — Хвалиться своими добродетелями могут только те, кто не познал самого себя. — Как далеко заходит иногда худое мнение людей о своих собратьях. — Насколько привычка сравнивать себя с другими людьми позволительна и непозволительна.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Глава 9 1–5. День народного покаяния. 6–38. Покаянная молитва Ездры. 39. Обязательство соблюдать закон. Неем.9:1 .  В двадцать четвертый день этого месяца собрались все сыны Израилевы, постящиеся и во вретищах и с пеплом на головах своих. День покаяния, о котором идет речь в гл. IX, не был установленным в законе днем «очищения» ( Лев. 16:29–34, 23:26–32 ): это – был нарочито назначенный день для выражения тех покаянных чувств, которые взволновали народ при чтении закона. Внешним знаком этих чувств у евреев издавна были пост, вретище и посыпание пеплом головы (ср. 1Цар. 4:12 ; 2Цар. 1:2 ; Иоил. 1:13 ). Неем.9:2 .  И отделилось семя Израилево от всех инородных, и встали и исповедовались во грехах своих и в преступлениях отцов своих. «И отделилось семя Израилево от всех инородных». Приведенное замечание некоторые экзегеты (Кейль, Шульц, Бертолет) понимают как указание на окончательный разрыв со всем языческим, другие же, более справедливо, как указание на допущение в описываемое собрание 24 дня седьмого месяца только израильтян (Риссель). Неем.9:3 .  И стояли на своем месте, и четверть дня читали из книги закона Господа Бога своего, и четверть исповедовались и поклонялись Господу Богу своему. «И стояли на своем месте»: точнее было бы передать «и встали на своем месте» (каждый), – без сомнения, для слушания книги закона Божьего. Четверть дня продолжалось чтение книги закона, а четверть дня, по ст. 3, «исповедовались и поклонялись Господу Богу своему». Форма исповедания и поклонения описывается далее в ст. 4–37. Неем.9:4 .  И стали на возвышенное место левитов: Иисус, Вания, Кадмиил, Шевания, Вунний, Шеревия, Вания, Хенани, и громко взывали к Господу Богу своему. Неем.9:5 .  И сказали левиты – Иисус, Кадмиил, Вания, Хашавния, Шеревия, Годия, Шевания, Петахия: встаньте, славьте Господа Бога вашего, от века и до века. Да славословят достославное и превысшее всякого славословия и хвалы имя Твое! Вместо перечисленных в ст. 5 восьми имен левитов у LXX (и в слав.) названо только пять, так как имена Вания, Вунний и Вания LXX, очевидно, поняли в смысле нарицательных bnej, ben, сыновья, сын. Отсюда вместо чтения евр. текста Иисус, Вания, Кадмиил, Шевания у LXX получилось: Иисус сыновья Кадмиила, Шевания и пр. Но, несомненно, Вания есть собственное имя череды левитов ( Неем. 3:17, 10:14 ). По ст. 4-му, левиты, стоя на возвышенном месте, «громко взывали к Господу Богу своему», т.е., вероятно, громким голосом произносили какую-либо покаянную молитву. Вслед за этим, как видно из ст. 5-го, левиты призывали к молитве и народ. В ст. 5-м называются имена этих левитов. Из тожества большинства имен (из восьми – пяти) с названными в ст. 4, следует заключать, что в обоих стихах разумеются одни и те же лица. Три различных имени (Вунний, Вания и Хенани в ст. 4, Хашавния, Годия и Пеахия в ст. 5) возникли, может быть, по ошибке переписчиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава четырнадцатая Ст. 29. И Я сказал вам об этом теперь, прежде чем это сбылось, чтобы вы сохранили веру, когда это сбудется. Ст. 26. Слова: ν τ νματ μου, читаются обыкновенно: во имя Мое. Если бы действительно заключалась в тексте эта мысль, то он гласил бы: ες τ νομα μоυ. Словом νομα, в священном Писании часто обозначается Божественное естество или Божественное Лицо, как например в псалме 21-м, ст. 23, цитуемом св. апостолом Павлом в послании к Евреям (2:12) читаем: возвещу имя Твое братии Моей, посреде церкве воспою Тя, где выражение первой половины стиха: имя Твое однозначуще выражению второй – Тя. А предлог ν нередко заменяет собой предлог δια, как например в предыдущей главе (ст. 31, 32) читаем: «и Бог прославился в Нем (или чрез Него – ν ατ). На основании этих указаний предлагаем следующее чтение означенного стиха: «Утешитель же Дух Святой, которого пошлет Отец в имени Моем (т. е. во Мне или чрез Меня 82 ), научит вас всему и воскресит в вашей памяти все, что Я сказал вам». Ст. 30. Немного уже остается мне говорить с вами: потому что идет князь мира сего; и во Мне он не имеет ничего (касающегося до него), Ст. 31. Но (идет), чтобы мир познал, что Я люблю Отца и поступаю так, как заповедал Мне Отец. Глава девятнадцатая Ст. 4. Вот я веду Его к вам вон (из претории), чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Ст. 14. И сказал Пилат иудеям: вот Он, царь ваш! Ст. 35. И он знает, что говорит истину, чтобы вы уверовали. Приложения Приложение первое Год рождества и крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа по седминам пророка Даниила При чтении второй главы евангелия от Матфея, на основании греческого текста евангелия, мы сделали заключение, что поклонение волхвов должно было последовать по истечении двух лет если не от рождения, то от зачатия Господа нашего Иисуса Христа. Сличение повествования евангелиста Матфея с повествованием евангелиста Луки об обстоятельствах, сопровождавших рождение Спасителя, выяснило, что зачатие Иоанна Крестителя последовало ранее зачатия Спасителя не на шесть, а ровно на пять месяцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

Для этого необходимо прежде всего совершенно отказаться от всякого общения с язычниками: «Что общего у света с тьмою?» или «Какое согласие между Христом и Велиаром?» Итак: «И потому выйдите из среды их и отделитесь, и не прикасайтесь к нечистому» (ст. 14–18). В седьмой главе , продолжая ту же речь, Святой Апостол призывает Коринфян «очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (ст. 1) и затем выражает радость и утешение, доставленные ему возвращением Тита и всем, что он видел и встречал в Коринфе. Апостол радуется нравственному исправлению Коринфян так, что готов забыть все свои скорби (ст. 4–17). Он не жалеет, что опечалил их своим первым посланием, ибо печаль ради Бога не только не вредна, но напротив приносит великую духовную пользу, так как ведет к покаянию: «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (ст. 8–10). Печаль, вызванная посланием Апостола, произвела благодетельный нравственный переворот в Коринфянах, пожелавших исправить все нравственные недочеты в своей среде. Апостол радуется, что Коринфяне оправдали его доверие к ним, не посрамили своего учителя, и он может положиться на них (ст. 11–16). Главы восьмая и девятая представляют собою чисто практическую часть послания . В них святой Апостол располагает Коринфян к сбору милости в пользу бедствующих иерусалимских христиан. К этому святой Павел убеждает: 1) Примером Македонских церквей, небогатых, но проявивших большую щедродательность (ст. 1–8); 2) Указанием на Господа Иисуса Христа, «что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (ст. 9). 3) Напоминанием того, что сами Коринфяне еще с прошлого года усердно желали помочь бедным братиям своим (ст. 10–12); 4) Мыслью о великой пользе взаимопомощи и что пожертвования требуются лишь посильные, кто, что может, в духе той равномерности, какая соблюдалась израильтянами при сборе манны в пустыне (ст. 13–15). Святой Апостол говорит, что он уже хвалил Коринфян за их жертвенность, и им следует оправдать эту похвалу, дабы она не оказалась тщетной.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

– Прежнее небо и прежняя земля прошли. И моря уже нет больше ( Откр. 21:1 ). – Я увидел град святой Иерусалим новый, сходящий от Бога с неба (ст. 2). – Это – скиния Божия с человеки, и вселится с ними (ст. 3). – Се творю все новое (ст. 5). Иерусалим весь – из драгоценных камней. Храма же не видел в нем. Да и зачем он? Ибо Господь Бог Вседержитель – храм ему есть и Агнец (ст. 22), то есть Иисус Христос. И не требуется также «ни солнца, ни луны», ибо Слава Божия просвещает его, и светильник его – Агнец (ст. 23). Ясно, что ночи не будет там (ст. 25). От престола Божия и Агнчего протекает «река воды живой» ( Откр. 22:1 ), то есть благодать Божия. Узрят лице Его, и имя Его на челах их (ст. 4). И святые воцарятся во веки веков (ст. 5), ибо ничему нечистому места там нет: – Боязливым (то есть не проявившим мужества веры, исповедничества, подвига), неверным, и скверным, и убийцам, и блуд творящим, и чародеям, идолопоклонникам, лжецам – им место в огненном озере (ст. 15) вне Бога: это есть смерть вторая ( Откр. 20:14 ), то есть окончательная. Царство Божие и Царство Христово – одно и то же. Преобразившийся Господь Иисус Христос и есть Царство Божие, или – в славе Царства, или Царство Божие, проявившееся во Христе. Это, по существу, очевидно; и текст Слова Божия устанавливает с точностью. У евангелиста Матфея написано: Истинно говорю вам, что некоторые из здесь стоящих не увидят смерти (то есть еще прежде смерти), как увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем. (И тотчас идет речь о преображении; Мф. 16:28 .) А святой евангелист Марк, писавший со слов самого апостола Петра, говорит: как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе ( Мк. 9:1 ). Святой евангелист Лука просто говорит: как уже увидят Царство Божие ( Лк. 9:27 ). Итак, очевидно, что ЦАРСТВО БОЖИЕ, проявившееся «в силе», – и есть слава, блаженство, прославление, преображение, Царство в Преобразившемся Христе. Подобно Ему просветятся яко солнце и все праведные, хотя и в разной степени ( Мф. 13:43 ). Это царственное преображение распространится после Страшного суда не только на человека, но и на тварь, на всю природу.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Притч.16:18 .  Погибели предшествует гордость, и падению – надменность. Притч.16:19 .  Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми. Притч.16:20 .  Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен. Притч.16:21 .  Мудрый сердцем прозовется благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению. Притч.16:22 .  Разум для имеющих его – источник жизни, а ученость глупых – глупость. Притч.16:23 .  Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его. Притч.16:24 .  Приятная речь – сотовый мед, сладка для души и целебна для костей. Притч.16:25 .  Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти. Притч.16:26 .  Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его. Высокая оценка мудрости (ст. 16) встречается у Премудрого не раз (ср. Притч 3.14, 8.10–19 ). В ряду отдельных проявлений мудрости на первом месте здесь (ст. 17) поставляется праведность, благочестие, уклонение от зла; особенно отличается (ст. 16) гибельность гордости, неизбежно влекущей за собой падение (сн. Есф 3.1 ), и восхваляется смирение и кротость, обеспечивающие человеку мирное состояние духа и довольство. Это нравственное счастье обеспечивается частью разумным, обдуманным трудом жизни, главным же образом твердой надеждой человека на Бога: два эти фактора, человеческий и Божеский, взаимно предполагают друг друга (ст. 20). Далее указывается, что в деле научения мудрости имеет значение и сама внешняя форма, в которой преподается учение (ст. 21), отмечается высокая жизненная полезность мудрости (ст. 22), приятность и спасительность вместе – подобно меду, имеющему приятность и приносящему исцеление (ст. 24). После этого делается предостережение от самообольщения (ст. 25) и указывается побуждение к физическому труду – в чувстве самосохранения (ст. 26). Притч.16:27 .  Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий. Притч.16:28 .  Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей. Притч.16:29 .  Человек неблагонамеренный развращает ближнего своего и ведет его на путь недобрый;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Проповедь эта состоит А) из надписи (ст. 1), Б) пророчества (ст. 15, 16, 1–12), и В) заключения, в котором Пророк показывает время исполнения этого пророчества (ст. 13, 14). Пророчество разделяется на две части. Первая часть состоит из трех членов, в которых описывается бедствие Моавитян и следствие его – плач и отчаяние. Во второй части излагаются а) причины бедствия (гл. 16:1–5), б) бедствие снова описывается (ст. 6–12). Объяснение Гл. 15. А) Надпись Ст. 1. Пророчество о Моаве. (См. 13, 1) Первая часть пророчества Член первый Ст. 1. Так! ночью будет разорен Ар-Моав и уничтожен; так! ночью будет разорен Кир-Моав и уничтожен! Ст. 2. Он восходит к Байту и Дивону, восходит на высоты, чтобы плакать; Моав рыдает над Нево и Медевою; у всех их острижены головы, у всех обриты бороды. Ст. 3. На улицах его препоясываются вретищем; на кровлях его и площадях его все рыдает, утопает в слеЗах.Ст. 4. И вопит Есевон и Елеала; голос их слышится до самой Иаацы; за ними и воины Моава рыдают, душа его возмущена в нем (т. е. в каждом из воинов). Пророк, как будто стоя на высокой горе, видит, что Ассирийское войско быстро стремится на Моава против ожидания всех; вдруг неожиданно нападает на главные города и крепости Моавитские. Все Моавитяне, при вести об этом пораженные страхом, поднимают плач и вой; стекаются к жертвенникам и храмам главного своего бога просить его помощи; обнажают свои головы, выбривают волосы на голове и бороде; все наполняют слезами, рыданием, подобно отчаянным. Одних из них неприятели безжалостно убивают, другие спасаются бегством в Аравию, а свое именье, поля и виноградники оставляют неприятелю на расхищение и опустошение. Слово ночью в переносном смысле означает, что на все Моавитские города неприятель нападает нечаянно, когда Моавитяне, предавшись беспечности, как сну в ночное время, были спокойны, вовсе не думая об угрожающей им опасности (См. под. Иов. 27:20; 34:25 ). Восточные народы во время тяжкого общественного бедствия обривали головы и бороды и облекались во вретище в знак печали. Пророк, показывая тяжесть бедствия, говорит, что Моавитяне будут плакать не тайком – дома, но станут рыдать на кровлях и улицах, и с горьким плачем опять сойдут с них, не получив никакого утешения.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

С 3 ст. пророк говорит, если Господь теперь еще не истребил Ассириан, то это не вследствие Своего бессилия, как, по-видимому, склонны думать Ассириане (Сеннахирим), а по Своему долготерпению и Он не оставит Ассириан без наказания (очищая не очистит). Он всемогущ; пути Его сопровождаются оскудением всего (Иоиль), землетрясением (Амос) и погибелью всех врагов (4–7). Так все потопляющим наводнением Он сотворит окончание Ниневии (ст. 8). Это пророчество о погибели Ниневии от воды исполнилось буквально: Ниневия, осажденная врагами, три года стойко выдерживала осаду, и только разлив реки Тигр, подмывший городские стены, сделал то, что город взят был, наконец, врагами (Ст. 9). Что вы думаете о Господе? Он Сам сотворил истребление и не нужно ему мстить дважды ( Суд. 8, 21 ). Ст. 10. Ибо Ниневитяне опутались своими беззакониями, как сетями, и погибнут, как сухая солома (засохли в нравственной жизни). Ст. 11. Особенно за то, что из Ниневии произошел умысливший злое против Господа (Сеннахирим). Ст. 12–14. Так говорит Господь: хотя они безопасны и многочисленны, но будут посечены и исчезнут, и Я сокрушу ярмо, лежащее на народе Моем. Обетование Евангелия (ст. 15) Пророк, возвещая падение причинившего столько зла Иерусалиму Ассура и столицы его Ниневии, как бы уже слышит голос возвещающего с горы вестника: «празднуй, Иуда, праздники твоя, совершай обеты твои, ибо не пойдет уже по тебе злодей: он совсем уничтожен». Подобным образом Исайя (52, 7) возвещает Сиону радость восстановления: «как прекрасны на горах ноги благо вестника». Ноги вместо вестника (метанимия), как у Исайи (6, 5) уста вместо всего человека. В этом и подобных местах (как – то Ис. 40, 9 ; Соф. 3, 14 ) церковь видит, кроме исторического смысла, и пророчественное указание на благовестие и благовестников ( Рим. 1, 15 ). Глава 3-я. Причины падения Ниневии «Горе городу кровей! Весь он полон обмана и убийства, не прекращается в нем грабительство (ст. 1), разврат и чародеяние (4 ст.). За эти пороки и постигнет тебя страшное наказание Божье: ты будешь разорен и никто не пожалеет тебя (5 – 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Св. Апостол обращается к людям всех возрастов, которым прощены грехи ради имени Господа Иисуса Христа; которые познали Его, сделались сильными чрез слово Его, в них пребывающее, и побеждают лукавство и обольщения мирские (ст. 12–14), и увещевает не любить мира, ни того, чтò в чем находится; потому что любовь мирская погашает любовь к Богу. В мире видим мы похоть плоти, похоть очей, гордость житейскую, – и все это не от Бога – и все это преходит, равно как и мир пройдет, – только исполняющий волю Божию пребудет неизменным навсегда (ст. 15–17). Дети! – продолжает Апостол, – время последнее; вы слышали от меня, что пред последним временем явится антихрист; и теперь много антихристов; они к прискорбию нашему вышли из нашего христианского общества (ст. 18 и 19). Вы, помазанные Духом Святым, разумея отличать ложное от истинного, сами можете их приметить. Не лжец ли тот, который не признает Господа Иисуса Христом? Это противник Христов (антихрист), который, отвергая Сына Божия, не имеет и Отца (ст. 22 и 23). Но вы, если сохраняете вам проповеданное, то пребудете в Сыне и Отце, и получите обещанное нам – жизнь вечную (ст. 21 и 25). Пишу к вам для того, чтобы предостеречь от обольстителей. Впрочем у вас есть особенное предостережение – это помазание Духа Божия; оно истинно; пребывайте в том, чему оно научило вас, чтобы, в пришествие Господа, предстать пред Ним непостыдными (ст. 26–28). Если вы знаете, что Господь Иисус Христос праведен, то знайте, что всякий, идущий по следам Его правды, есть Его рождение (возрожден от Него, ст. 29). Смотрите же, возлюбленные, до какой степени простирается к нам любовь Божия: мы можем называться детьми Божиими. Мир не знает нас, потому что не познал Иисуса Христа; – а мы точно дети Божии теперь, и одушевляемся еще высшею надеждой, что будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. И эта надежда побуждает нас сохранять себя в чистоте; иначе нельзя нам удостоиться увидеть Чистейшего (гл. 3: ст. 1–3). – Грех есть преступление закона; и потому все грешники виновны как нарушители закона. Сын Божий, безгрешный, и явился для того, чтобы взять грехи наши на Себя, но с тем, чтобы мы пребывали в Нем и более не грешили. А продолжающий грешить (как Николаиты тогдашних времен, носившие имя Христово и проводившие жизнь нечестивую) не приял в себя благодати Христовой и не познал Христа (ст. 4–6).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/aposto...

(Ст. 14). Ибо все, кто Духом Божиим водятся, то есть те, кто вращаются в (обращаются среди) духовных предметах, сии суть сыны Божии. (Ст. 15). Ибо вы не приняли духа рабства, который вас, конечно, подверг бы рабству закона, но приняли Духа, который ведет вас к совершенству, ибо к усыновлению зовет вас, в коем (которым) взываем: «Авва отче наш», — что означает непрестанно повторяемое апостолом: «от Бога Отца нашего», и «сонаследники Христа». (Ст. 16). Ибо Сам Дух свидетельствует духу нашему, именно намерению нашему, что мы делами нашими (есмы) чада и рабы со Христом. (Ст. 17). Ибо если состраждем вместе с Ним через распятие плоти нашей, то будем сопрославляемы во время откровения Его. (Ст. 18). Ведь не равного суть достоинства страдания сего времени сравнительно с будущею славою, которой сильно желают все твари и которую они мучительно ожидают. (Ст. 19). Все твари с надеждой ожидали тех сынов, которые долженствовали быть рождены в жизнь воскресения, чтобы ради них ожить и им (тварям). (Ст. 20). Ибо суете твари подчинились. Тварями названы люди, поклоняющиеся тварям; подобное же говорит: сравнялся со скотами и подобен сделался им (ср.: Пс. 48:13). Впрочем, подчинились не желая, ибо существовала вина. И подчинил их в надежде: это была или семья Адама, которая подчинена была в надежде (будете, как боги (Быт. 3:5)), или люди, которые подчинились почитанию тварей в надежде, что они суть боги. (Ст. 21). И сами твари в надежде освобождаются от того рабства тления в свободу, которая дастся сынам (чадам) в день славы Бога. Говорится здесь, что твари получают освобождение, так что они прославятся вместе с нами в день славы нашей за то, что уничижены с нами в день уничижения и страдания нашего. (Ст. 22). Ведаем, говорит, что все твари стенают и мучаются доныне, — ибо того требует уничижение их. Ведь все твари с того времени, как подчинил их себе человек в надежде, что Бог есть солнце и луна с прочими всеми тварями, — вздыхали затем и вздыхают, и ожидают рождения сынов в воскресение жизни, которые могут познавать тварей — как тварей, а Творца — как Творца.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010