Там же, стихи 26 – 30: о тайной вечери, об окончании ее священною песнию, и отшествии после нее в гору Елеонскую. Далее в ст. 56 – 68 повествуется, как Иисус Христос (в туже ночь – с четверга на пятницу) был приведен к первосвященнику Каиафе и книжникам, где Он судился. В следующей главе говорится, как Иисус Христос на следующий день, πρωας δ γενομνης, „ когда наступило утро» (гл. 27, ст. 1), был приведен к Понтию Пилату, и как Он в тот же день, (то есть, в пятницу, как видно из ст. 62), был распят и умер на кресте. Далее, ст. 32-й гласит: „Выходя (на Голгофу), они встретили киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его», и потом, в стихах 57 – 61 говорится о том, что когда настал вечер, то Иосиф аримафейский испросил у Пилата тело Иисусово, и положил его во гробе: а Мария Магдалина и другая Мария сидели против гроба. Ст. 62: „На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и т. д. „Заметим тут же», говорит наш автор, „что «пятница» называется в подлиннике παρασκευ, т. е., день приготовления, каковое выражение вполне соответствует талмудическому обозначению пятницы; ибо пятница называлась так потому, что в этот день приготовлялась пища к субботе, так как в субботу запрещалось варить». Далее, гл. 28-й ст. 1-й гласит: „по прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришли Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб»; после чего рассказывается о воскресении Господа Иисуса Христа. В сущности тоже самое повествуется во 2-м и 3-м Евангелиях – св. Марка и св. Луки. В Евангелиях св. Марка, гл. 14, ст. 12 – 18., говорится: „Вь первый день опресноков, когда закалали пасхального агнца, говорят Ему (Иисусу Христу) ученики Его: где хочешь есть пасху? Мы пойдем и приготовим», и далее – о самом приготовлении пасхи и о возлежании Христа с учениками за трапезою, с наступлением вечера. Далее, ст. 28 – 25, об учреждении тайной вечери, песнопении, и отшествии после того в гору Елеонскую. В 53 – 65 стихах (той же 14-й главы) повествуется, как Иисус Христос судился, а в 15-й главе, как Он εθως π τ πρω, „немедленно поутру» (15, 1) был приведен к Пилату, и в тот же день (как видно из ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Глава 14 1–7. О мудрости и глупости вообще. 8–19. Более частное изображение мудрых и глупых, главным образом со стороны различия их жизненного жребия. 20–27. О богатстве и бедности в их причинной связи с мудростью. 28–35. Параллельное изображение мудрых и глупых, богатых и бедных, наконец, господ и слуг. Притч.14:1 .  Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками. Притч.14:2 .  Идущий прямым путем боится Господа; но чьи пути кривы, тот небрежет о Нем. Притч.14:3 .  В устах глупого – бич гордости; уста же мудрых охраняют их. Притч.14:4 .  Где нет волов, там ясли пусты; а много прибыли от силы волов. Притч.14:5 .  Верный свидетель не лжет, а свидетель ложный наговорит много лжи. Притч.14:6 .  Распутный ищет мудрости, и не находит; а для разумного знание легко. Притч.14:7 .  Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст. Конкретным проявлением мудрости является мудрая, созидающая дом жена, а таким же примером глупости – безумная жена, расстраивающая свой дом и все его благосостояние собственными руками (ст. 1, сн. Притч 12.4 ). Далее противополагаются – страх Божий, ведущий человека прямыми путями, и дерзкое пренебрежение памятью о Боге, соединяющееся с хождением кривыми путями (ст. 2), – высокомерие речи безумных и скромность речи мудрых (ст. 3. Ср. Притч 12.6 ), – свидетели истинный и ложный (ст. 5, сн. Исх 23.1 ; Притч 12.17 ), недоступность мудрости людям, лишенным страха Божия, и полная доступность ее для исполненных страха Божия и чистых сердцем (ст. 6), почему и дается совет устраняться от глупого, у которого нечему научиться (ст. 7). Вне видимой связи с общею мыслью рассматриваемого отдела стоит хозяйственная заметка ст. 4, имеющая, по-видимому, цель научить человека – не переоценивая значения богатства (ср. Притч 10.15 ; Притч 13.8 ), сообразовать попытки умножения имущества с распространением орудий производства и вообще жизненных средств. Притч.14:8 .  Мудрость разумного – знание пути своего, глупость же безрассудных – заблуждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Обычными предположениями, что в девятом месяце проявился в народе религиозный индифферентизм, произошло охлаждение к постройке храма или даже приостановка ее, и что именно на это негодует пророк, трудность истолкования ст. 14-го не устраняется. Во-первых, это только предположения, в подтверждение которых нельзя привести ни одного свидетельства. Во-вторых, охлаждение народа и даже приостановка постройки храма все же не делали бы народ подобным прикасающемуся к трупу и не давали бы основания для усвоения ему наименования goj. Кроме трудности истолкования ст. 14-го, при обычном понимании рассматриваемой речи пр. Аггея нелегко установить также связь ст. 14-го с предыдущими. В ст. 12–13 пророк, по повелению Божию, предлагает священникам два вопроса о законе: „если бы кто нес освященное мясо в поле одежды своей, и полою своею коснулся хлеба или чего-либо вареного, или вина, или елея или какой-нибудь пищи, сделается ли это священным? И отвечали священники, и сказали: нет. Потом сказал Аггей: а если прикоснется ко всему этому кто-либо осквернившийся от прикосновения к мертвецу, сделается ли это нечистым? И отвечали священники, и сказали: будет нечистым». Какая связь приведенных вопросов и ответов с ст. 14-м, если в последнем, как обычно полагают, пророк обличает иудеев за нерадение о постройке храма? Существующие комментарии на кн. пр. Аггея эту связь определяют неодинаково. По мнению Велльгаузена, пророк в ст. 12–14 желает сказать: непрямое соприкосновение с освященным не освящает (ст. 12), но прямое соприкосновение с нечистым оскверняет (ст. 13); мирские интересы настолько захватили народ, что малый элемент святости (жертвенник без храма) не может оказать на народ никакого влияния в смысле освящения его; поэтому нужно принять большее участие в святости, т. е. ревностно вести постройку храма 43 . Андре, выражая понимание многих других комментаторов, передает смысл рассматриваемых стихов так: Израиль с одной стороны подобен человеку, который носит освященное мясо в поле одежды своей, с другой – тому, кто сделался нечистым вследствие соприкосновения с трупом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

1)! Затем, чтобы спасти народ, пророк снова начинает обличать и вразумлять его. О если бы я мог найти себе обитание в самой отдаленной части пустыни, – я бы удалился от него, чтобы не видеть его нечестие, ибо все нравственно развратились: ложь, неверие и коварство всюду (ст. 2–3). Каждый должен беречься своего ближнего, даже родного, ибо брат брату подставляет ногу; никто не говорит истины, а ложь и лесть (ст. 4–6). Поэтому так говорит Господь – вот Я разжегу их – брошу в огонь бедствия, Иерусалим превращу в груды развалин и жителей его отдам в плен (7–11). И если спросят, за что это, скажи – за то, что люди оставили закон Мой и пошли по изволению своего сердца и в след идолов, чему научили их отцы их (ст. 12–14). Поэтому я рассею их среди народов, которых не знали они и отцы их, и пошлю меч, который погубит их (ст. 15–16). Призовите плакальщиц, пошлите к самым мудрым из них, которые умеют причитывать, пусть они оплакивают вас, как умерших, и сами плачьте и дочерей своих учите оплакивать (ст. 17–20). Ибо смерть войдет в домы ваши и во всю землю вашу, и погубит всех, даже младенцев, бегающих по улицам, и юношей на площадях, и будут мертвые валяться на улицах, как навоз и некому их будет хоронить (ст. 21–22). Я погублю всех и язычников, поскольку они не обрезаны плотью, и иудеев, потому что они, хотя обрезаны плотью, но не обрезаны сердцем: те и другие умрут во гресех своих (ст. 23–26). Глава 11-я Пророк по повелению Божию напоминает иудеям слова Закона Моисеева, в которых сказано: проклят муж, иже не послушает словес завета сего. Так как предки ваши не исполнили этих словес, не смотря на постоянные увещания пророков, то Я,–говорит Господь, – и навел на них те бедствия, которые указаны в законе, отдал их в плен Ассирийский (ст. 1–8). И теперь среди иудеев идет совещание только на злое, они возвратились к беззакониям отцов их, поэтому Я наведу и на них злая, от которых не избавят их боги, которым алтари они поставили на всех улицах Иерусалима (ст. 9–13). И возопиют ко Мне во время скорби и не услышу их.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

27. Ин. 10:27 . Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. 28. Ин. 10:28 . И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Ин. 17 д.; Ин. 8:51, 5:24 ; Ис. 40 д.; Рим. 8:38 ; 1Пет. 1:5 . Овцы Мои и пр.: кратко повторяет Господь характеристические отношения между Его последователями и Им, полнее высказанные в предшествующей речи, указывая теперешним слушателям Своим, почему они не принадлежат к числу овец Его. – Слушают голоса Моего: см. прим. к ст. 3–4. – И Я знаю их: см. прим. к ст. 14. – И они идут за Мною: см. ст. 4. Все черты, показывающие любвеобильное взаимное отношение между Христом и верующими в Него. – Я даю им жизнь и пр.: см. прим. к ст. 10 и 3:24; 6:39–40, 47 и парал. – Никто не похитит: намёк на волка, который расхищает овец, когда наёмник оставляет их (ст. 12). У Него – Пастыря доброго, а не наёмника, никакой враг не расхитит овец и не распугает их, ибо они состоят под покровительством Всемогущего (ст. 29). Впрочем, рука здесь символ не только власти и могущества, но ещё символ собственности овец. Возможность отпадения от Христа сими выражениями, конечно, не отрицается, ибо отпадший не есть уже овца Христова. 29. Ин. 10:29 . Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Ин. 6:37, 14:28 ; 1Кор. 15 д.; Ин. 10:33, 38 30. Ин. 10:30 . Я и Отец – одно. Ин. 5:23 ; Ин. 17 д. Ин. 21 . Пояснение того, почему никто не похитит из руки Христа овец Его. Бог Отец всемогущ, а Христос и Отец – одно. – Который дал Мне их: ср. прим. к 6:37. Это «сказано ради иудеев, чтобы они опять не назвали Его противником Божиим (Злат.). – Больше всех: по ходу речи надобно понимать, что Господь называет здесь Отца Своего большим всех по силе и могуществу, так что ни один враг не может одолеть Его и вследствие сего не может похитить овец Его из рук Его, – насильно, против воли и желания верующих отлучить их от Бога. – Я и Отец – одно: по связи речи опять одно по силе и могуществу, «так как вся речь у Него была о могуществе» (Злат., ср. Вас. В. 3, 56). Если никто не может похитить овец из рук Отца, значит, Отец всемогущ. Если же Отец и Христос одно, то, значит, и Христос всемогущ. Если же Он всемогущ, то, значит, Он – Бог. Если же Он Бог, то, значит, Он – одно с Отцом не только по всемогуществу, но и по всем другим Божеским свойствам, а, следовательно, и по природе или по существу (Злат. и Феофил.). Следовательно, в этом выражении содержится несомненно учение Самого Иисуса Христа о Своём Божестве. Так слова Его поняли и иудеи (ст. 33), и Господь не только не указал им на неправильность понимания ими слов Его, но и оправдывает Свои слова, что Он Сын Божий (ст. 36) и един с Отцом (ст. 38) (Ср. Злат. и Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

πτρα). Этимология имени Воанергес, которым Господь нарекает сынов Зеведеевых (ст. 17), недостаточно ясна: евангелист переводит: «сыны Громовы», что может означать или отличавшую их огненную ревность (ср. Лк. Мк.9:54–56 ), или возлагаемое на них служение. Гром считали «голосом Божиим» (ср. недоразумение Ин. Мк.12:28–30 ). Сыны Громовы призваны вещать слова Божии. На Иоанне предуказание, заключенное в переименовании, исполнилось в полной мере. Смысл переименования, вообще, – указать призвание. Понятие апостольства, как мы видели, предполагает особое служение. Какое служение было возложено на Двенадцать? В ст. 14–15 это сказано прямо: «Чтобы с Ним были, и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов». Они несут служение слова. Они имеют власть над бесами и вообще над господствующей в мире силой зла (ст. 15). Иными словами, они делают то же, что и Иисус. Они и пребывают с Ним. Так, точнее, раскрывается понятие избранного стада. Но тем, которые с Иисусом, противополагаются те, которые в той или иной степени против Иисуса. О них – в последующем отрывке. Мк.3:20–35 Вокруг Иисуса опять толпы народа. Марк дает красочную подробность: скопление такое, что Иисус не имеет возможности вкусить пищу (ст. 20). «И, услышав, ближние Его, пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя». Русское выражение «ближние Его» есть перевод греческого ο παρ’ ατο, буквально: «те, которые были с Ним». Кто они? Рассказ имеет два центра. О παρ’ ατο пошли взять Его (ξλθον κρατσαι ατν). В ст. 22–30 речь идет о книжниках, пришедших из Иерусалима. Но в ст. 31 мы снова читаем: «И пришли (точнее: «приходят»; по-гречески стоит Praes. hist: ρχονται) Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его». ρχονται в ст. 31, естественно, возвращает нас к ξλθον в ст. 21. Если так, то состав группы ο παρ’ ατο, достаточно ясен: это – Мать и братья Иисуса. Такое отожествление сопряжено с некоторыми трудностями. Они пошли взять Его, «ибо говорили, что Он вышел из себя» (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

а) Для узаконяемой жертвы должна быть избираема юница рыжая, без порока и не носившая ярма. Старший священник (Елеазар) должен был вывесть ее из стана на место чистое, и там пред ним закалали ее; кровию жертвы Елеазар должен кропить по направлению к скинии седмижды (ст. 1–4). Мясо, кожа, кровь и внутренности с нечистотами всецело сожигались, а на сожигаемую юницу священник бросал кусок кедров дерева, иссоп и нити червленой шерсти (ст. 5–6). Священник и сожигавши жертву должны были измыть тело свое и одежды водою, и считались нечистыми до вечера (ст. 7–8). Пепел от этой жертвы собирал чистый человек для сохранения, и потом на этот пепел в сосуде наливалась чистая вода, которая и была водою очищения для Израильтян от осквернения трупом (ст. 9–10). б) Прикосновение к трупу человеческому делало человека нечисгым на семь дней и он без очищения чрез кропление означенною водою не мог войти в скинию, чтобы не осквернить ее (ст. 11–13). Присутствие мертвеца в шатре делает нечистым каждого входящего в шатер и все принадлежности шатра и сосуды, если они не покрыты. Такое же осквернение производит прикосновение к трупу убитого («язвенному») или умершего на поле и даже к кости человеческой и к гробу (ст. 14–16). Для очищения от такого осквернения нужно брать пепла от указанной жертвы и на него вливать в сосуде живой воды. Этою водою чистый очищает нечистого, обмакнувши иссоп в воду и покропивши его, а также дом и все сосуды в нем. Это нужно делать в третий и седьмой день по осквернении (ст.17–19). Если же кем не будет исполнено такое очищение от осквернения, то «душа того потребится от среды сонма» (ст. 20). Окропляющий нечист до вечера и всякий, прикоснувшийся к нечистому, нечист до вечера (ст. 21–22). ________________ 1. Какой таинственно-символический смысл обрядов рыжей юницы? – Из спецального назначения этой жертвы – очищать нечистоту смерти открывается общее значение ее, как жертвы, служащей не к очищению греха, а к снятию смертного проклятия, лежащего на всем обществе Израиля и на всем человечестве, и к приобретению очистительного средства для уничтожения смертной нечистоты для отдельных лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

а) Многочисленные жены (700) и наложницы (300) Соломона из Хананейских племен (ст. 1–3). б) Идолослужение престарелого Соломона из угождения женам язычницам (ст. 4–8). в) Гнев Господень на Соломона и объявленный ему суд Божий об отторжении от наследника и сына его большей половины царства Израильского (ст. 9–13). г) Краткая история Адера Идумеянина, который вступает первым противником Соломона (ст. 14–22). д) Разон, бывший подданный Адраазара, царя Сувского, из беглеца и предводителя разбойнической шайки, сделавшийся царем Сирии, – второй противник и враг Соломона (ст. 23–25). е) Иеровоам Ефремлянин, бывший смотритель над оброчными работниками из дома Иосифова, – третий враг Соломонов (ст. 26–28). ж) Пророк Ахия, символически (посредством раздрания своей одежды на 12 частей), открывает сему Иеровоаму о назначении его быть царем над десятью коленами Израильскими (ст. 29–39). з) Бегство Иеровоама в Египет от гнева Соломонова, и смерть Соломона (ст. 40–43). Ст. 9–10. … И разгневался Господь на Соломона за то, что он уклонил сердце свое от Господа Бога Израилева, Который два раза являлся ему… Последнее обстоятельство замечено для показания безответной виновности Соломона; ибо не через пророка Господь изъяснял ему Свои обетования и объявлял угрозы, но самолично, и не один раз, а дважды 489 . Преступность Соломона состояла, во-первых, в его чрезмерном многоженстве; ибо, хотя и позволялось в ветхом завете иметь несколько жен, но, в то же время, прямым предписанием закона воспрещалось умножать их до чрезмерности, в особенности, царям, дабы не развратилось (от сладострастия) сердце их 490 . Преступность многочисленных связей Соломоновых усугублялась тем, что они заключены им были с женщинами из тех, именно, национальностей, которые в особенности были ненавистны Иегове, по их языческой развращенности 491 . Главная же преступность Соломона состояла в том, что он унизился до идолопоклонства, и, по примеру своих языческих жен – последовал иным богам , и, таким образом, не исполнил того, что заповедал ему Господь Бог .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

а) Товит припоминает о долге Гаваиловом, и намеревается, для получения оного, послать сына своего в Раги Мидийские (ст. 1–2). б) На прощанье, дает сыну завещания и наставления: а) о почтительности к родителям (ст. 3–4); б) о страхе Божием и благочестии, как главной причине успеха в делах жизни (ст. 5. 6); в) о благотворительности и милостыне (ст. 7–11); г) о чистоте и супружеском целомудрии (ст. 12–13); д) о честности и благожелательности, трезвенности и щедрости (ст. 14–17); е) о скромности, и благоразумии, и преданности в волю Божию (ст. 18–19); ж) Напоследок, Товит открывает сыну о десяти талантах серебра (около 7,500 руб. сер.), числящихся на Гаваиле (ст. 20–21). Наставления Товита сыну своему столь драгоценны для юношей, что они должны бы твердо изучить их и непременно взять за руководственное правило жизии, дабы счастье их было твердо упрочено. Ст. 3. а) …Сын мой! когда я умру, похорони меня, и не покидай матери своей: почитай ее во все дни жизни твоей, делай угодное ей, и не причиняй ей огорчения. Помни, сын мой, что она много имела скорбей из-за тебя еще во время чревоношения. Когда она умрет, похорони ее подле меня в одном гробе… Итак, первая добродетель, которой должно украшаться юношество, – это почтение к родителям. Оно есть решительный признак благородной души и неиспорченного сердца в юноше, помнящем и ценящем болезни рождения и труды воспитания, из-за него и для него подъятые родителями. Вытекая из естественного и инстинктивного чувства, любовь к родителям в благородных юношах возвышается до сознательного долга и христианской добродетели, снисходительно покрывающей даже недостатки и слабости родителей, и уважающей память их даже по смерти их. Невидимо привлекая на почтительных сынов благословение небесное, эта добродетель является основой их семейного счастья и благополучия житейского, – чему живым примером является добродетельный Товия. Не от того ли, наоборот, так часто юноши не управлены бывают во всех путях своих, и терпят горькие неудачи в жизни, что думают устроить ее сами по себе и без родительского благословения?!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Б) Изложение предложения Член первый: преступления Ассура и наказание его а) Случай к гордости и злым замыслам его. Ст. 6. Я пошлю его против народа нечестиваго, и прогнив народа гнева Моего, дам ему повеление, ограбит грабежом и добыть добычу, и попирать его, как гряз на улицах. Первый член излагает: а) случай к беззаконию Ассирийского царя, именно счастливый успех в разрушении царства Израильского, которое Бог попустил разрушить за нечестие народа; или излагает причины, по которым Бог попустил Ассирийским царям поражать бедствиями народ Свой, (ст. 6); б) описываются беззакония Ассирийских царей в исполнении этого суда Божия, ст. 7–11); в) излагается наказание, за это определенное Ассуру, (ст. 12). В 6-м стихе показывается повод к беззаконию Ассура, замышляемому против Иудеи, – тот, что Бог употребил Ассириян в орудие для наказания нечестивого народа Израильского. А Ассирияне вместо того, чтобы весь успех в войне с Ефремлянами приписать Богу, карающей правде Его, приписали своей силе и, тщеславясь своими успехами, замышляли разрушить и Иудейское царство против воли Божией. Причина, по которой Бог попустил Ассириянам наказать Ефремлян, разграбить их имущество и разрушить царство Израильское, выражается в словах: я послал (или пошлю 14 ) его на народ лицемерный, против народа ярости Моей (т. е. на который Я гневаюсь), наставил (или наставлю) его для того, чтобы разграбит и попрать его, – разрушить царство, т. е. Я послал Ассура только на Ефремлян в наказание за их нечестие и идолопоклонство. б) Беззакония Ассириян, допущенные ими в исполнении суда Божия. Ст. 7. Но он не так подумает, и не так помыслит сердце его; у него будет на сердце – разорит и истребит не мало народов. Ст. 8. Ибо он скажет: не все ли цари князья мои? Ст. 9. Халие не то же ли, что Кархемис? Емаф не то же ли, что Арпад? Самария не то же ли, что Дамаск? Ст. 10. Так как рука моя овладела царствами идольскими, в которых кумиров более 15 нежели в Иерусалим и Самарии; Ст. 11. То не сделаю ли того же с Иерусалимом и изваяниями его, что сделал с Самариею и идолами ея? Ассур, опустошив Сириян и Ефремлян, не хотел думать, что Бог Израилев попустил ему это сделать для наказания нечестивого народа; замышлял расширить пределы своего царства и возвысить свою власть разрушением соседних царств, покорить себе даже Иудею.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010