4Цар.18:19 .  И сказал им Рабсак: скажите Езекии: так говорит царь великий, царь Ассирийский: что это за упование, на которое ты уповаешь? 4Цар.18:20 .  Ты говорил только пустые слова: для войны нужны совет и сила. Ныне же на кого ты уповаешь, что отложился от меня? 4Цар.18:21 .  Вот, ты думаешь опереться на Египет, на эту трость надломленную, которая, если кто опрется на нее, войдет ему в руку и проколет ее. Таков фараон, царь Египетский, для всех уповающих на него. 4Цар.18:22 .  А если вы скажете мне: «на Господа Бога нашего мы уповаем», то на того ли, которого высоты и жертвенники отменил Езекия, и сказал Иуде и Иерусалиму: «пред сим только жертвенником поклоняйтесь в Иерусалиме»? 4Цар.18:23 .  Итак вступи в союз с господином моим царем Ассирийским: я дам тебе две тысячи коней, можешь ли достать себе всадников на них? 4Цар.18:24 .  Как тебе одолеть и одного вождя из малейших слуг господина моего? И уповаешь на Египет ради колесниц и коней? 4Цар.18:25 .  Притом же разве я без воли Господней пошел на место сие, чтобы разорить его? Господь сказал мне: «пойди на землю сию и разори ее». Стихи 27–35. Речь Рабсака – образец древнего дипломатического ораторства, построена она весьма искусно. Произнесена была на еврейском языке (йегудит – по-иудейски, ст. 26 – применительно к Иудейскому царству), а не на обычном в то время дипломатическом языке арамейском – нарочно – с целью произвести соответствующее впечатление на возможно большую массу народа (в большинстве не понимавшего арамейской речи, ст. 26–27). Раввины и блаж. Феодорит (вопр. 52) полагали, что Рабсак был евреем или предавшимся ассирийцам, или взятым ими в плен и затем возвысившимся до положения сановника. Указание Рабсака на слабость Египта и бесполезность союза с ним или даже вред его (ст. 21) даже по букве напоминает пророческое сравнение ( Иез.29:6 и д. ), а по мысли вполне совпадает с одной из речей пророка Исаии ( Ис.30:1–7 ). Весьма искусна и ссылка на отмену высот жертвенников Иеговы Езекией (ст. 22): выражая действительный факт (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1) Головеньки – ст. Ясенки Карамышево – ст. Лазарево Колядино – ст. Ясенки Кочаки 5) Ламиносово – ст. Ясенки Мясоедово Переволоки – г. Крапивна Потемкино – ст. Ясенки Пришня – г. Крапивна 10) Спасское на Солове Трасна – ст. Ясенки 3-й округ Благочинный, священник села Покровского-Ушакова Николай Глаголев. Духовный следователь, священник села Пирогова-Зыкова Димитрий Глаголев. 1) Архангельское – ст. Горбачево Голощапово – ст. Лазарево Драгуны (Кудрино) – г. Крапивна Красное – ст. Сергиево 5) Красногорье Лапотково – ст. Лазарево Новая Локна – ст. Горбачево Покровское-Ушаково Пирогово-Зыково – станц. Сумароково М.-К. жел. дор. 10) Рахманово – ст. Сергиево Синявино Старая Локна Частые Колодези 4-й округ Благочинный, протоиерей села Сергиевского Евгений Озерецковский. Духовный следователь, священник села Сергиевского Василий Ивановский. 1) Змиево-Ильинское – ст. Лазарево Камынино-Покровское – ст. Сергиево Липово – ст. Сумароково М.-К. ж. д. Нарышкино (Петровское) – ст. Теплое Р.-У. жел. дор. 5) Ново-Никольское – ст. Лазарево Пирогово-Спасово – ст. Сумароково М.-К. ж. д. – ст. Лазарево Сергиевское – ст. Сергиево 10) Сорочинка-Димитриевское Спасское на Уперте-Тихие Затоны – ст. Лазарево Теплое – ст. Теплое Р.-У. ж. д. Царево Юрьево, прип. к с. Сергиевскому – ст. Сергиево 5-й округ Благочинный, священник села Панина Александр Глаголев . Духовный следователь, священник села Воронков Димитрий Петровский. 1) Богучарово – ст. Ясенки Бородино Воронки Головлино 5) Горячкино-Нижнее Костомарово Долгое Иконки – ст. Лазарево Колычево Костомарово-Вышнее – ст. Ясенки 10) Кобелево-Пречистеское Крутицы – ст. Лазарево Крутое – ст. Ясенки Миленино Панино – ст. Ясенки 15) Хилково – ст. Лазарево Новосильский уезд 1-й округ Благочинный, священник Казанской Кладбищенской ц. г. Новосиля Николай Борисоглебский. Духовный следователь, священник села Воротынцева Петр Вознесенский. Гор. 1) Соборная Успенская – г. Новосиль Николаевская Казанская Кладбищенская 5) Воротынцево Зарецкая Слобода Петушки Ямская Слобода

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

20-й и последний царь Иудейский – Матфания, Навуходоносором переименованный в Седекию (евр. Цидкийягу), был дядей Иехонии, младшим сыном Иосии, рожденным от одной матери с Иоахазом (ср. стих 18 с 4Цар.23:31–36 ; ср. Иер.37:1 ). Уже факт перемены имени Навуходоносором новому царю иудейскому (ср. 4Цар.23:24 ) указывал, что царскую власть последний получил лишь под условием абсолютной вассальной зависимости от вавилонского царя. Но Навуходоносор, кроме того, взял с Седекии клятву именем Бога, или присягу на верность себе ( 2Пар.36:13 ; Иез.17:13 ); клятву эту он, однако, впоследствии нарушил (год отложения его от вавилонского царя в библейском тексте не указан). Общее настроение и направление деятельности Седекии было небогоугодное (ст. 19, ср. Иер.37:3 ); Иудейское царство, вследствие внутреннего разложения своего, готово было стать предметом и жертвой гнева Божия (ст. 20, ср. ст. 3). По-видимому, с целью возвратить часть пленников иудейских из Вавилона, Седекия сначала посылал туда посольство ( Иер.29:3 и далее), а затем в 4-м году царствования своего, вероятно, с тою же целью предпринимал путешествие туда ( Иер.51:59 ), но то и другое было тщетно. Между тем соседние племена – идумеяне, моавитяне, аммонитяне и финикияне задумали соединиться и совокупными силами сбросить иго Вавилона, к этому располагали и Седекию, приглашая вступить в свою коалицию ( Иер.27:3 ). Решившись на это ( Иез.21:20,28 ), вопреки увещаниям пророка Иеремии ( Иер.27:4 и далее) и под влиянием и ободрением ложных пророков ( Иер.28:1 ), Седекия послал за помощью и союзом к египетскому фараону Офре (26-ой Саисской династии, в 589–570 гг. ) ( Иез.17:15 и далее ). Затем последовало открытое восстание Седекии против вавилонского царя, вызвавшее новый и роковой для Иудейского царства поход Навуходоносора на Иерусалим и Иудею ( 4Цар.25:1 ). Рассказ ( 4Цар.24:184Цар.25 ) почти буквально сходен с последней ( Иер.52 ) главою книги пророка Иеремии, только в последней нет сообщения ( 4Цар.25:22–26 ), а в 4 книге Царств не имеется вычисления ( Иер.52:28–30 ). Взаимное отношение этих параллельных повествований, священно-исторического и пророческого, вполне аналогично отношению между ( 4Цар.18:13–20 ) с одной стороны и ( Ис.36–39 ) с другой, т. е. каждое из параллельных повествований имело в основании своем общий источник – священную летопись событий, составленную кем-либо из современных пророков-историографов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

4Цар.25:9 .  и сжег дом Господень и дом царя, и все домы в Иерусалиме, и все домы большие сожег огнем; 4Цар.25:10 .  и стены вокруг Иерусалима разрушило войско Халдейское, бывшее у начальника телохранителей. 4Цар.25:11 .  И прочий народ, остававшийся в городе, и переметчиков, которые передались царю Вавилонскому, и прочий простой народ выселил Навузардан, начальник телохранителей. 4Цар.25:12 .  Только несколько из бедного народа земли оставил начальник телохранителей работниками в виноградниках и землепашцами. В ( Иер.52:12 ) день прибытия Навузардана (его должность по-еврейски названа как рабтаббахим – «глава палачей»: ср. ( Быт.37:36 ), т.е. телохранителей: «исполнители казни всегда составляли ближайшею стражу» проф. Гуляев, с. 384) назван не седьмым, как здесь, а 10-м; последний указан и у Иосифа Флавия («Иудейская Война» 6:4,8; в «Иудейские Древности» 10:8,5 он, впрочем, днем сожжения храма считает 1-е число 5-го месяца). Пятый месяц Аб соответствует большей части нашего августа. По Иосифу Флавию («Иудейская война», цит. м.) храм Соломонов был сожжен вавилонянами в тот самый день пятого месяца (Аба, у Иосифа Флавия – «лооса» 23 ), в какой впоследствии (70 г. по Р. X. ) сожжен был римлянами храм Иродов. Талмудическое предание относит разрушение обоих храмов к девятому аба (Таанит, 29а), и в этот день был установлен пост. Кроме храма и дворца царского Навузардан сжег также все сколько-нибудь значительные дворцы города, разрушены были и стены города, составлявшие его твердыню (см. 2Пар.32:5,33:14 ). Навузардан, выселив из Иудеи последние остатки сколько-нибудь зажиточного люда, в Иудее он оставил лишь совершенно бедных жителей – земледельцев и садоводов. 4Цар.25:13 .  И столбы медные, которые были у дома Господня, и подставы, и море медное, которое в доме Господнем, изломали Халдеи, и отнесли медь их в Вавилон; 4Цар.25:14 .  и тазы, и лопатки, и ножи, и ложки, и все сосуды медные, которые употреблялись при служении, взяли; 4Цар.25:15 .  и кадильницы, и чаши, что было золотое и что было серебряное, взял начальник телохранителей:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Эти события свящ. историк считает справедливо определенной хронологической датой, в соответсвие исходу из Египта ( 3Цар.6:1 ). До века Соломона еврейское царство находилось в состоянии как бы отрочества. Пока Господь не определил и не избрал места постоянного пребывания Его имени среди израильских колен и Его ковчег был в переносной скинии, до тех пор и весь еврейский народ представлялся еще не окончившим своего странствования, он был в постоянных войнах, а не в покое, и Давиду за пролитие крови не позволено было строить храм ( 3Цар.5:3 ). При Соломоне же – «муж мира» Господь даровал мир народу Своему от всех врагов его и дал ему место «и укоренил его», чтобы он более не был исторгаем ( 2Цар.7:10 ; 3Цар.5:4–5 ), а вместе с тем положил начало исполнению обетования о вечном престоле дома Давида. Так дом Давида и дом Божий построяются и укрепляются ( 3Цар.5–9 ), таково начало книги, а конец ее: разрушение войсками Навуходоносора Иерусалимского храма и пленение Седекии, т.е. падение дома Божия и дома Давидова ( 4Цар.24 –25гл.). Единство писателя и систематичность обозреваемых книг видны, далее, из того, что писатель очень тщательно и всюду единообразно определяет хронологию описываемых событий. Он определяет время рождения царей, время вступления их на престол, количество лет их жизни. При этом виден определенный порядок и определенный способ летоисчисления, проводимый по всем повествованиям: точно определив число лет правления Давида ( 3Цар.2:11 ) и Соломона ( 3Цар.11:42 ), писатель, затем, строго соблюдает синхронистический порядок летоисчисления, точно отмечая, на каком году правления иудейского царя вступил на престол тот или иной израильский царь ( 3Цар.15:25,28;16:8,15,23 ; 4Цар.13:1;13:10 ), а равно и на каком году правления того или другого израильского царя вступил на престол тот или иной иудейский царь ( 3Цар.15:1,9 ; 4Цар.12:1;14:1 ). Синхронизмом же определяется продолжительность правления царей и смерть их ( 3Цар.14:20–21;15:2,25,28;16:28–29 ; 4Цар.12:1 ). Годами правления царей определяется время важных событий, например, нашествие Сусакима египетского ( 3Цар.14:25 ), падение Самарии ( 4Цар.17:6 ), нашествие Сеннахирима ( 4Цар.18:13 ) и Навуходоносора ( 4Цар.25:1 ), продолжительность строения храма и дворца ( 3Цар.6:37–38;7:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

«Это место в высшей степени замечательно. Если бы была возможность совершенно удовлетворительно объяснить, что значит эта находка, то многое бы объяснилось в истории евреев. Новейшие неправославные ученые любят утверждать, что книги из глубокой древности, известные под именем Моше, явились в свет и сделались известны евреям гораздо позже Моше; по мнению некоторых. Именно после того, как Хелкия нашел древний список в храме» (проф. Гуляев, с. 371). Последнему предположению так называемых теоретиков развития о происхождении некоторой части Пятикнижия, именно Второзакония, в данное время (см. напр. Stade, Geschirhe Isr. I, s. 650 и далее) противостоит уже то, что найденная книга закона в библейском тексте представляется не вновь появившеюся книгою, а издавна вполне известной (отсюда – определенный член: (гас) сефер – (гат) тора), а в параллельном месте ( 2Пар.34:14 ) она прямо называется «книгой закона Господня (данную) рукою Моисея» (сефер торат Иегова бейяд Моше). Выражение же «книга закона» было, бесспорно, техническим термином для всей совокупности писаний Моисея, которые все под общим именем «книги закона» Моисей повелел левитам (священству во главе с первосвященником) хранить в самом ковчеге завета ( Втор.31:24–26 ). Если найденная Хелкией книга далее называется «книгою завета» (сефер-габберит 4Цар.23:2–3,21 ; 2Пар.34:30–31 ), то и это название, как и предыдущее, гораздо более приложимо ко всему Пятикнижию, чем к какой-либо отдельной части его, напр., к Второзаконию. Если против признания найденной книги целым Пятикнижием указывают, между прочим, на краткость времени, в какое Шафан ( 4Цар.22:8,10 ) и после Иосия ( 4Цар.23:2 ) могли прочитать ее, то в ( 2Пар.34:18 ) сказано, что Шафан читал в ней (евр. бо), т.е., нет надобности думать, что прочитана была вся книга; если же, далее, говорят, что прещения Божии, очевидно, содержащиеся в книге и столь поразившие царя (ст. 11, 16) и народ ( 4Цар.23:2–3 ), более всего напоминают о прещениях ( Втор.28 и другие), то прещения этого рода находятся и в других частях Пятикнижия, например, ( Лев.26 ). Важнее же всего то, что как завет народа с Иеговою был заключен и мог быть заключен только на основании целого закона ( 4Цар.23:2–3 ), а не отдельной его части, так и последующая реформа культа ( 4Цар.23:4–20 ) и заключительное к ней законное совершение Пасхи (ст. 21–24) могли быть осуществлены только на основании законов всего Пятикнижия ( 4Цар.23:24–25 ), в частности праздник Пасхи – на основании главы Исх.12 ( Исх.23:15,34:18 ; Лев.23:5–8 ; Чис.28:18–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Чтобы не быть схваченным и не подвергнуться опасности. Владыке Богу угодно, чтобы пользовались мы и человеческими мерами предосторожности. Ибо тем, которые одарены разумом, надлежит, когда должно, пользоваться сим разумом. Вопрос 28. Почему пророка назвали неистовым (4Цар.9:11)? Как злочестивые, оскорбляли они служителей Божиих и называли беснующимися за то, что говорили с дерзновением. Ииуй же назвал пророка «суесловом» не в поругание ему, но пытаясь скрыть сказанное; когда же увидел настоятельное требование, объявил слова пророка ( 4Цар.9:12 ). Вопрос 29. Что значит сказанное: " и взя муж ризы своя, и положи под Ииуем на один гарим» (4 Цар. 9:13) 9 ? Последующее за сим объясняет неясность речи. Ибо писатель присовокупил: «на единем от степений». Узнав же о Божественном избрании, все воздали честь Ииую как царю. Араминами же ( 4Цар.9:16 ) назвал писатель сириян, потому что «арама» значит «сирияне». Так перевели и другие. Вопрос 30. Как должно разуметь сказанное: «и шествие, шествие Ииуя сына Намессиина в премене бысть» (4 Цар. 9:20)? Страж, издали увидев, что, хотя возвращались непосланные, однако же толпою, по-видимому, предводительствовал Ииуй (так показывала наружность), объявил о том, что видел. В некоторых списках читается «водяй», т.е. Бог ведяше Ииуя. Вопрос 31. Что значит сказанное: «и Господь рече о нем пророчество (τ λμμα) cue " (4Цар.9:25)? Пророчества называли и видениями (ορσεις), и бременами 10 (λμματα). Одни из пророков видели что-либо или в сновидениях, или в бодрственном состоянии, и этот род пророчества назывался видением, а другие вещали и предрекали будущее по действию в них Духа Божия и сие называли бременем. Итак, Ииуй припомнил предречение великого Илии, что где псы лизали кровь Навуфееву, там полижут кровь Ахавову. Посему там же велел бросить и тело Иорамово. А узнав, что и тело Иезавели также съедено псами, подивился нелживости предречения. Ибо сказано было: «в части Иезраеля снедят пси плоть Иезавелину» и т.д. ( 4Цар.9:36 ). Но по умерщвлении других сыновей Ахавовых воспитателями их премудро сказал Ииуй народу: «се, аз обратихся на господина моего и убих его; и кто порази всех сих? видите убо, яко не падет от глагола Господня на землю, егоже глагола Господь на дом Ахаавль» ( 4Цар.10:9–10 ), – т.е. я убил Иорама в намерении стать царем, кто же убил братьев его, которых числом было семьдесят? Не Божий ли это гнев, употребивший на сие самых приближенных служителей? Посему предречения пророков не ложны. Вопрос 32. Кого писатель называет «знаемыми» 11 (4Цар.10:11)?

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

4Цар.23:4 .  И повелел царь Хелкии первосвященнику и вторым священникам и стоящим на страже у порога вынести из храма Господня все вещи, сделанные для Ваала и для Астарты и для всего воинства небесного, и сжег их за Иерусалимом в долине Кедрон, и велел прах их отнести в Вефиль. Как некогда при Иоасе по заключении завета немедленно последовало искоренение языческого культа ( 4Цар.11:17–18 ), так то же повторилось и теперь: по словам Иисуса Сираха ( Сир.49:3 ), Иосия «успешно действовал в обращении народа и истребил мерзости беззакония», хотя, конечно, реформа, произведенная насильственными и чисто внешними мерами, без приемов убеждения и духовного перевоспитания массы, не могла быть ни глубокой, ни прочной. Очищение начинается с храма и возлагается на Хелкию – первосвященника ([гак] коген – [гаг] гадал в 4Цар.25:18 ; Иер.52:24 ; первосвященник по евр. коген – [га] рош – «главенствующий священник»), «вторых священников» (когане – [гам] мишне, cp. 4Цар.25:18 ), т.е. подчиненными первосвященнику и «стоящим на страже у порога» (ср. 4Цар.22:4 ; 1Пар.23:5 ) – из Левитов. Вынесена была из храма вся утварь, посвященная Ваалу, всей силе небесной (см. 4Цар.21:3 и комментарии ) и Ашере-Астарте (ср. 3Цар.14:23,15:13 ) и, по предписанию ( Втор.7:25,12:3 ), все это было сожжено, как нечистое, вне Иерусалима в долине (евр. шадмот – «поля», LXX-m и слав. оставляют без перевода: ν σαδημωθ, «в садимофе») Кедрон, где уничтожены были предметы идолослужения при Асе ( 3Цар.15:13 ) и Езекии ( 2Пар.29:16 ). Но пепел сожженных идолов не должен был оставаться в долине Кедрон, поблизости к Иерусалиму: он отнесен был в Вефиль – для выражения решительного презрения и омерзения к этому средоточию противозаконного культа тельцов ( 3Цар.12:29–33 ), послужившему началом и источником всех последующих отпадений Израиля в язычество. 4Цар.23:5 .  И отставил жрецов, которых поставили цари Иудейские, чтобы совершать курения на высотах в городах Иудейских и окрестностях Иерусалима, – и которые кадили Ваалу, солнцу, и луне, и созвездиям, и всему воинству небесному;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ст. 2. ...жезлом владения твоего – т. е. собственность, отмеренную жезлом владельца. Ст. 8. ...праздники – законное служение Богу, истинное богопочитание. Ст. 13–15. Вспоминается исход древних евреев из Египта. Ст. 13. ...истребил змиев в воде – потопил египтян (см.: Исх. 14:23–28 ). Ст. 15. ...источники и потоки – см.: Исх. 17:1–6 ; Чис. 20:1–11 . Речь идет о чудесном событии, которое произошло, когда вышедший из Египта еврейский народ странствовал по пустыне, томясь от жажды; по повелению Божию Моисей ударил тогда своим жезлом по скале, и из нее потекла вода; ...реки полноводные –р. Иордан, воды которого остановились в своем течении, когда через реку переносили Ковчег Завета (см.: Нав.З:14–17).   Псалом 74 Ст. 1. В конец – см. примеч. к пс. 4:1; ...да не погубишь – см. примеч. к пс. 56:1; ...песнь – см. примеч. к пс. 47:1; ...Асафа – см. примеч. к пс. 72. Псалом воспроизводит картину Суда Божия как бы от лица древних евреев, томящихся в вавилонском плену. Ст. 5–6. Рог – зд.: символ надменности. Ст. 7. ...не с пустынных гор – имеется в виду север и юг. Ст. 9. ...чаша гнева с крепким вином – символ страданий, посылаемых Господом. Ст. 11. В этом стихе можно расслышать голос надежды на возвращение из плена.   Псалом 75 Ст. 1. В конец – см. примеч. к пс. 4:1; ...Асафа – см. примеч. к пс. 72; ...песнь – см. примеч. к пс. 47:1; ...об ассирийце – речь идет об ассирийском царе Сеннахириме, который в 701 г. до Рождества Христова приходил к стенам Иерусалима, требовал капитуляции, но затем вынужден был отступить от города. Псалом поется как благодарение Богу за избавление от Сеннахирима (см.: 4Цар. 18–19 ). Ст. 3. ...на Сионе – в Иерусалиме. Ст. 4. ...врагов – букв. «войну». Ст. 7–10. Вспоминается событие, описанное в Священном Писании (см.: 4Цар. 19 ): в ответ на требование ассирийцев сдаться без боя царь Езекия молил Бога защитить город. Бог внял молитве, и Ангел ночью поразил вражеское войско. Сеннахирим отступил от Иерусалима. Ст. 7. ...смертным сном – букв. «сном своим», речь идет о гибели ассирийского войска под стенами Иерусалима (см.: 4Цар. 19:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

4Цар.22:3 .  В восемнадцатый год царя Иосии, послал царь Шафана, сына Ацалии, сына Мешулламова, писца, в дом Господень, сказав: 4Цар.22:4 .  пойди к Хелкии первосвященнику, пусть он пересчитает серебро, принесенное в дом Господень, которое собрали от народа стоящие на страже у порога, 4Цар.22:5 .  и пусть отдадут его в руки производителям работ, приставленным к дому Господню, а сии пусть раздают его работающим в доме Господнем, на исправление повреждений дома, 4Цар.22:6 .  плотникам и каменщикам, и делателям стен, и на покупку дерев и тесаных камней для исправления дома; 4Цар.22:7 .  впрочем не требовать у них отчета в серебре, переданном в руки их, потому что они поступают честно. «В восемнадцати год царя Иосии...» LXX точнее определяют время важного события открытия книги закона, добавляя: ν τ μην τ γδο, или по кодексам 52, 64, 72, 92, 106, 119, 121, 123, 134, 144, 236, 242, 245, 247 и др. – ν μην τ ββμφ, слав.: «в седмый месяц». Книга закона найдена была при реставрации храма, последовавшей теперь, спустя около 230 лет, после бывшей при царе Иоасе ( 4Цар.12:5 и далее), необходимо вызванной теперь нуждой очистить храм от языческих нечистот, введенных в него при Манассии и Амоне. Упоминание об этой новой реставрации храма близко напоминает рассказ XII гл. о прежней и в XXII главе более кратко, только предполагая то, что в XII гл. прямо высказывается; притом речь о реставрации храма здесь является лишь поводом к рассказу о найденной при этом книге закона. Реставрация храма началась, вероятно, не в 18-м только году царствования Иосии, а гораздо прежде, так как по ( 2Пар.34:3 ) Иосия уже на 8-м, а еще более на 12-м году царствования своего начал проявлять особенную ревность по Боге. О должности писца, евр. софер, LXX: γραμματες, Vulg.: Scriba, см. комментарий к ( 3Цар.4:3 ). По ( 2Пар.34:8 ), кроме Шафана, царь посылает в храм еще градоначальника Маасею и дееписателя Иоаха. Хелкия – первосвященник (ср. ст. 8, ( 4Цар.23:4 )) из рода Садока ( 1Пар.9:11 ). По почину Климента Александрийского , некоторые толкователи отождествляли его со священником Хелкиею, ( Иер.1:1 ), отцом Иеремии (Ейхгорн, Боген и др.), но против этого говорит как полное неупоминание книги пророка Иеремии о первосвященническом достоинстве отца пророка, так и то, что в Акафофе, родном городе пророка, жили священники не из линии Елеазара и Садока, а из линии Ифамара и Авиафара (ср. 3Цар.2:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010