Далее следует целый ряд пророчеств, обращенных к царям, на территории которых Иеремия подвизался. Первый отрывок более подробно поясняет 21:12а (2–3) и относится к иудейским царям вообще. Хотя обращение по форме стоит в единственном числе, имя царя не указано (1–3). Господь постоянно через своих пророков напоминает власть имущим о том, что их святой обязанностью является судить по справедливости, не притеснять слабых, сирот и вдов (см.: 2Цар. 8:15 о справедливом правлении царя Давида; ср.: Втор. 14:29 ). Сам Господь назначил царям быть пастырями народа. Обещание в ст. 4 повторяет слова из 2Цар. 7:11–16 (ср.: 17:25), но в данном отрывке ответственность царей увеличивается. Следующее пророчество (6–7) касается богатства Иудеи и царского дворца в частности. Галаад был цветущей и плодородной местностью, символом Божьего благословения (ср.: 8:22). Ливанские горы славились своими кедрами. Царский дворец был выстроен из отборных ливанских кедров и галаадских дубов, кедровые деревья также были использованы для постройки Храма (см.: 1Цар. 5:6–10; 7:2 ). В ст. 7 мы видим метафору уничтожения «кедрового дома». Богатство Иудеи теперь видится как ненадежное и преходящее, ибо Господь по Своей щедрости дал все это во владение иудеям, но в Его же в власти в любой момент лишить их Своих даров. В ст. 8–9 сформулирована причина падения Иудеи (8–9; ср.: 18–16). Бог остается верен Своим обещаниям, хотя иудеи со своей стороны нарушили соглашение. Пророчества, обращенные к конкретным царям, занимают ст. 10–30 (Все даты правления см. во «Вступлении»). Вероятней всего, что эти пророчества произносились Иеремией по частям, в разное время. В данной книге они собраны воедино с тем, чтобы обличить всех иудейских правителей (о царе Седекии см.: 21). Ст. 10–12 посвящены царю Иосии (умершему) и его сыну Иоахазу, который здесь назван Саллумом. Саллум–Иоахаз царствовал всего три месяца, после чего был свергнут египетским фараоном Нехао (см.: 4Цар. 23:30–34 ). Вместо Саллума египтяне посадили на иудейский трон его брата Иоакима, который был очень жестоким и корыстолюбивым человеком. Убитый в битве с Нехао царь Иосия, напротив, был благочестив и кроток. Отсюда и плач иудейского народа «об умершем».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

12 Иллюстрации, подчеркивающие нечто странное, противоречащее нормальному порядку вещей. Они освещают всю жизнь народа: правосудию следовало быть для общества целебным средством ( Втор. 19:16–20 ), а не ядом, но между тем (если можно так выразиться) разговоры о правде в общественной жизни стали горькой (горечь) шуткой. Не преступления отдельных людей, а состояние общественной жизни в целом вызвало Божье осуждение. Отсуствие истинных моральных ценностей (правды) и справедливого порядка в обществе (суда) неизбежно приводят народ к гибели. «Господь праведен, любит правду» ( Пс. 10:7 ). 13 Лодевар и Карнаим (2 Цар. 9:4; Быт. 14:5 ) – возможно, речь идет о блестящих победах Иеровоама в период завоеваний, достигших пределов Соломонова царства ( 4Цар. 14:25 ). Однако слава израильтян длилась недолго, в ст. 14 те же самые пределы будут обозначать область, захваченную врагами, простирающуюся от Емафа на севере до долины Арава (в русском переводе Библии – «до потока в пустыне». – Примеч. ред.) у Мертвого моря. Господь ненавидит тщеславную гордость людей, хвастающихся военной доблестью: у Него под руками Своя сила. 7:1 – 9:15 Господь Бог: суд и надежда Осуждение, которое не состоится (7:1–6), и надежда, которая исполнится (9:11–15), обрамляют последний раздел Книги Пророка Амоса. Внутри этих рамок представлено осуждение устрашающих размеров (8:1 – 9:6), которое, однако, сведется к особому осуждению (7:8 и дал.; 9:7–10), но не полному истреблению. Титул «Господь Бог», употребленный девять раз в гл. 1–6, в гл. 7 – 9 встречается одиннадцать раз. Какое несравненно славное всемогущество Господь проявляет, когда по милости Своей исполняет Свои обещания! 7:1–6 Опустошение, которого не будет Посредничество и заступничество были частью пророческой миссии ( Быт. 20:7 ; Иер. 7:16 ). Амос не молит отменить суд, но молится о том, чтобы Господь не допустил той формы осуждения, которую, как видится пророку, принимает этот суд. 1) Ст. 1–3, нашествие саранчи столь не ко времени, что никому из народа не выжить. 2) Ст. 4–6, наказание огнем столь велико, что он пожрет даже море и землю. Амос взмолился об отмене окончательной гибели Иакова, и его мольба была услышана. Повторное видение подтверждает истинность пророчества ( Быт. 41:32 ); стихийное бедствие (саранча) и Божья кара (огонь) подразумевают все возможные невзгоды. Тотальность выражена через контраст (см.: вступление к 6:1–7). Однако полное истребление народа Божьего предотвращено. Надежда оставлена.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

да не мыслит в сердце своем зла. Ср.: «зла... не мыслите» (7,10). 8:19 Этот стих содержит ответ на вопрос, который был задан в 7,3. Названные в нем посты соотносятся с различными эпизодами разрушения Иерусалима. четвертого. Пост в воспоминание падения стен Иерусалима, которое стало началом конца города ( 4Цар. 25,3.4 ). О постах пятого и седьмого месяцев см. ком. к 7,5. десятого. В 4Цар. 25,1 рассказывается, как Навуходоносор начал свою осаду Иерусалима в десятый месяц ( Иер. 39,1–10 ). 8:20–23 В этих стихах описывается великое паломничество языческих народов в Иерусалим. См. также Зах. 14,16–20 ; Ис. 2,1–4 ; Мих. 4,1–5 . Даруемое Богом спасение перестает быть уделом одного только Израиля и распространяется на весь мир ( Мал. 1,5 ). 8 сильные народы. См. ком. к Ис. 2,2–4 ; Мих. 4,1–3 . 8 десять человек из всех разноязычных народов. Здесь подчеркивается великое множество (ст. 22) язычников, которые придут восславить истинного Бога. Божий замысел состоит в том, чтобы спасти избранных Им «из всякого колена и языка, и народа и племени» ( Откр. 5,9 ). с вами Бог. Поклонение Богу вызвано Его живым присутствием среди Его народа ( 1Кор. 14,24.25 ). Глава 9 914,20 Пророк говорит здесь о грядущем Царстве Божием (9,1 11,17; 12,1 14,20). 911,17 Первая пророческая речь второй части книги посвящена грядущему пришествию Бога в обличье Царя, вершащего Свой суд. 9:1–8 В этих стихах Бог предстает в облике воина, вступающего во владение Своей землей и сокрушающего всех врагов-язычников, стоящих на Его пути. 9 Пророческое слово Господа. Это выражение употребляется в ВЗ только три раза (12,1; Мал. 1,1 ) и может также переводиться как «бремя», означая в этом случае, что на пророке лежит трудная обязанность быть проводником слова Божия. Хадрах. Самый северный из городов, упомянутых в 9,1–8. на Дамаске. Столица сирийцев, непосредственных соседей Израиля на севере. око Господа на всех людей. Все люди, а в особенности народ Божий, увидят воочию Всемогущего Царя Небесного, когда Он явится им, чтобы свершить Свой справедливый суд.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

В выражении: ты должен пасти мой народ Израиля назначаются права и обязанности царя; в выражении: ты должен бытъ князем над Израилем отличается положение народа в отношении к царю. Подобный союз также при восшествии на престол Иоаса заключил первосвященник Иодай между Богом и царем и народом 4Цар.11:17 ; аналогичным с этими представляется и возвещенное Самуилом право царского достоинства при вступлении Саула в управление. Слич. Елера стр. 11. 1113 Едер loco citato стр. 12 справедливо признает, что при жертве царей ( 2Цар.6:17 ; 3Цар.3:4; 8:62 и пр. 9:25 и пр.) не было исключаемо священническое посредничество, напротив оно предполагалось, как само собою разумеющееся. Однакож мнение этого ученого,, что израильское царское достоинство, особенно в Давиде и Соломоне, носит некоторый священнический характер, нужно очень ограничить. В том, что «царь стоящий на верху народа и во имя его приносит Богу молитву», нет никакого священнического отправления, потому что и каждый отец семейства со своею семьею мог являться пред Бога и молиться за себя и за свой дом; дальнейшее же утверждение, Елера: «царь давал народу божественное благословение» не содержится в относящихся сюда местах 2Цар.6:18 ; 1Пар.29:10 . 3Цар.8:14,55 . В 1Пар.29:10 говорится только: «Давид благословил (ibrech т. е. прославил возвеличил) Иегову в виду всего собрания»; в 3Цар.8:14 и 55 отмечена также только просительная и благодарственная, прославляющая величие Бога, молитва , которую Соломон произнес за общество и в его имя; наконец, в 2Цар.6:18 положение: и он благословил народ во имя Иеговы означает не сообщение священнического благословения, но только прославляющее Бога благожелание, которым Давид отпустил народ по окончании религиозного торжества, какое значение показывает аналогичное место во 2Пар.31:8 : «Езекия и князья благословили (прославили) Иегову и его народ Израиля». Еще менее находится следов в В. Завете того, что (как утверждает Тений, Comm. z. d. ВВ. d. Коп. стр. 152 и 350)–Соломон в своем собственном лице «исправлял должность первосвященника», а «сильный царь Озия хотел опять восстановить исполнявшееся Давидом и Соломоном первосвященство». Скорее дерзновение Озии кадить во святилище, было преступным нарушением священнических прав ( Чис.18:7 ), за которое он и был наказан от Иеговы проказою, 2Пар.26:16 и д. и 4Цар.15:5 . 1114 Слич. 3Цар.11:36 . Впрочем Иеравоаму обещается, что Бог создаст ему, если он сохранит Его заповеди, постоянный, прочный дом, как Он создал его Давиду, но при этом прибавляется, что унижение дома Давидова продолжится не навсегда (ст. 39), что значило, что обещание вечного царского достоинства в династии Давида, несмотря на ее временное унижение должно осуществиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Ужасная и предостерегающая судьба, постигшая в 722 г. северное царство, не могла вызвать никакого изменения в развитии царства иудейского. Иеремия многократно ( Иер.6:6; 22:3 ) жалуется на зверское насилие, которому подвергались сироты и вдовы. Софония называет ( Соф.3:3 ) князей Иерусалимских львами рыкающими, судей – степными волками. Правда, здесь были очень различные цари. Об Иосии в Иер.22:16 говорится, что он давал правый суд угнетенным и бедным. Но наряду с ним стоит Иоаким, которого пророк изображает (ст.13 сл.) следующими словами: «горе тому, кто строит дом свой неправдой и горницу свою беззаконием, кто заставляет ближних своих работать даром и не отдает ему платы …… мысли которого обращены только к пролитию крови невинных к тому, чтобы совершать притеснения и насилия». Характерно и сообщение Иер.34 , по которому царь Седекия во время величайшей опасности вместе с народом решился на то, чтобы, согласно с древним, постоянно дотоле нарушавшимся законом, даровать свободу рабам из евреев, – благородный порыв, в котором, впрочем, немедленно раскаялись, как скоро опасность, по-видимому, миновала. С полным основанием поэтому Иезекиль в своем предначертании закона обращает внимание на то, чтобы ограничить силу князей и вельмож таким образом, чтобы они уже не могли повторять притеснений своих допленных предшественников ( Иез.45:8; 46:18 . Сн. Втор.12:12–19; 14:27–29; 18:6 ). 8). Когда Иерусалим в 597 г. был завоеван Навуходоносором, то, по 4Цар.24:14 , все князья и обязанные воинской службой мужи, а также все ковачи оружия были уведены в плен, чтобы через то совершенно лишить страну военной силы. 11 Только бедное население страны (Даллас-ам-га-арец) осталось в Иудее. Впрочем, под этим названием мы должны разуметь не только в собственном смысле не имеющих ничего, а как поясняют уже места в роде Иер.32:7, 37:12 , и деревенское население земледельцев в противоположность крупным землевладельцам. Из этих остатков должно было, в благоприятном случае, быть реорганизовано государство, управляемое Седекией. Но уже спустя 11 лет наступил, последний, роковой удар. Теперь уводится в плен и сельское население, и только часть совершенно не имеющих ничего осталась в стране возделывать виноградники и поля ( 4Цар.25:2 ; Иер.39:10 ). Таким образом, для этого беднейшего класса населения происшедшее было в социальном отношении неожиданным счастьем, так как они получали поля и нивы, и могли устраиваться в оставленных городах по своему желанию ( Иер.40:10 ). Кроме того, возвратилось много иудеев, которые во время войны искали защиты в соседних странах ( Иер.40:12 ). В Массифе правитель Годолия имел небольшой штат придворный, около которого собрались и рассеянные остатки израильского войска. Но когда Годолия был умерщвлен, то возвратившиеся беглецы и остатки войска в паническом страхе бежали в Египет ( Иер.43:5 сл.), так что теперь единственными землевладельцами остались беднейшие жители Палестины.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Есть еще обстоятельство, которое, как кажется некоторым критикам, ставит ст. Иер. 39:11–14 в противоречие с некоторыми подробностями предшествующего повествования и историческими свидетельствами, предлагаемыми в других местах священных книг. Именно, здесь говорятся, что Иеремия был освобожден из-под стражи Невузараданом. А известно из Иер. 52:12 и 4Цар. 25:8 , что этот начальник телохранителей явился в Иерусалим лишь спустя месяц после взятия Иерусалима халдейским войском (Иерусалим был взят в 9 день 4-го м. 11-го года Седекии, а Невузарадан прибыл сюда в 10-й д. [по 4Цар. 25:8 – в 7-й д.] 5-го месяца того же года). Между тем по Иер. 38:28 Иеремия сидел во дворе стражи до того дня, когда был взят Иерусалим. Опять обращаемся к соображениям Негельсбаха, чтоб примирить кажущееся противоречие. День (евр. ) не всегда можно принимать в строго ограниченном смысле 24 часов времени; это слово обозначает иногда просто известное определенное продолжение времени, в которое совершается то или другое событие, ср. Иер. 7:25, 11:7 ; Суд. 18:30 . Взятие Иерусалима, овладение им формально совершилось в тот момент, когда двое вавилонских вельмож, предводительствовавших войском Навуходоносора, заняли место в средних воротах города 36 , Иер. 39:3 . Но эти вельможи, как видно, не имели от своего царя полномочия распорядиться судьбою города и его жителей. С таким полномочием явился потом Невузарадан, и до прибытия этого последнего не было принимаемо никаких дальнейших мер теми, заседавшими в средних воротах, лицами; сохранялось полное status quo. Окончательным и полным взятием Иерусалима нужно признать прибытие туда начальника телохранителей с правом сожечь город, разрушить его укрепления и жителей выселить. Пребыванием в Иерусалиме Невузарадана с одной стороны и с другой – занятием места административного и судебного управления страною, – этими двумя моментами ограничивается пространство времени, названное в Иер. 38:28 – „днем, когда был взят Иерусалим». При том status quo, которое соблюдалось в завоеванном городе до Невузарадана, и Иеремия не мог быть освобожден из-под стражи. Однако же, по изложенным соображениям, этот пророк мог сказать о себе, что он был освобожден в день взятия Иерусалима, не смотря на то, что в строгом смысле это взятие совершилось за месяц раньше его освобождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/n...

9 покрыли наготу. Они поступили так же, как в свое время поступил Бог (3,21), и поэтому Господь благословил их обоих (ст. 26,27). 9:24–27 Слова, сказанные Богом в ст. 1–23, относятся к человеческой истории в целом; слова, сказанные Ноем, к истории искупления. 9 проклят Ханаан. Ной и его сыновья получили благословение от Бога. Тот, кто благословен, не может быть проклят, поэтому Ной обращает проклятие не на Хама, а на Ханаана. раб рабов. Точнее: «раб из рабов». Этим проклятием Бог всевластно исключает нечестивых из завета благодати (25,23; Рим. 9,12.13 ). Однако Он избирает некоторых людей даже из проклятых хананеев (см. Нав. 2,11.12 ). 9 благословен Господь Бог. Ной прославляет Бога как Создателя жизни и распространяет это благословение на Сима. Бог Симов. Ради мессианского рода Бог Своей верховной властью связал Себя обязательством по отношению к потомству Сима (3,15; 4,26). 9 да вселится он в шатрах Симовых. Иафет является прародителем индоевропейских народов. Он получает благословение «быть богатым и процветающим и распространить широко свои владения». Добрые отношения должны установиться между семитскими (произошедшими от Сима) народами и народами, произошедшими от Иафета. «В шатрах Симовых» обетование общего для потомков Сима и Иафета благословения. 9:28.29 Родословная, начатая в 5,32, теперь завершается по образцу, данному Глава 10 10:1–32 В этой главе описывается происхождение народов земли. Книга Бытие постоянно подчеркивает, что человечество произошло от одного корня. Эта идея призвана укрепить в человеке веру в Единого Творца. «Таблица народов» заключена между ст. 1 и 32. Ее трехчастная композиция соответствует разделению человечества на три части (по числу родоначальников). В Таблице представлены семьдесят народов: из них четырнадцать потомки Иафета, тридцать потомки Хама и двадцать шесть потомки Сима. Семьдесят сыновей Израиля в миниатюре изображают собой эти народы (46,27). Число семьдесят, будучи произведением от 7 и 10 (оба числа подразумевают завершенность), символизирует целостность, завершенность ( Суд. 8,30 ; 4Цар.10,1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Перед самым воинственным из народов трудно было устоять какой бы то ни было твердыне, и халдеи не только покорили себе (при Навуходоносоре) всю юго-западную Азию (напр. вся елика быша у Фараона Нехо – 4Цар.24:7 ), но и простерли свои завоевания на часть Африки и Европы (сн. Иер. гл. 25), взятием же и разрушением Тира, после пятнадцатилетней осады, особенно доказали перед целым светом свою силу, достойную пророческого замечания: «над всякою крепостию посмевается он; насыплет праха, – и возмет ее» (ст. 10), как полагали и другие пророки ( Иез.26:3 и д. Ис.23 ) 92 . Естественно, что такие люди были «страшными и ужасными» (ст. 7. 9) для всякого, кто бы ни вздумал противиться им. Какой страх и ужас объял жителей Палестины во время нашествия Навуходоносора, видно напр. из того, что даже Рехабиты 93 , строжайшим образом соблюдавшие правила о своем отчуждении от горожан, решились искать убежища в укрепленном Иерусалиме и что Иерусалимляне назначили пост, для умилостивления Господа, в зимнее время года ( Иер.35:11 ; Иер.36:9 ). Естественно, что народ, живший разбоями и дикий, не знал никакого другого права, кроме права сильного (1, 7), хотя бы оно было и не правым. Естественно, что «привыкши питаться от оружия» он мог за свое благосостояние или могущество чествовать оружие свое, как Бога (ст. 12), – подобно как рыбак чествует мрежи, которыми наловил рыбы. б) Нашествие халдеев на обетованную землю или пленение иудеев было делом праведного гнева Божия на нечестие ( Авв.1:6 ), как о нем говорится и в других местах Св. Писания, напр. бегите дети Вениаминовы из среды Иерусалима, и в Фекое трубите трубою, и в Бефкареме выставьте знамя; ибо от севера появляется беда и великая гибель! О прекрасная и изнеженная! Сокрушу дщерь Сиона... Ибо так говорит Иегова Саваоф: рубите дерева и насыпайте вкруг Иерусалима насыпь: весь этот город должно наказать, в нем – злодейство. Как ключ источает из себя воду, так он источает из себя зло, в нем слышно притеснение и грабительство, пред лицом Моим всегда муки и побои, и т. д. ( Иер.6:1,2,6,7 ; Иер.13:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

Это видно из того, что оно относилось не к опьяняющим только напиткам, но и к вкушению сушеных виноградных ягод и приготовленной из винных ягод пищи, напр. печений с виноградом (aschischej ’anabim Oc.3:1), которые уже ни в каком случае не опьяняют. Вино это – насмшник; крепкий, напиток – разбойник; и кто с ним пирует, тот не бывает умен» ( Притч.20:1 ). «Вино и муст отнимают разум» ( Ос.4:11 срав. Авв.2:5 ). Точно также и виноградные печенья у Осии суть образ скверной пищи идолослужения в противоположность здоровой, питательной пище решительного и строгого культа Иеговы. 528 К этому отрицательному моменту в качестве момента положительного присоединяется добровольное отрощение волос на голове. При общем израильском обычае брить волосы, отрощение волос было очевидным знаком отделения от мира, 529 но этим еще не исчерпывается значение волос назорейских. Необрезанные волосы называются «посвящением Иеговы на его голове» (nezer jehovah’al roscho, ст. 7) и самая голова его «головою посвящения его» (rosch nizro, ст. 9:18 сравн. со ст. 12). Nezer означает вообще посвящение; знак посвящения оттого, напр. миро священника на его голове, также называется nezer Лев.21:21 , также диадема, которою украшалась голова посвященного священника, Исх.29:6 , и царя, 2Цар.1:10 и пр. Для назорея таким знаком посвящения были небритые волосы, которые он носил в честь Иеговы, 530 хотя впрочем их нельзя назвать чувственным образом «высшей полноты или цветущего состояния жизни, которое еврей понимал как признак святости», 531 но только украшением, диадемою посвященной Иегове головы ( Иер.7:29 ), так как длинные и густые волосы считались знаком мужеской красоты ( 2Цар.14:25 и д.), а плешь головы подавала повод к насмешкам ( 4Цар.2:23 ) и была знаком безчестия ( Ис.3:17,23 ). 532 Но так как назорей был «святой Иегове» и на голове своей носил диадему посвящения, то, подобно помазанному священнику, он должен был остерегаться осквернения от общения с мертвым даже при смерти ближайших кровных родственников.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Ис. 7,3–9 ). воду. Одному Богу известны повседневные нужды иудеев. Ср. 4Цар. 18,31 . 2 отступничество. Т.е. «отворачивание» к другим богам, что противоположно покаянию. Ср. Ос. 14,5 , где употреблено то же самое древнееврейское слово. 2 на ... высоком холме... под... ветвистым деревом. См. Втор. 12,2 ; 3Цар. 14,23 . В таких местах по обыкновению поклонялись ханаанским божествам. блудодействовал. Иудея, впавшая в язычество, предстает в образе блудницы (см. Иез. 23,1–8 ; Ос. 3,1–5; 4,10–14 ). 2 благородную лозу ... дикую отрасль. См. Пс. 79,8–16 ; Ис. 5,1–7 ; Иез. 17,1–10 . Истинная виноградная Лоза есть Христос, а те, кто пребывает в Нем, суть ее ветви ( Ин. 15,1–8 ). чужой. Языческие верования принадлежат чужеземцам. 2 умылся. Кровь вечного завета омоет человеческий грех, но для этого необходимо покаяние людей и участие Самого Господа ( Ис. 53,4–6 ; Евр. 9,11–15; 13,3 ). 2 в долине. Возможно, речь идет о Енномовой долине, простиравшейся к югу от Иерусалима, где совершались языческие обряды (ср. 7,31). 2 дикую ослицу. Символ готовности следовать любому новому побуждению. 2 сколько у тебя городов, столько и богов. Черта, характерная для языческих религий. 2 народ Мой забыл Меня. Ср. Ис. 1,2.3 . 2 искусно... любовь. Метафора Иудеи, как изменчивой любовницы (см. ст. 25). 2 кровь... бедных. Речь идет о притеснении слабых сильными (см. Ам. 2,6–8; 4,1 ). 2 руки на голову. Т.е. в положении пленника. Глава 3 3 отпустит жену. На смену метафоре брака (2,2) приходит метафора развода. 3:6 См. статью «Синкретизм и идолопоклонство». Иосии царя. См. Введение: Автор; Время и обстоятельства написания и ком. к 1,2. дочь Израиля. Речь идет о северном царстве, разрушенном в 722 г. до Р.Х. 3 отпустил ее. Имеется в виду ассирийское пленение израильтян в 722 г. до Р.Х., из которого им уже не суждено было вернуться. разводное письмо. См. ком. к 3,1. 3 с камнем и деревом. Т.е. с языческими идолами (см. статью «Синкретизм и идолопоклонство»). 3 к северу. Т.е. к тем, кто уже пребывает в ассирийском плену.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010