36 Речь очевидно здесь идет об намерении или приготовлении жилища для праведных, т. е. об отмежевании пространства под новый Иерусалим. 38 Главы 70–71 мы называем заключением потому, что они служат не совсем лишним дополнением к предшествующему рассказу: впереди говорилось о судьбе всех людей, а здесь Енох описывает и свою собственную судьбу. 39 Избранный род благочестивых от Адама до Авраама изображается под символом тельцов, а с Иакова до конца истории под символом овец, языческие же народы под образом диких и нечестивых животных. 40 Мы опускаем здесь эту историю, так как на ней нам придется остановиться подробно при решении вопроса о времени написания книги. 41 Неестественный и даже невозможный переход от наставления к описанию прямо восьмой седмины может быть объяснен только тем, что рассказ о седминах стоит здесь не на месте: он составляет естественное продолжение нижеследующего рассказа о седминах в 93 главе. 48 Еще ранее открытия эфиопского текста книги Еноха подобного рода мнение высказал Гуго Гроций: «credo, говорит он, initio librum fuisse exiguum, sed cum tempore quemque ea quae voluit ei addidisse»; см. A. Fabricius, Codex pseudepigraphus Veteris Testamenti, Hamburgi et Lipsiae 1713, t. I, стр. 201. 49 Dictionaire des apocryphes, t. I, col. 424. Теорию Лоранса приняли впоследствии Брюнэ (Les évangiles apocryphes, Paris 1848, стр. 328) и Готтлиб Гоффман (Das Buch Henoch, стр. 460 и 514); позднейшими фрагментами, не имеющими ничего общего с основным произведением, Гоффман признает 60:7–10, 24–25; 65–68:1 главы. Заметим, что мы всюду указываем главы и стихи книги Еноха по представленному нами русскому переводу, оригиналом для которого послужил немецкий перевод Дилльмана. 53 Einleitung in die Offenbarung des Johannes, стр. 114–116 и 141. В общих чертах теория Люкке была высказана ранее еще Кригером (Beyträge zur Kritik und Exegese), но последний не обосновал ее должным образом. 56 Abhandlung über des äthiopischen Buches Henókh, стр. 1–71. Теория Эвальда впоследствии была принята, с незначительными, впрочем, изменениями, Вейцзеккером (Untersuchungen über die evangel. Geschichte, Gotha 1864, стр. 427 и д.); см у Philippi, Das Buch Henoch, стр. 14.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

за 1837 г. стр. 55. Ср. извл. из отч. 1840 г. стр. 61, 1841 г. стр. 56. (Ср. выше, стр. 121 и след.) 205 См. общие, заключительные обзоры в извлечениях из отчетов об. -прокурора за 40-е годы и первую половину 50-х. 206 Перевод библии с еврейского языка на греческий, известный под именем перевода 70-ти толковников, освященный употреблением древней христианской церкви, с течением времени, подвергался, однако же, повреждениям и разнообразился в отдельных списках – по расположению книг, глав и стихов, и по чтениям. Исправления текста, на основании еврейского подлинника, а также и священного предания, хотя и делались, но одного общеобязательного списка не было установлено и утверждено православною церковию. Славянский перевод относят к разряду так называемых смешанных списков перевода 70-ти. Хотя по церковному употреблению он имеет священную важность, но, разнообразясь и по местам искажаясь в списках, неоднократно подлежал исправлениям. (Об этом см. Филарета м. моск. «О догме, достоинстве и охранит. употр. перевода 70-ти»:, также Чистов, в Хр. Чт. 1872. III. 389 и сл. Савваитова, Библ. герменевтика, стр. 112–115.) 207 В числе переводчиков четвероевангелия ( Филарет Дроздов , проф. Павский, баккал. акад. о. Моисей) был и архим. Поликарп, инспектор спб. семинарии, который состоял также директором Общества. Ему принадлежит перевод Ев. от Марка. 208 Вместе с тем боязнь всего мистического стала доходить до того что подозрительно относились к каждому богословскому произведению и, по выражению митр. Филарета, «когда один предлагал напечатать Добротолюбие и книгу Исаака Сирина , другой возражал: не скажут ли, что это мистическое направление. (Чт. в общ. люб. дух. просв. 1868. IV. Прилож.) 210 «Правило о недозволении всем христианам читать св. Писание, писал в 1844 г. архиеп. Григорий к Филарету, – есть только в западной церкви, да и в ней составилось уже по отпадении ее от церкви православной... Одна мысль о запрещении чтения св. Писания простым христианам приводить меня в страх.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ср. кн. Еноха 10, 10–14; вместе с падшими ангелами связываются и духи, которые от них происходят (Юб. 10), т. е. души исполинов, их детей (нефилим " и елиуд " Ен. VIII греч.). 523 См. Hцnig, Die Ophiten, 54–57. До Хискии сыны Израилевы кадили медному змею, которого, по преданию, сделал Моисей (4 Ц. 48, 4). Ср. Тайны Еноха (VI, 14) халкедри=χαλκδραι, ср. примечания Чарльса к этому слову, стр. 13. 524 Тайны Еноха (XI, 75). ...и прельсти Еву, Адаму же не прикоснулся. Ср. 2 Кор. 11, 2–3 и комментарии Эверлинга 51–55; IV Маккав. 18, 6–8 и Weber, 211 сл. о блуде Адама и Евы с демонами в течение 130 лет. 525 В IV Баруха (йd. James) мы уже видели наказание, постигшее луну. Ср. также Weber, 194 о борьбе ее с солнцем. 526 Hippol. Philos. IX, 16 ср. V, 13 сл. о ператах. 527 См. выше, стр. 268–269. 528 Weber, 165 529 70 пастырей книги Еноха служили долгое время предметом оживленного спора. После того как Эвальд показал, что в них отнюдь нельзя искать царей Израиля и Иудеи, большинство толкователей видели в них языческих притеснителей Израиля. Но и это объяснение оказалось несостоятельным, и в настоящее время представляется несомненно доказанным, что названные пастыри суть ангелы. Впервые это указал Гофман, а вполне ясное и убедительное доказательство мы находим у Шюрера (III, 198), к которому примыкают Drummond (The Jewish Messiah, 40), Charles (242 сл.), Baldensperger (D. Selbstbewusstsein Jesu, 2 Aufl., 50, 3) и многие другие. Любопытно, что каждый ангел имеет свои период господства над Израилем (идея, аналогичная учению об эонах); 70 периодам Даниила соответствует 70 ангелов. Не следует ли видеть в этих 70 ангелах тех самых, которым поручено управление народами земли? Некогда сам Бог пас свой народ, а затем предал его другим пастырям. 530 В Клементинах эта Мудрость, заступающая место демиурга, называется χερ δημιουργοσα τ πν . Нот. 16, 12. 531 Hilgenfeld, 237, 242–244 и др. 532 Weber, 199, ср. выше, 145 сл. 533 См. выше, стр. 334. 535 Texts and Studies V, 1. 536 Ср., напр., Test, of Abraham, ib. II, 2. 537

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

В настоящее время у неотчисленных от Церкви крещенцев имеются некрещёные дети. Родители, фактически отпавшие от Церкви, не соглашаются их крестить; и осторожные муллы подсмеиваются над такими отпадшими и тоже не соглашаются вносить их в свои метрические книги. – Дети уже взрослые таким образом не числятся ни в каких метрических книгах, ни в магометанских, ни в христианских. Что же будет с ними далее? И что тут делать тем, кто должен следить за правильностью ведения книг. Z. Издания Переводческой Комиссии при Управлении Казанского Учебного Округа за 1906–1910 годы. 1. Русские глагольные приставки и русские предлоги. Пособие для учителей при ведении разговорных уроков по русскому языку в чувашских школах. Казань 1906. Типо-литография Императорского Университета. III+133 стр. в 16 д. л. Цена 30 коп. Вес 7 лотов 72 . Напечатано 1200 экз. 2. История Православной Церкви до начала разделения церквей, К. П. Победоносцева . Чувашский перевод. Казань 1906. Типолитография Императорского Университета. 207 стр. в 8 д. л. Цена 70 коп. Вес 17 лотов. Напечатано 1200 экз. 3. Первоначальный учебник русского языка для крещёных татар. 4-ое издание, исправленное и дополненное. Казань 1907. Типо-литография н-ов М. А. Чирковой. 189+III стр. в 16 д. л. Цена 20 коп. Вес 8 лотов. Напечатано 2400 экз. 4. Буквардян-сунг укый-торган княгя. Первая после букваря книга для чтения на крещёно-татарском языке. Казань 1907. Типография н-ов М. А. Чирковой. 91+ III стр. в 16 д. л. Цена 20 коп. Вес 5 лотов. Напечатано 2400 экз. 5. Первая книга для чтения, на вотском языке. Казань 1907. Центральная типография. 80 стр. в 8 д. л., с рисун. Цена 35 коп. Вес 8 лотов. Напечатано 2400 экз. 6. Букварь для вотских детей. Казань 1907. Центральная типография 48 стр. в 8 д. л., с рисун. Цена 20 к. Вес 5 лотов. Напечатано 2400 экз. 7. Вэсь марла книга (книга для чтения), на восточном наречии черемисского языка. Казань 1907. Центральная типография. 112 стр. в 8 д. л., с рисун. Цена 40 коп. Вес 11 лотов. Напечатано 2400 экз.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Достойно еще внимания, что съезд Черемисского духовенства, бывший в Седмиозерной пустыни 20 января 1910 года, постановил: начинать черемисам проповедь с учения о любви, явленной Иисусом Христом, Спасителем нашим. A. Н. 12 Там же, стр. 124–127. Благодаря этим мерам в Царевококшайском уезде черемисы почти доселе занимают свои прежние места, хотя процесс просачивания русских в среду инородцев был и здесь и продолжается доселе (см. у Смирнова, стр. 54). 15 Там же, стр. 63. Были и другие печальные явления. Например, свияжский протоиерей Козмин отдавал новокрещенных в крепостные. 17 Из числа черемисских школ особенно достойны упоминания двуклассная Унженская школа, а также Аринская, Ардинская, Пертнурская и др. Еще выше них Бирская учит. семинария, Казанская учит. семинария, имеющая многих черемис в старших классах и начальной школе. Всего же учащихся черемис 31,040, в одной Казанской губернии. 18 Замечательно, что еще средневековый путешественник. Плано-Карпини сказал: получая ответы от чертей, татары думают, что бог говорил с ними, а сего Бога называют Итогою» По-якутски Итык – чтимый, посвященный. Кн. II, гл. 37, стр. 92. Собр. пут. по Татарии, 1825 г. 20 См. О почитании татарами керемети прекрасную статью Г. Софийского, в Известия по Казанской Епархии 1877 г. 24, стр. 674-G89. 25 Г. Яковлев насчитывает у горных черемис 40 богов, a у луговых 70. См. Религиозные обряды черемис. Казань, 1887 г. Изд. Мисс. Общества. 30 См. Религиозные обряды черемис, стр. 66 и далее. О похоронах у луговых черемис можно еще прочесть в Изв. по Каз. Епархии за 1877 г., a у горных за 1876 г. 24. 32 Религ. обр. черем. Сравн. у Шестакова I, стр. 154. Вятские Епарх. Вед. 1869 г. Риттих – Материалы для Каз. губ., 197. Фукс – Записки о черемисах, 208. 37 В Живописной России (т. VIII, стр. 91) передается о великом жертвоприношении, совершенном в 1878 году Сурт-Коге -Юме, чтобы Английская богиня не оттягала черемисской земли, при чем участников было 2500 человек. Здесь же вообще дается хорошее описание и всего быта черемис, с изображениями их типов и построек, а равно и работ их. Издание Вольфа, 1901 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

19 По переводу-70-ти толковников. 20 Θνγατρες по переводу 70-ти толковников. 21 По переводу 70-ти толковников. 22 Здесь разумеется христианское крещение, которое соответствует ветхозаветному обрезанию, совершавшемуся в восьмой день после рождения младенца. 23 По переводу 70-ти толковников. 24 От αρετ — добродетель. 25 От αιρεω — избираю. 26 От αρω — поднимаю. 27 Т.е. как бы «блеском луны», которой название ( σελνη ) производится от σλας — блеск, сияние. 28 Слово: «избегла» прибавлено по переводу 70-ти толковников. 29 В Библии: «сынов своих». 30 В Библии: «Славы» ( δοξης ). 31 Число 6 называется совершенным потому, что и сумма и произведение простых делителей его равны ему самому и между собою, т.е. 6­123­1х2х3. 32 Седмь родов борьбы, составляющих упражнения на общественных греческих играх, упоминаются здесь применительно к седми головам Дракона. 33 Т.е. Химера, описанная в Илиаде VI,181, 182. 34 Дополнение нескольких экзаметров к стихам Гомера принадлежит, вероятно, самому автору. 35 Одисс. I,34, ср. I,7, и Илиада IV,409. 36 При этом имеется в виду отзыв об Эллинах, сказанный мудрому Солону одним Египетским жрецом, что «Еллины всегда остаются детьми». Plat. Tim: Климент Ал. Strom. I,21, 128. 37 Под словом γνεσις здесь очевидно разумеется влияние знаков Зодиака на рождение и жизнь людей, т.е. рок, судьба. Так как св. Мефодий составил свое сочинение «Пир дев» по внешней форме сходно с «Пиром» философа Платона (при содержании противоположном ему), где приводятся слова Парменида о γενεσις , как матери древнейшего Бога Эроса, или вообще как плодотворной силе природы, то можно думать, что св. Мефодий имел в виду и это сказание греческих философов. См. сочин. Платона, перев. Карпова. 1863. T.IV, стр.157. 38 Hesiod. Op. et D. ст.109. 39 Одисс. I,34. 40 По переводу 70-ти толковников, в котором отдельно от других исчисленных ветвей названы ветви «агноса»: 41 В Библии: «их»: 42 Выраженное здесь мнение о близкой кончине настоящего мира, именно при наступлении седьмой тысячи лет от сотворения мира, бывшее между христианами первых веков, объясняется тяжкими для них обстоятельствами тогдашнего времени.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3658...

70 Более подробная характеристика этой, самой типичной из протестантских школ, с раскрытием частных взглядов наиболее видных ее представителей, будет дана в следующей главе, когда будет речь о внутреннем развитии протестантского богословия. 72 Это общество имеет свой специальный орган – «Bote des Evangel. Verein des Gustav-Adolf» и другой, также служащий его интересам – «Fliegende Blatter». 75 Писаревский, Четвертый обычный протестантский общий синод, „Богослов. Вестник», 1898. июль, 75 стр. 80 Румянцев, Очерки и известия из современной жизни протест, сектантства и сепаратизма в Германии «Христ. Чтение», 1883, II, 113. 82 Органом «Протестантского союза» служит журнал Шенкеля «Allgemeine kirchliche Zeitschrift», отличающийся полнотой и всесторонностью суждений по вопросам государственной и церковной жизни Германии. 83 Воронов. Протестантский сейм в Альтенбурге. «Труды Киев. Духовн. Академии», 1865, II, 40 стр. 86 «Братство людей Божиих» – это прямое эхо collegia pietatis Якова Шпепера, Франке и др. вождей пиэтпзма. Ближе всего ваши штундистские общества напоминают немецкое Theegesellschaft (общество, приглашенное на чай, вечернее собрание), т. е благочестивые, религиозно-нравственные собрания, возникшие в возрожденном пиэтизме вашего века. Зловредный характер штунды обратил на себя внимание высшей власти и побудил ее издать указ от 15 сентября 1894 года, которым штунда признана сектой опасной не только в церковном, но и в политическом отношении, и подверглась законному преследованию. См. П. Нечаев «Пиетизм " ·. 809 стр. Правл. Об, 1873, I, Rohm op с., а. 383. 92 Керенский «Церковн. розл. соврем, лютеранства»; 1899. 214 стр. февраль – Правосл. Собеседн... 102 См. Керенский, Соврем, лют. в его влиянии на обществ. жизнь: «Правосл. Собеседн.», 1899, апрель, 471 стр. 104 А. Л. Катакский, Характеристика православия, римского католичества и протестантства. «Христиан. Чтение», 1875 г. I, 18 стр. С.-Петербург. 106 Гренков, Главные направления немецкого богословия XIX века, вып. I, 18 стр. Казань, 1382 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

I, стр. 287–302; подробно рассказано оно и в записках архиепископа Василия Лужинского – Правосл. Собеседн. за 1884 г. мес. июль, стр. 259–270. Прим. М.К. 47 Карташевский поступил на должность белорусского попечителя в 1829 г. Зап. Иосифа т. I, стр. 68. Прим. М.К. 48 Записка Иосифа составлена 5 ноября 1827 г. Напечатана в записках Иосифа в тексте т. I, стр. 39–44 и в приложении к первой части записок, под 4, т. I, стр. 387–398; напечатана она недавно в приложению к изданию Св. Синода: Пятидесятилетие воссоединения западно-русских униатов с православной церковью. Прим. М.К. 52 Архиепископ Михаил (Голубович) вышел на покой в 1867 г. и жил в Жировицах, где и скончался. Примеч. М.К. 59 Автор это говорит о жировицком обществе, а не об Иосифе, который в это самое время много работал, чтобы удержать униатское дело на пути к православию, и даже писал ученые трактаты к обличению унии и в защиту православия, как видно из I тома его Записок. Прим. М.К. 60 В своем письме к знакомому римско-католическому священнику, напечатанном в Вестнике Западной России (1865 г. кн. IV), автор говорит (стр. 2) о том же факте, но говорит не об одной книжке, а неопределенно «о книжках против восточных схизматиков». Прим. М.К. 64 То есть: «Поляк мудр после неудач». Что же касается остроты Нарушевича, то в приведнном тексте ее, кажется, ошибка. Нужно не «nie na dugo», а «nie zadugo», и тогда, если эту остроту прибавить к указанной пословице, то выйдет: «Мудр поляк после неудачи, но он вскоре получит новую поговорку, именно такую, что он глуп и перед неудачей, и после неудачи». Прим. М.К. 65 Эта удивтельная история разъяснена в разных местах записок Иосифа. См. в третьем томе в указателе под словами: «Мечиславская Макрина». Достойно удивления, что и после раскрытия очевидного обмана история эта повторяется как достоверная и в новейшей латинской духовной литературе, например, в истории униатской церкви познанского прелата и учителя семинарии Ликовского, стр. 339–40 (изд. 1880 г.). Примеч. М.К. 70 Жарский скончался в 1838 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/yu...

100 Большая часть первоначальных занятий по введении нового устава была совершена членами Совета по запискам и предложениям ректора. См. там же, стр. 19–22, 66 и др. 101 TOC o «1–5» h z Просматривая протоколы за первое время по преобразовании академии, поистине изумляешься энергической и неустанной деятельности о. ректора и уважаемых членов Совета. В течение месяца и 10 дней было созвано 8 заседаний Совета, в коих рассмотрены и обсуждены: 1) соображения преподавателей и комиссий касательно распределения предметов и порядка их преподавания, 2) правила о приеме студентов в академию, перехода из других академий в киевскую и переходе из одного отделения в другое, 3) о допущении посторонних слушателей, 4) об обязанностях учащихся, 5) о взысканиях за нарушение этих обязанностей, 6) инструкции для инспектора, 7) для помощника инспектора, 8) для библиотекаря и его помощника, 9) для врача. (Протоколы в Трудах академии, 1870 г., 1, стр. 17–20, 35, 40–65). Кроме того в этих заседаниях было обсуждаемо и много других вопросов, связанных с новым строем академической жизни. 102 Это предложение ректора см. в Труд. 1870 г., 1, протоколы, стр. 66–67. О первоначальной деятельности Совета подробно изложено в «Отчете о состоянии Киевской дух. академии за 1869/70 г.», составленном П. А. Лашеревым. В отчета систематически – по отделам изложены: 1) действия Совета по укомплектованию личного состава преподавателей и других должностных лиц при академии, 2) действия Совета по составлению требуемых подлежащими §§ устава инструкций и правил, 3) меры Совета по снабжению академии учебными пособиями применительно к вновь открывшимся требованиям учебной части в академиях, 4) действия Совета по приспособлению академических зданий к требованиям нового устава относительно помещения студентов и числа аудиторий, 5) меры Совета по регулированию ученой деятельности академии в границах вновь указанных ей прав и преимуществ (Труды Киев. акад. 1871 г., 3, стр. 7–19 и дал.). 111 Там же, 1872 г., 3, стр. 47–48. Подробное указание всех мер, принимавшихся богословским отделением к замещению кафедры метафизики, изложено в представлении Совету этого отделения. См. там же, 1872 г., 2, стр. 74–79.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Korolkov...

Не давая никакой веры этим обещаниям, и кроме того во всяком случае желая «требуя гораздо большего, чем что в них содержалось, болгарские народные представители подали Порте новое прошение сыновым заявлением своих требований (прошение подано летом 1861 г., см. Правосл. Обозр. 1869 г., май, стр. 744). 5, стр. 8 fin. sqq). Получив эту новую просьбу болгар,·правительство турецкое в следующем 1862 году предписало патриархии составить для ее рассмотрения смешанную комиссию из греков и из болгар: Патриарх Иоаким: ни малейше не желавший· делать каких-нибудь уступов, хотел отделаться медлением, но неожиданным образом на помощь болгарам подоспели события. Белградские замешательства 1862 г. (сопровождавшиеся· известным бомбардированием Белграда 4 июня 1862 г.), как бы подав болгарам сигнал к восстанию, отозвались между ними значительными народными волнениями; обеспокоенное этим; правительство решило задобрить их и предписало патриарху немедленно занялся их церковным вопросом, вследствие чего в июле 1862 года комиссия и была действительно составлена. Первое время комиссия занималась своими работами довольно деятельно. В первых семи заседаниях, происходивших с 18 июля по половину августа, был разбираем первый пункт просьбы болгар, т. е. о степени их участия в избрании константинопольского патриарха; после продолжительных прений, обе стороны пришли к тому соглашению, что на общее число 70-ти избирающих лиц болгары будут иметь на будущее время с своей стороны от 25 до 80-ти (Дня 1862 г. 40, стр. 16). С седьмого заседания (которое было 18 августа 1862 г.) перешли ко второму пункту просьбы или проекта болгар; но здесь, после столько же продолжительных споров (в которых проведен был и Весь следующий сентябрь месяц), не пришли ни к какому соглашению, и наконец порешили тем, что обе стороны письменно изложат свои доводы и представят на обсуждение и заключение Порты (Дня 1862 г. 40, стр. 16 и 45, стр. 17 – подробно; 1863 г. 7, стр. 19). После этого было перейдено к третьему пункту просьбы болгар (ibid.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010