Если ты отступишь мало, то это тоже, как будто ты находишься вблизи, и ты бываешь тотчас уловляем. Держи дальше , говорится, от нее путь твой (Притч.5:8). Поистине велико расстояние между пользой и вредом: хотя ты и грешишь, ты не тотчас падешь в яму, напротив, восстанешь более сильным и потом всегда будешь осторожным. Он наполнит Сион судом и правдою , потому что решение совершится по праведному суду Божию. 6. И настанут безопасные времена твои, изобилие спасения, мудрости и ведения; страх Господень будет сокровищем твоим , т.е., в осторожности. Пусть никто не отчаивается, никто пусть не страшится. Прежде всего должно заботиться о том, что есть глава всех добродетелей чтобы не причинять никому вреда и не завидовать благу других: тогда мы будем пребывать в мире, всем приятны и любезны. Пророк не говорит: Сион имеет мало правды, но наполнит Сион судом и правдою . Если ты будешь справедлив только между добрыми и не будешь таким между прочими, то справедливость будет отчасти оскорблена. Как ты уверен относительно богатства, хотя ты не видел его, однако ты знаешь, что оно приготовлено для тебя, – так тебе приготовлено для спасения великое богатство в сокрытых сокровищах, которое теперь не обнаруживается, чтобы кто-либо не злоумыслил на него. Итак, не считай себя бедным, хотя ничего (о тебе) не кричать на улицах. Не является теперь слава? Напротив, она, теперь является. Кто славнее апостолов, кто почтеннее и чтимее пророков, именем которых исполнена вселенная? Иначе, Он не желает теперь делать славу явною для желающих состязаться, пока не наступит для них время. Однако скажут: если бы мы видели славу, то состязание для нас было бы вожделеннее. Напротив, мы сделались бы нерешительнее, размышляя о своих гораздо больших стремлениях. Мудрости и ведения . Акила же и Симмах ставят: знание. Страх Господень будет сокровищем твоим . В Писании страх (Божий) называется правдой. Дух и благочестие отступили и удалились, кто же привлек их? Наказания. Сия суть сокровища правды, т.е., они с осторожностью и твердостью стерегут правду, потому что страх Божий в человеке может все.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

И это касается в целом помыслов, которые подталкивают человека на путь греха. Возвращаясь к тому толкованию, которое предложил преподобный Нил Синайский , – что под блудницей подразумеваются соблазняющие христианина помыслы, можно отметить, что один из элементов любого помысла, соблазняющий нас на грех – убеждение, что мы не будем за это наказаны. Не только прелюбодеи и грабители идут на свои дела, веря, что их не поймают, и любые другие грешники осуществляют это с убеждённостью, что «как-нибудь пронесёт». Дьявол часто и в земном отношении обманывает поверивших ему. Сколько раз бывало, что прелюбодеев и других грешников заставали на месте преступления, когда всё, казалось бы, было под контролем. Но мы, как христиане, знаем, что даже если сможем уйти от земного возмездия, то от наказания со стороны Бога мы нигде не скроемся. Поэтому в начале Книги Притч говорилось о необходимости иметь страх Божий. Страх Божий – это именно страх прогневать своим грехом Бога. Он уберегает человека. Впрочем, кого-то и обычный страх перед земным наказанием может уберечь от преступления. И это тоже стоит использовать. Притч. 7:21–23 Когда не остаётся и этого сдерживающего фактора, то уже, как пишет автор, «Множеством ласковых слов она увлекла его, мягкостью уст своих овладела им. Тотчас он пошел за нею, как вол идет на убой, [и как пес – на цепь,] и как олень – на выстрел, доколе стрела не пронзит печени его; как птичка кидается в силки, и не знает, что они – на погибель ее» ( Притч. 7:21–23 ). Преподобный Антиох Палестинский в толковании на слова «множеством ласковых слов она увлекла его» указывает это как одну из ловушек, которые прельщают христианина, в целом этот мир. А под миром имеется в виду совокупность греховных страстей, которыми живут люди. По поводу слов «он пошёл за ней, как вол идёт на убой и как олень на выстрел» святитель Афанасий Великий говорит: «Свободный по виду и имени, он раб тех, которые влекут его в угодность своему нечестию. Конечно, безумному свойственно это, как сказало Писание. Желая угодить другим, самого себя предает на будущем суде на осуждение и в пищу огню, потому что делает то, что им угодно».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Этому представлению содействуют и наблюдения видимой природы (ибо невидимое Его, вечные силы Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы ( Рим. 1:20 ). Но Господь Иисус Христос не есть только историческое лицо, некогда пожившее на земле и теперь не существующее на ней: Он и теперь невидимо обитает среди нас, возбуждая в нас Духом Святым любовь к Себе и Богу. Имея это в виду, ап. Павел призывает нас поминать Господа Иисуса Христа, воскресшего из мертвых ( 2Тим. 2:8 ). Ап. же Петр говорит, что мы не видевши Его любим, радуясь радостью неизреченной и преславной ( 1Пет. 1:8 ). Свойства истинной любви к Богу Чтобы наглядно представить свойства или признаки истинной любви к Богу, сравним любовь эту к Небесному Отцу с любовью дитяти к отцу земному. Искренне любя своего отца, дитя должно, во-первых, иметь к нему благоговение, или сыновний страх. Подобно этому и христианин выражает истинную любовь к Богу прежде всего благоговением, или страхом Божиим. Страх Божий есть священная боязнь, как бы не совершить чего-либо недостойного и греховного перед великим и любимым Богом. Такой страх не только не противоречит любви, но даже требуется и вполне совместим с ней. Любя кого-нибудь искренне, мы всячески стараемся его не оскорбить чем-либо. И чем выше любимое существо, тем благоговейнее мы к нему относимся, тем более остерегаемся причинить ему чего-либо неприятного, как бы не охладить его любви к нам и не разгневать. – Потому страх Божий называется в Свящ. Писании началом премудрости и условием всякой нравственной деятельности ( Притч. 1:7; 9:10; 8:13, 9:10, 15, 33; 16:6 ; Пс. 110:10; 112:1 ; Втор. 5:29; 6:2. 13; 10312, 20 ; Сир. 2:15–17 ; 2Кор. 7:1 ). Ап. Петр, и в Ветх. Зав. Екклезиаст – призывают бояться Бога ( 1Пет. 2:17 ; Еккл. 12:13 ); а Псалмопевец призывает работать Господу со страхом и радоваться Ему с трепетом ( Пс. 2:1 ). Ап. Павел пишет: очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием ( 2Кор. 7:1 ); будем хранить благодать, которой будем служить благоугодно Богу с благоговением и страхом ( Евр. 12:28 ); повинуйтесь друг другу в страхе Божием ( Еф. 5:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

4:16). Человеколюбивый же Спаситель и Господь наш призывает нас, говоря: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11:28-30) и: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков (Мф. 4:19). Ему же слава во веки. Аминь. [Col. 1829]    Дословно: «нашей митрополии».    Слово «Иерусалим» в греческом языке женского рода, и потому автор, олицетворяя его, говорит о «сосцах» и т. п. Слово 127. О стра хе божием    Тот, кто имеет страх Божий, воистину скорее приходит к совершенной любви Божией и становится учеником и другом Христовым:вы возлюбили Меня (Ин. 16:27). И таковой облекается чистотой в этом отношении, мирских же забот, обольщений, наслаждений, пирушек и опьянений, вавилонских смешений и всего житейского он отвергся и отрекся от мира и мирских сетей, ловушек и капканов и, еще ступая по земле, возлюбил жительство на небесах. Лучшего желая, он отрекся от мира, чтобы жить жительством божественным, небесным, ангельским, в богопочитании чистом, непорочном и святом, в Духе Божием, служа Богу Вседержителю ради Царства Небесного, ради которого он [то есть монах] и оставил мирскую заботу: бойся Бога и заповеди Его соблюдай (Еккл. 12:13). «Соблюдая же заповеди Божии, ты будешь силен во всяком деле. И дело твое несравненно будет. Ибо боясь Господа, ты все будешь делать хорошо. Это страх, которым тебе следует бояться, и ты спасен будешь. Диавола же не бойся, ибо, боясь Господа, ты одержишь верх над диаволом, потому что нет в нем силы. А в ком нет силы, того и не боятся. В ком же сила славная, пред тем и страх. Ибо всякого сильного и страшатся. Не имеющий же силы всеми презирается. Бойся же дел диавола, потому что они дурны. Боясь же Господа, ты не испугаешься дел диавола и не будешь творить их, но убежишь от них. Потому что страх двойственен. Если не хочешь делать зла, бойся Господа, и не сделаешь его. Если же, с другой стороны, ты хочешь делать добро, то бойся Господа, и ты сделаешь его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

5, 1). И Сам Господь говорит: вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего (Ин. 15, 14–15). Очевидно, что это никакое не рабство в прямом значении слова, но — добровольное, сыновнее, любовное служение. Нам дана заповедь — возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею (Мк. 12, 30); к этой заповеди, разумеется, невозможно никого принудить (что, собственно, и было бы рабством). Но когда человек начнёт свободно выполнять её, он обнаруживает, что Богу можно принадлежать только всецело. Вот эта всецелость, сочетаясь с сознанием своей абсолютной от Бога зависимости (не в подчинительном, но в онтологическом смысле) и со стремлением во всём принадлежать и служить Ему, заставляет нас употреблять это, не нравящееся Вам, выражение. При этом нужно отметить следующее. Те понятия, которые обычно вызывают непонимание у людей, не знакомых опытно с христианской жизнью — такие, как: страх Божий, смирение, или предмет нашего разговора (рабство Богу) — суть, во–первых, выражение иерархии христианских ценностей, вне контекста которых они непонятны; а во–вторых, суть обозначения религиозных чувств. Религиозное чувство — это не нечто такое, просто относящееся к сфере религии, но совместная жизнь, совместное действие, встреча человеческой души и Бога, — то, что называется словом синергия (со–действие, со–творчество). Так, страх Божий — это не боязнь начальника, и не испуг перед неизвестным, и вообще не что бы то ни было, что человек вкладывает обычно в понятие «страх», а, с человеческой стороны, благоговейное сыновнее непосредственно и реально переживаемое чувство, что Бог есть мой Бог; со стороны же Бога — очевидная для души реальность (неизмеримо превосходящая всякую земную реальность), что я — Его, что Он любит меня и заботится обо мне. Это драгоценнейшее достояние христианина, ради которого он готов и на смерть пойти; а люди внешние думают: что это за страх такой? что, Бог запугивает, а христиане ненормальные какие-то, унижаются, прямо мазохисты? Как смирение — это не приниженность и неспособность постоять за себя, но взаимное с Богом чувство — мира, правды, мудрости, любви, так и рабство Богу: оно не есть социальное явление, человеческое порабощение, но именно религиозное чувство, которое не так-то просто описать человеку, не имеющему опыта религиозной жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=824...

5. Когда же страх этот возникнет в естестве - тот " пес " , о котором мы говорили22 - ночью и днем, подобно раскаленной печи, разгорается он и пробуждает естество. Как херувим,23 бодрствует он и обозревает окрестности на всякий миг. И, как говорит человек, если птица пролетит поблизости, вскакивает он и лает с неописуемо пронзительной силой. 6. Когда страх бывает из-за тела, он - от сатаны; ибо усомнился в вере своей в Промысл Божий:24 забыл он о том, как Бог помнит о тех, кто заботится о добродетели,25 и заботится о их26 на всякий миг. 7. Как сказал Дух Святой устами пророка: Очи Господни - на праведников, и уши Его - к воплю их;27 а помышление Господне28 - на боящихся Его.29 И как бы от лица Его говорит он делателям добродетели в другом месте: Не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему.30 Ибо ангелам Своим заповедает о тебе, и на руках понесут тебя,31 а также и прочее, написанное в стихах . 8. Итак, когда страх этот из-за души, - из-за событий, которые могут случиться с добродетелью, - если только не похищен он и не поврежден той или иной причиной, тогда это помысел от Бога и прекрасное помышление; и от Промысла Божия - эта печаль и страх в душе,32 и трепет, мучающий разум своей заботой. 9. Вторая причина33 усиления и воспламенения " пса " - когда особенно возрастает вожделение добродетели в душе. Ибо чем больше вожделение души к тому, что любит она, то есть к божественному помыслу, тем больше воспламеняется естественная ревность по отношению .34 10. А из причин ослабления и дремоты ее первая35 - когда вожделение притупляется и уменьшается в душе; вторая же - когда некий самоуверенный помысел36 входит в душу и поселяется , так что человек уверен и весьма часто думает,37 что ему не нужно бояться ничего, что может повредить ему. И тогда38 отбрасывает он от себя оружие ревности и становится словно неохраняемый дом, спит " пес " , оставив стражу свою. 11. Ибо из-за такого помысла большинство этих мысленных домов бывает ограблено: это случается, когда помрачается сияние39 пламени святого знания, которое в душе.40 Из-за чего это, если не или некий тонкий помысел воображения закрадывается в душу, или человек склонен слишком предаваться заботе о телесном, или у него слишком частые встречи с миром.41

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1896...

   VI, 8. Если вы, настоятели и пользующиеся их наставлениями [ученики], так будете относиться друг к другу: одни - с радостью подчиняясь повелевающим, а другие - с удовольствием ведя братий к совершенству, «в почтительности друг друга предупреждая» (Рим. 12:10), то будете на земле жить ангельской жизнью. Поэтому никому из вас нельзя обнаруживать гордости, но в простоте [сердечной], единодушии и искреннем [душевном] расположении составляйте вместе [единый] хор. Пусть каждый убедит себя, что он ничтожнее не только брата, живущего с ним, но и всякого человека; сознавая это, он станет подлинным учеником Христовым, как сказал Спаситель: «ибо кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23:12). И еще: «кто хочет быть первым среди вас, будь из всех последним и всем слугою» (Мк. 9:35; 10, 43; Мф. 20:27), так как и «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10:45). И апостол говорит: «Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы - рабы ваши для Иисуса» (2 Кор. 4:5).    VII, 1. Итак, ведая о плодах смирения и о вреде гордости, подражайте Владыке, любя друг друга, пребывая в добре друг с другом, не страшитесь ни смерти, ни какого-либо иного наказания. Тем путем, которым Бог шествовал среди нас, - им и шествуйте к Богу, единым телом и единой душой направляясь к горнему званию, любя Бога и друг друга.    VII, 2. Ведь любовь и страх перед Господом есть первое исполнение Закона. Поэтому каждому из вас следует воздвигать в душе своей, словно мощное и твердое основание, любовь и страх [Божий]; их следует также оживлять благими делами и защищать [усиленной] молитвой. Ведь что касается любви к Богу, то ей присуще рождаться в нас не просто так и не самопроизвольно, но она возникает благодаря многим трудам, великим стараниям и при содействии Христа, как изрекает Премудрость: «аще взыщеши ея яко сребра и якоже сокровища испытаеши ю: тогда уразумееши страх Господень и познание Божие обрящеши» (Притч. 2:4—5). А обретя познание Божие и уразумев страх [Господень], ты легко преуспеешь и в следующем, я имею в виду - преуспеешь в любви к ближнему.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Апостол пытался пробудить в Сапфире веру и христианскую любовь, но стремление к наживе, любовь к деньгам и богатству и для нее, как и для Анании, оказались важнее, чем чистая, праведная и Богоугодная жизнь. Итог сему плачевный: Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее. И далее в Деяниях написано: И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это. Страх перед наказанием Божиим распространился не только на непосредственных свидетелей этого события, но и на всех христиан Иерусалима. И это был спасительный страх, удерживающий от греха и беззакония. Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодня мы с вами услышали в Апостольском чтении о том, как среди первых христиан начиналась ложь. Из любви к славе человеческой она рождалась, из желания выглядеть почетно среди других людей. Ложь обесчестила Ананию и Сапфиру, они были окрадены собственным обманом, так как лишились главного — Божественной любви и, таким образом, отдалились от Бога, стали чужими Отцу Небесному. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Ложь есть разрушение любви». Именно обман убил в этой семейной чете страх Божий, сделал их бесстыдными в лукавстве. Между тем ложь перед именем Божиим и пред лицом Божиим не только позорна, но и клятвопреступна. Вот почему Господь так строго и незамедлительно покарал лжецов Ананию и Сапфиру, не позволив им оправдываться и строить дальнейшую ложь пред Духом Святым. В назидание всем нам они были наказаны. На примере этих людей Бог показал, что в Церкви Христовой нет и не может быть места лжи и обману. Во всех своих проявлениях ложь чужда Господу и поэтому должна незамедлительно отвергаться всеми верными Его последователями. «Как горючее вещество от дома, удаляй ложь от уст твоих», — поучает святитель Иоанн Златоуст. Когда в своих поступках мы попускаем и позволяем себе неискренность, мы грешим против Бога, мы расстраиваем Господа своим обманом. Мы самостоятельно выбираем, по какому пути идти — по пути спасения или по пути погибели.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

В Библий говориться о том, что истинный страх рождается и любовью, но его природа, естественно совсем иная чем нежели природа человеческого страха: « Боящемуся Господа благо будет напоследок, и в день смерти своей он получит благословение. Страх Господень – дар от Господа и поставляет на стезях любви». ( Сир. 1,13 ). Что означает, что страх « поставляет на стезях любви». Имеется в веду страх нарушить волю любимого. В Евангелие от Матфея, сказано: «Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми» ( Мф. 8, 30–33 ). По истолкованию Св. Иоанна Златоуста , на примере свиней Господь показал нам, что бы сделал дьявол со всем родом человеческим, если бы Божий Промыслы не ограничивали эго желания. Получи сатана власть прямо сейчас, сколько бы конфликтов сразу наполнило бы мир. С какой легкостью стартовали бы ядерные ракеты, объявлялась война, начинались этнические и «религиозные» чистки. В книги одного западного проповедника, мне довелось читать, что в период «холодной войны» в ядерных американских бункерах срабатывала система оповещения о старте русских ракет. (Это были ложные сигналы). Но всякий раз когда американцы готовили «адекватные меры» у них происходили технические сбой. Можно только предположить, сколько раз Господь попускал таким сбоям и в русских ракетных системах. Поистине, та грань за которой может начаться ядерная, экологическая, элидемиологическая, и любая другая катастрофа, она эта грань, под контролем Божьего Промысла. И как бы лукавый не пытался бы, чрез своих эмиссаров подтолкнуть, опрокинуть и сбросить нас за грань допустимого, он лишен такой власти. Она ограничена Волей Творца. В Книги Иова, сказано что Господь ограничивал власть дьявола над Иовом, словами: «...вот, он в руке твоей, только душу его сбереги» ( Иов 2,6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lyudi-po...

Вот тогда-то и будет страх в городах, ибо святые будут изгоняться оттуда тогда-то и наступит страх на путях и в пустынях, ибо все станут укрываться там; тогда-то страх будет и на море, ибо все станут искать спасения на воде; страх будет и на островах, ибо будут преследоваться и там. Тогда земля будет бесплодной для святых, всякий город — необитаем, море — неприступным и весь мир — пустынным, И все это потому, что тогда одни погибнут от голода, другие — от жажды, иные же будут умирать от страха и великой скорби. Где тогда укроется человек? Или кому он поручит дитя свое? Как он спасет свое имущество, если он не в силах спасти и свою душу? Тогда будут [раздаваться] великие вопли детей, рыдания отцов и матерей, крики жен и девиц, стенания братьев и родственников. Кто кого будет оплакивать тогда? Брат брата? Но ведь он и сам тогда будет ожидать смерти. Не может [оплакать] и мать дочь свою, ибо она и сама видят смерть свою; не может [оплакать] и отец сына, ибо он и сам со страхом ожидает своей смерти. (52) Вот почему, предвидя это, Господь сказал: молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу ( Мф.24:20 ; Мк 13:18 ), ни когда вы празднуете согласно с праведностью, ни когда вы скорбите о житейских делах, как это бывает зимою, чтобы день тот не постиг вас внезапно ( Лк.21:24 ). И вдруг, говорит, по скорби тех дней, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; и тогда увидят Сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (Мф.24:29—З0). В самом деле, если диавол на короткое время получил власть возмутить землю, как написано: и дал ему Бог власть искушать живущих на земле, то насколько же более Сын Божий, воспринявший всю власть небесных, земных и преисподних, произведет смятение во всем мире и в стихиях его, в отмщение за святых, когда Он с силой ангельской и властью Отца придет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех призывающих Его ( 2Фес.1:10 ), и воздать скорбью оскорбляющим нас, нам же оскорбляемым отраду.

http://azbyka.ru/apokalipsis/tolkovanie-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010