825 Этим псалмом завершается ряд гимнов, начинающихся со слов блажен, блаженны ( Пс. 1,31,40,111,118,127 ). В них провозглашаются и обосновываются нормы поведения, которые делают человека счастливым («блаженным»). В самом общем виде это – верность Закону Бога, ревностное исполнение Его заповедей (пс. 1, 118); особое внимание Псалмопевец обращает на такие свойства человеческой души, как отсутствие коварства (хитрости, лести – пс. 31), сочувствие и сострадание к чужой нужде и убожеству (пс. 40), благоговейный страх перед Богом (пс. 111, 127). 826 Ст. 1. ...боятся Господа – страх Божий был важнейшим требованием Моисеева Закона: «Господа, Бога твоего, бойся и Ему [одному] служи» ( Втор. 6:13 ). Это предписание ограждало древнего еврея от многобожия и одновременно запрещало ему делать зло другому человеку – ср.: «Не обижайте один другого; бойся Бога твоего» ( Лев. 25:17 ) и «Страх Господень – ненавидеть зло» ( Притч. 8:13 ); ...ходят путями Его – исполняют Его заповеди. 827 Ст. 2. Плоды трудов твоих вкушать будешь – Закон Моисеев обещал материальное благополучие за исполнение заповедей Божиих – ср.: «Даст тебе Господь [Бог твой] изобилие во всех благах, в плоде чрева твоего, и в плоде скота твоего, и в плоде полей твоих на земле» ( Втор. 28:11 ). 829 Псалом поется от лица древнееврейского народа, возвратившегося на родину из вавилонского плена (587–538 гг. до Рождества Христова) и с большими трудностями восстанавливающего Иерусалим при противодействии окружающих народов (см.: Неем. 2–6 ). 830 Ст. 1. ...боятся Господа – страх Божий был важнейшим требованием Моисеева Закона: «Господа, Бога твоего, бойся и Ему [одному] служи» ( Втор. 6:13 ). Это предписание ограждало древнего еврея от многобожия и одновременно запрещало ему делать зло другому человеку – ср.: «Не обижайте один другого; бойся Бога твоего» ( Лев. 25:17 ) и «Страх Господень – ненавидеть зло» ( Притч. 8:13 ); ...ходят путями Его – исполняют Его заповеди. 831 Ст. 2. Плоды трудов твоих вкушать будешь – Закон Моисеев обещал материальное благополучие за исполнение заповедей Божиих – ср.: «Даст тебе Господь [Бог твой] изобилие во всех благах, в плоде чрева твоего, и в плоде скота твоего, и в плоде полей твоих на земле» ( Втор. 28:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Быт.31:42 . Если бы не был со мною Бог отца моего, Бог Авраама и страх Исаака, ты бы теперь отпустил меня ни с чем. Бог увидел бедствие мое и труд рук моих и вступился за меня вчера. Тщательное и даже самоотверженное отношение Иакова к обязанностям своей пастушеской службы у Лавана не находило, однако, справедливой оценки у Лавана: напротив, он не прочь был всячески уменьшить заработную плату Иакова (ср. ст. 7). И, по убеждению Иакова, только очевидное и для Лавана попечение Божие о благе Лавана удержало его от совершенного лишения Иакова всего его благоприобретенного имущества. «Так как Богу известно, с каким великим усердием исполнял у тебя службу и какие труды переносил я... то, призирая на это, Он, как Господь человеколюбивый, вчера обличил тебя, отвратил от меня несправедливые и неразумные покушения с твоей стороны» ( Иоанн Златоуст , 57, 621). В противоположность политеистическим верованиям Лавана (ст. 30, ср. 53), Иаков (как и в речи своей женам, ст. 5) исповедует Бога вселенной Богом отца и деда своего, причем употребляет параллельные друг другу выражения: «Бог Авраама» и «страх Исаака». Последнее выражение представляет метонимию, обозначая объект страха Исаака, т.е. Бога; такое наименование применено к Богу у пророка Исаии ( Ис. 8:13 ). «Страхом Исаковым назвал благочестие, т.е. страх Божий; потому что Божий страх носил Исаак в душе» (блаженный Феодорит, вопр. 92). Чувство страха, благоговения пред Богом, неотъемлемое от религии вообще и ветхозаветной по преимуществу, Исааку усвояется, по-видимому, в специальнейшем смысле – в смысле указания на индивидуальную особенность Исаака. По мнению раввинов, названием этим обозначалось или то, что Исаак при принесении его в жертву испытал в особенно сильной степени страх Божий, или то, что Исаак, как еще живущий, неизбежно испытывал чувство страха Божия, и Иаков не мог сказать о живом еще отце: «Бог Исаака» (ср. Н. Grotii, Annotat. in V. Т., 1.1, p. 39: non dicit Deus Isaaci, quia vivebat adhuc Isaac). Быт.31:43–44 . И отвечал Лаван и сказал Иакову: дочери – мои дочери; дети – мои дети; скот – мой скот, и все, что ты видишь, это мое: могу ли я что сделать с дочерями моими и с детьми их, которые рождены ими?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В этом страхе Бог оказывается забыт не только как причина и конечная цель бытия и жизни, как смысл и центр существования. Он равным образом отвергается, не замечается, отрицается в промыслительном действии и благом попечении по отношению к каждому существу. Страх свидетельствует о том, что человеку кажется, будто он предоставлен самому себе, может или должен рассчитывать только на собственные силы, что он лишился помощи Божией. «Одного старца спросили: «Почему мне страшно, когда я иду по пустыне?» Он ответил: «Потому что ты думаешь, будто одинок, и не видишь, что Бог пребывает с тобой " » 1498 . Сам Господь Иисус Христос обличает это заблуждение, напоминая человеку, что Бог постоянно заботится о нем 1499 . Вот почему страх – это признак неверия в Промысл Божий: Что вы так боязливы? как у вас нет веры? ( Мк. 4:40 ) – сказал Господь Иисус Христос Своим ученикам, убоявшимся бури. Кроме того, страх отображает неверие в духовные блага, потому что если бы человек был к ним привязан, то только их он и боялся бы потерять: «Единственная мука, – говорит преподобный Максим Исповедник , – это лишение Божественного» 1500 . Только духовные блага имеют для человека действительно абсолютную ценность и жизненную значимость. Человек, который доверил себя Богу, став участником воскресения Христова и Божественной жизни, не должен больше бояться никаких посягательств на душу и тело, даже смерти, которая убивает тело лишь на время и больше ничего не может сделать 1501 . Соединившийся с Богом обретает в Нем все блага целиком и не боится лишиться чего-либо чувственного. Страх – это не только неверие в духовные блага, единственно реальные, это еще и тщетная вера в чувственные блага, реальность которых иллюзорна, в блага преходящие, как трава и сокровища, которые моль и ржа истребляют и воры крадут 1502 . Рано или поздно человек теряет чувственные блага либо потому, что они непостоянны, либо по причине собственной смерти, так же как и наслаждение от обладания ими, которое, как мы видим, само по себе мало что значит по сравнению с радостью благ Царства Небесного. Именно из-за ложного представления о подлинной реальности чувственных вещей и удовольствий, к которым падший человек привязан, в нем и может поселиться страх: если бы он знал их истинную природу, то оставался бы равнодушным к их утрате.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Здесь, каждый день живя ожиданием смерти, не что иное делаем, как каждый день умираем, и день от дня к смерти приближаемся. Но по смерти того не будет: одно непрестанное пребывание в блаженной вечности будет. 5) Этими грешными и тленными очами не можем видеть славы Божией и Царя славы Иисуса Христа, Сына Божия, но «тогда узрим лицом к лицу» (1Кор.13:12) «и увидим Его, как Он есть» (1 Ин.3:2). 6) По смерти умершие в Господе придут в любезное пребывание со святыми Ангелами, патриархами, пророками, апостолами, мучениками и всеми святыми, которые ждут ныне верных, пока выведет их Господь из темницы смертной плоти. 7) Настоящая жизнь многими бедами и болезнями исполнена. Нет ни одного, кто бы в постоянном счастье прожил до конца. Непрестанную видим перемену: из богатого делается нищий, из славного — бесславный, из здорового — немощный. Свободного темница принимает, страх от неприятелей, страх от злых людей, страх от огня, страх от плоти, прелестного мира, страх от супостата дьявола, который «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр. 5:8). С плачем рождаемся. В бедах, скорбях, немощах, страхе живем. В страхе и тесноте кончаем жизнь. Так бедна и плачевна в мире этом жизнь наша! Но если в Господе умираем, от всех этих бед освобождаемся. 8) Жизнь эта исполнена грехами. Ибо всегда то спотыкаемся, то падаем; то словом, то делом, то умом являемся неисправными и перед судом Божиим виноватыми. Всякий это знает по себе, кто примечает и рассматривает совесть свою. Праведник семь раз на дню падает и встает. Сами младенцы не без скверны перед очами Божиими. «Кто чист будет от скверны? Никто, даже если и один день жития его на земле», — говорит Иов (Иов.14:4-5). Избранный сосуд Божий, святой Павел, жалуется об этом окаянстве и воздыхает: «Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти» (Рим.7:23-24)? Но кто блаженной упокаивается кон­чиной, тот освобождается от окаянства этого.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Но я бы хотел сказать, что и этот страх, который прежде всего сопряжен со свободой, и название раб Божий очень почетны и высоки: замечательно, когда о ком-то можно сказать, что он настоящий раб Божий; это важно суметь понять. — То, что называется Пасхальная радость, это о том, как касается благодать Божия? то есть это может произойти в любой момент в любом месте? Отец Алексий: Да, конечно. — Все ли три степени связаны со свободой? Отец Алексий: Да, только свободный человек может быть рабом Божиим. — А каким образом раб получает свободу? Отец Алексий: Когда мы говорим об этом, мы вспоминаем апостола Павла, который говорит:; вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков (см. 1 Кор 7:23), то есть вас освободили от смерти и от заклятия греха и поэтому вы свободны, не делайтесь рабами мира сего, не бойтесь его. Человек, который не освободился от страхов мира сего, не может работать Богу, он еще боится наказания, а не Бога, он еще не свободен. А Бога бояться можно только в свободе; это высокий страх любви, он и у раба страх любви, и у наемника страх любви. Но сыновний страх освобождает человека даже от мысли о воздаянии и о муках, он делает свободу человека совершенной. Человек, боящийся мук или работающий Богу за благодать, еще не совершенен в своей свободе, но тем не менее уже свободен. Люди, которые порабощены греху, Бога бояться не могут, они живут безбоязненно: грешат и не боятся Бога. И когда мы говорим Бог накажет — это ведь хорошо, потому что когда Бог наказывает, Он спасает. А есть люди, которых Бог уже не наказывает, и это страшная ситуация, потому что наказывать уже бессмысленно. Даже в Притчах Соломоновых написано: не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее (Притч 9:8–9). Если есть какие-то вопросы о страхе Божием, задайте, а потом мы перейдем к теме смиренномудрия. — А блаженны нищие духом — это к первой стадии относится? Отец Алексий: Я думаю, что это больше относится к следующей теме, к смиренномудрию.

http://pravmir.ru/fragmentyi-iz-prihodsk...

От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя ( Иов. 41:5–13 ). Интересно отметить, что преподобный Антоний Великий , который, как известно, весьма часто переживал бесовские явления и нападения, ясно свидетельствовал святителю Афанасию Великому , что «нередко видел демонов [именно] такими, каким Господь изобразил диавола в откровении Иову: ...глаза его блестят, как денница. Из пасти его выходят как бы светильники горящие и разлетаются как очаги огненные. Из ноздрей его выходит дым печи наполненной горящими углями. Дыхание его – угли горящие и пламя из пасти его выходит ( Иов. 41:9–12 ; Септуагинта, по ее пагинации стихов)» 1095 . Таким образом, здесь перед нами то весьма точно описанное «обличье» диавола, в котором он зачастую являлся искушаемым им святым в том случае, если стремился вселить ужас в их сердца. Олимпиодор пишет и о том страхе, который зачастую внушает сатана человеку; об этом также говорится в рассматриваемых стихах: Вокруг зубов его – страх ( Иов. 41:5 ; Септуагинта, по ее пагинации). Олимпиодор подчеркивает: «Это не страх Божий, но страх перед «кругом» «зубов» [дракона]. Но если ты имеешь в себе Христа, не помышляй об этом страхе, ибо тебе подобает страшиться Господа Бога твоего, а кроме Него, никого другого не бойся» 1096 . Таким образом, страх этот побеждается во Христе, в состоянии доброго и святого страха Божия. Но ведь, как мы помним, Иов жил в те времена, когда Победитель этого сатанинского страха еще не пришел в мир. Именно поэтому Господь и описывает Иову этот темный страх как пока что еще для человека непреодолимый: ведь в ту эпоху люди находились в положении полного бессилия перед властью первородного греха, жили в состоянии рабства у сатаны. Однако диавол порой стремится, наоборот, не испугать, а очаровать тех, к кому он приступает, привлечь их к себе с помощью ложного притворства, прикидываясь добрым, благим, желающим им добра: совсем не таким, каков он на самом деле.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

«страх Господень – начало любви Его (т. е., к Нему), вера же – начало прилепления Его (к Нему)». Вставка эта, кроме Гр. (70, 248, Cpl.) и Лат., имеется и в Сир., где 14 стих читается так: «страх Господень превосходит все это. Начало страха Господня есть любовь к Нему, и начало веры – следование за Ним. Приобрети его (т. е., страх Господень), сын мой, и не оставляй его, ибо нет ничего равного ему». Видимо, и эта вставка, плохо вяжущаяся с контекстом, очень древнего происхождения. В Лат. конец ее читается: «веры же начало – должно прилепиться к нему», т. е. страху Божию; кроме того, между первым и вторым полустишиями 14 стиха Лат. вставляет: «счастлив человек, которому даровано иметь страх Господень», –это вариант 12а стиха. Злая жена – самое тяжкое несчастие ( Сир. 25, 15–29 ). 15. Всякая рана тяжела, но не так, как рана сердечная, и всякое зло тяжело, но не так как зло от жены; 16. всякое нападение страшно, но не так, как нападение ненавистника, и всякое мщение страшно, но не так, как мщение врага. 17. Нет яда злее яда змеиного, и нет гнева злее гнева женского. 18. Соглашусь лучше жить со львом и драконом, чем жить со злою женой. 19. Злоба жены помрачает вид мужа и делает угрюмым лицо его, как у медведя. 20. Среди друзей сидит муж ее и против воли тяжко вздыхает. 21. Мало бывает таких зол, каково зло от жены, жребий грешника падет на нее. 22. Что восхождение по песку для ног старика. то сварливая жена для тихого мужа. Не соблазняйся красотою женскою и не желай имущества ее: ибо тяжкое рабство и стыд, когда жена содержит мужа своего. 25.Сердце унылое, и лицо угрюмое, и рана сердечная – злая жена; 26. опущенные руки и расслабленные колена – жена, не дающая счастья мужу своему. 27. От жены начало греха, и чрез нее все мы умираем. 28. Не давай воде выхода, а злой жене воли; 29. если она не идет рука об руку с тобою, отсеки ее от плоти твоей. В 25, 11 бен-Сира назвал счастливым человека, имеющего хорошую жену; в конце 25 главы (стихи 15–29) он ярко изображает те неприятности и несчастия, какие происходят от злой жены.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Спасайся.   Письмо сто двадцать третье Когда пришло то время, в которое надо было Иисусу Сыну Божию чашу страдания и смерти за спасение наше испить, Он, сев на осла, поехал во Иерусалим. Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев (Ин 12:12-13)! Примечай здесь, возлюбленный: 1) Сидящий на престоле славы Своей, и покланяемый и прославляемый всеми небесными Силами, не возгнушался сесть и ехать на бессловесном скоте. Нашего ради спасения сделал это Сын Божий, как и воплотился. От сего да постыдится человеческая гордость, которая любит цугом  и в позлащенных каретах проезжаться. 2) Когда в мир вошел и родился Сын Божий, то в убогом вертепе и яслях, как один из нищих, возлег, но когда от мира должен был отойти и пострадать и умереть за нас, то с торжеством шел, слыша и спереди и сзади восклицания со всех сторон окружавшего Его народа. Спасайся. Наставление христианское    Без веры живой и страха Божия благочестиво жить невозможно. Вера живая от поучения в слове Божием и от Святого Духа в сердце человеческом возбуждается. Поэтому должно читать и внимать слову Божию, и молиться, чтобы Сам Бог зажег в нашем сердце светильник веры. Страх Божий рождается особенно от рассуждения о вездесущии и всеведении Божием. Бог существенно везде присутствует, и где мы ни находимся, с нами есть, и что ни делаем, говорим, мыслим и начинаем, – все пред святыми очами Его делаем, говорим, мыслим и начинаем, и гораздо лучше дела наши Он знает, нежели мы сами. Рассуждай же об этом, христианин, и внимай сему, и с помощью Божией родится в тебе страх Божий. Страх Божий будет тебя везде и во всяком деле остерегать и исправлять, от всякого злого дела отвращать, и ко всякому добру поощрять. Так день ото дня лучшим будешь. Имей же всегда пред душевными очами Бога, и будешь иметь страх Божий, подражая Псалмопевцу: Всегда я видел Господа пред собою (Пс 15:8). А что должен ты делать, в следующих пунктах изъясняется. Внимай же и старайся исполнять следующее:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

В сем отношении можно сказать, что «страх Божий» есть первая – основная ступень жизни по Богу, и вместе есть воспитатель всех высших «стояний» жизни человека по Богу, ибо, по мере укрепления сознания и воли человека в вере и благочестии, и вместе с духовно-нравственною его возмужалостью, «страх Божий», как «дар Св. Духа», Из момента «φβου Θεο» в душе и сердце человека переходит в момент – «αδ Θεο», т. е. является в чувство-сознании и в мысле-волении человека моментом целомудренно-чистого и свято-благоговейного стыдения его пред Господом. Даже для ветхозаветного праведника «страх Божий», несмотря на то, что не был еще в моменте «благодатного исполнения Христова», составлял такое окрыление добродетели, которое защищало и удерживало его от «соблазна» и от «неправды»: «как сделаю я сие великое зло, – сказал целомудренный Иосиф жене Патифара на ее бесстыдное предложение, – и согрешу пред Богом» ( Быт.39:9 )? «Доколе еще дыхание мое во мне..., не скажут уста мои неправды, и язык мой не произнесет лжи» ( Иов.27:3–4 ), – вот речь даже в несчастии и бедствии ветхозаветного праведного мужа, высокое религиозно-нравственное «стояние» Которого характеризуется в св. Писании как «стояние человека непорочного, справедливого, Богобоязливого и удаляющегося от зла» ( Иов.1:8; 2:3 ). Высшим духовно-нравственным моментам такового «стояния и хождения пред Богом» ( Быт. 5:24; 6:9–14 ), уже в «благодатном исполнении Христовом», бывает «чистота сердца», в силу которой «человек Христов» в себе самом духовно «зрит Бога» ( Мф.5:8 ) и как бы «ощущает Его» (Ср. Деян. 17:27 ). В моментах раскрытия сей «чистоты сердца», когда «духовное зрение», обращенное к Богу, создает как бы «ощущение в душе Бога», «страх Божий», как благодатный «дар Св. Духа», переходит в высочайшую и превыспреннюю умонастроенность в Боге, в беспредельную и все собою покрывающую у «человека Христова» любовь к Богу: «Кто отлучит нас от любви Божией, – говорит о себе Ап. Павел: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь (κτσις) не может отлучить нас от любви Божией (μς χωρσαι π τς γπης το θεο) во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим.8:35–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Вторая встреча посвящена фундаментальным понятиям «Книги Притчей Соломоновых». Книга Притчей — является итогом нравственного учения Ветхого Завета, морального закона и мудрости. Если человек не усвоит эти понятия, то он не сможет понять своего отпадения от Бога и поэтому не будет способен воспринять благую весть прощения, посылаемого нам через любовь и благодать Господа. На встрече необходимо раскрыть и показать взаимосвязь таких понятий как: Страх Божий, Мудрость и Премудрость, Путь Жизни и путь смерти, добродетель, рассуждение, трезвенность, воздержание. А также и противоположные им понятия: глупость, нечестие, грех, разврат, а также образ праведника, добродетельной жены, разумного юноши. Все эти явления целостно раскрыты в Книге Питчей на самых разных уровнях и просто и сложно. Эти темы, выраженные библейским языком, одинаково сложно воспринимаются и профессором университета, и простым рабочим. Поэтому задача катехизатора выбрать язык, на котором оглашаемым будет проще понять эти глубинные категории Библии. Для этого катехизатор должен обладать культурной широтой и разбираться в различных мировоззренческих установках. Первое и основное понятие – Страх Божий. С первых строк Книги притчей дается определение Страха Божия, как доброго разумения в пути у всех водящихся им, а благоговение к Богу – начало разумения («Книга Притчей Соломоновых» гл. 1). Страх Божий, как свойство верующей души , мы можем видеть у всех библейских праведников. Необходимо привести примеры как Страх Божий действует и определяет поведение людей: является повествование о причине, которую назвал Иосиф, что не будет мстить братьям за то, что они продали его в рабство: « И сказал Иосиф: не бойтесь, ибо я боюсь Бога » ( Быт. 50.19 ). «бабок повитух» во время египетского плена они отказывались выполнять приказание фараона, даже при угрозе смерти: « Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа, и сказал: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет. Но повивальные бабки боялись Бога и не делали так, как говорил им царь Египетский, и оставляли детей в живых » ( Быт. 1.15-17 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/kratkoe-iz...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010