Неизлечимо раненный исцелитель вернулся на Пасху, в тот день, который демонстрирует, как вся история будет выглядеть с обладающей преимуществом точки зрения вечности, когда каждый шрам, каждая боль, каждое разочарование будут видеться в ином свете. Наша вера начинается там, где она, казалось бы, должна была закончиться. Между крестом и пустой могилой заключено обещание, данное нам в истории: надежда для мира, надежда для каждого из нас, живущего в нем. Немецкий теолог Юрген Мольтман в одной фразе описывает огромную пропасть между Великой Страстной пятницей и Пасхой. Это действительно итог человеческой истории: прошлое, настоящее и будущее: «Бог плачет с нами, чтобы мы могли однажды смеяться вместе с ним».   Писатель и проповедник Тони Камполо иногда читает волнующую проповедь, которую он перенял у старого чернокожего пастыря в его церкви в Филадельфии. «Сейчас пятница, но воскресенье близко», — звучит название этой проповеди, и если вы знаете название, вы знаете, о чем вся проповедь. Говоря все более быстро и громко, Камполо противопоставляет то, как выглядел мир в пятницу — когда силы зла победили силы добра, когда все друзья и ученики в страхе бежали, когда Сын Божий умер на кресте, — тому, как он выглядел в пасхальное воскресенье. Ученики, которые пережили оба дня, пятницу и воскресенье, никогда больше не сомневались в Боге. Они поняли, что когда кажется, что Бог предельно далек, он может быть предельно близок. Когда Бог выглядит совершенно обессиленным, он может находиться на пике своей силы, когда Бог выглядит абсолютно мертвым, он может воскреснуть к жизни. Никто так и не научился просчитывать поведение Бога. Однако однажды Камполо перескочил в своей проповеди с одного момента на другой. Оба эти дня нашли место в церковном календаре: Страстная пятница и Пасхальное воскресенье. Однако в действительности мы живем в субботу, в день без имени. То, что ученики пережили в течение короткого промежутка времени — три дня, проведенные в скорби по одному человеку, умершему на кресте, — мы сейчас переживаем в космических масштабах. Человеческая история перемалывается между временем обещания и временем его исполнения. Можем ли мы положиться на то, что Бог сделает что–нибудь святое, красивое и благое из мира, в котором присутствуют Босния и Руанда, районы гетто и переполненные тюрьмы, принадлежащие богатейшему народу на земле? Это суббота на планете Земля; придет ли когда–нибудь воскресенье?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Потом, уже во время трапезы, Иисус еще раз скажет, что среди двенадцати есть один предатель, и каждый с недоумением и страхом будет спрашивать: «Не я ли это?» – так спросит и Иуда, делая вид, что не понимает, о чем речь. Каждый год праздник Ветхозаветной Пасхи отмечался ритуальной трапезой, на которой обязательно были хлеб и вино. Старший за столом разламывал хлеб, вкушал сам и давал младшим, затем поднимал чашу, возблагодарив Бога, отпивал и передавал дальше всем участникам трапезы. И вот, Христос, проводя этот традиционный обряд, добавил к нему нечто новое. Взяв хлеб, Он преломил его и, раздавая ученикам, сказал: «Приимите, ешьте, это Тело Мое, за вас на смерть предаваемое». И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: «Пейте из нее все, ибо это Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 28). Так апостолы впервые стали участниками таинства Причащения, в котором под видом хлеба и вина христиане вкушают Тело и Кровь Христа. С тех пор это происходит на каждой литургии, не символически, а реально соединяя нас со Христом. В Великий Четверг, то есть в день установления таинства Причащения, каждый христианин старается причаститься Тела и Крови Христовых. А вечером в этот день на службе читается двенадцать отрывков из Евангелия, повествующих о страданиях Христа и Его смерти на кресте. Но относятся они уже к следующему дню. Великая Пятница Великая Пятница – один из главных дней церковного календаря, посвященный воспоминанию искупительных страданий и Крестной смерти Господа Иисуса Христа. Рассказ о дне страданий Спасителя присутствует у каждого из четырех евангелистов, согласно которым все, что произошло в Великую Пятницу, не было случайностью, а являлось важнейшей частью Божественного плана спасения человечества. Все, что произошло в Великую Пятницу, не было случайностью, а являлось важнейшей частью Божественного плана спасения человечества Господь шел на смерть сознательно. Нет более сильного свидетельства о любви Бога к людям, чем крест, на котором был распят воплотившийся Бог. Нет более великой жертвы, которую Бог мог бы принести за человека, чем та, которую Он принес.

http://pravoslavie.ru/159957.html

Великий пост 2017 Великий пост: календарь питания Великий пост начинается за семь недель до Пасхи и состоит из четыредесятницы — сорока дней — и Страстной седмицы – недели перед самой Пасхой. Великий четверг: Он приносит нам Себя Самого (+видео) Богу нет места в мире людей. И нам в эти дни Страстной седмицы очень важно пойти вместе со Христом, пройти этот путь вместе с Ним. Весь Великий пост мы вглядывались в себя, очищали свое сердце, но наступило время всмотреться в ту жертву, которую уже Бог приносит нам. А Он приносит нам Себя Самого. Великая пятница: Мы рядом со Христом во время Его страданий (+видео) Народ глумится, издевается, а Господь молится с креста: «Отче, прости, они не ведают, что творят», - потому что Бог прощает нам все, не дожидаясь нашего покаяния. Десять дев Господь часто говорит нам «бодрствуйте», а Сам намеренно медлит, закаляя веру одних и обличая неверие других. Матушка Светлана Соколова о семейных традициях Страстной седмицы Мы всегда старались сделать так, чтобы у детей не было отрицательных эмоций к нашим взрослым ощущениям Страстной седмицы, потому что они всё равно до конца этого не могут понять. Ольга Любимова: передать детям радость Телевизионный сценарист и продюсер Ольга Любимова поделилась с читателями ПРАВМИРа рецептом пасхи от Ольги Книппер-Чеховой и рассказала, как проводит Страстную со своими двумя детьми Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/tag/velikij-post-2014/...

Как нам преодолеть это? Преодолеем, когда в наших сердцах воцарится любовь к Богу. Раны излечиваются любовью и долготерпением. Это произойдет тогда, когда ты все поймешь, когда сможешь сказать, как сказал Христос: «Отче, отпусти им, ибо не ведают, что творят!» (Лк 23:34) Но, Господи, ведь эти люди – плохие! – Нет, они не плохие. – Но они распинают Тебя! – Да, распинают, но делают это не потому, что плохие, а потому, что носят все это зло в своем сердце. Помню, я как-то исповедовал человека в больнице за полчаса до его смерти. И он говорил мне такое, что было ясно – даже в преддверии смерти его сердце билось словно посреди пыльной грязи. И я понял: человек – таков. И я внутри себя такой же. Страстная седмица – время, когда мы можем разбить эту витрину, отбросить ложные маски и стать настоящими людьми, снисходительными к окружающим. И в этом нас объединит общая боль, общее стремление ко Христу и общая смерть, ожидающая всех нас. А человек приходит на исповедь и говорит: «У меня все хорошо, все отлично, но я не люблю такого-то человека». Ну что тут сказать? Никого нельзя заставить полюбить насильно. И я могу не любить кого-то – даже если сегодня Страстная Пятница, или Великая Суббота, или Светлое Воскресенье. Потому и говорится, что Воскресенье – это не только праздничный день Пасхи. Воскресением может стать любой миг, в который ты воскресаешь, оживляя все полученные тобой когда-то дары. В тебе оживают возможности – возможность проснуться, возможность стать другим человеком, не прячущим свои таланты. Ведь талант – это не только способность к рисованию, пению, сочинительству. Это еще и способность любить и жить, превозмогая боль, преодолевая страдания своих детей, супруга, самого себя. Страстная седмица – прекрасная возможность, которую дарует нам Всемилостивый Бог, чтобы мы приблизились ко всему этому. И ничего страшного, если в этом году тебе не удалось преуспеть во всем. Все-таки совсем нелегко вместить в сосуд своего сердца океан Благодати. И пусть в этом году сосуд не наполнится до краев, но в него попадет хотя бы что-то.

http://pravmir.ru/myi-ubili-nevinnogo-bo...

Масленица у лютеранского населения не празднуется, разве только более состоятельные в этот день пьют кофе с упомянутым выше печеньем, хворостом. День считается будничным. Пасха, наоборот, считается самым торжественным праздником. Еще с самого начала страстной недели начинается праздничное настроение; четверг (Gründonnerstag) и пятница (Charfreitag) особенно чтутся; в эти дни причащается все село, если оно не успело причаститься уже с конфирмантами в вербное воскресенье. В субботу начинают красить яйца, печь кухены, хворост, сдобные калачи и подготовлять гусей, уток, кур к празднику. Яйца окрашиваются в желтый цвет при помощи луковой шелухи или особой травки, пробивающейся уже очень рано на более возвышенных и сухих местах, и молодежь на страстной повторно отправляется в поле в поисках за этой травой; были, конечно, и красные яйца, но чем они окрашиваются, не знаю. Субботу все проводят в работе и сутолоке; на вечернее богослужение собираются далеко не все, да оно и не торжественно. Для встречи Пасхи убираются и приводятся в порядок не только комнаты и двор, но и улица. Деревенские улицы не мощены, поэтому после весенней грязи вся улица представляется настолько кочковатой, что даже переходить через нее трудно. Поэтому в субботу на страстной улицы боронуют, т. е. путем прохождения всей улицы повторно бороной, на которой в качестве груза сидят ребята, кочки срывают и заполняют образовавшиеся глубокие колеи. После боронования запрягают в одну лошадь вал длиною около сажени и толщиною около полуаршина, тяжестью которого кочки вдавливаются в колеи и полотно улицы принимает гладкий вид. После этого подметают также двор, а переходы из избы в избу посыпают белым песком. Этот песок вообще в большом употреблении у колонистов: им посыпают полы в комнате после мытья пола, часть улицы перед калиткой и т. д. Дети, ложась спать, ставят под кровать или в определенных излюбленных ими местах свои шапки, в которые зайчик ночью должен принести яйца; многие стремятся не проспать восход солнца, потому что в это время в восходящем солнце можно видеть Христов барашек. У лютеран Христос всегда изображается с пастушьим посохом и барашком у ног.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

В дневник. Как бесконечно много мы теряем для душ своих, обращая наши сердечные привязанности не к Богу и добродетели, а к земным вещам или лицам, к видимому, а не к невидимому, к тленному, а не к нетленному, к временному, а не к вечному (например, страстно привязываясь к деньгам, к мужу, жене, или нечисто и страстно к женскому полу, или к пище, питью, жилищу, одежде, к деньгам, к играм, забавам). Тут человек совсем извращает свою душу, обращая ее как бы из нетленной в тленную (хотя она и остается по существу вечно неразрушаемой), из живой в мертвую, из светлой природы в мрачную, из разумной в неразумную, из сильной на всё благое в бессильную ко всему благому и в сильную на зло, из огненной по природе в ледяную и хладную. О, сколь мудры и блаженны святые Божии человеки, всю жизнь свою, все помышления и чувства свои, всю любовь и привязанность и волю свою направившие и устремившие к Богу единому, вожделенному и любимому, единому праведному и истинному, единому Животу и животворящему всех и всё, единому нетленному и пребывающему во веки бесконечные, и умертвившие плоть свою со страстями и похотями! Величаем вас, святые угодники Божии, и чтим святую память вашу, образ жития праведный и богоугодный всем нам явившие. 7 сентября 1890. Пятница. 8–13. Сколько спасений и избавлений явил во мне Господь в эти дни – нет числа! Сколько явлено сил, сокрушительных для демонов, для ада и спасительных для меня! Сколько спасения пакибытия моего, ибо я непрестанно почти падал от жизни в смерть, от правды в грех , от мира в смятение, от света во тьму, от силы в слабость и бессилие! Слава Тебе, благодеющему непрестанно Господу моему! В дневник. 14–18. Даждь мне, Господи, содержать всегда в памяти неизреченную доброту 7 и красоту лица Твоего и не прельщаться красотой тварной, часто прелестной 8 , – разумею красоту женскую, из-за пристрастия к которой человек оставляет Творца своего и святые законы Его и оскверняется душой и телом и растлевает себя. Благодарю Господа, без числа мне благодеявшего в дни сии и нощи и избавившего меня от всех зол, грехов и бед, особенно чрез причащение Святых Своих Таин.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Анна 1 мая 2021, 08:50 Спасибо за душеспасительную статью! Прекрасные душепросвещающие слова!Сегодня Великая Суббота 01.05.2021года. 08 " 36.по московскому времени г. Краснодар. Проснулась в 5 утра думала начну трудится печь пасхи, но не стала, как будто руки связаны. На душе покой, хочется только молчать, даже громко разговаривать не получается. Заметила что сегодня даже птицы не так поют, как обычно, утром они трещат на все лады, а сегодня тишина, кое где горлица прокричит и воробей чирикнет, на этом все. Решила ничего сегодня не буду делать. Очень жаль что на всенощную службу не будут снова пускать в храмы, а я так надеялась, можно будет стоять только на улице. Всех с наступающей Светлой Пасхой Христовой! Людмила 30 апреля 2021, 23:50 Да,Вы правы ... Суета суетой,но конечно надо всю страстную седмицу как то распределить время,а то и раньше генеральные уборки сделать,когда на утреннюю,когда на вечернюю службу,в Великий четверг обычно все причашаются,а в пятницу красят яйца.И 12 Евангелий надо послушать ,и к плащанице поклониться ,все надо ...а пятница ,самый скорбный день,какая уж тут суета.Можно и печь куличи и слушать проповедь или что духовно полезное. Но тем ,кто работает ,трудновато приходится вырваться на службу .Но ,как говорят было бы желание.А ,Бог и намерения целует. Спаси Господи! Анна G 18 апреля 2020, 07:20 А меня нынче в Великую Субботу болезнь ввергла в покой - после Страстной седмицы, подготовки к Причастию в Великий четверг. Хотя все равно придётся шевелиться, но по минимуму. А ведь у меня каждую субботу душа просто требует покоя - никуда не хочу идти, ни с кем разговаривать. И душе и телу отдых нужен. И если я субботу провожу в покое, то следующую рабочую неделю работается легче. Если нет - работается с трудом, болезнь мешает. Как жаль, что нет у нас этого обычая - субботнего покоя. Масса других обычаев есть, а субботы нет. Елена 6 апреля 2018, 08:56 Спаси Бог, батюшка! И утешительно, и поучительно. Меня все время волновало, что приходится убираться и готовить в субботу, ведь от Великой Среды начиная, дни наполнены Богослужениями и практически невозможно успеть что-то сделать по дому в эти дни. И задуматься дается возможность, какой глубочайший смысл заложен в Страстной. И как суета съедает все это.

http://pravoslavie.ru/61322.html

Что касается исчисления постных дней Четыредесятницы, то в этом вопросе в разных Церквах была различная практика. Так, Евсевий в своем сочинении «О Пасхе» исчисляет пост в шесть недель, включая сюда и Страстную; таким образом, по нему, получается 42 постных дня, из коих 40 составляют Четыредесятницу, а два дня – Пятница и Суббота нашей Страстной недели – дни собственно предпасхального поста. Другой памятник – «Постановления апостольские» – говорит: «Да сохраняется у вас пост Четыредесятницы, содержащий воспоминание о жительстве и законоположении Господнем, а совершайте пост этот прежде поста пасхального, начиная его со второго дня (т. е. с понедельника), а оканчивая в пятницу. После этих дней, отпостившись, начинайте святую седмицу Пасхи (т. е. Страстную), в оную со страхом и трепетом поститесь, начиная со второго дня (т. е. с Понедельника) до Пятницы и Субботы, шесть дней, употребляя в пищу только хлеб, соль и овощи, а в питье – воду. В Пятницу же и Субботу совершенно поститесь… Ибо Господь говорит о Себе в одном месте так: «Когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» ( Мк.2:20 ), а Он в эти-то дни и был отнят у вас» 4 . Наконец, западная паломница Сильвия Аквитанка, посетившая в IV веке Иерусалим, пишет об иерусалимском исчислении Четыредесятницы: «Здесь перед Пасхой соблюдаются восемь недель. И потому соблюдаются восемь недель, что в дни вокресенья и в субботу не постятся, за исключением одного (т. е. Великого) Субботнего дня, в который бывает пасхальное бдение и в который поститься необходимо… Итак, из восьми недель, за вычетом восьми воскресений и семи суббот, остается 41 день, проводимый в посте» 5 . Разнообразие исчисления Четыредесятницы существовало до IX века, и результатом его явилась сырная седмица, имеющая, с одной стороны, великопостные поклоны, а до XIV века-и литургию Преждеосвященных Даров 6 , с другой – разрешение на «сыр». Другим следом этого разнообразия является пение на вечерне в Пятницу шестой седмицы поста стихир «Душеполезную совершивше Четыредесятницу», тогда как отпуст за всю Четыредесятницу с чтением молитвы «Владыко многомилостиве» и чин прощения «Благословите, отцы святии, и простите ми грешному, яже согреших во всей жизни моей и во всей Святей Четыредесятнице» по уставу отправляется по окончании чина изобразительных в Среду Страстной седмицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Отметим также, что, хотя о самоубийстве Иуды в евангельских чтениях Четверга не говорится (соответствующий фрагмент Мф.27:3–10 будет неоднократно прочитан в службах Великой Пятницы), в песнопениях службы о печальном конце предателя иногда упоминается. При этом особенно отметим мысль, что Иуда покончил с собой, вместо того чтобы покаяться: «удавлением бо тогда предразсудив покаяние зле, еже жити лишися» (канон повечерия, 4я песнь, 4й тропарь). В этих словах выражена вера в безграничность милосердия Божия и святоотеческое мнение, что Христос простил бы и Иуду, если бы тот принес искреннее покаяние. Кроме обличительных слов в адрес Иуды и выражения непонимания того, как вообще можно было решиться на такой поступок по отношению ко Христу, песнописцы не забывают и о нравственном приложении, то есть из истории его предательства извлекают уроки для нас, христиан. В первую очередь отметим призыв с верой и благоговением участвовать в Евхаристии: «Да никтоже, о вернии, Владычния Вечери тайноненаучен, никтоже отнюд яко Иуда льстивно да приступит к Трапезе» (4я стихира на стиховне). Кроме того, слова назидания звучат и в тропаре дня, которые мы процитируем в русском переводе по причине его ясности в сравнении со славянской версией: «Жадный собиратель богатств! Посмотри на (Иуду), удавившегося из-за них! Избегай жадности,— вот на что она дерзнула в отношении к Учителю» . Великая Пятница. В отличие от служб Среды и Четверга, в службе Пятницы этот вопрос является уже не основным, а второстепенным, все же можно сказать, что в службе Пятницы завершается анализ темы, которая занимает одно из ведущих мест в богослужении Страстной седмицы. Действительно, евангельский рассказ о самоубийстве Иуды читается трижды: на утрене (5е Евангелие), 1м часе и вечерне. Обратим особое внимание на два песнопения. В каноне на повечерии (читаемом в четверг вечером) святой Андрей Критский дает поцелую Иуды меткую характеристику, говоря, что этот поцелуй — «нож, медом помазанный» (9я песнь, 2й тропарь). Но самым известным песнопением Великой Пятницы, в котором затрагивается тема Иуды, является седален по 2м Евангелии, где перечисляются благодеяния, которые Иуда получил от Своего Господа и Учителя, и звучит недоуменный вопрос: как Иуда после всего этого вообще мог стать предателем: «Кий тя образ, Иудо, предателя Спасу содела? Еда от лика тя апостольска разлучи? Еда дарования исцелений лиши? Еда со онеми вечеряв, тебе от трапезы отрину? Еда иных ноги умыв, твои же презре? О коликих благ непамятлив был еси! И твой убо неблагодарный обличается нрав, Того же безмерное проповедуется долготерпение и велия милость».

http://azbyka.ru/predatelstvo-iudy-v-pes...

Первая пятница – 6-й день марта, в которую Адам нарушил заповедь Божию и был изгнан из рая. Вторая пятница – перед праздником Благовещения, в которую Каин из зависти убил Авеля, брата своего, это был первый покойник на земле. Третья пятницаСтрастная, в которую в девятый час дня предал себя на распятие Христос, Бог наш, по обетованию, чтобы спасти заблудших. Четвертая пятница – перед праздником Вознесения Господня, в которую затоплены были в один день Содом и Гоморра и другие три города. Пятая пятница – перед днем Сошествия Святого Духа 171 , в которую агаряне захватили в плен многие земли и изгнали (жителей) их на остров Крит, и если они верблюжье мясо, пили козью кровь, и там на острове расплодились. Шестая пятница перед мясопустом 172 , в которую был захвачен во 2-й час Иерусалим халдеями во времена Иеремии пророка, и великое пленение; тогда стоял Иерусалим (пуст) 73 года. Тогда иерусалимляне сидели на реке вавилонской и плакали, развесив свои органы 173 . Тогда попросили пленившие их: «Спойте нам сионские песни сынов израилевых». Они же сказали: «Не будем мы песни петь (сейчас) и потом, пока не поселимся на земле своей». И поэтому латиняне поют «аллилуйя», а не «Слава Отцу и Сыну» за воскресенье до нашего мясопуста, и до Великой Субботы, и тех дней 70 и 3. Еще же бывает пятница во 2-ю (неделю) июля, тоже переменная. Седьмая пятница – перед Петровым днем 174 , в которую Господь руками Моисея и Аарона послал на землю египтян десять казней, превратил их реки в кровь в 5-й час дня 175 . Восьмая пятница – перед праздником Успения святой Богородицы 176 , в которую появились над морем крылатые измаильтяне и захватили в плен множество народов и стран, владели (ими) до (границ) Великого Рима и западной страны 70 и 3 года, рассеялись они по лицу всей земли по повелению Божию. Девятая пятница – перед днем Усекновения главы Иоанна Предтечи 177 , в которую убил Ирод Предтечу в 10-й час дня. Десятая пятница – после праздника Воздвижения честного креста 178 , в которую Моисей разделил жезлом море и провел (по нему) израильтян, а врагов его море покрыло в первый час дня, тоже переменная (пятница). Одиннадцатая пятница – перед днем апостола Андрея 179 , которая ознаменована киотом пророка Иеремии 180 , взятым ангелом из врат и поставленным между двумя столпами горными в девятый час дня, и его покрывает огненное облако до второго пришествия. Двенадцатая пятница – после Рождества Христова, в которую царь Ирод избил младенцев, тоже переменная.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010