Разделы портала «Азбука веры» ПАРИМИИ СЫРНОЙ СЕДМИЦЫ И ВЕЛИКОЙ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ Сырная седмица Пятница Первая седмица Великого поста Понедельник Вторник Четверг Пятница Вторая седмица Великого поста Понедельник Вторник Четверг Пятница Третья седмица Великого поста Понедельник Вторник Четверг Пятница Четвертая седмица Великого поста Понедельник Вторник Четверг Пятница Пятая седмица Великого поста Понедельник Вторник Четверг Пятница Шестая седмица Великого поста (Ваий) Понедельник Вторник Четверг Пятница Суббота Ваий Страстная седмица Великий Понедельник Великий Вторник Великая Среда Великий Четверг Великая Пятница Великая Суббота СЕПТЕМВРИЙ 1 СЕПТЕМВРИА. ПРЕПОДОБНАГО СИМЕОНА СТОЛПНИКА И НОВЫЙ ЦЕРКОВНЫЙ ГОД. 1. Пророчества Исаина чтение. Дух Господень на мне, Егоже ради помаза мя, благовестити нищым посла мя, изцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленником отпущение и слепым прозрение, нарещи лето Господне приятно и день воздаяния, утешити вся плачущыя, дати плачущым Сиона славу вместо пепела, помазание веселия плачущым, украшение славы вместо, духа уныния: и нарекутся родове правды насаждение Господне во славу. И созиждут пустыни вечныя, запустевшыя прежде воздвигнут: и обновят грады пустыя, опустошенныя в роды. И приидут инороднии, пасущии овцы твоя, и иноплеменницы орателие и виноградарие ваши: вы же священницы Господни наречетеся, служителие Бога вашего, речется вам: крепость язык снесте и в богатстве их чудни будете. Сице землю свою вторицею наследят, и веселие вечное над главою их. Аз бо есмь Господь любяй правду и ненавидяй грабления от неправды: и дам труд их праведником и завет вечен завещаю им. И познается во языцех семя их, и внуцы их посреде людий: всяк видяй я познает я, яко сии суть семя благословено от Бога, и радостию возрадуются о Господе. Ис 61:1–9 2. Левитских книг чтение. Глагола Господь сыном Израилевым глаголя: аще в повелениих Моих ходите, и заповеди Моя сохраните, и сотворите я: и дам вам дождь во время его, и земля даст рождения своя, и древа польная отдадят плод свой.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/parimijni...

Темы беседы: 1. Страстная седмица; 2. Великая Пятница, страдания и жертва Спасителя и влияние этого события на жизнь каждого человека. А. Пичугин — «Светлый вечер» на радио «Вера». Здравствуйте, дорогие радиослушатели. Здесь в этой студии Алла Митрофанова… А. Митрофанова — Алексей Пичугин. А. Пичугин — Пятница, и поэтому как всегда в это время здесь в нашей студии главный редактор журнала «Фома», глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, профессор МГИМО Владимир Легойда. Здравствуйте. В. Легойда — Добрый вечер. Наше досье: Владимир Легойда. Родился в Кустанае в 1973 году. Окончил МГИМО, стажировался в Соединенных Штатах, кандидат политических наук, профессор МГИМО. Некоторое время возглавлял кафедру международной журналистики. Оставил эту должность после назначения на пост председателя Синодального информационного отдела Московского Патриархата. С 96 года Владимир Легойда — главный редактор журнала «Фома», он также входит в состав различных государственных и церковных органов. Таких как Президентский Совет по правам человека, общественный совет при Минюсте, Патриарший совет по культуре, Высший церковный совет. С декабря 2015 года Владимир Легойда является председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. А. Митрофанова — У нас сегодня необычная пятница. Наверное, она единственная такая. Да не наверное, а точно. Её называют Великой пятницей, Страстной пятницей. И я думаю, что будет правильно, если мы разговор начнем с тех, самых главных событий, которые сейчас проживаются… Я правильно понимаю, что они не вспоминаются, а проживаются в Церкви? Всякий раз. События Великой пятницы — Распятие, Погребение Христа. В. Легойда — Вообще-то евангельские события проживаются на каждой Божественной литургии. Но понятно, как вы совершенно справедливо сказали, Страстная неделя, Страстная седмица — это особое время, когда мы все призываемся к тому, чтобы, говоря языком богослужения, «всякое ныне житейское отложить попечение», и попытаться максимально пережить и прикоснуться к тем событиям, которые стали определяющими в истории человечества. И у нас есть такая уникальная возможность, наша вера, наше богослужение дает нам возможность в этой погрузиться и это пережить, насколько это для каждого из нас возможно в нашей нынешней ситуации. Поэтому, конечно, Страстная пятница как день Распятия Спасителя, это такая, может быть, точка максимального напряжения евангельских событий.

http://sinfo-mp.ru/svetlyj-vecher-s-vlad...

Согласно церковному уставу два дня первой недели установлена и Великая Пятница (пятница Страстной недели) – дни строгого поста – воздержания от пищи.В остальные дни Великого поста, кроме субботних и воскресных дней, Церковь установила вторую степень воздержания… Как правильно поститься? Как нужно питаться в Великий пост? Для чего это нужно? На все эти вопросы Вам ответит редакция портала «Правмир»! Как правильно поститься? Начинается Великий пост . В древнеанглийском языке Великий Пост называется словом Lecnten – весна. Весна не только по времени года. Весна души, когда наконец-то надо убрать весь грязный снег грехов, растопить лед в сердцах, когда душа должна расцвести, омытая Таинством покаяния. Великий пост – самый продолжительный и строгий пост Православной Церкви. Церковный устав выделяет пять степеней строгости поста: 1) полное воздержание от пищи; 2) сухоядение; 3) горячая пища без масла; 4) горячая пища с маслом (растительным); 5) вкушение рыбы. Согласно церковному уставу два дня первой недели поста и Великая Пятница (пятница Страстной недели) – дни строгого поста – воздержания от пищи. В остальные дни Великого поста, кроме субботних и воскресных дней, Церковь установила вторую степень воздержания — растительная пища принимается один раз, без масла, в вечернее время. В субботние и воскресные дни разрешается третья степень поста, то есть употребление сваренной растительной пищи, с маслом, причем дважды в день. Мясо, яйца, молочные продукты, животные жиры исключаются полностью. Рыба разрешается на Благовещение и в Вербное воскресение. Рыбная икра допустима в Лазареву субботу. Необходимо помнить, что указанные в уставе правила были составлены в древних монастырях и представляют собой идеал поста. В современных условиях пост может ослабляться: так, например, в Московской Духовной семинарии учащимся благословляется рыба чаще, чем 2 раза в пост. Поэтому обычно православные испрашивают благословения священника и определяют с ним меру своего поста. Для больных, находящихся в пути, детей до 14 лет, для беременных и кормящих женщин, существует ослабленный пост. Церковь советует определить меру поста со священником. Так, святой 19 века Феофан Затворник советовал: «Кушайте рыбу, когда немощны. Бог благословит. Тут нет греха, когда делается по необходимости, а не по прихоти. А когда станете говеть, тогда воздержитесь, если будете крепки. А если нет, то воздержитесь день-другой перед самым причастием; даже и без этого можно, когда немощь». «Никаких нет законов убивать себя, коль скоро известно, что постное расстраивает здоровье. И святой Пахомий в уставе написал монахам больным есть мясо, если то нужно для здоровья.

http://pravmir.ru/kak-pravilno-postitsya...

Закрыть «Четверг, пятница, суббота на этой неделе – особые дни» Архимандрит Нектарий (Головкин) о поведении христианина в последние дни Страстной седмицы 11.04.2012 1103 В Страстную Седмицу по возможности нужно посещать богослужения в храмах. Сегодня уже среда , как раз заканчиваются привычные великопостные богослужения, когда читаются полностью четвероевангелия, ветхозаветные пророчества, которые как бы сближают ветхозаветные и новозаветные времена, потому что в пророчествах предсказано не только воплощение Спасителя, но и смысл этого события, описаны будущие страдания Его во имя спасения рода человеческого, а также чаяния и празднование Светлого Христова Воскресения. Четверг, пятница, суббота на этой неделе - особые дни - это воспоминание о страданиях Христа Спасителя. Именно в среду в Вифании в доме сестер праведного Лазаря Иуда задумал предать Христа. Поэтому верующие люди, совершая грехи, этим тоже предают Христа. Четверг - день воспоминания Тайной вечери со Спасителем, омывание ног ближнему. Господь показал насколько велико Его смирение, Он не только готов взойти на Голгофу ради человечества, но и омыл ноги Своим ученикам. Он показал образ служения как апостолам, так и всем нам. Естественно, что верующие люди в Великий Четверг хотят соучаствовать в Таинстве приобщения в евхаристии вместе с апостолами. В этот день читается 12 страстных евангелий, Церковь вспоминает страсти Господни, Гефсиманию, предательство, суд над Христом вплоть до распятия на Голгофе. Пятница - это день, когда Господа предали погребению в пещере в Вертограде Иосифа Аримафейского. В этот день нет Литургии, читаются Царские часы, ветхозаветные истории. Удивительно прообразование ветхозаветной истории в событиях, которые в эту неделю вспоминаются. Параллель проводится, например, с рассказом о пребывании израильтян в рабстве в Египте и плене и рабстве греху рода человеческого до Искупления. Агнец - это прообраз Христа Спасителя. Преданный братьями Иосиф - это тоже прообраз предательства иудеями Христа. Такие очень ясные и понятные для нас прообразы. Мы погружаемся в чтение Священного Писания, и события становятся для нас ясными, мы понимаем прообразы, пророчества о текущих событиях.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/04/11/ch...

Страстная пятница. Митрополит Сурожский Антоний ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТОГО ДУХА. ПРОПОВЕДИ Митрополит Сурожский Антоний Благовещение и Страстная Пятница. 7 апреля 1961 г. Совпадение в этом году Великой Пятницы и праздника Благовещения Пресвятой Богородицы раскрывает перед нами часто от нас ускальзывающую трагическую истину и реальность Благовещения. Мы часто думаем о Благовещении – и справедливо – как о дне, когда Спаситель Господь явил Пречистой Деве Богородице, что Она станет Матерью Воплощенного Слова Божия. И мы думаем только о той чудесной радости, которая вошла в мир с обещанием о Спасителе. Но мы редко думаем о том, что дары Божии всегда трагичны в нашем мире, что ничего не случается великого кроме как ценой сердечной муки и крови человеческой. И вот в сегодняшний день мы видим, как обещанное Пречистой Деве воплощение Сына Божия во спасение мира завершается трагично. Христос родился в наш мир для того, чтобы душу Свою положить за други Своя. Любовь Божественная, крестная, спасительная любовь привела Сына Божия в мир смерти, и обещание Ангела Пречистой Богородице о том, что родится Спаситель мира, значило для Нее в то же время, что рожденный от Нее Божественный Сын кровью Своей и мукой смертной и самой смертью, непостижимой, невозможной смертью воплощенного Слова, спасет мир. В эти дни, в эти часы, которые нас отделяют от Пасхи, от торжества Воскресения Христова, вдумаемся в образ Пречистой Девы, Которая совершенной верой и совершенной чистотой, подвигом истинной святости стяжала Себе этот страшный дар – стать Матерью Господней; и Которая, будучи едина с Сыном Своим Божественным, едина духом, едина волей, едина сердцем, предстояла у Креста Его, пока многочасно умирал Спаситель.

http://zavet.ru/sur-tr4.htm

Великая Пятница: слезы Матери В горе Богородицы мы с головой погружаемся только в конце богослужебного дня – после Выноса Плащаницы, на повечерии, которое и состоит из канона на Плач Пресвятой Богородицы. 18 апреля, 2014 В горе Богородицы мы с головой погружаемся только в конце богослужебного дня – после Выноса Плащаницы, на повечерии, которое и состоит из канона на Плач Пресвятой Богородицы. Анна Ахматова в знаменитом своем и трагическом «Реквиеме» написала строки, которые можно считать одними из самых сильных в русской или даже мировой поэзии: Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, А туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел. Горе матери, видящей казнь сына, безмерно. Ахматова, пережившая арест сына, как будто взяла по слезинке из них, начиная с Той, Которая стояла у Креста с пронзенной, по слову Симеона Богоприимца, душой. Тысячу лет назад скорбь Богородицы смог облечь в поэтические ризы византийский дипломат, агиограф и поэт святой Симеон Метафраст. Плач Пресвятой Богородицы – канон повечерия Великой Пятницы – его творение. Обычно мы обращаемся к Богородице либо с просьбами («моли спастися душам нашим»), либо с приветствием («Радуйся!») – не является исключением и первая Страстная служба – Утреня Великой Пятницы, Двенадцать Евангелий. Бога от Тебе воплощеннаго познахом, Богородице Дево, Едина Чистая, Едина Благословенная: тем непрестанно ТЯ воспевающе величаем!»; «Радуйся, врата Царя Славы, яже Вышний Един пройде, и паки запечатленна остави, во спасение душ наших!; Богородице, рождшая Словом паче слова, Создателя Своего, Того моли спасти души наша Поем мы Деве Марии на антифонах между Евангельскими чтениями. Редко-редко появляются мотивы Ее скорби. Своего Агнца Агница зрящи к заколению влекома, последоваше Мариа простертыми власы со инеми женами, сия вопиющи: камо идеши, Чадо? Чесо ради скорое течение совершаеши? Еда другий брак паки есть в Кане Галилейстей, и тамо ныне тщишися, да от воды им вино сотвориши ? Иду ли с Тобою, Чадо, или паче пожду Тебе? Даждь Ми слово, Слове, не молча мимоиди Мене, Чисту соблюдый Мя: Ты бо еси Сын и Бог Мой.

http://pravmir.ru/velikaya-pyatnitsa-sle...

Мои мысли Предисловие Интересоваться этим вопросом мы начали еще в семинарском богословии. Но это было книжно, школьно, больше – памятью, для ответов на уроках, а не сердцем, не жизненно. Однако, должно сказать, что в жизни нашей этот догмат имел уже большое значение: вера в Спасителя (от чего-то Он спасал же нас?!) была твердым камнем нашего сердца и тогда; годовой быт складывался по праздникам: в школе ждали «роспуска» уже с Введения, когда Церковь запевала катавасию «Христос раждается»; потом радостное Рождество; а уж о светлой Пасхе и говорить нечего: все играло в нас и кругом. А перед ней – Страстная Пятница с выносом Плащаницы: на юге прибавлялись к этому пассии – чтения Евангелий специально о «Страстях», кончая распятием и погребением Господа... Не вдумывались мы в это, но уже жили этими праздниками... Крестили нас... И надевали кресты, коими мы очень дорожили. А если кто не носил креста, это было греховно и отделяло таких людей, как некрещеных, – от «крещеных». Пред всяким делом молились, полагая кресты на себя: проснулись – с молитвой; кушали – с молитвой, крестясь; мимо Церкви идешь – перекрестишься; начнешь какое дело – с крестом; строишь дом – сначала ставили крест; пьешь лекарство – перекрестишься; отъезжаешь – сначала сядем, потом помолимся, родители же в слезах благословят крестообразно; перед венцом – тоже благословляют иконой; «гром грянет» – перекрестишься; умрем, отпоют и на могилу понесут с крестом впереди; землей засыпят, а вверху крест поставят. Так от рождения и до могилы везде нам сопутствует крест. При крещении присутствует «крестный» и «крестная». Побратались крестами, стали «крестными братьями». Я уже не говорю о крестах на храмах и колокольнях. На перекрестках (на западе) – кресты. Самое имя дали народу [себе] русские: крестьяне. На груди – крест. В богослужении – постоянно слышишь о кресте. Среда и пятница – посвящены кресту. На стихирах, а особенно во втором каноне – славословим крест, распятие, страдания. У священников – крест. При освящении воды и прочего – крест. На Иордане – крест. Отпущение на исповеди делается крестообразно. Причащение, или Евхаристия, совершается с крестным знамением. После обедни и всякой требы – дают целовать крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей прот. Иоанн Толмачев Практическая Гомилетика. Том 1. Недели Триоди Великопостной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Великая Пятница Великая пятница посвящена воспоминанию «святых, спасительных и страшных страданий Господа, которые Он нас ради плотию прият.» В этот день пастыри Церкви почти всегда имеют обычай произносить поучение к пасомым. Предлагаем здесь несколько проповеднических тем, применительно к упоминаемым событиям страстной седмицы. Какие чувства должны возбуждаться в нас при воспоминании страстей Христовых « И, преклонив главу, предал дух » (Иоан. 19:30). День смерти нашего друга имеет для нас важное значение. Мы не забываем при этом случае, чтобы не вспомнить о нем и о том добре, какое он оказывал нам. Не бесконечно ли важнее для нас день смерти нашего Спасителя, Которому мы обязаны неисчислимыми благами и благодеяниями? При воспоминании об Его смерти возбуждаются в нас самые разнообразные чувства. Эти чувства мы хотим возбудить в себе теперь, при виде Его гроба и плащаницы. 1. Чувство глубочайшей скорби. Одна мысль о страданиях Господа должна привести нас в ужас и содрогание. Мы видим Спасителя на Голгофе, на кресте, между разбойниками, как жертву ненависти, злобы и мщения. Тело Его истекает кровью, голова — в терновом венце, руки и ноги пригвождены, весь Его вид — невыразимо страдальческий. Кто может представить себе это состояние, не поражаясь глубочайшей скорбью и соболезнованием? Состояние страждущего Спасителя еще более ухудшалось через отношение Его врагов, которые не только не имели никакой жалости и сострадания к Нему, но еще позволяли себе смеяться и издеваться над Ним. Все эти боль и страдания Иисус Христос претерпел невинно. « Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его » (1 Пет. 2:22). Однако Он должен был претерпеть столь ужасную смерть. Все как будто направлено было к тому, чтобы как возможно больше усилить Его мучения. Вид голгофского Страдальца трогает нас до глубины души и исторгает слезы из глаз. Если бы мы могли оставаться при этом равнодушными, то не были ли бы мы также бесчувственными, как те иудеи, которые невозмутимо стояли при Его кресте и смотрели на Его смерть?

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Страстная седмица – время духовно насыщенное, но и преисполненное многочисленными «недуховными заботами». Как не растерять пасхальный духовный настрой в суете? И вообще какой – нет, не должна: этот императив не применим к Празднику Праздников, – а хотелось бы, чтобы была Пасха Светлая ? Об этом, и не только, мы беседуем с протоиереем Андреем Ткачевым. Великая Пятница. Снятие со Креста. Книжная миниатюра      – Наступила Страстная седмица – время, когда Иисус Христос идет навстречу человеку. В дни Великого поста человек шел ко Христу, продираясь сквозь собственные грехи и болезни сердца, а сейчас все это на втором плане, все сконцентрировано на Нем. Как пережить это время по-настоящему глубоко? – Протопресвитер Александр Шмеман, вспоминая об архимандрите Киприане (Керне) – известном литургисте, которого называли «православным доминиканцем», то бишь ученым монахом, – писал, что отец Киприан жил только Страстной и Светлой седмицами. Он был несколько нелюдимым, сторонился общения. Будучи монахом, в любом семейном кругу чувствовал себя неуютно, старался скрыться, убежать. А вот на Страстной неделе оживал, расцветал. Мне кажется, это важные слова, характеризующие богослова, поскольку Страстная и Светлая – это концентрат наибольшей скорби и радости одновременно. А все остальное – этакая гомеопатия. – Дни Страстной седмицы чрезвычайно насыщены – и событиями, и переживаниями, эмоциями. Особенно начиная с Великого четверга, когда вспоминается Тайная вечеря, суд над Иисусом, приговор, затем в Великую пятницу распятие, вынос плащаницы, в Великую субботу Господь во гробе, и уже менее чем через сутки – Светлое Воскресение, Пасха. Как успеть прочувствовать весь этот стремительный путь Страстей Господних – от мрачной скорби к ликованию о Воскресшем Христе? – А как было в действительности в эти дни? Там все настолько быстро происходило, события сменяли друг друга с ускоренным темпом. В воскресенье народ кричал: «Осанна Сыну Давидову!», в среду блудница помазала Христа миром, в четверг Господь установил Таинство Евхаристии, потом молитва в Гефсиманском саду, взятие под стражу, хождение к Пилату, Ироду и обратно, битье, издевательства, ночной суд, распятие, покой Субботы и утро первого дня Воскресения.

http://pravoslavie.ru/70009.html

Страстная – стать соучастниками Спасителю Мы должны ощутить свое место перед Крестом – с кем мы в данный момент? 25 апреля, 2016 Мы должны ощутить свое место перед Крестом – с кем мы в данный момент? О том, как по-настоящему прочувствовать события Страстной недели, размышляет протоиерей Димитрий Климов, настоятель Свято-Никольского кафедрального собора (город Калач-на-Дону Волгоградской области). Страдания Христа, всё то, что Ему пришлось претерпеть до распятия и уже на Кресте, в нашем сознании отпечатываются согласно восточной иконографии, когда Спаситель изображается с одной ранкой на ребре и с ранами от гвоздей. Мы уже не понимаем всей богословской глубины этой иконографии, считываем ее внешне и потому как-то особо не чувствуем, ЧТО пришлось перенести Господу. Фильм Мэла Гибсона «Страсти Христовы», мне кажется, и был для того создан, чтобы показать современным людям все Его мучения и страдания. Для христиан первых веков они были очевидны, их не надо было так подробно описывать, потому нет их подробного описания в Евангелии. Интересно, что в Символе веры говорится: «И страдавша и погребенна», но даже не сказано, что Христос умер. Потому что для всех было понятно, что у распятого человека нет других вариантов. Все знали, что это за казнь, что это за «скорпионы», которыми избивали Господа, что это были за удары. А мы остроту именно телесных Его мучений уже не осознаем, не понимаем. Поэтому Страстная неделя, особенно Великий четверг, Великая пятница должны нас, современных людей, немного отрезвить, дать понять, какие страшные муки испытал Господь. Богослужебные тексты Страстной недели помогают этому отрезвлению. «Днесь висит на древе» – известная стихира, в которой говорится о том, что Творец всего мира висит на Кресте, Тот, который всё основал, всю Землю украсил, а теперь в «багряницу ложную облачается», Царь Ангелов терновым венцом украшается. В этом диапазоне – величие Бога и Его умаление, Его страдания. Господь умалился настолько, что Сам, по Своей воле, принял на Себя всё то, что Ему пришлось вынести. Бог добровольно стал Человеком, приняв на Себя страдания и боль всего мира.

http://pravmir.ru/strastnaya-stat-soucha...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010