Каноны: праздника 1-й (глас 5-й), со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), и праздника 2-й (глас 4-й), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды). Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия Пятидесятницы: «Божественным покровен...». По 3-й песни – седален праздника, глас 8-й: «Всед на облаки...». «Слава, и ныне» – тот же седален. По 6-й песни – кондак праздника, глас 6-й: «Еже о нас исполнив смотрение...», и икос, глас тот же: «Яже земли на земли оставившии...». На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. Первый припев: «Величай, душе моя, вознесшагося от земли на Небо, Христа Жизнодавца» . (Совершается обычное каждение.) По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника (трижды). «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры праздника, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 2-й: «Родился еси...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й: «Вознеслся еси во славе...» (единожды). Ектении, и отпуст: «Иже во славе вознесыйся от нас на Небо и одесную седый Бога и Отца, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». На часах – тропарь и кондак праздника. На Литургии антифоны праздника. Входный стих праздника: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне». Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, прости» (см. примечание 6 января). По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника. Поется Трисвятое. Прокимен, глас 7-й: «Вознесися на Небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя»; стих: «Готово сердце мое, Боже...». Апостол – Деян., зач. 1. Аллилуиарий, глас 2-й: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне»; стих: «Вси языцы восплещите руками...». Евангелие – Лк., зач. 114. Задостойник праздника – припев и ирмос 9-й песни канона праздника: «Тя паче ума...» (и до отдания). Причастен праздника: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне».

http://patriarchia.ru/bu/2024-06-13/

После припева «Помилуй мя, Боже…» поется стихира праздника. Канон: 1-й канон праздника на 8 и 2-й канон праздника на 8 (если же праздник имеет один канон, то поется канон праздника на 14). Катавасия рядовая по Уставу; если рядовой катавасией являются ирмосы того же праздника и праздник имеет два канона, то по каждой песни поются две катавасии (ирмосы каждого из канонов, см. 25 декабря, 6 января, Пятидесятницу). По 3-й песни: седален праздника; «Слава, и ныне»: тот же седален. Если на праздник полагаются вместо седальна ипакои (25 декабря, 6 января, Неделя ваий), то это песнопение исполняется один раз, без повторения. По 6-й песни: кондак и икос праздника. На 9-й песни «Честнейшую» не поется. Диакон вместо «Богородицу и Матерь Света…» говорит 1-й припев праздника 335 , затем хор сразу поет ирмос 9-й песни. Далее перед каждым тропарем поются соответствующие припевы праздника, а перед катавасией вновь поется 1-й припев. Если поются две катавасии, то перед 1-й катавасией поется припев 1-го канона, перед 2-й катавасией – припев 2-го канона. По 9-й песни: светилен праздника трижды (то есть светилен праздника, «Слава»: еще раз этот светилен, «И ныне»: тот же светилен). Если имеется два различных праздничных светильна, то светилен праздника 2 раза; «Слава, и ныне»: другой светилен праздника. Стихиры на «Хвалите…»: стихиры праздника на 4; «Слава, и ныне»: стихира праздника. По славословии тропарь праздника. Отпуст краткий праздничный с вводной фразой. На часах Тропарь и кондак праздника (на каждом часе). Литургия Антифоны праздника. На каждый праздник полагаются стихи особых псалмов, соответственно содержанию праздника. Эти стихи псалмов чередуются с припевами: к каждому стиху первого антифона поется «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас», припев второго антифона особый у каждого праздника: «Спаси ны, Сыне Божий, поющия Ти: Аллилуиа» (изменяемая часть вставляется в зависимости от праздника) 336 . Для третьего антифона припевом служит тропарь данного праздника. Входный стих праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 2-й: «Божиим смотрением...». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь священномученика, глас 2-й: «Божиим смотрением...» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла...». Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны священномученика (по дважды). Полиелей. Величание священномученика и избранный псалом. Седален священномученика по полиелее, глас 1-й: «Доблий страдальче...» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Предстательнице теплая...». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен священномученика, глас 4-й: «Проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой»; стих: «Разжегл ны еси, якоже разжизается сребро». Евангелие – священномученика (Мф., зач. 36). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами священномученика...». Стихира священномученика, глас 6-й: «Егда попусти Господь...». Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и священномученика на 8. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – седален священномученика, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак священномученика, глас 4-й: «Дух мирен и кроток стяжав...» . На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен священномученика (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры священномученика, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – священномученика, глас 8-й: «О, преславнаго чудесе! Яко крин посреде терния...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «О, преславнаго чудесе! Небесе и земли Царица...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 2-й: «Божиим смотрением...». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла...». На часах – тропарь и кондак священномученика. На Литургии блаженны священномученика, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

http://patriarchia.ru/bu/2023-10-10/

По Трисвятом – тропарь святых, глас 4-й (дважды) и «Богородице Дево...» (единожды). По возгласе: «Благословение Господне на вас...», певцы: «Аминь». Иерей, войдя в алтарь и приняв в руки Крест, трисвещник и кадило, при отверстых царских вратах поет с сослужащими: «Христос воскресе...» (трижды). Певцы также трижды повторяют тропарь. Иерей поет стихи пасхального начала: «Да воскреснет Бог...». Певцы после каждого стиха: «Христос воскресе...». По окончании пения царские врата закрываются, и начинается чтение шестопсалмия: «Слава в вышних Богу...», и прочее. На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово...» (дважды). «Слава» – тропарь святых, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от века...». Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. По 1-м стихословии – седальны воскресные, глас 5-й (см. в Неделю о слепом). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же (см. в Неделю о слепом). По 2-м стихословии – седален праздника Триоди (о слепом), глас 5-й: «Отцу и Духови Собезначальный...» (см. на утрене среды 6-й седмицы по Пасхе). «Слава, и ныне» – тот же седален. Полиелей. Величание святых и избранный псалом. Седальны святых по 1-м и 2-м стихословии (глас 3-й: «Троице Живоначальней...», и глас 5-й: «Да радуются днесь...»). «Слава» – седален святых по полиелее, глас 4-й: «Приидите, просветители...», «И ныне» – седален праздника Триоди, глас 5-й: «Отцу и Духови Собезначальный...» (см. по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святых, глас 4-й: «Священницы Твои облекутся в правду, и преподобнии Твои возрадуются»; стих: «Услышите сия, вси языцы, внушите, вси, живущии по вселенней». Евангелие – святых. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святых...». Стихира святых, глас 6-й: «Апостолом единонравныя...» (см. славник на «Господи, воззвах»), или стихира святых, глас тот же: «Излияся благодать...». Каноны: Пасхи (без Богородичнов) на 6 (ирмосы по дважды), святых на 4 и Триоди (о слепом) на 4.

http://patriarchia.ru/bu/2023-05-24/

Входный стих праздника: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне». Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, прости» (см. примечание 6 января). По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника. Поется Трисвятое. Прокимен, глас 7-й: «Вознесися на Небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя»; стих: «Готово сердце мое, Боже...». Апостол – Деян., зач. 1. Аллилуиарий, глас 2-й: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне»; стих: «Вси языцы восплещите руками...». Евангелие – Лк., зач. 114. Задостойник праздника – припев и ирмос 9-й песни канона праздника: «Тя паче ума...» (и до отдания). Причастен праздника: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне». Вместо «Видехом Свет Истинный...» в период от Вознесения до отдания его, по традиции, поется тропарь Вознесения. Отпуст праздника (см. на утрене). Примечание. «На трапезе велие утешение братии» (Типикон, гл. 50, «В четверток 6-я седмицы по Пасце...»). Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника, глас 6-й – 6 (первая стихира – дважды), и святителя, глас 3-й 4. «Слава» – святителя, глас тот же: «Молитвами святителя Ермогена...» (см. последнюю стихиру на «Господи, воззвах»), «И ныне» – праздника, глас 6-й: «Недр Отеческих...». Вход. Прокимен дня. Паримии праздника – 3, и святителя – 3. На литии стихиры праздника, глас 1-й и глас 4-й, и святителя, глас 1-й. «Слава» святителя, глас 8-й: «Что тя наречем...», «И ныне» праздника, глас 4-й: «Господи, таинство...». На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Святителю Ермогене...» (см. 1-ю стихиру на стиховне) , «И ныне» – праздника, глас тот же: «Взыде Бог...». По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й: «Вознеслся еси во славе...» (трижды) . На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й: «Вознеслся еси во славе...» (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас тот же: «Приспе день светлаго торжества...», «И ныне» – тропарь праздника, глас тот же: «Вознеслся еси во славе...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-05-25/

2. Слезами омывает и своими волосами отирает ноги Создателя виновная во грехах; поэтому она и не лишилась прощения сделанных в жизни согрешений, но взывала: «Все творения Господни, воспевайте Господа и превозносите во все веки». 3. Священнодействуется избавление благоразумной жены спасительным умилением и потоком слез, в котором она не постыдилась омыться раскаянием, но взывала: «Все творения Господни, воспевайте Господа и превозносите во все веки». Песнь 8 Ирмос: Душами чистыми и нескверными устами, приидите, возвеличим Непорочную и Пречистую Матерь Эммануила, вознося через Нее к Рожденному от Нее молитву: «Пощади души наши, Христе Боже, и спаси нас». 1. Злобный Иуда, оказавшийся неблагодарным и лукавым завистником, торгует богодостойным даром, ради которого отпущен долг грехов, продавая богоприятную благодать; пощади наши души, Христе Боже, и спаси нас. 2. «Что дадите мне, и я предам вам Христа, Которого вы хотите взять?», -говорит пришедший к беззаконным начальникам Иуда, отвергший за золото общение свое со Христом; пощади наши души, Христе Боже, и спаси нас. 3. О, слепое сребролюбие, из-за которого ты, нечестивый, забыл, что весь мир не стоит души, как и был ты научен, ибо с отчаяния, повесившись, удавился ты, предатель; пощади наши души, Христе Боже, и спаси нас. Стихира на стиховне, гл. 6: Ныне Христос пришел в дом фарисея, и женщина-грешница подошла и припала к ногам Его с воплем: «Взгляни на меня, потонувшую в грехе и отчаявшуюся вследствие своих дурных поступков, но не отвергнутую Твоею благостью, и дай мне, Господи, отпущение грехов и спаси меня». Стихира на хвалитех, гл. 1: Одна блудница, познав в Тебе, Сын Девы, Бога, говорила с рыданием, умоляя, как наделавшая много достойного слез: «Отпусти долг, как я свои волосы; возлюби любящую, справедливо ненавидимую, и я, Благодетель-Человеколюбец, буду проповедовать Тебя среди мытарей». На 6 часе Прокимны 1. Гл. 4: Благословит тебя Господь с Сиона, сотворивший небо и землю. Стих: Благословите ныне Господа, все рабы Господни ( Пс. 133, 3.1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

1 сентября 4-я песнь 2-го канона в предпоследнем стихе «благоуханье обрел еси»; в кондаке преподобному Симеону «с вышними совокупляя»; 7-я песнь 2-го канона в богородичне – «ты бо явился чистотою всех пребольши»; в стихире на стиховне св. женам глава 2 – «паки в пищи райстей быша»; 4-го сентября – почти все службы пророку Моисею (стихиры пророку на Господи воззвах и на стиховне и канон); 3-го сентября – 9-я песнь канона «благочестия шары»; 5-го сентября – стихира на стиховне «слава»: «в трубных чистых советех»; 5 сент. 5-я песнь 1-й стих «в начертании имуще»; 5-го сентября в стихире на стиховне «слава»: «Свята представления оружием самовольным»; 11 сентября – весь канон мученику Автоному; 19 сентября – 2-я стихира на Господи воззвах «крест воображает»; 27-го сентября 1-ый канон Калистрату». 162 В связи с возникшими текстологическими вопросами в Москву на поиск греческих рукописей, которыми необходимо пользоваться при работе над Минеей, отправляется постоянный член Комиссии Н.Ф. Чуриловский. О характере его работы и размышлениях по поводу текстологии славянских Миней свидетельствует отправленное им из Москвы письмо, адресованное К.Я. Здравомыслову от 13 января 1917 г.: «Глубокоуважаемый Константин Яковлевич! Я всего еще только два дня занимался в Патриаршей Библиотеке, пересмотрел лишь четыре греческих рукописи, но уже пришел к довольно серьезным заключениям. Пришлось лишний раз убедиться, что наш славянский богослужебный текст образовался не случайно и даже не в никоновское время, а пришел к нам из глубины веков и явился результатом упорного, опытного и проникнутого любовью к Христовой вере труда многих поколений. Представляя собою большую духовную и историческую ценность, он требует большой осторожности в обращении с ним. Всего менее при исправлении его наша Комиссия может доверяться греческим печатным изданиям; теперь уже всем известно, что все эти издания в свое время были обработаны и отпечатаны для «грекосов» разными католическими монастырями, не без участия и лукавой Конгрегации пропаганды. Вчера и сегодня я рассматривал по греческим рукописям все сомнительные места, встретившиеся нам при чтении сентябрьской минеи и в конце минеи праздничной, оказалось, что во всех случаях, за исключением одного (...) наш славянский текст находит для себя подтверждение в греческих харатейных списках. При этом замечательно, что чем древнее греческий текст, тем ближе он подходит к нашему славянскому тексту...». 163

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Господи, воззвах к Тебе, услыши мя; вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Господи! я воззвал к Тебе, услышь меня: внемли голосу мольбы моей, когда я взываю к Тебе. Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих. Положи, Господи, охрану устам моим и огради дверь уст моих. Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных. Херувимская песнь: Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы, се жертва тайная 96 совершена дориносится. Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа [ трижды]. Ныне Силы небесные с нами невидимо служат, потому что вот входить Царь славы, вот Жертва, таинственно совершенная, сопровождается ангельскою охраною. С верою и любовию приступим к Ней, чтобы сделаться участниками жизни вечной. Аллилуиа. Причастный стих: Вкусите и видите, яко благ Господь. Аллилуиа [трижды]. По возглашении [Со страхом Божиим и верою приступите] песнь. Благословлю Господа на всякое время, хвала Его во устех моих. Хлеб небесный и чашу жизни вкусите, яко благ Господь. Аллилуиа [ трижды]. В четверг на вечерне стихира, гл. 2: Омрачена мя прелестьми борца, Христе мой, просвети, омрачивый на Кресте висяй солнце иногда, и просветивый верным свет истинный, оставления яве 97 , яко да ходяй во свете Твоих повелений, достигну чисте Воскресения Твоего зарю спасительную. Христе мой, помрачивший некогда, вися на кресте, солнце и ярко озаривший верующих светом истинного просвещения, просвети меня, омраченного вражескими хитростями, чтобы, совершая путь при свете Твоих заповедей, я в чистоте встретил спасительную зарю Твоего воскресения. В пятницу на вечерне стихира, гл. 5: Приидите, вернии, делаим во свете дела Божия, яко во дни благообразно ходим 98 : всякое неправедное списание от себе ближняго отымем, не полагающе претыкания сему в соблазн 99 : оставим плоти сладострастие, возрастим души дарования, дадим требующим хлеб, и приступим Христу в покаянии вопиюще: Боже наш, помилуй нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Отпуст: «Иже во Иордане…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. По 1-м стихословии – седален преподобного, глас 4-й: «Званию Господню…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 3-й: «Владыка днесь…» (см. в службе мучеников). По 2-м стихословии – седален преподобного, глас 7-й: «Крест Христов…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 8-й: «Иордан струями…» (см. в службе мучеников). Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом. Седален преподобного по полиелее, глас 4-й: «Егда узре тя…» (дважды). «Слава, и ныне» – праздника (по выбору, см. по 1-м или 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен преподобного, глас 4-й: «Честна пред Господем смерть преподобных Его»; стих: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?». Евангелие – Мф., зач. 43. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобнаго Иринарха…». Стихира преподобного, глас 6-й: «Богоносе отче Иринарше…». Каноны: праздника 2-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобного на 8. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия праздника: «Глубины открыл есть дно…». По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й; седален преподобного, глас тот же (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же: «Струи освятил еси…» (см. в службе мучеников). По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника: «Света незаходимаго…» (см. в службе мучеников). «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры преподобного, глас 5-й – 4 (первая стихира – дважды) . «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподобне отче Иринарше…», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Днесь тварь просвещается…» (см. на стиховне утрени, в службе мучеников).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

 Яви нам Свое покровительство. нашу жизнь, Господи; помилуй нас и мир Твой, и спаси души наша, яко Благ и Человеколюбец. Хор: Аминь. Стихиры на стиховне Воскресные стихи (запевы) к стихирам на стиховне  Первая стихира поется без стиха. Далее чтец читает первую половину стиха, хор поет вторую половину и стихиру. : Стих 1: Господь воцарися, в лéпоту облечéся. Стих 2: Ибо утверди вселéнную, яже не подвижится. Стих 3: Дóму Твоему подобáет святыня, Господи, в долготу дний. Слава, и ныне: Богородичен. Молитва праведного Симеона Богоприимца Ныне отпущáеши  Отпускаешь. Твоему, с миром: яко видеста óчи мóи спасéние Твóе, éже еси уготóвал пред лицéм всех людéй, свет во откровéние языков  Для просвещения народов. . Чтец: Святый Бóже, Святый Крéпкий, Святый Безсмéртный, помилуй нáс. (Трижды) Слáва Отцу и Сыну и Святóму Духу, и ныне и присно и во вéки векóв. Аминь. Пресвятáя Трóице, помилуй нáс; Гóсподи, очисти грехи нáша; Владыко, прости беззакóния нáша; Святый, посети и исцели нéмощи нáша, имене Твоегó рáди. Господи, помилуй. (Трижды) Слáва Отцу и Сыну и Святóму Духу, и ныне и присно и во вéки векóв. Аминь. Отче наш, Иже  Который. еси на небесéх! Да святится имя Твóе, да приидет Цáрствие Твóе, да будет вóля Твóя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный  Необходимый. нáша, якоже и мы оставляем должникóм нáшим; и не введи нас во искушéние  Не попусти диаволу прельстить нас. . Иерей: Яко Твóе есть Цáрство и сила и слáва, Отцá и Сына и Святáго Духа, ныне и присно и во вéки векóв. Хор: Аминь. Тропарь праздника, трижды. Если бдение под воскресенье: Богорóдице Дéво, рáдуйся, Благодáтная Марие, Госпóдь с Тобóю: благословéна Ты в женáх, и благословéн Плод чрéва Твоегó, яко Спáса  Спасителя. родилá еси душ нáших. (Трижды) Если в воскресенье есть праздник святому, то: Богородице Дево... дважды и тропарь святому. [ Если была лития, благословляются хлеб, вино и елей. Молитва на благословение хлебов Иерей: Господи Иисусе Христе Боже наш, благословивый пять хлéбов и пять тысящ насытивый, Сам благослови и хлéбы сия, пшеницу, винó и елéй; и умнóжи сия во грáде сем (или: в вéси сей ; или: во святéй обители сей ) и во всем мире Твоéм; и вкушáющия от них вéрныя освяти. Яко Ты еси благословляяй и освящáяй всяческая, Христé Бóже наш, и Тебé слáву возсылáем, со Безначáльным Твóим Отцéм и Всесвятым и Благим, и Животворящим Твóим Духом, ныне и присно и во вéки векóв. ]

http://ms.pravoslavie.ru/109807.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010