Эти стихиры в навечерии Богоявления имеются лишь в ирмологе 1652 г. и только славник «Приклонил еси главу» изложен нотно во всех четырех ирмологах. Стихиры на освящение воды, гл. 8 «Глас Господень на водах». Знаменного распева, как и в книге «Праздники» (л. 60 об.), но южнорусской редакции и на кварту ниже. «Денесь водные освящаются составы» (Днесь вод освящается естество). Знаменного распева, несколько иной редакции, чем изложенная в кн. «Праздники» (л. 61), с полными фитами на словах: «составы» и «струя». «Яко человек на реку прийде» (пришел еси). Знаменного распева, на кварту ниже и иной редакции, чем изложенная в кн. «Праздники» (л. 61 об.), именно с полными фитами на словах: «на реку; крещение; от предтечевы руки», каковых фит нет в Синод. изложении. Слава и ныне, гл. 8: «Прямо гласу (ко гласу) вопиющего в пустыни». Знаменного распева, как и в Син. «Праздниках» (л. 62), но несколько иной редакции, на кварту ниже и с более протяженными фитами на тех же словах. Стихира на почерпание вод, слава и ныне, гл. 6-й: «Воспоим вернии, еже о нас Божия смотрения» (благодеяния). Знаменного распева, близкой к Синод. «Праздникам» редакции (л. 63), но на кварту ниже. Эти стихиры на освящение воды имеются лишь в ирмологе 1652 г. и только стихира «на почерпание вод» изложена нотно еще в ирм. 1674 и 1709 г. По 50-м псалме, гл. 6: «Бог Слово явися». Зеаменного распева, несколько иной редакции, чем изложенная в Синод.»Праздниках» (л. 70), и на кварту ниже. Только в ирмологе 1652 г. и у Головни (л. 305). Сверх того, у Головни (л. 305) и у г. Малашкина (стр. 48) имеется и другой припев: «Всяческая днесь да возрадуются», знаменного распева южно-русской редакции, распетый подобно припевам к задостойникам. На хвалитех, слава и ныне, гл. 2: «Днесь Христос на Иордан пришед ((прииде)». Имеется во всех ирмологах, равно как и в ирм. Головни (л. 305 об.). Напев знаменного распева, сходный с изложенным в Синод. «Праздниках» (л. 71 об.). В ирмологе 1652 г. с непостоянным бемолем на ре. А в ирм. 1700 г. без бемолей, но на кварту ниже; в ирмологах же 1674 и 1709 г. с бемолем на си, на кварту ниже. Фита над словами «мы же» в ирм. 1700 г. и у Головни выпущена. Тот же напев отдаленной редакции и у г. Малашкина (стр. 56).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

6030. ИЗ ПЕСНОПЕНИЙ праздника Рождества Христова. “С нами Бог…”. (Напев Киево-Печерской Лавры). – 1989, 1, 77. 6031. ТРУБАЧЕВ С. “Дева днесь”. – 1987, 1, 77. 6032. КОНДАК на Рождество Христово. (Болгарский распев, глас 3-й). – 1991, 1, 77. 6033. ЗАДОСТОЙНИК на Рождество Христово. – 1987, 12, 78. 6034. НА ЛИТУРГИИ в Навечерие Рождества Христова. Прокимен, глас 1-й. – 1987, 12, 79. 6035. ТРОПАРЬ праздника Преображения Господня. (Знаменный распев, глас 7-й). – 1990, 8, 77. 6036. CTUXIPЫ Честному Кресту. Самоподобен. (Знаменный распев). – 1987, 9, 78. 6037. ИЗ ПЕСНОПЕНИЙ праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня.Стихира на “Господи, воззвах”, глас 6-й. (Напев Седмиезерной пустыни). – 1989, 9, 78. 6038. ПРИПЕВЫ на 9-й песни канона на Сретение Господне. – 1987, 2, 77. 6039. CTUXIPA на литии в праздник Сретения Господня. (Знаменный распев). – 1991, 2, 77. 6040. “СОВЕТ превечный…” Стихира на “Господи. Воззвах”. (Знаменный распев). – 1990, 3, 76. 6041. “АРХАНГЕЛЬСКИЙ глас…” Величание. (Напев Киево-Печерской Лавры). – 1990, 3, 77. 6042. КОНДАК Успению Пресвятой Богородицы. (Распев Киево-Печерской Лавры). – 1986, 8, 78. 6043. СВЕТИЛЕН (праздника Успения Пресвятой Богородицы). (Распев Киево-Печерской Лавры). – 1986, 8, 79. 6045. ИЗ СЛУЖБЫ Введению во храм Пресвятой Богородицы. Стихиры на “Господи, воззвах…”, глас 1-й. (Напев Киево-Печерской Лавры). – 1987, 11, 78. 6046. ВИРАНОВСКИЙ Н. Тропарь праздника Иверской иконы Божией Матери. – 1986, 10, 79. 6047. ТРУБАЧЕВ С. Светилен праздника Покрова Пресвятой Богородицы. – 1986, 10, 78. 6048. ИЗ СЛУЖБЫ праздника Крещения Руси: 1. Стихира на литии. (Напев Киево-Печерской Лавры). – 1988, 5, 74. 2. Богородичен на стиховне. (Напев Оптиной пустыни). – 1988, 5, 75. 3. Антифоны на литургии. (Изложение архим. Матфея ). – 1988, 3, 75. 4. Стихира Русским святым, на литии. Глас 6-й. (Напев Оптиной пустыни). – 1988, 12, 78. 5. Стихира Русским святым, на литии, глас 5-й. (Напев Оптиной пустыни). – 1988, 11, 77. 6. Стихира Русским святым, на литии.Глас 3-й. (Киевский распев). – 1988, 10, 77.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Рождество Христово с сочельником (л. 111 оборот). Месяца того же (Декабря) в 24 день на вечерни в навечерие (в) 23 день на Господи воззвах уставляют стихов 6 и поются стихиры самогласны 3, глас 4, по дважды: Исаия ликуй, Христос приходяй, Вифлееме готовися: на Слава, И ныне, глас 5: Не скорби, Иосифе; прокимен; на стиховне стихира, глас 5, самогласна: Приидите христоноснии, другая, глас 6: Вертепе, уготовися, иная, глас 2, подобен Егда на кресте пригво...: Егда Иосиф, Девице; на Слава того же гласа, подобен Доме Ефрафов: Всем пророком; И иыне: Доме Ефр...; тропарь, глас 4: Готовися, Вифлееме... (в подлиннике тропарь написан сполна); тот же (тропарь) на Бог Господь и на конце утрени. На утрени чтется слово Богослова, «чьтоху (sic) учащее» и святого Афанасия слово «написание» (на писание?); поются же 3 канона: препразднства («предпраздьника») два: глас 1, Христос раждается, и другой, глас 2: Поим Господеви, и святой Евгении того же гласа: В глубине потоп...; седален же на пении двух кафисм препразднства и святой; по 3 песни ипакои, глас 8: Сопль пастырский, уставляя песнь... (в подлиннике ипакои написано сполна); по 6 песни кондак, глас 3, подобен Дева днесь; поются же ирмосы святых Богоявлений «последь»: Глубины открыл; светилен: Свят Господь: на Хвалите Господа «стихира святые... (слово полуизглажено; нужно: мученицы?) глас 2, подобен: Егда от древа, поются (sic) по однажды; на Слава, И ныне самогласен препразднства; на стиховне поются стихиры, глас 2: Се время и другие две, подобен: Доме Ефраф...,– поются по однажды; на Слава, И ныне (поют) первую стихиру часовную, глас 8: Вифлееме, готовися; «имеють порознь чясом и кланянию разве дел...». В тот же день, в навечерие Рождества Христова, если есть пост, поётся вечерня при девятом часе дня; на Господи воззвах уставляют стихов 6 и поются три стихиры «самогласно», глас 2, по дважды: Приидите, возрадуйся Господеви, Господу Иисусу рождшуся, Царствие Твое, Христе Боже; на Слава: Что Ти принесем, на И ныне: Августу единовластвующу; по сем вход, на Свете тихий, от иереев с евангелием и с кадилом и со свечами «и бывшю долеседанию» поётся прокимен дневной и чтутся чтения по обычаю, также и тропари по чину своему, и по окончании их бывает ектенья от диакона, и тотчас: Святый Боже; прокимен, глас 7: Господь рече ко мне; стих... (в рукописи полстроки оставлено не записанной); апостол: Многочастне; аллилуия. глас 5; Рече Господь Господеви моему,– и поётся весь псалом «на три стихы»; евангелие от Луки: Во время оно изыде повеление, и прочее. Литургия святого Василия; причастен: Хвалите Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   Церковь с древних времен начала освящать двенадцать дней после праздника Рождества Христова. Упоминания об этом уже есть в беседах святого Ефрема Сирина, святого Амвросия Медиоланского, святого Григория Нисского. Древнее двенадцатидневное празднование святок подтверждается Уставом преподобного Саввы Освященного (ум. 530 г.), изложенным по древнему чиноположению. Согласно этому Уставу, в дни святок: «никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келиях», и возбранено совершать священнодействие брака (см. Типикон, последование под 26 декабря).    Таким образом, в дни святок до навечерия Крещения, то есть до 4/17 января включительно, поста не бывает ни в среду, ни в пятницу, — это «сплошные седмицы» мясоеда.    Триодь Постная. Сыропустный четверг, утреня, трипеснец, п. 8,3.    29 декабря, утреня, канон Маркеллу, п. 5, 1.    Триодь Цветная, среда 4-я седмица по Пасхе, утреня,1 канон, п. 1, 1.    Рождество Христово, 2 канон п. 3, 2.    22 декабря Предпразднство Рождества Христова, утреня, канон, п. 3,2. «Художество» — в смысле: искусство, уменье, знание дела.    Успение, утреня, 1 канон, п. 5, 2.    Свят. Иоанн Златоуст. Большое огласительное слово.//Свят. Иоанн Златоуст. Творения.. М., 1862 Ч. IV. Гл. 15. С. 44.    Неделя о блудном сыне, утреня, канон, п. 8.    Неделя св. Отец, предпразднство Рождества Христова, утреня, 3-й канон, п. 6, 2.    Октоих. Богородичен на 5-й воскресный ексапостиларий.    Благовещение, великая вечерня, стихира на «Славу» на литии. Срав.: Неделя предпразднства Рождества Христова, 2-й канон, п. 5, 1; Благовещение, утреня, 2-я стихира на хвалитех и мн. др.    Октоих, 8 гл., утреня, 1-й канон воскресный, п. 4, 1.    Октоих, 7 глас. В Неделю вечера, великая вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах».    Благовещение, великая вечерня, стихира на «Слава; и ныне» на стиховне.    Октоих, 7 гл. В Неделю вечера, великая вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах».    22 декабря, предпразднство Рождества Христова, утреня, канон, п. 9, 3.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

248 Минея 23 декабря, Предпразднство Рождества Христова, вечерня, стихиры на «Господи, воззвах». 249 Рождество Богородицы, великая вечерня, стихира на «Слава, и ныне» на литии. 250 Сретение, канон, п. 3, 2 — русский перевод Е. Ловягина (Ловягин Е.И. Богослужебные каноны на славянском и русском языках. СПб., 1861). 251 Предпразднство Рождества Христова, 24 декабря, утреня, канон, икос по 6 песне и канон, п. 4, 1. 252 Минея, 23 декабря, утреня, канон предпразднства Рождества Христова, п. 6, 3. 253 Минея, 29 декабря. Попразднство Рождества Христова, утреня, стихиры на «Слава, и ныне» на хвалитех. 254 Предпразднство Рождества Христова, 24 декабря, повечерие, канон, п. 4, 2. 255 Рождество Христово, утреня, 1-й канон, п. 1, 2. 256 Октоих. 6 гл., среда, утреня, канон Богородицы, п. 7, 3. 257 22 декабря, Предпразднство Рождества Христова, утреня, седален по 1 -и кафизме. 258 Рождество Христово, утреня, 2-й канон, п. 7, 2 — русский перевод Е. Ловягина. 259 Октоих, 2 глас, вторник, утреня, 1-й канон, п. 8, 1 и п. 8, 5. 260 Октоих, 1 глас, утреня, 2-й канон воскресный, п. 1, 1. Раскрытие сотериологической идеи обожения находит свое отражение в учении об Евхаристии. Обоженная плоть Христа является источником нетления и бессмертия — источником обожения для приобщающихся ея с верою. 261 Триодь Цветная, среда 4-й седмица по Пасхе, утреня, 1-й канон, п. 1, 1. 262 29 декабря, утреня, канон Маркеллу, п. 5, 1. 263 «Слава в вышних Богу, и на земли мир, днесь восприемлет Вифлеем селящего присно со Отцем, днесь Ангели Младенца рожденнаго боголепно славословят: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Рождество Христово, утреня, стихира по 50 псалме; ср. Минея 26 декабря, вечерня, стихира на «Слава, и ныне» на «Господи, воззвах». 264 Богоявление, великое повечерие, 3-я стихира на стиховне. 265 Тропарь на «Славу» на 1 -м часе навечерия и на на водоосвящении. 266 Минея 2 января, повечерие, трипеснец, п. 1, 1. 267 Минея, 5 января, повечерие, канон п. 8, 1. 268 «Голос Слова, светильник Света, заря — Предтеча Солнца (Иоанн Креститель) восклицает в пустыне всем людям: покайтесь, и заблаговременно очиститесь, ибо вот предстоит Христос, избавляющий мир от погибели». Канон, ирмос 6-й песни (русский перевод).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

Прокимен, глас тойже: Из чрева прежде денницы: Стих: Рече Господь господеви моему: Всякое дыхание: евангелие матфеа, зачало 2: Иисус христово рождество: По 50-м псалме, вместо молитвами, Слава: Всяческая днесь радости исполняются, Христос родися от девы. И ныне, тойже стих: конец, Христос родися в вифлееме. Помилуй мя Боже: Стихира, глас 6: Слава в вышних богу: Канона два: един перваго гласа: творение кир космы, со ирмосом на 8: Другий кир Иоанна, со ирмосом, на 8 же. Последи ирмосы обою канонов, кийждо лик свой ирмос.    По 3-й песни ипакои, глас 8: Начаток языков, ибо тебе принесе, лежащему младенцу во яслех, звездою волхвы призвавый, яже и ужасаше, не скиптры и престоли, но последняя нищета. что бо хуждшее вертепа? что же смиреншее пелен, в нихже просия божества твоего богатство? Господи слава тебе.    И чтение. По 6-й песни, кондак, глас 3: дева днесь пресущественнаго раждает: писан в навечерии по литургии. И икос, и чтем пролог. На 9-й песни вжигают свещи братия. честнейшую не поем, но поем припев праздника: Величай душе моя: и ирмос: Таинство: Посем 2-й лик поет такожде припев и ирмос: Такожде припевы поют и к тропарем 1-го канона. Посем 1-й лик поет 2-го канона припев, и ирмос: Любити убо нам: И 2-й лик подобне поет такожде припев, и ирмос: и к тропарем 2-го канона такожде припев: и последи на сходе поют припев 1-й и ирмос. таже 2-й припев и ирмос. Светилен праздника трижды. На хвалитех стихиры, глас самогласны, на 4: Веселитеся праведнии: Слава, глас 6: егда время: И ныне, глас вй: Днесь Христос в вифлееме: Славословие великое. По трисвятом тропарь праздника. ектении, и отпуст. и знаменует игумен святым елеем братию от святаго кандила, еже пред праздничною иконою, поющим нам стихиру самогласну праздника, и час 1-й. На 1-м часе, тропарь праздника. По трисвятом кондак праздника, и прочее, и совершенный отпуст. В сей день бывает литургиа порану, труда ради бденнаго. На Литургии: Антифон 1-й: псалом 110, глас 2: Исповемся тебе Господи всем сердцем моим, повем вся чудеса твоя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Октоих. 6 гл., среда, утреня, канон Богородицы, п. 7, 3.    22 декабря, Предпразднство Рождества Христова, утреня, седален по 1 -и кафизме.    Рождество Христово, утреня, 2-й канон, п. 7, 2 — русский перевод Е. Ловягина.    Октоих, 2 глас, вторник, утреня, 1-й канон, п. 8, 1 и п. 8, 5.    Октоих, 1 глас, утреня, 2-й канон воскресный, п. 1, 1. Раскрытие сотериологической идеи обожения находит свое отражение в учении об Евхаристии. Обоженная плоть Христа является источником нетления и бессмертия — источником обожения для приобщающихся ея с верою.    Триодь Цветная, среда 4-й седмица по Пасхе, утреня, 1-й канон, п. 1, 1.    29 декабря, утреня, канон Маркеллу, п. 5, 1.    «Слава в вышних Богу, и на земли мир, днесь восприемлет Вифлеем селящего присно со Отцем, днесь Ангели Младенца рожденнаго боголепно славословят: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Рождество Христово, утреня, стихира по 50 псалме; ср. Минея 26 декабря, вечерня, стихира на «Слава, и ныне» на «Господи, воззвах». Богоявление Господне (Крещение Господа нашего Иисуса Христа)...    Тропарь (глас 1)    Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленного Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.    Кондак (глас 4)    Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет неприступный.    Величание    Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских. СОДЕРЖАНИЕ СЛУЖБЫ ПРАЗДНИКА    В настоящее время в Православной Церкви под Богоявлением подразумевается праздник, в котором воспоминается и прославляется событие Крещения Господа Иисуса Христа на Иордане.    Праздник Крещения, или Богоявления, издревле называется также днем Просвещения и праздником светов — от древнего обычая совершать накануне, в навечерие праздника, крещение оглашенных, которое, собственно, и является духовным просвещением. Описание событий Крещения дано у всех четырех Евангелистов (Мф. 3:13-17; Мк. 1:9-11; Лк. 3:21-23; Ин. 1:33-34). Оно содержится также во многих стихирах и тропарях праздника.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

   После первых трех паримий открываются царские врата. Чтец читает тропарь: «Тайно родился еси в вертепе» до конца. Хор припевает конец: «С ними же помилуй нас». Затем чтец читает стихи, и на каждый стих хор поет тот же конец тропаря. В заключение чтец вторично читает тропарь и сам припевает конец его.    Так же исполняется второй тропарь после следующих трех паримий. Хор припевает конец тропаря: «Жизнодавче, слава Тебе». После окончания тропаря со стихами читаются еще две паримии, после которых – малая ектения и возглас: «Яко свят еси, Боже наш...».    Далее — Трисвятое, прокимен: «Господь рече ко Мне...». Апостол к Евреям, зач. 303-е; Евангелие от Луки, зач. 5-е. Затем литургия продолжается своим чередом. После литургии совершается «славление» Христа (поются тропарь и кондак праздника).    Таким же образом совершается служба и в Крещенский Сочельник. После заамвонной молитвы бывает освящение воды, начинающееся пением тропарей «Глас Господень на водах...» и других. После освящения воды на «Слава, и ныне» поется стихира и «Буди имя Господне...». Читается 33-й псалом, затем – «Премудрость» и праздничный отпуст. Но если вечерня совершается после литургии, то «Буди имя Господне» не поется, а сразу после стихиры – «Премудрость» и отпуст. (См.: Типикон, 6 января). Порядок отправления вечерни с литургией св. Иоанна Златоуста в Навечерие праздника    Если Навечерие праздника случится в субботу или воскресенье, то Царские часы переносятся на пятницу. Литургии в этот день не бывает.    В Навечерие совершается литургия святого Иоанна Златоуста (с обычными часами перед ней). После обычного литургийного отпуста («Христос истинный Бог наш») закрываются царские врата. Священник произносит возглас: «Благословен Бог наш…», и начинается великая вечерня праздника. В Типиконе сказано, что следует петь пс. 103-й. «Благослови, душе моя, Господа...», затем – «Блажен муж...». Но на практике, поскольку вечерня совершается отдельно от литургии, читается обычное начало: «Аминь. Слава Тебе, Боже... Царю Небесный...», Трисвятое и т.д.1 После входа с Евангелием – «Свете тихий…», прокимен дня и паримии, после которых – малая ектения и возглас: «Яко свят еси, Боже наш…» Трисвятое не поется, но сразу прокимен: «Господь рече ко Мне» и чтение Апостола (Гал., зач. 207-е) и Евангелия (Мф., зач. 53-е). Далее – ектения «Рцем вси…», возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси...», «Сподоби, Господи» и ектения: «Исполним вечернюю молитву…». Возглас: «Яко Благ и Человеколюбец Бог еси...». После возгласа: «Буди держава Царствия Твоего...» – сразу «Премудрость», хор: «Благослови», священник: «Сый благословен Христос Бог наш…», хор: «Аминь. Утверди, Боже…», священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас», хор: «Честнейшую», священник: «Слава Тебе, Христе Боже...» и обычный отпуст. После него — «славление» Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Устав о службе навечерия, если оно случится в субботу и воскресенье, в иерусалимском уставе изложен гораздо подробнее; в студийском – кратко, но суть дела та же. В студийском (лист 127) – павечерница не поётся в церкви, но особо каждым в келье; в иерусалимском утреня начинается павечерницей – тогда же ρχμεθα τν ποδεπνων φ. 62) и упоминается о литии и благословении хлебов; в студийском нет. По студийскому поются две кафизмы, на той и другой особый ипакои, два чтения из Григория Богослова , степенны, прокимен и евангелие; по иерусалимскому обычное стихословие (т.е. пение псалтири) и многомилостиво (полиелей), седален праздника, чтение степенна, прокимен и т.д. И там, и здесь два канона. По третьей песни в студийском полагается седален праздника; в иерусалимском – ипакои. По отпусте утрени в иерусалимском уставе назначается крестный ход и «приходим на источницы воднии», где совершается освящение воды по обряду навечерия (лист 106); в студийском – нет. В греческом иерусалимском, обряд этот записан. В студийском на антифонах после слава и ныне, один припев: молитвами...; в иерусалимском – на слава и ныне отдельно. На вечерне, как в студийском, так и в иерусалимском не полагается пения псалтырного. По студийскому на Господи воззвах 6 стихов, по иерусалимскому столько же, но стихиры другие. Служба на праздник Сретения. Студийский на вечерне на Господи воззвах полагает 6 стихов; иерусалимский – 8. В иерусалимском – исхождение или лития со стихирами; в студийском – без них. В студийском на стиховне стихира, глас 2-й «Святая святого и ины две того же гласа», на слава и ныне самогласен глас 6-й «да отверзется дверь»; в иерусалимском – самогласны три, глас 7-й «украси свой чертог» и ина два, слава и ныне осмогласника «иже на херувимах», затем благословение хлебов и т.д. В студийском – на утрене по 1-й кафизме ипакои праздника и чтение, по 2-й кафизме седален, чтение степенна, прокимен и евангелие, 50-й псалом, в иерусалимском прибавлен к этому ещё многомилостивый, прокимен пред евангелием иной. В иерусалимском – по 9-й песни даются свещи братии; в студийском ничего не говорится и не упоминается о 9-й песни. В иерусалимском по утрени исхождение из монастыря (крестный ход); в студийском – нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

6 ст. Великое дело искупления людей совершилось в Иерусалиме, поэтому, если оно служит причиною и источником радости для всех спасенных, то тем более для жителей Сиона, среди которых совершилось это дело. Вот почему, пригласив выше к духовной радости всех вообще спасенных (3 ст.), пророк особо призывает теперь к этому жителей Сиона: веселитеся и радуйтеся живущии на сионе, яко (потому что, τι) вознесеся святый израилев посреде тебе (т. е. на Сионе). Здесь слова: яко вознесеся святый израилев (т. е. Бог, см. Ис. 1:4 ) означает то же, что выше: яко высокая сотвори, т. е. указывает на превышающее ум ангельский дело нашего спасения, которое совершилось в Иерусалиме, то же, что на Сионе, ибо Иерусалим стоял на Сионе, почему и называется иногда в св. Писании дщерью Сиона (см. Ис. 1:8 ). Слова 3–6 стихов этой главы составляют паремию, читаемую в навечерие Богоявления на шестом часе и в чине водоосвящения. Содержание её действительно имеет близкое соотношение к празднуемому событию. Со времени крещения Своего во Иордане Иисус Христос открыто выступил на служение роду человеческому и, будучи Сам исполнен Духа Божия, который сошел на него во время крещения в виде голубя, Он стал обильно изливать дары св. Духа и на всех верующих в Него и теперь продолжает изливать их чрез св. таинства и другие многие посредства. К числу последних относится и вода, освящаемая в память крещения Господня в этот праздник и делающая верующих в некоторой мере причастниками тех даров св. Духа, которые первоначально во всей полноте своей излились на Богочеловека Иисуса Христа во время Его крещения во Иордане, посему в чине освящения воды на Богоявление поется такая стихира: «Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия явльшагося Христа (т. е. примите те благодатные дары, которыми обладал Христос). 10. Пророчество о Вавилоне. Глава 13 Предметом пророчества, изложенного в настоящей главе, служит царство Вавилонское (1 ст.). Вавилоняне, согласно определению Божию, имели разрушить царство иудейское, но за это, по суду Божию, сами впоследствии должны были подвергнуться той же участи от руки Кира, царя персидского. Такова воля Божия (подробнее эта мысль раскрыта у пр. Иеремии – 30:16. ср. Иов. 12:5–6 ). Вот эту-то волю Божию о предстоящем некогда наказании вавилонян за разорение ими Иудеи пр. Исаия, по внушению Духа Божия и открывает своим соотечественникам с тою целью, «чтобы они не малодушествовали (говорит св. Василий Великий ) и не отчаивались в промысле Божием, чтобы не поглотила их скорбь о настоящем, но облегчало ожидание будущего. Ибо не малую отраду приносит скорбящим (от врагов) ожидаемое вскоре отмщение» (им).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010