На всенощном бдении особая катавасия: «Спасе люди...» (1-й ирмос 2-го канона на Рождество Христово).    6. Св. Николая, Мирликийского Чудотворца. Весьма чтимый святой, как в Греции, так и у нас в России, и слава его очень велика. На всенощном бдении следует обратить внимание на богородичные стихиры на Господи, воззвах («Вертепе, благоукрасися...»), на литии («Сионе, торжествуй...»), на стиховне («Безневестная Дево...»), в которых живописуется грядущее торжество Церкви на празднике Рождества Христова.    11–17. Неделя святых праотец. Она бывает в границах приведенных чисел. Примечательна на утрене 9-я песнь канона с перечислением ветхозаветных праведников. 18–24. Неделя святых отец (или «пред Рождеством Христовым»). Падает на период указанных дней. На ней тоже воспоминаются ветхозаветные праведники, как и в неделю праотец, но главным образом предки по плоти Господа Иисуса Христа. Посему на литургии Евангелие: Мф.1:1–17 (зачало 1-е), апостол: Евр.11:9–10,17–23,32–40 (зачало 328-е). Если это воскресение падает на сочельник, то на стиховнах знаменитые самоподобны «Доме Евфрафов...», на утене канон с ирмосом «Волною морскою...». Евангельская стихира перед 1-м часом. 24. Навечерие Рождества Христова («сочевник») 288 . Это строжайший день поста во всей Четыредесятнице: во-первых, по длительности, ибо дозволяется вкушать пищу только после окончания службы 289 , а по Уставу она кончается к вечеру (отсюда выражение в народе, что нельзя в этот день есть «до звезды», т. е. до сумерек и появления первых звезд); во-вторых, по качеству, потому что разрешается только кутья и сочиво 290 или  –  если суббота и воскресенье в этот день  –  еда с постным маслом (но никак не рыба!) 291 . В богослужебном отношении существует такой порядок. Если канун праздника не падает на субботу и воскресенье, то в 8 часов утра (по нашему счету) отправляются царские часы, а в 1-м часу пополудни (опять по нашему же времени) совершается литургия св. Василия Великого , начинаемая вечерней. После отпуста литургии поставляется свещник 292 (а не аналой с иконой) посреди храма и клирики поют тропарь и кондак праздника. На самый праздник Рождества Христова  –  литургия св. Иоанна Златоуста .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Есть глубокие основания для назначения такой своеобразной пищи в канун Рождества Христова. Если сочиво есть то же, что и коливо, то предложение его в последний день предпразднства Рождества Христова сближает этот день с другими днями, когда полагается вкушение колива, а именно – благословение колива для вкушения положено Уставом в дни памяти мучеников и других святых и в дни поминовения усопших. В рождественский сочельник, следовательно, сочиво, или коливо, вкушается в честь Того, Которому по рождении волхвы принесли свои дары, и в Котором прозрели явившегося Спасителя мира, имеющего по смерти три дня пребыть Своим Пречистым телом во гробе и со славою воскреснуть из мертвых. Спаситель пришел на землю, родился на ней для спасения людей Своими страданиями и крестной смертью . Поэтому в сочельник полагается на церковных службах петь ирмосы, подобные ирмосам Великой Субботы: «Волною морскою...». 2. Недели св. Праотцев и св. Отцев 36 . Для того, чтобы подготовить верующих к достойной встрече праздника, уже через неделю после начала поста, начиная с праздника Введения во храм Богородицы, поется во все воскресные и праздничные дни (включая полиелейные и со славословием) катавасия: «Христос раждается...». В последующие дни Филиппова поста, начиная с памяти святого Андрей Первозванного (30 ноября), в церковные службы, кроме праздничных ирмосов «Христос раждается», вводятся специальные праздничные стихиры. В праздник святителя Николая (6 декабря) на вечерни на «Господи, воззвах...», на «И ныне» поется стихира: «Вертепе благоукрасися...». Но если праздник совпадает с субботой или воскресеньем, то вместо стихиры следует петь догматик текущего гласа 37 . Еще более очевидным приготовлением к празднику являются службы двух последних Недель (воскресений) перед праздником, которые посвящены воспоминанию предков Спасителя по плоти и всех ветхозаветных праведников, ожидавших Его пришествия, и которые поэтому называются: одна – Неделей св. Праотец, а другая – Неделей св. Отец. Уже само наименование «праотец» указывает на то, что эта Неделя предшествует Неделе «отец».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

гл. 2). стр. 212 В сноске изъясняется, почему прокимны называются великими. – Изъяснение недостаточно; помимо того, что они поются «продолжительнее», их должно петь не по 2 ½ раза, как прокимны «дне», a по 4 ½ раза. стр. 213 Здесь под цифрой 2) говорится: «если в понедельник 4 и 5 седмицы случится Благовещение, то в эти недели прокимен дня. – Так же должно быть, если Благовещение случится и в понедельник 6-й седмицы Велик. поста. На этой же странице под цифр. 5) пропущено указание, что великий прокимен должен быть пет, если перечисленные праздники случатся и в воскресенье. стр. 214 О чтении на малой вечерне паремии, мы уже говорили выше при поправках стр. 165 «Пособия». В сноске на этой же странице сказано, что Типикон указывает иногда книги свящ. Писания и главы их, откуда взяты паремии. – О главах в Типиконе, что-то не помнится. стр. 215 Прокимен, Апостол, Аллилуия и Евангелие после паремий, кроме Великой пятницы бывают еще в навечерия праздников Рождества Христова и Богоявления, если эти праздники случатся либо в воскресенье, либо в понедельник. стр. 222 Под буквой Е при упоминании о предпразднестве и отдании Благовещения, должно быть указано исключение, по которому в 3-ю неделю Велик. поста тропари имеют иной распорядок. На этой же странице разъясняется, что на вечерни вместо ектении «Помилуй нас Боже» бывает чтение «Господи помилуй» 40 раз, между прочим, на субботы великого поста. – На субботы положена ектения (Тип. пятн. 1-й седм. веч. зри), а на понедельники великого поста должно читать «Господи помилуй» 40 раз (Jbid. нед. сырн. веч.), что в «Пособии» упущено. стр. 225 Под цифрой 3) должно дополнить: на литии не поется стихира храма, если и 24 декабря будет в воскресенье. Под цифрой 4) упомянуты вторично: неделя Ваий и неделя Пятидесятницы, упомянутые уже под цифрой 1). Стр. 226 Под лит. 5) прибавить: 24 июня. стр. 232 В формулировке правила о трех великих поклонах получается такой смысл будто бы на великопостной вечерне с воскресенья на понедельник следует произносить ектению: «Помилуй нас Боже». Это, – неправильно; произносится, как и под другие постные дни: «Господи помилуй» 40 раз.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Рассмотренную паримию положено читать в праздник крещения Господня потому, что описанное в ней чудесное событие служило предизображением крещения Господня. 1) Мы видели, что авторитет Иисуса Навина, как вождя народа Божия, возвысился со времени чудесного перехода через Иордан. Подобно сему слава Иисуса Христа, как общественного Учителя и духовного Вождя, началась со времени крещения Его в Иордане. «Иисус Навин, приняв правление, начал оное от Иордана, отсюда и крестившийся Христос начал проповедовать» (Кирил. Иерус. огл. и тайное поуч. X, ст. 174). 2) Крещение Иисуса Христа было одним из искупительных Его действий. Сам Христос, яко безгрешный, не имел нужды в очищении Себя струями Иордана, – в них Он погрузился для нас грешных, чтобы проложить нам путь ко спасению, подобно тому, как через Иордан проложен путь Израильтянам к земле Ханаанской. На предизображение крещения Христова в этом смысле указывает церковный песнопевец. «По разделении Иордана в древности народ Израильский проходит по суше, прообразуя Тебя, Всесильного, Который ныне по струям неукоснительно проводишь тварь на неуклонную и лучшую стезю» (На Богоявление 2-й канон, песнь 7-я). 3) Полагают некоторые, что при крещении Христовом Иордан возвратился вспять, и предизображение этого обстоятельства видят в возвращении Иордана при переходе чрез русло его Израильтян. В одной из стихир на праздник Богоявления читаем: «Трепеташе рука Предтечева егда пречистому Твоему верху коснуся, возвратися Иордан река вспять, не дерзая служити Тебе. Яже бо устыдеся Иисуса Навина, како Творца своего устрашитеся не имяше?» (Стихира на литии). II. Паримия из книги Иисуса Навина в навечерие Пасхи. Нав. V:10–15. По переходе чрез Иордан, сыны Израилевы расположились станом (ополчишася) в двух верстах на восток от Иерихона, в Галгалах. В этом месте до завоевания Ханаанской земли находилось средоточие управления Израильтянами и оставалась скиния свидения ( Нав. 14:6 ). Наименование места Галгалами указывает на одно из важнейших событий, совершившихся здесь в день перехода чрез Иордан.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Этот ирмос второго канона «Любити убо нам» вместе с первым припевом 9 песни является задостойником на Литургии. В конце утрени отпуст праздника (см. Служебник): «Иже в вертепе родивыйся, и в яслех возлегий, нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш», и прочее до конца. ЛИТУРГИЯ Если праздник случится в воскресенье или в понедельник, то совершается Литургия святого Василия Великого (то же – и в праздник Богоявления); в прочие дни седмицы – Литургия святого Иоанна Златоуста . На Литургии поются антифоны праздника: «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем». Входный стих: «Из чрева прежде денницы родих Тя, клятся Господь и не раскается: Ты иерей во век по чину Мелхиседекову». После «входного» поются тропарь и кондак праздника. Вместо Трисвятого: «Елицы во Христа крестистеся» (то же и на Богоявление). Задостойник – ирмос «Любити убо нам» с припевом (поется на Литургии до отдания праздника). Причастен праздника. Антифоны, входное, «Елицы» поются только в день праздника. ВЕЧЕРНЯ В ДЕНЬ ПРАЗДНИКА На следующий день после праздника Рождества Христова, 26 декабря/8 января, празднуется Собор Пресвятой Богородицы. На вечерне в день праздника (под 26 декабря) кафизмы не бывает (кроме воскресенья).Вход с кадилом. Великий прокимен «Кто Бог велий, яко Бог наш». Если Рождество Христово случится в субботу, то вечером поется обычный воскресный великий прокимен «Господь воцарися», а великий прокимен праздника переносится на пятницу – поется в навечерии праздника. ПОПРАЗДНСТВО И ОТДАНИЕ ПРАЗДНИКА Попразднство продолжается 6 дней. Отдание совершается 31 декабря/13 января. Во все дни попразднства, наряду со стихирами и каноном святому Минеи, поются стихиры праздника, первым читается канон праздника, а на Литургии после входа поется «Приидите, поклонимся» с окончанием «Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы, поющия Ти: Аллилуиа». На отдание Рождества Христова (31 декабря/13 января), как и в дни отдания всех двунадесятых праздников (исключая Введение Пресвятой Богородицы во храм), поется вся служба праздника (служба рядового святого переносится на предыдущий день), но на вечерне не бывает входа и паремий, на утрене нет полиелея и антифонов. Служба совершается при будничном строе вечерни и праздничном – утрени (утреня «с великим славословием»). Канон поется с тропарями и катавасией только из первого канона праздника. Особенность праздника Рождества Христова в сравнении с Крещением и другими праздниками состоит в том, что при совпадении отдания праздника Рождества с воскресеньем на воскресной великой вечерне не поется догматик – вместо него поется стихира праздника: «Августу единоначальствующу». «Честнейшую Херувим» не поетсяна утрене 26 декабря/8 января и 31 декабря/13 января (на отдание праздника), а поются припевы и ирмос 9 песни канона праздника. Если эти дни приходятся на воскресенье, то поется «Честнейшую Херувим». СУББОТА И НЕДЕЛЯ (ВОСКРЕСЕНЬЕ) ПО РОЖДЕСТВЕ ХРИСТОВОМ

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Она остается на земле со святыми апостолами после вознесения Господа на небо, присутствует с ними в День Пятидесятницы в Сионской горнице и является причастницей благодатной жизни Святой Церкви. Наконец, первая из рода человеческого, Она входит в Горний Иерусалим – Царство Небесное не только Своей бессмертной душой, но и Своей воскрешенной Господом и обожéнной плотью. И поэтому весь церковный год в той или иной степени связан с жизнью Божией Матери, и нет для человека другого пути вхождения в жизнь Христа Спасителя, как только через благоговейное почитание Его Пречистой Матери и следование по Ее пути, ведущему в жизнь вечную. Рождество Пресвятой Богородицы – первый в году Богородичный праздник, и в его службе мы можем найти все основные черты, которыми характеризуется отношение Святой Церкви к Божией Матери. Православное богослужение уделяет особое внимание прославлению Богородицы, совершаемому не только в дни Богородичных праздников, но и во все остальные дни года, во всем богослужении суточного, седмичного и годичного кругов. Даже в дни Святой Пасхи, когда прекращается служба святым, начиная со второго дня праздника после канона Пасхе, имеется особый канон Богородице, что объясняется тем исключительным местом, которое занимает Божия Матерь по отношению к Господу Иисусу Христу и к роду человеческому. Раскрывается это прежде всего в паримиях, читаемых в день Рождества Пресвятой Богородицы, где мы находим ветхозаветные прообразы и пророчества о Божией Матери, и далее во всей полноте – в песнопениях и канонах, посвященных Церковью этому празднику. Достижение жизни вечной осуществляется через Церковь , основанную Господом Иисусом Христом ( Мф. 16, 18 ). Иисус Христос – Глава Церкви ( Еф. 5, 23; 1, 22 ; Кол. 1, 18 ). Церковь есть Тело Его ( Еф. 1, 23 ). Первенствующим членом Церкви, средоточием ее является Божия Матерь – Пречистая Дева Мария, как «Едина и Единаго вводящи Христа во вселенную» (3-я стихира на «Господи, воззвах»). Через Божию Матерь Бог непосредственно соединяется со Своим творением.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1. «У древних с новорожденными были приносимы две горлицы и два голубиных птенца: вместо них рожденному от Девы и Единородному Сыну Отца, принесенному в храм, служит божественный старец и целомудренная Анна пророчица, величая Его». 2 «Ты дал: мне радость спасения Твоего, Христе, взывал Симеон; прийми служителя Твоего, мраком отягченного, а ныне священнопроповедника и созерцателя благодати, хвалою величающего Тебя». 3. «Целомудренная и праведная старица Анна пророчица со священным благоговением открыто исповедывал а Владыку в храме и своею проповедью величала Богородицу пред всеми присутствовавшими» Стихира на хвалитех, гл. 6. Слава и ныне: «Христе Бозке, благоволивший в настоящий день возлечь на старческих руках, как бы на херувимской колеснице, избавь и нас, прославляющих Тебя, от мучений, страстей и спаси, как Человеколюбец». Входное: «Явил Господь спасение Свое, открыл вред очами народов правду Свою». (Пс. 97; 2). КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА (6–ю Января). В навечерии праздника строгий пост. Совершается литургия Василия Великою в соединении с вечерней. Стихиры на «Господи воззвах», гл. 2 1. Предтеча, увидев пришедшего креститься Просветителя нашего Иисуса, просвещающего всякого человека, радуется душею и трепещет, указывает на Него рукою и говорит людям:, Вот Избавляющий Израиля, освобождающий нас от тления. О, безгрешный Христе Боже наш, слава Тебе». 2. «Когда Избавитель наш–Христос Спаситель был крещен от Своего раба Иоанна и был засвидетельствован сошествием Святого Духа, видя это, ангельские силы пришли в ужас. Голос же Отца с неба был: «Этот крещаемый рукою Предтечи–Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». 3. «Иорданские струи приняли Тебя, Источника, и Утешитель сошел на Тебя в виде голубя. Приклонивший небеса склонил голову и творение взывает к Создателю, восклицая: «Что требуешь от меня крещения, будучи выше меня; я должен креститься от Тебя». О, безгрешный Христе Боже наш, слава Тебе». Слава и ныне, гл. тот же: «Ты приклонил голову под руку Предтечи; уничтожил силу диавола; вошедшие воды Иордана, просветил всех, чтобы славили Тебя, Спаситель, Просветителя наших душ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=781...

Припев: «Пресвятая Богородица, спаси нас». 1. «Непостижимо зачав Бога, Ты, Отроковица, превзошла законы мрир оды, ибо Ты и, пребыв тленною по природе, рождая, не испытала свойственного матерям. Поэтому достояно слышишь: радуйся. Благодатная, Господь с Тобою». 2. «Человеческий язык не может из " яснитъ, как Ты источаешь молоко, Дева Чистя, ибо Ты являешь дело, чуждое природе, превышающее пределы законов рождения. Поэтому достойно слышишь: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». 3.«В Священных Писаниях таинственно говорится о Тебе, Матерь Вышнего. Так Иаков в древности, увидев прообразовавшую Тебя лестницу, сказал: это — путь Божий. Поэтому достойно слышишь: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». 4.«Терновый куст и огонь показали священ–нозрителю Моисею дивное знамение; ища исполнения его впоследствии времени, он сказал: провижу это в Чистой Деве, Которой, как Богородице, да будет сказано: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». 5.«Даниил называет Тебя мысленною горою; Исайя — Родительницею Бога; Гедеон видит в образе руна; Давид именует Тебя — святынею; еще некто — вратами: а Гавриил восклицает Тебе: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Стихира на хвалитех, гл. 2: Слава и ныне:«От вечности сокрытая тайна ныне открывается и Сын Бога становится Сыном человека, чтобы заимствовав худшее, преподать мне лучшее. Обманулся в древнее время Адам и, возжелав сделаться Богом, не сделался; Бог становится человеком, чтобы сделать Адама богом. Да радуется тварь, да ликует природа, ибо Архангел стоит перед Девой со страхом и приносит Ей:«радуйся!«в противоположность бывшей печали. По сострадательной милости вочеловечившийся Боже наш, слава Тебе». Входное:«Благовествуйте со дня на день спасение Бога нашего». (Пс. 95; 2). РОЖДЕСТВО ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА (25 Декабря). В навечерии праздника совершается литургия Василия Великого в соединении с вечерней. Стихиры на»Господи воззвах». Гл. 2: 1.«Приидите, будем радоваться о Господе, изъясняя настоящую тайну. Отделявшая нас от Бога преграда разрушена, огненный меч отстраняется, херувим удаляется от дерева жизни, и я принимаю участие в блаженствах рая, откуда был изгнан за непослушание.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=781...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: [email protected] play_arrow pause mute max volume play stop repeat Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . «Учебники поэтического богословия»: у микрофона Л.П. Медведева. Рождественский цикл: стихира «Августу единоначальствующу на земли...» 15.01.2021 20:00 В букете Рождественских служб один из самых ярких дней -- это навечерие Рождества Христова. Мы слушаем зачало 5 из Евангелия от Луки (Лк 2, 1-20), которое звучит в рождественский сочельник на Царских часах и на вечерне, соединенной с Литургией Василия, и говорим о стихире «Августу единоначальствующу на земли...» преподобной Кассии Константинопольской. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий

http://radonezh.ru/radio/2021/01/15/20-0...

Л. 36 об. (@Мца нобра. а. стою бесребрени и чтворцю кзмы і дьмьана@). Порядок службы также иной. В начале положен седален – тот же, что в печ. по 1-й стихологии. Потом стихиры на Господи воззвах четыре, отличны от помещённых в печ. На стиховне три стихиры, из них две находятся в печ. Канон отличен от обоих помещённых в печ. Нач. (@вльшаго въ всь миръ. безмездника и врача@) 490 . Стихир на хвалите нет. Л. 39 об. ч. 21. (@Ввені въ црквь стеи бци@). Служба изложена в обыкновенном порядке. Малой вечерни нет. На Господи воззвах те же стихиры, что в печ. 4–6. Стихиры на стиховне иные. Седален один. Кан. тот, что в печ. Минее положен 20 Ноября предпразднству, но надписывается: (@творенї георгево@). На хвалите сказано: (@стры верньші@) и на конце прибавлено: (@а въ кє того мца датс прзкь введеніа@). Л. 43 об. (@Мца девріа. стго оча наго николы@). Малой вечерни нет. Стихир на Господи воззвах только четыре, в печ. 1–3 и 8. На стиховне одна стихира, та же, что в печ. славник на хвалите, – и слава. Паремий и седальнов нет. Кан. один, первый. На хвалите особых стихир не положено. Л. 48. ч. 25. Служба на Рождество Христово. Четыре стихиры на Господи воззвах, те же, что в печ. Минее. Потом упоминается о чтениях и о литургии в навечерие Рождества. За тем прямо сделан переход к шестопсалмию на утрени и к кафизмам. Никаких стихир на литии и на стиховне нет. Седальнов два. За канонами стихиры на хвалите только четыре. Л. 54 об. (@Мца гевара. а. обре з ні гне и стго оца васиа@). Стихиры на Господи воззвах св. Василию пять, отличны от помещённых в печ. Минее. Седален один. Канон один – Обрезанию. На хвалите особых стихир нет. Л. 58 об. 6 491 ч. Служба на (@крщние га наго іса ха@). Порядок службы излагается так же, как и в службе на Рождество Христово. Стихир на Господи воззвах четыре. Седальнов два, в печ. не помещены. После канн. следуют стихиры на хвалите, числом семь, из них две встречаются в печ. между стихирами на литии и на стиховне. И после отпуста приложены ещё стихиры на стиховне (@врь@): из них три в печ. на утрени между стихирами на хвалите.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010