Для того чтобы доказать вам справедливость этих слов, вернее проиллюстрировать их, я расскажу вам об одной исторической детали, скорее всего, вам неизвестной. Слово «патриот» пришло к нам из французского языка. Французские революционеры после своей Великой революции пытались, как бы мы сейчас сказали, экспортировать свою революцию в соседние страны. И желающие распространять с оружием в руках революционные идеи в европейских странах назывались патриотами. Мы же сейчас употребляем эти слова почти в противоположном смысле. Понятия «патриот» и «патриотизм» не так однозначны, как мы их понимаем. Мы забываем о том, что может быть патриотизм православный, а может быть и коммунистический, и нацистский и так далее, как некогда для французов он был патриотизмом революционным. Рахав поступила вопреки представлениям о том, что своя нация, свой народ ценны сами по себе. Для нее самым важным была истинная вера, любовь к Богу и к носителям этой истины – правоверным людям, а таковыми в то время были израильтяне, члены ветхозаветной Церкви, представители неповрежденного богопочитания. Духом Рахав оказались ближе к ним, чем к своим соплеменникам. Мы не знаем, по каким причинам она вела порочный образ жизни, но ее любовь к истине проявилась в том, что она помогла еврейским соглядатаям и таким образом примкнула к их племени. Израильтяне в то время были, выражаясь понятным нам современным языком, «православными». Рахав оставила свой заблуждающийся народ и была принята в Церковь . Когда посланцы царя ушли, Рахав тайно выпустила соглядатаев из окна на веревке. Три дня они скрывались на горе, в пустынной местности, пока их разыскивали посланцы царя. Не найдя их, царские люди вернулась обратно, и тогда разведчики возвратились в свой стан и рассказали обо всем: и о страхе, который господствует над врагами народа Божия, и о том, как помогла им блудница Рахав. Рахав собрала у себя в доме всех своих родственников и вывесила из окна, как договорилась с соглядатаями, червленую вервь, то есть красную веревку.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

И увидел Саул стан филистимский, и испугался, и крепко дрогнуло сердце его» (Сн. 1Цар.28:5–6; 29:1 ). Притом, если Господь не отвечал «вопрошавшему Его Саулу, то для существ духовного мира вполне должно было являться определившимся изволение Божие о том, чтобы события «завтрашнего дня и ближайших дней к завтрашнему» совершились по тому как бы уже естественному их ходу, который обозначился ратной силой филистимлян и их воодушевлением (См. 29 гл. 2–3–4–5 стихи) и ратной силой израильтян и их малодушием (См. 31 гл. 1 ст.) Но так как при всем общем обозначении «завтрашнего дня» из данных обстоятельств и условий «настоящего тогдашнего дня» в войске филистимлян и в войске израильтян, самые события «завтрашнего дня» еще только предстояли, – то суждения об этих событиях «явившегося Самуила», несмотря на всю их осторожность, оказались во многом не точны, погрешительны и не справедливы в отношении действительной их истории. Так, говоря Саулу, что Господь предаст его в руки филистимлян, и что он падет вместе с своими сыновьями, «явившийся Самуил» не вполне предугадал действительность «завтрашнего дня», потому что на самом деле Саул пал не вместе с своими сыновьями и умер не от руки филистимлян; говоря также Саулу, что сыновья его падут вместе с ним-отцем, «явившийся Самуил» не предусмотрел, что не все сыновья его погибнут, и что хотя определено Господом – «отнять царство из рук Саула и отдать оное Давиду», – однако сие Божие определение имело совершиться и совершилось не «завтра» и не в ближайшие дни, а в свое время, ведомое только Богу, в его «сроках»: исторически дом Саула, в лице сына его Иевосфея, как увидим далее, управлял Израилем, при полной верности со стороны всех колен, кроне колена Иудина, еще в течение семи лет после смерти Саула. «Филистимляне, – говорится далее в кн. Царств о дальнейших последовательно совершившихся событиях, – воевали с израильтянами, и побежали мужи израильские от филистимлян и пали, пораженные на горе. Гелвуе. И догнали филистимляне Саула и сыновей его, и убили филистимляне Иоанафана, и Аминадава, и Малхисуа, сыновей Саула.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Нам кажется, можно обойти и эту неточность (хотя и не большую) в толковании книги Исход, – и Пальмер, вероятно, вынужден был к такому предположению тем, что он не обратил должного внимания на другую равнину er-Ráhah на южной стороне группы Gebel Músa. Эта вади, так называемая Раха Ротебская, тянется от горного кряжа Ротеб с небольшим склонением к востоку, совершенно открыта, выше, равнины северной и гораздо ее плодороднее. Нужно думать, что здесь именно и происходило торжественное возвещение закона пред лицом всего народа. Библейский повествователь ясно дает понять, что Евреи пришли для слушания слов Божиих из другого, несколько удаленного от горы, места, где находился их постоянный стан. И пришел Моисей, – читаем мы в книге Исход, – и созвал старейшин народа, и вывел народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы ( Ucx. XIX, 7. 17 ). Здесь Синай открылся народу во всем своем величии; со страхом и трепетом внимали Израильтяне словам Иеговы, нисходившим с вершины Gebel Músa, окруженной грозными тучами. Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный и гору дымящуюся; и, увидев то, (весь) народ отступил, и стал вдали. И сказали Моисею: „Говори ты с нами, и мы будем слушать; но что бы не говорил с нами Бог , дабы нам не умереть“ ( Исх. ХХ, 18–19 ). “И Господь услышал слова (их) и сказал: возвратитесь в шатры свои“ ( Bmop. V, 28. 29 ). Получив это позволение народ отступил в свой лагерь, т. е. на прежнее место в северную долину er-Ráhah. – Не лишне будет заметить здесь, что было бы неумеренном увлечением предполагать будто Израильтяне в продолжении целого года стояли против южного склона Gebel Músa. Это место все-таки слишком тесно, чтобы на нем, могли поместиться палатки огромных масс народа, – Евреи были бы все время в виду Синая, а потому тогда не предстояло бы никакой нужды выводить их из стана или отсылать обратно в палатки 42 ). В то время, как народ пребывал в лагере, Моисей удалился, на вершину горы для принятия закона. Евреи еще так недавно говорившие: все, что сказал Господь, исполним ( Ucx. XIX, 8 )-скоро изменили своему обещанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Но через три дня пути ревность их охладела. Они стали скучать манною, плакали и говорили: «о, если бы нам дали мяса! В Египте мы ели даром огурцы, дыни, лук и чеснок. Теперь же душа у нас истомилась, ничего нет, кроме манны!» Услышав это, Моисей чрезвычайно огорчился и плакался пред Богом на такую прихотливость своего народа. Но Господь сказал ему: объяви народу, что Я дам ему мяса. Не день, не два, a целый месяц он будет есть его, пока оно не сделается ему отвратительным». «Господи!» – на это сказал: Моисей, «здесь до шестисот тысяч взрослых кроме жен и детей где же взять такое множество мяса, чтобы в течение целого месяца прокормить весь народ?» – « Неужели ты думаешь, что рука Господня оскудела?» – отвечал Господь. «Вот увидишь, сбудется ли то, что Я сказал». Тогда Господь сильным ветром пригнал от моря множество перепелов и поверг их к стану. Они покрыли собою пустыню около стана на два дня пути и больше, чем на аршин от земли. Народ в течение нескольких дней собирал перепелов и ел до пресыщения. Мясо не было еще съедено, как между народом открылась язва. Многие из израильтян поплатились жизнью за свое невоздержание. Место, где были они погребены, названо было гробами похотения. § 40. Непокорность евреев и осуждение их на сорокалетнее странствование На границах земли обетованной израильтяне для осмотра ее послали от себя 12 избранных мужей, по одному от каждого колена. Соглядатаи обошли всю землю Ханаанскую и чрез сорок дней возвратились в стан. Все они единодушно хвалили плодородие виденной ими земли и показывали виноградную кисть, которую могли принести только вдвоем, и много других плодов. Но десятеро из соглядатаев своим рассказом о преувеличенной силе хананеев, крепости их городов навели такой страх на израильтян что они проплакали всю ночь и, наконец, решились возвратиться в Египет. Моисей, Аарон и двое из соглядатаев Иисус Навин и Халев, пытались было успокоить народ, но едва не были побиты камнями. Тогда слава Господня явилась в Скинии и Господь велел израильтянам возвратиться к Чермному морю, осудив их блуждать в пустыне 40 лет, пока не умрут все роптавшие на Бога, начиная с 20-ти летних юношей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Отсюда видно, что, по воззрению Израильтян, все дело изведения их из Египта совершаемо и совершено было не только Иеговой, но и Ангелом Иеговы. То обстоятельство, что maleach здесь употреблено в общем, неопределенном смысле (не имеет при себе ни приложения Iehovah, Haelohim или Elohim, ни местоименн. суффикса 3-го лица), не может считаться доказательством тварной природы Ангела, о котором здесь речь. Неопределенное обозначение его требуется необходимостью логически оттенить мысль о посольстве 203 его Иеговой, как результате молитвенного вопля Израильтян; ближайшее же определение небесного вождя евреев для язычников (едомитян), к которым обращена здесь речь евреев, в данном случае было бы излишне и бесцельна. Определение подлинного существа Ангела, как освободителя и вождя избранного народа, должно искать в историческом повествовании Моисея о путешествии и странствовании евреев под водительством не Моисея только, но и высшего Вождя, Ангела Иеговы. Начиная изображать путешествие Израиля от Сокхофа, Моисей делает общее замечание, с целью показать чудесный характер путешествия: «Иегова шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем, и столп огненный – ночью от лица народа» ( Исх. 13:21–22 ). Но сказав затем о последовавшей погоне Египтян за евреями и происшедшем отсюда смущении последних ( Исх. 14:4–12 ) , священный писатель теперь Иегове усвояет только высшее устроение спасения евреев – в смысле последней причины этого спасения; самое же осуществление спасения евреев от египтян представляется делом Ангела Иеговы. «И двинулся Ангел Элогим ( maleach haëlohim), шедший пред станом Израильтян, и пошел позади их; двинулся и столп облачный от лица их и стал позади их; и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других». ( Исх. 14:19–20 ). Что Ангел Элогим здесь есть личность Божественная, это видно не только из того, что ему приписывается тоже действие, которое выше ( Исх. 13:21 ) рассматривалось, как действие Иеговы, но и из замечания писателя в Исх. 14:24 , что в столпе был Сам Иегова, который «воззрел на столп Египтян из столпа огненного и облачного и привел в замешательство стан Египтян» т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Преподобный Макарий Желтоводский Унженский (25 июля) «Однажды, когда путники сильно устали и проголодались, им попался лось, и они захотели его заколоть. Это было на берегу реки Унжи. Однако преподобный Макарий не благословил за­колоть его, потому что в то время был пост Апостольский. Но, чтобы отметить пойманного лося, преподобный Макарий велел надрезать ему кончик уха. По милости Всемощного, даже малые дети остались живы, пробыв без пищи до праздника Апостолов. И 29 июня, когда пост окончился, этот самый лось оказался опять среди толпы . Тогда его закололи, и путники подкрепили свои силы» с. 435]. В Библии засвидетельствовано, что когда народ еврейский возроптал на Бога в пустыне, желая насытиться мясом и вспоминая котлы мясные, которые они имели в Египте, Господь сотворил знамение – послал им в пищу птиц. Подобный эпизод происходил дважды. Первый раз – в пустыне Син, в пятый месяц по выходе из Египта. Исход, гл. 16 11. И рече Господь к Моисею глаголя: 12. Слышах роптание сынов Израилевых; рцы к ним глаголя: к вечеру да снесте мяса и заутра насытитеся хлебов и увесте, яко Аз есмь Господь Бог ваш. 13. Бысть же вечер, и приидоша крастели и покрыта полк. 11. И сказал Господь Моисею, говоря 12. Я услышал ропот сынов Израилевых; скажи им: вечером будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом – и узнаете, что Я Господь, Бог ваш. 13. Вечером налетели перепелы и покрыли стан. Это было последнее «заговенье на мясо», дарованное Господом утешение обильной мясной пищей. Действительно, со следующего дня питанием израильтян стала манна небесная, посылаемая им от Бога в течение сорока лет пребывания в пустыне. Второй раз Бог проявил Свое всемогущество и послал евреям птиц в пустыне Фаранской близ Асирофа в месте, которое именуется в Библии Гробы похотения ( Числ.11:34 ). Евреи в то время сильно возроптали на Бога и прогневали Его. Священное Писание свидетельствует, что Господь тогда, посылая птиц, покарал израильтян язвою за то, что они предпочли питаться не манной, но обычной мясной пищей, которая еще была в зубах их. Однако это никак не умаляет чудесного знамения, которое Бог явил, посылая Своим людям в пустыне обильное питание.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Сюжет выбран из ветхозаветной истории. Когда народ иудейский бежал из Египта, преследуемые войсками фараона, он подошел к побережью Чермного (Красного) моря. Увидев водную стихию перед собой и египтян позади, израильтяне стал роптать на Моисея и упрекать его за то, что он вывел их из Египта, чтобы погубить в пустыне. Но Моисей провозгласил: «Не бойтесь! Стойте и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне; ибо египтян, которых вы видите ныне, более не увидите во веки. Господь будет бороться за вас, а вы будьте спокойны». Бог повелел Моисею протянуть руку к морю. Когда он протянул длань, то Всевышний погнал морские воды сильным восточным ветром, так что в течение ночи часть моря перед израильтянами сделалась сушей, воды как бы расступились перед ними. И пошли все потомки Израилевы среди моря по суше, вода же была им стеною по правую и левую сторону. Утром Господь привел в замешательство весь Египетский стан, отняв колеса у колесниц, так что они влекли их с трудом. Видя это, египтяне сказали друг другу: «Побежим от израильтян, потому что Господь поборает (сражаемся) за них против египтян». Когда весь народ Божий прошел по суше среди моря, Господь сказал Моисею: «Простри руку твою на море, и да обратятся воды на египтян, на колесницы их и на всадников их». Моисей сделал, как повелел Господь, и вода в море возвратилась на свое место и потопила всех египтян. Так избавил Господь в тот день Свой народ. И увидели израильтяне руку великую, которую явил Бог над египтянами, и убоялся народ Господа, и поверил Господу и Моисею, рабу Его. Тогда воспел Моисей со всем народом торжественную песню во славу великого Избавителя. Описание На картине представлена сцена исхода народа израильского из Египта, где долгое время израильтяне терпели рабское положение, будучи притесняемыми египтянами. Египет был развитой страной в экономическом и военном плане, поэтому силы израильского народа и египтян были неравны. Однако уповая на Бога народ ждал часа, когда ему придется сбросить ненавистное ярмо. И этот момент в скором времени настал: Господь Бог призвал свой народ , чтобы освободить его, сделал это тогда, когда он был готов сбросить ярмо. Здесь имелась именно духовная готовность людей, и главную роль в учительстве израильского народа сыграл праведный Моисей. На протяжение своего жизненного пути он следовал за Богом, был верным Ему. Он исполнял божественную волю и получил в награду свободу своего народа, который под его водительством возрастал в вере. Именно Моисею удалось вывести людей из-под власти фараона. Господь чудесным образом спас свой народ в тот момент, когда его стали настигать войска фараона, не желавшего отпускать народ израильский на волю. Он разверз воды Чермного моря, дав возможность людям безопасно пройти по морскому дну. Когда египтяне попытались их догнать, то воды снова сомкнулись, и бесчисленное войско фараона утонула в морской пучине. Избавившись от погони, народ возрадовался, вознося молитвы Богу.

http://azbyka.ru/art/molitva-moiseya-pos...

Саул и Давид I Самуил помазал на царство юного Давида. Саул не знал об этом, но он почувствовал, что отступил от него Дух Господень. Саул тосковал и не находил покоя: злой дух томил его. И посоветовали ему слуги его: – Прикажи, и мы поищем человека, искусного в игре на гуслях. Когда нападет на тебя тоска от злого духа, человек тот заиграет и успокоит тебя звуком гуслей. Саул согласился. Тогда один из слуг сказал: – Есть в Вифлееме, у Иессея сын, он хорошо играет на гуслях. Юноша, красивый собою и разумный, храбрый и воинственный, и с ним Господь. Саул послал в Вифлеем. И скоро пришел к нему Давид со своими гуслями. Саул полюбил Давида, оставил при себе, сделал его оруженосцем. И как только на Саула нападал злой дух, Давид вдохновенно играл ему на гуслях. И от этого отраднее становилось на душе у Саула, – тоска покидала его. II Началась война с филистимлянами. Три старших брата Давида пошли с Саулом на войну. А Давид возвратился в Вифлеем, к отцу своему, и стал по-прежнему пасти стадо. Однажды Иессей сказал Давиду: – Оставь стадо, иди скорее, навести братьев твоих, отнеси им хлеба и сушеных зерен. Узнай, здоровы ли они, не нуждаются ли они в чем? Давид пришел в стан израильтян, и видит: все войско построено в боевой строй и готовится к сражению. Давид оставил хлеб и зерна в обозе, а сам побежал в ряды войска и скоро разыскал там братьев. Когда он с ними разговаривал, из рядов неприятеля вышел вперед необыкновенный великан, по имени Голиаф, больше 4 аршин ростом. Он хвастался своей силой и поносил израильтян, говоря: – Сегодня я посрамлю полки израильские! Дайте мне человека, и мы сразимся вдвоем! Давид почувствовал в себе силу, чтобы сразиться с великаном. Он пошел к царю Саулу и сказал: – Пусть никто не падает духом... Раб твой пойдет и сразится с этим филистимлянином, потому что он так поносит воинства Бога живого. Саул сказал: – Иди, и да будет с тобою Господь! И велел Саул принести свои военные доспехи: броню, и меч, и шлем, чтоб одеть Давида пред боем. Давид надел доспехи, походил в них, но ходить было ему трудно с непривычки, и он сказал Саулу:

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

10-13). Жители Ветилуи привели Ахиора в город и, созвав старейшин, расспрашивали его о случившемся; затем, утешив и похвалив Ахиора, устроили вместе с ним пир, на к-ром «целую ночь... они призывали Бога Израилева на помощь» (6. 21). Иудифь и Олоферн. Аворий. XII в. (Лувр, Париж) Иудифь и Олоферн. Аворий. XII в. (Лувр, Париж) На др. день Олоферн начал осаду Ветилуи и вскоре перекрыл осажденным все источники воды (7. 1-7). Жители Ветилуи «пришли в уныние, так как все враги их окружили их» и собрались к начальнику города Озии с требованием сдать город Олоферну и его войску (7. 19 сл.). В ответ Озия просил еще 5 дней защищать город и только в том случае, если Божественная помощь не придет, сдать его врагам. Узнав об этом решении, молодая благочестивая вдова Иудифь (она «была красива видом и весьма привлекательна взором» - Иф 8. 7) призвала в свой дом Озию и старейшин Ветилуи. Здесь в первый раз подчеркиваются свобода Иудифи, сила ее характера и способность на равных общаться с наделенными властью людьми, т. е. черты, противоречащие образу женщины в традиц. обществе. В И. к. пространно описывается аскетический образ жизни Иудифи: она жила в палатке на крыше своего дома, пребывала в постоянном посте, «кроме дней пред субботами и суббот, дней пред новомесячиями и новомесячий, и праздников и торжеств дома Израилева» (8. 6), и никто не мог ее в чем-либо упрекнуть. Иудифь произнесла перед собравшимися обличительную речь, в которой порицала маловерие горожан и старейшин и осуждала их решение искусить Бога (8. 11-27). Иудифь открыла им свое намерение спасти Ветилую от врагов (но отказалась сообщить, как именно она собирается это сделать) и попросила выпустить ее со служанкой ночью из города (8. 32-34). Обратившись к Богу с пламенной молитвой (Иф 9), Иудифь облачилась в роскошную одежду и, покинув город, пришла в стан ассирийцев. Схватившим ее стражникам она сказала, что идет к Олоферну возвестить ему «слова истины», согласно которым ассирийцам уготована победа, а израильтянам - гибель (10.

http://pravenc.ru/text/1237779.html

12-13). Представ перед Олоферном, Иудифь сообщила ему, что израильтяне за свои грехи будут преданы ассирийцам, и пообещала полководцу провести его через всю нагорную страну до Иерусалима (11. 5-19). Олоферн, обрадованный этим известием и прельстившись красотой и мудростью Иудифи, оставляет ее в ассир. стане. Даже в этих условиях Иудифь следует предписаниям закона о чистой и нечистой пище (12): она отказалась от стола Олоферна и ела только то, что принесла с собой; каждую ночь она выходила из стана для молитвы и ритуального омовения в источнике (12. 6-9). На 4-й день Олоферн устроил пир и приказал своему телохранителю Вагою убедить Иудифь участвовать в этом празднестве (12. 10 сл.). Вагой упросил Иудифь явиться на пир Олоферна, «чтобы принять честь пред лицом его... и быть в этот день как одною из дочерей сынов Ассура, которые предстоят в доме Навуходоносора» (12. 13). Когда Олоферн увидел Иудифь, то его сердце «подвиглось... к ней, и душа его взволновалась: он сильно желал сойтись с нею и искал случая обольстить ее» (12. 16). Иудифь приняла его предложение пить и веселиться, заметив, что в этот день жизнь ее «возвеличилась... больше, нежели во все дни от рождения» ее (12. 18). Олоферн, не понимая коварной иронии, заключенной в этих словах, выпил вина более, чем когда-либо со дня своего рождения (12. 20). Поздним вечером слуги Олоферна удалились, Вагой затворил шатер снаружи, Иудифь, оставшись наедине с беспомощным Олоферном, отсекла ему голову его мечом. После этого Иудифь удалилась из стана со своей служанкой, как она делала это каждую ночь, выходя молиться. Служанка спрятала в мешке со съестными припасами голову Олоферна и занавес, к-рый Иудифь сняла со столбов постели. Пройдя стан, Иудифь и ее служанка поднялись на гору близ Ветилуи и подошли к городским воротам (13. 6-10). Неожиданный поворот событий приводит весь город в смятение, поскольку для жителей «приход ее был... сверх ожидания» (13. 13). Иудифь показала изумленным горожанам голову Олоферна и занавес из его шатра, возвещая никем не ожидавшееся событие: «Господь поразил его рукою женщины» (13.

http://pravenc.ru/text/1237779.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010