28–31. И причастишася Веельфегору, и снедоша жертвы мертвых: и раздражиша его в начинаниих своих, и умножися в них падение. И ста Финеес. и умилостиви, и преста сечь: и вменися ему в правду, в род и род до века. Самое глубокое оскорбление Богу Израильтяне наносили тем, что неоднократно обнаруживали склонность к грубому идолослужению. – И причастишася Веелфегору, – Израильтяне принимали участие в священнодействии или в приношении жертв Ваал-Фегору, т. е. идолу бога Ваала, стоящему на горе Фегор. – И ели жертвы мертвым, точнее – бездушным, т. е. идолам. – Так они раздражали своего, истинного Бога в начинаниях – в правах и действиях своих; а за это умножилось в них падение – увеличилась смертность, именно, вторглась к ним моровая язва, опустошившая их стан. – И восстал Финеес, и умилостивил Бога, и преста сеч, точнее – прекратилось сокрушение или поражение народа язвой, как бы мечом, – И это «умилостивление» Бога и спасение народа вменено Финеесу в правду – в праведность – в род и род до века, т. е. и потомству его на веки. Когда Израильтяне подошли уже к устью реки Иордана, жили в Ситтиме и начали вступать в преступные связи с дочерьми Моавитян, а эти приглашали народ к жертвам богов своих, и ел народ жертвы их и кланялся богам их; и прилепился Израиль к Ваал-Фегору: то воспламенился гнев Господень на Израиля. И сказал Господь Моисею: возьми всех начальников! народа и повесь их Господу пред солнцем, (– как бы в жертву) и отвратится от Израиля ярость гнева Господня. В это время Финеес, сын Елиазара и внук Аарона первосвященника, показал особую ревность в истреблении идолопоклонства и преступных связей с иноплеменниками. Тогда сказал Господь Моисею: «Финеес, сын Елиазара, отвратил ярость мою от сынов Израилевых, возревновав по Мне среди их, и Я не истребил сынов Израилевых в ревности Моей: посему скажи: вот, Я даю ему Мой завет мира, и будет он ему и потомству его по нем заветом священства вечного, за то, что он показал ревность по Боге своем и заступил сынов Израилевых» ( Чис.25:1–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

4.7. Исход как усыновление Богу 4.8. Чудеса на пути до горы Синай Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 4.7. Исход как усыновление Богу «Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал Сына Моего» (Ос. 11:1). Почему Израиль назван здесь сыном? Давайте разберемся. Изводя Израильский народ из Египта, Бог спасает Израиль от гибели. Выше мы выяснили, что это спасение было залогом и прообразом начала спасения человечества во Христе. Это спасение Бог совершает, усыновляя себе Израиль. «И говорил Я: как поставлю тебя в число детей и дам тебе вожделенную землю, прекраснейшее наследие множества народов? И сказал: ты будешь называть Меня отцом твоим и не отступишь от Меня» (Иер. 3:19). В этой связи смерть первенцев египетских приобретает особый смысл. «И скажи фараону: так говорит Господь: Израиль [есть] сын Мой, первенец Мой; Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение; а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего» (Исх. 4:22-23)8. Святой апостол Павел учит, что мы спасены Богом через усыновление во Иисусе Христе Сыне Божием (Рим. 8:15; Гал. 4:5; Еф. 1:5). При этом связь усыновления с Исходом как прообразом крещения совершенно очевидна, поскольку именно в крещении мы соединяемся со Христом (ср. 1 Кор. 10:2). 4.8. Чудеса на пути до горы Синай Воды Мерры. Путь по пустыне от Чермного моря до горы Синай сопровождался рядом чудесных событий. Через три дня пути по пустыне Сур израильтяне пришли в Мерру. Здесь был источник горькой воды, которая была превращена в сладкую Моисеем, бросившим в нее древо, указанное Богом. Это чудо прообразует Крест, которым горечь жизни, порабощенной греху, обращается в сладость радости Царства Небесного. Двигаясь дальше, израильтяне пришли в Елам, где поставили стан при двенадцати источниках и семидесяти пальмах. Манна и перепела. Во время странствия по пустыне Син Господь дал в пищу народу манну, которой они с тех пор питались до самого вступления в землю обетованную. «Манна», – означает вопрос: «что это?» и не более того. В самом названии нет никакого объяснения тому, что же это была за пища. В разных местах Священного Писания мы встречаем упоминание о манне. О ней говорится, что вкус ее был, как у лепешек с медом (Исх. 16:31), как у лепешек с елеем (Чис. 11:8). В другом месте, – что в устах каждого она давала тот вкус, которого ему в тот или иной момент хотелось. В Псалтири о ней сказано, что «хлеб ангельский ел человек» (Пс. 77:25). Святыми отцами это толкуется в двух смыслах. Во-первых, что хлеб ангельский, поскольку преподавался он посредством ангелов; во-вторых, что помимо укрепления телесного, вкушая манну, израильтяне получали еще и некоторое духовное укрепление от ангелов. Манна также, несомненно, была прообразом таинства Евхаристии, о чем Сам Господь говорил иудеям, указывая на манну как на прообраз того истинного Хлеба Небесного, которым Он Сам является (Ин. 6:31-51).

http://sedmitza.ru/lib/text/430931/

Лучше ты один слушай, что скажет Он, и пересказывай нам. Мы же будем тебе верить во всем и делать все, что ты скажешь». Господь одобрил желание народа и сказал Моисею: «Я воздвигну им пророка из среды братьев твоих, как и тебя. Я вложу слово Мое в уста Его. Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; и кто не послушает слов Моих, которые Он будет говорить от Моего имени, с того Я строго взыщу». Вместе с сим Он позволил народу возвратиться в стан, а Моисея потребовал к себе на гору. Моисей вступил в облако, где находился Господь, и получил от Него различные церковные и гражданские законы. Сошедши с горы, он пересказал народу все, что говорил ему Господь, и записал все это в книгу. Утром на другой день Моисей устроил жертвенник и созвал народ для принесения Богу жертвы. Когда заклали тельцов, Моисей отлил половину крови в чашу, а другую возлил на жертвенник. Потом он прочитал вслух народа книгу завета и, когда народ поклялся исполнять все повеления Господни, взял чашу с жертвенною кровью и окропил ею весь народ, говоря: «вот кровь завета, который заключил с вами Господь». Таким-то образом совершился завет Божий с народом израильским. § 35. Нарушение евреями завета с Богом и восстановление его По заключении завета с Богом Моисей взошел на гору и пробыл там сорок дней и сорок ночей. В это время он получил от Бога две каменные скрижали (доски), на которых были начертаны десять заповедей, и кроме того подробный наставления о построении скинии и всех ее принадлежностей. Между тем израильтяне, не видя долгое время Моисея и не зная, что с ним случилось, приступили к Аарону и потребовали, чтобы он сделал им богов, по образцу тех, каких они видели в Египте. Аарон ничем не мог отклонить народ от преступного желания и из принесенных ему женских колец и серег вылил тельца. Увидя его, израильтяне воскликнули: «вот Бог, Который вывел нас из Египта!» потом они принесли тельцу жертву и стали пировать и плясать вокруг него. В это время появился с горы Моисей со скрижалями закона. Увидев золотого тельца и курившиеся пред ним жертвы, он воспламенился гневом и в порыве негодования разбил скрижали в виду всего народа, потом сжег идола, обратил его в пыль и бросил эту пыль в поток, из которого пили израильтяне.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Точно также и после пребывания в Египте, когда Израильтяне возвратились в землю Обетованную и поселились в ней, многие из них еще долго продолжали жить в шатрах. Так и при рассказе о том, как окончилось восстание Авессалома при Давиде, читаем: „и взяли (тело) Авессалома и бросили его в лес в глубокую яму, и наметали над ним огромную кучу камней. И все израильтяне разбежались, каждый в шатер свой“.( 2Цар.18:17 ). Равно и впоследствии о Ровоаме читаем: „И не послушал царь народа (просившего облегчения налогов), и увидели все израильтяне, что царь не послушал их, и отвечал народ царю и сказал: нет нам доли в доме Иесеевом; по шатрам своим, Израиль» ( 3Цар. 12:15–16 ). Это встречающееся много раз в период царей упоминание о жизни в шатрах показывает, что и во времена царей еще очень многие еваеи (евреи?) не имели неподвижных домов и жили в шатрах или кущах, что было удобно по климату Палестины, и может быть необходимо по причине частых войн с иноплеменниками. Часто упоминается о шатрах и у пророков. Образы разоренного шатра, для обозначения бедствия, и расширенного шатра, для обозначения удачи и счастья, одни из употребительных у пророков. „Распространи место шатра твоего, читаем у пророка Исаии (54: 2), расширь покровы жилищ твоих, не стесняйся, пусти длиннее верви твои и утверди колья твои“. (см. еще Ис. 33:20 ; Иер. 10: 20 и др.). Такие же вкусы и у нынешних восточных жителей. Кочующие арабы с гордостью называют себя народом шерсти, то есть народом шатров, накрытых шерстяными войлоками (большею частью черными), – думая этим унизить жителей городов и деревень, которых они называют народом клея, то есть пародом склеенных домов. «Все члены бедуинской семьи, говорит один путешественник, живущие в шатрах, собираются вокруг костра, на котором они пекут хлеб, греясь около огня в холодные вечера, рассказывают друг другу сказки. Стан из нескольких подобных шатров представляет живописное зрелище. Оно приводит нам на память слова Соломона: „черна я, но красива, как шатры кидарские“.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Аравия, одна из самых значительных стран на востоке и юге Палестины. Она разделяется на три части: Пустынную (на востоке Палестины), Счастливую (юго-восточный край ее) и Каменистую (на юге Палестины). В Каменистой Аравии замечательны горы: Синай , одиннадцатый стан Израильтян во время шествия их в землю Обетованную ( Исх.19:18–19 ). Она находится на полуострове, образуемом двумя рукавами Чермного мори или заливами Иерапольским, который простирается к северу, и Еланитским, который простирается на восток. Хорив , на западе Синая. У Хорива Господь явился Моисею в купине и повелел ему вывести Израильтян из Египта ( Исх.3 ). В пещере Хорива скрывался пророк Илия от Иезавели ( 3Цар.19:8–9 ). Ор , на границах Идумеи; на вершине этой горы умер Аарон ( Чис.20:28 ). Горы Сеир ; они на юге Мертвого моря примыкают к цепям гор, которые тянутся на востоке и западе Иордана. Горы Сеир простираются до Еланитского залива. Гора Сефар : Сыновья Иоктана: Алмодад, Шалеф, Хацармавеф, Иерам, Гадорам, Узал, Дикла, Овал, Авимаил, Шева, Офир, Хавило и Иовав, заняли страну «от Меши до Сефара, горы восточной» ( Быт.10:26–30 ). Думают, что гора Сефар находилась на юго-востоке Аравии. Петра , в Идумее, главный город Наватеян, так названный потому, что был построен на скале. В 4 кн. Цар. говорится, что Амасия, царь Иудейский, поразив десять тысяч Идумеян на долине Соляной, взял Селу войною и дал ей имя: Иокфеил (зн. скала). Думают, что Села есть Петра ( 4Цар.14:7 ). Феман , город Идумеи; жители его славились мудростью. «О Едоме так говорит Господь Саваоф: разве нет более мудрости в Фемане? Разве не стало совета у разумных? Разве оскудела мудрость их?» ( Иер.49:7 ). Из Фемана происходил друг Иова Елифаз ( Иов.4:1 ). Елаф и Ецион-гавер , на берегу Еланитского залива. «Царь Соломон сделал корабль в Ецион-Гавере, что при Елофе, на берегу Чермного моря, в земле Идумейской. И послал Хирам на корабле своих подданных корабельщиков, знающих море, с подданными Соломоновыми; и отправились они в Офир, и взяли оттуда золота четыреста двадцать талантов, и привезли царю Соломону» ( 3Цар.9:26–28 ). Кроме золота, из Офира привозилось красное дерево и драгоценные камни ( 3Цар.10:11 ; 2Пар.9:17–18 ). Некоторые полагают, что Офиром в Св. Писании называется восточная Индия (Бохарт). Флот Соломонов ходил также из Ецион-Гавера в Фарсис. О Фарсисе также существуют различные мнения. Св. Писание говорит, что флот, ходивший в Фарсис, употреблял на плавание три года, привозил золото, серебро, слоновую кость, обезьян и павлинов ( 3Цар.10:22 ; 2Пар.9:21 ); поэтому толкователи ищут Фарсис в странах, богатых означенными произведениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Болезненное состояние обрезанных не могло служить препятствием к этому ( Чис.9:10 ), а приготовить пасхального агнца могли прежде обрезанные; они же оберегали и израильский стан от нападения врагов, от которого обезопасил кроме того наведенный на них страх. Пасха совершена была в 14-й день первого месяца (ср. Нав.4:19 ) вечером, т.е. сообразно с установлениями ( Исх.12:6 ; Лев.23:5 и др.). Под «другим днем Пасхи», с которого израильтяне «стали есть произведения земли», нельзя разуметь здесь 15-й день первого месяца, как в Чис.33:3 , на том основании, что закон ( Лев.23:14,10 ) запрещал употреблять в пищу новый хлеб прежде принесения в святилище снопа новой жатвы, а это принесение должно было совершаться ( Нав.5:11 ) «на другой день праздника» (буквально с еврейского «субботы»), под которым разумеется 15-й день первого месяца, т.е. Пасха, которая праздновалась, как суббота. Таким образом, употребление в пищу произведений земли от новой жатвы начиналось с 16-го дня первого месяца. После того, как израильтяне стали питаться произведениями Ханаанской земли, ниспослание манны, как переставшей быть необходимою, прекратилось. Нав.5:13 .  Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Нав.5:14 .  Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел [сюда]. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Нав.5:15 .  Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал. Нав.5:16 .  Иерихон заперся и был заперт от страха сынов Израилевых: никто не выходил [из него] и никто не входил. Когда через совершение обрезания и Пасхи народ укрепил ею общение с Господом и таким образом внутренне приготовился к предстоящему подвигу, обязанностью израильского вождя было приступить к самому делу и прежде всего к завоеванию ближайшего к израильскому стану укрепленного города, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Возьмем себе из Силома ковчег завета Господня, сказали старейшины, и он пойдет среди нас, и спасет нас от руки врагов наших». Они помнили, как река Иордан расступалась пред ковчегом и давала народу проход по своему дну; они помнили также, как пали стены иерихонские во время обношения вокруг них ковчега завета; помнили также и многие вообще чудеса, совершавшиеся в присутствии святыни, и поэтому решились и в настоящей раз воспользоваться ее чудесною помощью. Немедленно же в Силом, находившийся недалеко отсюда, отправлено было посольство, которое и просило священнослужителей, заведывающих святыней, взять «Ковчег завета Господа Саваофа, сидящего на херувимах», и нести его в стан. Здесь именно между херувимами было видимое седалище невидимого Царя израильского, и Он, по мнению старейшин, должен был поддержать свою славу и славу своего народа Израиля. При этом случае, когда поднимали ковчег завета, особенно полное применение имел древний гимн, которым обыкновенно сопровождались передвижения ковчега завета: «восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя!» ( Чис. 10:35 ). И вот, с должным благоговением поднятая святыня была торжественно несена назначенными для того левитами, и, в сопровождении двух священников, нечестивых сыновей Офни и Финееса, прибыла наконец в лагерь израильтян. Появление народной святыни сразу подняло дух в израильском войске, от радостного ликования которого «земля стонала». Филистимляне, услышав столь необычайные и восторженные клики, увидев такое возбуждение в неприятельском лагере, выслали соглядатаев удостовериться, в чем дело, и когда они услыхали, что в войско израильтян принесена таинственная святыня, то были приведены в смущение и страх, так что в стане их раздавались унылые восклицания: «горе нам! кто избавить нас от руки этого сильного Бога? Это тот Бог , который поразил египтян всякими казнями в пустыне», как доходили до них страшные, но не вполне ясные слухи. Но уныние все-таки не отняло у них мужества.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Воинственные и победоносные властители Египта на памятниках своих приказывали письменно засвидетельствовать пред современниками и потомством, что истинный виновников их побед и одолений есть бог Аммон (и все другие боги) 10 . Вследствие таких обстоятельств имя «Египет» или «народ Египта» в эпоху исхода Евреев и завоевания Ханаана производило панический страх на племена передней Азии, а поражение Египтян или ослабление их государственной мощи каким бы то ни было образом должно было бы выставлять их противников непобедимыми. Но самым достоверным и ярким свидетельством того, какое ужасающее впечатление произвели на обитателей Иорданской долины слухи о чудесном переходе Евреев чрез Чермное море и недавнем поражении царей Аморрейских, служит поведение иерихонской блудницы Раавы ( Нав.2:1–6 ) и её невольное признание пред Еврейскими соглядатаями, что «Господь отдал землю сию вам, ибо вы навели на нас ужас и все жители земли сей пришли от вас в робость. Ибо мы слышали, как Господь Бог иссушил пред вами воду Чермного моря, когда вы шли из Египта, и как поступили вы с двумя царями Амморейскими за Иорданом, с Сиганом и Огом, которых вы истребили. Когда мы услышали об этом, ослабело сердце наше и ни в ком (из нас) не стало духа против вас; ибо Господь Бог ваш есть Бог на небе вверху и на земле внизу» ( Нав.2:9–11 ). После этого едва ли может казаться удивительным, а тем более невероятным библейское свидетельство о том, что такой же страх пред могуществом вышедшего из Египта народа напал? После гибели Аморреев, и прежде всего на Моавитян ( Чис.22:3 ) 11 и соседних с ними Мадианитян 12 . Оба эти народа в совокупности были гораздо малочисленнее Израильтян, не обладали достаточным мужеством и незадолго перед этим потерпели поражение от упомянутого выше Аморрейского царя Сигона (ср. Чис.21:26–30 ст. и Нав.21:21 ). В данную минуту стан Евреев очутился подле них: Моавитяне граничили с ними с южной стороны, Мадианитяне с восточной. Вследствие близости они недавно были невольными очевидцами погибели Аморреев от руки Израильтян ( Чис.22:2 ) 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

Глагола Господь к Моисею лицем к лицу, или, как сказано в книге Числ 12:8 , устами к устам, т.е. открывал Моисею свою волю в членораздельной речи, и притом не издали, не с небес, и не чрез какого-либо посредника, например Ангела, но самолично, так сказать с глазу на глаз беседовал с ним. Яко аще бы кто возглаголал к своему другу, – т.е. с дружескою откровенностию объяснялся с Моисеем и ему позволял обращаться с Ним с тою же откровенностию, с полною свободою близкого к Нему, как бы домашнего человека. Это такое преимущество, которого во все продолжение ветхозаветных времен сподобился между пророками один Моисей. «Если бывает у вас пророк Господень, – сказал Сам Господь, – то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним, но не так с рабом Моим Моисеем. Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях» ( Числ. 12:6–8 ). Впрочем и о целом Израильском народе сказано: «Лицем к лицу говорил Господь с вами на горе из среды огня» ( Втор. 5:4 ). Но это было только однажды, и Израильтяне сами тогда же выразили желание, чтобы Господь впредь не говорил к ним прямо, а чтобы был посредником между ними и Господом Моисей. Притом Израильтяне, когда говорил им с вершины Синая Сам Господь, все же издали слышали голос Божий, – они стояли в некотором расстоянии от горы и трепетали при звуках этого голоса, как рабы пред грозным господином, – тогда как Моисей в ежедневных своих беседах с Богом обращался с Ним как бы по-домашнему, с дерзновением друга. Такой близости к Господу удостоился Моисей отчасти для того, чтобы народ чтил его как избранника Божия и утверждался в повиновении ему, отчасти для того, чтобы укрепить самого Моисея в трудах чрезвычайного его служения. – И отпущашеся в полк: слуга же Иисус, сын Навин, юноша не исхождаше из скинии. Моисей входил в священный шатер только для получения откровений, а потом отпускаем был Господом в полк, т.е. в Израильский стан, где он должен был присутствовать, как ближайший начальник народа. Но Иисус Навин оставался в этом шатре безвыходно в качестве стража его и без сомнения проводил здесь время в Богомыслии и молитве. Ему было в это время не меньше сорока лет, но он называется юношею по служебному отношению к Моисею. Слуги в Писании нередко называются отроками, например, Елиезер, слуга Авраама ( Быт. 18:8 ), в том отношении, что они смотрели на своего господина, как на отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

«Да не спадает лицо твое», т.е. от скорби, сомнения, малодушия ( 1Цар. 17:32 ). Слова эти нужно понимать, по-видимому, в ироническом смысле. Олоферн представляет здесь Ахиора как будто все-таки желающим покорения израильтян, несмотря на высказанные сомнения в их победимости и на то, что это покорение, долженствовавшее решить судьбу Ахиора, едва ли могло его особенно радовать. Олоферн, не допускавший сомнений Ахиора, старается «утешить» и его своею уверенностью, и это утешение, при вышеуказанном условии, делавшем покорение израильтян казнью Ахиора, конечно, могло звучать для последнего лишь ядовитой иронией. Чем объяснить такое отношение к Ахиору за его поступок, вовсе не обнаруживавший в нем ничего изменнического и непатриотичного, а, напротив, даже отличавшийся столь преданной правдивостью и рассудительностью? Единственно можно объяснить это лишь до болезненности крайнею заносчивостью Олоферна с его сообщниками, так высоко ставившими свои силы, что самое сомнение в их успехе казалось дерзостью и оскорблением, тем более при столь крайней ничтожности сил противника. Тою же заносчивостью Олоферна только и могла быть придумана столь чувствительная месть Ахиору, как предание в руки врагов – с перспективой верной смерти если не от них, то вместе с ними, о коих он дал столь лестную характеристику. Иудиф.6:10 И приказал Олоферн рабам своим, предстоявшим в шатре его, взять Ахиора, отвести его в Ветилую и предать в руки сынов Израиля. Иудиф.6:11 Рабы его схватили и вывели его за стан на поле, а со среды равнины поднялись в нагорную страну и пришли к источникам, бывшим под Ветилуею. Иудиф.6:12 Когда увидели их жители города на вершине горы, то взялись за оружия свои и, выйдя за город на вершину горы, все мужи-пращники охраняли восход свой и бросали в них каменьями. 12 . «Когда увидели их жители города на вершине горы». Последние слова «на вершине горы» при беглом чтении этого стиха звучат обстоятельством места к глаголу «увидели» (где?). На самом деле эти слова составляют определение к слову «города» и должны читаться связно с ним («города на вершине горы»). Как видно из дальнейшего 13-го стиха, сопровождавшие Ахиора едва могли довести его лишь до подошвы горы, где и оставили его связанным, а по Вульгате – едва привязанным к дереву руками и ногами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010