Αρχεο Интервью настоятельницы Зачатьевского монастыря игумении Иулиании «Журналу Московской Патриархии» 24 Νοεμβρου 2010 τος 17:00 Московскому Зачатьевскому ставропигиальному женскому монастырю исполнилось 650 лет. 25 ноября 2010 года Святейший Патриарх Кирилл освятит вновь построенный собор Рождества Пресвятой Богородицы. О восстановлении обители, археологических раскопках и новом соборе ответственному редактору «Журнала Московской Патриархии» Сергею Чапнину рассказывает настоятельница монастыря игумения Иулиания (Каледа) . Полная версия интервью будет опубликована в «Журнале Московской Патриархии» 12, 2010). — Мать Иулиания, давайте начнем издалека: в начале 90-х годов здесь было захолустье — вокруг старые неопрятные дома с коммунальными квартирами и пустыри. Сегодня этот район называют «золотой милей». Пройдешься по переулкам вокруг монастыря и не понимаешь, в Москве ты или где-то в Европе. Когда Вы начали возрождать монастырь, можно ли было представить, что это место так преобразится? — Было такое ощущение, но не вполне определенное. Когда мы начинали восстановление обители, Господь, вероятно, покрывал нас Своей благодатью, и все казалось нам просто, мы не думали и не предполагали, с какими трудностями придется нам столкнуться. Мы ходили по территории будущего монастыря восторженные, радостные и говорили: «Здесь у нас будет собор...» В этом году на Введение во храм Пресвятой Богородицы будет 20 лет, как в первый раз я вступила на территорию обители. Мы пришли сюда с нашим старшим священником, тогда еще протодиаконом, Николаем Важновым и со старостой храма Ильи Пророка, что в Обыденском переулке , Виктором Ивановичем Горячевым договариваться о проведении первой Рождественской елки для детей из Обыденского храма. На месте собора стояло типовое здание школы, сохранился монастырский надвратный храм, а все остальное, что осталось, мало напоминало монастырь. С того дня все и началось. — Вы сразу решили восстанавливать обитель? — Конечно, желание восстановить здесь монастырь было, но я боялась об этом говорить вслух, настолько эта мысль была сокровенной.

http://patriarchia.ru/gr/db/text/4522697...

Архив Пн Свеча от свечи 28 июня 2023 г. 11:16 Почти четверть века подле стен Данилова ставропигиального  мужского  монастыря Москвы активно работает Патриарший центр духовного развития детей и молодежи . В Центре действуют десятки проектов, сотрудники и волонтеры занимаются с детьми и взрослыми, помогают людям постигать основы православной веры, открывают дорогу к Богу. В год 40-летнего юбилея возрождения Даниловой обители и в преддверии Дня молодежи корреспонденты православного интернет-журнала «Прихожанин» побеседовали с насельником монастыря и руководителем Центра игуменом Иоасафом (Полуяновым). — Батюшка, давайте перенесемся на 25 лет назад. Расскажите, пожалуйста, как появился Центр духовного развития детей и молодежи? И как случилось, что он стал Вашим послушанием? — Вся деятельность нашего молодежного центра — это лишь часть огромной и многообразной работы, которую ведет Данилова обитель. Церковь всегда занималась и просвещением, и социальным служением: в любой монастырь люди приходили не только помолиться, покаяться и причаститься, услышать слова назидания, но и для того, чтобы чему-то научиться в жизни, получить помощь и поддержку. И Данилов монастырь не стал исключением: во все времена наша обитель была как просветительским, так и социальным центром Первопрестольной. Когда в 1983 году монастырь передали Церкви, на территории обители не было ничего — только полуразрушенные здания. В те годы здесь собралась первая братия под руководством архимандрита Евлогия (Смирнова) , впоследствии митрополита Владимирского и Суздальского, — образованные, просвещенные люди, которые умели и поддержать, и наставить… И вот под вечер, после трудовых послушаний братия садились на лавочки вместе с трудниками-прихожанами и беседовали на разные насущные темы, связанные с верой и жизнью. Можно сказать, что это и был первый настоящий «православный ликбез». Чуть позже в Даниловом монастыре появилась одна из первых в Москве воскресных школ, которая со временем выросла в семейную воскресную школу… Поначалу мамочки приводили к нам своих детишек, а сами сидели в коридорах, жадно вслушиваясь в то, что рассказывалось их детям за дверью. Мы это заметили и стали учить и детей, и взрослых. Какой смысл учить ребенка, если его мама с папой не знают основ веры?! Важно заниматься со всей семьей. Так постепенно наша воскресная школа и стала семейной.

http://patriarchia.ru/db/text/6038827.ht...

Архив Пн Члены коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству совершили инспекционную поездку по монастырям Вятской митрополии 31 июля 2023 г. 19:49 24-27 июля 2023 года члены коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству совершили инспекционную ознакомительную поездку по монастырям Вятской митрополии . Члены коллегии — наместник Иоанно-Богословского мужского монастыря г. Саранска игумен Мелетий (Кисняшкин) и заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы игумения Иулиания (Каледа) — посетили в Яранской , Уржумской и Вятской епархиях четыре женских монастыря, женскую монашескую общину при архиерейском подворье, один мужской монастырь с подворьем, ознакомились с внутренней монашеской жизнью, образовательным уровнем насельниц и насельников и основными направлениями деятельности обителей. В Уржумской епархии участники поездки побывали в единственной в епархии действующей монашеской обители — Христорождественском женском монастыре в г. Вятские Поляны. Членов коллегии встретила настоятельница обители игумения Кирилла (Коршунова), возглавляющая монашескую общину с первых дней ее существования. В обители подвизаются 12 насельниц, поступивших в монастырь в основном в первые годы его возрождения и в настоящее время пребывающих в преклонном возрасте. При обители действует воскресная школа. В ней обучаются 70 человек. Сестры в течение года производят многочисленные заготовки для трапезы участников ежегодного Великорецкого крестного хода, во время которого на полевой кухне кормят обедом до восьми тысяч человек. Во время посещения обители состоялась встреча с приехавшим туда начальником Архангельского архиерейского подворья иеромонахом Иринархом (Колупаевым). Он рассказал членам коллегии о скромной жизни небольшого братства подворья и о трудностях организации монастырей в Уржумской епархии. Далее участники направились на в монастырь Владимирской иконы Божией Матери в с.

http://patriarchia.ru/db/text/6047246.ht...

Восьмой столп России Интервью игумении Феофании к 20-летию обретения мощей святой праведной блаженной Матроны Московской Священник Сергий Петров Источник: Покровский ставропигиальный женский монастырь Матушка игумения, благословите! Мы беседуем с Вами в преддверии памятной даты – 20-летия обретения мощей одной из самых известных в православном мире святых – праведной блаженной Матроны Московской. А ведь еще в начале 1990-х мало кто слышал о ней. Расскажите, пожалуйста, как Вы сами узнали о блаженной Матронушке? О том, что есть такая подвижница, я узнала очень давно, еще в 1982 году. Я только окончила школу и стояла перед выбором своего дальнейшего жизненного пути. Духовника нашей семьи, архимандрита Поликарпа, как раз перевели из Троице-Сергиевой Лавры в Данилов монастырь, который первым из всех московских обителей передали Церкви еще в советское время. И я ездила к батюшке на исповедь. В монастыре была полная разруха, только-только начались восстановительные работы к 1000-летию Крещения Руси. Кто-то мне сказал, что на Даниловском кладбище есть могилка одной старицы, которая помогает в разных нуждах. И я стала каждый раз, бывая у духовника, туда ездить – до метро Тульская, а там на трамвае до кладбища. Найти могилку оказалось трудно – никто из посетителей не знал, где это, только нищие у входа в храм и продавцы цветов мне подсказали, где похоронена Матронушка. Могилка была не совсем заброшена, кто-то ухаживал за ней. Бывало, другие люди приходили, просто прикладывались. Не помню, что я конкретно просила, но уже тогда Матронушка мне стала помогать: привела меня ко многим духоносным старцам, которые разрешили мои недоумения и наставили на путь истинный. Вскоре я ушла в монастырь. Благодарю Господа за Его великие милости, ведь в то время почти никто и не знал о Матронушке – книг о ней не было, храмы Церкви еще не передавали, верующим тяжело было. Получается, Матронушка стала Вашей покровительницей задолго до назначения Вас настоятельницей Покровского монастыря? И когда произошло это важное событие, Вы тоже, наверное, обратились за помощью к блаженной старице?

http://pravoslavie.ru/111206.html

И.Я. Сырцов Содержание I. Внешняя сторона жизни монахов Домашний быт соловецких монахов века     Ставропигиальный Соловецкий монастырь, основанный в первой половин XV века (около 1440 года) преподобными Зосимою, Савватием, и Германом на необитаемых до тех пор и заброшенных природою на значительное пространство в Белое море Соловецких островах, хорошо известен всякому русскому человеку; он известен как монастырь, обладающий завидным богатством, благоустроенный, многолюдный и славный трудолюбием и аскетизмом иноков. В материальном обезпечении он должен уступить несколько таким монастырям, как лавры: Троицкая, Киевопечерская и Александроневская; но в отношении нравственном он считается лучшим многих других русских монастырей; и потому Русский народ называет иногда Соловецкие острова «Северным Афоном». Но тем не менее история Соловецкаго монастыря не без черных пятен. В этом случае самым выдающимся и прискорбным событием может быть названо возмущение соловецких монахов в XVII столетии, по поводу введения в церковное богослужение исправленных при патриархе Никоне церковных книг, когда монахи не только отказались принять их, но и взялись за оружие, чтобы отстоять старые церковные порядки, и отстаивали их с оружием в руках около десяти лет, пока не были в 1676 году побеждены и казнены почти поголовно. Сгладить это черное пятно со страниц истории Соловецкаго монастыря нет никакой возможности, – остается только одно: в назидание себе и потомству выяснить главные и второстепенные причины, породившие возмущение, и представить печальную картину события в надлежащем её виде, что в настоящее время возможно, благодаря появлению в печати почти всех документов, относящихся к событию 1 . Никто, конечно, не будет спорить о том, что основные причины возмущения скрываются в самой жизни монахов, в её постановке и характере. Будь поставлена эта жизнь правильно, на началах духовного просвещения, высокой нравственности и истинной религиозности, тогда не было бы удобной почвы для подобного рода явлений; тогда монахи и не подумали бы не доверять своим законным, от Бога поставленным, предержащим властям, а тем более возставать против них с оружием в руках.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/solovets...

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ История и современность СРЕТЕНСКИЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ   Сретенский монастырь - древнейшая православная обитель, расположенная в центре Москвы, на печально знаменитой в XX веке улице Большая Лубянка. В истории монастыря отразилась вся история государства Российского - с ее войнами, переворотами, пламенными молитвами и неистовым богоборчеством. Монастырь был основан в 1397 году в память чудесного события, о котором сообщают летописные источники. Как повествуют летописи, летом 1395 года русские степные дозоры доложили о подготовке вражеского войска к вторжению в Московскую землю. Страшный завоеватель, хан Тимур-Тамерлан ворвался в русские пределы, полонил и разорил Рязань, потом захватил Елец и направился к Москве, опустошая все вокруг. Полчища Тамерлана дошли до Дона. Ужасом были объяты жители столицы, зримо представляя ту страшную участь, которая ждала их. Чтобы понять, какая угроза нависла над Русью, вспомним, кем был хан Тамерлан, или как его еще называли - Железный Хромец. Он снискал себе славу непобедимого полководца, совершив завоевательные походы в Индию, Персию и Закавказье. Мусульманские полчища были смертельной угрозой всему христианскому миру. Незадолго до описываемых событий, в 1371 году, произошла битва на реке Марице, в которой османская конница полностью уничтожила войска правителей Македонии. В 1389 году в страшной битве на Косовом поле мусульманские войска разгромили сербов. Возглавлял битву сын султана Мурада - Баязид Йилдырым. Тот же султан Баязид в битве при Никополе (на Дунае) полностью разгромил войско крестоносцев, состоявшее из отборных французских, немецких, венгерских рыцарей во главе с императором Священной Римской империи Сигизмундом. Почти все рыцари пали в бою, а император Сигизмунд спасся бегством. Но Тимур-Тамерлан был особым завоевателем даже среди этих восточных деспотов. В 1391 году он разбил близ Волги хана Золотой Орды Тахтамыша, а в 1395 на реке Терек окончательно уничтожил его войска. Впоследствии, в 1402 году, он наголову сокрушил султана Баязида Йилдырыма, того самого, который разбил сербов и крестоносцев. По преданию, Тимур возил плененного султана Баязида в клетке и с этой клеткой садился на боевого коня.

http://pravoslavie.ru/sretmon/history.ht...

Козельск (Оптино). Оптина Пустынь. Свято-Введенский ставропигиальный монастырь Оптина Пустынь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1504. Ссылки:   Адрес: Россия, Калужская область, город Козельск, монастырь «Оптина Пустынь». Координаты: 54.05345, 35.83238 Проезд: если идти из города на восток по шоссе, ведущему в Сосенский, - пройдёте мост через р. Жиздру; после моста первый поворот налево и есть дорога на Оптину; оттуда ещё 1,5 км От станции метро Юго-Западная ежедневно выезжает автобус по маршруту Москва - Козельск. От автостанции в Козельске до монас ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда если идти из города на восток по шоссе, ведущему в Сосенский, - пройдёте мост через р. Жиздру; после моста первый поворот налево и есть дорога на Оптину; оттуда ещё 1,5 км От станции метро Юго-Западная ежедневно выезжает автобус по маршруту Москва - Козельск. От автостанции в Козельске до монастыря около трех километров. На автомобиле: Козельск раположен в 280 км к югу от Москвы. Выезжаете на Киевское шоссе в сторону Калуги. Проезжаете поворот на Калугу. По указателям таких поворота два, первый (направо) ведет на мост, а второй (налево) и есть основной. Проехав поворот на Калугу, следите за автомобильными мостами, которые проходят над дорогой, вам нужен второй по счету, он находится на 186ом километре шоссе. Нужно проехать этот мост, после него сразу будет указатель на Оптину. В конце моста будет висеть указатель - Козельск. Далее все время прямо и прямо, до некоего монумента, там по указателю, направо. Так добираетесь до Козельска. В Козельске доезжаете до светофора (похоже, единственного) и поворачиваете налево. После моста через реку - первый поворот налево (там есть указатель). Дорога от трассы до Козельска большей частью неплохая, однако можно проехать и через Калугу, особенно на обратном пути, указатели на Москву как раз ведут через Калугу Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Значение Оптиной Пустыни очень велико в духовной жизни России. Она является лучшим представителем духовного возрождения, возникшего в конце 18 в. в России. Расположенная у опушки соснового бора, отрезанная от мира рекой Жиздрой, она была превосходным местом для отшельнической жизни. Это был духовный оазис, где повторялись благодатные дары первых веков монашества. Эти дары, получили полное выражение в особом служении - старчестве. Оптинские старцы отличались высшим из всех даров - даром рассудительности, а также прозорливостью, даром исцелений и чудотворений. От древнейших времен местность, где расположены город Козельск и Оптина Пустынь была уже обитаема. Так, археологические раскопки 1899 г. обнаружили здесь предметы каменного века. В исторические времена ее населяли племена вятичей, просвященные св. Кукшей.

http://sobory.ru/article/?object=00780

Махра. Троицкий Стефано-Махрищский женский монастырь. Церковь Сергия Радонежского. Карта и ближайшие объекты С конца XVIII века начинает складываться основной архитектурный комплекс монастыря. Тщание митрополита Платона в 1791-1792 годы на восточных вратах обители была построена каменная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Устроенная над восточными воротами в 1791 году церковь во имя Преподобного Сергия, по распоряжению митрополита Платона, действовала как приходская и даже имела свой отдельный вход снаружи. В 1830 году при строителе Тихоне (1828-1830 гг.; 1839-1843 гг. вторично) были начаты работы по восстановлению надвратного храма в честь Преподобного Сергия, с 1821 года более двадцати лет закрытого для богослужений. В 1998 году начались сложнейшие реставрационные работы в надвратной церкви Преподобного Сергия, находившейся на грани полного разрушения. Работы завершились за полгода, и 8 октября, в день памяти Преподобного Сергия, храм был освящён. Из книги " Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь " . Автор-составитель инокиня Магдалина (Корнилова), 2006 г. НАДВРАТНАЯ ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО ... «Встретившись, взаимно они поклонились до земли, прося друг у друга благословения, и никто из них не хотел принять на себя первенства дать благословение другому: так велико было их обоюдное смирение. Едва умолен был преподобный Сергий как гость благословить Стефана и братию…» (Из жития преподобного Стефана игумена Махрищского). В память о знаменательной встрече преподобных Сергия Радонежского и Стефана Махрищского у стен Махрищской обители над её восточными вратами, в 1791 году, по благословению митрополита Платона (Левшина), была устроена надвратная церковь во имя преподобного Сергия. Возведенный при строителе иеромонахе Астионе каменный храм был освящен 5 октября 1791 года наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры игуменом Досифеем. Окончательная отделка была завершена летом 1793 года. Эта церковь с особым входом снаружи была отдана приходскому причту, долгое время не имевшему своего храма. В 1824 году Сергиевская церковь пришла в крайнюю ветхость, и Учрежденный Собор Лавры предписал ее запечатать. Лишь в 1830 году при строителе иеромонахе Тихоне были начаты восстановительные работы. Необходимо было «исправить храм с восточной стороны, починить кровлю листовым железом и окрасить ее, заменить деревянные кружала купола».

http://sobory.ru/article/?object=06918

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Ответ русских афонцев: мы молимся за единство православных церквей Замнастоятеля русского монастыря на Афоне: мы молимся за единство православных церквей Монахи русского монастыря на Афоне молятся за Русскую, Константинопольскую и Элладскую церкви, за единство всех православных церквей. Об этом заявил иеродиакон Философ, второй эпитроп (заместитель игумена) русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой горе Афон. По словам иеродиакона, " прекратить молитву нельзя, чтобы не было ожесточения и раскола между православными церквями " . — Полуостров Афон является территорией греческого государства, но при этом все афонские монастыри находятся в юрисдикции Константинопольского патриархата, то есть Элладской православной церкви они не подчиняются. Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне называется русским. Так какое отношение русский Свято-Пантелеимонов монастырь имеет к России? — Да, верно, наш монастырь находится в юрисдикции Константинопольского патриархата, как и весь Афон. Мы являемся ставропигиальными монастырями Вселенского патриарха. Это его каноническая территория, и поэтому все афонские монастыри всегда его поминают за богослужением. —   Во всех монастырях Афона сейчас поминают патриарха Варфоломея?   — Конечно, во всех. Исключение составляет старое братство монастыря Эсфигмен (существует и новая община Эсфигмена, представитель которой входит в Священный кинот Афона — прим. ТАСС), которое обособилось от всех других афонских монастырей, перестав поминать Константинопольского патриарха Димитрия еще в 70-х годах. В начале 2000-х годов Константинопольский патриархат назвал [старых] эсфигменцев раскольниками, после чего их канонично исключили из святогорского братства. — И в русском монастыре вы его тоже поминаете? — Ну, конечно. Он является нашим правящим архиереем. Как во всех русских монастырях поминают Святейшего Патриарха Кирилла, так и во всех афонских монастырях поминают Святейшего Патриарха Варфоломея. Что же касается отношения русского Свято-Пантелеимонова монастыря к России, то почти вся братия является выходцами из России, Украины, Белоруссии, Молдавии. Почти все мы до прихода на Афон были прихожанами или клириками в Русской православной церкви. И конечно же, все мы считаем Русскую церковь своей alma mater. Мы не должны забывать, откуда мы вышли. И поэтому всегда за Божественной литургией мы наряду с патриархом Варфоломеем поминаем и патриарха Кирилла. Мы молимся и за Русскую церковь, и за Константинопольскую, и за Элладскую. Прекратить молитву нельзя, чтобы не было ожесточения и раскола между православными церквями. Мы каждый день молимся " о благостоянии святых божиих церквей и соединении всех " .

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2973

Преодолеть духовное одиночество 4 февраля, 2016 Выступление игумена Петра (Мажетова), настоятеля Свято-Косьминской пустыни (Екатеринбургская митрополия) на XXIV Международных Рождественских образовательных чтениях; направление «Древние монашеские традиции в условиях современности», круглый стол «Использование современных технологий в монастырях» (Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь, 27 января 2016 года). Игумен Петр (Мажетов) Чтобы предотвратить вред от увлечения технологиями, нужно прежде всего понять причину: почему вообще монах может увлекаться технологиями? Не будем говорить об административно-полицейских мерах пресечения конкретных случаев, но рассмотрим первоосновы проблемы. Радости, которые предлагает человеку интернетный ресурс, есть своеобразный библейский «запретный плод», при вкушении которого человек становится открытым ко всему низменному и богопротивному. Этиловый спирт по своей сути является ядом для человека, однако приправленный вкусовыми добавками легко принимается организмом в виде ликеров и всевозможных коктейлей. Так и погружение в «мир идей» интернет-пространства, будучи не только противоестественно нравственности, но и разрушительно для самой психики человека, при помощи видео-маркетинга и современных дизайн-технологий способно быстро и безболезненно развить зависимость у многих людей. Интернет-зависимость непрерывно растет в человеческом обществе. Данный феномен не обходит стороной и монастыри. Конечно, человек приходит в монастырь не для компьютера, Интернета и т. п. И если он впал в медиа-зависимость в монастыре, значит, монастырь не смог удовлетворить потребности его души. Но это не отрицательная оценка обители и ее руководству. Нет: духовная болезнь попускается ради духовного совершенства. Как говорится – убери искушения, и никто не спасется. Проблемы в братстве заставляют игумена оттачивать жизнь самого братства. Разбирая подобные случаи, мы вынуждены заключить, что самой распространенной причиной интернет-зависимости является одиночество.

http://pravmir.ru/preodolet-duhovnoe-odi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010