Зачатьевский монастырь: история, святыни, где находится 31 июля, 2012 Содержание статьи История монастыря Зачатьевский (Алексеевский) ставропигиальный женский монастырь расположен в районе Хамовники, в местности между улицей Остоженка и Москва-рекой. Он был основан в 1360-м году по благословению Митрополита Московского Алексия, чьи сестры преподобная игумения Иулиана и монахиня Евпраксия стали первыми насельницами обители. У монастыря богатая история. Полностью сгорев в 1547 году во время Большого Московского пожара, монастырь возрождается на новом месте, ближе к Кремлю. Во время нашествия французов 1812-го года обитель пострадала, но позже была восстановлена. В 1925-м году Зачатьевский монастырь закрыли, а позднее храмы и строения монастыря были взорваны или разрушены. Возрождаться монастырь стал только в 1991-м году. Святыни обители Святыни Зачатьевского Ставропигиального женского монастыря привлекают множество паломников. Среди них — В монастырь с молитвами о даровании долгожданных детей, о мире в семье и избавлении от депрессии, едут многочисленные паломники. В наши дни Зачатьевский монастырь продолжает развиваться. При нем действуют богадельня, швейная мастерская, пекарня. Монастырь имеет библиотеку и собственное издательство. Храмы, часовни, подворья, скиты Надвратная церковь Спаса Нерукотворного Церковь была построена в 1696 году и считается  самым древним из сохранившихся на территории монастыря строением. В подклете — фамильная усыпальница Римских-Корсаковых и часовня святителя Алексия Московского. В 1960-х годах на куполе восстановили керамическую поливную черепицу. Церковь оформляет святые (северные) врата и выполнена в стилистике нарышкинского барокко (красно-белая гамма, разорванные наличники). Храм окружает открытое гульбище, на котором установлена переносная звонница. Церковь сошествия Святого Духа В 1846 году сестра (белица) Варвара Михайловна Головина (ур. Львова) обратилась к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) с просьбой «дозволить соорудить собственным иждивением церковь внутри монастыря и при ней жилой корпус для размещения бедных и немощных стариц из сестер монастыря», изъявив готовность обеспечить «содержание церкви и призреваемых вкладов». Проект заказали М. Д. Быковскому. На нижнем этаже богадельни располагались кельи стариц, а на верхнем были ризница и покои госпожи Головиной. В 1850 году храм был освящен. Собор Рождества Пресвятой Богородицы

http://pravmir.ru/zachatevskij-monastyr/

Бизюково. Бизюков Крестовоздвиженский монастырь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1640 и 1642. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Смоленская область, Дорогобужский район, с. Бизюково Координаты: 54.97695, 33.170759 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Бизюков в честь Воздвижения Креста Господня мужской монастырь. Основан в районе 1640-1642 гг. в селе Бизюково Дорогобужского уезда. Фундаторами и патронами (основателями, покровителями) были Петр и особенно Федор Михайловичи Салтыковы, дети боярина Михаила Глебовича Салтыкова, лидера пропольской группировки в России, перешедшего на службу польской короне. Учрежден как православный с благословения Киевского митрополита, дизунита (противника унии с Ватиканом). В условиях проводимой польским правительством политики полонизации жизни, насаждения католицизма и унии на Смоленщине монастырь был единственным очагом истинного православия на Смоленщине, выполняя миссионерскую (сбережение веры) и национальную (бережение народных устоев) функции. Основу братии составили монахи православного мужского Кутеинского монастыря Оршанского повета, с которым в дальнейшем поддерживались побратимские отношения. Монастырская администрация пользовалась поддержкой польских уездных властей, конфликтовала со смоленским униатским архиепископом; братия при поездках в Москву поставляла разведданные политического характера. К 1648 г. Федор Михайлович Салтыков принял постриг, а ок. 1656 г., уже при московских властях, возглавил монастырь (строитель). В дальнейшем Федор Михайлович (в монашестве Сергий) поддержал старообрядцев, затем отошел от раскола, умер и похоронен в монастыре в 1680 г. Монастырь и потомство Петра Салтыкова за особые заслуги в бережении веры были в фаворе у царей, обитель непосредственно подчинялась Москве (патриарху, затем Синоду, по определению монастырь был патриаршим, ставропигиальным).

http://sobory.ru/article/?object=38460

Горки Ленинские, пос. санатория. Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1865. Ссылки:   Адрес: Московская область, Ленинский городской округ, Горки Ленинские, пос. санатория Координаты: 55.509478, 37.852859 Проезд:от ст.метро " Домодедовская " на авт. до аэропорта " Домодедово " с остановками. Ехать до ост. " Санаторий Мещерино " или Детский реабилитационный центр, перейти дорогу и прямо вдоль леса до монастыря Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Содержание таблички справа от входа в храм: " 25 октября 2002 года Храм освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Храм Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня построен в 1846 году помещицей Александрой Петровной Головиной на месте деревянного храма Всемилостивого Спаса, разобранного в 1834 году. В годы гонений на церковь храм был закрыт, осквернен и поруган. Возвращен церкви в 1992 году. Храм восстановлен силами Российского Фонда архитектурного наследия имени преподобного Андрея Рублева и на пожертвования людей русских " . Монастырь в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня Иерусалимский ставропигиальный женский (Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь). Дата учреждения: 1865 г. Основан как Крестовоздвиженский Иерусалимский Фроло-Лаврский женский монастырь. Начало монастырю положила женская богадельня (существовавшая при Флоро-Лаврской церкви с. Старая Яма с 1837 г.; в 1856 г. переименована в молитвенный богадельный дом), преобразованная в женскую общину (1865 г.) и переведенная на место, где сейчас находится монастырь. В 1870 (1887?) г. община, носившая имя Фроло-Лаврской, возведена в степень монастыря со штатом из игумении, казначеи, 28 монахинь и соответствующего числа послушниц. В монастыре было три храма: в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, падаренной в 1855 г. Флоро-Лаврской общине митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым); в честь Воздвижения Креста Господня и Вознесенский собор, освященный в 1896 г. Закрытый в начале 1920-х гг., монастырь в марте 1992 г. был передан Московской Патриархии для возрождения монашеского служения делу милосердия и благотворительности. Настоятельницей монастыря была назначена монахиня Фомаида.

http://sobory.ru/article/?object=00446

ОТДЕЛЕНИЕ III. О Ставропигиальных монастырях Статья I. О Ставропигиальных монастырях 1 класса, ныне существующих Местоположение и начало оного НОВО-СПАССКИЙ Ставропигиальный мужской первоклассный монастырь состоит ныне вне столичного города Москвы Таганской части в 3 квартале. Но первоначально основан был он не на сем месте, и именно: в лето 6780, от Р. Х. 1272, когда Великий Князь Даниил Александрович, сын Великого Князя Александра Ярославича Невского получил в удел себе город Москву, то построил вскоре после того пониже города при Москве реке, по течению её на правой стороне, монастырь с храмом во имя Преподобного Даниила Столпника, по коему и монастырь сей назван Данилов, в котором с самого начала и учредил быть Архимандриту. А в лето 6858, от Р. Х. 1350, Великий Князь Иоанн Данилович, поименованный Калита, перевёл оный Данилов монастырь и с Архимандрией внутрь города Москвы на свой Великокняжеский Двор, где воздвиг храм Преображения Господня и устроил обитель. Данилов же, до того устроенный монастырь, и всё имение оного препоручил Архимандриту сего же новосозданного монастыря Святого Спаса. Потом в лето 1462 Великий Князь Московский Иоанн Васильевич тот Спасский монастырь из своего Дворца перевёл на новое место над Москвой рекой, по течению её на левую сторону в предместье, называвшееся Васильевским станом, и устроил там, на горе Крутице, монастырь новый, который и назван по сему Спас на Новом или Новоспасский. А на Великокняжеском Дворце церковь Преображения Господня обращена в Собор мирских Иереев, и учреждено при оном Протопопство. Сей Собор и доднесь называется Спас на Бору, потому что на сем месте рос бор. В помянутом монастыре Спаса на Новом или Новоспасском церковь Преображения Господня Соборная первоначально заложена в 6999, от Р. Х» 1491 году, и освящена в 1497 году, Сентября 18, Преосвященным Симоном Митрополитом Всероссийским при Архимандрите Афанасии Щедром. Поскольку же под этой церковью погребены тела старших четырёх братьев Великого Государя Царя Михаила Феодоровича и сестры его в 1611 году, а также и прочих Его Царской Фамилии родственников; то сей Государь по восшествии на Всероссийский Царский престол, и родители Его Патриарх Филарет Никитич, и Великая Старица Инокиня Марфа Иоанновна, особенно сей монастырь жаловали многими вотчинами, денежными суммами, церковными утварями, и прочими вещами: о чём ниже сказано будет. Но соборная церковь сия потом в 1645 году за ветхостью разобрана и на самом том же месте построена новая. О чём также сказано будет ниже. О зданиях

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

М.В. Шкаровский Русские обители Афона в XX веке Святая Гора Афон имеет особый статус не только в Греции, но и во всем православном мире. По преданию, гористый полуостров, имеющий 80 км в длину и 16 км в ширину, был взят под свой омофор Божией Матерью, отчего его часто называют «земным уделом Богородицы». Греческая конституция признает административную автономию расположенных здесь монастырей, а гражданский губернатор полуострова, назначаемый греческим правительством, не имеет права вмешиваться в их внутренние дела. Все афонские монастыри находятся в юрисдикции Вселенского Патриарха, вне зависимости от их национальной принадлежности. Согласно уставу на Афоне имеется 20 Патриарших ставропигиальных монастырей, из них 17 греческих: Великая Лавра прп. Афанасия Афонского , Ватопед (во имя Благовещения Пресвятой Богородицы), Ивирон (бывший грузинский Иверский монастырь в честь Успения Богородицы), Дионисиат (во имя Рождества Иоанна Предтечи), Кутлумуш (в честь Преображения Господня), Пантократор (в честь Преображения Господня), Ксиропотам (во имя Сорока мучеников Севастийских), Дохиар (во имя свв. Архангелов), Каракал (во имя свв. Апостолов Петра и Павла), Филофей (в честь Благовещения Пресвятой Богородицы), Симонопетра (в честь Рождества Христова), Ставроникита (во имя свт. Николая Чудотворца), монастырь св. Павла (в честь Сретения Господня), Ксенофонт (во имя вмч. Георгия Победоносца), Григориат (во имя свт. Николая Чудотворца), Эсфигмен (в честь Вознесения Христова), Кастамонит (во имя св. первомч. Стефана), а также русский монастырь вмч. Пантелеимона (Русик), болгарский Зограф (во имя вмч. Георгия Победоносца) и сербский Хиландар (во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы). Только эти 20 обителей имеют права собственности на Святой Горе. Помимо монастырей на Афоне находится 12 приписанных к ним перечисленных в уставе скитов (не считая фактически заселенных к началу XX в. русскими насельниками скитов Старый Русик и Новая Фиваида), а также около 200 келлий и 500 калив. Из 12 скитов два были русскими: св. Апостола Андрея Первозванного (при монастыре Ватопед) и прор. Илии (при монастыре Пантократор), два – румынскими: св. Иоанна Предтечи (Продром при Лавре прп. Афанасия) и вмч. Димитрия (Лакку при монастыре св. Павла), один болгарским – Успения Пресвятой Богородицы (Мариинский, Ксилургу при монастыре вмч. Пантелеимона), а семь греческими: вмч. Димитрия (монастырь Ватопед), Благовещения Пресвятой Богородицы (монастырь Ксенофонт), прав. Анны (Лавра прп. Афанасия), Кавсокаливия (Пресв. Троицы при Лавре прп. Афанасия), Новый скит (Рождества Пресвятой Богородицы при монастыре св. Павла), вмч. Пантелеимона (монастырь Кутлумуш), св. Иоанна Предтечи (монастырь Ивирон). В 1914 г. Константинопольский Патриарх и греческие власти отклонили просьбу России дать русским скитам статус монастырей 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Монастыри Калужской и Боровской епархии 25 2011 р. 15:40 На территории епархии находятся ставропигиальные монастыри: мужской монастырь Свято-Введенская Оптина пустынь и женский монастырь Казанская Свято-Амвросиевская пустынь близ Шамордино. Епархиальные монастыри Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь. Был основан в 1444 г. преподобным Пафнутием, игуменом Боровским, всея России чудотворцем. В XVI в. служил пограничной крепостью. В 1610 году был сожжен Лжедмитрием II. Во времена церковного раскола в монастырской тюрьме содержался предводитель старообрядцев протопоп Аввакум. В 1812 г. французы превратили монастырь в конюшню и сожгли верхние этажи монастырских построек. К началу ХХ в. в обители было 6 каменных храмов. В 1923 г. был закрыт и разграблен. Возвращен Церкви в 1991 г. Полностью восстановлены 5 храмов. Крестный ход — 14 мая, в день памяти основателя обители. Святыни . Под спудом почивают мощи прп. Пафнутия. Святые мощи в ковчегах: прп. Пафнутия; прп. Нила Столобенского; блгв. кн. Анны Новгородской; мч. бесср. Иоанна; камень от гробницы Божией Матери в ковчеге. Иконы с частицами мощей: прп. Феофила; блгв. кн. Анны Кашинской; свт. Тихона, Патриарха Московского; прп. Симеона Верхотурского; прп. Нила Столобенского; свт. Луки Одесского; прмч. Елисаветы; прп. Серафима Саровского; прп. старцев Оптинских. Частица мантии свт. Игнатия Брянчанинова; древняя икона Рождества пресвятой Богородицы; святой источник прп. Пафнутия. Мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы Калужская Свято-Тихонова пустынь. Обитель основана в XV в. прп. Тихоном Медынским, Калужским чудотворцем. В Смутное время сожжена поляками. С 1684 г. приписана к московскому Донскому монастырю, с 1764 г. заштатный монастырь. Возрожден в XIX в., когда обитель приобрела широкую известность благодаря исцелениям и помощи Божией от источника и у раки прп. Тихона. К 1917 г. братии было 226 человек, действовали 6 храмов и Сретенский скит. После 1918 г. монастырь закрыт. Возвращается поэтапно с 1993 г. Действуют 7 храмов, из них 2 – в монастырских скитах.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1416421...

Ш Шалацкая Успенская Гурьева пустынь Или Шалацкий мужской упразднённый монастырь находился в Новгородской Епархии в Устюженском уезде на устье реки Шалочи, впадающей в Мологу, расстоянием от города Устюжны к востоку в 35, от Новгорода в 435 вёрстах и именовался: домовой Патриарший Шалаческий монастырь Гурьевой пустыни (см. Гурьева Железнопольская пустынь). Был до Штатов 1764 года приписным к Череповскому монастырю. Настоятельство было Строительское; в 1690 году был Строитель Савватий, а в 1699 году Строитель Иона произведён в Игумена в Воскресенский Устюженский монастырь. Шаргородский Николаевский монастырь Училищный 1 класса мужской, Подольской Епархии, находится в Ямпольском повете в местечке Шаргороде на каменной горе, прилегающей к монастырю с северной стороны, близ речки Мурашки. Здания в монастыре сем каменные все в два этажа. В верхнем этаже живут Настоятель (он же и Ректор Семинарии), монашествующие и Семинарские учители; в нижнем этаже – небольшая церковь во имя Св. Николая Чудотворца, библиотека, классы, трапеза, зала для собрания училищного, жилые комнаты и службы. При конце училищной залы на западной стороне предположено было жившими здесь Базилианами Униатами устроить церковь , но оная не была совершенно окончена, а потому и доныне так остаётся. Ограда каменная же, на которой (вместо колокольни) повешены колокола. Настоятельство Архимандричье учреждено в 1795 году при обращении этого монастыря в православный, и определено быть в нём Подольской Епархиальной Семинарии, а Настоятелю оного – ректором. К этой обители принадлежит село Калиновка, находящееся в том же Ямпольском уезде, данное монастырю в 1719 году, Июля 13 дня, Шаргородским Помещиком Воеводой Сосновским, когда ещё обитель сия занимаема была Униатами. Крестьян по ревизии 1785 года было 201 душа. Шаровкин монастырь Мужской упразднённый, находился в Калужской Епархии в Перемышльском уезде и был приписан к Донскому Ставропигиальному монастырю. Шартомский или Шартоминский Николаевский монастырь Мужской третьеклассный, находится во Владимирской Губернии и Епархии, в Шуйском уезде при селе Никольском, от города Шуи в 13½ вёрстах. В этом монастыре три ЦЕРКВИ каменные:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

[ главная каталог по темам каталог по авторам каталог по названиям хронология поступлений ] [ Опубликовано на сайте " Православное чтение " : Zavet.Ru ] ЧТО НАДО ЗНАТЬ О ПРАВОСЛАВНОМ ЦЕРКОВНОМ ЭТИКЕТЕ Иеромонах Аристарх (Лоханов)                                                                                 [ к оглавлению ] В МОНАСТЫРЕ      Известна любовь православного народа к монастырям. Их сейчас в Русской Православной Церкви около 500. И в каждом из них кроме насельников есть трудники, паломники, приезжающие для того, чтобы укрепиться в вере, благочестии, поработать во славу Божию над восстановлением или благоустройством обители.      В монастыре более строгая дисциплина, чем на приходе. И хотя промахи новопришедших обычно прощаются, покрываются любовью, желательно ехать в монастырь, уже зная начатки монастырских правил. Духовно-административное устройство монастыря      Возглавляет монастырь священноархимандрит - правящий архиерей или (если монастырь ставропигиальный) сам Патриарх.      Однако непосредственно управляет монастырем наместник (это может быть архимандрит, игумен, иеромонах). В древности он назывался строителем, или игуменом. Женский монастырь управляется игуменией.      Ввиду необходимости четкой отлаженности монастырской жизни (а монашество - это духовный путь, настолько выверенный и отшлифованный вековой практикой, что его можно назвать академическим) в монастыре каждый несет определенное послушание. Первый помощник и заместитель наместника - благочинный. В его ведении все богослужение, выполнение уставных требований. Именно к нему обычно направляют по вопросу размещения приезжающих в монастырь паломников.      Важное место в монастыре принадлежит духовнику, который духовно окормляет братию. Причем это не обязательно должен быть старец (как в смысле возраста, так и в смысле духовных дарований).      Из опытных братий выбираются: казначей (отвечает за хранение и распределение с благословения наместника пожертвований), ризничий (отвечает за благолепие храма, облачений, утвари, хранение богослужебных книг), эконом (отвечает за хозяйственную жизнь монастыря, ведает послушаниями приехавших в монастырь трудников), келарь (отвечает за хранение и заготовку продуктов), гостиничный (отвечает за размещение и проживание гостей монастыря) и другие. В женских монастырях эти послушания несут насельницы монастыря, за исключением духовника, который назначается архиереем из числа опытных и обычно пожилых монахов.

http://zavet.ru/book/etiket01.htm

Запад и Юго-Запад Виленская губерния Обителей мужских 3, женских 2. Мужские обители Борунский монастырь в Ошмянском уезде. Борунский монастырь, находящийся в местечке Борунах, возник в 1692 г. при построенном тогда местными помещиком Николаем Песляком деревянном храме по случаю прославления местночтимой Борунской иконы Богоматери. Прежде он был униатским, а в 1883 г. обращен в православный. С 1835 по 1845 г. в нем помещалось Борунское духовное училище, бывшее униатское. В 1874 г. монастырь прекратил свое самостоятельно существование и приписан к Виленскому Свято-Духову монастырю, а с 1880 г. в нем открыто отделение того же Свято-Духова монастыря. В обители ныне одна каменная Покровская церковь , построенная в 1700 г., с усыпальницей под полом и склепами, и с алтарем, обращенным к северо-востоку. Придел его, в виде особой пристройки с восточной стороны, освящен во имя прп. Онуфрия Великого. Внутри храма в его сводах имеются голосники. Над горним местом, на своде в круглоовальном окне, изображена Св. Троица в гипсовых фигурах, а на карнизе 4 гипсовых архангела с позолоченными крыльями. Главная святыня его – Борунская икона Богоматери византийского письма, при которой имеется свыше 200 медных и серебряных привесок разного рода. При монастыре ныне имеется школа грамоты. Виленский Свято-Духов монастырь . Эта необщежительная обитель находится в южной части города Вильны, на Островоротной улице. Она учреждена была при Свято-Духовской церкви, построенной Волынским Троицким братством в 1597 году. Основателями монастыря были иноки православного Троицкого монастыря. Но уже в 1609 г. они лишились своей обители, насильственно переданной базилианам, при чем и братство их было переименовано в Свято-Духовское и перенесло в монастырь свою типографию, училище и богадельню. В первое время своего существования монастырь был подчинен Константинопольскому патриарху, а с 1686 г. был ставропигиальным Московского патриарха. В 1797 г. 19 мая по Высочайшему указу, данному Св. Синоду, обитель была возведена на степень второклассного монастыря. Но вскоре же после этого замечается упадок обители, и с 1804 до 1821 г. в ной даже все требы совершаются белым духовенством. В это же время (1812 г.) она подверглась ограблению со стороны вторгшихся в пределы России французских войск. На степень первоклассного монастыря она возведена была в 1833 году и в 1837 г. возобновлена. Управляет ей Литовский и Виленский архиепископ.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Новый, 33-й, том продолжает публикацию статей на букву «К» 26 декабря, ПРАВМИР. ЦНЦ «Православкая энциклопедия» выпустила очередной, 33-й, том «Православной Энциклопедии». Новый том продолжает публикацию статей на букву «К», сообщает портал Седмица.Ру . Открывают 33-й том статьи, посвящённые православному наследию Киева. Первый материал нового тома — обширная статья «Киево-Печерская Лавра», посвящённая одному из самых древних и почитаемых монастырей Руси, его истории, архитектуре, святыням и т.д. Особого внимания заслуживает объёмная статья «Киевская духовная академия», в которой, помимо общей исторической справки об этом знаменитом образовательном учреждении Русской Церкви, читатель может ознакомиться с обширной информацией о характере образовательного процесса в этой духовной школе в исторической ретроспективе. Продолжая тему учебных заведений, стоит также упомянуть статью «Киевский университет святого Владимира». Одной из центральных статей по своему объёму и информативности, а также исторической важности исследуемого вопроса, следует признать статью «Киевская епархия». Необходимо также упомянуть статьи 33-го тома, посвящённые другим епархиям Русской Православной Церкви, в частности: «Кинешемская и Палехская епархия», «Кинельская и Безенчукская епархия». Лицам, интересующимся вопросами церковного пения и средневековой музыки, стоит обратить внимание на публикации «Киево-Печерский напев» и «Киевская нотация», «Киевский распев». 33-й том «Православной Энцик атьи, посвящённые монастырям Киева, их истории архитектурным и изобразительным памятникам и святыням, в частности: «Киевский Златоверхий во имя архангела Михаила мужской монастырь», «Киевский Звериниецкий во имя архангела Михаила мужской монастырь», «Киевский Покровский женский монастырь», «Киевский во имя святых Флора и Лавра женский монастырь» и т.д. Продолжая тему монастырей, обращаем внимание читателей на такие статьи, как «Кий-Островский крестный Онежский монастырь» и «Киккский монастырь», которая посвящена древнему ставропигиальному монастырю Кипрской Православной Церкви. Статья «Кинцвиси» содержит материал об истории, архитектурном и изобразительном наследии древнего мужского монастыря Грузинской Православной Церкви.

http://pravmir.ru/vyshel-v-svet-ocheredn...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010