В день памяти преподобноисповедника Георгия Даниловского в Данилов монастырь г. Москвы перенесли останки монахов Спасо-Преображенской обители Московского Кремля 5 июля 2023 г. 10:21 4 июля 2023 года, в день памяти преподобного Георгия (Лаврова), исповедника, архимандрита Даниловского, в Данилов ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы были перенесены костные останки 30 иноков Спасо-Преображенского монастыря, находившегося на протяжении XIV-XV столетий на территории Московского Кремля и являвшегося преемником первой московской обители, основанной благоверным князем Даниилом. Костные фрагменты были обнаружены в 1997 году при производстве земляных работ во дворе Большого Кремлевского дворца на месте храма Спаса на Бору, снесенного 1 мая 1933 года. В 2007 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II останки были извлечены из земли. Экспертиза подтвердила их подлинность. До настоящего времени реликвия пребывала на Патриаршем подворье при храме Собора новомучеников и исповедников Российских в Новокосине г. Москвы. Утром в Покровском храме Даниловской обители наместник монастыря епископ Солнечногорский Алексий отслужил Божественную литургию и совершил славление у раки преподобного Георгия. На богослужении пел хор монастыря. Затем владыка Алексий посетил недавно открытую мемориальную келью преподобного. В храме Собора новомучеников и исповедников Российских в Новокосине г. Москвы в полдень была совершена заупокойная лития по почившим инокам Спасо-Преображенского кремлевского монастыря, которую отслужили настоятель храма протоиерей Владимир Клюев и духовенство Патриаршего подворья. Затем святыня была доставлена в Данилов монастырь. После литии в присутствии Священноначалия, насельников монастыря и прихожан три ковчега были перенесены в поминальную часовню, где они будут находиться до августа, затем в рамках мероприятий, посвященных 40-летию возрождения Данилова монастыря, состоится их перезахоронение в монастырской костнице. Епископ Алексий, отвечая на вопросы прессы и прихожан, сказал: «У Бога все живы. И сегодняшнее событие — возвращение даниловских монахов в стены родной обители — еще одно тому подтверждение. Кажется, и имена уже их забыты и значатся только в летописях и монастырских синодиках. Но Господь печется о нас. Он напоминает нам о том, что наши предки жили здесь, молились, и оставили нам пример жизни христианской, жизни монашеской... Как говорил отец Кирилл (Павлов), " каждый должен делать свое дело " . Всем нам в будущей жизни хочется быть в Царствии Божием, а здесь, на земле, пребывать в мире, тишине, благоденствии...»

http://patriarchia.ru/db/text/6040441.ht...

Джорданвилл. Троицкий мужской монастырь. Holy Trinity Monastery Карта и ближайшие объекты Главная обитель Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) – Свято-Троицкий ставропигиальный мужской монастырь был основан пострижеником Свято-Тихоновского монастыря (штат Пенсильвания) иеромонахом Пантелеимоном (Нижником, 1895–1984). В 1928 с несколькими единомышленниками он решил устроить монастырь рядом с небольшой деревней Джорданвилл и вскоре приобрел участок земли площадью около 300 акров (121 га) у местного фермера. Летом 1930 иноки переселились на выкупленный участок. В 1934 настоятелем монастыря стал архиепископ Восточноамериканский Виталий (Максименко). К весне 1935 был построен деревянный братский корпус на 16 келий с небольшим домовым храмом во имя Св. Троицы. В день Св. Духа 17 июня 1935 состоялось освящение, которое совершил архиепископ Виталий. В конце литургии возник пожар, новоосвященное здание сгорело. Семья американцев, продавших братии землю, предоставили им свой дом, где был оборудован домовый храм. Вскоре на месте пожара построили одноэтажный дом, организовали хозяйство. В конце 1930-х были куплены дополнительные 200 акров земли и большой двухэтажный фермерский дом с 30 комнатами, куда поместились церковь, трапезная и монашеские келии. В 1945 вскоре после окончания Второй мировой войны было принято решение о строительстве большого каменного собора во имя Св. Троицы. Председателем строительного комитета стал профессор Н. Н. Александров, впоследствии многолетний декан Свято-Троицкой семинарии, почетным председателем – архиепископ Виталий (Максименко), товарищем председателя – игумен Пантелеимон (Нижник). В строительный комитет также вошли знаменитый авиаконструктор И. И. Сикорский, Б. В. Сергиевский и другие видные русские общественные деятели. В основание храма были положены частицы мощей серб-ских святых Ангелины, Стефана Дечанского и архиепископа Арсения Сербского. В 1946 началось строительство собора в стиле шатровых храмов Северной Руси по проекту архитектора Романа Николаевича Верховского. Были наняты инженеры для руководства постройкой собора, а братия делала подсобную работу.

http://sobory.ru/article/?object=19057

Елец. Троицкий монастырь. Собор Троицы Живоначальной. /// Объект утрачен Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Троицкий собор - главный и первый храм обители, однокупольный, в стиле позднего классицизма. Закрыт в 1920, служил складом, взорван в 1965. В феврале 1820 г. было подано прошение Преосвященному Ионе (Павинскому), епископу Орловскому и Севскому, о переведении пришедшего в упадок и упраздняемого Брянского Петропавловского монастыря в Елец. Шапошников обещал достроить для обители каменный храм во имя Святой Троицы с приделами Казанской иконы Божией Матери и св. Евдокии, пожертвовать колокол и лиловую хоромину троянку, а также выделить из собственных средств 30 тыс. руб. на строительство нового монастыря. В случае своей смерти своим духовным завещанием он обязал свою супругу Евдокию Фёдоровну довершить начатое им дело возрождения монастыря, что и было ей сделано в 1825 г. после смерти мужа путём внесения на благое дело ещё 70 тыс. руб. Город выделял 15 дес. земли под территорию нового монастыря. Городского голову поддержали и ельчане. Среди подписавшихся под его прошением, готовых пожертвовать на монастырь разные суммы, были купцы Н.С., И.Г. и В. Хренниковы, П.Ф. Шилов, А.С. Кожухов, К. Ходов. К. Желудков, М.И. Криворотое и многие другие, в том числе — священник Владимирской церкви Лука Ефремов. Идею перемещения в Елец Брянского Петропавловского монастыря активно поддержал и его настоятель — архимандрит Досифей. Брянский монастырь имел древнюю историю. Первое упоминание о нём относится к XIII в. При царе Михаиле Фёдоровиче обитель была приведена в цветущее положение, а Патриархом Никоном возведена в степень ставропигиальнаго монастыря. Но к 1812 г. монастырские постройки настолько обветшали, что «таковых ветхостей исправить невозможно». По штату в Петропавловском монастыре положено быть одному игумену, одному казначею, четырем иеромонахам, двум иеродиаконам и четырём монахам; налицо монашествующих состояло: архимандрит Досифей (54-х лет) на игуменской вакансии, в должности казначея иеромонах Ефрем (53-х лет), три иеромонаха, два иеродиакона. На монашеской вакансии: вдовые — священник, диакон и пономарь и два послушника.

http://sobory.ru/article/?object=49104

Закрыть itemscope itemtype="" > Ухожу в монастырь 23.09.2003 283 Время на чтение 4 минуты Такое решение я приняла на исходе лета. Сборы были недолги. Много ли надо человеку в монастырском уединении?.. Позже этот вопрос я задавала многим из тех, с кем повстречалась в Свято-Преображенской мужской Ставропигиальной валаамской обители. К заутрене я при всем желании не успевала. Она начинается в монастыре в 4 часа, с первыми лучами солнца. В это время теплоходы, доставляющие на Валаам туристов и большую часть паломников, еще только подходят к архипелагу. Швартуются же у пристани в Никоновской бухте ближе к 8 утра. Наша " Родина " , приписанная к Северо-Западному речному пароходству, курсирующая по Ладоге не первый десяток лет, подошла к причалу первой. Пассажиры высыпали на палубу, дивясь растущим прямо на скалах великолепным хвойным лесам. Паломников среди них узнать труда не составило: в строгой темной одежде, женщины - в платках, все немногословные, погруженные в себя. Но и в этой устремленной к молитвам группе людей выделялась немолодая женщина с глазами, о каких говорят - все выплакала. Я подошла к ней: может, нужна помощь? Узнала, что женщина - москвичка. На Валааме надеется найти своего младшего сына. Тот, пройдя две чеченские войны, в итоге лишился почки, а приобрел страшные головные боли - следствие тяжелой контузии. Кто-то посоветовал ему хотя бы на время уйти в монастырь: отдохнет душа - и телу станет легче. В отпуск уехал он в Валаамский монастырь. Больше месяца прошло - нет матери от сына весточки. Дома же на ее руках еще старший сын - инвалид войны в Афганистане... На полуслове прервала она свой печальный рассказ, увидев, что трап установлен и можно сходить на берег. Быстро-быстро, как только можно в ее возрасте, она пошла к главной усадьбе, до которой шесть километров по лесной просеке. Я же воспользовалась местным " челноком " : крохотное суденышко " ОМ " за полчаса доставляет " ленивых " туристов непосредственно к храму. Лишь с борта этого кораблика и можно увидеть отныне одну из валаамских жемчужин - Никольский скит, где поселились монахи-отшельники.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2003/0...

Истра. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Скит патриарха Никона. Карта и ближайшие объекты «На берегу Истры, или Иордана, на северо-западе от монастыря, патриарх Никон устроил себе скит или пустыню. Этот скит имеет вид восточных жилых башен. Это каменное четырехэтажное здание; в первом этаже находится место для церкви и четыре комнаты с одной печкой; во второй этаж ведет узкая каменная лестница; здесь небольшая трапеза и две кельи с чуланом и печкой из древних изразцов; из трапезы ведет небольшая лестница в третий этаж, где устроены хлебная и просфорная печи; налево от них находится жилая келья, направо - приемная, а рядом с ней собственная келья святейшего патриарха Никона, в которой до сих пор хранится его круглый липовый стол и висит портрет его. В том же этаже помещается церковь во имя Богоявления Господня. В четвертом этаже, на верхней, почти плоской крыше, обведенной кругом перилами, находится особая келья патриарха Никона с коротким каменным ложем. На той же площадке имеется небольшая церковь во имя свв. Петра и Павла, а позади ее колокольня с одним колоколом. Этот скит устроен в первый же год по переселении святейшего патриарха из Москвы в Воскресенский монастырь в 1658 году. Сюда-то он удалялся во время постов из своей обители и проводил время среди избранных учеников в самых строгих молитвенных подвигах. В настоящее время это здание стоит совершенно пустым». Цитата из публикации «Ставропигиальный Воскресенский, «Новый Иерусалим» именуемый, монастырь. Историческое описание. М. 1903. Глава IX» - в книге «Крестный путь патриарха Никона», М. 2000, стр. 55-56. «Кажущаяся симметрия применена и в архитектуре скита патриарха Никона. Скит находится в 300 метрах к северо-западу от монастыря. Построен скит был в 1658 году. Первый этаж здания был хозяйственным, на втором этаже в небольших кельях размещались келейники патриарха. На третьем этаже находились: церковь Богоявления с трапезной, келья Патриарха и приемная с небольшой прихожей. На плоской крыше находятся – восьмигранная церковь Петра и Павла, маленькая колоколенка и крошечная келья с каменным сидением, в которой можно поместиться лишь сидя и согнувшись.

http://sobory.ru/article/?object=02015

Киев. Троицкий мужской монастырь (Китаевская пустынь). Китаевская пустынь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1767. Ссылки:   Адрес: Украина, г. Киев, ул. Китаевская, 15 Координаты: 50.366757, 30.541566 Проезд: на общественном транспорте: от станции м. «Лыбедская» — автобусом до остановки «Школа» или автобусом до остановки «Улица Китаевская»; от станции м. «Выдубичи» — автобусами 43 и 265 до остановки «Проспект Науки». От Киево-Печерской Лавры до Китаевской обители маршрутка 470. На автом ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда на общественном транспорте: от станции м. «Лыбедская» — автобусом до остановки «Школа» или автобусом до остановки «Улица Китаевская»; от станции м. «Выдубичи» — автобусами 43 и 265 до остановки «Проспект Науки». От Киево-Печерской Лавры до Китаевской обители маршрутка 470. На автомобиле из центра Киева по Набережному шоссе, переходящему в Наднепрянское шоссе, и далее в Столичное шоссе, поворот (направо) на проспект Науки. За переездом прямо — первый поворот налево на Китаевскую улицу, на которой стоит обитель. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Свято-Троицкий Китаевский мужской монастырь находится в семи верстах от Киево-Печерской Лавры. История нашого монастыря уходит во глубину векав, во времена князя Андрея Боголюбского († 1174, пам. 4/17 июля), по прозвищу или по языческому имени - " Китай " - крепость. Благоверный князь даровал в 1159 г. Киево-Печерскому монастырю ставропигиальную грамоту о владении землей. В китаевских пещерах жили подвижники в период XI - XVII вв.. В начале XVII в. Здесь был основан Лаврский скит. В 1716 г. Киевский военный губернатор князь Д.М. Голицын построил деревянную церковь прп. Сергия Радонежского и братские келлии при ней. В 1767 г. на месте обветшавшей деревянной церкви была построенная нынешняя каменная Свято-Троицкая церковь с приделами прп. Сергия Радонежского и свт. Димитрия Ростовского. К северу от храма был сад, в котором погребали братию из различных киевских монастырей и известных горожан в период с XVII века до 50-х годов XX века и насчитывалось от 3 до 5 тысяч захоронений. В 30-е годы XIX ст. были построены тёплый храм во имя Двенадцати святых Апостолов, при братской трапезе, и каменная колокольня. В том же столетии построены корпус настоятеля, три братских корпуса и другие постройки, которые обнесли каменной стеной с экономическими воротами в виде арки. В 1898 г. построен трёхэтажный кирпичный жилой дом для братии, а также свечной завод с хозяйственными и жилыми постройками. Церковь прп. Серафима Саровского, с богодельней при ней, была построена через год после канонизации этого святого, в 1904 г.

http://sobory.ru/article/?object=06709

Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Кресто-Воздвиженский Иерусалимский монастырь — действующий ставропигиальный женский монастырь в селе Лукино городского округа Домодедово Московской области. Содержание История [ править править код ] Год основания Крестовоздвиженского Иерусалимского ставропигиального монастыря для женщин - 1837. Тогда при церкви св. муч. Флора и Лавра создали женскую богадельню, просуществовавшую 20 лет. Начиная с 1855 г. в её жизни стал участвовать уроженец д. Съяново, принявший подвиг юродства, Иван Степанович. Он был известен многим купеческим семьям, одной из которых, - Саватюгиным - он полюбился больше всего. После кончины главы семейства, блаженный обратился к вдове Прасковье Родионовне с просьбой денежной помощи для организации чтения Неусыпаемой Псалтири по умершему. Это и послужило началом возникновения монастыря. На пожертвованные вдовой денежные средства, было воздвигнуто двухэтажное строение из камня. Иерусалимская икона Матери Божьей, присланная вл. Филаретом в качестве благословения освящения богадельни, стала её основной святыней. Сама же Прасковья Родионовна приняла решение посвятить оставшуюся жизнь богослужению, став одной из сестёр. По ходатайству вл. Филарета в 1865 г. богадельню переименовали во Флоро-Лаврскую общину для женщин, родоначальницей которой стала П.Р. Саватюгина (впоследствии - монахиня Павла). Духовным наставником сестёр был назван Иван Степанович. После кончины мужа и дочери уроженки села Лукино, Александры Головиной, ею было принято решение подарить своё имение и земельные наделы женской общине. Совместно с вл. Филаретом, была составлена дарственная. Сёстрам общины предстояло переехать за 7 вёрст от с. Старый Ям, в котором располагалась богадельня изначально. Организация переезда легла на плечи архимандрита Пимена (Мясникова). А перевозом жилого, обустроенного дома для сестёр было поручено заняться племяннику П.Р. Саватюгиной, Саватюгину Егору Фёдоровичу. Он же впоследствии занимался обустройством.

http://azbyka.ru/palomnik/Крестовоздвиже...

Ростов. Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1389. Ссылки:   Адрес: Россия, Ярославская область, г. Ростов Великий, ул. Энгельса, 44 Координаты: 57.17474, 39.392082 Проезд: Путь до Ростова занимает на нем около трех часов. Обратные поезда проходят через Ростов в 7:20 и в 17:20. Из центра города до Спасо-Яковлевского монастыря ходят маршрутные такси и автобусы. Что касается автомобилистов, то им нужна федеральная трасса Москва — Архангельск (М-8). От Москвы Ростов удал ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Путь до Ростова занимает на нем около трех часов. Обратные поезда проходят через Ростов в 7:20 и в 17:20. Из центра города до Спасо-Яковлевского монастыря ходят маршрутные такси и автобусы. Что касается автомобилистов, то им нужна федеральная трасса Москва — Архангельск (М-8). От Москвы Ростов удален приблизительно на 220 км, от Ярославля — на 55 км. Повернуть в центр Ростова следует возле железнодорожного вокзала. По улице Луначарского нужно ехать до Ростовского кремля, далее по улице Ленина до пересечения с улицей Московской. Здесь надо повернуть налево, к озеру. Вскоре перед вами откроется величественная панорама монастыря. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Основан в 1389 г. Объединяет два бывших монастыря - Спасский (церковь Спаса на Песках) и Яковлевский. Дмитриевский собор (1801 г.) построен на средства гр. Н. Шереметьева. В подземном Воскресенском храме располагались подобия Иерусалимских святынь (сейчас храм открывается раз в году на Пасху). Спасо-Яковлевский Дмитриев монастырь, 1 класса, в Ростове, на берегу озера Неро. Основан в 1389 году епископом Ростовским святым Иаковом (см. 27 ноября). С 1764 года до 1888 года он был ставропигиальным; в 1888 году назначен местопребыванием Угличских викарных епископов. В монастырской соборной церкви Зачатия святой Анны, построенной в 1691 году, покоятся под спудом святые мощи основателя монастыря и святого Дмитрия Ростовского (см.

http://sobory.ru/article/?object=00226

Сохранять традиции Корецкой обители Интервью с игуменией Наталией и игуменией Рафаилой Игумения Наталия (Ильчук) и игумения Рафаила (Хильчук) Свято-Троицкий Воскресенский Корецкий ставропигиальный женский монастырь — древнейшая обитель Украины. С XI века и до сегодняшних дней она остается неколебимым оплотом Православия. Этим летом указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II настоятельницей обители назначена монахиня Рафаила (Хильчук). Событие важное и одновременно необычное, поскольку предыдущая настоятельница — игумения Наталия (Ильчук) находится в добром здравии, несмотря на более чем 80 прожитых лет. Побеседовать с матушками-настоятельницами, а также узнать, насколько важна и необходима традиция духовной преемственности, удалось руководителю пресс-службы Днепропетровской епархии диакону Георгию Скубаку и съемочной группе программы «Седмица» Центра православной культуры «Лествица». — Матушка Наталия, что побудило Вас к такому решительному действию: испросить у Святейшего патриарха новую настоятельницу? — Таково было мое желание. С каждым днем мои силы слабеют. А ведь монастырь — это не собственный дом. Это обитель Божьей Матери. И, чувствуя большую ответственность за нее, я не могу оставить ее на произвол судьбы. Мне хочется видеть свою преемницу – человека, который будет после меня руководить сестрами. Мне хочется, по возможности, что-то подсказать ей, поделиться своим тридцатипятилетним игуменским опытом. Во мне живет огромное желание увидеть, что может ожидать монастырь в будущем, перед тем как я навсегда закрою свои глаза и перейду в вечность. — Скажите, а почему именно монахиня Рафаила? Ведь в обители много сестер, достойных такого послушания? — Это мое чадо, мой ребенок! С назначением меня на должность игуменьи она стала первой послушницей, которую я приняла в монастырь. Первенца никто никому никогда не отдает! За все время нашего знакомства я никогда не слышала от нее ни единого упрека в свой адрес. Она всегда усердно выполняла все монастырские послушания. Ей повторять дважды не нужно. Всегда переживает за состояние обители. Мы везде и всюду вместе.

http://pravoslavie.ru/4705.html

XI. Замечательные мужи, жившие в Оптиной Пустыни От трехвекового периода, протекшего со времени основания Оптиной Пустыни, до ее возрождения, в начале текущего столетия, до нас не дошло никаких материалов для настоящей главы. Имена почивших о Господе братий сей обители остались лишь на листах древних ее синодиков, для всякого поминовения в роды родов, и, без сомнения, из числа их многие вписаны и в ту великую книгу жизни, которая некогда будет читана вслух неба и земли. Из полувекового же периода обители, протекшего от возрождения ее и до наших времен заимствуем, для помещения здесь, жизнеописания некоторых иноков, подвизавшихся в сей обители, а также и приснопамятных мужей, избравших Оптину Пустынь местом молитвенного успокоения после своей притружденной жизни 52 . 1. Архимандрит Мелхиседек Замечательный старец этот пребывал на покое в сей обители 17 лет и скончался на 80 году от рождения, в 1841 году апреля 15 дня. Начально поступил он в Николаевский Песношский монастырь в 1782 году, где и пострижен в монашество 1786 года славным архимандритом Новгородского Тихвинского монастыря Игнатием. В том же году посвящен во иеродиакона и иеромонаха, а в 1788 году переведен в Тихвин монастырь, где был ризничим. В 1791 году взят в ту же должность в Александро-Невскую лавру. Находясь здесь, между прочим, в 1794 и 1795 годах, он имел поручение переделать на ризницу придворный гардероб покойной Императрицы Елисаветы Петровны, для отсылки в, обращенные из унии, церкви четырех епархий. 1795 года произведен игуменом в Николаевский Моденский монастырь и оставлен наместником лавры. Впоследствии, в сане архимандрита, был настоятелем трех знаменитых монастырей: Ставропигиального Ростовского Яковлевского, потом Спасского Арзамасского и, наконец, Суздальского Спасо-Евфимиевского. В последнем, за отличное прохождение своей должности и благоразумное содержание арестантов в годину искушения для России (в 1812 и 1813 годах) Высочайше награжден орденом Св. Анны 2-й степени. Отказавшись, за немощью, от настоятельской должности, о. Мелхиседек в разное время проживал на покое во многих монастырях, но с 1824 года и по день кончины в 1841 году, имел постоянное жительство в Оптиной обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010