7-й в примечании 3-м Юнгеров говорит: «почему у LXX читается ερουσαλμ в 1:1, а в еврейском – ничего нельзя сказать; может быть это – намеренное изменение в соответствие 2-му стиху, в коем упоминается Иерусалим». Напротив г. Волынский дает совершенно научное объяснение этому чтению на основании сокращенного письма слов ιερουσαλημ и ισραηλ – ιλημ или ιημ; и ισλ или ιηλ в греческих рукописях. «Все древние переводы, – говорит наш автор на стр. 90-й, – своим согласием с подлинным текстом еще более (автор приводит и другие соображения в пользу подлинности еврейского чтения) подкрепляют высказанный взгляд. Происхождение указанного уклонения LXX от еврейского текста может быть объяснено недосмотром переписчика подлинного текста LXX, вследствие сходства в сокращении слов: Израиль и Иерусалим. В изданном Тишендорфом Codex Sinaiticus приведены различные виды сокращений этих двух слов. Так «Иерусалим» сокращенно обозначается или как ιηλμ в 1Пар.14:3, 4 или ιλημ в 1Ездр.10:7 , или ιημ у Иер.11:2, 6 . Слово «Израиль» сокращается или в ισλ в 1Пар.13:8; 14:2 ; Авд.20 , или ιηλ в 1Пар.14:2 . Сравнительно с последним сокращением имени «Израиль» сокращение слова «Иерусалим» имеет лишь одну лишнюю букву А потому переписчик весьма легко мог написать «Иерусалим» вместо «Израиль», и наоборот. Подобную замену мы видим в вариантах Ам.2:6 – Иерусалим вместо Израиль – и 1:2 – в кодексе 26 у Parson’a: Израиль вместо Иерусалим. То же явление видим в 4Цар.14:2 , где об Амасии, царе Иудейском, говорится по Альд. что он 29 лет царствовал ν ισραηλ, что – явная ошибка. Во 2Пар.30:25 в описании праздника, устроенного Езекиею, говорится: «и возрадовася.... все множество Иудино и обретшийся из Иерусалима – по Ват. Альд. – у Якимова, Хр. Чт. 78. II, 246–247». Подобное же, отсутствующее у Юнгерова, хотя и более проблематичное, объяснение находим греч. Ραιφαν соотв. евр. кийюн на стр. 432–434 ср. Юнг. 109, Амос.5:25 . Или напр. в Ам.9:1 под – гаммизбеах наш автор разумеет, на основании контекста, Вефильский, а не Иерусалимский жертвенник, устраняя приведенное у Юнгерова соображение Мендельсона в пользу Иерусалимского жертвенника на основании употребленного при мизбеах члена га указанием на употребление члена перед этим термином в 3, 14, где имеется в виду несомненно Вефильский жертвенник – стр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

29–31 Вера израильтян, которая перевела их через Чермное море, как по суше, зиждилась на обетованиях Бога, которые Моисей донес до них (напр.: Исх. 14:13–14 ). Египтяне, которые бросились преследовать их, не руководствовались при этом верой, а потому их настиг суд Божий. Далее приводятся два примера веры, которую проявили израильтяне в период завоевания земли обетованной. Верою пали стены Иерихона, потому что израильтяне подчинились странному повелению Бога и семь дней обходили стены Иерихона ( Нав. 6 ). Вера блудницы Раав выразилась в ее готовности оказать гостеприимство израильским разведчикам ( Нав. 2:8–11 ). Она боялась Бога Израиля, а не царя Иерихона и не погибла с неверными, когда суд Божий разразился ( Нав. 6:22–25 ). Будучи женщиной, язычницей, грех которой был у всех на виду, она присоединилась к сообществу тех, кто был спасен по вере. 32–38 В этом заключительном отрывке автор особо выделяет четырех судей (Гедеона, Барака, Самсона и Иеффая), одного царя (Давида), Самуила и других пророков как героев веры. Затем он описывает, что было совершено через такую веру в области политики и военного дела (33–34), заостряя внимание, вне сомнения, на Данииле (заграждали уста львов; Дан. 6:22–23 ) и трех его товарищах, которые были брошены в вавилонскую печь (угашали силу огня; Дан. 3:25–28 ). Высшее достижение веры – победа над смертью через воскресение (35). Некоторые женщины в своей жизни получали умерших своих воскресшими (напр.: 3Цар. 17:17–24 ; 4Цар. 4:17–37 ). Некоторые верующие подвергались поруганиям и помещались в темницы, не принявши освобождения, дабы получить лучшее воскресение – в вечной жизни. Яркие примеры веры запечатлены в апокрифах, написанных после периода, описанного в Ветхом Завете (напр.: 2 Макк. 6:19,28; 7:9,11,14). Многочисленные упоминания о преследованиях и тюремном заключении призваны убедить первых читателей послания, что их опыт не отличается от того, что пришлось испытать верующим прошлых эпох (36–38; ср.: 10:32–34), и призвать их к стойкости в вере.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

бокер – «утро»: » σται μοι ες το πρω, слав.: «да будет мне на утро», что не имеет смысла в данном контексте 8 : по-видимому, Ахаз не решался сразу и вовсе удалить из храма древний и, конечно, чтимый народом жертвенник, а хотел выждать, какое впечатление на народ произведет допущенное им в храме новшество, и уже затем производить дальнейшие отступлений от чистоты ветхозаветного культа. Но путь религиозного синкретизма, смешения богооткровенной религии с язычеством, на который вступил первым из царей иудейских Ахаз, оказался очень соблазнительным: Ахаз более и более привносил в богопочитание элементы разных языческих культов: эмблемы, идолы, жертвенники и высоты для служения разным языческим богам Ахаз во множестве распространил по всему Иерусалиму и по другим городам иудейским ( 2Пар.28:24–25 ). Кроме туземных, хананейских культов, напр., Молоха (ст. 3 рассматриваемой главы) Ваала ( 2Пар.28:3 ), а также хананейского же суеверия – вопрошания мертвых ( Ис.8:19 – запрещено в законе, Лев.19:31 ; Втор.18:15 ), Ахаз с особенной ревностью совершал ассиро-вавилонский культ «всего воинства небесного» и «созвездий» (знаков Зодиака) с посвящением этим светилам жертвенников на кровлях дворцов, солнцу же были посвящены особые кони, поставленные Ахазом во внешнем дворе храма (см. 4Цар.23:5,12 ; Иер.19:13,32:29 ; Соф.1:5 ). Таким образом, царствование Ахаза как в гражданской, политической жизни иудейского царства отмечает начало вассальной зависимости этого царства от Ассирии, так и в религиозной области представляет новую степень падения истинной религии в Иудейском царстве, именно вторжение сюда ассиро-вавилонского сабеизма (Ср. у М. Пальмова, «Идолопоклонство у древних евреев», с. 513–517). И та и другая зависимость от Ассирии продолжалась до смерти Ахаза. Но если в гражданской области верность Ахаза принятым на себя (ст. 7) обязанностям вассала ассирийского царя могла быть необходима и полезна для слабого Иудейского царства, то увлечение Ахаза языческим культом своих победителей могло лишь вести к гибели его царство.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

41 с восемью человеками. Еще двое, по всей видимости, погибли в схватке (41,2). 41 в селении Химам, близ Вифлеема. Т.е. к северу от Массифы, на пути в Египет. Глава 42 42 если останетесь на земле сей. Иеремия снова говорит об изгнании (см. 24,8; 40,6). устрою... не искореню. См. 31,4.28; 33,7. Я сожалею. См. 31,20. 42:13–16 Господь открывает в Своем слове, что Ему, как и прежде ( Втор. 17,16 ), неугодно бегство евреев в Египет, за которым стоит искаженная вера и обманчивая уверенность в том, что безопасность и спасение дело рук человеческих (см. 22,20.22; 30,14). Глава 43 43:8 Иеремия продолжает свое пророческое служение в Египте. в Тафнисе. См. 2,16. По всей видимости, Тафнис располагался в восточной части дельты Нила. 43 Навуходоносора... раба Моего. См. 25,9. Путешествие Иеремии в Египет. Глава 44 44 мерзкого дела. Речь идет о поклонении языческим богам. 44 не оставить у себя остатка. Смысл этих слов, возможно, в том, что обещанное в 5,10; 23,3 может остаться неисполненным. 44 Разве вы забыли нечестие... в земле Иудейской... на улицах Иерусалима? Эти слова служат напоминанием не только о грехах прошлого, но и о последовавшей за ними каре. Ср. 4Цар. 17,18–20 . 44 без ведома мужей наших. См. Чис. 30,6–10 . Женщинам принадлежал первая роль в поклонении богине Иштар. 44 по закону... по установлениям... по повелениям. Т.е. повинуясь заповедям Моисеева завета (см., напр., Втор. 11,1.32; 12,1 ). 44:29–30 Фараон Вафрий (598–570 гг. до Р.Х.) погиб от рук своих врагов, стремившихся лишить его власти. Его смерть явилась знаком того, что пророчества относительно участи тех, кто бежал в Египет, неминуемо сбудутся. Глава 45 45:1–5 Эта Глава рассказывает об обещании сохранить жизнь, которое Бог дал Варуху много лет назад. 45 в четвертый год Иоакима. В этот год Варух записал первый свиток речей Иеремии и читал их народу (36,1–3). 45 к болезни моей. Варух делил с Иеремией скорби и лишения, которыми сопровождалось служение пророка (см., напр., 11,18–23, а также 36,19). изнемог от вздохов. См. Пс. 6,7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Третья часть молитвы IX гл., – ст. 4, 5, 9, 13, 19 имеет несомненное соответствие в кн. Ездры – Неемии, Паралипоменон, но ближайшее ознакомление с составом данных стихов не позволяет считать и их заимствованными у авторов хроник. И прежде всего, 4 ст. IX гл. характерно отличается от Неем.1:5 отсутствием выражения «Боже небес». Оно свидетельствует, что сознанию Неемии предносилась молитва Соломона при освящении храма, «нет подобного Тебе Бога на небесах» ( 3Цар. 8:23 ), за что ручается и другая выдержка из нее: «да будут очи Твои отверсты, чтобы услышать молитву раба Твоего» ( Неем. 1:6 ; ср. 3Цар. 8:29 ). В противоположность этому 4 ст. IX гл. Даниила повторяет без всяких добавлений 21 и 9 ст. 7 гл. Второзакония. Независимость Даниила от Неемии подтверждается между прочим и свидетельством Талмуда. «Во Второзаконии 10:17, говорит он, читается: Бог великий, сильный и страшный. У Иеремии отсутствует третий эпитет – «страшный» ( Иер. 32:18 ); у Даниила – второй – «сильный» ( Дан. 9:4 ), но явились мужи великой Синагоги и ввели в употребление снова три эпитета» (см. Неем. 9:32 ). 5 ст. IX гл. Даниила: «согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво», а равно и 19: «Господи! прости» имеют одинаково точные параллели и в 3Цар. 8:47; 8:34 , и во 2 Парал. 6:37; 6:25. Но зависимость молитвы IX гл. от кн. Царств не подлежит сомнению: ее 18 ст. представляет бесспорное воспроизведение 4Цар. 19:16 . Ввиду этого естественнее думать, что и в двух рассматриваемых стихах – 5 и 19 – она повторяет не 2 кн. Паралипоменон, а 3 Царств. В параллель словам 5 ст. IX: «вэсôр мимицвотейка умиммишпатейка» – «отступили от заповедей Твоих и от постановлений Твоих», Байер ставит выражение Н. 1:7 «вэло шамарну ет гаммицвôт вэет гахукким вэет гаммишфатим» – «и не сохранили заповедей и уставов и постановлений». Но Неемия не знает, как видно, глагола «вэсôр»; в параллель выражению Даниила «вэсôр мимицвотейка» можно привести лишь «сур мин гаммицва» Вт. 17:20. Девятый ст. IX гл. Даниила «Ладонай елогейну гарахамим вэгасселихот» совпадает со своим предполагаемым оригиналом – 17 ст. 9 гл. Неемии: «вэатта сэлихот ханнун вэрахум ерек аппаим вэраб хесед» – «Ты Бог , любящий прощать, благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый», в одном лишь выражении «сэлихôт». Но за исключением этого последнего, 17 ст. 9 гл. Неемии является точным повторением 6 ст. 34 гл. кн. Исход. «Сэлихôт» – вставка в чужую речь и, судя по отсутствию данного выражения в лексиконе Неемии и компилятивному характеру стиха, не оригинальная, а заимствованная. Она могла быть взята из Дah. IX:9 ; «сэлихôт» повторено Неемиею, а «рахамим» опущено, так как в дополняемом им 6 ст. 34 гл. Исхода имеется уже слово «рахм». Если появление «сэлихôт» в Неем. 9:17 понятно, то при допущении зависимости от него Дан. 9:9 остается необъяснимым, почему из пяти эпитетов первого последний удерживает только два и притом «рахум» изменяет в «рахамим».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

1 . Бог. Восприятие Бога лежит в основе всех пророческих речей и проявляется во всех последующих основных темах. И все же кое-что можно сказать об исключительно Иеремиевом взгляде на божество. Многие основные темы книги уже появляются в первой главе. Это же верно и для понимания Бога. Он – Бог всего мира, и это становится ясно уже во время первого призвания Иеремии к пророческому служению, ибо Иеремия призван стать пророком для всех народов (1:5, 10, 15, ср. 25:1526, 27:28). Иудея, конечно, была не на последнем месте, но все же пророческая миссия охватывала весь мир. Поэтому довольно большая часть книги посвящена обращению к различным народам (главы 4651). Бог – это Господь всей земли, потому что создал весь этот мир и все его наполняющее (5:22, 8:7, 10:1213, 27:56, 31:3536). Он одновременно близок к каждому (вездесущий) и пребывает над всей землей (трансцендентный) (23:2324). Таким образом, Ему известны помышления каждого (11:20, 16:17, 29:23). В особенности же, Он – Бог Израиля, что подтверждается многочисленными напоминаниями на заключенный завет (см. далее). Но Он также Господь истории; все народы подотчетны ему (главы 4651), а Навуходоносор даже служил Ему (27:6). Для Израиля Он – источник живой воды (2:13), Бог, который избрал его и ввел его в землю (2:17). Он – муж и отец этой нации (2:2, 3:15,19, 31:9:32), ибо возлюбил ее (31:3) и был терпелив к ней (9:24, 31:3, 32:18, 33:11). Поэтому другие «боги» было вовсе и не богами, а бесполезными идолами (2:5:11). Они подобны расколотым водоемам и бессильны что-либо изменить (2:13:28). 2 . Завет. Пророков обычно называют посредниками завета. Это особенно верно для Иеремии. Везде книга подразумевает завет и наполнена лексикой завета, в особенности из книги Второзаконие. Иеремия знал, что Израиль был избран во время Исхода (2:27, 7:2122, 16:1415). Сильную тему суда можно понять только в контексте 28 главы Второзакония и проклятий завета (см. далее в разделе «Грех»). В книге есть многочисленные ссылки на закон (2:8, 6:19, 8:8, 18:18), заповедь (32:11, 35:14,16:18), избрание (33:24), покорность (3:13, 7:23, 11:4, 17:24), на непослушание («не слушали» 7:24,26, 11:8, 19:15) и «Мой народ» (2:11,13, 5:31, 8:7, 14:17). Тема завета особенно подчеркивается в 11 главе (ст. 113), потому что они нарушили его (см. также 14:21, 22:9, 32:40, 33:20,21, 50:5; слова «этот завет», 11:1 встречаются во Втор.5:3, 29:9:14 ). Иеремия восторгается царем Иосией, который привел народ к обновлению завета (22:1516; 4Цар.2223 ). В будущем Иеремия видит заключение нового завета (31:3134, см. ниже).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

20-й и последний царь Иудейский – Матфания, Навуходоносором переименованный в Седекию (евр. Цидкийягу), был дядей Иехонии, младшим сыном Иосии, рожденным от одной матери с Иоахазом (ср. стих 18 с 4Цар.23:31–36 ; ср. Иер.37:1 ). Уже факт перемены имени Навуходоносором новому царю иудейскому (ср. 4Цар.23:24 ) указывал, что царскую власть последний получил лишь под условием абсолютной вассальной зависимости от вавилонского царя. Но Навуходоносор, кроме того, взял с Седекии клятву именем Бога, или присягу на верность себе ( 2Пар.36:13 ; Иез.17:13 ); клятву эту он, однако, впоследствии нарушил (год отложения его от вавилонского царя в библейском тексте не указан). Общее настроение и направление деятельности Седекии было небогоугодное (ст. 19, ср. Иер.37:3 ); Иудейское царство, вследствие внутреннего разложения своего, готово было стать предметом и жертвой гнева Божия (ст. 20, ср. ст. 3). По-видимому, с целью возвратить часть пленников иудейских из Вавилона, Седекия сначала посылал туда посольство ( Иер.29:3 и далее), а затем в 4-м году царствования своего, вероятно, с тою же целью предпринимал путешествие туда ( Иер.51:59 ), но то и другое было тщетно. Между тем соседние племена – идумеяне, моавитяне, аммонитяне и финикияне задумали соединиться и совокупными силами сбросить иго Вавилона, к этому располагали и Седекию, приглашая вступить в свою коалицию ( Иер.27:3 ). Решившись на это ( Иез.21:20,28 ), вопреки увещаниям пророка Иеремии ( Иер.27:4 и далее) и под влиянием и ободрением ложных пророков ( Иер.28:1 ), Седекия послал за помощью и союзом к египетскому фараону Офре (26-ой Саисской династии, в 589–570 гг. ) ( Иез.17:15 и далее ). Затем последовало открытое восстание Седекии против вавилонского царя, вызвавшее новый и роковой для Иудейского царства поход Навуходоносора на Иерусалим и Иудею ( 4Цар.25:1 ). Рассказ ( 4Цар.24:184Цар.25 ) почти буквально сходен с последней ( Иер.52 ) главою книги пророка Иеремии, только в последней нет сообщения ( 4Цар.25:22–26 ), а в 4 книге Царств не имеется вычисления ( Иер.52:28–30 ). Взаимное отношение этих параллельных повествований, священно-исторического и пророческого, вполне аналогично отношению между ( 4Цар.18:13–20 ) с одной стороны и ( Ис.36–39 ) с другой, т. е. каждое из параллельных повествований имело в основании своем общий источник – священную летопись событий, составленную кем-либо из современных пророков-историографов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

36–37 ст. В заключение настоящей речи пророк еще раз (ср. выше – 18 ст.) напоминает народу иудейскому, что надежда его на помощь и поддержку со стороны египтян напрасна: «так как (понеже, τι) ты презрел (презрела еси, ср. лукавновала еси – 33 ст., рекла еси – 35 ст.) все вразумления и предостережения пророков и продолжал повторять свои поступки (еже повторити пути твоя); то посрамишься и от египтян, подобно тому как посрамился (постыдена еси, ср. презрела еси) от ассириян (36 ст.), потому что (яко) и оттуда выйдешь с руками на голове, – и все это потому, что отверг (отрине) Господь того, на кого ты надеешься (надеяние твое) и поэтому не будет тебе никакого успеха в нем» (37 ст.). Иудеи, как уже замечено выше (см. прим. к 18 ст.), по мере того, как замечали упадок своего могущества, более и более обнаруживали склонность – искать иноземной помощи и поэтому вступали в союз то с ассириянами, то с египтянами. В бесполезности своих надежд на ассириян, иудеи убедились горьким опытом при Ахазе ( 4Цар. 16:7–9 ; 2Пар. 28:21 ) и Иосии ( 4Цар. 23:29 ). Но эти уроки истории не вразумляли их: после несбывшихся надежд на ассириян при Ахазе, преемник последнего Езекия стал искать помощи у египтян ( 4Цар. 18:21–24 ); точно также после бесплодной надежды на ассириян Иосии, преемник последнего Иоаким искал дружбы с египтянами и от них ждал помощи против усилившейся к этому времени на востоке монархии вавилонской. Предупреждая иудеев в бесплодности этой надежды, пророк говорит им, что они посрамятся в надеждах своих на египтян точно так же, как посрамились в надеждах на ассириян. Оттуду (т. е. из Египта) изыдеши и руце твои на главе твоей – этими словами пророк наглядно выражает ту мысль, что иудеи, отправившиеся в Египет за помощью, возвратятся оттуда опечаленные, следовательно не получат того, за чем пойдут, так как «идти с руками на голове» у евреев служило знаком глубокой печали и горя ( 2Цар. 13:19 ), подобно тому, как ходить с руками на пояснице было знаком самых тяжких страданий ( Иер. 30:6 ). – Яко отрине Господь надеяние твое – в этих словах указана причина того, почему надежда иудеев на Египет будет напрасною; причиною этого служит отвержение Богом египтян. Египтяне могли бы быть полезными союзниками для иудеев, если бы сами в свою очередь пользовались покровительством Божиим; но Бог отверг их, и вследствие этого они стали бессильными сделать что-нибудь (ср. Пс. 126:1 ; Ис. 10:15 ). Исполнение этих слов пророка иудеи увидели, когда фараон Неахо, на которого, как на союзника своего, возлагал надежды Иоаким ( 4Цар. 23:25 ), потерпел поражение от руки Навуходоносора, царя вавилонского при Кархемисе ( 4Цар. 24:1 ; Иер. 46:2 ). Победив египтян, Навуходоносор в том же году (4-й год Иоакима) напал на Иудею, самого Иоакима заковал в оковы ( 2Пар. 36:6 ) и многих из иудеев отвел в плен и в том числе пр. Даниила ( Дан. 1:1–4 ). 3. Обличение иудеев в отступлении от завета Господня. (Продолжение). Глава 9

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

29 заключить завет с Господом. См. ком. к 15,12. да отвратит от нас пламень гнева Своего. Бог должен был отвратить Свой гнев от народа в случае, если тот покается в грехах и снова станет оказывать подобающее почтение храму. 29:12–14 Летописец называет потомков трех родов Левия (29,12) и трех семейств певцов (29,13.14), подчеркивая, что предприятие Езекии пользовалось поддержкой со стороны всех левитов и имело задачей восстановить порядок богослужения, установленный некогда Давидом и Соломоном (см. ком. к 1Пар. 6,1–81 ). 29 из сыновей Елицафановых. Елицафан был видным начальником из числа потомков Каафы ( Чис. 3,30 ). 29 вошли священники внутрь дома Господня... левиты. Сообщая эти подробности, летописец подчеркивает, что все, совершаемое Езекией, находилось в строгом соответствии с требованиями закона Моисеева. к потоку Кедрону. Ср. 15,16; 30,14; 4Цар. 23,4.6.12 . 29:20–36 Рассказ об освящении Езекией храма делится на три части: жертвы, принесенные начальниками народа (29,20–24), организация музыки и пения в храме (29,25–30), жертвы, принесенные народом (29,31–36). 29 на жертву о грехе. См. Лев. 4,1 5,13. за царство и за святилище и за Иудею. Жертвы приносились от лица представителей царского рода, священников и левитов, а также от простого народа. Все эти социальные группы запятнали себя отступничеством в годы царствования Ахаза ( 4Цар. 16,1–20 ). 29 всего Израиля... всего Израиля. В повествовании об эпохе воссоединенного царства (29,1 36,23) этим выражением обозначается весь народ, без разделения на северян и южан (30,1; 31,1; 35,3; см. ком. к 10,1; 1Пар. 11,1 ). Езекия повелел, чтобы всесожжение было принесено не только за одну Иудею (29,21), но и за северную и южную части страны вместе. Озабоченность царя судьбами обоих царств уподобляла его Давиду и Соломону (см. ком. к 1Пар. 11,1 ), а также предваряла его желание сплотить народ воедино в праздновании Пасхи (30,1–6). 29:27–30 пение Господу. См. ком. к 1Пар. 15,16–24 . 29 это сделалось неожиданно. Очищение и возобновление храма заняло меньше трех недель (29,3.17); народ увидел в этом неоспоримое свидетельство сопутствовавшей ему Божией помощи. Глава 30

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

2. Победа Амасии над Едомом в долине Соляной, 2 Паралипоменон 25:1–16 (ср. 4Цар. 14:1–7 ) Амасия (796–767 гг. до Р.Х.) взошёл на царский престол в Иудее, когда сирийское иго ослабело. С целью возвращения Едома под влияние Иуды он собрал армию и побил 10 тысяч едомлян в долине Соляной, южнее Мёртвого моря. Ещё 10 тысяч едомдян были сброшены со скалы и разбились насмерть. Амасия пришёл в Селу, известный в Едоме город, покорил его и назвал Иок- феилом (синяя пунктирная стрелка до долины Соляной и Селы-Иокфеила). Как и его отец Иоас, Амасия начинал хорошо, но закончил плохо. Он взял богов едомлян и сделал их своими богами, чем навлёк на себя осуждение Яхве. 3. Победа Иоаса (Израиль) над Амасией (Иуда) в Вефсамисе, 2 Паралипоменон 25:17–28 Когда сирийское иго пало, Израиль и Иуда пересмотрели отношения друг с другом. Вдохновлённый победой над Едомом, Амасия бросил вызов Иоасу. Возможно, у него были большие планы по возвращению Северного царства в дом Давидов. Но Писание ясно говорит, что причиной будущего унижения Амасии было то, что он стал «прибегать к богам идумейским». Иоас захватил Амасию в Вефсамисе (Иуда), затем пришёл в Иерусалим, разрушил 200 метров северной стены города и взял всё, что хотел, из сокровищницы храма (тёмнокрасная пунктирная стрелка и красный знак противостояния в Вефсамисе). Но на этом проблемы Амасии не закончились. С тех пор, как он обратился к другим богам, его пытались убить. Он убежал в Лахис, но был пойман и убит. Ещё одно правление, начинавшееся так многообещающе, закончилось печально. 4. Иеровоам II: восстановление границ Израиля дальше Дамаска, 4 Царств 14:15–29 Об Иеровоаме II (782–753 гг. до Р.Х., совместное правление с Иоасом с 792 г. до Р.Х.) в Библии сказано мало. Во 2-й книге Паралипоменон его имя не упоминается вообще. В 4Цар. 14 ему поставлена низкая оценка за духовное отступничество, а затем сказано, что он расширил территорию Израиля, как предсказывал пророк Иона: Он восстановил пределы Израиля, от входа в Емаф до моря пустыни, по слову Господа, Бога Израилева, которое Он изрёк через раба Своего Иону, сына Амафии, пророка из Гафхефера ( 4Цар. 14:25 , тёмно-красные стрелки к Дамаску и на север за пределы карты к Емафу).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010