«Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы». Из этих слов видно, что (иудействующие) проповедовали галатам не только обрезание, но и необходимость соблюдения иудейских праздников и новомесячий». 352 14) Иконы нужно истребить, как истребил Езекия медного змея ( 4Цар.18:4 ), потому что и теперь бывают случаи названия иконы Богом. Царь истребил змея, потому что «на Господа уповал» ( 4Цар.18:5 ), а сыны Израилевы кадили змею и называли его «Нехуштан», т.е. чародейный змей, обоготворяли его. Для исправления человеческих недостатков в Новом Завете – иной порядок, чем в Ветхом. Так по закону Моисееву, женщину, взятую в прелюбодеянии, предписывалось побить камнями ( Втор.22:22 ), но Господь простил такую женщину, только под условием, чтобы она впредь не грешила ( Ин.8:3–11 ). Сектанты извращают Священное Писание; неужели следует отсюда истребить его? Люди злоупотребляют языком: «им благословляют Бога и им проклинают человека» ( Иак.3:9 ); неужели нужно язык уничтожить? Простолюдины, правда, иногда называют икону Богом, но это сокращенная форма словоупотребления вместо полной: изображение Бога. Например, «сделай из золота двух херувимов» ( Исх.25:18 ), ср. «сделал резные изображения херувимов» ( 3Цар.6:29 ). Моисей называл ковчег «Господом» ( Чис.10:35–36 ), очевидно, не в буквальном смысле. Мы портрет царя называем царем, тогда как нужно сказать изображение царя. Если же кто из христиан называет по неведению икону Богом, то должно не икону истребить, как хотят сектанты, а разъяснить немощному брату разницу между иконой и Богом. «Любовь», – говорит апостол, – «не радуется неправде, а сорадуется истине» ( 1Кор.13:6 ). 15) О ковчеге читай: Иер.3:16 . Пророчество Иеремии исполнилось, так как ковчега завета, устроенного Моисеем, нет у евреев (ср. 2Мак.2:4–7 ), и потому они «не приходят к нему». Эти пророческие слова касаются евреев, а не христиан, у которых будет восстановленная скиния Давидова ( Амос.9:11 ; Деян.15:16 ) и исправленная ( Евр.9:10 ). Так исправление ветхозаветных священных изображений в Новом Завете состоит в том, что Бог изображается в человеческом виде, тогда как евреям, склонным к идолопоклонству, образ Божий не был показан ( Втор.4:15–16 ), почему и ковчег для них заменял изображение Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

2) в Мф. 17 упоминается ДИДРАХМА, греч. монета, которой иудеи платили ежегодную подать на Храм в соответствии с обязательством ( Неем. 10:32 ). Размер этой подати был, однако, приравнен к тому, что указан в Исх. 30:13 ; Исх. 38:26 . Т.о., дидрахма (­ два динария) равнялась половине евр. сикля (шекеля). Позднее дидрахма вышла из обращения. Вместо нее, наряду с динарием, появился СТАТИР ( Мф. 17:27 ), или тетрадрахма, равный четырем драхмам или одному сиклю. СРЕБРЕННИКИ ( Мф. 26:15 ), предложенные Иуде за предательство, вероятно, были монетами стоимостью в сикль (ср. Зах. 11:12 ) или в тетрадрахму; 3) самыми крупными из встречающихся в НЗ денежных единиц являются греч. МИНА ( Лк. 19:13 ), равная 100 драхмам, и греч. ТАЛАНТ ( Мф. 18:24 ; Мф. 25:15 ), равный 60 минам ­­ 6000 драхм. IV. Определить сегодняшнюю стоимость всех этих монет и слитков трудно, т.к. точные сведения о покупат. способности Д., имевших хождение в ветхозаветные и новозаветные времена, отсутствуют. Дошедшие до нас указания цен на отдельные товары далеко не всегда отражают реальные цены того времени (ср. Лев. 5:16 ; 3Цар. 10:29 ; 4Цар. 6:25 ; 4Цар. 7:1 ). Но в НЗ все же имеются сведения, на основе которых можно сделать некоторые выводы. Согл. Мф. 20:2 , рабочие на винограднике получали в день один динарий, а согл. Откр. 6:6 , столько же стоит хиникс пшеницы, т.е. дневной рацион мужчины; учитывая все это, можно предположить, каким был уровень цен. Обычные расчеты на основе содержания в монете драг. металлов не дают нам истинного представления о том, сколько тогда в повседневной жизни «стоил» один динарий. Если мы хотим соотнести новозаветные цены с современными, то за основу следует брать дневную оплату труда, причем полученные результаты можно рассматривать лишь как весьма приблизительные. Во всяком случае, плата за рабочий день в размере одного динария была, видимо, не очень высокой. Миро, которым Мария из Вифании умастила Иисуса ( Мк. 14:5 ), стоило 300 динариев ­­ плата за 300 дней, т.е. почти годовой заработок наемного работника.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

По свидетельству Чис.14:25,43,45 . Хананеи жили с Амаликитянами вместе в горной стране, которая образует южную границу Ханаана. Это были вероятно специально те Кенеи, которых жилища здесь, изображаются очень гористыми. Поводом выставить их как представителей Хананеев для Валаама послужило вероятно то, что они прежде всего из Хананеев выступили с враждою к Израилю, а затем и то, что они жили вместе с Амаликитянами, так что мысленный переход от этих к ним был близко. Ряд народов определяется местностью их жилищ (Hengstenb. Bil. S. 190–192). Подтверждение этого взгляда по-видимому находится у Бругша в Истор. Египта. 230–240. 313 Можно думать, что часть Кенеев была уведена в плен во время древнейшего похода Ассириян на Палестину при Хусарсаееме, о котором нам почти ничего неизвестно ( Суд.3:8 ), а часть впоследствии при Феглаееласаре 4Цар.15:29 и Сеннахериме 4Цар.17:13 . По намекам египетских летописей (Бругш, 238–239) Ассирия уже во время Валаама и Моисея представлялась грозною для Египта и народов Ханаанских. По мнению Раулинсона, скоро после этого, именно 1300 г., Тиглатинин Ассирийский завоевывает Халдею и делается властелином всей Месопотамии (см. у Бругша Егип. 303. прим. 1. Раулинсона Ancien. Monarch. Chaldea V. 1. Sch. VIII. p. 149–151,167–168 и 171. Изд. 2. 1871). По свидетельству Быт.10:9–12 Ассур –основатель Ниневии, Реховофа, Калаха и Ресена, вышел изъ земли Сенаар, где вначале управляли Вавилоном, Аккадом, Эрехом и Халне (предполагаемый Д. Хвольсоном основатель арабской династии в Месопотамии) Нимрод. Во всяком случае упоминание в упомянутой главе Ассура после Нимрода в виду указанных выше соображений Д. Хвольсона заслуживает особаго внимания. 314 Выражение со стороны или , как у LXX (κ χειρν), можно переводить «от столбов» (ср. 1Цар.15:12 . Пс.140:6 ), под каковыми тогда разумелись отроги Киттимских гор Амануса и Гавра, которые на языке египетских памятников назывались «четырьмя столбами неба» (Бругш. Егип. 284 ср. 351). Под именем Киттим здесь разумеется некоторая страна.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

VII, 14– Δαβ´δου φλος, друг Давида – название, напоминающее титул Хусия ( 2Цар.15:37, 16:17 ) ); некоторые (Гретц, проф. М. Гуляев 2 ) отождествляют Рисия со священником Ира ( 2Цар.20:26 ). «Сильные Давидовы» (евр.: гибборим ашер ле Давид; LXX: ο δυνατο το Δαβιδ, Vulg.: robur exereitus D. ) – гвардия телохранителей Давида, числом 37 ( 2Цар.23:8–39 ; 1Пар.11:10–47 ), называются также Хелефеи и Фелефеи (евр. Крети, Плети), ниже ( 3Цар.1:38,44 ), ср. ( 2Цар.15:18,20:7 ; 1Пар.18:17 ), начальником их был Ванея ( 2Цар.8:18 ; 2Цар.20:23 ). По примеру Авессалома ( 2Цар.15:8–12 ), Адония устраивает для участников заговора пиршество (с жертвоприношением – для придания делу религиозного отпечатка) «у камня Зохелет, что у источника Рогель» (евр.: им эбен (газ) Зохелет ашер ецел Эйн-Рогел. LXX: μετ λθου τ Ζωελεθ ς ν χμενα τς Ρωγηα. Vulg.: juxta lapidem Zocheleth, qui erat vicinus funti Rogel): камень или скала Зохелет (по Евсевию и блаж. Иерониму. Onomastic, 471, Ζωελθ, Zoeteth) – по словопроизводству – «ползучий» камень или камень «змея» (может быть, название это имеет связь с «источником Драконовым» ( Неем.2:13 ), но, без сомнения, оно не имело никакого отношения к почитанию «медного змия» ( 4Цар.18:4 ), как толкуют некоторые западные экзегеты). Источник Рогель или Эйн-Рогель ( Нав.15:7,18:16 ), (Onomastik. 804) лежал на границе Иудина и Вениаминова колен, принадлежа по разделу к последнему (цит. мм.), к юго-востоку от Иерусалима ( 2Цар.17:17 ), в прекрасной плодородной равнине; по И. Флав. (Иудейские Древн. VII, 14, 4), «вне города, у ручья, в царском парке» ( ν τ βασιλικ παραδεσω). Теперь его отождествляют с источником Бир-Эйюб на юго-восток от Иерусалима, при соединении долин Иосафатовой и Гинномовой (Robinson. Palastina. Bd. II (1841), 138 ff. ). 3Цар.1:11 .  Тогда Нафан сказал Вирсавии, матери Соломона, говоря: слышала ли ты, что Адония, сын Аггифин, сделался царем, а господин наш Давид не знает о том? 3Цар.1:12 .  Теперь, вот, я советую тебе: спасай жизнь твою и жизнь сына твоего Соломона. По жестокому обычаю древности, доселе сохраняющемуся на Востоке, при всех насильственных политических переворотах новый царь истреблял всех родственников и членов дома своего предместника или противника (ср. Суд.9:5 ; 3Цар.15:29 ; 4Цар.10:6–13,11:1 ): это подтверждает и последующая судьба Адонии ( 3Цар.2:24–25 ). В случае осуществления заговора последнего Соломону и его матери грозила бы подобная опасность, которую и считает долгом предотвратить пророк Нафан. По выражению Давида ( 1Пар.22:5 ) Соломон в данное время был «молод и малосилен», а по словам молитвы Соломоновой по вступлении на престол ( 3Цар.3:7 ) он был «отрок малый»; однако из снесения ( 3Цар.11:42 ) с ( 3Цар.14:21 ) оказывается, что при вступлении на престол у Соломона был уже однолетний сын Ровоам, следовательно, Соломон имел тогда, по крайней мере, 18 лет (По И. Флав. Иудейские Древн. VIII, 7; 8–12 лет).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

27–28 ст. Предстоящее народу иудейскому бедствие от руки врагов неотвратимо: иудеи, оставившие теперь Господа (обратиша ко Мне хребты, а не лица) и кланяющиеся каменным и деревянным истуканам, во время бедствия (озлобления своего), которое постигнет их, одумаются, сознают тщету своего идолослужения и обратятся с молитвою о помощи к Богу Истинному (27 ст.), но уже будет поздно, эта молитва их не будет услышана, им будет сказано: «где же твои боги, которых ты сделал себе? пусть они встанут и спасут тебя от бедствия, ведь их много у тебя» (28 ст.). Где суть бози твои, яже сотворил еси себе; да возстанут и избавят тя во время озлобления твоею. Такой ответ на молитву: возстани и избави нас содержит отказ в помощи и вместе осуждение просящих. Последние во дни благополучия служили бездушным идолам, забыли о Боге, и на все вразумления и угрозы пророков не обращали никакого внимания (25 ст.), а когда настанет возвещенное пророками наказание, то не находя помощи у своих излюбленных идолов, обратятся с молитвою об этом к Богу Истинному. Но так как это будет уже поздно: времени для раскаяния было, по милосердию Божию, дано достаточно, но они не воспользовались этим временем и продолжали коснеть в своем нечестии, – то долготерпению Божию придет конец и наступит время наказания. 29–35 ст. Второю причиною отвержения Богом народа иудейского, а вместе и причиною предстоящих бедствий служит то: а) что иудеи, будучи наказываемы Богом, не обращают никакого внимания на эти вразумления (29–30 ст.). Вскую глаголете ко Мне (29 ст.) – этими словами, как можно догадываться по сравнению их с предыдущими: во время озлобления своего рекут: возстани, и спаси нас (27 ст.). выражается та мысль, что молитва народа иудейского о помиловании тогда уже не будет услышана (ср. объяснение 28 ст.); в дальнейших словах указана и причина этого: ибо все вы нечестиво поступали и беззаконничали (ср. Ин. 9:31 : вемы, яко грешники Бог не послушает). – «Напрасно поражал Я детей ваших, вы не воспользовались этим вразумлением (наказание не приясте) меч ваш истреблял (пояде) пророков ваших, как лев истребляющий (погубляяй), и вы не убоялись» (30 ст.). Здесь чадами названы молодые люди, безвременно погибшие в напрасных войнах с врагами в защиту своего отечества, клонившегося к упадку. Под пророками, погибшими от меча, вероятно, разумеется Захария, сын Иодая, побитый камнями, по повелению Иоаса, царя иудейского ( 2Пар. 24:20 и далее), а также и многие из убитых по воле Манассии, царя иудейского ( 4Цар. 21:16 ), между которыми были вероятно и пророки, по крайней мере предание говорит, что в числе убитых Манассиею был пр. Исаия (ср. введение к книге пр. Исаии). Значит, и в этом отношении иудеи следовали гибельному примеру израильтян, которые также убивали пророков Божиих ( 3Цар. 18:4, 19:10 , ср. Ос. 6:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

горький. Горечь есть следствие греха (ср. 2Цар. 2,26 ; Притч. 5,4 ). 8 жажду слышания слов Господних. См. Втор. 4,28.29; 32,20 ; ср. Ос. 3,4 . Так, в период Судей, когда в народе широко распространилась греховность ( Суд. 21,25 ), «слово Господне было редко» ( 1Цар. 3,1 ; ср. Лк. 17,22 ). 8 от моря до моря. Это распространенное на древнем Ближнем Востоке географическое понятие буквально означало: от Средиземного моря до Персидского залива. 8 от жажды. Имеется в виду жажда как физиологическая (ср. 4,7.8), так и духовная (8,11). девы и юноши. Даже у людей молодых и крепких иссякнут жизненные силы (ср. Ис. 51,20 ). 8 клянутся. Клятва именем какого-либо божества на древнем Ближнем Востоке была равносильна признанию его своим богом. Идолопоклонники, ложно думая, что клянутся своими богами ( Иер. 5,7 ), в действительности клялись демонами ( Втор. 32,17 ). Глава 9 9:1–10 Видение Господа, стоящего над жертвенником. 9:1–6 В предыдущих четырех видениях Амос выступал как посредник между Богом и людьми или держал ответ перед Господом, вопрошавшим его. В этом видении он уже является не действующим лицом, а только рассказчиком увиденного. 9 над жертвенником. Более точный перевод: «у жертвенника» (см. 7,7 и ком.). ударь. Это повеление Господь дает не Амосу, а, по-видимому, ангелу ( 2Цар. 24,15.16 ; 4Цар. 19,35 ). обрушь их на головы всех их. Иначе: «срежь их капители колонн, срежь их все». Эти слова звучат как повеление кому-то (возможно, ангелу) разрушить храм, так чтобы он упал на головы находившихся в нем ( Суд. 16,29.30 ). остальных же из них. Господь не допустит, чтобы кто-нибудь остался в живых. 9:2–4 Здесь особо подчеркивается невозможность укрыться от гнева Господа, Который вездесущ. на небо. Выражение беспредельной власти и могущества Бога (ср. Ис. 7,11 ). См. Пс. 138,7–12 . 9 Кармила. Покрытая лесами гора у западного предела земли израильской. морскому змею. Морское чудовище, возможно, левиафан, о котором говорится в Ис. 27,1 . 9 плен. Одно из проклятий завета в наказание за непокорность Господу ( Втор. 28,41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

18:4. Возвещая о суде над Вавилоном, Иеремия (так же как и в этом тексте) призывает свой народ ( Иер. 29:4–10 ) бежать из этого города, поскольку Бог намеревается уничтожить его ( Иер. 51:6,45 ; ср.: Зах. 2:7 ); даже присутствие некоторого числа праведников не отменит суд (ср.: Быт. 19:17 ). (В Свитках Мертвого моря праведные должны были «отделиться» от «детей погибели»; в одном из комментариев ессеев на книгу Наума говорится, что когда беззакония тех, кто привел людей к отступничеству, проявятся во всей своей полноте, то праведные Ефрема должны выйти от них и воссоединиться с истинным Израилем.) Необходимость выйти из города, судьба которого предрешена, не оставляла сомнений у каждого, кто верил в это «пророчество (ср.: Тов. 14:8 ; Исх. 9:20,21 ). 18:5. Иудеи признавали ветхозаветное установление (напр.: Быт. 15:16 ; 4Цар. 22:20 ) о том, что если суд Божий откладывается, то это означает лишь накопление возмездия за грехи многих поколений до тоговремени, когда Бог обрушит Свои суды на еще более развращенное поколение (также Мф. 23:34–36 ). 18:6. Возмездие нечестивым за их грехи, которые заключались в плохом обращении с ближними, было знакомой темой Ветхого Завета (см.: Неем. 4:4 ; Есф. 9:25 ; Пс. 7:16,17; 34:8; 56:7 ; Прит. 26:27; 28:10 ; Дан. 6:24 ; Иер. 50:15,29 – о Вавилоне; Авд. 15 ); двойное воздаяние указывает на то, что возмездие это исполнится сполна ( Ис. 40:2 ). О чаше с вином суда ср.: Пс. 74:9 ; Ис. 41и другие ссылки в коммент. к Отк. 14:9,10 . 18:7. Здесь Иоанн цитирует Ис. 47:8,9 (эти тексты используются и в Сивиллиных оракулах). Он осуждает высокомерие Вавилона, его самодовольство и ни на чем не основанную уверенность в своей безнаказанности (ср.: Ис. 32:9 ; Иер. 48:11; 49:31 ; Иез. 16:49 ; Ам. 6:1 ; Авд. 3 ). Непомерная роскошь Рима (в том числе умение потворствовать толпе, предоставляя ей «хлеб и зрелища») обеспечивалась за счет других народов, таких, как обложенные тяжелыми налогами египетские крестьяне. Бездумная и пустая жизнь римской знати вызывала гнев Бога; ср.: Ам. 4:1,2 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Потом упомянув об избиении сыновей Седекии и об ослеплении его, опять говорит: «в пятый месяц, в десятый день месяца прииде Новузардан архимагир, стоящь пред лицем царя Вавилонска, во Иерусалим, и сожже храм Господень и дом царев, и вся домы градския, и всяк дом велик сожже огнем, и всяку стену Иерусалимлю окрест разори сила Халдейска, яже бяше со архимагиром».(Иер.52:4—7, 12—14 ср. 4Цар.25:1—10). Слышишь, как в десятый месяц девятого года, Навуходоносор осадил Иерусалим. Потом в четвертом месяце десятого года, говорит, город был разрушен, а в пятом месяце, утверждает, и самый храм и весь город сожжен был архимагиром. Итак, я указал причины, по которым они считали несчастными четвертый, пятый и десятый день. Но необходимо сказать еще, что это за седьмой день. Когда архимагир взял Иерусалим; то поставил Годолию начальником над останками Иудеев во Иерусалиме. Сделав такое распоряжение, он удалился в Вавилон. Когда же уцелевшие Иудеи узнали о таких происшествиях; то собрались во Иерусалим и питали надежду поселиться там. Но в седьмой месяц, как написано (4Цар.25:25. и д. Иер.41), Годолию убил Измаил. И рассеялся тогда весь народ и убежал в страну Египетскую и там погиб. По этой-то причине они считали несчастным и седьмой день и самый месяц. Таков был повод к установлению постов. Поелику же по миновании бедствий, по возвращении Израиля во Иерусалим и по прошествии скорбных дней, не следовало уже поститься и сетовать; то повелевает переменить плач на радость и увеселяться тем, что они получили от Бога, или вспоминать о том, за что они были наказаны некогда, когда необузданно грешили и бесстыдно предавались всему противоестественному.    Сие совершил и Христос по отношению к нам; ибо Он «обрати плачь наш в радость, растерза вретище и препояса веселием» (Пс.29:12), по слову Псалмопевца. Ведь мы отнюдь не подвергаемся обвинению за то, что некогда не зная Бога и поклоняясь твари вместо Творца, пали под ноги врагов и преданы были в неискусен ум; напротив благодарим за то, что мы помилованы и спасены и избавлены из руки врагов и живем во святом городе, то есть церкви и удостоились наконец выражать благоговение к Нему молитвами и духовными жертвами, — и любовь имеем и из божественного Писания научены считать это за мир, истину и источник высшего наслаждения, ибо «Он есть мир наш» (Еф.2:14): Он, как я сказал, есть и Истина.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

24 Глава семейства наравне с меньшим братом своим. В данном случае летописец видимо имеет в виду противоречия, возникшие между священническими семьями в современную ему эпоху. Установленное при Давиде равноправие всех семей должно было послужить примером восстановленной общине (см. ком. к 24,5). Глава 25 25:1–31 Здесь летописец в очередной раз свидетельствует о своем интересе к богослужебным музыке и пению (см. ком. к 15,16–24). 25 начальники войска. Упоминание о том, что Давид делал свои назначения совместно с военачальниками (ср. 11,10; 12,32), должно было придать этим назначениям больший авторитет в глазах членов восстановленной общины. чтобы они провещавали. Летописец неоднократно представляет служителей храма в роли пророков ( 2Пар. 20,14–17; 24,19–22; 29,30; 35,15 ; ср. 4Цар. 23,2 ; 2Пар. 34,30 ). Тем самым он выражает свою уверенность в том, что священникам предстоит сыграть видную роль в восстановлении царства ( Зах. 6,9–15 ). 25 бросили они жребий о череде служения. См. ком. к 24,5 и 24,31. 25:9–31 первый жребий... двадцать четвертый. См. ком. к 24,7–18. Глава 26 26:1–19 распределение привратников. Обязанности привратников описаны в 9,22–29. 26 Сыновья Овед-Едома. См. ком. к 13,13. 26 потому что Бог благословил его. Летописец неоднократно указывает на многочисленное потомство как на знак Божиего благословения (см. ком. к 13,13). 26:13–16 жребии... жребий. О бросании жребия см. ком. к 24,5. 26 на восток. Восточные ворота были главным входом в храм и охранялись шестью левитами (26,17). 26 Овед-Едому на юг. Через Южные ворота в храм входил царь; таким образом Овед-Едому выпала большая честь (26,4.5). 26:20–32 Левиты. Левиты были назначены на служение как в храме (26,20–28), так и за пределами Иерусалима (26,29–32). 26:20–28 смотрели за сокровищами. Речь идет о сокровищах храма (29,6–9; 2Пар. 4,1–22; 34,9–11; 36,7.10.18.19 ). На левитов возлагалась обязанность собирать их и следить за их сохранностью. 26:26–28 Давид... Самуил... Саул... Авенир... Иоав. Очевидно, что летописец называет не все пожертвования в храмовую сокровищницу, а только те из них, которые были сделаны наиболее известными людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

В заключение в данном разделе пророк передает слова Бога, напоминающие о времени, когда Вавилон служил орудием в Его руках (20–23). Но упоминается об этом только для того, чтобы в ст. 24 добавить, что пришел конец гневу Божьему на Свой народ. 51:25–32 Народы против Вавилона. В нападении множества народов на Вавилон заключается иронический поворот судьбы, поскольку в свое время Вавилон сам покорил многие страны, не только Иудею, и все это было также по велению Божьему (27:4–8). Теперь мидийцы изображаются как ведущая сила этих народов (28), подобно тому, как в свое время Вавилон командовал своими союзниками (ср.: 4Цар. 24:2 ; ср. также в ст. 27 совершенную перемену в сравнении со сказанным в 46:23). Вавилон изображается в момент своей последней отчаянной агонии, обессиленный и сломленный, и теперь его укрепленные стены и защитные рвы не помогут ему устоять против вражеских сил и их безжалостной стратегии (29–32). 51:33–44 Триумф Иудеи. Речь иудейского народа, пострадавшего от Вавилона (34–35), напоминает Пс. 136 внушающей ужас молитвой о мести угнетателю. Тем не менее за этим следует ответ Господа, в котором Он вновь обещает падение царства, ибо Он вступился в его дело (36; ср.: 50:34). Как и в предыдущем отрывке, здесь говорится о богатых водных ресурсах города (36), поскольку он располагался на Евфрате в Месопотамии, в Междуречье. Упование на природные богатства и иные преимущества не поможет спастись от Божьего гнева. Сесах (41) – прозвище Вавилона (ср.: 25:26). Вил (44) – это один из вавилонских богов (ср.: Ис. 46:1 ), которому не удалось взять верх над Господом. 51:45–58 «Выходи из среды его». Заключительная часть пророчества о Вавилоне содержит повеление пленникам бежать, потому что теперь их время пришло (45–46). Освобождение не было результатом необратимого действия Бога, но требовало вначале действенного проявления веры, послушания и мужества от народа, который мог быть сломлен часто повторяющимися слухами о падении города, вначале внушающими надежду, а затем приводящими к разочарованию. (Подобный призыв видим в Ис. 55:6 .) В ответ на такие опасения последовало ободрение (47–48).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010