Согласно этому повелению, Иоанн должен снова безбоязненно возвещать свою пророческую весть, не только в Церкви, но перед всем миром и обо всем мире. Эта пророческая задача исполняется в Откр.11:3–14 и в последующих главах. Таково «линейное» прочтение главы 10. Но теперь попробуем вдуматься во все, сообщенное в ней, поглубже. Всмотримся в то, какое место эта глава занимает в сложной структуре Апокалипсиса. Для этого мы должны вернуться назад, к той книге, или свитку, который достоин открыть Агнец-победитель ( Откр.5:1–9 ). Свиток содержит в себе до той поры тайный замысел Бога, заключающийся в том, каким образом победа Агнца должна привести к установлению Царства Божьего в мире. Только Агнец может открыть свиток и явить его содержание, ибо это Его победа делает возможным осуществление плана Божьего, содержащегося в книге. Точнее, как мы увидим, свиток откроет, что должна сделать Церковь последователей Агнца для наступления Царства Божьего в мире. Поскольку Агнец победил, Он – единственный, кто может открыть, как должны победить и Его последователи. Книга запечатана семью печатями ( Откр.5:1 ), и Агнец снимает печати одну за другой от Откр.6:1 до Откр.8:1 . Но события, все эти «казни» после снятия каждой печати, вовсе не являют содержание запечатанной книги, как это часто предполагается. Это был бы очень странный свиток, содержание которого открывалось бы прежде снятия всех до единой печатей. Все до сих пор изложенные события просто сопровождают снятие печатей. Этот литературный прием позволил Иоанну изложить ряд видений, которые подготавливали откровение содержания книги. Ни ряд шести «казней» при снятии печатей, ни ряд «казней», которые сопровождали звуки труб после снятия седьмой печати ( Откр.8:1–9:21 ) – не раскрытие содержания запечатанного свитка. Сам свиток, уже открытый, снова появляется только в Откр.10:2,8–10 . Большинство толкователей заблуждаются из-за слова «книжка, книжечка» в Откр.10:2,9,10 . «Книжечка» (biblandion) в греческом языке того времени не отличается по значению от «книги» (biblion) ( Откр.5:1–9 ; Откр.10:8 ) и не предполагает отличие свитка главы 10 от свитка в главе 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Дракон. Миниатюра из «Книги фигур» Иоахима Флорского. XIII в. (Б-ка колледжа Корпус Кристи, Оксфорд. Ms. 255А. Fol. 7r) Согласно И. Ф., его время - это время снятия 6-й печати Апокалипсиса; время, непосредственно предшествующее появлению антихриста. Неоднократно обращаясь к рассмотрению этого библейского образа (подробнее см.: Lerner. 1985; Potest à . 2004. P. 286-339), И. Ф., опираясь на слова ап. Иоанна Богослова: «Вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов» (1 Ин 2.18), считал, что антихристами можно назвать ряд правителей, преследовавших и убивавших христиан; при этом каждый последующий «антихрист» оказывается более жестоким гонителем, чем предыдущий. Эти правители отождествляются И. Ф. с головами дракона из Апокалипсиса (Откр 12. 3), а также с 7 головами «зверя багряного» (Откр 17. 3), символизирующими 7 царей, из к-рых «пять пали, один есть, а другой еще не пришел» (Откр 17. 10). 5 «павших» царей-антихристов - это, по словам И. Ф., Ирод, Нерон, Констанций, Магомет, Мельсемут. Один антихрист, к-рый существует - Саладин. Антихрист, к-рый должен прийти в конце 2-й эпохи, отождествлялся И. Ф. со «зверем из моря», к-рый описывается в Апокалипсисе (Откр. 13), а также с последней головой дракона (Откр 12. 3), обозначающего самого диавола, который посылает всех антихристов (см.: Ioachim Florensis. In Apoc. Fol. 9). Связанные с появлением нового антихриста гонения на христиан должны произойти в самом конце 2-й эпохи, т. е. между 1200 и 1260 гг. Однако антихристу не удастся уничтожить всех христиан: в гонениях выстоят особые «духовные мужи» (vires spirituales), т. е. монахи, к-рые после низложения антихриста и суда над Вавилоном (ср.: Откр 15. 1-4; 17. 1 - 19. 21) вступят в 3-ю эпоху Св. Духа, по-видимому отождествляемую И. Ф. с «тысячелетним царством праведников» (ср.: Откр 20. 1-6). В эту эпоху произойдет возрождение Церкви: язычники и иудеи обратятся ко Христу, Западная Церковь соединится с Восточной, все христиане будут наслаждаться миром, покоем и созерцанием (см.: Ioachim Florensis. Concord. II 2. 5; Idem. In Apoc. Fol. 137). Не обращенными в христианство окажутся лишь нек-рые народы, живущие «на краях Земли»; их соберет на последнюю битву с христианами «Гог, последний антихрист» (In Apoc. Fol. 9; ср.: Откр 20. 7). Победа над ним совершится в конце 3-й эпохи, после чего мировая история завершится, а христиане будут вечно царствовать с Христом в небесном Иерусалиме.

http://pravenc.ru/text/578138.html

Но к этому нужно добавить, что Откр. может быть определено и как послание, о чем свидетельствуют благословения и приветствия опять-таки в начале и в конце, вполне, например, в духе Павловых посланий, хотя при этом явно чувствуется и «апокалиптический» отпечаток: 4 Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, 5 и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных (Откр. 1, 4-5). Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь (Откр. 22, 21). Итак, «Откр.– апокалиптическое пророчество в форме окружного послания семи церквам в Асии» . Сейчас уже не вызывает сомнения, что Откр. свойственна тщательно продуманная, «просчитанная» структура : повествования сгруппированы в определенные ряды (например, седмиричные) и находятся в сложной взаимосвязи. Однако парадокс заключается в том, что анализ литературной структуры Откр. приводит разных исследователей к самым разным выводам. По замечанию одного толкователя, сколько существует комментаторов Откр, столько же существует и версий структуры Откр. Например, книгу можно разбить на три неравные части: 1) Главы 1–3. В форме обращений (с натяжкой можно сказать посланий, как это делают многие, хотя нужно учитывать, что вся книга Откр. является посланием — см. выше) к семи Асийским церквам говорится о реальной ситуации в конкретных тогдашних христианских общинах (церквах). За историческими подробностями, характерными именно для той эпохи и, возможно, не всегда понятными нам сейчас, можно увидеть и непреходящие проблемы, существующие до сего дня. Эти главы — самые «не-апокалиптические», а, скорее, пророчески-увещательные. С точки зрения экзегезы они не самые трудные в Откр. 2) Главы 4–20. Это самая значительная по объему часть. Здесь и находится собственно апокалипсис, а вместе с этим начинаются и сложности! Это главы, полные крови, страха, борьбы. Кто ведет эту борьбу, с кем и за что?..

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

В Откр 1. 9 - 3. 22 описывается явление подобного Сыну Человеческому (Откр 7. 13), к-рый диктует Иоанну, автору Откровения, 7 посланий к 7 «церквам, находящимся в Асии» (Откр 1. 11). Было сделано предположение ( Yarbro Collins. 1993. P. 100), что это описание и по форме и по содержанию восходит к Дан 10. 2-12. 4; оба текста описывают видение некой небесной фигуры, провидец называет себя, а также время и место, где ему было видение; в обоих текстах провидец поражен видением и падает на землю без чувств; вслед за видением следует пространное объяснение, связанное с некой книгой (Дан 10. 21; Откр 1. 11, 19). В описании подобного Сыну Человеческому в Откровении Иоанна Богослова имеются черты, сближающие его с образом Ветхого днями из Дан 7: «глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный» (Откр 1. 14). Обычно божественные черты в описании подобного Сыну Человеческому понимаются как свидетельство того, что автор Откровения стремится т. о. показать божественное достоинство Воскресшего Христа - равенство Сына Божия Отцу. Однако ряд исследователей ( Yarbro Collins. 1993. P. 103) пытаются объяснить их с помощью методов текстологии, предполагая зависимость Откр 1 от Дан 7. Дело в том, что 2 греч. рукописи Книги пророка Даниила, в к-рых дошел перевод LXX (Codex Chisianus. (Ms. 88) и Papyrus 967), приводят в Дан 7. 13 ошибочное чтение: ς παλαις μερν (как Ветхий днями) вместо ως παλαιο μερν (до Ветхого днями). По-видимому, даже если считать, что такое чтение возникло как обычная ошибка, оно быстро получило богословскую интерпретацию, при к-рой и Ветхий денми, и подобный Сыну Человеческому понимались как 2 различных проявления Бога. Если текст Дан 7. 13 был известен автору Откровения именно в таком виде, то это может служить объяснением того, почему подобный Сыну Человеческому в Откр 1. 14 имеет в описании черты Ветхого днями из Дан 7. В Откр 3. 21 воскресший Христос говорит: «Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его». Автор Откровения, по-видимому, считал это исполнением пророчества из Дан 7. 13-14. Возможно также, что это место скорее соответствует Дан 7. 9-10 (что допустимо, если принять стремление показать равенство Сына Человеческого и Ветхого днями, описанное выше), в то время как Дан 7. 13-14 относится более ко Второму пришествию (Откр 1. 7) ( Yarbro Collins. 1993 P. 103).

http://pravenc.ru/text/171183.html

83. По словам Чедвика, это изречение в византийских флорилегиях приписывается Плутарху; см. у преп. Максима Исповедника ( Migne J.-P . PG. XCI. 784D. 86а. Интересно сопоставить с 371; см. слова Сократа: Ксенофонт . Воспоминания о Сократе. I.5.4; Philo Alexandrinus . De somniis. I.124; Клим. Алекс . Стром. VII.70. 1. 86b. t_loj eЩsebëaj filprXj QeTn. 89. ­­ 210b. Ср.: Мф 7:12. 90. Ср.: 121а; Epict . Enchiridion. 5. 91b. Cp.: 15. 92. ­­ 404. Ср.: 128. 93. Ср.: 153. 96. Ср.: 11, 23, 102. 97. Ср.: 24. 98. aЩm_rkeian _skei ­­ 334; ср.: 120. 99. Ср.: 128. Недолжное — _topoj. 102. Ср.: 23. 107. оЩ calepXn ™p_ тХ аЩтХ gen_sqai m_ Одно из самых проблематичных изречений. Руфин прибегает к исправлению текста и меняет смысл на противоположный. Чедвик интерпретирует его так: «не раздражайся, когда грешники собираются вместе для целей не греховных». Возможен и следующий перевод греческого изречения: «не трудно, чтобы грешники сошлись во мнениях, не погрешая ». 109. Цитируется Оригеном (Против Цельса. VIII.30. Ср. тж.: блаженный Диадох Фотикийский . Подвижническое слово, разделенное на 100 глав деятельных. 44. /Добротолюбие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. Т. 3. 110. Ср.: Мф 15:11,17—18. 113—114. Ср.: Платон . Государство. 379b, 617e. 117. оЩ g_gonaj ™ntruf " swn тН тоа Qeoa paraskeuH. 118. Ср.: 128. 119. Ср.: 19, 276. 120. megaloyuc:a — собственно, не великодушие, а скорее «величие души». Ср.: Аристотель . Никомахова этика. 1123b слл.; Плотин . I.6.6; святитель Иоанн Златоуст . Беседа на 1 Кор. XI.1 ( Migne J.-P . PG. LXI.89. 125—126. Ср.: 290; Клим. Алекс . Какой богач спасется. 3; Ксенофонт . Воспоминания о Сократе. II.1.19—20. 127. Руфин заметно меняет смысл изречения и переводоит: Non oportet contemni ea quibus etiam post depositionem corporis indigemus. 128. Ср.: 92, 99. 129. Ср.: 34, 82е. 130. Ср.: 17. 131. Ср.: 197. 135. Ср.: 58, 59. 138. Чедвик отмечает, что себялюбие Филоном и Климентом Александрийским рассматривается как начало греха. Аристотель различает хорошее и дурное себялюбие (Никомахова этика. IX.8.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3914...

Таинственный ход церковной истории раскрывается Тайнозрителем в седмеричной последовательности: 1 . снятия семи печатей ( Откр.6:1 , –:8, 1); 2 . семь трубящих ангелов ( Откр.8:2–11, 19 ); 3 . семь знамений (12–15 гл.); 4 . семь чаш гнева (16 гл.). Эти четыре седмерицы видений можно понимать как четыре этапа эсхатологического свершения. Но, возможно, для лучшего уяснения, Апостол четырекратно возвращается к одним и тем же событиям, возвещая будущее в различных образах. Следует иметь также в виду, что в Откровении различные периоды времени – настоящее, прошедшее и будущее – даны в едином моменте созерцания. Будущее рассматривается как уже свершившееся в спасительном подвиге Христа ( Откр.16:17 ), но оно постепенно реализуется в истории. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОТКРОВЕНИЯ II. Изображение грядущих бедствий мира (гл. 4–18) 1. Видение Господа Вседержителя в виде Агнца (гл. 4–5) После написания посланий семи Церквам, т. е. всей вселенской Церкви, Иоанн восхищается к видению Церкви Небесной, торжествующей, с тем, чтобы лицезреть неизменность судеб Божиих и конечного торжества Его правды. Иоанн увидел престол Божий и сидящего на нем Бога Вседержителя во славе ( Откр.4:2 ). 24 старца, сидящие вокруг престола ( Откр.4:4 ), суть избранные из всех племен и народов представители народа Божия, представленные по числу колен Израилевых и свв. Апостолов. Окрест престола славословили четыре животных, виденные еще Иезекиилем ( Откр.1:15–18 ) – духовные прообразы твари, славословящей Бога (иногда они толкуются как 4 херувима, символизирующие 4-х евангелистов (у М. Барсова ). В деснице Всевышнего была книга, запечатанная семью печатями, с начертанными в ней сокровенными судьбами мира и Церкви ( Откр.5:1–4 ). Снять печати и раскрыть тайны книги мог только Агнец Божий, т. е. Сын Божий, закланный от сложения мира ( Откр.5:5 ; Ис.53:7 ). Семь рогов Агнца есть знамение силы Его, а семь очей суть семь даров Св. Духа ( Откр.5:6 ). 2. Вскрытие Агнцем семи печатей (Откр.6:1–8, 1) (Первая седмерица видений)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

В следующих словах Апостола: «мы, кои живем, кои остаемся в пришествие Господа, не предварим почивших» ( 1Фес.4:15 ), «мы, кои живем, кои остаёмся, будем восхищены вместе с ними, в облаках, в сретение Господу, – в воздух (восхищены будем)» 3 ( 1Фес.4:17 ) «се, тайну возвещаю вам: не все мы умрём, но все изменимся – вдруг, во мгновение ока, при последней трубе» ( 1Кор.15:51–52 ) – возбуждённое эсхатологическое настроение первых христиан могло находить для себя опору в предположении, что и сам Апостол надеялся дожить до второго пришествия. Указания на существование в первохристианстве веры в близость второго пришествия Господа находим мы и в писаниях ап. и ев. Иоанна Богослова. И он ожидает скорого суда: «Грядет час (ρχεται ρα), воньже вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия» ( Ин.5:28 ; ср. Ин.5:21:23; 14:3 ). И он считает близким «конец» мира: «Дети, – восклицает он, – последняя година есть (σχτη ρα στν)“ ( 1Ин.2:18 ). Та же самая мысль о грядущем всемирном Христовом суде, всегда готовом открыться во всей своей силе, является основной и господствующей мыслью книги Откровения Иоанна Богослова, так что ей начинаются и сопровождаются, и оканчиваются все апокалипсические видения. «Се грядет (δο ρχεται) со οблаки», – так начинает говорить Тайнозритель тотчас после приветствия ( Откр.1:7 ). «Гряду тебе скоро», – говорит Сам Господь Ангелу Ефесской церкви ( Откр.2:5 ). «Держите, дóндеже прииду (χρι ο ν ξω)», – говорит Фиатирским христианам ( Откр.2:25 ). «Се гряду скоро (ρχομαι ταχ): держи, еже имаши, да никто же приимет венца твоего» – сказано Ангелу Филадельфийской церкви ( Откр.3:11 ). «Се гряду скоро (δο ρχομαι ταχ)»– так в заключение повторяет несколько раз Господь Иисус ( Откр.22:7, 12:20 ) 4 . Из Апокалипсиса же мы видим, что древние христиане даже молились об ускорении конца этого мира и о пришествии Христа: «И дух, и невеста глаголют: прииди. И слышай да глаголет: прииди» ( Откр.22:17 ). «Ей, гряду скоро: аминь», – так говорит «свидетельствуяй сия», т. е. Сам Господь, давший откровение ап. Иоанну, «Ей, гряди, Господи Иисусе», – отвечает сам Тайнозритель ( Откр.22:20 ). Самая цель Откровения обозначена так: «Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре ( δε γενσϑαι ν τχει)» ( Откр.22:6 ) и в самом начале книги: «Блажен чтый, и слышащии словеса пророчествия и соблюдающии писаная в нем: время бо близ ( γρ καιρς γγς)»“ ( Откр.1:3 ). Эту же веру в близость парусии мы находим и в древнехристианской или до-никейской церковной письменности: у мужей апостольских, у христианских апологетов и представителей полемической литературы 2-го века и начинающейся научно-богословской письменности 3-го века.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vera-v-...

С другой стороны, не только для христианской Церкви нужно было принятие из иудейской и языческой среды тех или иных элементов духовной культуры. Для самого мира, в окружении которого живет и которому служит Церковь , нужно, чтобы все лучшее в нем приобщалось церковной жизни, было бы воцерковлено. Первое изъяснение сокровенного смысла форм христианского богослужения и его символики дано апостолом Иоанном Богословом в Апокалипсисе. Святой тайнозритель увидел в открывшейся ему области небесного «дверь, отверстую на небе» ( Откр. 4, 1 ), войдя в которую, он узрел Сидящего на престоле в окружении двадцати четырех старцев с золотыми венцами на головах; пред престолом Господа – горящие семь светильников; посреди и вокруг престола – четырех животных с лицами льва, тельца, человека и орла летящего. Иоанн Богослов слышит, как животные воздают хвалу Богу: «Свят, Свят, Свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет». Старцы падают ниц пред Сидящим и поклоняются Живущему во веки веков, полагают венцы свои пред престолом и приносят славословие. Дабы раскрыть в деснице Сидящего на престоле запечатленную семью печатями книгу, на престол восходит «Агнец как бы закланный», приемлет книгу, и тогда все находящиеся у престола воспевают новую песнь, прославляя Агнца за то, что Он «Кровию Своею искупил нас Богу», и множество Ангелов, и всякое создание Божие «на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них... говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение, и честь и слава, и держава во веки веков» ( Откр. 5, 6–13 ). Это славословие Агнцу от всего небесного и земного сопровождается курением фимиама в золотых чашах ( Откр. 5, 8 ), возгласами «аминь», поклонами ( Откр. 5, 14 ). Апостол Иоанн Богослов видит перед престолом золотой жертвенник ( Откр. 8, 3 ), под жертвенником – души убиенных за слово Божие ( Откр. 6, 9 ), Ангела, подходящего к жертвеннику с золотой кадильницей со множеством фимиама и с молитвами всех святых, возлагающего его на золотой жертвенник. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога ( Откр. 8, 3, 4 ). Все это происходит в храме Божием ( Откр. 11, 1 ), который находится и отверзается на небе ( Откр. 11, 19; 14, 17; 15, 5 ). Апостолу Иоанну Богослову видится другой Ангел с «вечным Евангелием», слышатся возгласы «аминь», «аллилуиа» ( Откр. 19, 3, 4, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Откр.22:6 .  И сказал мне: сии слова верны и истинны; и Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре. Откр.22:7 .  Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей. Откр.22:8 .  Я, Иоанн, видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться ему; Начиная с 6 ст., идет заключение ко всему Апокалипсису. В заключение ко всему воспринятому Иоанн слышит особенные наставления, как нужно относиться к нему. Ангел-посредник ( Откр.19:9, 21:5 ) замечает, что все виденное и слышанное верно и истинно. Это откровение, назначенное для всех рабов Его, хотя бы оно и казалось странным и несбыточным, совершится вскоре, т. е. как необходимое по Божественному предопределению. От имени Самого Иисуса Христа 96 Ангел-посредник говорит о скором Его пришествии, мысль о котором должна настраивать и побуждать человека к размышлению о страшном суде. Поэтому блажен тот, кто помнит все слова апокалиптического откровения и сообразно с ними устраивает свою жизнь. Иоанн поклонился Ангелу при его сообщении Божественного откровения, так как последние слова были сказаны Ангелом от лица Самого Иисуса Христа, и Иоанн принял его если не за Самого Иисуса Христа, то за Его представителя. Но Ангел отклонил от себя это поклонение, назвавши себя простым сослужителем. Откр.22:9 .  но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись. Откр.22:10 .  И сказал мне: не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко. Откр.22:11 .  Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Откр.22:12 .  Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Откр.22:13 .  Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. Откр.22:14 .  Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В обоснование выделения класса «помазанников» свидетели Иеговы приводят два места из книги Откровения, где говорится о 144 тысячах запечатленных: из двенадцати колен Израилевых ( Откр. 7 ) и искупленных от земли девственников ( Откр. 14:1–5 ). Однако в Откр. 7:4  о девственности запечатленных не сказано, но обозначено их происхождение из всех колен сынов Израилевых, и далее (ст. 5–8) поименно указываются двенадцать колен в «неправильном» порядке: исключено колено Даново, вместо него почему-то названо колено Левиино, вместо Ефремова колена обозначено несуществующее Иосифово. Все это доказывает символичность самого числа, показывающего в себе полноту запечатленных в Церкви – Новом Израиле. Поэтому православные толкователи различают эти две группы по 144 тысячи 568 . Если же «свидетели» принимают буквально число, то логика текста должна вынудить их принять буквально и национальную принадлежность запечатленных, как это делают диспенсационалисты. Точно так же во втором фрагменте о 144 000 ( Откр. 14:1–5 ) сказано о девственности запечатленных и что они мужчины, которые не осквернились с женами. Вопреки тексту и логике «свидетели» включают в число «помазанников» и семейных, и женщин. Ничто в книге Откровения не показывает принципиального различия 144 000 и «великого множества». Например, 144 000 находятся перед престолом Божиим ( Откр. 14:3 ), но перед тем же престолом предстоит и «великое множество» ( Откр. 7:9 ). Великое множество пребывают в храме Бога (7:15), а сам храм находится на небесах (11:19, 14:17) 569 . В Откр. 7:9  не говорится, что «великое множество» лишено небесной надежды и предназначено к жизни вне нового Иерусалима. Напротив, Откр. 19:1  прямо помещает их на небеса. В свою очередь, и второе важнейшее место о якобы двух классах спасаемых – притча о других овцах, которые не сего двора, – также заканчивается обетованием их единства и равенства в Церкви: и будет одно стадо и один Пастырь ( Ин. 10:16 ). Нелепо и деление рая на два «отделения» – земное и небесное. Ап. Иоанн Богослов в видении видел не два рая, а один святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба ( Откр. 21:2 ). В этом городе соединяются новое небо и новая земля, в нем место особого пребывания Бога с прославленными людьми 570 . Вне этого города не «великое множество», но всякий любящий и делающий неправду ( Откр. 22:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010