В чем должно состоять это благообразие, Апостол означает указанием безобразия, которого должно избегать. Безобразие это составляли пьянство, пирушки, срамные песни, блудные дела, ссоры, споры и подобное. От всего этого желающему жить благообразно надлежит воздерживаться. Мы, христиане, сыны света и дня, — прияли свет веры и благодать Духа. Не следует нам увлекаться такими делами или какое-нибудь принимать в них участие. Это языческие обычаи, и для нас они совсем непригодны. То же писал Апостол и солунянам и то же выставлял побуждение: мы не во тьме ночи, а во свете дня. Упиваются ночные, а нам надлежит трезвиться и бодрствовать (см.: 1 Сол. 5, 5–7). Это главный предмет настоящего отделения, в коем Апостол требует, чтоб христиане, пребывая добрыми гражданами, воздерживались, однако ж, от худых обычаев, получивших гражданство в языческих обществах. Святой апостол Петр замечает, что христиане тогда так себя и держали. Довлеет вам мимошедшее время жития, волю языческую творившим, ходившим в нечистотах, в похотех, в пиянстве, в козлогласованиих, в лихоимании. О немже дивятся (то есть язычники) не сходящимся вам в тоже блуда разлияние (ср.: 1 Пет 4:3–4). Из этого надлежит заключить, что послабление таким обычаям есть верный признак ослабления духа христианской жизни и что общество, в котором они в ходу, язычествует, прикрываясь именем христианским. Козлогласования — «пирушки, на которых имеют обычай буйствовать и сквернить язык срамными песнями; а виновник этого — пьянство. Оно же бывает материю непотребства и наставницею в ссорах и спорах» (блаженный Феодорит). Это — «разгульные пирушки, которые или сообща, в складчину, учреждаются, или поочередно устрояются каждым соучастником. На них никто не почитает стыдом говорить и делать срамное и нечестное, потому что каждый считает пирушку как бы своею. За чужим столом стыд удерживает, а здесь за тем и сходятся, чтоб посрамничать, под действием винных возлияний, и потешиться разными услаждениями похотными. Посему Апостол заповедует избегать такого рода пирушек» (Амвросиаст).

http://bible.predanie.ru/nedelya-syropus...

    Соединиться же с Ним каждый может не иначе, как только сильнейшей сердечной любовью. Ибо евангельская грешница потому получила у Него великую милость прощения греха и крепкое единение с Ним, «что возлюбила много» (Лк.7, 47). Он любит любящих Его, прилепляется к прилепляющимся к Нему, представляет Себя ищущим Его и неоскудно подает сладость желающим насладиться Его любовью.     Для того, чтобы человек смог возбудить в своем сердце такую Божественную любовь и соединился с Ним в неразлучном союзе любви, необходимо часто молиться, возводя свой ум к Богу Ибо как от часто подкладываемых в огонь дров увеличивается пламя, так и молитва, творимая часто и с углублением ума в Боге, возбуждает в сердце Божественную любовь, которая, воспламенившись, согреет всего внутреннего человека, просветит и научит его, явит ему все «безвестное и тайное» своей «премудрости» (Пс.50, 8) и сделает его как бы пламенно-огненным Серафимом, всегда предстоящим Богу духом своим, взирающим на Него умом и черпающим в этом духовную сладость. Глава III. Молитва, произносимая устами, которой ум не внимает, есть ничто Здесь не будет неуместным вспомнить некоторые неудобовразумительные апостольские изречения (ср. 2 Пет. 3, 16) о молитве, творимой духом и умом, и тем положить начало рассуждению.     В Послании к ефесянам святой апостол Павел советует молиться духом: «Всякою, — сказал он, — молитвою и прошением молитесь во всякое время духом» (Еф. 6, 18). Тот же апостол в Послании, к коринфянам говорит: «Дух мой молится, но ум мой остается без плода» (1Кор. 14, 14).     Как же это бывает, что человек молится духом, а ум его остается бесплоден?     Слово «дух» в Святом Писании понимается по-разному. Иногда оно означает дыхание, иногда — саму душу, иногда — какое-либо желание и намерение, как доброе, так и злое, а также какую-либо добродетель или недобродетель, как-то: дух смирения, дух любви, дух милосердия, и противоположное им: дух гордыни, дух ненависти, дух сребролюбия и прочее. Иногда же слово «дух» означает какое-либо дарование Святого Духа, как, например, дух премудрости, дух разума, дух прозорливости, и прочее, а иногда — и сам ум, как пишется у того же апостола: «Обновляйтесь, — говорит он, — духом ума вашего» (Еф.4, 23).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

   Итак, имея в виду божественное откровение, повествующее нам о нашем первородном райском происхождении, ориентируясь на божественную любовь, которой нас окружил во­площенный Бог Слово, обручившись вечным благам и бессмертию, завещанным человеку Богочеловеком Христом, Спасителем нашим, через Которого мы получаем высший и не­сравненный дар «усыновления» от Бога Отца — дар, полагающий предел всем устремлениям и чаяниям, — устремим и нашу волю в добром направлении. Результат, какого мы желаем, не приходит магическим действием. Человек через самого себя производит либо свою жизнь, либо свою смерть. Опыт первого согрешения прародителей, поверивших лести и коварству зла, должен быть достаточен для того, чтобы образумить нас не повторять той же ошибки. Так, во всяком случае, мы должны сами для себя исключить поворот ошуюю, то есть в сто­рону зла.    Через печать веры во Христа мы вступаем в звание избранных «по предведению» от Бога (см. Рим. 8:29). Через наше послушание и подчинение определениям и законам Его святой воли мы доказываем на практике свое исповедание, а возделыванием святых доброде­телей и участием в таинствах становимся причастниками святости, которая есть свойство нашего Небесного Отца. «Святи будите, яко Аз свят есмь» (1 Пет. 1:16), и «сия есть воля Божия, святость ваша» (1 Сол. 4:3).    Мы должны иметь в виду, что без нас ничего не происходит, так же как, естественно, и без Благодати Христа Бога нашего мы опять-таки ничего не можем. Несмотря на то, что главным образом проявляет инициативу Бог — «Бог бо есть действуяй в вас и еже хотети и еже деяти о благоволении» (Фил. 2:13), — мы все-таки можем сказать, что существует вза­имное содействие, когда две стороны, божественная и человеческая, равноценно сменяют одна другую. Иногда действует человек, а Бог содействует; иногда же действует Бог, а со­действует человек, но никогда не бывает, чтобы каждый действовал в отдельности.    Как-то мы говорили с вами о добродетелях, носящих черты нашего богоподобия, и о ступеньках, по которым мы поднимаемся к святости. Когда отсутствуют эти добродете­ли, их место по необходимости занимают пороки. Пороки, то есть страсти, составляющие закон и миропорядок, свойственные тлению и жизни «не по природе», находятся внутри падшего человека и называются одним словом: «ветхий человек». Теперь, когда мы уже «об­лечены» в ветхого человека, как говорит апостол Павел, мы должны облечься в нового, «соз­данного по Богу», то есть во Христа (ср. Еф. 4:24). Мы рождаемся уже с этим наследием «ветхого человека» и, хотя через веру и крещение мы освобождаемся от его власти, в нас все-таки остается склонность к злу. Поэтому необходимо прилагать усилия, чтобы освобо­диться от него не только в возможности, но и на деле, через исполнение заповедей Божиих.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Лызлова 1 Или: авторитета (датск. Myndighed). Во втором из “Двух малых этико-религиозных трактатов”, изданных под псевдонимом H.H. (две заглавные латинские буквы h), С. Кьеркегор, раскрывая понятие авторитета (Myndighed), замечает: «…в связи с этим “авторитетом” стоило бы вспомнить “Назида­тель­ные беседы” магистра Кьеркегора, в которых усиленно подчёркивается и настойчиво повторяется всякий раз, когда это требуется, и всякий раз в предисловии: “Это не проповеди, поскольку их автор не обладает авторитетом для того, чтобы проповедовать”. Авторитет — это особое качество, которое получает или тот, кто призывается в Апостолы, или тот, кого рукополагают. Проповедовать значит не что иное как употреблять авторитет; и то, что именно это и означает проповедовать, в наше время как раз совершенно забыто». — Здесь и далее — примечания переводчика. 7 Ср. 1 Пет 5:7. В датском переводе Нового Завета, которым пользовался С. Кьеркегор, это место переведено как Бросьте все ваши заботы на Бога. 8 Возможно, здесь есть скрытая отсылка к 1 Кор 3:2 и Евр 5:12, — тем более что в Евр 5:12 апостол Павел уподобляет вскармливанию молоком научение первым началам слова Божия, говоря: …вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016 29 марта, 2016 12 апреля, 2015 8 июля, 2013 4 мая, 2013 4 мая, 2013 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе.

http://pravmir.ru/chemu-nas-uchat-polevy...

Вопросоответы к Фалассию. Вопрос LIX. Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 19, 1999. 18 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 19, 1999. 1 Вопрос LIX Вопрос. “К сему-то спасению исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу” (1 Пет 1:10–11). Если сами блаженные пророки, наученные Святым Духом, оставили нам в письменном виде то, чему они были научены, для исследования и изыскания, то как они, научаемые Святым Духом и записывая открытое им, могли что-либо исследовать и изыскивать? Ответ. Человеческая природа, когда она приводится в бытие, уже содержит в себе сущностным образом способности, изыскивающие и исследующие Божественное, которые были предоставлены ей Творцом. А откровения о Божественном производятся посещающей [ее] по благодати силой Всесвятого Духа. Когда в начале лукавый через грех пригвоздил эти способности к естеству зримых [вещей], то не было никого, кто бы разумевал или изыскивал Бога (ср. Пс 13:2 и 52:3) , ибо все причастные [этому] естеству обладали такой мыслящей и разумной способностью, которая была ограничена явленностью чувственных [вещей], а поэтому не могли обрести никакой мысли относительно того, что превыше чувства 2 . И разумеется, благодать Всесвятого Духа, освободив пригвожденную к материальным [вещам данную] способность, восстановила ее в изначальном состоянии у тех, которые не по внутреннему расположению оказались ввергнутыми в обман. Получив ее обратно чистой, они опять с помощью той же самой благодати Духа прежде всего стали искать и разыскивать [Божественное], а затем исследовать и изыскивать 3 . Нельзя говорить, что благодать сама по себе, без [участия] естественных способностей, могущих воспринять ведение, осуществляет во святых ведение таинств, Схолия: “Он говорит, что ни Божия благодать не осуществляет [сама по себе] просвещение ведением (energeifwtismo(uqgn)wsewq), если в естественной способности [человека] отсутствует то, что может воспринимать это просвещение, ни воспринимающая способность (t(odektik(on) не может осуществлять такое просвещение ведением без сообщающей [его] благодати (dicathqcorhgo)ushqc)aritoq)” 4

http://pravmir.ru/voprosootvetyi-k-falas...

143 Существует мнение, что Второе пришествие начнется в Иерусалиме (ср. Иустин Философ, Разговор с Трифоном, 40), а Страшный суд – в долине Иосафата.  Таким образом, можно предположить следующий порядок событий. Из-за некоторого конфликта и противоречий в глобальном царстве зверя начнутся кровопролитные войны, сопровождаемые всеми прочими апокалиптическими бедствиями и катастрофами. Конец всему этому, ради избранных – Мф. 24, 22, придет положить Христос, в явление Которого, согласно Писанию (2 Пет. 3, 10; 1 Кор. 15, 51–52; 1 Фес. 4, 15–17), произойдет изменение фундаментального порядка вещей: упразднение стихий материального мира, воскресение умерших верных христиан, изменение (из плотской в духовную) природы христиан живых и восхищение тех и других в сретение Господу. 144 144 Можно думать, что это восхищение как раз и происходит, кроме прочего, ради присоединения праведников к небесному воинству, ради пополнения его перед Армагеддоном. И в этом свете приобретают особый смысл некоторые имеющиеся у христианских народов предания, что отдельные исторические личности или даже некоторые святые по прошествии долгого времени восстанут, чтобы воевать против сил зла. Известно, например, такое предание о святом князе Вячеславе Чешском. См. также комм. на 12, 9.  Тогда поклонившееся зверю и через то отдавшее себя во власть диавола человечество, неистово истребляющее друг друга, вдруг увидит Христа, от Которого оно отреклось и по отношению к Которому всей своей предшествующей деятельностью оно стало врагом . Видимо, это обезумевшее и осатаневшее человечество, или какую-то огромную его часть, диавол и поведет каким-то образом на брань против Бога. См. также комм. на 19, 19. Следовательно, начавшись в нашей земной реальности, последняя битва будет заканчиваться уже за ее пределами – в реальности измененной. Это еще не окончательная вечность, об окончательной сказано далее: «Се, творю все новое» (21, 5), но, может быть, подобная той первой тварной вечности, которая имела место до падения Ангелов 145

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Святейший Патриарх Кирилл: Каждый человек, вошедший под своды храма Божия, должен быть встречен со вниманием и христианским расположением 19 июля 2023 г. 18:23 19 июля 2023 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая с  докладом  на пленарном заседании Архиерейского Совещания Русской Православной Церкви, которое  прошло  в  Свято-Троицкой Сергиевой лавре , говорил о том, как не оттолкнуть людей от Церкви, но наоборот, вдохновлять их собственным примером следования за Христом.  В своей речи Предстоятель Русской Православной Церкви особым образом подчеркнул, как важно помнить, что «труд архиерея — это не " княжение " над людьми, а служение великому домостроительству Божию». «Тем более это важно в нынешних условиях, когда многие люди столкнулись со скорбью и претерпевают лишения», — подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл. Предстоятель призвал клириков « не господствовать над наследием Божиим (ср. 1 Пет. 5:3), а в евангельской простоте подавать пример и вдохновлять паству быть последователями Господа Иисуса, являть соответствующий пример миру».  Святейший Владыка выразил убеждение, что необходимо «дорожить каждым человеком», и напомнил о том длительном периоде, проведенном «в закрытых храмах, куда не имели доступа прихожане», вследствие чего снизилось «число людей, участвующих в богослужениях». По словам Его Святейшества, это снижение «имело первоначальной причиной угрозу общественному здоровью и распространившийся в обществе страх», однако, «затем было обусловлено утратой некоторыми людьми доброго навыка участия в богослужении». Святейший Патриарх отметил, что «это печальное явление преодолевается» и обратил внимание на тот факт, что «путь к полноценному возвращению к участию в церковной жизни труден». Именно поэтому, «каждый человек, вошедший под своды храма Божия, должен быть встречен со вниманием и христианским расположением, он должен видеть в нас готовность поделиться богатством жизни во Христе и для Христа» — подчеркнул Предстоятель Русской Церкви. По мысли Святейшего Патриарха, большую роль играет также выстраивание правильных взаимоотношений клира не только с прихожанами, но и друг с другом и с подчиненными людьми. «Все мы надеемся на Божие снисхождение к нам грешным. Поэтому следует помнить и о милости и снисхождении к подчиненным», — сказал Святейший Владыка. «Клирики должны видеть в правящем архиерее в первую очередь любящего и мудрого отца, а не судию и карателя. Тем более образ Доброго Пастыря, Которому должен подражать епископ как наследник апостолов, несовместим с грубым администрированием, высокомерным обращением с духовенством и паствой, с " византийской " напыщенностью, " тыканьем " в адрес священнослужителей или посторонних людей, особенно в адрес тех, кто старше по возрасту», — подытожил Святейший Патриарх Кирилл. Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ /Патриархия.ru Календарь ← 4 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/6043737.ht...

Именно из чувствований, «которые во Христе Иисусе», сложилось когда-то представление о нравственных ценностях, которые с течением веков приобрели характер традиционных. Секуляризация, отрыв от Церкви и благочестия широких народных масс, индивидуализм, многочисленные теории освобождения переключили внимание народа на вещи, далекие от положительных идеалов: счастья, любви, гармонии. Главенствующую роль со временем начали играть перфекционизм, рациональность, логичность. Нравственность превратилась в науку этики и постепенно стала разделом философии и права, что означало ее превращение из совокупности личностных качеств в набор предписаний по поведению в обществе. Все это, однако, ничуть не умаляет значения нравственных ценностей самих по себе. Нравственные ценности нужны сегодня, в условиях кризиса человеческой личности, прежде всего, в качестве ориентиров для ее гармоничного становления, самоактуализации, развития. В то время как современная массовая культура и порожденная ей цивилизация навязывает личности культ бесконечного получения наслаждений, на библейском языке именуемой похотями (ср. 1 Пет. 4:3), нравственные ценности служат ориентирами не только для ее пути к Богу, но и к соединению с Ним в уподоблении Ему. Уподобление же означает не слепое подражание, а осмысленный выбор свободной личности, усвоение ей тех чувствований, «которые во Христе Иисусе». В православном богословии такой путь называется обожением. Христианские общины сегодня должны перестать довольствоваться ролью «институтов гражданского общества», — своего рода гетто, в которое их загнала секулярная цивилизация, и куда они сами согласились войти. Свидетельствование о традиционных христианских нравственных ценностях сегодня неизбежно ведет к острому противостоянию с теми, кто хочет навсегда устранить их из жизни нашего общества. Следование Христу иногда предполагает конфликт с некоторыми силами в обществе, цель которых — в его развращении и деградации. И если христиане сегодня просто довольствуются ролью добропорядочных налогоплательщиков, проявляя равнодушие к растущему развращению общества, уповая на отделение Церкви от государства, они предают Христа, они перестают быть солью земли.  Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям  (Мф. 5:13).

http://patriarchia.ru/db/text/1408016.ht...

   «Для того ли, говорит Бог, Я создал сего (человека), чтобы он, вдавшись в столь великое нечестие, сделался виновником своей погибели?»    Вот в чем существо скорби Божией! Вот в чем суть Его раскаяния! Посмотри, душа моя: Сам Господь кается в твоих согрешениях! Сам Господь, в Своем неизмеримом сострадании к тебе, сокрушается о твоем нечестии!    Как можешь ты молчать, каменное сердце, видя это?    «Для того Я с самого начала удостоил его такой чести и явил столько попечения о нем, чтобы он, избрав добродетель, был безопасен от погибели. Но так как он злоупотребил Моим человеколюбием, то лучше уже прервать его злые предначинания. ...Со Своей стороны, говорит Бог, Я сделал все: привел (людей) из небытия в бытие, вложил в (их) природу знание того, что до?лжно делать и чего не делать, даровал им свободную волю, оказал неизреченное (к ним) долготерпение и даже после уже того продолжительного времени, после обнаруженного Мною гнева и угрозы назначил еще и другой срок, желая, чтобы они, сознав свои грехи, отвратили Мой гнев; но так как и от этого не произошло никакой пользы, то необходимо уже привести угрозу в исполнение, вконец истребить их и уничтожить весь род их, как негодную закваску, дабы они и последующих родов не сделались учителями нечестия».    Видишь ли, каменное сердце, что лишь один учитель чистоты с потомством его получил от Господа право на вечную жизнь — и на земле сей, в продолжении рода своего, в котором Сам Господь волею Своею для нас воплотился «в последние времена» (1 Пет. 1:20) — тогда, «когда пришла полнота времени» (Гал. 4:4; ср.: Еф. 1:9—10); и в Царствии Небесном, куда был воскрешен Тем, Кто нас ради во ад сошел и с Собою вся воскресил.    Видишь ли, душа, окамененная нечувствием, как учителя нечестия истребляются Божиим повелением с лица земли? И не важно, что словами своими они говорят нечто, что может быть согласовано с буквой Писания, — важно то, что делами своими они уничтожают дух его, фарисейски налагая на других «бремена неудобоносимые» (Мф. 23:4; Лк. 11:46) и закрывая от них двери Царства — «сами не входят и хотящих войти не допускают» (Мф. 23:13). Ведь, как сказано, «буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3:6), потому что «существо Нового Завета — одуховление верующих»: «Не в понятиях сила Нового Завета, а в благодати Духа. Слово благовестия только приготовляло к принятию Духа; но дело новозаветное совершал Дух, приемлемый через Божественные таинства... Дух, вошедши в сердце, не писал только Новый Завет, но совершал его, преобразуя внутреннего человека по духу Нового Завета».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Обожение — высшее духовное состояние, к которому призваны все люди: «Для того создал нас Бог, чтобы мы стали причастниками Божеского естества (2 Пет. 1:4) и причастниками Его присносущности и являлись подобными Ему (ср. 1 Ин. 3:2) по благодатному обожению, ради которого все устроено и пребывает», — говорит святой Максим Исповедник [ 360 ]. Человек, согласно преподобному Иоанну Дамаскину, «вследствие своего тяготения к Богу превращается в бога, однако — в смысле причастия Божественному свету, а не потому, чтобы он переходил в Божественную сущность» [ 361 ]. Достижение обожения возможно в земной жизни, однако исключительно редки те, кто его достигают здесь. В будущей же жизни каждый, кто войдет в Царство Небесное, станет «причастником Божеского естества» и соединится с Богом. В современной богословской науке не однажды высказывалось мнение, будто на христианское учение об обожении оказал сильное влияние неоплатонизм. Так считал крупнейший русский патролог архим. Киприан (Керн), цитировавший по этому поводу Плотина: «Цель человеческой жизни — не безгрешность, а обожение» [ 362 ]. Точнее, впрочем, было бы перевести: «стремление — не быть вне греха, а быть богом» [ 363 ]. Но выражение «быть богом» в политеистической традиции понималось очень широко, так как theos (бог) могло быть даже синонимом слова daimon («демон», «божество», «бог») [ 364 ] «быть богом» означало достичь духовности, совершенства и безгрешности, присущей демонам (бесплотным духам). Правда, Плотин говорит и о большем — именно о созерцании Верховного Начала (называемого Единое, Первоединое, Благое, Сущее, Все) и единении с Ним в экстазе блаженной любви. Однако экстаз и обожение Плотина не следует полностью отождествлять с соответствующими понятиями патристической традиции. Плотиновский экстаз есть результат умственной деятельности, размышления о Боге; философ не говорит о молитве как пути к боговидению, тогда как у христианских авторов созерцание Бога является плодом молитвенного труда. Обожение Плотина — это растворение в Едином, слияние с Ним до полной утраты собственной индивидуальности, «исчезновение» в Божестве, тогда как христианское обожение означает наивысшее приобщение к Божественному свету и причастность Божественной энергии без утраты своей личности, взаимообщение и взаимопроникновение Бога и человека как двух личностей, становящихся «равными».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010