Из священных одежд того времени чудесно уцелело полное облачение святого Никиты, епископа Новгородского († 1108), которое 450 лет находилось на теле погребенного в земле святителя, а по открытии мощей его (1558) уже около 300 лет соблюдается в ризнице новгородского Софийского собора; это облачение состоит из фелони, епитрахили, поручь и палицы, штофных кофейного цвета, из пояса гарусного тканого, белого омофора и синей гродетуровой шапочки, опушенной горностаем. Там же хранится и посох святителя Никиты, сделанный из трех тонких жимолостных тросточек, связанных тремя костяными яблоками и костяною рукоятью . Кроме того, из церковных вещей того време-ни упоминаются сосуды серебряные, индитбе (верхняя престольная одежда) и служебные платы (вероятно, воздухи), шитые золотом, паникадила, кадильницы и кацеи (сосуды с ручками для каждения), колокола и била, употреблявшиеся преимущественно в монастырях . Относительно колоколов в житии преподобного Антония Римлянина повествуется, что, когда он чудесно прибыл (1106) в Новгород ночью, в это время начали звонить к заутрени и он услышал великий звон по городу,— знак, что в Новгороде уже многие, если не все, церкви имели колокола . Обычай погребать умерших при церквах или в самих церквах, начавшийся у нас еще прежде, продолжался и в настоящий период. Почти все князья, о смерти которых упоминает летопись, погребены были в церквах . Даже простые миряне удостоивались этой чести: так, благочестивая супруга киевского посадника Яна по имени Мария, бывшая духовною дочерию преподобного Феодосия, положена была по смерти своей в Великой печерской церкви на левой стороне против гроба самого Феодосия . Примечания П. собр. р. лет. 1. 75, 88, 116, 117, 120, 128, 129 Карамз. 2. Прим. 238 О церкви ростовской, созданной Владимиром Мономахом, святой Симон Владимирский говорит: «И в своем княженьи христолюбец Владимер, взем меру Божественныя тоа церкви Печерскиа всем подобием, създа церковь в граде Ростове в высоту, и в ширину, и в долготу; но и письма на хартии написав, идеже кийждо праздник, в коем месте написан есть, сия вся в чин и в подобие сътвори по образу великиа тоа церкви Богознаменныя» (рукоп. Патер. Новгор. Соф. библ. 502. Л. 8

http://sedmitza.ru/lib/text/435816/

40 В одной из Новгородских летописей есть одно замечательное выражение о Феодоре: «изгна Бог и Св. Богородица злаго и гордаго льстеца, пронырливаго врага Феодора белаго клобучка». Что значит это выражение белый клобучек? Не имеет ли оно отношения к стремлению Феодора стать в независимость от Митрополита Киевского (Нов. 4; Пол. Соб. Р. Лет. IV, 12). 47 Жит. Митрополита Петра Степ. кн. 1, 414. Митрополит Киприан не означил имени князя, называя его просто Волынским. Но по свидетельству истории Галицией в это время управлял сын Льва, Георгий, который по смерти отца своего занял Галицию, а по смерти дяди своего Мстислава получил и Владимирское княжество, и потому мог называться Волынским (О Черв. Руси – Зубрицкого стр. 64–65 и Ист. Юго-Зап. Росс. Клевон. 212–213). Ходыкевич уверяет, что стремление к разделению Митрополии и даже самое разделение последовало гораздо раньше, что в Галиче, был уже отдельным от Киевского Митрополитом до 1296 г. Иосиф, а с 1296–1306 Григорий (о Черв. Руси – Зубрицкого, пр. 41). Но это известие не заслуживает доверенности. Есть достоверные известия, что во все это время вся Россия находилась под управлением одного Митрополита Киевского. С 1243 до 1281 г. управлял Русскою паствою Кирилл, избранный южными князьями из Епископов Холмских. Путешествие этого Святителя по епархиям северной России и частое пребывание во Владимире Клязьминском ясно доказывает, что он был Митрополит всея России (Ист. Рос. Цер. Е. Р. Ф. т. 2, стр. 105–106 и прим. 175). Правда, в Румянцевском музее есть грамота, данная будто бы в 1240 г. Печерскому монастырю на землю Забудецкую, в которой в числе свидетелей упоминается Митрополит Галицкий Галактион; но эта грамота подложна, как доказал еще г. Востоков (опис. Рум. муз. стр. 114 LXIX). По смерти Митрополита Кирилла на кафедру всея России вступил Грек Максим и управлял ею с 1283 по 1308 (Ист. Р. Ц. Е. Р. Ф. т. 2, стр. 105). Таким образом известие Ходыкевича падает само собою. Но оно еще более оказывается недостоверным потому, что утверждается на грамотах подложных. Подложность этих грамот доказана нашим историографом. (Ист. Р. Г. Карамз. т. IV, пр. 203), Зубрицким (Ист. повеств. о Черв. Руси – Зубрицкого. Приб. лит. Б. В, Г, Е, Ж. стр. 15–18) и Востоковым (Опис. Русск. муз. стр. 116).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

П. собр. р. лет. 3. 78; 4. 29; 5. 28 П. собр. р. лет. 3. 86 Ник. лет. 4. 146, 195, 200–201, 252–255 Карамз. 5. Прим. 149 Митрополита Кирилл.— в Русск. достопам. 1. 116–117 митрополита Алексия — Поучител. послание, напеч. в Душеполезн. чтении. 1861. 1. 449 митрополита Фотия — послания и поучение — в Дополн. к акт. истор. 1. 180, 181 Карамз. И. г. Р. 5; 223–224. Изд. 5 П. собр. р. лет. 1. 200, 201; 2. 184 Ник. лет. 3. 58 Опис. Киево-Печер. лавры. 22. Изд. 2 П. собр. р. лет. 2. 220 Житие св. Арсения Тверск., печатное Ник. лет. 4. 284 Карамз. 5. Прим. 50 Дополн. к Акт. ист. 1. С. 315 Акт. Зап. Росс. 1. С. 59 П. собр. р. лет. 3. 101; 4. 114; 8. 62 Имена некоторых других тогдашних настоятелей Киевской лавры — в Опис. ее. С. 139 В Новгороде является действующим в 1408 г. какой-то архимандрит киевский Харитон (П. собр. р. лет. 4. 111 Об основании названных нами монастырей см. в Истор. росс. иерархии Фундукл. Обозр. Киева в отнош. к древн. С. 105–106 В Истории росс. иерархии говорится, что возобновлены были также, после разорения от татар, монастыри Киево-Межигорский — самими иноками (2. 625 и черниговский Борисоглебский — митрополитом (3. 426 Но откуда взяты эти сведения — неизвестно. П. собр. р. лет. 2. 201, 204, 215, 221 Акт. Зап. России. 1. С. 45 и прим. с. 12 Карамз. 4. Прим. 144 Был ли Григорий основателем Полонинского монастыря или игуменом в нем, в летописи не сказано. А об основании Ратского монастыря еще к концу XIII в. заключаем из того, что св. Петр в 1301 г. встречал уже, вместе с своею братиею, митрополита Максима, обозревавшего Волынскую землю (Ник. лет. 3. 103 Степ. кн. 1. 413 Зубрицк. Повест. о Червон. Руси. В прил. под буквою Д. С. 7. Изд. М., 1845 Акт. Запад. России. 1. С. 45, 47 П. собр. р. лет. 2. 201 Акт. Зап. России. 1. С. 22, 27, 41, 57 и прим. с. 7–13 Собр. Акт. Вильны, Ковно, Трок. 2. С. 146 и предисл. XIV. XXXVIII Вестник. Юго-Западн. и Западн. России. Изд. Говорск. Т. 1. Отд. 1. 122, 140. Киев, 1862 О Полоцком епископе Симеоне Новгородце — Ист. росс. иерарх. 1. 416 о полоцком князе Михаиле Андреевиче — Карамз. 5. Прим. 105

http://sedmitza.ru/lib/text/435948/

Acta Patriarch. Constantinopol. 2. 116–129 В русском переводе она напечатана в Архиве историко-юридич. свед. о России Калачев. 3. Отд. 2. С. 1–20 О всем этом см. подробно в т. 4-м нашей «Истории». Гл. 1 Acta Patriarch. Constantinop. 2. 13 См. нашей «Истории». 4. Гл. 1 Акт. истор. 1. 252 Акт. Западн. России. 1. 24. С. 35 См. в прил. 11. Acta Patriarch. Constantinop. 1. 339 См. об них в Истор. росс. иерарх. Ч. 1 О Германе — П. собр. р. лет. 4. 66; 5. 231 Ник. лет. 4. 30 О Марке и Нифонте, а по другим — Вонифатии — П. собр. р. лет. 3. 90; 8. 24 Ник. лет. 4. 48 Впрочем, имя Нифонта в числе Иерусалимских патриархов того времени не встречается. О Феогносте — П. собр. р. лет. 8. 52 Ник. лет. 4. 157 О Феодуле — П. собр. р. лет. 3. 103 О протодиаконах — Ник. лет. 4. 47 О митрополитах — П. собр. р. лет. 1. 233; 8. 60, 62 См. в прил. 12. П. собр. р. лет. 6. 88; 7. 213 Сахаров. Путешеств. русск. людей по Св. земле. 2. 7–28 Ник. лет. 4. 158–184 Восток. Опис. Румянц. муз. С. 517 Об Арсении — в житии его; Епифаний говорит о себе в житии прп. Сергия Радонежского; о Савве свидетельствует Иосиф Волоцкий («О св. отцех» в Чтен. Моск. истор. общ. 1847. 7. Отд. 4 о Зосиме — в Путешеств. русск. людей по Св. земле. 2. 31–62 Ник. лет. 4. 228 П. собр. р. лет. 6. 147 П. собр. р. лет. 8. 71 Ник. лет. 4. 272 Степ. кн. 1. 527 П. собр. р. лет. 4. 113; 5. 258 Карамз. 5. 130 Обзор. рукоп. Кирилла Белоезер. в Чтен. Моск. истор. общ. 1860. 2. Отд. 3. С. 37 Акт. истор. 1. 253. С. 476 Акт. эксп. 1. 370. С. 463 Карамз. 4. 26–27. Изд. Эйнерл. Все эти шесть посланий папы, подписанные им в один день, напечатаны в Historic. Russiae monument. 1. LXI–LXVI Карамз. 4. 32 Эти девять папских посланий, писанных в сентябре 1217 г., напечатаны в Historic. Russ. monum. 1. LXVII–LXXV Ibid. LXXVI Эта Дубравка не была ли уже второю женою Василька после первой — дочери Георгия суздальского? (Карамз. 4. 33 П. собр. р. лет. 2. 191 Histor. Russ. monum. 1. LXXVII Raynald. Annal. Eccles. An. 1249. 15 Карамз. 4. 33 и прим. 56 П. собр. р. лет. 2. 190–191 Hist. Russ. monum. 1. LXXXVIII, XCV

http://sedmitza.ru/lib/text/435948/

е. митрополита (снес.: Карамз. 5. Прим. 56 (301)). О вызове Дионисия Суздальского в Царьград самим патриархом упоминается в Акт. истор. 1. С. 471 (228). О ярлыке Митяю – см. у Григорьева. О достов. ханск. ярлык. 73, 86 (256). Касательно смерти Митяя летопись замечает: «Инии глаголаху о Митяи, яко задушиша его, инии же глаголаху, яко морскою водою умориша его, понеже и епискупи вси, и архимариты, и игумены, и священницы, и иноцы, и вси бояре, и людие не хотяху Митяя видети в митрополитех; но един князь великий хотяше» (Ник. лет. 4. 76 (374)). 2151 Acta Patriarch. Constantinop. 2. 12 (425). Здесь же замечено, что Пимен прибыл в Царьград спустя немного после Киприана (2.15 (425)). 2154 Acta Patr. Constantinop. 2. 122 (425); П. собр. р. лет. 5. 238; 8. 48 (351); Ник. лет. 4.139,140 (374). 2155 Акт. истор. 1. 251 (228); П. собр. р. лет. 5. 239; 8. 48, 49 (351); Acta Patriarch. Const. 2.123 (425); Ник. лет. 4.131,142,144,147 (374); Карамз. 5. Прим. 124 (301). 2156 Acta Patriarch. Constantinop. 2. 98, 124 (425); П. собр. р. лет. 5. 239; 8. 50 (351); Ник. лет. 4.151 (374); Карамз. 5. Прим. 124 (301). 2157 Acta Patriarch. Const. 2. 116–129 (425); П. собр. р. лет. 4. 96; 5. 243; 8. 52 (351); Ник. лет. 4.156–158,162,170,192 (374); Акт. истор. 1. 252 (228). 2159 П. собр. р. лет. 3. 96–98; 5. 244–246, 249; 6. 128; 8, 61 (351); Ник. лет. 4. 195–202, 252, 253, 257, 267, 268 (374). 2163 Acta Patr. Const. 2. 280–285 (425). Из приведенных слов патриарха к митрополиту Киприану очевидно, как несправедливо замечание Троицкой летописи, будто в 1389 г. под властью Киприана «бысть едина митрополья – Кыев и Галич и всея Руси» (П. собр. р. лет. 1. 233 (351)). 2166 П. собр. р. лет. 3.130; 5. 254–256; 6.130,132,133; 8. 70, 77–80 (351); Ник. лет. 4. 312–318; 5. 3–7 (374); Степ. кн. 1. 557–562 (308). 2167 Акт. истор. 1. 19. С. 32 (228); Акт. Западн. России 25 (230); П. собр. р. лет. 3.104; 6.144,145 (351); Ник. лет. 5. 32, 34 (374). См. еще прил. 14. 2168 П. собр. р. лет. 1. 234; 3.104; 5. 258; 6.139; 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

1607 Митроп. Иоанна. П Церк. правил. Иакову черноряз. в Русск. достоп. 1. 89– 104 (136); П. собр. р. лет. 1. 73, 75–78, 92, 95 (228). 1611 Мы привели это письмо в сокращении, как оно читается в Истории Карамзина (1.116–118 (148)). Вполне оно помещено в П. собр. р. лет. 1.105–107 (228). 1613 Там же. 70, 120, 137. О святом Николае Святоше Симон замечает Поликарпу: «Помысли сего князя, егоже ни един князь в Руси не створи: волею бо никто же вниде в чернечество. Воистину сии болий всех князей руских» («О преподобном Святоши князи»). 1614 П. собр. р. лет. 1. 88,120,137; 2. 8,14 (228); Татищ. 1. 218, 255, 290 (294); Карамз. 2.145,155 (148) и прим. 240. 1615 Симон в сказ. о создании Печер. церкви; П. собр. р. лет. 1. 118, 120. Снес.: 129; 2. 2, 270 (228). 1618 Карамз. 2. 144 (148); Поликарп, в сказ. о Прохоре черноризце. Здесь, между прочим, говорится: «Бысть во дни княжения Святополча в Киеве, много насилия людем сътвори Святополк: домы бо сильных до основания без вины искоренив и имениа многих отъем...» И далее: «Бе прежде вражду имея на нь (на игум. Иоанна), зане обличаше его ненасытства ради богатства и насилиа ради, егоже ем Святополк в Туров заточи...» (рукоп. Патер. Печер.). 1619 «Князь же повеле мучити его (Феодора) крепко, яко омочитися и власянице от крови, и посем повеле его в дыме велице повесити и привязати его опаки, и огнь возгнетити...» Далее: «И повеле бити его (Василиа) без милости и, шумен быв от вина, и взъярися, взем стрелу, уязви Василия... И в ту нощь оба скончашася о Господе» (Патер. Печер. о преп. Феодоре и Василии). 1620 П. собр. р. лет. 1. 85, 86, 88, 92, 112, 129 (228). О Мстиславе – Пролог XIII в. (Опис. рук. Румянц. муз. С. 452 (88)) и Карамз. 2.115–119 (148). Читать далее Источник: История Русской церкви/Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. - Москва : Изд-во Спасо-Преображен. Валаам. монастыря, 1994-./Кн. 1. - 1994. - 406, с., л. ил.; Кн. 2. – 1995. - 702, с., л. ил.; Кн. 3. – 1996. – 702, с., л. ил.; Кн. 4. Ч. 1. - 1996. - 590, с., л. ил.; Кн. 4. Ч. 2. – 1996. - 468 с.; Кн. 5. – 1996. - 559 с., л. ил., факс. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

159 Дополн. А. и. 2. 75 А. э. 3. 103 А. и. 3. 66 Строев. Списки иерарх. и настоят. монастырей. С. 362, 809, 828 160 Собр. госуд. грам. 2. 73 А. э. 3. 109. С. 151–152 Имения, пожалованные Псковскому владыке, — Древн. рос. вивлиоф. 15. 211–218 Астраханскому — Любарск. Иерархия Астрахан. епархии, в Сборн. древностей Казан. епархии. С. 196 161 А. и. 1. 224, 245; 2. 32, 83, 191, 281, 315, 330 162 А. и. 1. 229, 247, 249; 2. 31, 33, 49, 58–61, 64, 68, 73, 75, 77, 86 А. э. 2. 17, 19, 161, 204, 205 Русск. истор. библиот. 2. 117, 170 Акты, относ. до юрид. быта древней России. 1. 41. П. 3, 4 163 А. э. 2. 16, 62, 63 А. и. 2. 69 Русск. истор. библиот. 2. 116 Вот, например, сколько выдавалось ежегодной руги из государевой казны на причт смоленского собора: протопопу 13 рублей, 8 алтын, две деньги; протодьякону 5 рублей, 28 алтын, две деньги; двум ключарям и четырем попам по 5 рублей, 21 алтыну и по четыре деньги каждому; пяти дьяконам да уставщику по 4 рубля, 18 алтын и по две деньги каждому; двум пономарям по 2 рубля каждому; двум сторожам да просвирне по 16 алтын и по четыре деньги каждому (А. и. 2. 178 164 Карамз. 12. Прим. 265 А. и. 2. 98 А. э. 1. 345; 2. 168; 3. 38 Дополн. А. и. 2. 152 Снес. А. э. 3. 79–81 165 Русск. истор. библиот. 2. 190. С. 869, 877, 884, 891 Подобные же сборы с имений Вологодского владыки и Спасо-Прилуцкого монастыря сделаны были и прежде, в 1612 году (А. э. 2. 216 166 А. э. 3. 93 167 А. э. 2. 135, 144, 145, 160 168 Палицын. Сказание об осаде Тр.-Сергиева монастыря. Гл. 59, 61, 77. С. 190, 197–200, 243 169 А. э. 2. 136. С. 249 170 Петрей. История о вел. княжестве Московском. Ч. 6, в Чтен. М. истор. общ. 1867. 2. Отд. 4. 421 Бер, в Сказ. современн. о Димитрии самозв. 1. 12 Снес.: Карамз. 11. Прим. 125, 126 171 Канон блаж. Василию помещен в Каноннике Евфимия Туркова, игумена Иосифова Волоколамского монастыря, писанном в конце XVI века (Рукоп. Волокол. монастыря в Моск. Дух. Акад. 412 и в другом сборнике церковных служб того же времени (Рукописи Царского. 563. Л. 301 об. А житие блаженного встречается

http://sedmitza.ru/lib/text/436152/

870 Ист. христ. в России, Макария, с. 342, 343; Monum Polon. hist, I, 224–25; Рус. Беседа 1856, I 876 Татищев, III, 344, 345 Карамз., III, 85, прим. 149. Ut filiam reducat ad matrem et membrum ad caput 880 Ист. русск. церк., Макария, III, 242, 243. Hist. Rus. Monum., I, 33. В том же собрании о др. погранич. областях и об отношениях к Руси 884 Ibid., 105, 113, 116, 119, 120, 122, 123. Напомним крестовый поход кор. Магнуса шведского против Новгорода в 1348 г. (Новгор. лет.) 885 Карамзин, V, 161. В одной летописи говорится (П. С. Р. лет., II, 355), что он был присужден в России к сожжению 889 Там же, стр. 41 и 42; Олеарий, О состоян. России в XVII в., кн. III, гл. 31. Mayerberg Relation d " un voyge en Moscovie, Paris, 1858, II, 11 890 Временник Моск. Общ. ист., V, отд. 2, 1–18. Греч. полемич. сочин. по списку XIV в. (Павлов, 301–318) 892 Ист. церк. Макария, II, 140, пр. 273; Попов, 81–91; Павлов, 234–244, 377–384; Ист. церк. Макария, II, прим. 52 893 Учен. зап. Акад. Н., II, отд. I, отд. III, 1–20 и Пам. рос. слов. XII в. 205; Попов (91–99); Павлов (355–372) – греч. и слав. тексты (Попов, 63–81), с замеч. о редакциях 894 Памятн. рос. слов. XII в. 153; Ист. церк. Макария, II, пр. 277, 281; Попов, 101–118; Павлов (248–251) и др. Статьи иером. Августина (Тр. Киев. ак.), под заглавием: Полемич. сочин. против латинян в XI-XII вв. в связи с общим историч. изыскан. относительно разности между восточной и западной церквами (1867, 6 и 9) и Спор греков с латинянами об опресноках и о квасн. хлебе в таинстве евхар. (1870, 12) 895 Попов (118–296); Павлов (251–271). В сборниках Кирилло-Белозер. мон. много статей против латин (Летопис. занят. Арх. Ком., III, 50–51) 896 Попов (296–376); Павлов (272). Опис. рукоп. Рум. муз., стр. 293, 307, 311; Опис. рук. Синод. библ., II, 471–485 897 Попов (296–340); Павлов (ibid). Политика, однако не сообразовалась с этим требованием: на 29 брачных союзов русск. князей с иноземными приходится 8 на браки с иноземками, а 21 на браки рус. княжен с иностранцами (А.Синайский, Отношен. древн. русск. ц. и общества к латинск. Западу, X-XV в., Спб. 1899, с. 128–180)

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Отрывки из Жития св. Иакова в Опис. Спасо-Яковлевск. монастыря. С. 6–7. СПб., 1849 Служба св. Иакову в Минее месяч. Ноября 27-го Известия Археологич. общ. 2. 94 3. 423 Здесь же приложен и точный рисунок с последнего креста. Макар. Археолог. опис. церк. древн. в Новгор. 2. 129, 132 Извес. Археолог. общ. 3. 142 где приложен и рисунок креста; Варлаам. Опис. древн. Кир.-Белоезер. монастыря в Чтен. Моск. истор. общ. 1859. 3. 66 Рисунки и этого омофора и этих окладов на Евангелиях в Древност. Росс. государства. Отд. 1. 78, 79, 97 Извест. II Отд. Акад. наук. 7. 259 Варлаам. Обозр. библиот. прп. Кирилла Белоезер. в Чтен. Моск. истор. общ. 1860. 2. 8, 13, 20, 26 Макар. Археол. опис. церк. древн. в Новг. 2. 208–209 Acta Patriarch. Constantinopol. 1. 264–265 П. собр. р. лет. 8. 74 Ник. лет. 4. 272, 288, 289, 299 Степ. кн. 1. 527 Снегирев. Опис. москов. древн. 92 См. прил. 3. Грамота патриарха к митрополиту Феогносту в Act. Patriarchat. Constantin. 1. 191 а в славянском переводе — в Степ. кн. 1. 421–422 П. собр. р. лет. 5. 191 Ник. лет. 3. 42 Степ. кн. 1. 374 Карамз. 9. Прим. 87 См. прил. 19 и 20. Числ. 11. Следуем преимущественно указаниям Питирима, епископа Пермского, который в каноне святителю Алексию (см. в Мин. месяч. Мая 20-го составленном тотчас по открытии мощей его, говорит: «Честныя твоя мощи в шестьдесятное лето обретошася нетленны» — и далее: «Гроб, идеже положено бысть честное тело твое, сокрушен бысть от многаго камения, егда распадеся церковь, мощем же твоим никако же прикоснуся» (песн. 5 и 6). Пахомий, писавший житие св. Алексия гораздо после (в 1460 г.), хотя также выражает мысль, что мощи святителя открыты чрез шестьдесят лет по смерти его, и след. в 1438 г. («и бысть убо святый в том гробе 60 лет»), но вслед за тем впадает в странную ошибку, замечая, будто они открыты «при святейшем митрополите Фотии Киевском», когда Фотий скончался еще в 1431 г. (сборн. моей библ. 4. Л. 124 об. ). Составитель летописи Никоновой как бы еще увеличивает эту ошибку. Он повторяет и то, что святой Алексий «пребысть в том гробе 60 лет», и то, что мощи его открыты «при святейшем Фотии, митрополите Киевском», и прибавляет: «В лето 6939», т. е. 1431 (4. 65 Можно ли положиться на такое свидетельство? (Снес.: пр. Филар. Русск. свят. Февр. 12. С. 115–116. Прим. 159 См. также: Степ. кн. 1. 470, 473, 474

http://sedmitza.ru/lib/text/435948/

197 Списки XV века в сб. Тр. Серг. л. N5 116, л. 415; служба л. 421; в рукоп. Унд. N° 370, л. 218, без последних чудес; об одном из них только замечено: «Се же ино (инде) скажем, писано в житии св. Сергия, о Симеоне Антонове чудо чти». Это ссылка на помещенное в той же рукописи сводное житие Сергия но двум редакциям, где уже было рассказано об этом чуде: переписчик житий был вместе и их редактором. Си. XVI века в синод, сб. 90, л. 119; в волокол. сб. Моск. д. акад. N° 632, л. 56; в сб. Тр. С. л. N° 654, л. 20. 198 Рук. Тр. Серг. л. N° 264, л. 147. Игуменом Никон был собственно 30 лет; Пахомий прибавляет к годам игуменства и те 6 лет, которые Никон провел в безмолвии. Поздние рукописные святцы помечают кончину его 17 ноябрем 6935 года. 199 Таков состав жития но сп. XVI века в синод, сб. N° 630, л. 119; в мак. ч. мин., март, стр. 649; в сб. Румянц. муз. N° 154, л. 395; по си. XVII века в Ч. мин. Герм Тулупов»; рук. Тр. Серг. л. N° 675, л. 11. В сп. соф. библ. (напеч. в Пам. стар, русск. лит. IV, 10) к прежним чудесам прибавлено 5 новых, описанных во второй половине XVI века. Последнее из них есть исцеление присланного в Новгород царем Иваном дьяка Андрея Клобукова, который участвовал в ливонском походе 1577 года. В предпоследнем рассказано об исцелении Никиты Романова, бывшего новгородским наместником, и к этому прибавлено известие: «Тажь и посылаем оываше великим князем Иваном Васильевичем предреченный Никита и с ним воевода Георгий, нарицаемый Токмаков, в землю Свиских Немец и.взяша град, рекомый Пернов». Никита Романович Юрьев был воеводой большого полка при взятаи Пернова в 1575 году. Карамз. IX, прим. 412, 426 и 460. 200 Сб. синод. 630, л. 146: «Благословением и повелением господина преосв. архиепископа Великаго Новаграда Ионы и советом игумена Саввы обители Преев. Богородицы Аркажа монастыря и господина Пахомия, от сербьския земли пришедша, мужа благочестива, проходяща иноческое житие со всяким опасением добрым, и от юности съвршена в божественном писании и во всяком наказании книжном и в философском истинном учении, еже знаменает по стененем грамотикию и прочии философии, яко превзыти ему мудростию и разумом всех книгчий, от сего же Пахомия написано бысть от житиа великаго святителя и чудотворца от великих малая, глаголю Еуфимия, с великим свидетельством, елика ему поведаша, а не все житие святаго нодробну. Сии во Пахомие является в нашей земли многих жития святых написав и славословием украсив памяти их действом св. Духа но чину добре».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010